Научная статья на тему 'Мотивация и ценности в системе воспроизводства научных и научно-педагогических кадров'

Мотивация и ценности в системе воспроизводства научных и научно-педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / АСПИРАНТУРА / НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Водождокова Зарема Нальбиевна

В статье осуществляется экспликация понятий «мотив», «мотивация» и «ценности». Выявляются мотивы, которыми руководствуются аспиранты и соискатели, желающие в будущем получить степень кандидата наук дается представление о системе ценностей аспирантов и соискателей определяется место науки в системе этих ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация и ценности в системе воспроизводства научных и научно-педагогических кадров»

УДК 37.013.78 (470.621) ББК 74.580 (2РосАды) В 62

З.Н. Водождокова,

аспирант кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета

Мотивация и ценности в системе воспроизводства научных и научно-педагогических кадров

Аннотация. В статье осуществляется экспликация понятий «мотив», «мотивация» и «ценности». Выявляются мотивы, которыми руководствуются аспиранты и соискатели, желающие в будущем получить степень кандидата наук; дается представление о системе ценностей аспирантов и соискателей; определяется место науки в системе этих ценностей.

Ключевые слова: мотив, мотивация, ценности, аспирантура, научные и научнопедагогические кадры.

Z.N. Vodozhdokova,

Post-graduate student of Philosophy and Sociology Department of the Adyghe State University

Motivation and values in system of reproduction of scientific and pedagogical personnel

Abstract. In the paper, the explication of concepts “motive”, “motivation” and “values” is carried out. The paper shows motives, by which the post-graduate students and competitors for a Candidate’s degree are guided. The author gives an idea about system of values of post-graduate students and competitors for a Candidate’s degree and defines the science place in system of these values.

Keywords: motive, motivation, values, postgraduate study, scientific and pedagogical personnel.

Вопросы, касающиеся специфики процесса подготовки научных и научнопедагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования начинают приобретать все больший резонанс в условиях модернизации России. Свидетельством тому являются изменения, происходящие в науке и высшей школе. Например, если в 1991 году в России на каждые 100 человек, занятых исследованиями и разработками, приходилось 5 человек, подготавливаемых к научной деятельности или повышающих научную квалификацию в аспирантуре, то сегодня на 100 исследователей приходится более 35 аспирантов. При таких масштабах подготовки высококвалифицированных специалистов кажется, что потребности вузов и научных организаций в кадровом обновлении должны полностью обеспечиваться, но доля выпускников аспирантуры, пополняющих ряды российских научных и научно-педагогических работников, сегодня вряд ли превышает 10% [1], что подтверждает актуальность проблемы эмиграции кадров из сферы науки и высшей школы в другие сферы деятельности.

Процесс воспроизводства научных и научно-педагогических кадров делится на три этапа: первый — до поступления в аспирантуру (до прикрепления к научному руководителю в случае с соискателями); второй — период обучения в аспирантуре, работа над диссертацией, защита; третий — после защиты. Исходя из этого и формируются блоки вопросов, требующие решения по рассматриваемой проблеме. Например, первый блок включает в себя такие вопросы: «какими основными мотивами Вы руководствовались при поступлении в аспирантуру?», «работали ли Вы по теме Вашего диссертационного исследования до поступления в аспирантуру?» и т.д. Второй блок: «является ли Ваша

диссертационная тема частью какого-либо научного проекта?», «с какими трудностями Вы сталкиваетесь при написании кандидатской диссертации?», «из каких источников Вы черпаете информацию для диссертации?», «входите ли Вы в состав коллектива научной школы (научного направления)?» и т.д. Третий блок вопросов акцентирует внимание на краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планах аспирантов и соискателей. Например, «каковы будут Ваши планы после защиты кандидатской диссертации?» (работа в вузе, работа в сфере науки, работа по любой специальности и т.п.; желание остаться работать в Адыгее, уехать в другой регион России, уехать за границу и т.д.). Также автор выделяет четвертый блок вопросов, касающийся, например, личностных характеристик или же затрагивающий мнение по тому или иному направлению проблемы: «каковы Ваши основные ценности?», «чем Вы занимаетесь в свободное время?», «за какими отраслями науки будущее?», «как Вы оцениваете деятельность правительства РФ в сфере науки?» и т.д.

