Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА'

МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
745
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ ТИП / СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагапова Ю. Р.

В статье рассматриваются особенности стимулирования и мотивации персонала, способы материального и нематериального стимулирования и мотивационные типы персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА»

УДК 331.1

Вагапова Ю.Р.

Студент 3 курса кафедры управления в социальных и экономических системах Уфимский государственный авиационный технический университет

(Россия, г. Уфа)

МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА

Аннотация: в статье рассматриваются особенности стимулирования и мотивации персонала, способы материального и нематериального стимулирования и мотивационные типы персонала.

Ключевые слова: мотивация, мотивационный тип, стимулирование

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей, а мотивационная система - это предложение работодателя как это сделать. Мотивация не может быть одинаковой для всех сотрудников, поэтому для руководителя очень важно определить и использовать индивидуальные мотивы сотрудника, при этом, не приписывая им свою мотивацию [1].

Мотивацию можно представить так: потребность; определение действий, которые могут к этому привести; осуществление этих действий; удовлетворение потребности. Следует отметить, что мотивация сложна и неоднозначна, в ходе трудовой деятельности и взросления может меняться. Каждый работник совмещает в себе несколько мотивационных типов в различной пропорции.

Создавая мотивационную систему нужно понимать, что стимулирование может быть материальным и нематериальным. Материальное стимулирование более эффективно, но к сожалению, носит временный характер, необходимо постоянное обновление. Нематериальное стимулирование носит более долгосрочный эффект, не разобщает коллектив, а наоборот сплачивает, дает ощущение что каждый сотрудник неотъемлемая часть одного большого механизма.

Премия к окладу, процент с продаж, стимулирующая надбавка, социальный пакет, обучение и стажировка, санаторно-курортное лечение, все это виды материального стимулирования. Система материальной мотивации должна быть проста и понятна, а главное закреплена в положении, с которым работники будут ознакомлены.

Предоставление гибкого графика, демонстрация признательности, разработка внутренней системы поощрения званиями и дипломами; проведение корпоративных мероприятий между сотрудниками фирмы, создание «доски почета» - это виды нематериального стимулирования.[2]

Для определения преобладающего мотивационного типа осуществляется сбор информации с помощью анкетирования, можно применить тест В. И. Герчикова, содержащий 26 вопросов. Время прохождения 20-25 минут. Необходимо выбрать один или несколько вариантов ответа на вопрос. По результатам выделяется пять мотивационных типов: люмпенизированный, инструментальный, профессиональный, патриотический и хозяйский. В зависимости от доминирующего типа можно скорректировать работу, делать более качественные и результативные кадровые перемещения, выяснить какой способ стимуляции будет наиболее эффективен, по отношению к каждому работнику индивидуально, какие способы не окажут воздействия, а какие недопустимы к применению.

Люмпенизированный тип наименее привлекателен для работодателя, низкая квалификация, низкая активность и низкий уровень ответственности. Сотрудника инструментального типа интересует только заработок, при возникновении затруднений теряет интерес и прекращает работу, такой тип так же не интересен работодателю. Профессиональный тип заинтересован в возможности самовыражения, по средствам выполнения сложных задач, заработок перемещается на второй план. Главное -профессиональное признание. Сотрудник патриотического типа, сталкиваясь с трудностями, анализирует причины и ищет пути решения. Всеобщее признание и незаменимость важны для него. Хозяйский тип добровольно принимает на себя ответственность, не терпит контроля. Профессиональный, патриотический и хозяйственный типы наиболее привлекательны для работодателя [3].

Только зная, что движет человеком, что побуждает его к действиям, какие мотивы лежат в основе его поведения, можно разработать эффективную систему стимулирования и мотивации персонала. В результате каждый работник должен удовлетворить личные потребности по средствам трудовой деятельности, что повлечет за собой успех всего коллектива и организации в целом.

Список литературы:

Блинов А.С. Мотивация персонала корпоративных структур / А.С. Блинов // Маркетинг. - 2011. - № 1. - С. 88-101.

Методы и примеры нематериального стимулирования персонала [Электронный ресурс]. URL: http://omega-personal.ru/stati/metodyi-i-primeryi-nematerialnogo-stimulirovaniya-personala (дата

обращения 09.01.2020);

HR-portal. [Электронный ресурс]. URL: https://hr-portal.ru/tool/test-ocenki-motivacii-gerchikova (дата обращения 11.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.