Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ КАДЕТ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ КАДЕТ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рословцева Марина Юрьевна

Воспитание патриотов, будущих защитников Отечества, является особенно значимым направлением деятельности довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации. Эффективность процесса патриотического воспитания в условиях цифрового мира зависит от своевременной трансформации деятельности педагогов в соответствии с актуальными требованиями. Важным компонентом готовности педагогического коллектива к патриотическому воспитанию в цифровой среде выступает мотивационная составляющая. Целью статьи является изучение влияния мотивации на готовность педагогов к использованию цифровых возможностей в патриотическом воспитании кадет. В статье обосновывается, что степень заинтересованности и готовности педагогов к внедрению цифровых средств в деятельность патриотической направленности зависит не только от их профессионального уровня. Немаловажным факторов является и эффективно выстроенная в образовательной организации система мотивации. В работе изучен опыт педагогических коллективов довузовских образовательных организаций Минобороны России в патриотическом воспитании с опорой на цифровые ресурсы. Проведенный анализ позволил предположить, что с целью активизации использования цифровых возможностей в патриотическом воспитании, необходимо в некоторых из них выстроить более эффективную систему мотивации и стимулирования педагогических работников. Формирование мотивирующей профессиональной среды включает целый комплекс мероприятий. При этом личностные цели и желания должны совпадать с целями образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рословцева Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL COMPONENT OF TEACHERS' READINESS FOR PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS IN THE DIGITAL SPACE

Education of patriots, future defenders of the Fatherland, is a particularly significant area of activity of pre-university educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The effectiveness of the process of patriotic education in the digital world depends on the timely transformation of teachers' activities in accordance with current requirements. An important component of the readiness of the teaching staff for patriotic education in the digital environment is the motivational component. The purpose of the article is to study the influence of motivation on the readiness of teachers to use digital opportunities in the patriotic education of cadets. The article substantiates that the degree of interest and readiness of teachers to introduce digital tools into patriotic activities depends not only on their professional level. An important factor is the motivation system effectively built in the educational organization. The paper examines the experience of pedagogical collectives of pre-university educational organizations of the Ministry of Defense of Russia in patriotic education based on digital resources. The analysis made it possible to assume that in order to activate the use of digital opportunities in patriotic education, it is necessary to build a more effective system of motivation and stimulation of teaching staff in some of them. The formation of a motivating professional environment includes a whole range of activities. At the same time, personal goals and desires should coincide with the goals of the educational organization.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ КАДЕТ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

4. Коротков, А.В. Стандарты предпринимательской экосистемы университета: рекомендации по развитию предпринимательской экосистемы / А.В. Коротков, М.Р. Зобнина. - М., 2019. - 96 с.

5. Обучение предпринимательству в вузах России и мира: зачем, как и с какими результатами? / П.С. Сорокин, А.Б. Повалко [и др.]. - М., 2020. - 48 с.

6. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс]: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 дек. 2018 г. № 16. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Паспорт национального проекта «Наука» [Электронный ресурс]: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 дек. 2018 г. № 16. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Рубин, Ю.Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы / Ю.Б. Рубин // Высшее образование в России. 2020. - № 11. - С. 5-17.

9. Pittaway, L. Entrepreneurship Education: A Systematic Review of the Evidence / L. Pittaway, J. Cope // International Small Business Journal. - 2019. - № 25. - Р. 479-510.

10. Tittel, A. Entrepreneurial Competences Revised: Developing a Consolidated and Categorized List of Entrepreneurial Competences / A. Tittel, O. Terzidis // Entrepreneurship Education. - 2020. - Vol. 3, № 1. - P. 1-35. -https://doi.org/10.1007/s41959-019-00021-4.

Педагогика

УДК 371.13

методист Рословцева Марина Юрьевна

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)

МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

КАДЕТ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. Воспитание патриотов, будущих защитников Отечества, является особенно значимым направлением деятельности довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации. Эффективность процесса патриотического воспитания в условиях цифрового мира зависит от своевременной трансформации деятельности педагогов в соответствии с актуальными требованиями. Важным компонентом готовности педагогического коллектива к патриотическому воспитанию в цифровой среде выступает мотивационная составляющая. Целью статьи является изучение влияния мотивации на готовность педагогов к использованию цифровых возможностей в патриотическом воспитании кадет. В статье обосновывается, что степень заинтересованности и готовности педагогов к внедрению цифровых средств в деятельность патриотической направленности зависит не только от их профессионального уровня. Немаловажным факторов является и эффективно выстроенная в образовательной организации система мотивации. В работе изучен опыт педагогических коллективов довузовских образовательных организаций Минобороны России в патриотическом воспитании с опорой на цифровые ресурсы. Проведенный анализ позволил предположить, что с целью активизации использования цифровых возможностей в патриотическом воспитании, необходимо в некоторых из них выстроить более эффективную систему мотивации и стимулирования педагогических работников. Формирование мотивирующей профессиональной среды включает целый комплекс мероприятий. При этом личностные цели и желания должны совпадать с целями образовательной организации.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, педагогическая деятельность, цифровая среда, мотивационный компонент, готовность педагогов.

Annotation. Education of patriots, future defenders of the Fatherland, is a particularly significant area of activity of pre-university educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The effectiveness of the process of patriotic education in the digital world depends on the timely transformation of teachers' activities in accordance with current requirements. An important component of the readiness of the teaching staff for patriotic education in the digital environment is the motivational component. The purpose of the article is to study the influence of motivation on the readiness of teachers to use digital opportunities in the patriotic education of cadets. The article substantiates that the degree of interest and readiness of teachers to introduce digital tools into patriotic activities depends not only on their professional level. An important factor is the motivation system effectively built in the educational organization. The paper examines the experience of pedagogical collectives of pre-university educational organizations of the Ministry of Defense of Russia in patriotic education based on digital resources. The analysis made it possible to assume that in order to activate the use of digital opportunities in patriotic education, it is necessary to build a more effective system of motivation and stimulation of teaching staff in some of them. The formation of a motivating professional environment includes a whole range of activities. At the same time, personal goals and desires should coincide with the goals of the educational organization.

Key words: patriotic education, pedagogical activity, digital environment, motivational component, readiness of teachers.

Введение. Одной из ключевых целей модернизации образования является повышение его качества в соответствии с требованиями современного цифрового общества. Сегодня система образования рассматривает педагогов не просто как человеческий ресурс, а как квалифицированных специалистов, обеспечивающих эффективность деятельности образовательной организации и способных не только воспринимать нововведения, но и делать их главным механизмом в образовательном процессе [7]. Развитие цифровой образовательной среды зависит от профессионального уровня каждого педагога, от степени его заинтересованности и готовности к внедрению цифровых средств в педагогическую деятельность. Профессиональный опыт, мотивация, личностные качества, как составляющие профессиональной квалификации педагога, обеспечивают готовность и способность выполнения им различных профессиональных задач.

Изложение основного материала статьи. Важным компонентом готовности педагогов к деятельности патриотической направленности в цифровой среде является мотивационная составляющая. Значительные цели, грамотная организация, многообещающие планы будут малоэффективны, если у их исполнителей не будет мотивации, т.е. заинтересованности в их реализации [1].

Обобщив множество вариантов толкования термина «мотивация», данный процесс можно рассматривать как внешнее или внутреннее воздействие на формирование личных потребностей человека, определяющих его дальнейшее поведение [2]. При формировании цифрового образовательного пространства, как правило, возникает сопротивление против внедрения педагогических новшеств, выражающееся в негативном отношении к введению нового. Для преодоления подобных преград педагог должен обладать активной жизненной позицией. По мнению чешского исследователя И. Перлаки готовность сотрудниками принять реализацию инновационных процессов в организации возможно в случае:

{Впри+Ннеп}>{Внеп+Нпри}, где

Впри - выгоды, вытекающие из принятия нововведения; Ннеп - невыгоды, вытекающие из принятия нововведения; Внеп - выгоды, вытекающие из его непринятия; Нпри - невыгоды, вытекающие из его принятия.

Вариативность отношений к инновациям представлена на рисунке 1 [5].

1-

Отказ от нововведения

Сопротивление нововведению 1

Терпимость к нововведению

Т

Индифферентное отношение

I

Принятие нововведения и приспособление к нему

I

Желание нововведения

I

Потребность в нововведении

Рисунок 1. Вариативность отношений к инновациям

Следовательно, активность педагогов в использовании цифровых возможностей в деятельности патриотической направленности зависит, в том числе, и от эффективно выстроенной в образовательной организации системы мотивации, путем реализации комплексного подхода к формированию мотивирующей профессиональной среды. Успех мотивационного управления зависит от таких факторов, как наличие в педагогическом коллективе единой концепции работы, коммуникативной культуры и возможности творческой самореализации. При создании вышеперечисленных условий происходит повышение квалификации педагогов, формируется костяк команды единомышленников и, наконец, появляются инициативные сотрудники, способные самостоятельно продуцировать идеи. Поощрение инновационной активности педагогов ведет к возрастанию качества и результативности деятельности по патриотическому воспитанию обучающихся.