Цель данной статьи, в рамках сказанного выше, - рассмотреть два составных элемента в системе воспроизводства научных и научно-педагогических кадров: мотивы поступления в аспирантуру и ценности аспирантов и соискателей.

Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи: раскрыта сущность понятий «мотив» и «мотивация»; выявлены основные мотивы поступления в аспирантуру; осуществлена экспликация понятия «ценности»; дано представление о системе ценностей аспирантов и соискателей и определено место науки в этой системе ценностей.

Объектом исследования выступают аспиранты и соискатели Адыгейского государственного университета (АГУ) и Майкопского государственного технологического университета (МГТУ), а предметом - мотивы поступления в аспирантуру и ценности аспирантов и соискателей. Метод исследования - анкетирование (проведено в ноябре -декабре 2009 года)1. Общий объем выборки составил 200 человек.

1. Сущность понятий «мотив» и «мотивация». Основные мотивы поступления в аспирантуру.

Содержание понятий «мотив» и «мотивация» рассматривается в рамках различных научных дисциплин - в психологии, менеджменте, социологии и т.д. Мотив служит критерием для выделения особенных деятельностей - учебной, трудовой и т.д. Он выполняет функцию смыслообразования - придает смысл отдельным действиям, целям, условиям их достижения [2]. Согласно определению, которое дают Аткинсон и МакКлеланд: мотив - это внутренняя предрасположенность человека интересоваться позитивными стимулами и стремиться к ним, а негативных стимулов избегать. Стимул - это находящееся вовне ожидаемое вознаграждение или негативный результат. Мотив связан со стимулом, поскольку удовлетворение стимула является целью мотива [3]. Что касается существующих теорий, то они не противоречивы, наоборот, прослеживается аналогия и взаимодополнение. Мотивы детерминируют выбор, являются индикаторами мотивации.

Мотивация - совокупность внутренних стимулов, вызывающих у человека или групп людей потребность в деятельности, направленной на достижение определенных целей [4]. Например, Абрахам Г. Маслоу, обращаясь к мотивации ученых, отмечает: «Деятельность большинства людей, как правило, мотивирована не каким-то одним, исключительным и всеохватывающим мотивом, а комбинацией множества разнонаправленных и одновременно действующих мотивов. Поэтому, осторожности ради, я склонен предположить, что любой отдельно взятый человек, работающий на поприще науки, движим не только человеколюбием, но и простым человеческим любопытством, не только стремлением к почету и уважению, но и желанием заработать деньги и т.д. и т.п.». [5]. Ильин Е.П. же рассматривает особенности мотивации научной деятельности и акцентирует внимание на двух аспектах. Первый - мотивация выбора научной деятельности. Второй - мотивация выбора научной темы. В первом случае акценты расставляются на причинах занятия наукой:

1 Отметим, что при составлении вопросов (и вариантов ответов) анкеты (для дальнейшего сравнительного анализа) отталкивались от трудов таких авторов, как Ф.Э. Шереги, И.Г. Дежина, Б.И. Бедный и А.А. Миронос, З.Х.-М. Саралиева и С.С. Балабанов и др.

стремление к познанию и созиданию нового, неизвестного; желание понять данное явление самому и раскрыть глаза на его сущность другим; интерес к определенной науке или к какому-то конкретному вопросу; желание принести пользу своим открытием человечеству или по крайней мере решить какую-либо народнохозяйственную задачу, пусть и узковедомственную, достижение определенного социального статуса (получение ученых степеней, званий); стремление к самореализации и т.д. Во втором случае отмечаются возможные мотивы выбора темы - от «навязываемых» руководством или тематикой института до личностно значимых, интересных самому исследователю [6].

