Научная статья на тему 'Мотивация иностранных студентов Ближнего зарубежья при выборе российского вуза'

Мотивация иностранных студентов Ближнего зарубежья при выборе российского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВУЗА / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бикбова Лилия Надировна, Ригина Наталья Александровна

Международная деятельность высших учебных заведений направлена на улучшение качества образования студентов, повышение статуса и эффективности деятельности вуза. В статье на основе детального анализа научной литературы анализируются подходы к определению мотивации, а также рассматривается специфика учебной мотивации иностранных студентов в условиях получения образования в российских вузах. На основе результатов проведенного исследования в ФГБОУ ВО «Южно-Уральский Государственный Аграрный Университет» определяются факторы, которыми руководствуются иностранные граждане, отдавая приоритет получению высшего образования в России. Среди них выделяются невысокий уровень жизни в родных странах, возможность обучения на бюджетной основе, получение гражданства Российской Федерации, возможность стать высококвалифицированным специалистом и найти достойное место работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бикбова Лилия Надировна, Ригина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF FOREIGN STUDENTS FROM NEAR ABROAD WHEN CHOOSING THE RUSSIAN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

International activity of higher educational establishments is directed to improvement of quality of students’ education and raising the status and effectiveness of university. The article deals with one of the parameter assessment of effectiveness of university the number of students from Near Abroad. It is analysed the denition «motivation». It is paid great attention to motivation of foreign students when choosing the Russian higher educational establishment using South-Ural State Agrarian University as an example. It is dened factors which have an inuence on the choice of foreign students of getting of higher education in Russia. The main factors are low level of life in native countries, opportunity of free education, getting citizenship of the Russian Federation, opportunity to become a highly-qualied specialist and to nd a worthy job.

Текст научной работы на тему «Мотивация иностранных студентов Ближнего зарубежья при выборе российского вуза»

DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-1-152-156

УДК 378.1 ББК 74.484

Л.Н. Бикбова, Н.А. Ригина

(Южно-Уральский Государственный Аграрный Университет, г. Челябинск, Россия)

МОТИВАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ ПРИ ВЫБОРЕ РОССИЙСКОГО ВУЗА

Международная деятельность высших учебных заведений направлена на улучшение качества образования студентов, повышение статуса и эффективности деятельности вуза. В статье на основе детального анализа научной литературы анализируются подходы к определению мотивации, а также рассматривается специфика учебной мотивации иностранных студентов в условиях получения образования в российских вузах. На основе результатов проведенного исследования в ФГБОУ ВО «Южно-Уральский Государственный Аграрный Университет» определяются факторы, которыми руководствуются иностранные граждане, отдавая приоритет получению высшего образования в России. Среди них выделяются невысокий уровень жизни в родных странах, возможность обучения на бюджетной основе, получение гражданства Российской Федерации, возможность стать высококвалифицированным специалистом и найти достойное место работы.

Ключевые слова: иностранные студенты, эффективность вуза, мотивация, учебная мотивация, факторы мотивации получения образования иностранными гражданами в российских вузах.

L.N. Bikbova, N.A. Rigina (South-Ural State Agrarian University, Chelyabinsk, Russia)

MOTIVATION OF FOREIGN STUDENTS FROM NEAR ABROAD WHEN CHOOSING THE RUSSIAN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

International activity of higher educational establishments is directed to improvement of quality of students' education and raising the status and effectiveness of university. The article deals with one of the parameter assessment of effectiveness of university - the number of | students from Near Abroad. It is analysed the definition «motivation». It is paid great attention ^ to motivation of foreign students when choosing the Russian higher educational establishment < using South-Ural State Agrarian University as an example. It is definedfactors which have an x_ influence on the choice offoreign students of getting of higher education in Russia. The main § factors are low level of life in native countries, opportunity offree education, getting citizenship I of the Russian Federation, opportunity to become a highly-qualified specialist and to find a uQ worthy job.

^ Keywords: foreign students, effectiveness of university, motivation, factors of motivation.

