Научная статья на тему 'Мотивационные типы современных руководителей'

Мотивационные типы современных руководителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
809
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тип / Мотивация / руководитель / управление / type / Motivation / the head / Management

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ярыгина Яна Николаевна

С целью повышения эффективного ведения организационной деятельности руководителей в работе делается попытка выделить мотивационные типы руководителей на основе теста «Мотивационный профиль» авторов Ш.Ричи, П.Мартина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the given work the problem of management by the organization by the head and allocation of motivational types of managers with the purpose of effective conducting organizational activity is considered

Текст научной работы на тему «Мотивационные типы современных руководителей»

МОТИВАЦИОННЫЕ ТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

© Я. Н. Ярыгина

Ярыгина Яна Николаевна

специалист по развитию личностно-профессионально-го потенциала слушателей Федеральной программы подготовки управленческих кадров для предприятий народного хозяйства (Самарское региональное отделение)

С целью повышения эффективного веления организационной леятельности руковолителей в работе лелается попытка вылелить мотивационные типы руковолителей на основе теста «Мотивационный профиль» авторов Ш. Ричи, П. Мартина.

Ключевые слова: тип, мотивация, руководитель, управление.

Популярность типологического подхода в практической работе психологов объясняется, с одной стороны, возможностью более точного прогноза поведения психотипа, а с другой — простотой выработки конкретных рекомендаций при консультировании [3].

Под типом личности понимают объединение группы похожих испытуемых, название которых раскрывается описанием типичного представителя группы. К типологическому подходу относятся, например, теория «акцентуаций характера»К. Леонгарда, психологические типы К. Г. Юнга, типы личности Дж. Олдхэма и Л. Морриса и другие.

В психологии менеджмента при выделении типов делается акцент на управленческие задачи руководителя, на его профессионально важные качества, то есть те аспекты, которые повышают уровень его компетентности и всей организации в целом [2].

Более ранние попытки выявления типов руководителей были проведены Катариной Бриггс и ее дочерью Изабель Майерс-Бриггс, которые в основу своей разработки положили психосоциальную типологию личности К. Г. Юнга. [1]. В разработанном опроснике были выделены следующие признаки:

1) доминирующий источник энергии (экстраверсия

— интроверсия);

2) способ восприятия информации (сенсорика — интуиция);

3) способ принятия решений (мышление — эмоциональность);

4) способ реализации принятых решений (планомерность — импульсивность).

Тест типа личности Майерс-Бриггс (MBTI — Myers-Briggs Type Indicator)

включает в себя 16 типов, основанных на различных сочетаниях предпочтений. Число типов в MBTI достаточно велико, чтобы отразить многообразие людей, и одновременно не слишком велико, что делает эту типологию операциональной, т. е. позволяет относительно легко ею пользоваться.

Американские исследователи Роберт Блейк и Джейн Моутон, наблюдая за деятельностью менеджеров, убедились, что вся их деятельность протекает в «силовом поле»между вектором «производства» (нацеленность на создание товаров) и вектором «человека» (нацеленностью на гуманное отношение к людям). Между этими векторами существует определенное противоречие: а) если стремиться всеми силами повысить производительность труда, не обращая внимания на потребности и желания человека, то результат будет не в пользу человека; б) если все внимание уделить человеку, то не повысится уровень производительности. Блейк и Моутон разграфили «силовое поле» на девять частей по каждому вектору и получили соответствующую «решетку» (рисунок 1). Эта решетка дает возможность определить пять характерных типов управленческого поведения: а) диктатора, б) демократа, в) пессимиста, г) манипулятора, д) организатора [1].

9 8 7 6 5 4 3 2 1

123456789

Рис. 1. Решетка менеджмента

В 1995 году американские психиатры Дж. Олдхэм и Л. Моррис предложили психодиагностическую систему развития индивидуальности, классифицированную по 14 типам. Она имеет широкое применение в бизнесе [3].