Поскольку нас интересует социологический ракурс рассматриваемых понятий, обратимся к эмпирическому материалу с учетом выбранного объекта исследования. Так, в 1998г. и 2000г. Центром социологических исследований Министерства образования и науки РФ был проведен опрос среди аспирантов 102 вузов 12 территориально-экономических районов страны, а также Москвы и Санкт-Петербурга с целью выявить проблемы в подготовке научно-педагогических кадров в системе вузовской аспирантуры. Изучение мотивов поступления в аспирантуру также вошло в перечень рассмотренных вопросов. В представленном спектре (по данным 2000г.) лидирует «желание в будущем заниматься научной работой» (53,7%); затем в порядке значимости «желание в будущем преподавать в вузе» (27,4%), «с дипломом кандидата наук легче устроиться на работу» (24,2%), «потому что учиться в аспирантуре престижно» (5,3%) [7].

При сравнении данных России и Адыгеи прослеживается общая тенденция. Так, социологический материал, полученный в процессе нашего опроса, показал, что основными мотивами поступления в аспирантуру являются (отметим, что на представленный вопрос можно было выбрать несколько вариантов ответов): «возможность профессионального роста после окончания аспирантуры» - 62% респондентов отдали предпочтение данному варианту ответа; «возможность продолжить обучение» - 49%; «желание в будущем преподавать в вузе» - 48%. Кроме того респонденты отметили «желание в будущем заниматься научной работой» (35%), «желание защитить диссертацию» (20%), «советы родителей, родственников, друзей, знакомых» (13%), «с дипломом кандидата наук легче устроиться на работу» (11%), «материальная заинтересованность» (7%), «популярность, престижность науки» (5%), «семейные традиции» (3%), «не было других альтернатив» (3%), «шанс получить отсрочку от армии» (24%: учитывались ответы аспирантов мужского пола). Результаты опроса свидетельствуют о том, что респонденты мотивированы, но выбор ответов «не было других альтернатив», «шанс получить отсрочку от армии» позволяет отметить, что не все четко определяют свое место в научной и/или научно-педагогической сфере деятельности. Эти «погрешности» могут в перспективе оказать влияние на выбор профессии «не в пользу» науки и высшей школы. «Неустойчивость» мотивации подтверждают и такие факты: только 36% респондентов на вопрос «работали ли Вы по теме Вашего диссертационного исследования до поступления в аспирантуру?» ответили положительно; на вопрос о «доаспирантском» прошлом лишь 13% опрошенных отметили, что имели опыт преподавания в вузе и 18% - опыт занятия научно-исследовательской работой (т.е. многие, идущие в науку, являются новичками).

Между тем отметим, что в 2008г. Фондом «Общественное мнение» был проведен опрос населения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и Республик России (интервью по месту жительства, общий объем выборки 1500 человек) с целью выявить мнение респондентов о науке и ученых. Большинство респондентов отметили, что если бы им пришлось давать совет способному молодому человеку, который решил посвятить себя науке, они поддержали бы его в этом решении. Основные доводы противников научной карьеры: низкие заработки в научной сфере («в наше время надо заниматься чем-то более прибыльным» и т.п.); низкая престижность и неперспективность такого рода деятельности («более престижные профессии в нашей жизни сейчас не связаны с наукой, а связаны с экономикой: торговля, производство» и т.п.). Те, кто поддержал бы молодого человека, мечтающего о науке, объясняли свою позицию чаще всего тем, что подобное намерение

говорит о высокой жизненной планке, которую ставит себе человек, о его «стремлении к саморазвитию». Близкую позицию разделяют те, кто вспоминал старую истину «ученье -свет, а неученье - тьма», а также те респонденты, кто подчеркивал, что наука - «это достойное занятие»; «это серьезная работа...». Другой довод в пользу выбора научной карьеры сфокусирован на общественных интересах: например, «пусть учатся, работают на благо всего народа»; «чтобы лучше была жизнь и польза для общества»; «надо развивать науку в России - мы же патриоты своей страны» и т.п. Многие говорили о социальных благах («это хорошо звучит - “ученый”, много льгот»; «будет большим человеком в будущем»; «прославил бы фамилию» и т.п.). Некоторые говорили непосредственно о материальном факторе («в науке платят сейчас хорошо» и т.п.), а для некоторых людей захватывающей перспективой представляется сама возможность совершить научное открытие и т.д. [8]. В связи с изложенным выше можно предположить, какие факторы будут способствовать «укреплению» позиции науки среди других областей деятельности: увеличение оплаты труда в рассматриваемом профессиональном сегменте; «моральная» пропаганда науки (и высшей школы); создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала и т.д.

