Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА'

МОТИВАЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
201
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА / ДАЛЬНЯЯ МОТИВАЦИЯ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крушельницкая Ольга Игоревна, Третьякова Антонина Николаевна, Полевая Марина Владимировна

Введение. Политические и экономические изменения, технологический прогресс последних десятилетий существенно изменили мировоззрение, ценностные ориентации, мотивационные приоритеты молодежи. Поскольку мотивация оказывает определяющее влияние на протекание любой деятельности, в том числе учения, следует хорошо понимать мотивационные приоритеты студенческой молодежи для повышения эффективности высшего образования. Цель исследования: выявление мотивационных приоритетов выпускников бакалавриата. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 102 студента выпускного курса Финансового университета при Правительстве РФ (Российская Федерация). Использовался метод опроса. В исследовании применялся событийный подход и методика рефлексивного типа: респонденты самостоятельно определяли те события будущего, которых они стремятся достичь, и те, которых они хотят избежать. Также, респонденты ранжировали данные события по значимости. Опрос проводился в анонимной форме. Результаты исследования. В ходе исследования были выделены интегральные конструкты - мотивационные приоритеты студентов, представлена их содержательная наполняемость. Шесть основных мотивационных приоритетов в порядке убывания их популярности и значимости: частная жизнь и личные отношения; работа и карьера в организациях; благосостояние; самореализация; обучение и развитие; свобода перемещение по миру и стране. Обсуждение и заключение. Проведенное исследование позволило эмпирически установить или подтвердить факты, которые либо не отмечаются исследователями, либо находятся на периферии их внимания, либо являются спорными. Подтверждена высокая значимость для выпускников вуза трудовой деятельности и карьеры, подтверждено отношение к финансовому благосостоянию, как к служебному фактору, а не самоцели. Установлено наличие мотивации свободного перемещения по стране и миру и отсутствие мотивации здорового образа жизни. Преподавателям необходимо связывать в сознании студентов результаты обучения с удовлетворением их личных потребностей и запросов, выявленных в результате исследования. Акцентировать внимание студентов на том, как образование расширяет возможности выбора интересной и высокооплачиваемой работы, повышает шанс на успешную карьеру, влияет на социальный статус, расширяет возможности самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крушельницкая Ольга Игоревна, Третьякова Антонина Николаевна, Полевая Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL PRIORITIES OF BACHELOR DEGREE COURSE GRADUATES

Introduction. The political and economic changes, along with the technological progress of the last decades, have significantly changed the worldview, value orientations and motivational priorities of young people. Since motivation has a decisive influence on any activity, including learning, it is necessary to understand properly the students’ motivational priorities in order to enhance the efficiency of higher education. Research goal: identifying motivational priorities of bachelor degree course graduates. Materials and methods. The study involved 102 graduate students of the Financial University under the Government of the Russian Federation. The method of questioning was used. The event-driven approach and reflexive-type method were used in the research: the respondents independently identified the future events they sought to achieve and the ones they wanted to avoid. The respondents as well ranked these events in terms of importance. The survey was conducted anonymously. Results. The study highlighted some integral constructs - the students’ motivational priorities, with presentation of their substantive content. The six main motivational priorities in the descending order, as to their popularity and importance, are as follows: private life and personal relationships; work and career in organisations; wellbeing; self-actualisation; learning and development; freedom of relocation round the world and own country. Discussion and conclusion. The implemented study has made it possible to empirically establish or confirm some facts that are either not noted by the researchers or are on the periphery of their attention, or are controversial. The high importance of work and career for university graduates has been confirmed; the treatment of financial wellbeing as an auxilary factor, rather than an end in itself, has been confirmed. The presence of motivation towards travelling freely round the country and the world, along with the lack of motivation for healthy lifestyle, has been established. Teachers need to link the learning outcomes in students’ minds with satisfaction of their personal needs and expectations identified during the study. They should draw students’ attention to the fact that education expands opportunities for choice of interesting and well-paid jobs, increases the chance for successful career, promotes one’s social status, extends the opportunities for self-realisation.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-03/ Дата публикации: 30.06.2022 УДК 378

О. И. Крушельницкая, А. Н. Третьякова, М. В. Полевая Мотивационные приоритеты выпускников бакалавриата

Введение. Политические и экономические изменения, технологический прогресс последних десятилетий существенно изменили мировоззрение, ценностные ориентации, мотивационные приоритеты молодежи. Поскольку мотивация оказывает определяющее влияние на протекание любой деятельности, в том числе учения, следует хорошо понимать мотивационные приоритеты студенческой молодежи для повышения эффективности высшего образования.