В данной методике представлены 14 категорий типов личности, определяющий модель исследуемой личности. Авторы выделяют следующие типы: бдительный (А), одинокий (В), эксцентричный (С), авантюрный (Б), деятельный (Е), драматический (Е), самоуверенный (С), чувствительный (Н), преданный (I), добросовестный (.1), праздный (К), агрессивный (()Ь), альтруистический (М), серьезный (Ы).

Типология накладывает свой особый отпечаток на каждую из шести ключевых областей жизни: вы сами (САМО...), ваши ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, РАБОТА, ЭМОЦИИ, САМОКОНТРОЛЬ, ваше представление о РЕАЛЬНОМ МИРЕ. Каждому типу присущи свои мысли, чувства, поведение, в каждой из этих областей, над каждым стилем доминируют одна, две или три области, они определяют поведение и тип личности в целом.

1:9 9:9

Демократ Организатор

5:5

Манипулятор

1:1 9:1

Пессим? татор

Дик

Все представленные типологии дают возможность классифицировать людей по каким-либо признакам, с целью прогнозирования их поведения и повышения эффективности индивидуальной работы с ними.

Ф. Герцбергом были выделены мотивационные факторы на основе своей теории «мотивационной гигиены». Результаты множества исследований Ф. Герцберга и его последователей в разных странах мира показали, что факторы, отвечающие за профессиональную удовлетворенность (и мотивацию), отличаются от факторов, вызывающих профессиональную неудовлетворенность (и отсутствие мотивации). Ф. Герцберг считал, что поскольку за удовлетворенность и неудовлетворенность отвечают различные факторы, то эти два состояния не являются полюсами одной и той же шкалы.

Противоположностью профессиональной удовлетворенности будет не неудовлетворенность трудом, а отсутствие удовлетворенности, а противоположностью неудовлетворенности будет не удовлетворенность трудом, а отсутствие неудовлетворенности. Таким образом, в соответствии с теорией Ф. Герцберга удовлетворенность и неудовлетворенность трудом образуют две независимые шкалы (то есть являются разными феноменами, не зависящими друг от друга).

Ф. Герцберг утверждал, что здесь задействованы два различных ряда потребностей. Один ряд можно отнести к «животной» природе человека — врожденное стремление избежать боли плюс все приобретенные стремления, которые обусловлены базовыми биологическими потребностями. Факторы, определяющие неудовлетворенность, или, как их назвал Ф. Герцберг, гигиенические факторы, являющиеся внешними по отношению к работе, включают в политику компании и практику управления контроль, межличностные отношения, рабочие условия, заработную плату, статус и безопасность [4].

Другой ряд потребностей связан с уникальной человеческой природой

— стремлением к достижению. В условиях промышленности возможности самореализации дают содержание работы, профессиональный успех, признание достижений, ответственность и продвижение по службе.

Ф. Герцберг предлагает довольно простой метод для перехода от «гигиены» к мотивации — обогащение работы. Он исходит из того, что единственный способ, которым можно мотивировать, — это сделать работу интересной для людей. Если работа, которая выполняется, скучна и неинтересна, то ее необходимо обогатить.

Целью исследования являлось выделение мотивационных типов руководителей и соотнесение их с двухфакторной теорией Ф. Герцберга.

Объект исследования: мотивация современных руководителей.

Предмет исследования: мотивационные типы современных руководителей.

Гипотеза исследования: существуют два мотивационных типа женщин-руководителей и три мотивационных типа мужчин-руководителей.

Методика

В исследовании принимали участие 190 респондентов (102 мужчины и 88 женщин) — слушателей Президентской программы подготовки управленческих кадров Самарской области, прошедшие строгий конкурсный отбор. Все имеют высшее образование, имеют опыт работы в сфере управления больше 5 лет, хорошее знание иностранных языков, создание инновационных проектов. Возрастной диапазон выборки от 25 до 45 лет.

В качестве основания для выделения типов руководителей были взяты факторы, получаемые из теста «Мотивационный профиль» авторов Ш. Ричи, П. Мартин [5], разработанного по теории Ф. Герцберга.

Обработка результатов исследования проводилась с применением пакета прикладных программ математической статистики ЭТАТКТЮА 6.0.