Несмотря на то, что самым действенным мотивационным инструментом является экономическое стимулирование, для обеспечения эффективности системы мотивации педагогических работников следует учитывать важность поддержания их заинтересованности к профессиональной деятельности, к саморазвитию, привлекать к коллективному решению проблем, поскольку получение признания и одобрения со стороны руководства и коллег, реализация своих личных и профессиональных целей также способствуют формированию инновационной активности педагогов.

Система мотивации и стимулирования педагогических работников должна включать целый комплекс мероприятий, при этом их личностные цели и желания должны совпадать с целями образовательной организации или соответствовать им. Эффективность любой системы мотивации и стимулирования зависит не только от предоставляемых возможностей, но и от выполнения ряда требований:

- справедливость, обоснованность и ясность критериев стимулирования;

- соблюдение принципа постепенности, избегание быстрого поощрения завышенным вознаграждением;

- объективность размера вознаграждения в зависимости от личного вклада в общие результаты труда;

- значимость вознаграждения;

- соблюдение минимальных сроков между результатом деятельности и вознаграждением [4].

Патриотическое воспитание кадет заключается в формировании высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его защите, привитие гордости и уважения к русской военной истории и традициям, и является целенаправленной, систематической, многоплановой работой педагогов. В соответствии с современной действительностью, диктующей необходимость модернизации и развития системы патриотического воспитания, как одного из важнейших приоритетов в образовании, в довузовских образовательных организациях Минобороны России решение задач воспитания патриотизма реализуется, в том числе и с использованием современных образовательных технологий и возможностей медиаресурсов, цифровых инструментов и сервисов с учетом возрастных особенностей подростков. Это позволяет качественно наполнить и структурировать процесс патриотического воспитания кадет. Грамотно задействованное цифровое пространство способно дополнительно раскрыть нравственные качества формирующейся личности, помочь подготовиться к

жизни в современных информационных потоках, может являться мощным фактором, мотивирующим обучающихся на заинтересованность в получении новых знаний.

В январе 2022 года прошел III Всероссийский практико-ориентированный семинар «Использование технологий цифровой дидактики для формирования образовательной самостоятельности воспитанников довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации». Участникам данного мероприятия было предложено поделиться опытом использования цифровых ресурсов в патриотическом воспитании и профориентационной работе с кадетами. По итогам семинара был издан сборник материалов «Теория и практика патриотического воспитания и профориентационной работы в довузовских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации с опорой на медиаресурс».

Первая глава сборника посвящена использованию потенциала медиаресурсов в патриотическом воспитании. В данном разделе свой педагогический опыт представили 74 педагогических работника из числа воспитателей, преподавателей, педагогов-организаторов, педагогов-психологов, методистов и библиотекарей 18 довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации. Авторы поделились опытом использования возможностей цифровой среды образовательной организации при подготовке и проведении различных мероприятий патриотической направленности.

Например, в филиале Нахимовского военно-морского училища (г. Севастополь) при подготовке к конкурсу чтецов, посвященному 200-летию Н.А. Некрасова, для совершенствования навыков выразительного чтения воспитатели использовали обучающие видеоролики. Поскольку сегодня подобные конкурсы нередко проводятся дистанционно, возникает необходимость в совершенствовании навыков видеозаписи и монтажа.

Боевой листок - один из видов стенных газет, выпускаемых в подразделениях Советской Армии и Военно-Морского Флота. В условиях стремительно развивающего информационного пространства в Петрозаводском президентском кадетском училище практикуется создание подобной стенгазеты в электронном формате с помощью текстовых или графических редакторов. Кадеты, создающие боевой листок в электронном виде, гораздо легче осваивают навыки работы с компьютером, получают опыт размещения текстовой или графической информации в электронном документе.

В деятельности педагогического коллектива Ульяновского гвардейского суворовского училища, нацеленной на формирование патриотических качеств личности, активно применяется технология проектной деятельности через включение мини-проектов в классные часы и другие внеклассные мероприятия. Процесс работы над проектами проходит с использованием ресурсов цифровой среды, а их результат представляется как в традиционном печатном формате, так и в цифровом - в виде презентаций, веб-страниц и т.п.