В настоящее время каждый вуз борется за то, чтобы остаться на рынке образовательных услуг. Министерством образования и науки Российской Федерации был разработан и введён «Перечень оценки эффективности деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов» [5]. Согласно этому перечню одним из показателей эффективности вуза является удельный вес численности иностранных студентов из стран СНГ Таким образом, с каждым годом все более актуальным для российских вузов становится вопрос принятия иностранных студентов на обучение, а это, согласно приведенному выше документу, повышает статус и эффективность деятельности вуза.

Иностранный студент - это «визитер», т.е. лицо, прибывающее на обучение в чужую страну на определенное время [6, с. 72]. Вузы Москвы и Санкт-Петербурга занимают лидирующие позиции по количеству обучающихся в них иностранных студентов. Несмотря на этот неоспоримый факт, вузы города Челябинска также привлекают иностранных студентов. Южно-Уральский Государственный Аграрный Университет (ЮУрГАУ) не стал исключением, и на данный момент здесь обучается около 100 студентов из стран Ближнего Зарубежья: Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана и Туркменистана. Иностранные студенты учатся в магистратуре и аспирантуре по дневной и заочной формам обучения. ЮУрГАУ на протяжении нескольких лет активно развивает международные связи для привлечения иностранных граждан обучаться в российском вузе. Таким образом, наш вуз предпринимает попытку повысить свой статус и эффективность деятельности.

Процесс обучения иностранных студентов в российских вузах протекает сложно и многогранно как и для самих студентов, так и для преподавателей. Это и трудности языкового барьера, и социо-

культурная адаптация. Но тем не менее все эти трудности не отталкивают иностранных студентов поступать в российские вузы.

В нашей статье мы рассматриваем особенности мотивации обучения иностранных студентов Ближнего Зарубежья в российском вузе на примере ЮжноУральского Государственного Аграрного университета. Для начала необходимо определить, что подразумевает под собой термин «мотивация». Это междисциплинарный термин, т.к. он является одним из основных в психологических, педагогических, юридических, экономических и многих других науках. Поскольку ядро дефиниции «мотивация» составляет психологический аспект, то рассмотрим трактовку этого термина с точки зрения психологии.

В своем учебном пособии Е.П. Ильин подробно анализирует точки зрения и подходы к понятию «мотивация». В одном случае ее рассматривают как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Мадсен [К. Madsen, 1959]; Ж. Годфруа, 1992); в другом случае - как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986); в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов, 1998); как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян, 1976); как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас, 1990) [3, с. 65]. Отсюда Е.П. Ильин все определения мотивации относит к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как

ш

о о

о о

о ф

о ю _0 со

к

_0

*

ф

ю ^

го

с; Ю со

0 н

1

ф

н

0

X _0

1 I

го

н о о

го ш

Трибуна молодого ученого 153

о.

<

го ш о ю

ш ±

процесс, механизм [3, с. 65]. Е.П. Ильин также отмечает, что в западной психологической литературе широко обсуждается вопрос о двух видах мотивации и их различительных признаках: экстринсив-ной (обусловленной внешними условиями и обстоятельствами) и интринсивной (внутренней, связанной с личностными диспозициями: потребностями, установками, интересами, влечениями, желаниями; при которой действия и поступки совершаются «по доброй воле» субъекта [3, с. 67]. Таким образом, единого определения мотивации в психологии не существует, т.к. каждый исследователь рассматривает этот термин с разных сторон.

Что касается проблемы исследования мотивации иностранных студентов, то ею также занимались многие авторы. А.В. Кравцов в исследовании динамики мотивационных процессов, связанных с обучением у иностранных студентов в российских вузах, выявил, что иностранные студенты, ориентированные на продолжение карьеры в России, более склонны к изменениям мотивации в обучении, чем те, которые не планируют ее развивать в России. В частности, автор отмечает, что у таких студентов после двух лет обучения в вузе изначальная мотивация претерпевает изменение в сторону приближения значений показателей мотивации к значениям показателей российских студентов [4, с. 94]. А.Л. Арефьев, Ф.Э. Шереги в своих исследованиях отмечают, что основные мотивы выбора иностранными гражданами специализации - ее соответствие личным способностям, высокий престиж специальности и ее творческий характер. Вторую группу составляют более прагматические мотивы: легкость трудоустройства, совет родителей, высокая оплата труда. Примерно 15% выбрали специализацию по принуждению обстоятельств, т.е. являются для осваиваемой специальности случайными соискателями [1, с. 202].