Согласно данным, полученным нами в результате анкетирования, на вопрос «какие факторы могут благоприятно отразиться на качестве работы аспиранта?» (отметим, что можно было выбрать не более пяти вариантов) респонденты предложили следующие ответы: 49% - акцентировали внимание на «улучшение финансирования», 48% - на «расширение научных коммуникаций», по 46% - «повышение стипендии аспирантам» и «помощь в трудоустройстве после защиты диссертации», 43% - «предоставление возможности участвовать в заграничных научных стажировках» (Рис.1).

Рис. 1. Факторы, благоприятно влияющие на качество работы аспиранта

ч

—1

60

ы

Ё 40 е

к 20 о п

с0

е

р

2 4 5

9 10 11

6 7 1

12

факторы

□ 1. Улучшение финансирования

□ 2. Повышение стипендии аспирантам

□ 3. Улучшение условий проживания в общежитиях

□ 4. Расширение научных коммуникаций

□ 5. Заграничные научные стажировки

□ 6. Совершенствование программы обучения в аспирантуре

□ 7. Больше помощи со стороны научных руководителей

□ 8. Улучшение лабораторной базы

□ 9. Предоставление оплачиваемой работы в вузе

□ 10. Помощь в трудоустройстве после защиты диссертации

□ 11. Содействие со стороны вуза в публикациях

□ 12. Другое

Кроме того отмечены такие факторы, как «содействие со стороны вуза в публикациях», «предоставление оплачиваемой научной и преподавательской работы в вузе», «улучшение лабораторной базы», «больше помощи со стороны научных руководителей», «совершенствование программы обучения в аспирантуре», «улучшение условий проживания в общежитиях». Таким образом, денежное вознаграждение не является единственным поощрением. Дополнением и в некоторой степени эквивалентом являются различные социальные и иные блага.

Итак, какими основными мотивами руководствуются аспиранты при поступлении в аспирантуру? Опрос показал, что это профессиональный рост, продолжение обучения и преподавание в вузе. А для того, чтобы работа потенциальных кадров науки и высшей

школы, постоянно развивалась, необходимо как материальное, так и моральное стимулирование.

Следующим структурным элементом системы воспроизводства научных и научнопедагогических кадров являются ценности.

2. Экспликация понятия «ценности». Представление о системе ценностей аспирантов и соискателей и место науки в этой системе ценностей.

Понятие «ценность», как и понятие «мотивация», носит междисциплинарный характер. Им оперируют философы, психологи, социологи. Ценность - это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта (человека, группы людей); понятие, с помощью которого характеризуют социальноисторическое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. Ценности можно структурировать, классифицировать по различным признакам. Они выстраиваются в определенную иерархическую систему, которая имеет конкретно-исторический смысл и содержание. В связи с этим шкала ценностных оценок содержит направленность не только от минимума до максимума, но и от положительного до отрицательного значения ценностей [9; с. 609-610]. У каждого человека своя индивидуальная «пирамида» ценностей: одни более значимы, другие менее. Ценности выступают в жизни человека как ориентиры: к ним он стремится. Отметим, что в течение жизни под воздействием различных социокультурных и иных факторов структура «пирамиды» корректируется, меняются количество и качество ее «элементов».

В ходе социологического опроса, проведенного нами, респондентам был задан вопрос: «Что из перечисленного является для Вас наиболее ценным?» и предложены варианты ответов (можно было выбрать не более пяти). В пятерку лидирующих ценностей вошли: семья (95% респондентов выбрали данный вариант ответа) - занимает 19,8% от общего количества полученных ответов; здоровье (81%) - 16,9%; материальное

благополучие (40%) - 8,4%; друзья (37%) - 7,7%; интересная работа - (34%) - 7,1% (рис.2).

