Научная статья на тему 'Мотивационный и социальный компоненты профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности студентов вузов'

Мотивационный и социальный компоненты профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентность в сфере финансовой безопасности / студенты вуза / профессиональная компетентность / мотивационный компонент / социальный компонент / competence in the field of financial security / university students / professional competence / motivational component / social component

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шемякина Марина Сергеевна, Митяева Анна Михайловна

Актуальность исследования состоит в недостаточной разработанности в педагогических исследованиях проблемы повышения качества подготовки будущих экономистов в вузе в части овладения ими профессиональной компетентностью в сфере финансовой безопасности. В этой связи исследование мотивационного и социального компонентов профессиональной компетентности студентов в сфере финансовой безопасности представляется актуальным. Цель исследования заключается в диагностике мотивационного и социального компонентов профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности студентов вузов. Процедура и методы исследования. Использовались теоретические методы (анализ научной литературы, обобщение полученных результатов), а также эмпирические методы исследования, в частности метод анкетирования. Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна заключается в выявлении мотивационного и социального аспектов профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности у студентов вузов экономических направлений подготовки. Теоретическая значимость статьи заключается в расширении знаний о структуре и компонентном наполнении понятия «компетентность в сфере финансовой безопасности», его мотивационном и социальном компонентах. Практическая значимость статьи состоит в возможностях использования результатов исследования мотивационного и социального компонентов компетентности в сфере финансовой безопасности у студентов вузов в педагогической практике. Результаты исследования. Результатом стало выявление основных мотивов (интерес к профессии, престиж выбранной специальности, престиж вуза, мнение родителей, мнение учителей (и консультантов по профориентации), мнение преподавателей вуза, знакомство с представителями данной профессии) формирования профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности у студентов вузов экономических направлений подготовки, их социального аспекта. Выводы. Исследование показало, что мотивационный и социальный компоненты являются важнейшими составными частями профессиональной компетентности студентов в сфере финансовой безопасности, а их формирование и развитие важнейшим условием качественной подготовки специалистов, необходимым для устойчивого функционирования экономики страны, обеспечения её экономической, финансовой безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шемякина Марина Сергеевна, Митяева Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL AND SOCIAL COMPONENTS OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE FIELD OF FINANCIAL SECURITY AMONG UNIVERSITY STUDENTS

Relevance. The relevance of the study lies in an insufficient elaboration in pedagogical research of the problem of improving the quality of future economists’ university training in terms of mastering their professional competence in the financial security field. In this regard, the study of the motivational and social components of students’ professional competence in the financial security field seems relevant. Aim. To perform diagnostics of the motivational and social components of professional competence in the financial security field among university students. Methodology. When writing the article, the theoretical methods were used (analysis of scientific literature, generalization of the results obtained), as well as empirical research methods, in particular, the questionnaire method. Scientific novelty/theoretical and/or practical significance. The scientific novelty lies in the identification of motivational and social aspects of professional competence in the financial security field among university students of economic majors. The theoretical significance of the article is in expanding the knowledge about the structure and component content of the “competence in the financial security field” concept, its motivational and social components. The practical significance of the article lies in the possibilities of using the results of the study of the motivational and social components of competence in the financial security field among university students in teaching practice. Research results. The research revealed the main motives (interest in the profession, prestige of the chosen specialty, prestige of the university, opinion of parents, opinion of teachers (and career guidance consultants), opinion of university teachers, acquaintance with representatives of this profession) for the formation of professional competence in the financial security field among the students of economic majors, their social aspect. Conclusions. The study showed that motivational and social components are the most important components of students’ professional competence in the field of financial security, and their formation and development is the most important condition for high-quality training of specialists, necessary for the sustainable functioning of the country’s economy, ensuring its economic and financial security.