Для проверки выдвинутой гипотезы нами был проведен иерархический кластерный анализ испытуемых при помощи метода Уорда (Ward’s method) с использованием евклидовых метрик на нестандартизированных данных. В качестве исходных данных использовались мотивационные факторы.

С помощью кластерного анализа было выделено три группы типов мужчин и две группы типов женщин, отличающихся друг от друга уровнем мотивационных факторов (ПРИЛОЖЕНИЕ А). С помощью параметрического критерия Шеффе мы подтвердили различия в данных типах (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

Результаты исследования

Рассмотрим результаты выделенных типов руководителей более подробно.

Первый тип женщин (36%) характеризуется такими характеристиками:

низкие значения по факторам: заработная плата, условия труда, структурирование работы, стабильные взаимоотношения;

высокие значения по факторам: достижение, перемены, креативность, польза, совершенствование.

Второй тип женщин (64%) наоборот высокие значения имеет по факторам: заработная плата, условия труда, структурирование работы и стабильные взаимоотношения и низкие значения по факторам: достижение, польза, перемены, совершенствование, креативность.

Что касается типов мужчин, то первый тип (21%) характеризуется такими мотивационными факторами как: низкий уровень — заработная плата, структурирования работы; высокий уровень — достижение, власть, перемены, креативность.

Второй тип мужчин (68%) имеет низкие значения по факторам: польза, совершенствование, власть. Высокие значения по факторам: условия труда, стабильные взаимоотношения.

Третий тип (12%) имеет следующие характеристики: высокие значения по факторам — заработная плата, структурирование работы; низкие значения по факторам — достижения, перемены, креативность.

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что женщины второго и мужчины второго и третьего типов имеют склонность к прагматической мотивационной направленности. Для них характерна мотивация «ОТ» (избегание неудач). Они менее задумываются над достижением результата, не ставят перед собой существенных целей. Они ориентированы на настоящее. Начав что-то делать, могут переделывать, улучшать свою работу до бесконечности, используют любые поводы, чтобы продлить деятельность. Любят стабильность и плавное течение жизни, отработанность процедур. Им очень важно соблюдение технологий, четкое представление о том, что в какой последовательности нужно делать. Описывая свою работу, такой человек говорит о том, что он делает, какие функции он выполняет.

Что касается первого типа мужчин и женщин, то можно предположить, что у них преобладает мотивация «К»(достижение целей). Они достигают результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам. Они ориентированы на будущее. Им важна четкая соизмеримость цели и результата. Любят, когда в достижении результата им предоставлена максимальная самостоятельность. Стараются овладевать новыми навыками. Стремятся завершить любое дело как можно скорее (иногда с ущербом для качества). Значимым фактором является соревнование, возможность сравнения своего результата с результатами других. Подобным людям часто свойственны такие принципы в работе, как «Победитель всегда прав» и «Цель оправдывает средства». Быстро устают от монотонной работы, если только она не ведет к ощутимым результатам, которые можно измерить, «пощупать». Описывая свою работу, такой человек всегда расскажет о том, чего он добился и какие конкретные результаты принесла его деятельность.

Обобщая полученные данные, можно сделать вывод о том, что, зная, к какому мотивационному типу относится руководитель, можно впоследствии определить его траекторию поведения в организации. Данная типология может служить мотивационной оценкой кандидата на управленческую должность.

Ькїі'Ш 1.

LA

Jtei мпнзії; їй'К'

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Jladauoe, И. Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки. М. : Корпоративные стратегии, 2004.

2. Психологические портреты персонала: типология и диагностика / под ред. Ю. П. Платонова. СПб. : Речь, 2003.

3. Психолого-педагогическое обеспечение многоуровневого высшего образования / Е. А. Геник, А. В. Капцов, Л. В. Карпушина и др. / под ред. А. В. Капцова, В. И. Кичигина. Самара : СамГАСА, 2003.

4.ТравммД В. Мотивационный менеджмент: Модуль III / В. В. Травин, М.И.Магура, М. Б. Курбатова. М. : Дело, 2005.

