Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ'

МОТИВАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутренняя мотивация / изучение русского языка / социальный капитал / внешняя мотивация / intrinsic motivation / learning Russian / social capital / extrinsic motivation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макарова Елена Александровна

В последнее время в мировом сообществе происходят разного рода перемены: экономическая глобализация, миграционные потоки, военные и геополитические конфликты, развитие рыночных отношений. Эффективность диалога культур в данных условиях требует совершенствования образования в области преподавания русского языка как иностранного. Каждый год тысячи иностранных студентов приезжают в Россию учиться. Для многих Россия – это новая страна с совершенно другим языком и необычной культурой. Некоторые студенты хотят изучать русский язык, потому что этого требует их учебная программа, а некоторые хотят изучать его ради удовольствия и общения, так как им предоставлена англоязычная программа обучения. Некоторые заводят много друзей, а другие стремятся как можно больше получить от образования в новой стране. Целью настоящего исследования было изучение взаимосвязи между мотивацией к изучению русского языка, благополучием и социальным капиталом иностранных студентов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN STUDENTS’ MOTIVATION AND PSYCHOLOGICAL CHALLENGES IN LEARNING THE RUSSIAN LANGUAGE

Recently, the world community has been experiencing various changes: economic globalization, migration flows, military conflicts, and the development of market relations. The effectiveness of the dialogue of cultures in these conditions requires improving education in the field of teaching Russian as a foreign language. Every year, thousands of foreign students come to Russia to study. For many, Russia is a new country with a completely different language and unusual culture. Some students want to study Russian because their curriculum requires it, while others want to study it for fun and communication, so they are provided with an English-language curriculum. Some make many friends, while others strive to get as much as possible from education in a new country. The purpose of this study was to examine the relationship between motivation to learn Russian, well-being, and social capital of foreign students in Russia.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ»

Научная статья УДК 159.9.07

ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА МАКАРОВА

Доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры «Общая и консультативная психология», Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону e-mail: makarova.h@gmail.com

МОТИВАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАННЫМИ

СТУДЕНТАМИ

Аннотация. В последнее время в мировом сообществе происходят разного рода перемены: экономическая глобализация, миграционные потоки, военные и геополитические конфликты, развитие рыночных отношений. Эффективность диалога культур в данных условиях требует совершенствования образования в области преподавания русского языка как иностранного. Каждый год тысячи иностранных студентов приезжают в Россию учиться. Для многих Россия - это новая страна с совершенно другим языком и необычной культурой. Некоторые студенты хотят изучать русский язык, потому что этого требует их учебная программа, а некоторые хотят изучать его ради удовольствия и общения, так как им предоставлена англоязычная программа обучения. Некоторые заводят много друзей, а другие стремятся как можно больше получить от образования в новой стране. Целью настоящего исследования было изучение взаимосвязи между мотивацией к изучению русского языка, благополучием и социальным капиталом иностранных студентов в России.

Ключевые слова: внутренняя мотивация, изучение русского языка, социальный капитал, внешняя мотивация

Тематический рубрикатор e-Library: 15.41.21

ELENA AL. MAKAROVA

Doctor of Psychology, professor, Professor of the Department «General and Counseling Psychology»,

Don State Technical University, Rostov-on-Don

FOREIGN STUDENTS' MOTIVATION AND PSYCHOLOGICAL CHALLENGES IN LEARNING THE RUSSIAN LANGUAGE

Abstract. Recently, the world community has been experiencing various changes: economic globalization, migration flows, military conflicts, and the development of market relations. The effectiveness of the dialogue of cultures in these conditions requires improving education in the field of teaching Russian as a foreign language. Every year, thousands of foreign students come to Russia to study. For many, Russia is a new country with a completely different language and unusual culture. Some students want to study Russian because their curriculum requires it, while others want to study it for fun and communication, so they are provided with an English-language curriculum. Some make many friends, while others strive to get as much as possible from education in a new country. The purpose of this study was to examine the relationship between motivation to learn Russian, well-being, and social capital of foreign students in Russia.

Keywords: intrinsic motivation, learning Russian, social capital, extrinsic motivation

Привлечение иностранных студентов в российские университеты будет способствовать повышению международного рейтинга российского образования. В процессе привлечения иностранных студентов и получения ими высшего образования в нашей стране очень важно учитывать особенности их внутренней или внешней мотивации. Некоторые студенты поступают в университеты для получения специальности, востребованной в стране их проживания, другие выбирают специальности, на которые легко поступить и так же легко на них учиться. Третьи предпочитают выбирать англоязычные программы обучения, испытывая страх перед изучением русского языка и использования его в академической сфере.

