Научная статья на тему 'Мотивация к эффективному обучению: позиции студентов и педагогов'

Мотивация к эффективному обучению: позиции студентов и педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
746
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ПРАКТИК / МИКРОКЛИМАТ НА ЗАНЯТИЯХ / ЗНАЧИМОСТЬ ПОХВАЛЫ / СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ СТУДЕНЧЕСТВА / MOTIVATION FOR LEARNING / EFFECTIVE LEARNING / OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / TEACHING AND LEARNING MATERIALS / PRACTICING TEACHER / LEARNING MICROENVIRONMENT / SIGNIFICANCE OF PRAISE / SOCIALIZATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эррера Лариса Михайловна, Афанаскина Ольга Евгеньевна

В статье проводится сравнительный анализ мотивированности студентов к эффективному обучению в вузе с помощью изучения позиций учащихся и педагогов, проведенный на основании сопоставления результатов научных изысканий опроса преподавателей и их воспитанников, показавшего некоторые расхождения во взглядах, что может препятствовать оптимизации учебного процесса. Результаты могут быть применены как при организации учебного процесса в вузе, так и в построении работы преподавателей и воспитателей учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эррера Лариса Михайловна, Афанаскина Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION FOR EFFECTIVE LEARNING FROM THE PERSPECTIVE OF STUDENTS AND TEACHERS

The article carries out a comparative analysis of the students'' motivation for effective learning in a higher school as viewed by students and teachers. The analysis is realized by comparing the results of the scientific investigations and the inquiry of university teachers and students that showed some differences of opinions, which may hinder the learning process. The research results can be applied in the learning process in a university, and in the formation of teachers' and educators' work in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Мотивация к эффективному обучению: позиции студентов и педагогов»

УДК 378.1

Эррера Лариса Михайловна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры основ экономической теории и социологии

Новомосковского института Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева

Афанаскина Ольга Евгеньевна

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры основ экономической теории и социологии

Новомосковского института Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева

МОТИВАЦИЯ К ЭФФЕКТИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ: ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ

Herrera Larisa Mikhaylovna

PhD in Psychology, Assistant Professor, Foundations of Economic Theory and Sociology Department, Novomoskovsk Institute of the Russian Chemical Technology University

Afanaskina Olga Evgenyevna

PhD in Social Science, Assistant Professor, Foundations of Economic Theory and Sociology Department, Novomoskovsk Institute of the Russian Chemical Technology University

MOTIVATION FOR EFFECTIVE LEARNING FROM THE PERSPECTIVE OF STUDENTS AND TEACHERS

Аннотация:

В статье проводится сравнительный анализ мотивированности студентов к эффективному обучению в вузе с помощью изучения позиций учащихся и педагогов, проведенный на основании сопоставления результатов научных изысканий опроса преподавателей и их воспитанников, показавшего некоторые расхождения во взглядах, что может препятствовать оптимизации учебного процесса. Результаты могут быть применены как при организации учебного процесса в вузе, так и в построении работы преподавателей и воспитателей учебных заведений.

Ключевые слова:

мотивация к обучению, эффективное обучение, учебно-методическая литература, оптимизация учебного процесса, преподаватель-практик, микроклимат на занятиях, значимость похвалы, социа-лизированность студенчества.

Summary:

The article carries out a comparative analysis of the students' motivation for effective learning in a higher school as viewed by students and teachers. The analysis is realized by comparing the results of the scientific investigations and the inquiry of university teachers and students that showed some differences of opinions, which may hinder the learning process. The research results can be applied in the learning process in a university, and in the formation of teachers’ and educators’ work in educational institutions.

Keywords:

motivation for learning, effective learning, optimization of educational process, teaching and learning materials, practicing teacher, learning microenvironment, significance of praise, socialization of students.

Любой человек, поступивший в высшее учебное заведение, имеет свои мотивы, сознательные или подсознательные. Но мотивация студентов как к обучению на определенной специальности, так и к качеству усвоенных знаний и навыков весьма неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей студентов, характера окружающей его группы, уровней развития студенческого коллектива и преподавательского состава образовательного учреждения. Создание мотивации к обучению представляет собой достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу.

К настоящему моменту исследователями выделены основные причины, побуждающие студентов к эффективной учебе. Мы сделали попытку выявить как основные мотивы студентов к учебе, так и те причины, которые мешают это сделать. Для получения полной картины сложившейся ситуации интересен сравнительный анализ мотивации к эффективному обучению, сделанный на основе сравнения мнения педагогов-исследователей и мнения самих студентов вуза.

Так, с точки зрения исследователей-педагогов и психологов, повысить мотивацию студентов к обучению в вузе возможно, прежде всего, тогда, когда студент целенаправленно выбрал специальность, на поприще которой он в дальнейшем хотел бы работать. Тогда он приходит в вуз с мыслью получить не просто знания, но и умение их применять. Кроме этого выделяются следующие позиции:

1. Интересные лекции. Преподаватель-практик, разбавляющий скучноватые лекции различными практическими примерами из свой профессиональной жизни, организующий встречи студентов с теми, кто уже достиг определенных профессиональных вершин в данной сфере, будет пользоваться гораздо большим интересом среди студентов, популярность приобретут и его лекции. Тот педагог, который еще и сможет доказать, что его предмет не просто интересен, но и окажется весьма полезен обществу в целом, вряд ли будет видеть пустые парты в аудитории на своих занятиях.