Текст научной работы на тему «Мотивационный и социальный компоненты профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности студентов вузов»

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

УДК 378

Б01: 10.18384/2949-4974-2023-4-188-195

мотивационный и социальный компоненты профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности студентов вузов

Шемякина М. С.1, Митяева А. М.2

1 Московский международный университет

125040, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 17, Российская Федерация

2 Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

1302026, Орловская обл., г. Орёл, ул. Комсомольская, д. 95, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность исследования состоит в недостаточной разработанности в педагогических исследованиях проблемы повышения качества подготовки будущих экономистов в вузе в части овладения ими профессиональной компетентностью в сфере финансовой безопасности. В этой связи исследование мотивационного и социального компонентов профессиональной компетентности студентов в сфере финансовой безопасности представляется актуальным. Цель исследования заключается в диагностике мотивационного и социального компонентов профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности студентов вузов. Процедура и методы исследования. Использовались теоретические методы (анализ научной литературы, обобщение полученных результатов), а также эмпирические методы исследования, в частности - метод анкетирования.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна заключается в выявлении мотивационного и социального аспектов профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности у студентов вузов экономических направлений подготовки. Теоретическая значимость статьи заключается в расширении знаний о структуре и компонентном наполнении понятия «компетентность в сфере финансовой безопасности», его мотивационном и социальном компонентах. Практическая значимость статьи состоит в возможностях использования результатов исследования мотивационного и социального компонентов компетентности в сфере финансовой безопасности у студентов вузов в педагогической практике.

Результаты исследования. Результатом стало выявление основных мотивов (интерес к профессии, престиж выбранной специальности, престиж вуза, мнение родителей, мнение учителей (и консультантов по профориентации), мнение преподавателей вуза, знакомство с представителями данной профессии) формирования профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности у студентов вузов экономических направлений подготовки, их социального аспекта.

Выводы. Исследование показало, что мотивационный и социальный компоненты являются важнейшими составными частями профессиональной компетентности студентов в сфере финансовой безопасности, а их формирование и развитие - важнейшим условием качественной подготовки специалистов, необходимым для устойчивого функционирования экономики страны, обеспечения её экономической, финансовой безопасности. Ключевые слова: компетентность в сфере финансовой безопасности, студенты вуза, профессиональная компетентность, мотивационный компонент, социальный компонент

© СС БУ Шемякина М . С. , Митяева А . М 2023 .

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 4

MOTIVATIONAL AND SOCIAL COMPONENTS OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE FIELD OF FINANCIAL SECURITY AMONG UNIVERSITY STUDENTS

M. Shemyakina1, A. Mityaeva2

1 Moscow International University

pr-t Leningradsky, 17, Moscow, 125040, Russian Federation

2 Orel State University named after I. S. Turgenev

ul. Komsomolskaya, 95, Orel region, Orel, 1302026, Russian Federation

Abstract

Relevance. The relevance of the study lies in an insufficient elaboration in pedagogical research of the problem of improving the quality of future economists' university training in terms of mastering their professional competence in the financial security field. In this regard, the study of the motivational and social components of students' professional competence in the financial security field seems relevant.

Aim. To perform diagnostics of the motivational and social components of professional competence in the financial security field among university students.

Methodology. When writing the article, the theoretical methods were used (analysis of scientific literature, generalization of the results obtained), as well as empirical research methods, in particular, the questionnaire method.

Scientific novelty/theoretical and/or practical significance. The scientific novelty lies in the identification of motivational and social aspects of professional competence in the financial security field among university students of economic majors. The theoretical significance of the article is in expanding the knowledge about the structure and component content of the "competence in the financial security field" concept, its motivational and social components. The practical significance of the article lies in the possibilities of using the results of the study of the motivational and social components of competence in the financial security field among university students in teaching practice. Research results. The research revealed the main motives (interest in the profession, prestige of the chosen specialty, prestige of the university, opinion of parents, opinion of teachers (and career guidance consultants), opinion of university teachers, acquaintance with representatives of this profession) for the formation of professional competence in the financial security field among the students of economic majors, their social aspect.

Conclusions. The study showed that motivational and social components are the most important components of students' professional competence in the field of financial security, and their formation and development is the most important condition for high-quality training of specialists, necessary for the sustainable functioning of the country's economy, ensuring its economic and financial security.