Интерес к мотивационному аспекту учения значительно возрос в последние годы во всех дисциплинах - не только в психологии и педагогике, но и в лингводидактике, методике преподавания иностранных языков, психолингвистике. За свою историю исследования мотивации вылились в большую работу, включая повышение мотивации к обучению [8] и эффективное повышение автономии студентов в аудитории и за ее пределами [9].

Мотивация студентов состоит из внутренней и внешней [15]. В нашем исследовании мы тоже разделяем внешнюю и внутреннюю мотивацию; внешняя мотивация - это катализатор действия, который движим внешними вознаграждениями. Они могут быть материальными, такими как деньги или оценки, или

© Е.А. Макарова, 2024

нематериальными, такими как похвала или слава. В отличие от внутренней мотивации, которая возникает внутри человека и относится к интересу, удовольствию и удовлетворению от выполнения деятельности, внешняя мотивация фокусируется исключительно на внешних вознаграждениях и относится к выполнению деятельности для таких целей, как получение материальной выгоды, похвалы и уважения или во избежание наказания, порицания и нежелательных результатов. Люди, мотивированные внешне, будут продолжать выполнять задачу, даже если она сама по себе может не приносить удовлетворения. Например, они будут делать на своей работе что-то, что им не нравится, чтобы получать зарплату. Внешнюю мотивацию можно понять через призму оперантного обусловливания, когда кто-то обусловлен вести себя определенным образом из-за вознаграждения или негативных последствий. Не стоит рассматривать внешнюю мотивацию как негативное явление. Внешние поощрения могут быть полезным и эффективным инструментом для помощи студентам в освоении новых навыков и для поддержания мотивации и сосредоточенности на задаче. Это может быть особенно важно, когда студентам нужно выполнить что-то, что они считают сложным или неинтересным, например, скучное домашнее задание или утомительный проект, связанный с научной работой [17].

Мотивация является одним из ключевых факторов, влияющих не только на процесс, но и на успех обучения. В современной педагогике и психологии мотивация представляет собой одну из центральных проблем, исследование которой призвано ответить на вопросы о причинах активности человека, побудительных силах его деятельности и поведения. Если говорить о важности мотивации изучения русского языка как иностранного, то нужно подчеркнуть, что владение устными и письменными навыками будет способствовать социокультурной адаптации студентов-иностранцев, налаживанию социальных контактов, интеграции в социуме и самореализации. В области изучения иностранного языка понятие мотивации относится к движущей силе, которая побуждает студента «делать определенный выбор, участвовать в процессе, прилагать усилия и упорствовать в действии» в процессе изучения целевого языка. Мотивация к обучению - далеко не новый предмет исследования, привлекающий внимание к изучению языка с первой фазы, известной как социально -психологический период, именно в этот период обучаемые сталкиваются с психологическими трудностями и культурными барьерами, интенсивность мотивации студентов служит предиктором успешного усвоения языка (фазовый характер учебной деятельности описан В.А. Иванниковым) [6].

Исследования мотивации при изучении иностранного языка проводились в разных странах. В последние годы эта тема по-прежнему привлекает интерес многих исследователей, что подтверждается значительным числом опубликованных работ в России и за рубежом [1; 2; 3; 14; 16]. Мотивация иностранных студентов, изучающих русский язык как иностранный, и связанные с ней психологические аспекты не являются исключением. В последние годы значитель-

ное количество статей, посвященных мотивации иностранных студентов, изучающих русский язык как иностранный, было опубликовано как в национальных, так и в международных журналах [13; 11; 18].

На основе обзора литературы нами были сформулированы следующие гипотезы: 1) мотивация к изучению русского языка отрицательно влияет на благополучие, но приводит к более высокому социальному капиталу для внешне мотивированных иностранных студентов и 2) мотивация к изучению русского языка положительно влияет на благополучие и приводит к более высокому социальному капиталу для внутренне мотивированных иностранных студентов. Был проведен опрос 18 иностранных студентов, изучающих русский язык в нескольких российских университетах. Это студенты, поступившие в магистратуру ЮФУ и ДГТУ из Ирана, Эфиопии, Нигерии и Китая, возрастная группа от 21 до 25 лет, родной язык у каждого студента свой, общим языком до начала обучения был английский, в ходе обучения русский язык постепенно занимал эту нишу. Результаты опроса показали, что внешняя мотивация к изучению русского языка не снижает психологического благополучия, но и не увеличивает социальный капитал, а внутренняя мотивация к изучению русского языка не повышает психологическое благополучие, но увеличивает социальный капитал.

