Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ И КАРЬЕРНЫЕ ОЖИДАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЦЕДУРЕ СОГОКТ'

МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ И КАРЬЕРНЫЕ ОЖИДАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЦЕДУРЕ СОГОКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ/ПРОФЕССИЯ / ВУЗ / МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ / КАРЬЕРНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вяльцева О.А.

В статье содержаться результаты диагностики опросника «Мониторинг мотивационных установок и карьерных ожиданий респондентов, участвующих в процедуре оценки готовности к трудовой деятельности», который ориентирован на выявление особенностей профессионального самоопределения и профессионального становления обучающихся, их ожиданий от будущего места работы и тех условий, которые предопределяют выбор рабочего места.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вяльцева О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ И КАРЬЕРНЫЕ ОЖИДАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЦЕДУРЕ СОГОКТ»

- готовность к самообразованию;

- готовность к использованию информационных ресурсов;

- готовность к социальному взаимодействию;

- коммуникативная компетентность

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1) Уроки «открытия» нового знания;

2) Уроки отработки умений и рефлексии;

3) Уроки общеметодологической направленности;

4) Уроки развивающего контроля.

Технология деятельностного типа - механизм качественного достижения новых результатов образования, которая включает в себя 9 этапов.

Структура урока открытия нового знания имеет следующий вид и позволяет формировать УУД:

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Этап выявления места и причины затруднения.

4) Этап построения проекта выхода из затруднения.

5) Этап реализации построенного проекта.

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8) Этап включения в систему знаний и повторения.

9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании - это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия - таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях. Список использованной литературы:

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

© Андрианова О.П., Козловская Л.Е., Краснобаева Я.О., Ткачёва Л.Н., 2020 г.

УДК 37

О.А. Вяльцева

педагог дополнительного образования с. Курсавка, РФ

МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ И КАРЬЕРНЫЕ ОЖИДАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЦЕДУРЕ СОГОкТ

Аннотация

В статье содержаться результаты диагностики опросника «Мониторинг мотивационных установок и

{ -б }

карьерных ожиданий респондентов, участвующих в процедуре оценки готовности к трудовой деятельности», который ориентирован на выявление особенностей профессионального самоопределения и профессионального становления обучающихся, их ожиданий от будущего места работы и тех условий, которые предопределяют выбор рабочего места.

Ключевые слова

Профессиональное самоопределение, профессиональное становление, профессиональная подготовка, среднее профессиональное образование, специальность/профессия, ВУЗ, мотивационные установки,

карьерные ожидания.

В условиях рыночной экономики профессиональное образование должно ориентироваться на подготовку специалистов, обладающих высоким уровнем мастерства по приобретению специальности/профессии, позволяющее выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда [2].

В связи с этим сотрудниками краевой инновационной площадки «Создание модели оценивания готовности обучающихся профессиональных образовательных организаций к выполнению трудовых функций на региональном рынке труда в сфере АПК», которая функционирует на базе ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл» с 01 января 2019 года, разработан опросник «Мониторинг мотивационных установок и карьерных ожиданий респондентов, участвующих в процедуре оценки готовности к трудовой деятельности».

По состоянию на сентябрь - ноябрь 2020 года в опросе приняли участие 55 обучающихся ПОО региона, которые участвовали в системе оценки готовности к трудовой деятельности: по виду профессиональной деятельности «Механизация сельского хозяйства» по профессии «Тракторист -машинист» сельскохозяйственного производства»; по виду профессиональной деятельности «Бухгалтерский учет» по специальности «Бухгалтер».

Задачи исследования включили в себя:

- получение информации об опыте обучающихся в освоении профессии;

- определение их отношения к профессиям/специальностям, по которым ведется профессиональная подготовка;

- получение информации о профессиональных планах выпускников;

- выявление приоритетных и карьерных ориентаций будущих специалистов.

Рассмотрим результаты опросника обучающихся ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл», в котором приняли участие 17 респондентов. Проанализировав содержание заполненных анкет, и составив на основании их свод можно заключить следующее:

1. Осваиваемая образовательная программа:

- Рабочая профессия - 0 чел.

- Специалист среднего звена - 17 чел. (100%)

■ Специалист среднего звена

2. Факторы, повлиявшие на желание пойти учиться в учреждение среднего профессионального образования (может быть несколько ответов):

- Желание быстрее получить профессию - 7 чел. (41,2%)

- Считаю для себя достаточным СПО - 0 чел.