Keywords: competence in the field of financial security, university students, professional competence, motivational component, social component

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

Введение

Актуальность данной работы определяется важностью для экономического развития страны повышения финансовой грамотности населения в целом [2; 3; 4; 6; 7; 8; 9; 10], и особенно повышения качества подготовки будущих экономистов в вузе, овладения ими профессиональной компетентностью в сфере финансовой безопасности, а для этого - ещё и необходимостью выявления важных структурных компонентов профессиональной компетентности студентов в сфере финансовой безопасности: мотивационного и социального - с помощью метода анке-тирования1

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель и задачи исследования

Цель исследования - рассмотреть структуру профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности и возможности диагностирования моти-вационного и социального компонентов данной компетентности у студентов вузов с помощью метода анкетирования Основные задачи исследования: - рассмотреть понятия «профессиональная компетентность», «компетентность в сфере финансовой безопасности», составные компоненты

1 Интернет-портал Национального агентства финансовых исследований . URL: https://nafi.ru/analy-tics/27-derzhateley-bankovskikh-kart-mogut-stat-zhertvami-moshennikov (дата обращения: 12.11.2023); О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400. URL: https://http://kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 11 11 2023); Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» [Электронный ресурс]. URL: https://docs . cntd. ru/document/436770389?ysclid=loyl u6uhkd689693536 (дата обращения: 11.11.2023); Результаты исследования по измерению уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, проведённого в 2020 г. по заказу Банка России институтом фонда «Общественное мнение» (ФОМ) [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/ analytics/szpp/fin_literacy/fin_ed_intro (дата обращения: 12.11.2023).

компетентности в сфере финансовой безопасности, уделив особое внимание её мотивационному и социальному компонентам;

- предложить вопросы анкеты для студентов различных уровней подготовки (бакалавриат, магистратура, специа-литет), выявляющие уровень сформиро-ванности мотивационного и социального компонентов компетентности в сфере финансовой безопасности

Методология и методы исследования

В исследовании использовались теоретические методы (анализ научной литературы, обобщение полученных результатов), метод анкетирования

Организация исследования и ход работы

Мы согласны с мнением В . П . Зайко-ва и Б . Т. Ковеза о том, что «теоретическое осмысление понятия "финансовая безопасность" происходит в различных направлениях, аспектах, практически затрагивает все стороны жизнедеятельности и состояния современного общества Проблема финансовой безопасности имеет место на общенациональном уровне, уровне функционирования организаций, бизнеса и является неотъемлемой частью личной безопасности» [1].

В качестве рабочего мы предлагаем следующее определение «профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности» - это интегральное, комплексное качество личности, включающее знания, умения и навыки, компетенции в области финансовой безопасности, соблюдение требований финансовой безопасности при осуществлении своей деятельности и т д

Далее мы рассмотрим структуру профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности, её мотива-ционный и социальный компоненты, а также результаты диагностики их сфор-мированности, проведённой с помощью анкетирования

Профессиональная компетентность в сфере финансовой безопасности также включает в себя содержательные и функциональные компоненты. К первым мы относим прежде всего знания и компетенции, к функциональным - когнитивный, мотивационный, деятельностный, технологический, коммуникационный, социальный и оценочный компоненты

Внимание к мотивационному компоненту профессиональной компетентности будущего специалиста уделяется в работе Н . А. Лукояновой, которая рассматривает профессиональную компетентность будущего экономиста как «сложное, интегративное личностное образование, основанное на состоянии когнитивных, эмоционально-волевых, мотивационных и др . сфер личности» [5], и как потенциал специалиста, в который входят и знания, умения и навыки, и компетенции, и способности [5] Последний подход можно считать универсальным, преобразующим «традиционные ориентиры образования в современные и интерактивные» [5]

Под мотивационным компонентом профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности мы понимаем прежде всего заинтересованность студентов в получении компетенций в этой сфере, в формировании у себя устойчивого поведения, исключающего нарушения экономической безопасности, их устойчивое желание получать такие знания и умения

Под социальным компонентом мы понимаем ориентированность процесса формирования профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности не только на профессиональную, но и на социальную, бытовую сферы жизни будущих специалистов . Кроме того, мы имеем в виду и формирование понимания социальной значимости соблюдения финансовой безопасности специалистов экономических профессий

Насколько сформированы данные компоненты профессиональной компе-

тентности в сфере финансовой безопасности у студентов вузов, показывают результаты анкетирования

В анкетировании участвовали студенты стран СНГ (Российской Федерации -1512 чел. , Республики Беларусь - 45 чел . , Республики Казахстан - 33 чел. , Кыргызской Республики - 80 чел . , Республики Таджикистан - 61 человек, Республики Узбекистан - 105 чел . ) - студенты, обучающиеся в вузах из состава Международного сетевого института в сфере ПОД/ ФТ - противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (МСИ).