Внутренняя мотивация определяется как выполнение действия ради психологического удовлетворения, а не ради какого-то последствия, негативного или позитивного. При внутренней мотивации человек побуждается действовать ради удовольствия или вызова, а не из-за внешних факторов, таких как давление, порицание или вознаграждение.

Психологическое благополучие - процветание или качество жизни, часть культуры, получившая отражение в современных философских концепциях как экзистенциальная ценность [10]. Мартин Селиг-ман определил благополучие в рамках позитивной психологии как внутреннее ощущение, которое проявляется в сочетании любви к тому, чем человек занимается каждый день, хороших отношений с окружающими, устойчивого материального положения, крепкого здоровья и гордости за вклад в жизнь общества [16].

Социальный капитал - это набор общих ценностей или ресурсов, который позволяет людям работать вместе в группе для эффективного достижения общей цели. Социальный капитал также можно рассматривать как потенциальную способность получать ресурсы, услуги или информацию благодаря личным связям, это «сети взаимоотношений между людьми, которые живут и работают в определенном обществе, позволяющие этому обществу эффективно функционировать» [12]. Он включает в себя эффективное функционирование социальных групп посредством межличностных отношений, общего чувства идентичности, общего понимания, общих норм, общих ценностей, доверия, сотрудничества и взаимопонимания. Некоторые описывают его как форму капитала, которая производит общественные блага для общей цели, хотя это не соответствует тому, как он

измеряется. Социальный капитал использовался для объяснения улучшения эффективности различных групп, роста достигнутых целей, улучшения отношений, понимания и принятия ценностей и эволюции взаимодействующих сообществ.

Чтобы лучше понять психологические особенности мотивации студентов к изучению чужого языка, мы рассмотрим пятифакторную мотива-ционную стратегию, которую преподаватели должны непременно учитывать при планировании учебного процесса с иностранными студентами. Пять факторов, которые могут мотивировать студентов изучать целевой язык, это: (1) преподаватель, (2) методология обучения, (3) современные учебные пособия и материалы, (4) творческие задание для закрепления изученного материала и (5) оценочные материалы. Чтобы мотивировать студентов в изучении иностранного языка, преподаватель должен проявлять дружелюбие, выбирать эффективные методы обучения и соответствующие современным требованиям учебные пособия для ознакомления с учебным материалом, творческие задания для закрепления усвоенного учебного материала и оценочные материалы для контроля эффективности обучения на протяжении всего процесса обучения. Оценочные материалы для эвалюации каждой учебной деятельности, а также всего процесса обучения - это не просто Текст или экзамен в конце учебного курса, а многоступенчатая оценка от начала до конца. Поскольку многие факторы, связанные с преподавателем, могут сделать обстановку в аудитории мотивирующей или демоти-вирующей, то мы исследовали восприятие иностранного языка как преподавателями, так и студентами. Факторы успешности, связанные с процессом обучения, такие как взаимопонимание между преподавателем и студентом, способ исправления ошибок и методы обучения, влияют на мотивацию. Степень, в которой эта структура влияет на внутреннюю мотивацию студентов, представляется привлекательной темой для исследования, однако она остается недостаточно изученной.

Учебная мотивация может определяться несколькими факторами: психологическими особенностями студентов-иностранцев, их интеллектуальной активностью, адаптивностью к условиям нового социума. По этой причине наше текущее исследование направлено на заполнение этого пробела путем изучения взаимосвязи между внутренней мотивацией иностранных студентов, изучающих русский язык, и их восприятием пяти компонентов структуры. Надеемся, что результаты исследования могут предоставить заинтересованным преподавателям возможность улучшить мотивацию студентов при изучении русского языка. Выдвигая гипотезу о связи между внутренней мотивацией студентов и восприятием пяти компонентов структуры, наше исследование было направлено на то, чтобы ответить на следующие вопросы: (1) Какова внутренняя мотивация иностранных студентов, изучающих русский язык? (2) Каково их восприятие пяти факторов успешности? (3) Связана ли внутренняя мотивация студентов с их восприятием факторов успешности? [4]