Наука как ценность - двенадцатая по значимости и этот показатель не свидетельство тому, что защитив диссертацию, большинство аспирантов и соискателей покинет профессиональный сегмент «наука и/или «высшая школа». Так, на вопрос о планах респондентов после защиты кандидатской диссертации получены следующие ответы (можно было выбрать несколько). Вариант «работать в вузе преподавателем» занимает 35,7% от общего количества полученных ответов, «работать в сфере науки» -25,1%, «работать по профилю диссертации» - 12,3%, «работать по любой специальности, лишь бы хорошо платили» - 11,7%, «открыть собственное дело» - 9,4%, «работать по любой специальности, лишь бы платили» - 0,6%, «другое» - 5,3% («совмещать работу преподавателя с другой», «преподавать для души и работать для бюджета семьи где-нибудь», «получить интересную работу», «работать в сфере образования», «как получится, время покажет», «жениться» и т.п.).

Рис. 2. Ценности аспирантов и соискателей

Итак, основные ценности аспирантов - семья, здоровье, материальное благополучие, друзья, интересная работа. Наука как ценность не входит в перечень основных, но если рассматривать науку и высшую школу в перечне профессиональных предпочтений аспирантов и соискателей, то они занимают лидирующие позиции.

Между тем, если взглянуть на меры, предпринимаемые государством для сохранения и преумножения научных и научно-педагогических кадров, то следует отметить появление программ, фондов. Например, Правительство РФ в 2008 году утвердило Федеральную целевую программу «"Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы». Цели и задачи указанной Программы были сформированы с учетом мнений молодых людей. Во-первых, это увеличение заработной платы в научной сфере. Во-вторых, оснащение современными приборами и оборудованием. В-третьих, предоставление возможности профессионального и должностного роста. В-четвертых, создание условий для полноценной реализации научных амбиций [10]. Таким образом, при сравнении общероссийских показателей с данными, полученными в ходе нашего исследования, можно проследить аналогию.

Подводя итоги, отметим следующее. Во-первых, социологический опрос, проведенный нами, показал, что при поступлении в аспирантуру или прикреплении к научному руководителю (в случае с соискателями) аспиранты и соискатели руководствуются такими основными мотивами, как профессиональный рост, продолжение обучения и преподавание в вузе. Для того чтобы молодые исследователи желали довести свои творческие замыслы до практической реализации, необходимы улучшение финансирования, расширение научных коммуникаций, повышение стипендии аспирантам, помощь в трудоустройстве после защиты диссертации, предоставление возможности участвовать в заграничных научных стажировках и т.д. Т.е. все сводится к материальному и моральному укреплению позиций аспиранта в рассматриваемом профессиональном сегменте.

Во-вторых, отмечено, что основными ценностями рассматриваемой группы респондентов являются семья, здоровье, материальное благополучие, друзья и интересная работа. Наука как ценность не входит в перечень основных, но в перечне профессиональных предпочтений аспирантов и соискателей она и высшая школа занимают лидирующие позиции.

В-третьих, при сравнении общероссийских данных с социологическими данными, полученными в ходе нашего исследования, можно проследить общую тенденцию.

И, наконец, при разработке программ поддержки будущих кадров науки и высшей школы для большей результативности желательно учитывать мнения соответствующей группы в лице аспирантов и соискателей.

Примечания:

1. См.: Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры: монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. С. 58-59.

2. См.: Петухов В.В., Столин В.В. Мотив // Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. акад. РАН Г.В. Осипова. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 300-301.

3. Дэкерс, Ламберт. Мотивация: теория и практика: расширенный курс / пер. с англ. Д.Ю. Кралечкин, Л.Е. Переяславцева, Ю.А. Трепалина. М.: ГроссМедиа, 2007. С. 18.

4. Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. Национальный общественно-научный фонд / рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин; гл. ред. В.Н. Иванов. М.: Мысль, 2003. С. 689.

5. Абрахам Г., Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. С. 39.

6. См.: Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. С. 281-282.

7. См.: Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. М.: Academia, 2001. С. 391.

8. См.: Фонд «Общественное мнение». Опрос населения «О науке и ученых». URL: http://bd.fom.ru/report/cat/sci_sci/d082324. (Дата обращения: 23.04.2010).

9. См.: Макаревич М.А. Ценность // Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. акад. РАН Г.В. Осипова. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. 672 с.

10. См.: О федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы: постановление правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568. URL: http://www. minprom . gov. ru/docs/strateg/2. (Дата обращения: 25.12.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.