Цель исследования: выявление мотивационных приоритетов выпускников бакалавриата.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 102 студента выпускного курса Финансового университета при Правительстве РФ (Российская Федерация). Использовался метод опроса. В исследовании применялся событийный подход и методика рефлексивного типа: респонденты самостоятельно определяли те события будущего, которых они стремятся достичь, и те, которых они хотят избежать. Также, респонденты ранжировали данные события по значимости. Опрос проводился в анонимной форме.

Результаты исследования. В ходе исследования были выделены интегральные конструкты -мотивационные приоритеты студентов, представлена их содержательная наполняемость. Шесть основных мотивационных приоритетов в порядке убывания их популярности и значимости: частная жизнь и личные отношения; работа и карьера в организациях; благосостояние; самореализация; обучение и развитие; свобода перемещение по миру и стране.

Обсуждение и заключение. Проведенное исследование позволило эмпирически установить или подтвердить факты, которые либо не отмечаются исследователями, либо находятся на периферии их внимания, либо являются спорными. Подтверждена высокая значимость для выпускников вуза трудовой деятельности и карьеры, подтверждено отношение к финансовому благосостоянию, как к служебному фактору, а не самоцели. Установлено наличие мотивации свободного перемещения по стране и миру и отсутствие мотивации здорового образа жизни. Преподавателям необходимо связывать в сознании студентов результаты обучения с удовлетворением их личных потребностей и запросов, выявленных в результате исследования. Акцентировать внимание студентов на том, как образование расширяет возможности выбора интересной и высокооплачиваемой работы, повышает шанс на успешную карьеру, влияет на социальный статус, расширяет возможности самореализации.

Ключевые слова: мотивационные приоритеты выпускников вуза, дальняя мотивация, рефлексивные методы исследования, мотивация достижения, мотивация избегания

Ссылка для цитирования:

Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н., Полевая М. В. Мотивационные приоритеты выпускников бакалавриата // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 90-107. сМ: 10.32744^.2022.3.6

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-03/ Accepted: 13 January 2022 Published: 30 June 2022

O. I. KRUSHELNITSKAYA, A. N. TRETYAKOVA, M. V. POLEVAYA

Motivational priorities of bachelor degree course graduates

Introduction. The political and economic changes, along with the technological progress of the last decades, have significantly changed the worldview, value orientations and motivational priorities of young people. Since motivation has a decisive influence on any activity, including learning, it is necessary to understand properly the students' motivational priorities in order to enhance the efficiency of higher education.

Research goal: identifying motivational priorities of bachelor degree course graduates.

Materials and methods. The study involved 102 graduate students of the Financial University under the Government of the Russian Federation. The method of questioning was used. The event-driven approach and reflexive-type method were used in the research: the respondents independently identified the future events they sought to achieve and the ones they wanted to avoid. The respondents as well ranked these events in terms of importance. The survey was conducted anonymously.

Results. The study highlighted some integral constructs - the students' motivational priorities, with presentation of their substantive content. The six main motivational priorities in the descending order, as to their popularity and importance, are as follows: private life and personal relationships; work and career in organisations; wellbeing; self-actualisation; learning and development; freedom of relocation round the world and own country.

Discussion and conclusion. The implemented study has made it possible to empirically establish or confirm some facts that are either not noted by the researchers or are on the periphery of their attention, or are controversial. The high importance of work and career for university graduates has been confirmed; the treatment of financial wellbeing as an auxilary factor, rather than an end in itself, has been confirmed. The presence of motivation towards travelling freely round the country and the world, along with the lack of motivation for healthy lifestyle, has been established. Teachers need to link the learning outcomes in students' minds with satisfaction of their personal needs and expectations identified during the study. They should draw students' attention to the fact that education expands opportunities for choice of interesting and well-paid jobs, increases the chance for successful career, promotes one's social status, extends the opportunities for self-realisation.

Keywords: motivational priorities of university graduates, long-term motivation, reflexive methods of research, achievement motivation, avoidance motivation

For Reference:

Krushelnitskaya, O. I., Tretyakova, A. N., & Polevaya, M. V. (2022). Motivational priorities of bachelor degree course graduates. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 57 (3), 90-107. doi: 10.32744/pse.2022.3.6

_Введение

Vотивация оказывает определяющее влияние на процесс протекания и результаты человеческой деятельности. Термин "мотивация" в широком смысле используется во всех случаях, когда изучаются механизмы и причины целенаправленного поведения человека. Обычно выделяют три типа мотивационных факторов: потребности; мотивы; субъективные переживания и установки. О мотивах говорят, если изучается вопрос, для чего выполняется та или иная деятельности. Мотив, таким образом, это материальный или идеальный предмет, определяющий выбор направленности деятельности и побуждающий к ней. Снижение мотивации к выполнению той или иной деятельности снижает эффективность этой деятельности. Отсутствие мотивации к деятельности делает ее качественное выполнение практически невозможным. Поэтому исследованию особенностей мотивации, мотивационных приоритетов уделяется пристальное внимание во всех сферах, где основное содержание - работа с людьми. Это важно и для эффективности высшего образования, и для будущей профессиональной и гражданской состоятельности выпускников.