Общая выборка опроса - 1836 человек, из них студенты, обучающиеся по направлениям экономики и финансов, составили 84% .

Результаты исследования и их обсуждение

В числе основных аспектов выбора конкретного направления подготовки участники опроса отмечали интерес к профессии (61%), престиж выбранной специальности (43%) и вуза (34%) О престиже выбранной специальности чаще сообщали студенты 2-5 курсов спе-циалитета, участвовавшие в просветительских мероприятиях по финансовой безопасности до поступления в вуз На престиж вуза чаще обращали внимание студенты из Республики Беларусь - молодёжь в возрасте 16-18 лет. Мнение родителей учитывали 22% опрошенных, учителей (и консультантов по профориентации) - 7%, друзей - 7%, преподавателей вуза - 6% анкетируемых. Знакомство с представителями данной профессии сыграло роль для 12% опрошенных

Впервые студенты узнавали о подготовке в сфере ПОД/ФТ в рамках своего направления обучения от преподавателей вуза (40%), сравнительно чаще об этом сообщали девушки, студенты в возрасте 22-25 лет, обучающиеся на 5 курсе специалитета и 1 курсе магистратуры

В просветительских мероприятиях по финансовой безопасности до посту-

\mj

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

пления в вуз участвовали 43% студентов . Чаще всего будущие студенты вузов МСи принимали участие в мастер-классах и тематических уроках по финансовой безопасности (по 22%)

Студенты, принимавшие участие в различных просветительских мероприятиях по финансовой безопасности, смогли получить лучшее представление о профессии (88%), развить свои компетенции (85%) и увлечься этим направлением (83%) Положительное влияние мероприятий на возможность поступления в вуз по направлению финансовой безопасности отметили 77% участников исследования, чаще других об этом сообщали студенты, обучающиеся в вузах Кыргызской Республики

При опросе о наиболее интересных темах для их изучения многие студенты отмечают социальные аспекты компетентности в сфере финансовой безопасности К числу наиболее интересных для обучения тем студенты относят защиту прав человека в финансовой сфере и проведение финансовых расследований (по 88%), информационную безопасность личности в финансовой сфере и риски вовлечения в нелегальные способы получения доходов (по 87%) Отмечается, что студенты, которые участвовали в мероприятиях по финансовой безопасности до поступления в вуз, чаще демонстрируют заинтересованность в получении новых знаний по различным тематикам финансовой безопасности и ПОД/ФТ

Следует также отметить страновые различия при выделении интересных направлений обучения Так, защита прав человека в финансовой сфере входит в ТОП-5 тем во всех странах, кроме Беларуси Размещение информации в интернете и риски личной безопасности более актуальны для Кыргызской Республики и Республики Таджикистан Защита биометрических персональных данных интересна студентам из Беларуси и Узбекистана, а финансовая безопасность в социальных

сетях и онлайн-играх - студентам из Казахстана и Беларуси .

Ожидания от обучения в вузе и реальное положение дел совпали в представлениях 64% студентов .

Каждый четвёртый участник опроса отмечает, что фактическое обучение в вузе превзошло ожидания, сформированные до поступления . Наиболее позитивно оценивают соотношение ожидания и реальности студенты из Республик Казахстан и Узбекистан, участвовавшие до поступления в просветительских мероприятиях, юноши, обучающиеся первых курсов бакалавриата и специалитета К числу основных целей, которые планируют достичь студенты, чаще относили получение диплома о высшем образовании (58%), возможность получения высокооплачиваемой специальности (55%) и получение профессиональных компетенций (54%). Примечательно, что возможности стажировки в других вузах или программы обмена студентами чаще интересны студентам из Кыргызстана и Республики Беларусь, а заниматься научной деятельностью чаще планируют студенты из Узбекистана

Мы также пришли к выводу, что представления студентов о навыках (hard-skills), которые необходимы для последующей работы по специальности и оценка компетенций, которые возможно приобрести во время обучения в вузе, в целом имеют схожую структуру, что свидетельствует о сбалансированном соотношении ожиданий будущих специалистов и возможностей образовательной системы

К числу основных компетенций студенты относят навыки анализа финансовых операций (46%), применение информационных технологий (33%) и подготовку статистической информации (32%). Программы подготовки, реализуемые в вузах, делают больший в сравнении с запросом студентов упор на подготовку статистической информации и анализ действующего законодательства

(по 40%), типологизацию и классификацию подозрительной деятельности (36%).