Мотивация к обучению - это сложная всеобъемлющая концепция, на которую влияет ряд психосоциальных факторов, как внутренних, так и присутствующих в социальной и естественной среде обучающегося, внешняя мотивация отличается от внутренней тем, что показывает зависимость человека от окружающей среды. Внешняя мотивация, как правило, это мотивация достижений, то есть она нацелена на конечный результат, в то время как при внутренней мотивации студенту интересен сам процесс обучения, знания, которые он в этом процессе получает, взаимодействие с преподавателем и сверстниками, совместная учебная деятельность. Внутренняя мотивация направлена на развитие личности, на удовлетворение базовых психологических потребностей человека, на повышение самооценки и на достижение профессионализма в выбранной сфере деятельности.

Внутренние ресурсы человека являются базовыми психологическими потребностями в автономии, компетентности и коммуникативности. Автономия относится к чувству выбора и принятию личной ответственности за всю задачу. Другими словами, эта концепция заключается в том, что студент сам выбирает соответствующие стратегии обучения для достижения целевого уровня владения изучаемым предметом. Компетентность касается уверенности студента в том, что его действия приведут к желаемому результату. Третья базовая потребность, коммуникативность - способность правильного донесения информации, изложения своих мыслей, умение использовать понятные формулировки и подобрать успешный и корректный подход к собеседнику, также иметь хорошую связь с сокурсниками и преподавателями.

Академическая среда, так же как и весь окружающий мир, зависит от применения новых технологий, в нашем случае в процессе обучения - для повышения мотивации студентов. Постоянно изменяющаяся среда исследований мотивации, основанных на моти-вационном потенциале подхода к преподаванию путем применения новых технологий, соответствующее применение новых методов в качестве вспомогательных средств помогло повысить мотивацию студентов. Например, использование технологии обучения с помощью мобильных устройств продемонстрировало, как можно улучшить такие учебные конструкции, как языковая уверенность, интерес к иностранному языку и идеальное Я.

Использование других новых методов, таких как игровое обучение (геймификация), определенные образовательные сайты в Интернете, медиаобразова-ние и цифровизация учебного контента, также позволило преподавателям повысить мотивацию студентов к обучению. Однако некоторые исследователи также отметили, что некоторые факторы, такие как незнакомый академический словарный запас, недостаточное знание русского языка, уровень сложности и трудности учебного материала, могут одновременно демотивировать студентов-иностранцев. Преподаватели могут использовать пять мотивирующих факторов в качестве мотивационной стратегии для повышения мотивации своих студентов к изучению рус-

ского языка. Однако равномерная реализация всех пяти компонентов мотивационной стратегии кажется непрактичной и менее эффективной. Чтобы сделать эту структуру более полезной и гибкой при выборе эффективных методов обучения, необходимо учитывать связь между всеми пятью факторами и мотивацией студентов.

Дальнейшее исследование должно быть направлено на оценку внутренней мотивации студентов и восприятие ими пяти компонентов структуры. Высокий уровень внутренней мотивации студентов, положительные корреляции между внутренней мотивацией студентов и компонентами структуры следует связать с ролью мотивационной конструкции как предиктора эффективного обучения. Было обнаружено, что внутренняя мотивация отличается у иностранных студентов, поступающих на англоязычные программы обучения в российских вузах, и у студентов, предпочитающих получать образование на русском языке, последние были высоко мотивированы не только к изучению русского языка, но и к освоению новой культуры, к знакомству с новыми людьми.

Высокая внутренняя мотивация также может быть частично обусловлена возросшей популярностью, например, песен и фильмов, телевизионных каналов и подкастов, сопровождаемой более высокой финансовой возможностью позволить себе соответствующие устройства и услуги. Другим разумным объяснением является то, что режим преподавания и изучения русского языка в университетах был смещен с подхода, ориентированного только на преподавателя и традиционные методы обучения, на комплексный подход с использованием медиатехнологий, геймификации и цифровых источников информации, что повысило удовольствие студентов от изучения русского языка. Высокая внутренняя мотивация иностранных студентов ценна, поскольку, в отличие от внешней, этот тип мотивации сохраняет свою эффективность в долгосрочной перспективе и является стимулом для успеха обучения и психологического удовлетворения.