Так как на сегодняшний день воспитание патриотизма с помощью военных фильмов остается актуальным, в Уссурийском суворовском военном училище создан свой внутрисетевой информационно-образовательный медиаресурс, обеспечивающий суворовцам свободный просмотр кинофильмов на военную тематику.

Педагоги Оренбургского президентского кадетского училища в военно-патриотическом воспитании используют информационно-методические материалы виртуального методического кабинета сайта %'%гм'.победители21.рф, посвященные героическим событиям Великой Отечественной войны.

В связи с карантинными ограничениями воспитанники Московского суворовского военного училища не могли навестить ветеранов и пообщаться с ними лично, поэтому для своих старших друзей они организовали специальную почту: «Письмо ветерану» и «Суворовская открытка», в которой ветераны делятся с суворовцами своими воспоминаниями и жизненным опытом, а суворовцы отвечают им душевным теплом и заботой, но уже в электронном пространстве.

Также, в третьей главе «Модели и практики патриотического воспитания и профессиональной ориентации» вышеназванного сборника 23 педагогических работника из 7 училищ поделились опытом создания конкретных мероприятий патриотической направленности. Ими были представлены методические разработки комбинированной интерактивной викторины, интеллектуально-развивающей игры, групповых воспитательных мероприятий, конференция и исследовательских проектов с использованием цифровых ресурсов. Например, урок мужества «Непобедимый Сталинград» проходит с просмотром видеороликов о Сталинградской битве. В процессе совместной деятельности кадет и взрослых наставников разрабатывается электронный образовательный кластер «Будни блокадного Ленинграда» для использования в воспитательных мероприятиях, учебных и внеурочных занятиях. А создание виртуального музея сочетает в себе преимущества информационных технологий, не разрушая традиционные методы музейного образования, открывая новые горизонты возможностей детского творчества и воспитательной работы [6].

Выводы. Приведенные выше примеры говорят о постепенном переходе патриотического воспитания в довузовских образовательных организациях Минобороны России в цифровую среду. В то же время участие только 18 организаций из 32, представление отдельных училищ 17 педагогическими работниками и пассивность других, позволяет сделать предположение, что в ряде довузовских образовательных организаций недостаточно эффективно работает система мотивации. Трансляция педагогами опыта применения цифровых ресурсов в патриотическом воспитании кадет говорит об их заинтересованности и готовности к цифровой трансформации данного направления своей деятельности. Формирование мотивационного механизма позволит эффективно использовать в работе инновационный потенциал педагогов, запустить процесс побуждения к совершенствованию деятельности по патриотическому воспитанию активизировав их внутренние мотивы и создав внешние положительные стимулы, которые должны иметь приоритет перед внешними отрицательными стимулами, например, такими как принуждение. Эффективность мотивационной управленческой деятельности при формировании цифрового пространства патриотического воспитания возможна только при условии комплексного использования приемов и должна сочетать моральные и материальные, позитивные и негативные стимулы, а также применяя индивидуальный подход охватывать весь педагогический коллектив образовательной организации.

Литература:

1. Гарибянц, Г.С. Инновации в совершенствовании системы мотивации персонала - определяющий элемент его инновационного поведения в организации / Г.С. Гарибянц, Н.А. Титова // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. - Т. 4. - № 6. - С. 53-58.

2. Добролюбов, Е.А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала / Е.А. Добролюбов // Банковские технологии. - 2016. - № 3. - С. 41-44.

3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 512 с.

4. Мартынов, Р.Р. Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации и стимулирования в организации / Р.Р. Мартынов // Студенческий форум. - 2018. - № 15(36). - С. 32-36.

5. Рословцева, М.Ю. Мотивационная составляющая в формировании инновационной активности педагогов / М.Ю. Рословцева // Инновационные формы работы с педагогами: Сборник материалов IV Всероссийского практико-ориентированного семинара, Санкт-Петербург, 16-17 января 2020 года / Санкт-Петербургский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Бук", 2020. -С. 57-59.

6. Теория и практика патриотического воспитания и профориентационной работы в довузовских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации с опорой на медиаресурс: Материалы III Всероссийского практико-ориентированного семинара "Использование технологий цифровой дидактики для формирования образовательной самостоятельности воспитанников довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации" (г.Петрозаводск) / Петрозаводское президентское кадетское училище. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Бук", 2022. - 550 с.