В современных условиях большое внимание уделяется не только собственно профессиональным навыкам специалиста, но и его надпрофессиональным компетенциям, так называемым «мягким навыкам», которые помогают в работе и обеспечивают успешное выполнение поставленных задач. Молодые люди к числу основных soft-skills, которые считают важными для будущей профессиональной карьеры, чаще относят саморазвитие (51%), коммуникативные навыки, умение анализировать информацию и стрессоустойчивость (по 49%) . При этом обучение в вузе, по мнению студентов, в большей степени способствует развитию навыка командной работы (53%)

На вопрос «Какие знания, навыки и качества выпускников, обучающихся в сфере финансовой безопасности, будут востребованы через 3-5 лет?» большинство анкетируемых выделили аналитические способности (12%), знания и навыки в сфере информационных технологий (8%) и стрессоустойчивость (5%).

Студенты считают работу в сфере финансовой безопасности и ПОД/ФТ актуальной (92%), перспективной (88%) и интересной (86%), однако сомневаются в достойной оплате труда специалистов в этой сфере Положительные аспекты ра-

боты в сфере финансовой безопасности чаще отмечали студенты, имевшие опыт участия в тематических просветительских мероприятиях до поступления в вуз, а также молодые люди в возрасте 16-18 лет. Напротив, сомневаются в престижности работы и востребованности специалистов в сфере ПОД/ФТ чаще студенты выпускных курсов бакалавриата и магистратуры, учащиеся из киргизии и Таджикистана

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исследование показало, что мотивационный и социальный компоненты являются важнейшими составными частями профессиональной компетентности студентов в сфере финансовой безопасности, а их формирование и развитие - важнейшим условием качественной подготовки специалистов, необходимых для устойчивого функционирования экономики страны, обеспечения её экономической, финансовой безопасности

Результаты исследования свидетельствуют также о недостаточном понимании студентами особенностей и специфики будущей работы в сфере финансовой безопасности и необходимости специального внимания к этим вопросам в процессе их обучения в вузе

Дата поступления в редакцию 25.09.2023

литература

1. Зайков В. П . , Ковеза Б . Т. Понятие финансовой безопасности: классификация, направления развития инвестиционно-налоговый аспект // Вестник Университета Российской академии образования . 2017. № 3 . С 74-81.

2 . Калатози Д. Г. Финансовая безопасность государства: сущность, структура и виды // Право и

государство: теория и практика. 2021. № 6 (198). С. 79-82.

3 . Кузнецова Е. И . Экономическая безопасность и конкурентоспособность . Формирование эко-

номической стратегии государства: монография . Москва: Юнити-дана, 2022. 304 с . 4. Ларионов И . К. , Гуреева М . А . Экономическая безопасность личности, общества и государства: многоуровневый, воспроизводственный, глобальный, системный, стратегический и синер-гетический подходы: монография . Москва: Дашков и К°, 2020. 479 с .

5 . Лукоянова Н. А. Сущность и структура профессиональной компетентности экономиста //

Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012 . № 1. С. 35-48.

6 Макарейко Н В Экономическая безопасность в системе национальной безопасности // На страже экономики. 2020. № 2 (13). С 74-80.

7 . Масальский М. Г. , Андреев Г. О . Экономическая безопасность в современной системе между-

народной экономической безопасности // Форум молодых учёных. 2020. № 10 (50). С. 428-432.

V193;

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

2023 / № 4

8 . Орехов В . И . Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: моногра-

фия . Москва: ИНФРА-М, 2022. 105 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 . Современные направления обеспечения экономической безопасности государства и бизнеса

(федеральный, региональный, отраслевой аспекты): монография / А. П . Плотников, Р. Р. Ба-ширзаде, А . В . Пахомова, Т. В . Горячева, О . Н . Киселева, Н . М . Тюкавкин . Саратов: Вузовское образование, 2022. 154 c .