Характер мотивационных приоритетов молодежи имеет прямое отношение к дискуссии о характере современного вузовского образования, о его задачах, о том, как следует понимать и решать задачу усиления практической направленности обучения; какую долю в образовании необходимо сохранить за общекультурным компонентом; насколько образование должно быть ориентировано на развитие интеллекта, креативности и, так называемых, «мягких навыков»; насколько силен должен быть воспитательный акцент. Эти проблемы живо обсуждаются педагогическим сообществом и не только. Е.Э. Шишлова говорит, например, о необходимости обогащения содержания образования социокультурным аспектом [1]. В.А. Стародубцев акцентирует внимание на практико-центрированном обучении студентов [2], И.Г. Хангельдиева, опираясь на психологические особенности представителей поколения Z, отмечает необходимость изменения формы обучения в направлении его большей занимательности, эмоциональности, интуитивности [3]. Активно дискутируется вопрос о цифровизации образования и связанных с этим этических проблемах, проблемах «человеческого фактора» [4; 5].

Е.Э. Шишлова отмечает, что содержание образования постоянно меняется, оно «вырабатывается в совместной деятельности заинтересованных сторон - стейкхол-деров» [1, с.72]. Среди заинтересованных сторон, естественно, присутствуют и сами учащиеся. В поисках ответов на вопросы о будущем высшего образования необходимо понимать и принимать во внимание мотивационные приоритеты студентов. Это тем более важно, что современный студенты, принадлежащие поколению Z, во многом, в том числе и в мотивационных приоритетах, отличаются от представителей старших поколений. И.Г. Хангельдиева среди характеристик представителей поколения Z отмечает их заботу о собственной жизненной безопасности и адблок (способность блокировать ненужный и неинтересный контент) [3]. Исследование, проведенное компанией Validata по заказу Сбербанка России, показало, что для молодежи успех измеряется разнообразием жизни и удовольствием от нее, а не богатством и статусом. Слова «карьера» и «престижная работа» в ответах молодых людей практически не звучат [6]. А.Б. Кулакова отмечает разность во взглядах старших поколений и представителей поколения Z [7].

Большинство опубликованных в последние годы исследований мотивации студентов посвящены исследованию учебной мотивации, мотивации получения высшего образования и осуществляется на начальных курсах. Значительно менее изученной является дальняя мотивация студенческой молодежи, к чему они стремятся, чего хотели бы добиться в жизни. Но такая мотивация есть. В исследованиях отмечено, что с переходом от среднего к высшему образованию существенно снижается мотивация (непонимание, зачем я учусь) [8]. С переходом от младших к старшим курсам вуза снижается «контролируемая» извне мотивация [9]. Характер мотивации студента меняется, и дальняя мотивация начинает играть важную роль в жизни самого студента и не только. Это, во-многом, определит направление развития общества и страны. В настоящее время представляется актуальным и важным изучение дальней мотивации студентов выпускных курсов бакалавриата.

Понятие дальней мотивации введено Б.М. Тепловым [10]. Он, в частности, писал: «Отношение человека к деятельности, а, следовательно, и то, как он выполняет её, в сильной мере определяется тем, насколько далеко видит он перспективу стоящих перед ним задач. Если мотивы деятельности человека определяются не только ближайшими, но и более отдалёнными, большими, принципиальными задачами, мы говорим о далёкой мотивации деятельности» [10, с. 203]. Роль дальней мотивации, например, в трудовой деятельности Б.Ф. Ломов характеризует следующим образом: «При короткой мотивации подчас даже незначительные трудности вызывают у человека желание уйти от них, сменить деятельность, поискать профессию более простую. Только дальняя мотивация создает то отношение к труду, для которого характерны настойчивость, воля и упорство в преодолении трудностей...» [11, с. 206].

Исследований непосредственно дальней мотивации студентов в последние годы не проводилось, хотя некоторые данные можно почерпнуть из исследований ценностных ориентаций студентов. Ценностные ориентации личности влияют на постановку ею осознанных целей, которые, в свою очередь, мотивируют личность на те, или иные действия. Многие авторы, ставившие своей целью исследование ценностных ориентаций студентов, в итоге делали выводы, в числе прочего, и об их мотивации. О.И. Да-ниленко и соавторы пишут, что «в число приоритетных входят те ценности, которые мотивируют их (студентов) на достижение личного успеха и проявление самостоятельности в мыслях и действиях, а также на заботу о благополучии близких людей» [12, с. 59]. Т.К. Ростовская, З.Х. Саралиева отмечают: «К основным ценностям молодые люди относят здоровье, любовь, семейное счастье, интересную, хорошо оплачиваемую работу и друзей... Среди целей молодых людей особое значение имеют собственный бизнес, престижное потребление, образование и счастливая семья» [13, с. 87]. Однако, стоит отметить, что мотивация не характеризуется исключительно осознанными целями, а декларирование тех или иных ценностей далеко не всегда приводит к осуществлению деятельности соответствующей данным ценностям.