В нашем исследовании мы уделяем внимание факторам, влияющим на мотивацию при поступлении иностранных

граждан в российский вуз на примере ЮУрГАУ Исходя из этого под мотивацией мы будем понимать совокупность факторов, которыми руководствовались иностранные граждане, отдавая приоритет высшему образованию в России. Мы провели анкетирование иностранных студентов и выяснили, почему они выбрали российское образование в лице ЮУрГАУ. Анализ результатов позволил выделить нам основные факторы, которые повлияли на этот выбор:

1. Стремление выучить русский язык для того, чтобы в дальнейшем получить гражданство Российской Федерации и достойную работу.

2. Российское образование больше ценится на родине иностранных студентов, поэтому после окончания российского вуза у них появляется возможность найти высокооплачиваемое место работы и у себя на родине.

3. Стремление получить именно техническое образование, т.к., по их мнению, невозможно обойтись в современном мире без связи, транспорта и индустрии. Они хотят проектировать, конструировать, производить, создавать что-то свое и работать в промышленности, научно-исследовательских организациях или в строительстве.

4. Стоимость обучения на родине иностранных студентов гораздо выше, чем в России, а количество бюджетных мест гораздо меньше. В России у них появляется шанс учиться на бюджетной основе и получать стипендию. Исходя из того, что многие иностранные студенты из многодетных семей, где очень часто родители не работают, бесплатное обучение в России для них - это выход из сложной жизненной ситуации.

По возрастному критерию мы можем разделить поступающих в ЮУрГАУ иностранных студентов на две группы. К первой группе относятся молодые люди, которые поступили в наш вуз после школ или колледжей. Вторую группу

составляют достаточно взрослые люди (от 22 до 35 лет), у некоторых уже есть свои семьи и дети. Для них главный мотив - показать своим детям положительный пример. Они хотят, чтобы их дети гордились своими отцами и шли по их стопам. Это одна из особенностей менталитета восточных народов. Также одной из отличительных черт семейных традиций восточных народов является разное отношение родителей к сыновьям и дочерям. Зачастую родители просто не разрешают своим дочерям учиться заграницей, в частности в России, т.к. у них присутствует страх, что их дочь будут осуждать за ее поведение, будут нелицеприятно высказываться о ней. Поэтому родители стараются оберегать своих дочерей. Девочки, за редким исключением, окончив школу, выбирают такие профессии, как врач или педагог. В нашем вузе обучается только одна девушка в статусе иностранного студента. Одним из внутренних мотивов ее обучения является стремление доказать себе и родным, что несмотря на то, что она девушка, она может добиться успеха в учебе, стать хорошим специалистом и сделать так, чтобы ее семья гордилась ей.

Как было отмечено выше, в результате проведенного опроса мы выяснили, что для большинства иностранных студентов Ближнего Зарубежья основу мотивации поступления в российский вуз составляет возможность учиться на бюджетной основе. Данный фактор напрямую связан с уровнем жизни в их родных странах, где для многих высшее образование просто недоступно, поэтому многие из них по окончании 9 класса поступают в колледжи, поскольку там они могут учиться бесплатно. Финансовое положение - важный аспект обучения иностранных граждан в российских вузах. Например, многие иностранные студенты не едут на зимние каникулы на свою родину, т.к. они не могут себе этого позволить в финансовом плане. Большинство из них учатся и параллельно работают, чтобы не просить у родителей денег.