10 . Экономическая безопасность России на современном этапе социально-экономического разви-

тия общества: монография / Н . Г. Гаджиев, О . В . Киселева, О . В . Скрипкина, С А. Коноваленко, М. Н . Трофимов. Москва: ИНФРА-М, 2022. 233 с.

references

1. Zaykov V. P. , Koveza B . T. [The concept of financial security: classification, directions of development, investment-tax aspect]. In: Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya [Bulletin of the University of the Russian Academy of Education], 2017, no. 3, pp. 74-81.

2 . Kalatozi D. G . [Financial security of the state: essence, structure and types]. In: Pravo i gosudarstvo:

teoriya ipraktika [Law and state: theory and practice], 2021, no. 6 (198), pp. 79-82.

3 Kuznetsova E I Ekonomicheskaya bezopasnost' i konkurentosposobnost'. Formirovanie ekonomicheskoj strategiigosudarstva: monografiya [Economic security and competitiveness . Formation of the economic strategy of the state: monograph]. Moscow, Yuniti-dana Publ. , 2022. 304 p .

4. Larionov I . K . , Gureeva M . A . Ekonomicheskaya bezopasnost' lichnosti, obshchestva i gosudarstva: mnogourovnevyj, vosproizvodstvennyj, global'nyj, sistemnyj, strategicheskij i sinergeticheskij podhody: monografiya [Economic security of the individual, society and state: multi-level, reproductive, global, systemic, strategic and synergetic approaches: monograph]. Moscow, Dashkov i K° Publ. , 2020. 479 p.

5 . Lukoyanova N . A . [The essence and structure of professional competence of an economist]. In: Prob-

lemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii [Problems and prospects for the development of education in Russia], 2012, no. 1, pp. 35-48.

6 . Makareyko N . V. [Economic security in the national security system]. In: Na strazhe ekonomiki [On

Guard of the Economy], 2020, no . 2 (13), pp. 74-80.

7 . Masalsky M. G . , Andreev G . O. [Russia's economic security in the modern international economic

security system]. In: Forum molodyh uchyonyh [Forum of young scientists], 2020, no . 10 (50), pp 428-432

8 . Orekhov V. I . Ekonomicheskaya bezopasnost' sovremennoj Rossii v usloviyah krizisa: monografiya [Eco-

nomic security of modern Russia in crisis conditions: monograph] Moscow, INFRA-M Publ , 2022 105 p

9 Plotnikov A P , Bashirzade R R , Pahomova A V , Goryacheva T V , Kiseleva O V , Tyukavkin N M Sovremennye napravleniya obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti gosudarstva i biznesa (federal'nyj, regional'nyj, otraslevoj aspekty): monografiya [Modern directions of ensuring economic security of the state and business (federal, regional, sectoral aspects): monograph]. Saratov, Vuzovskoe obrazovanie Publ . , 2022. 154 p.

10 . Gadzhiev N . G . , Kiseleva O . V. , Skripkina O. V. , Konovalenko S . A . , Trofimov M. N . Ekonomicheskaya

bezopasnost' Rossii na sovremennom etape social'no-ekonomicheskogo razvitiya obshchestva: monografiya [Economic security of Russia at the present stage of socio-economic development of society: monograph] Moscow, INFRA-M Publ , 2022 233 p

сведения об авторах

Шемякина Марина Сергеевна - старший преподаватель кафедры экономики и управления Московского международного университета; e-mail: shmc26@gmail.com

Митяева Анна Михайловна - доктор педагогических наук, заведующий кафедрой социального управления и конфликтологии Орловского государственного университета им И С Тургенева; e-mail: annamm@inbox. ru

information about the authors

Marina S. Shemyakina - Senior Lecturer of the Department of Economics and Management of Moscow International University; e-mail: shmc26@gmail. com

Anna M. Mityaeva - Dr. Sci. (Pedagogy), Head of the Department of Social Management and Conflicto-logy of Oryol State University named after I . S . Turgenev; e-mail: annamm@inbox.ru

Шемякина М. С. , Митяева А. М. Мотивационный и социальный компоненты профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности студентов вузов // Московский педагогический журнал . 2023. № 4. С 188-195. БОТ: 10.18384/2949-4974-2023-4-188-195

Shemyakina M . S . , Mityaeva A . M. Motivational and social components of professional competence in the field of financial security among university students. In: Moscow Pedagogical Journal, 2023, no. 4, pp. 188-195.

DOI: 10.18384/2949-4974-2023-4-188-195

правильная ссылка на статью

for citation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.