Когда речь идет о социальных группах, нам представляется более удобным использовать термин "мотивационные приоритеты". Этот термин на данный момент часто используется в публикациях, но не имеет четкого определения. Как правило, он употребляется как синоним понятия мотивация, мотивационная направленность, жизненная направленность и т.д. В нашем исследовании мотивационный приоритет - это обобщающее понятие, некий интегральный конструкт, объединяющий схожие по содержанию мотивы представителей определенной социальной группы. Приведем пример, объясняющий разницу между мотивом и мотивационным приоритетом.

Каждый человек по-своему представляет, что такое счастливая семейная жизнь. Для кого-то это патриархальная семья, жена, ведущая домашнее хозяйство и посвятившая жизнь воспитанию детей. Для другого -духовная близость, равенство в распределении обязанностей, домработница и няня для детей. И тот, и другой личные мотивы (и множество других возможных) - это мотивационный приоритет "счастливая семейная жизнь". Мы так же полагаем целесообразным разделять мотивационные приоритеты достижения (то, чего люди хотят добиться в жизни) и мотивационные приоритеты избегания (то, чего люди стремятся избежать).

Вопрос методической сложности исследований мотивации и ценностей поднимается в работах ряда авторов. Наиболее часто обращают внимание на проблему эквивалентности смыслов и проблему полноты и адекватности репрезентации исследуемых феноменов Проблема эквивалентности смыслов возникает в ситуациях использования опросников с готовыми формулировками, где от респондента требуется оценить степень своего согласия с утверждением. Эта проблема очевидна в кросскультурных исследованиях и менее очевидна при проведении исследований в рамках одной культуры. Но она существует. На протяжении двух последних десятилетий жизненные реалии быстро и существенно менялись. В результате возникли различия в мировоззрении и языке представителей разных поколений. Представители поколения Z, к которому относятся современные студенты, отличаются от старших поколений не только специфическим опытом, связанным с погруженностью в цифровую среду, но и способами обработки информации, особенностями когнитивных процессов. Абстрактные понятия для них, часто наполнены совсем иным содержанием, чем для представителей старших поколений. Представители поколения Z привыкли и предпочитают работать с образным контентом (и эмоционально окрашивать его), восприятие информации у них мозаичное и фрагментарное (клиповое мышление), концентрация на одном объекте кратковременная [6]. Все это создает высокую вероятность разной интерпретации понятий, которые используются в опросниках, т. е. делает актуальной проблему эквивалентности смыслов.

Проблема полноты репрезентации исследуемых феноменов в опросниках также актуальна [14; 15]. Г.И. Саганенко, А.Э. Гегер на примере сравнения различных исследований убедительно продемонстрировали методическую ограниченность использования традиционных опросников при исследованиях ценностей. «Стандартизированные опросные методики порождают искусственные ситуации наличия/отсутствия социального феномена: квази-наличия, когда феномена, по сути, нет, но он представлен в методике, и квази-отсутствия - когда феномен в реальной ситуации есть, но он не упомянут в опросном списке методики» [14, с. 30]. Решение вышеназванных методических проблем авторы видят в использовании рефлексивных методов. Применительно к исследованию ценностей респондентам ставилась задача самостоятельно формулировать ценности, пояснить своими словами, что конкретно имеется в виду, определить их значимость для себя и удовлетворенность ими. Рефлексивным методом, а именно методом открытого интервью, исследовали структуру мотивационной ориентации студентов Д. Кембер [16].

Для исследования мотивационных приоритетов, с нашей точки зрения, рефлексивные методы в настоящее время более адекватны, чем традиционные опросники. Перспективным здесь нам представляется событийный подход, который предполагает, что события жизни тесно связаны с внутренним миром человека и взаимовлияют друг на друга. События, по определению С.Л. Рубинштейна, это «узловые моменты и

поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека» [17; с. 248]. Р.Р. Попова определяет событие «как любое изменение бытия, которое значимо для человека и которое им выделяется среди других изменений бытия» [18]. Помимо когнитивной и эмоциональной составляющей, событие имеет еще и поведенческую составляющую, сопряженную с мотивацией [19].