Поскольку иностранные студенты имеют такую сильную мотивацию, то и к процессу обучения многие из них стараются относиться очень ответственно. Конечно, у них возникают трудности в учебе. Многим нелегко дается математика, для других камнем преткновения становится история. В связи с низким уровнем знания русского языка для приезжающих иностранных студентов проводятся курсы и вводятся дополнительные занятия по его изучению. Это помогает им преодолевать барьеры в общении и учебе и обеспечить дальнейшую самореализацию. Самореализация себя - очень сложный и глобальный процесс для каждой личности, а особенно для иностранных граждан, обучающихся в российских вузах. Однако аккуратность, любознательность, заинтересованность в учебе, нацеленность на результат помогают таким обучающимся работать над собой. Кроме того, успешной самореализации таких студентов способствует организация самостоятельной работы в вузе [2, с. 266]. Отметим, что последний аспект - вопрос, требующий дополнительного изучения, но всё в совокупности обусловливает формирование учебной мотивации у иностранных студентов в российском вузе.

В заключение отметим, что иностранные студенты, отдавая приоритет высшему образованию в России, руководствуются факторами, которые обусловлены как внешними обстоятельствами, так и внутренними установками. Именно эти факторы и составляют основу мотивации иностранных студентов при выборе российского вуза, которая, в свою очередь, влияет на успешный процесс обучения и реализации себя как личности. Библиографический список:

1. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах. - М.: Центр социологических исследований, 2014. - 228с.

2. Бикбова Л.Н. Обучение самостоятельной работе студентов неязыковых вузов // Материалы LV между-нар. науч.-техн. конф. «Достижения

ш

о о

о о

о ф

о ю _0 со

к

_0

*

ф

ю ^

го

с; Ю ш

0 н

1

ф

н

0

X .0

1 I

го

н о о

го ш

Трибуна молодого ученого 15

науки - агропромышленному производству». - Челябинск, 2016. Ч. I. С. 265-268.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. -СПб.: Питер, 2002 - 512 с.

4. Кравцов А.В. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: дис. ... к.психол.н. М., 2008. 130 с.

5. Перечень оценки эффективности дея-тельностифедеральныхгосударствен-ных образовательных учреждений

высшего профессионального образования и их филиалов [Электронный ресурс] // Минобрнауки.рф - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/2521/file/987/12.08.09-%D0%90%D0%9A-11 .pdf 6. Huntigton Samuel, Le choc des civillisations, Paris, 2007 - 368p. [in French]

Поступила 14.03.2017

Об авторах:

Бикбова Лилия Надировна, преподаватель кафедры «Иностранные языки», ФГБОУ ВО «Южно-Уральский Государственный Аграрный Университет» (Россия, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 75), k-volk-84@mail.ru

Ригина Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки», ФГБОУ ВО «Южно-Уральский Государственный Аграрный Университет» (Россия, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 75), rigina.natalya@mail.ru

Для цитирования: Бикбова Л.Н., Ригина Н.А. Мотивация иностранных студентов Ближнего зарубежья при выборе российского вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 1. С. 152-156. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-1-152-156

References:

1. Arefyev A.L., Sheregi F.E. Foreign students in higher educational institutions of the Russian Federation. Moscow, Center for sociological research, 2014. - 228 p. [in Russian]

2. Bikbova L.N. Teaching of independent work of students at Technical university// Materials of LV international scientific technical conference «Achievement of science to agroindustrial production». Chelyabinsk, 2016. P. 1. P. 265-268.

3. Ilyin E.P. Motivation and motifs. St. Petersburg: Peter, 2002 - 512 p. [in Russian]

4. Kravzov A.V. Social-psychological adaptation of international students to the higher school of Russia. PhD Thesis. Moscow, 2008. 130p. [in Russian]

5. The list of assessment of effectiveness of federal state educational institutions of higher professional education and their branches. Available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ documents/2521/file/987/12.08.09-%D0%90%D0%9A-n.pdf [in Russian]

6. Huntington Samuel, The clash of civilizations, Paris, 2007 - 368 p. [in French]

About the authors:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bikbova Liliya Nadirovna, teacher of the Department «Foreign Languages», South-Ural State Agrarian University (Chelyabinsk, Russia), k-volk-84@mail.ru

Rigina Natalia Alexandrovna, senior teacher of the Department «Foreign Languages», South-Ural State Agrarian University (Chelyabinsk, Russia), rigina.natalya@mail.ru

For citation: Bikbova L.N., Rigina N.A. Motivation of foreign students from Near Abroad when choosing the Russian higher educational establishment // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. No. - 1. P. 152-156. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-1-152-156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.