Для исследования была использована анкета самоотчета для осознания и оценки иностранными студентами компонентов структуры по пятибалльной шкале Лайкерта. Средние значения восприятия студентами всех пяти компонентов структуры выше, причиной, вероятно, могут быть различные контексты обучения. Среди пяти компонентов структуры иностранные студенты высоко оценили компонент «Преподаватель» с самым высоким средним значением. Это означает, что поведение преподавателя в непосредственном процессе общения играет решающую роль в мотивации участников образовательного

процесса. Опыт может помочь студентам понять, какие факторы мотивируют их в изучении русского языка. Психологически понятно, что студенты будут неохотно учиться в аудитории с недружелюбными, несправедливыми и не слишком увлеченными преподавателями.

Второе место (по оценкам анкеты) занимает методология обучения, это может быть объяснено тем фактом, что некоторые преподаватели продолжают практиковать традиционный подход к обучению, ориентированный только на преподавателя, что может привести к тому, что студенты будут чувствовать себя немотивированными в своем обучении. Таким образом, студенты могут сравнить свой опыт обучения в своей родной стране с опытом работы с квалифицированными преподавателями и узнать, какие методы обучения мотивируют их изучать иностранный язык.

Высокие средние значения восприятия студентами оставшихся трех компонентов структуры также могут быть частично обусловлены неприятным, если не разочаровывающим опытом обучения, который студенты получили в школе в своей родной стране из-за традиционных методов преподавания и обучения, где учитель является поставщиком информации и ограниченных занятий в классе. Как упоминалось выше, все типы мотивации строятся на фоне трех основных психологических. Будет разумно предположить, что мотивация студентов имеет некоторую связь с их восприятием пяти компонентов мотива-ционной стратегии, поскольку они возникают на одной и той же основе. Как показано в табл. 1, факторы «Преподаватель» и «Методология преподавания» являются наиболее эффективными мотивирующими компонентами. Этот результат, вероятно, подразумевает, что среди трех основных психологических потребностей социальные связи и забота о других оказывают большее влияние на респондентов, чем две другие.

Третье место (по оценке респондентов) занимают творческие задачи по усвоению материала, четвертое место - оценочные материалы, такая оценка может быть обусловлена более эффективным влиянием основной психологической потребности в компетентности. Студенты, вероятно, чувствуют себя более комфортно и уверенно, если они могут успешно выполнять творческие задания и получать адекватную и своевременную итоговую оценку курса обучения. Текущие высокие средние баллы восприятия пяти компонентов мотивационной структуры подразумевают, что большинство участников исследования чувствовали, что их мотивация к обучению, по крайней мере внутренняя, будет улучшена благодаря внедрению данной структуры.

Таблица 1

Результаты исследования отношения иностранных студентов к компонентам пятифакторной _мотивационной структуры_

Преподаватель Методика обучения Творческие задания для усвоения материала Оценочные материалы Учебный материал

Мой Преподаватель Задания для Преподаватель Учебный материал,

преподаватель использует на закрепления предлагает который

дружелюбен - занятиях различные изученного обратную связь на используется на

84%. методы обучения - материала каждом уроке - занятиях,

Преподаватель 88%. творческие и 69%. современный и

создает в классе На занятиях интересные - 75%. Оценка интересный - 50%.

обстановку с используются Задания эффективности Учебные материалы

низким уровнем видео-, вовлекают всех обучения разнообразны,

стресса - 79%. аудиоматериалы и студентов в происходит на включают печатный

Преподаватель интернет - 92%. работу - 69%. каждом занятии - текст, электронные

знает и любит свой Преподаватель Преподаватель 55%. материалы и

предмет - 89%. отбирает те методы выбирает такие Преподаватель видеозаписи - 55%.