Событийный подход на современном этапе активно применяется к исследованиям жизненного сценария. Понятие жизненный сценарий «делает акцент на «авторстве» человека по отношению к собственной жизни, на его способности быть субъектом жизни» [204, с. 166]. Н.В. Гришина среди ожидаемых в будущем событий с точки зрения «авторства» человека выделяет: 1) объективные («внешние») события; 2) события: личностный выбор; 3) события экзистенциального опыта [20].

Исходя из вышесказанного, нам представляется методически оправданным при исследовании мотивационных приоритетов молодежи использовать событийный подход. Эмоционально окрашенные представления о желательных и не желательных событиях личного будущего, с нашей точки зрения, позволяют судить о мотивационной направленности личности. Интегральная совокупность мотивационной направленности респондентов позволяет делать выводы о мотивационных приоритетах группы.

Цель исследования: выявление мотивационных приоритетов выпускников бакалавриата.

_Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 102 студента четвертого курса бакалавриата, обучающиеся по направлению подготовки "Управление персоналом" Финансового университета при Правительстве РФ (72 женщины, 30 мужчин). Опрос проводился в анонимной форме в мае-июне 2021 г.

В ходе опроса испытуемым было предложено в свободной форме ответить на следующие вопросы:

1) чего Вы больше всего хотите добиться в своей взрослой жизни (укажите 7 желательных событий); оцените эти события по степени значимости "лично для вас" (1 - самое важное; 7 - наименее важное);

2) наступления каких событий Вы больше всего хотели бы избежать в своей взрослой жизни (укажите 7 нежелательных событий); оцените степень нежелательности этих событий "лично для вас" (1 - самое нежелательное; 7 - менее всего нежелательное).

Понятие "событие" разъяснялось студентам следующим образом: то, что имеет место, происходит, наступает в произвольной точке пространства-времени; значительное происшествие, влияющее на дальнейший ход событий; явление или иная деятельность как факт общественной или личной жизни.

Теоретическими основаниями нашего исследования являются деятельностная теория мотивации, иерархическая модель потребностей человека А. Маслоу, процессуально-динамический подход к исследованию личности, системный подход.

Основу наших представлений об особенностях мотивации составили следующие положения деятельностного подхода. Источником человеческой мотивации служат потребности. До встречи с предметом потребность порождает только ненаправленную поисковую активность. Потребность опредмечивается в мотиве. Мотив — это

результат, то есть предмет, ради которого осуществляется деятельность. Мотивы выполняют функцию побуждения и направления деятельности, а также смыслообразо-вания. Потребности развиваются через развитие их предметов [21]. Новые мотивы, встраиваясь в уже существующую у субъекта мотивационную структуру, изменяют ее. Побуждение к деятельности каждый раз строится заново с учетом особенностей конкретной ситуации. Поэтому исследование мотивационной сферы людей необходимо проводить регулярно, и тем чаще, чем кардинальнее и быстрее идут социальные, научные, технические и др. изменения. При использовании методов опроса необходимо регулярно менять формулировки вопросов (утверждений) так, чтобы они адекватно отражали актуальные предметы потребностей соответствующего поколения и социальной группы.

Для нашей работы важно представление о человеке как активном субъекте деятельности, принятое в рамках процессуально-динамического подхода. Активность личности рассматривается в рамках этого направления как непрерывный процесс, который характеризуется обратимостью и внутренней связанностью. Благодаря этому люди имеют возможность обращения к своей личной истории и к перспективам развития в разные периоды своей жизни [22; 23]. Активность человека включает в себя эмоциональную переоценку и наделение особым смыслом реальности, представленной пока еще только в виде ментальных образов. Исследование эмоционально окрашенных представлений респондентов о своем будущем, желательных и нежелательных событиях жизни, является исследованием их мотивационных приоритетов, способных уже в настоящем оказывать существенное влияние на их деятельность.

При анализе ответов студентов и их группировке в объединенные конструкты (мо-тивационные приоритеты) мы опирались на иерархическую модель потребностей А. Маслоу [24], учитывая при этом, что в одном мотиве могут быть опредмечены несколько потребностей.

Системный подход предполагает изучение психических явлений, как системы, несводимой к сумме своих элементов и обладающих структурной организацией [25]. Мы исследовали мотивацию достижения и мотивацию избегания как единую систему. Значимость тех или иных мотивационных приоритетов и их содержательную наполняемость мы определяли интегрально, исходя из результатов как мотивации достижения, так и мотивации избегания.

_Результаты исследования

Полученные ответы были проанализированы на предмет сходства и различий содержания и сгруппированы в интегральные конструкты - мотивационные приоритеты студентов-выпускников.

По результатам анализа желательных событий было выделено шесть основных мотивационных приоритетов достижения:

• благосостояние;

• частная жизнь и личные отношения;

• самореализация;

• работа и карьера в организациях;

• обучение и развитие;

• свобода перемещение по миру и стране.