- Родители рекомендовали - 12 чел. (70,6%)

- Не хотелось продолжать учебу в школе - 4 чел. (23,5%)

- Рекомендовали учителя в школе - 2 чел. (11,8%)

- Не высокая стоимость обучения - 4 чел. (23,5%)

- В ВУЗе учеба для меня была бы сложнее - 1 чел. (5,9%)

- Легче найти работу с таким образование - 4 чел. (23,5%)

3. Обучение в учреждении среднего профессионального образования способствует (может быть несколько ответов):

- Получению специальности для трудоустройства - 15 чел. (88,2%)

- Ознакомлению с выбранной профессиональной сферой - 5 чел. (29,4%)

- Поступлению в ВУЗ по упрощенному варианту - 2 чел. (11,8%)

- Предоставляет отсрочку от армии - 2 чел. (11,8%)

- Дает возможность получить дополнительную специальность - 5 чел. (29,4%)

4. Как Вы приняли решение о выборе специальности/профессии?

- Настояли родители, я пошел учиться туда, куда они сказали - 4 чел. (23,5%)

- Советовался с родителями, но принимал решение самостоятельно - 8 чел. (47,1%)

- Под влиянием товарищей (за компанию или чтобы не отстать) - 0 чел.

- Принимал решение самостоятельно - 5 чел. (29,4%)

- Поступил случайно, подавал документы в разные места, куда прошел - там и учусь - 0 чел.

5. Как Вы в целом можете оценить свое отношение к учебе?

- Считаю, что учусь с полной отдачей сил - 6 чел. (35,3%)

- Учусь не бездельничая -12 чел. (70,6%)

- Признаться, не стараюсь (не старался) - 0 чел.

- Учусь без интереса - 0 чел.

6. Какие меры Вы принимаете для успешного освоения специальности /профессии (может быть несколько ответов) - я дополнительно:

- Читаю специальную литературу - 7 чел. (41,2%)

- Участвую в конкурсах профессионального мастерства - 4 чел. (23,5%)

- Прохожу дополнительные курсы по профессии - 2 чел. (11,8%)

- Пробую работать по профессии - 7 чел. (41,2%)

- Посещаю мастер-классы профессионалов - 0 чел.

< 9 Ь

7. Знаете ли Вы о возможностях продолжения обучения после получения среднего профессионального образования?

- Да, интересовался этим заранее - 12 чел. (70,6%)

- Да, мне рассказали при поступлении - 4 чел. (23,5%)

- Нет, меня не интересует продолжение обучения - 1 чел. (5,9%)

8. Как Вы считаете, в какой степени диплом СПО гарантирует будущее поступление в ВУЗ?

- Полностью гарантирует - 3 чел. (17,6%)

- В основном гарантирует - 9 чел. (52,9%)

- Гарантирует частично - 2 чел. (11,8%)

- Не гарантирует - 2 чел. (11,8%)

- Затрудняюсь ответить - 1 чел. (5,9%)

9. Необходимо ли Вам высшее образование?

- Да - 12 чел. (70,6%)

- Нет - 4 чел. (23,5%)

- Затрудняюсь ответить - 1 чел. (5,9%)

^ 20 У

№ 11/2020 -

Затрудняюсь ответить

■ Нет

■ Да

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Каковы Ваши планы после окончания учебы в учреждении среднего профессионального образования (может быть несколько ответов)?

- Найти работу и работать по специальности - 6 чел. (35,3%)

- Устроиться на любую работу - 2 чел. (11,8%)

- Пытаться поступить в ВУЗ, продолжить обучение по той же специальности - 4 чел. (23,5%)

- Пытаться поступить в ВУЗ, получить другую специальность - 4 чел. (23,5%)

- Поработать, а позже продолжить обучение в ВУЗе - 6 чел. (35,3%)

- Еще не задумывался об этом - 0 чел.

Еще не задумывался об этом

: Поработать, а позже продолжить обучение в ВУЗе

■ Пытаться поступить в ВУЗ, получить другую специальность

Пытаться поступить в ВУЗ, продолжить обучение по той же специальности и Устроиться на любую работу

■ Найти работу и работать по специальности

11. Насколько тесно, по Вашему мнению, связана профессиональная подготовка, с будущей профессиональной деятельностью?

- Тесно связана - 10 чел. (58,8%)

- Скорее связана - 5 чел. (29,4%)

- Скорее не связана - 1 чел. (5,9%)

- Не связана - 0 чел.

- Затрудняюсь ответить - 1 чел. (5,9%)

{ }

12. Как Вы считаете, можно ли найти хорошее рабочее место, после окончания учреждения среднего профессионального образования?

- Да, шансы велики - 5 чел. (29,4%)

- Нет, для этого необходим диплом о высшем образовании - 5 чел. (29,4%)

- Успешное трудоустройство в настоящее время - дело случая и от образования не зависит - 6 чел. (35,3%)

- Затрудняюсь ответить - 1 чел. (5,9%)

13. На Ваш взгляд, может ли иметь высокую зарплату работник, имеющий среднее профессиональное образование?