Преподаватель обучения, которые задания для использует Преподаватель

относится поддерживают закрепления оценочные позволяет студентам

одинаково ко всем интерес студентов - учебного материалы, выбирать материалы

студентам, 89%. материала, которые по своему

оценивает их Все методы которые тщательно усмотрению - 49%

успехи объективно обучения соответствуют откалиброваны,

и справедливо - современные - 80% различным чтобы избежать

90% уровням и субъективности в

интересам - 73% оценке - 65%

Стоит отметить, что хотя аффективный порядок в нашем исследовании был следующим: Преподаватель > Методология обучения > Творческие задание > Оценочные материалы > Современные учебные пособия и материалы, можно использовать и другой порядок. Причина заключается в том, что порядок компонентов может зависеть от предыдущего опыта изучения русского языка иностранными студентами, работающими с квалифицированными и неквалифицированными преподавателями, так как различия в учебных контекстах приведут к разным ответам на шкалу опросника. Это, вероятно, указывает на то, что настоящие результаты подтверждают гипотезу о том, что пять компонентов мотивационной стратегии могут повысить мотивацию студентов, по крайней мере, внутреннюю. Как показано в табл. 1, среди пяти компонентов структуры Методология обучения и Текст обладали самыми высокими коэффициентами в отношении к внутренней мотивации студента. Это означает, что хотя участники считали, что все пять компонентов мотивировали их на изучение английского языка, они отводили Методике обучения и Современным учебным пособиям и материалам решающую роль в улучшении своей внутренней мотивации. Соответствующие методы обучения и современные учебно-методические материалы могут повысить внутреннюю мотивацию студента почти на 50%. В меньшей степени вместе с заданиями и тестами манера поведения преподавателя, например, дружелюбная и беспристрастная, также может вызвать повышение учебной мотивации студента. Стиль поведения, личность и отношение преподавателя

были доминирующими переменными, влияющими на эффективность обучения студентов. Это означает, что для эффективного обучения преподавателю следует применить дополнительный подход для повышения внутренней мотивации, по крайней мере, для студентов с низкими уровнями мотивации.

Можно предположить, что мотивация к обучению, автономия и успеваемость взаимодействуют в циклической причинно-следственной связи, в которой мотивация является причиной автономии и следствием успеваемости в обучении студентов. Предполагая наличие корреляции между эффективностью работы преподавателей и мотивацией к обучению студентов, первая может напрямую/косвенно влиять на автономию и успеваемость студентов в обучении. Хотя используемые тесты самоотчета внутренней мотивации и компонентов мотивационной стратегии просты, они, по-видимому, предоставляют много «средних» значений для выбора подходящего метода обучения, творческих заданий, учебных и оценочных материалов, не говоря уже об отношении преподавателя. Кроме того, понимание взаимосвязи между внутренней мотивацией студентов и компонентами структуры может позволить помочь повысить внутреннюю мотивацию студентов, что принесет им пользу в долгосрочной перспективе.

Поскольку используемые шкалы были анкетами самоотчета, первым ограничением этой работы является возможная предвзятость ответа. Второй недостаток этого исследования был связан с выборкой участников. Небольшой размер выборки также может быть слабым местом. Привлечение иностранных студентов, не специализирующихся на изучении

русского языка (участники англоязычной программы обучения), а специализирующихся в других областях, отличных от изучения русского языка, в качестве участников исследования может помочь получить больший размер выборки. Будущая работа в этом направлении заслуживает рассмотрения, например, сочетание анкеты самоотчета с качественными мерами, такими как интервью или наблюдение.

В этом исследовании изучалась внутренняя мотивация иностранных студентов, изучающих русский язык, и восприятие ими пяти компонентов мотива-ционной стратегии для углубления понимания взаимосвязи между внутренней мотивацией студентов и компонентами структуры. Это исследование показало, что внутренняя мотивация студентов и их восприятие структуры были благоприятными на основе

оценки по пятибалльной шкале Лайкерта. Кроме того, восприятие студентами компонентов структуры предсказывало их внутреннюю мотивацию. Текущие результаты подразумевают, что преподаватели могут повысить мотивацию своих студентов за счет успешного выполнения всех пяти компонентов структуры. Это также предполагает, что им может потребоваться дополнительный подход для повышения внутренней мотивации студентов с низким уровнем, параллельно выбранной стратегии обучения для всей группы. И последнее, но не менее важное: стоит отметить, что это исследование имеет некоторые ограничения, включая относительно небольшой размер выборки, возможную предвзятость ответа и недостатки метода выборки, связанные с текущим дизайном исследования.

СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ

1. Ангел А.В. Роль языка-посредника на уроках русского языка как иностранного в условиях современного вуза / А.В. Ангел, Е.А. Волкова. - Текст : непосредственный // Преподаватель XXI век. - 2020. - № 1. - С. 159-167.