Типовые ответы (события), составившие контент каждого из выделенных мотива-ционных приоритетов достижения представлены в таблице 1. Расположение ответов - от более часто встречающихся вариантов вверху списка к более редким. В статистику не включены немногочисленные ответы, которые были сформулированы слишком неопределенно, или были уникальными.

Таблица 1

Мотивационные приоритеты достижения

Мотивационные приоритеты Типовые ответы

Благосостояние Выйти на заработок от... (с уточнением 100+ тыс. руб.) Покупка квартиры. (с уточнением количества комнат и места расположения); построить (купить) дом Покупка машины. (с уточнением марки автомобиля) Создать систему пассивного дохода и подушку безопасности (с уточнением желательных сумм) Быть материально независимой

Частная жизнь и личные отношения Создать семью (с уточнением «крепкую», «полную», «по любви» и т.д.) Родить ребенка (с уточнением количества детей) Встретить любимого человека Сохранение и преумножение дружеских связей Перевезти родителей в Москву

Самореализация Организовать свой бизнес (с уточнением какой именно) Открыть личное благотворительное дело Развивать хобби Реализовать свой творческий потенциал Написать книгу Выпустить мобильное приложение

Работа и карьера в организациях Устроиться на работу (с уточнением конкретной должности и/или компании) Достигнуть карьерных успехов Занять руководящую должность Стать лидером проекта, который кардинально поменяет деятельность компании

Обучение и развитие Дальнейшее обучение (второй диплом, магистратура, аспирантура) Развить навыки (с уточнением какие именно) Освоение иностранных языков Развитие в новых для себя сферах (спорт, музыка, хобби) Профессионально развиваться (в своей и смежных профессиях) Духовная развитость и гармония с собой

Свобода перемещения по миру и стране Путешествовать по миру (с указанием конкретных стран, или их количества) Пожить в другой стране (с указанием страны, цели (работа, учеба) и сроков проживания) Переехать в другую страну

Проценты от общего числа ответов (популярность) по каждому мотивационному приоритету достижения и их относительная значимость (статистика рангов) представлены в таблице 2.

Таблица 2

Относительная значимость мотивационных приоритетов достижения

Мотивационные приоритеты % от общего числа ответов Средний ранг Мода ранга Медиана ранга

Благосостояние 20,6 4,1 2 4

Частная жизнь и личные отношения 20,3 3,6 1 3

Самореализация 16,6 3,9 1 4

Работа и карьера в организациях 15 3,1 1 3

Обучение и развитие 15 3,7 3 3

Свобода перемещения по миру и стране 12,6 4,3 3 4,5

Таким образом, наиболее популярными желательными событиями для студентов выпускного курса бакалавриата являются те, что связаны с благосостоянием, частной жизнью и личными отношениями. Следующие по популярности - самореализация, работа и карьера в организациях, обучение и развитие. Так же респонденты стремятся к свободе перемещения по миру.

Отметим, что достаточный уровень ежемесячного дохода респонденты-мужчины обозначают как доход от 100 тысяч рублей; респонденты-девушки чаще указывают минимальную планку в 200 тысяч рублей. Благосостояние предполагает так же покупку недвижимости, автомобиля. Примерно 9% ответов респондентов в категории "благосостояние" указывают на создание системы пассивного дохода.

Конкретное наполнение мотивационного приоритета самореализации в нашем исследовании почти наполовину состояло из стремления к созданию собственного бизнеса.

Касательно мотивационных приоритетов избегания, стоит отметить, что 56,7 % респондентов не стали указывать предлагаемое число нежелательных событий (семь), ограничившись указанием на 2 - 5 нежелательных событий. Все студенты назвали первые два нежелательных события, начиная с третьего по значимости события, количество ответов падало. Возможно, это указывает на нежелание сосредотачиваться на негативе, или на выделении наиболее существенных страхов, рядом с которыми другое кажется несущественным. Либо это связано с естественным юношеским оптимизмом, верой, что все преодолимо кроме угрозы жизни.

Нежелательные события, названные студентами, были сгруппированы в интегральные конструкты (мотивационные приоритеты избегания) на основании тех же принципов, что и желательные события. Типовые примеры ответов по каждой категории нежелательных событий приведены в таблице 3.