7. Храпченкова, И.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие / И.В. Храпченкова; Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный педагогический университет. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2011. - 101 с.

Педагогика

УДК 37.035:35.082.22378

учитель истории и обществоведения Русак Ирина Александровна

Государственное учреждение образования Средняя школа №34 (г. Гродно), аспирант кафедры педагогики и социальной работы

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (г. Гродно)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ: ОПЫТ СОЗДАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ В ШКОЛЕ

Аннотация. Статья раскрывает сущность гражданско-патриотического воспитания учащихся старших классов, в которой рассматривается понятие «гражданственность», выделяются условия, необходимые для осуществления образовательных процессов указанной направленности. Автор публикации представил опыт создания модели блочно-модульного типа по формированию гражданственности учащихся старших классов. В модели отражены методы и формы работы с учащимися и родителями, охарактеризовано информативное наполнение образовательного процесса. Целевая направленность модели соответствует государственной образовательной политике Республики Беларусь, содержательная ее часть определенна на основе государственных требований и стандартов системы образования.

Ключевые слова: модель, информационно-образовательная среда, блоки, условия, формирование, гражданственность.

Annotation. The article reveals the essence of civic-patriotic education of high school students, which examines the concept of "citizenship", highlights the conditions necessary for the implementation of educational processes of this direction. The author of the publication presented the experience of creating a block-modular model for the formation of citizenship of high school students. The model reflects the methods and forms of work with students and parents, characterizes the informative content of the educational process. The target orientation of the model corresponds to the state educational policy of the Republic of Belarus, its content is determined on the basis of state requirements and standards of the education system.

Key words: model, information and educational environment, blocks, conditions, formation, citizenship.

Введение. На современном этапе развития белорусского государства, актуальной является тема гражданско-патриотического воспитания. В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи было определено понятие «гражданственность» как интегративное качество личности, ориентированной на достойное, ответственное и социально значимое исполнение социальных ролей. [2, С. 10-11]. Определяющая роль в реализации концепции принадлежит общеобразовательной школе [6].

Изложение основного материала статьи. Процесс формирования гражданственности учащихся старших классов может осуществляться на основе реализации модели информационно-образовательной среды школы, предусматривающий два этапа:

1) теоретический (моделирование среды);

2) практический (реализация модели в общеобразовательной школе, получение намеченного результата).

Преимуществом данной модели выступают: системное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса с

учетом личностных особенностей и возможностей, профессиональных компетенций, применение средств, методов и форм воспитания; конструирование обучения в условиях конкретных образовательно-воспитательных учреждениях [2].

Авторская модель формирования гражданственности учащихся старших классов состоит из четырех блоков: концептуально-целевой; содержательно-когнитивный; деятельностно-технологический; критериально-оценочный.

Первый блок концептуально-целевой характеризуется постановкой цели, определением методологических подходов (общенаучного уровня: системный, деятельностный и информационный; конкретно-научного уровня: личностно-ориентированный, технологический, аксиологический и средовый), выявлением информационно-образовательных и социально-образовательных принципов формирования гражданственности учащихся.

Первая группа принципов характеризуется необходимостью получения достоверной информации для осуществления образовательного процесса, так как правильная информация определяет вектор образовательного развития. Социально-образовательные принципы определяют необходимость обучения и развития всех субъектов образовательного процесса, а не единичных случаев.

Следующий содержательно-когнитивный блок представлен факультативом для учащихся 10-11 классов «Есть чем гордиться». Программа факультатива построена на изучении достижений белорусского общества в различные исторические периоды. В процессе освоения учебного материала предполагается самостоятельная деятельность учащихся: поиск информации, исследование материалов о формировании гражданской позиции белорусского народа в различные периоды времени.

В процессе изучения предметов естественно-гуманитарного цикла (история, обществоведение, география, белорусский язык и литература, физика и др.) школьники также рассматривают вопросы гражданско-патриотической направленности в рамках школьных программ. Внеурочная деятельность ориентирована на максимальную активность учащихся в мероприятиях, которые ориентированы на повышение уровня гражданственности. Специфика внеурочной воспитательной деятельности состоит в том, что данный вид работы может проводиться вне школы с учетом особенностей и колорита местности.

Деятельностно-технологический блок модели формирования гражданственности учащихся старших классов включает методы и средства педагога. В данном случае педагогом применяются активные методы обучения, при подборе которых учитывались возрастные особенности учащихся, доступность информационных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.