- Да - 1 чел. (5,9%)

- Зависит от сферы трудоустройства - 15 чел. (88,2%)

- Нет, для этого необходимо иметь высшее образование - 0 чел.

- Затрудняюсь ответить - 1 чел. (5,9%)

14. Как Вы оцениваете возможность карьерного роста в рамках получаемой Вами специальности/профессии?

- Считаю, что работоспособность и профессионализм помогут мне добиться карьерного продвижения - 8 чел. (47,1%)

- В рамках получаемой мною специальности/профессии достаточно возможностей для карьерного роста - 6 чел. (35,3%)

- Затрудняюсь ответить - 3 чел. (17,6%)

Затрудняюсь ответить

■ В рампах получаемой мною специальности/профессии достаточно возможностей для карьерного роста

■ Считаю, что работоспособность и профессионализм помогут мне добиться карьерного продвижения

15. Планы на будущее после окончания учреждения СПО:[1]

- Пойти работать по специальности - 4 чел. (23,5%)

- Пойти учиться в институт, университет - 5 чел. (29,4%)

- Работать по другой специальности - 3 чел. (17,6%)

- Сочетать работу с учебой в ВУЗе - 5 чел. (29,4%)

- Сочетать работу с учебой по профессии - 2 чел. (11,8%)

- Не стану ни работать, ни учиться - 0 чел.

- Никаких определенных планов нет - 0 чел.

Таким образом, проведенное исследование, позволило выявить, проанализировать и оценить некоторые аспекты мотивационных установок и карьерных ожиданий обучающихся от будущего места работы.

Исходя из полученных данных, можно констатировать, что респонденты имеют устойчивую профессиональную мотивационную установку и достаточно определенные карьерные ожидания. Отношение к профессии является важным мотивирующим фактором для решения о продолжении своей профессиональной самореализации. Ответы опрошенных респондентов в преобладающем большинстве

свидетельствуют о сформированном положительном отношении к получаемой специальности, даже если он и не планирует реализовывать именно в ней свой карьерный путь. Список использованной литературы:

1. Барышева Т.Д., «Мониторинг профессиональных установок и карьерных ориентаций студентов гуманитарных специальностей», Журнал «Вектор науки ТГУ» Серия: Педагогига, психология, №1(8) 2012.

2. Молодой ученый - https://moluch.ru/archive/7/484/ (дата обращения 12.11.2020 г.).

© Вяльцева О.А., 2020

УДК-37

Гурина А. Р.

студентка 4 курса МГПУ им. М. Е. Евсевьева Россия, г. Саранск

Научный руководитель: Спиренкова Н. Г.

канд. пед. наук, доцент МГПУ им. М. Е. Евсевьева Россия, г. Саранск

МИССИЯ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация

Актуальность и новизна данной темы заключается в том, что в век современных технологий необходимы такие учителя, которые могут совмещать «полезное с приятным». Они должны владеть навыками техники и обладать качествами присущими достойному педагогу, находить общий язык с современными детьми. Цель статьи: выявить особенности и качества, которыми должен обладать современный учитель в образовательном пространстве.

Методы исследования: аналитическое чтение; теоретический анализ литературы; поисковой, контексуальный анализ; изучение монографических публикаций и статей; анкетирование; обобщение.

В ходе исследования было проведено анкетирование среди студентов МГПУ им. М. Е. Евсевьева, педагогического и художественного образования. Всего было опрошено 80 учащихся. Всем были заданы такие вопросы: «Как, по вашему мнению, выглядит идеальный учитель в современном обществе? Какими умениями он должен обладать?».

Многие из опрошенных студентов считают, что идеальный учитель в первую очередь образец для подражания, поэтому он должен обладать огромным словарным запасом, выглядеть опрятно, быть в хорошем настроении, улыбаться и дарить свой позитив детям. Преподносить свой предмет так, чтобы учащиеся захотели слушать и учиться. Идеальный педагог должен учить детей не только знаниям, но и общению с людьми, ответственности и честности, подготовить к дальнейшей жизни в обществе. В свободное от учебы время учитель может организовать досуговую деятельность. Строить с детьми отношения на доверии и дружбе, творчески подходить к любой деятельности, тогда учебный процесс будет интересным и активным.

Вывод исследования: в идеале учитель должен понимать самоценность образования, быть актуальным, прекрасно знать собственный предмет, педагогику, психологию, использовать личностно-ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту. Учитель должен быть коммуникабельным, гуманным и ответственным человеком, воспринимающим детей с позитивной стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.