Таблица 3

Мотивационные приоритеты избегания

Мотивационные приоритеты Типовые ответы

Болезни и смерть Смерть, потеря кого-то из близких Серьезное заболевание Заболеть неизлечимой болезнью

Проблемы в трудовой деятельности Увольнение по инициативе работодателя Потерять работу Скучная и рутинная работа Не получать удовольствия от работы Выгорание на работе Попасть в карьерный тупик Профессиональная нереализованное^ Конфликты в существующем коллективе Не хочу заниматься нелегальной работой

Проблемы в частной жизни и личных отношениях Развод Остаться без семьи (незамужность) Не иметь близких людей, одиночество Встреча с двуличными, «токсичными» людьми Предательство Не оправдать ожидания родных

Психологический дискомфорт Стагнация, отсутствие желания развиваться, отсутствие перспектив развития Потеря интереса к жизни, отсутствие приоритетных целей, потеря смысла жизни Неудачи во всех сферах, ничего не добиться, прокрастинация, жизненный дисбаланс Не быть счастливой, столкнуться с угрозой для психики, уныние, беспокоиться из-за того, что этого не стоит

Неблагоприятная социально-политической ситуация в стране и в мире Война, кризис, катастрофа Тюрьма Переезд из Москвы, смена места жительства Карантин, невозможность путешествовать Кража имущества, мошенники, насилие

Финансовые проблемы Долги, кредиты, банкротство Бедность, малый заработок Отсутствие (потеря) жилья Финансовая зависимость, финансовая нестабильность

Проценты от общего числа ответов по каждой категории нежелательных событий и значимость этих событий (статистика рангов) представлены в таблице 4.

Таблица 4

Относительная значимость мотивационных приоритетов избегания

Мотивационные приоритеты % от общего числа ответов Средний ранг Мода ранга Медиана ранга

Болезни и смерть Смерть близких(и своя ранняя смерть) 12,2 24,8 2,3 1 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Болезни, проблемы со здоровьем 12,6

Проблемы в трудовой деятельности 19,9 3,5 2 3

Проблемы в частной жизни и личных отношениях 13,7 3,6 2 4

Психологический дискомфорт 12,9 3,4 2 3

Неблагоприятная социально-политическая ситуация в стране и в мире 12,9 4,2 3 4

Финансовые проблемы 11,4 4,0 2 4

Наибольшее число ответов студентов о нежелательных событиях касались событий связанных с угрозой физическому существованию своему и своих близких. 65% респондентов (речь идет именно о респондентах, а не о проценте ответов) указали в числе самых значимых событий, которые они хотели бы избежать, смерть. При этом только 4% респондентов говорили о собственной ранней смерти. Остальные (61%) - о смерти родных и близких. Если речь идет о болезни, картина противоположная. Студенты называют нежелательным событием в основном собственную болезнь и только 8% респондентов опасаются болезни родных.

Вторыми по частоте упоминаний и значимости являются проблемы в трудовой деятельности. На третьем месте - проблемы в личных отношениях и психологический дискомфорт. Замыкают список нежелательных ситуаций - возможность оказаться заложниками неблагоприятной социально-политической ситуации в стране и мире и финансовые проблемы.

Сравнительный анализ мотивационных приоритетов достижения и избегания позволит более уверенно судить о том, что движет молодыми людьми (см. табл. 5).

Таблица 5

Сравнительный анализ мотивационных приоритетов достижения и избегания

Мотивационные приоритеты достижения Ранг по проценту ответов Среднее значение ранга по значимости Мотивационные приоритеты избегания Ранг по проценту ответов Среднее значение ранга по значимости

Частная жизнь и личные отношения 2 3,6 Проблемы в частной жизни и личных отношениях 3 3,6

Здоровье - - Смерть и болезнь 1 2,3

Работа и карьера в организациях 4 3,1 Проблемы в трудовой деятельности 2 3,5

Благосостояние 1 4,1 Финансовые проблемы 6 4,0

Самореализация 3 3,9 Психологический дискомфорт 4 3,4

Обучение и развитие 5 3,7 Психологический дискомфорт 4 3,4

Неблагоприятная социально-политическая ситуация в стране и в мире 5 4,2

Свобода перемещения 6 4,3 Неблагоприятная социально-политическая ситуация в стране и в мире 5 4,2

В нескольких случаях можно говорить о "зеркальности" мотивационных приоритетов достижения и избегания у респондентов. Они желают получить нечто и, одновременно опасаются это нечто не получить или потерять. Зеркальность, полагаем, является подтверждением значимости того или иного мотивационного приоритета и устойчивости его позиции в системе мотивационных приоритетов.

Наиболее значимыми для студентов являются мотивационный приоритет частной жизни и личных отношений, популярность и значимость этой позиции близки и в приоритетах достижения и в приоритетах избегания.

В других случаях мотивационный приоритет достижения (избегания) имеет своего зеркального двойника, но значимость их различна. Наши респонденты чаще выражают опасение по поводу возможных проблем с работой и карьерой, чем стремление к достижениям в этой области. Обратная ситуация с мотивационным приоритетом благосостояния. Респонденты чаще пишут о стремлении достичь благосостояния, чем опасения по поводу возможных проблем с этим.

