- готовность к самообразованию;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к социальному взаимодействию;
- коммуникативная компетентность
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1) Уроки «открытия» нового знания;
2) Уроки отработки умений и рефлексии;
3) Уроки общеметодологической направленности;
4) Уроки развивающего контроля.
Технология деятельностного типа - механизм качественного достижения новых результатов образования, которая включает в себя 9 этапов.
Структура урока открытия нового знания имеет следующий вид и позволяет формировать УУД:
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Этап выявления места и причины затруднения.
4) Этап построения проекта выхода из затруднения.
5) Этап реализации построенного проекта.
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8) Этап включения в систему знаний и повторения.
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании - это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия - таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях. Список использованной литературы:
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4.
2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
© Андрианова О.П., Козловская Л.Е., Краснобаева Я.О., Ткачёва Л.Н., 2020 г.
УДК 37
О.А. Вяльцева
педагог дополнительного образования с. Курсавка, РФ
МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ И КАРЬЕРНЫЕ ОЖИДАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЦЕДУРЕ СОГОкТ
Аннотация
В статье содержаться результаты диагностики опросника «Мониторинг мотивационных установок и
{ -б }
карьерных ожиданий респондентов, участвующих в процедуре оценки готовности к трудовой деятельности», который ориентирован на выявление особенностей профессионального самоопределения и профессионального становления обучающихся, их ожиданий от будущего места работы и тех условий, которые предопределяют выбор рабочего места.
Ключевые слова
Профессиональное самоопределение, профессиональное становление, профессиональная подготовка, среднее профессиональное образование, специальность/профессия, ВУЗ, мотивационные установки,
карьерные ожидания.
В условиях рыночной экономики профессиональное образование должно ориентироваться на подготовку специалистов, обладающих высоким уровнем мастерства по приобретению специальности/профессии, позволяющее выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда [2].
В связи с этим сотрудниками краевой инновационной площадки «Создание модели оценивания готовности обучающихся профессиональных образовательных организаций к выполнению трудовых функций на региональном рынке труда в сфере АПК», которая функционирует на базе ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл» с 01 января 2019 года, разработан опросник «Мониторинг мотивационных установок и карьерных ожиданий респондентов, участвующих в процедуре оценки готовности к трудовой деятельности».
По состоянию на сентябрь - ноябрь 2020 года в опросе приняли участие 55 обучающихся ПОО региона, которые участвовали в системе оценки готовности к трудовой деятельности: по виду профессиональной деятельности «Механизация сельского хозяйства» по профессии «Тракторист -машинист» сельскохозяйственного производства»; по виду профессиональной деятельности «Бухгалтерский учет» по специальности «Бухгалтер».
Задачи исследования включили в себя:
- получение информации об опыте обучающихся в освоении профессии;
- определение их отношения к профессиям/специальностям, по которым ведется профессиональная подготовка;
- получение информации о профессиональных планах выпускников;
- выявление приоритетных и карьерных ориентаций будущих специалистов.
Рассмотрим результаты опросника обучающихся ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл», в котором приняли участие 17 респондентов. Проанализировав содержание заполненных анкет, и составив на основании их свод можно заключить следующее:
1. Осваиваемая образовательная программа:
- Рабочая профессия - 0 чел.
- Специалист среднего звена - 17 чел. (100%)
■ Специалист среднего звена
2. Факторы, повлиявшие на желание пойти учиться в учреждение среднего профессионального образования (может быть несколько ответов):
- Желание быстрее получить профессию - 7 чел. (41,2%)
- Считаю для себя достаточным СПО - 0 чел.
- Родители рекомендовали - 12 чел. (70,6%)
- Не хотелось продолжать учебу в школе - 4 чел. (23,5%)
- Рекомендовали учителя в школе - 2 чел. (11,8%)
- Не высокая стоимость обучения - 4 чел. (23,5%)
- В ВУЗе учеба для меня была бы сложнее - 1 чел. (5,9%)
- Легче найти работу с таким образование - 4 чел. (23,5%)
3. Обучение в учреждении среднего профессионального образования способствует (может быть несколько ответов):
- Получению специальности для трудоустройства - 15 чел. (88,2%)
- Ознакомлению с выбранной профессиональной сферой - 5 чел. (29,4%)
- Поступлению в ВУЗ по упрощенному варианту - 2 чел. (11,8%)
- Предоставляет отсрочку от армии - 2 чел. (11,8%)
- Дает возможность получить дополнительную специальность - 5 чел. (29,4%)
4. Как Вы приняли решение о выборе специальности/профессии?