5. Ричи,Ш. Управление мотивацией : учебное пособие для вузов / Ш. Ричи, П. Мартин / пер. с англ. под ред. Е. А. Климова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

MOTIVATIONAL TYPES OF MODERN MANAGERS Ya. Yarjgina

In the given work the problem of management by the organization by the head and allocation of motivational types of managers with the purpose of effective conducting organizational activity is considered.

Key words: type, motivation, the head, management.

*

І 1.1 ■■ ,:j. її mmiji ,h ■ О ■"

Приложение А

Различия в типах по средним значениям мотивационных факторов

тип 1 (женщины)____________________ ____тип 2 (женщины)________________

Мотивационные факторы Средние значения

Заработная плата 29,85

Условия труда 15,97

Структурирование работы 18,73

Социальные контакты 28,06

Стабильные взаимоотношения 17,85

Признание 33,42

Достижение 38,48

Власть 25,79

Перемены 38,18

Креативность 37,27

Совершенствование, рост 40,70

Польза 38,33

Мотивационные факторы Средние значения

Заработная плата 35,31

Условия труда 25,93

Структурирование работы 29,54

Социальные контакты 27,81

Стабильные взаимоотношения 23,13

Признание 34,48

Достижение 32,43

Власть 27,72

Перемены 30,11

Креативность 25,91

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совершенствование, рост 34,89

Польза 35,59

тип 1 (мужчины)

Мотивационные факторы Средние значения

Заработная плата 23,27

Условия труда 16,14

Структурирование работы 13,95

Социальные контакты 25,86

Стабильные взаимоотношения 19,64

Признание 31,41

Достижение 41,41

Власть 35,09

Перемены 36,82

Креативность 37,91

Совершенствование, рост 39,18

Польза 41,82

тип 2 (мужчины)

Мотивационные факторы Средние значения

Заработная плата 34,65

Условия труда 24,07

Структурирование работы 26,96

Социальные контакты 27,59

Стабильные взаимоотношения 23,55

Признание 33,70

Достижение 34,43

Власть 26,94

Перемены 30,80

Креативность 31,74

Совершенствование, рост 34,22

Польза 34,42

тип 3 (мужчины)

Мотивационные факторы Средние значения

Заработная плата 47,58

Условия труда 25,33

Структурирование работы 34,92

Социальные контакты 21,67

Стабильные взаимоотношения 16,00

Признание 36,25

Достижение 24,92

Власть 30,50

Перемены 24,58

Креативность 17,25

Совершенствование, рост 40,75

Польза 42,83

Приложение В

Уровень значимости различия типов женщин-руководителей (критерий Шеффе)

Мотивационные факторы Тип 1 2

Заработная плата 1 0,01*

2 0,01*

Структурирование работы 1 0,00**

2 0,00**

Достижения 1 0,00**

2 0,00**

Креативность 1 0,00**

2 0,00**

Условия труда 1 0,00**

2 0,00**

Стабильность 1 0,00**

2 0,00**

Перемены 1 0,00**

2 0,00**

Совершенствование 1 0,00**

2 0,00**

Уровень значимости различия типов мужчин-руководителей (критерий Шеффе)

Мотивационные факторы Тип 1 2 3

Заработная плата 1 0,00** 0,00**

2 0,00** 0,00**

3 0,00** 0,00**

Условия труда 1 0,00** 0,01*

2 0,00** 0,88

3 0,01* 0,88

Структурирование работы 1 0,00* 0,00*

2 0,00** 0,02*

3 0,00** 0,02*

Социальные контакты 1 0,04* 0,27

2 0,04* 0,00

3 0,27 0,00**

Достижения 1 0,00** 0,00**

2 0,00** 0,00**

3 0,00** 0,00**

Власть 1 0,00** 0,40

2 0,00** 0,48

3 0,40 0,48

Перемены 1 0,01* 0,00**

2 0,01* 0,06

3 0,00** 0,06

Креативность 1 0,00** 0,00**

2 0,00** 0,00**

3 0,00** 0,00**

Совершенствование 1 0,01* 0,81

2 0,01* 0,01*

3 0,81 0,01*

Польза 1 0,00** 0,91

2 0,00** 0,00**

3 0,91 0,00**

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.