2. Арапова О.Г. Особенности мотивации при обучении русскому языку как иностранному вне языковой среды (на примере японских университетов) / О.Г. Арапова. - Текст : непосредственный // Московский педагогический журнал. - 2020. - №1.

3. Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов; 2-е изд. / А.А. Вербицкий. - Москва : Юрайт, 2017. -Текст : непосредственный.

4. Герасименко Н.А. Мотивация студентов к обучению: социально-психологический аспект / Н.А. Герасименко. - Текст : непосредственный // Вестник ГУУ. - 2017. - №7-8.

5. Епифанова С.В. Формирование учебной мотивации / С.В. Епифанова. - Текст : непосредственный // Высшее образование в России. - 2020. - №3. - С. 106-107.

6. Любимова Н.А. Обучение иностранных студентов русской письменной речи: трудности и пути преодоления / Н.А. Любимова, Е.Н. Туана, И.Ю. Смелкова. - Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2023. - № 1.

7. Макарова Е.А. Формирование и стимулирование мотивации в образовательном процессе / Е.А. Макарова, М.И. Мещерякова. - Текст : непосредственный // Мир науки. - 2024. - Т. 12, № 2. - С. 49.

8. Макарова Е.А. Развитие автономности ученика как условие формирования внутренней мотивации и интереса к музыкальным занятиям / Е.А. Макарова, Б.В. Денисов. - Текст : непосредственный // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия : Педагогика и психология. - 2021. - № 2 (278). - С. 46-56.

9. Садовская А.А. Теории благополучия и их отражение в современных философских концепциях / А.А. Садовская. - Текст : непосредственный // Векторы благополучия: экономика и социум. - 2019. - №2 (33).

10. Bartosh D.K., Kharlamova M.V. Motivating foreign students to study the Russian language through the content of the textbook. Pedagogy and Psychology of Education, no. 4, 2023, p. 56-68. DOI: 10.31862/2500-297X-2023-4-56-68.

11. Foschi R., Lauriola M. "Does sociability predict civic involvement and political participation?". Journal of Personality and Social Psychology, 2014, 106 (2): 339-357. doi:10.1037/a0035331.

12. Getmanenko N. Modern trends in motivations for learning Russian as a foreign language (INTERNATIONAL RESEARCH DATA FROM 2010-2014. 150. PRZEGL^ RUSYCYSTYCZNY, 2017, no. 2 (158).

13. Nizigama E., Fazilatfar A.M. & Jabbari A.A. Junior secondary school students' motivation for learning multiple foreign languages in Burundi: A cross-sectional study. Frontiers in Language Sciences, 2023, 2, 1174855. https://doi.org/10.3389/ flang.2023.1174855.

14. Ryan R.M. & Deci E.L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. The Guilford Press, 2017, https://doi.org/10.1521/978.14625/28806.

15. Seligman M.E.P. Flourish: A visionary new understanding of happiness and well-being. Free Press, 2011.

16. Siekmann L., Parr J., Van Ophuysen S. & Busse V. Text quality and changing perceptions of teacher feedback and affective-motivational variables: A study with secondary EFL students. Frontiers in Education, 2023, 8, 1171914. https://doi.org/10.3389/ feduc.2023.1171914.

17. Tranquillo J, Stecker M. Using intrinsic and extrinsic motivation in continuing professional education. Surg Neurol Int. 2016; 7(Suppl 7):S197-S199. doi:10.4103/2152-7806.179231.

18. Vlada N., Sergey K. & Fisenko O. Formation of motivation to learn the vocation-related language. Propósitos y Representaciones, 2021, 9(SPE2), e950. Doi:http://dx.doi.org/10.20511/pyr2021.v9nSPE2.950.

REFERENCES

1. Angel A.V., Volkova E.A. Rol' yazyka-posrednika na urokah russkogo yazyka kak inostrannogo v usloviyah sovremennogo vuza [The role of the intermediary language in the lessons of Russian as a foreign language in the conditions of a modern university]. Prepodavatel' XXI vek = Teacher of the XXI century, 2020, no. 1, pp. 159-167. (In Russ.)

2. Arapova O.G. Osobennosti motivacii pri obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu vne yazykovoj sredy (na primere yaponskih universitetov) [Features of motivation in teaching Russian as a foreign language outside the language environment (on the example of Japanese universities)]. Moskovskij pedagogicheskij zhurnal = Moscow Pedagogical Journal, 2020, no. 1. (In Russ.)