- Настояли родители, я пошел учиться туда, куда они сказали - 4 чел. (23,5%)
- Советовался с родителями, но принимал решение самостоятельно - 8 чел. (47,1%)
- Под влиянием товарищей (за компанию или чтобы не отстать) - 0 чел.
- Принимал решение самостоятельно - 5 чел. (29,4%)
- Поступил случайно, подавал документы в разные места, куда прошел - там и учусь - 0 чел.
5. Как Вы в целом можете оценить свое отношение к учебе?
- Считаю, что учусь с полной отдачей сил - 6 чел. (35,3%)
- Учусь не бездельничая -12 чел. (70,6%)
- Признаться, не стараюсь (не старался) - 0 чел.
- Учусь без интереса - 0 чел.
6. Какие меры Вы принимаете для успешного освоения специальности /профессии (может быть несколько ответов) - я дополнительно:
- Читаю специальную литературу - 7 чел. (41,2%)
- Участвую в конкурсах профессионального мастерства - 4 чел. (23,5%)
- Прохожу дополнительные курсы по профессии - 2 чел. (11,8%)
- Пробую работать по профессии - 7 чел. (41,2%)
- Посещаю мастер-классы профессионалов - 0 чел.
< 9 Ь
7. Знаете ли Вы о возможностях продолжения обучения после получения среднего профессионального образования?
- Да, интересовался этим заранее - 12 чел. (70,6%)
- Да, мне рассказали при поступлении - 4 чел. (23,5%)
- Нет, меня не интересует продолжение обучения - 1 чел. (5,9%)
8. Как Вы считаете, в какой степени диплом СПО гарантирует будущее поступление в ВУЗ?
- Полностью гарантирует - 3 чел. (17,6%)
- В основном гарантирует - 9 чел. (52,9%)
- Гарантирует частично - 2 чел. (11,8%)
- Не гарантирует - 2 чел. (11,8%)
- Затрудняюсь ответить - 1 чел. (5,9%)
9. Необходимо ли Вам высшее образование?
- Да - 12 чел. (70,6%)
- Нет - 4 чел. (23,5%)
- Затрудняюсь ответить - 1 чел. (5,9%)
^ 20 У
№ 11/2020 -
Затрудняюсь ответить
■ Нет
■ Да
10. Каковы Ваши планы после окончания учебы в учреждении среднего профессионального образования (может быть несколько ответов)?
- Найти работу и работать по специальности - 6 чел. (35,3%)
- Устроиться на любую работу - 2 чел. (11,8%)
- Пытаться поступить в ВУЗ, продолжить обучение по той же специальности - 4 чел. (23,5%)
- Пытаться поступить в ВУЗ, получить другую специальность - 4 чел. (23,5%)
- Поработать, а позже продолжить обучение в ВУЗе - 6 чел. (35,3%)
- Еще не задумывался об этом - 0 чел.
Еще не задумывался об этом
: Поработать, а позже продолжить обучение в ВУЗе
■ Пытаться поступить в ВУЗ, получить другую специальность
Пытаться поступить в ВУЗ, продолжить обучение по той же специальности и Устроиться на любую работу
■ Найти работу и работать по специальности
11. Насколько тесно, по Вашему мнению, связана профессиональная подготовка, с будущей профессиональной деятельностью?
- Тесно связана - 10 чел. (58,8%)
- Скорее связана - 5 чел. (29,4%)
- Скорее не связана - 1 чел. (5,9%)
- Не связана - 0 чел.
- Затрудняюсь ответить - 1 чел. (5,9%)
{ }
12. Как Вы считаете, можно ли найти хорошее рабочее место, после окончания учреждения среднего профессионального образования?
- Да, шансы велики - 5 чел. (29,4%)
- Нет, для этого необходим диплом о высшем образовании - 5 чел. (29,4%)
- Успешное трудоустройство в настоящее время - дело случая и от образования не зависит - 6 чел. (35,3%)
- Затрудняюсь ответить - 1 чел. (5,9%)
13. На Ваш взгляд, может ли иметь высокую зарплату работник, имеющий среднее профессиональное образование?
- Да - 1 чел. (5,9%)
- Зависит от сферы трудоустройства - 15 чел. (88,2%)
- Нет, для этого необходимо иметь высшее образование - 0 чел.