2. Компетентность преподавателя. Для педагога очень важно уметь дать компетентный ответ на вопрос, возникающий в ходе обучения. Тем самым он подтверждает свой профессиональный уровень, а значит, уже заслуживает уважения. Конечно, вопросы бывают разными, и в случае невозможности на них ответить сразу, необходимо обязательно вернуться к нему при следующей встрече. При такой обратной связи у студента повышается заинтересованность в предмете, что само по себе немаловажно.

3. Создание благоприятного микроклимата на занятиях. Настоящий преподаватель будет не только заниматься непосредственно обучением своих студентов, но и регулировать эмоциональный фон в группе. Доброжелательная обстановка, уважение друг к другу обязательно будут способствовать повышению эффективности учебы и положительно скажутся на ее результатах.

4. Значимость похвалы. Признание преподавателем достоинств отлично сделанной работы или хорошо подготовленного ответа студента, особенно сделанное публично, обязательно придаст ему уверенности в себе, повысит его внутреннюю мотивацию, а значит - укрепит его желание активно участвовать в учебном процессе, что, без сомнения, повлияет на качество его образования в целом.

Конечно, интерес - один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека (interest - имеет значение, важно). Интерес - реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная причина. Это положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении обучаемого к объекту познания.

Формирование интереса, согласно Л.С. Выготскому, основано на 3 педагогических законах:

1. Первый педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею; позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность.

2. Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был должным образом направлен.

3. Третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес [1].

Но у студентов могут быть свои мнения и мотивы, которые теоретически исследователи не всегда смогут предположить. Необходимо выслушать самих студентов.

С этой целью нами было проведено исследование мотивации студентов к эффективному обучению в НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева. Было обследовано 423 студента технических и экономических специальностей, которым было предложено ответить на вопрос: «Что заставило бы Вас учиться только на 4 и 5?».

Нами были получены следующие ответы (расположены по убыванию, в зависимости от количества набранных голосов):

1. Возможность получать стипендию.

2. Обеспечение работой после окончания вуза.

3. Интересные лекции.

4. Сила воли.

5. Похвала преподавателя.

6. Равномерная нагрузка по дням недели.

7. Неудачно сформулированные задания на практических занятиях.

8. Рейтинговая система (возможность получать «автоматы»).

9. Возможность обучаться на бюджетной основе.

10. Более позднее начало занятий.

11. Бесплатная столовая и транспорт.

- бВ -

Причем в комментариях готовность учиться на хорошие оценки оказалась прямо пропорциональна размеру возможной стипендии - чем выше предполагаемая стипендия, тем выше готовность учиться на хорошие оценки.

Для сравнительного анализа объединим наиболее важные из полученных данных двух мнений - преподавателей и студентов - по вопросу мотивации к качественному обучению в вузе, представленных в таблице 1.

Таблица 1 - Мнения педагогов и студентов о мотивации к эффективному обучению

(расположены по убывающей в зависимости от значимости)

Мнение педагогов Мнение студентов

1. Целенаправленный выбор профессии (намерение работать по данной специальности после окончания учебы) 1. Возможность получать стипендию

2. Интересные лекции 2. Обеспеченность работой после окончания вуза

3. Компетентность преподавателя 3. Интересные лекции

4. Доброжелательная обстановка на лекциях 4. Сила воли

5. Похвала преподавателя 5. Похвала преподавателя

Сравнивая точку зрения научных исследователей и ответы студентов на данный вопрос, мы можем сделать следующие выводы: в отличие от мнения исследователей, студенты на первое место ставят материальную заинтересованность в результатах хорошей учебы. Это может быть связано как с общей экономической ситуацией в стране, так и с недостаточной материальной обеспеченностью отдельных семей - родителей студентов. Достаточно высокой мотивацией для старательности в обучении обладает наличие уверенности в гарантированном трудоустройстве после окончания учебы в высшем учебном заведении.

Совпало мнение об интересно построенных лекциях и значимости похвалы преподавателя. Нельзя не учесть и такие моменты студенческих взглядом, как равномерная нагрузка по дням недели - это влияет на качество подготовки домашних самостоятельных заданий, а также влияние переутомления в дни большей загрузки на качество усвояемого материала. Это, конечно, вопрос к администрации вуза в отношении плана организации учебного процесса, так же и как качество выпускаемой вузом учебно-методической литературы для практических и самостоятельных заданий.

Таким образом, мнение педагогов о мотивированности студентов к качественному обучению в вузе не совсем совпадает с мотивами студентов.

В реальной жизни им приходится зависеть от экономической ситуации семьи, которая или вообще не даст возможности обучаться на дневном отделении, или приведет к необходимости подрабатывать в свободное от учебы время, что, конечно же, негативно отразится на успеваемости. Есть также достаточно серьезная зависимость от качественно организованного процесса обучения в образовательном учреждении, включая уровень разработок учебно-методической литературы. Кроме этого студенты упоминают такой фактор, как сила воли, которая необходима для того, чтобы заставить сесть за учебу, а значит становится необходимой работа воспитательного сектора вуза, который должен проводить занятия по повышению социализированности студенчества в части развития у них ответственности, социальной активности и понимания необходимости получения знаний для успеха в их дальнейшей жизни.

Ссылки:

1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Психологическая наука и образование. 1996. № 2.

С. 5-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.