3. Verbickij A.A. Psihologiya motivacii studentov [Psychology of motivation of students]. Moscow, 2017. (In Russ.)

4. Gerasimenko N.A. Motivaciya studentov k obucheniyu: social'no-psihologicheskij aspect [Motivation of students to study: socio-psychological aspect]. Vestnik GUU = GUUBulletin, 2017, no. 7-8. (In Russ.)

5. Epifanova S.V. Formirovanie uchebnoj motivacii [Formation of educational motivation]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia, 2020, no. 3, pp. 106-107. (In Russ.)

6. Lyubimova N.A., Tuana E.N., Smelkova I.Yu. Obuchenie inostrannyh studentov russkoj pis'mennoj rechi: trudnosti i puti preodoleniya [Teaching foreign students Russian written language: difficulties and ways to overcome]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, 2023, no. 1. (In Russ.)

7. Makarova E.A., Meshcheryakova M.I. Formirovanie i stimulirovanie motivacii v obrazovatel'nom processe [Formation and stimulation of motivation in the educational process]. Mir nauki = The world of science, 2024, vol. 12, no. 2, p. 49. (In Russ.)

8. Makarova E.A., Denisov B.V. Razvitie avtonomnosti uchenika kak uslovie formirovaniya vnutrennej motivacii i interesa k muzykal'nym zanyatiyam [The development of student autonomy as a condition for the formation of internal motivation and interest in musical studies]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya : Pedagogika i psihologiya = Bulletin of the Adygea State University. Series : Pedagogy and Psychology, 2021, no. 2 (278), pp. 46-56. (In Russ.)

9. Sadovskaya A.A. Teorii blagopoluchiya i ih otrazhenie v sovremennyh filosofskih koncepciyah [Theories of well-being and their reflection in modern philosophical concepts]. Vektory blagopoluchiya: ekonomika i socium = Vectors of well-being: economics and society, 2019, no. 2 (33). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Bartosh D.K., Kharlamova M.V. Motivating foreign students to study the Russian language through the content of the textbook. Pedagogy and Psychology of Education, no. 4, 2023, pp. 56-68. DOI: 10.31862/2500-297X-2023-4-56-68.

11. Foschi R., Lauriola M. Does sociability predict civic involvement and political participation? Journal of Personality and Social Psychology, 2014, 106 (2): 339-357. DOI:10.1037/a0035331.

12. Getmanenko N. Modern trends in motivations for learning Russian as a foreign language. INTERNATIONAL RESEARCH DATA FROM 2010-2014. 150. PRZEGL^ RUSYCYSTYCZNY, 2017, no. 2 (158).

13. Nizigama E., Fazilatfar A.M. & Jabbari A.A. Junior secondary school students' motivation for learning multiple foreign languages in Burundi: A cross-sectional study. Frontiers in Language Sciences, 2023, 2, 1174855. https://doi.org/10.3389/ flang.2023.1174855.

14. Ryan R.M. & Deci E.L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. The Guilford Press, 2017. Available at: https://doi.org/10.1521/978.14625/28806.

15. Seligman M. E. P. Flourish: A visionary new understanding of happiness and well-being. Free Press, 2011.

16. Siekmann L., Parr, J., Van Ophuysen S. & Busse V. Text quality and changing perceptions of teacher feedback and affective-motivational variables: A study with secondary EFL students. Frontiers in Education, 2023, 8, 1171914. Available at: https://doi.org/10.3389/ feduc.2023.1171914.

17. Tranquillo J., Stecker M. Using intrinsic and extrinsic motivation in continuing professional education. Surg Neurol Int. 2016; 7(Suppl 7):S197-S199. DOI:10.4103/2152-7806.179231.

18. Vlada N., Sergey K. & Fisenko O. Formation of motivation to learn the vocation-related language. Propósitos y Representaciones, 2021, 9(SPE2), e950. DOI: http://dx.doi.org/10.20511/pyr2021.v9nSPE2.950.

Статья поступила в редакцию 26.08.2024; одобрена после рецензирования 28.08.2024; принята к публикации 30.09.2024. The

article was submitted 26.08.2024; approved after reviewing 28.08.2024; accepted for publication 30.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.