- Затрудняюсь ответить - 1 чел. (5,9%)
14. Как Вы оцениваете возможность карьерного роста в рамках получаемой Вами специальности/профессии?
- Считаю, что работоспособность и профессионализм помогут мне добиться карьерного продвижения - 8 чел. (47,1%)
- В рамках получаемой мною специальности/профессии достаточно возможностей для карьерного роста - 6 чел. (35,3%)
- Затрудняюсь ответить - 3 чел. (17,6%)
Затрудняюсь ответить
■ В рампах получаемой мною специальности/профессии достаточно возможностей для карьерного роста
■ Считаю, что работоспособность и профессионализм помогут мне добиться карьерного продвижения
15. Планы на будущее после окончания учреждения СПО:[1]
- Пойти работать по специальности - 4 чел. (23,5%)
- Пойти учиться в институт, университет - 5 чел. (29,4%)
- Работать по другой специальности - 3 чел. (17,6%)
- Сочетать работу с учебой в ВУЗе - 5 чел. (29,4%)
- Сочетать работу с учебой по профессии - 2 чел. (11,8%)
- Не стану ни работать, ни учиться - 0 чел.
- Никаких определенных планов нет - 0 чел.
Таким образом, проведенное исследование, позволило выявить, проанализировать и оценить некоторые аспекты мотивационных установок и карьерных ожиданий обучающихся от будущего места работы.
Исходя из полученных данных, можно констатировать, что респонденты имеют устойчивую профессиональную мотивационную установку и достаточно определенные карьерные ожидания. Отношение к профессии является важным мотивирующим фактором для решения о продолжении своей профессиональной самореализации. Ответы опрошенных респондентов в преобладающем большинстве
свидетельствуют о сформированном положительном отношении к получаемой специальности, даже если он и не планирует реализовывать именно в ней свой карьерный путь. Список использованной литературы:
1. Барышева Т.Д., «Мониторинг профессиональных установок и карьерных ориентаций студентов гуманитарных специальностей», Журнал «Вектор науки ТГУ» Серия: Педагогига, психология, №1(8) 2012.
2. Молодой ученый - https://moluch.ru/archive/7/484/ (дата обращения 12.11.2020 г.).
© Вяльцева О.А., 2020
УДК-37
Гурина А. Р.
студентка 4 курса МГПУ им. М. Е. Евсевьева Россия, г. Саранск
Научный руководитель: Спиренкова Н. Г.
канд. пед. наук, доцент МГПУ им. М. Е. Евсевьева Россия, г. Саранск
МИССИЯ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация
Актуальность и новизна данной темы заключается в том, что в век современных технологий необходимы такие учителя, которые могут совмещать «полезное с приятным». Они должны владеть навыками техники и обладать качествами присущими достойному педагогу, находить общий язык с современными детьми. Цель статьи: выявить особенности и качества, которыми должен обладать современный учитель в образовательном пространстве.
Методы исследования: аналитическое чтение; теоретический анализ литературы; поисковой, контексуальный анализ; изучение монографических публикаций и статей; анкетирование; обобщение.
В ходе исследования было проведено анкетирование среди студентов МГПУ им. М. Е. Евсевьева, педагогического и художественного образования. Всего было опрошено 80 учащихся. Всем были заданы такие вопросы: «Как, по вашему мнению, выглядит идеальный учитель в современном обществе? Какими умениями он должен обладать?».
Многие из опрошенных студентов считают, что идеальный учитель в первую очередь образец для подражания, поэтому он должен обладать огромным словарным запасом, выглядеть опрятно, быть в хорошем настроении, улыбаться и дарить свой позитив детям. Преподносить свой предмет так, чтобы учащиеся захотели слушать и учиться. Идеальный педагог должен учить детей не только знаниям, но и общению с людьми, ответственности и честности, подготовить к дальнейшей жизни в обществе. В свободное от учебы время учитель может организовать досуговую деятельность. Строить с детьми отношения на доверии и дружбе, творчески подходить к любой деятельности, тогда учебный процесс будет интересным и активным.
Вывод исследования: в идеале учитель должен понимать самоценность образования, быть актуальным, прекрасно знать собственный предмет, педагогику, психологию, использовать личностно-ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту. Учитель должен быть коммуникабельным, гуманным и ответственным человеком, воспринимающим детей с позитивной стороны.