Наиболее значимый для наших респондентов мотивационный приоритет избегания "смерть и болезнь" не имеет соответствующего ему мотивационного приоритета достижения, который можно было бы обозначить как "здоровье", «здоровый образ жизни».

_Обсуждение результатов

Результаты нашего исследования были сопоставлены с результатами других исследований, посвященных целям, ценностям и мотивации молодежи. Это позволяет внести вклад в дискуссию по ряду спорных вопросов об особенностях мотивации со-

временной молодежи и обратить внимание на мотивационные приоритеты, которые находятся на периферии внимания исследователей.

Ведущий мотивационный приоритет наших респондентов - частная жизнь и личные отношения. Это результат соответствует выводам ряда исследований. О.О. Мар-тыненко и О.А. Коротина отмечают, что в «топ наиболее значимых ценностей студентов «в их будущем входит «прочная, счастливая семья» [26, с. 26]. Д.А. Севастьянов и А.Р. Гайнанова отмечают «распространённость в среде молодёжи жизненных целей, связанных в основном с собственными частными, либо сугубо семейными интересами» [27, с. 49]. Г.И. Саганенко и А.Э. Гегер указывают, что наиболее популярными у студентов являются «ценности приватной жизни»: семья, друзья, любовь, работа, здоровье [14].

Смерть и болезнь. По результатам опроса мы обнаружили полное отсутствие мотивационного приоритета достижения, который можно было бы обозначить как «здоровье», «здоровый образ жизни». Это противоречит исследованиям ценностных ориентаций, проведенных по традиционным методикам ранжирования ценностей. В этих методиках данная ценность уже задана наряду с другими, требуется только определить ее важность для субъекта. В подобных исследованиях ценность здоровья занимает первое, или одно из первых мест. Например, В.В. Степанова и Е.П. Слепцов пишут: «Наибольшее предпочтение и сельская, и городская молодежь бесспорно отдают ценности здоровья» [28, с. 521]. Однако, в исследовании Д.А. Севастьянова и А.Р. Гайнановой, проведенном с помощью методики рефлексивного типа, заботу о собственном здоровье в качестве приоритетных целей назвали всего 13,7% девушек и 8,9% юношей - «как правило, те, кто уже сталкивался с такими проблемами» [27, с. 48]. С.Н. Алексеенко и соавт., исследуя мотивационные приоритеты студентов в отношении здорового образа жизни, делают вывод: «Проблематика здорового образа жизни в представлениях студентов в ряде случаев существует в не-актуализованном виде, о чем свидетельствуют несоответствие между заявляемым признанием его значимости на когнитивном уровне и реализуемым жизненным поведением» [29, с.19]. Мы полагаем, что "здоровье" является для студентов ценностью, но не мотивационным приоритетом.

Высокий страх смерти, проявившийся в ответах на вопрос о нежелательных событиях, как мы полагаем, является ситуационным и связан с пандемией COVID-19 и ее информационным сопровождением. В исследовании И.Н. Лавриковой 2001 года об отношении студентов к смерти (задан вопрос «испытываете ли вы страх смерти») около 28% респондентов ответили, что испытывают такой страх [30]. В нашем исследовании молодых людей, которые инициативно (без постановки соответствующего вопроса) фиксируют в качестве нежелательного события смерть, оказалось 65%, т.е. в 2,3 раза больше. При этом собственная смерть является мотивационным приоритетом избегания только для 4% опрошенных, остальные опасаются смерти близких. Этот страх служит подтверждением важности для студентов личных отношений и частной жизни, но не свидетельствует о мотивации здорового образа жизни.

Работа и карьера в организациях. По нашим данным мотивационный приоритет работы и карьеры в организациях занимает весьма значимую позицию (см. табл. 5). Это подтверждается как в наших более ранних исследованиях, так и в работах других авторов. Например, нашем исследовании 2019 года мотив «стать профессионалом» уступал по своей значимости только мотиву добиться материального благополучия [31]. Д.А. Севастьянов и А.Р. Гайнанова выявили, что цели карьерного роста ставят пе-

ред собой 35% студентов [27]. Более того, ориентацию на профессиональную деятельность и профессиональное развитие по результатам исследований демонстрируют не только студенты, но и школьники [32]. Однако некоторые авторы утверждают, что представители поколения Z не ориентированы на долгосрочную профессиональную карьеру [6; 7]. Анализ содержания мотивационного приоритета избегания "проблемы в трудовой деятельности" позволяет уточнить, что именно важно в работе для современных молодых людей. Мы видим, что только 22% ответов, характеризующих проблемы в трудовой деятельности, связаны с событиями "увольнение", "потеря работы", «долгий поиск работы». И это близко к данным О.О. Мартыненкои О.А. Коротиной, полученным на выборке студентов с 1-го по 4-ый курс, где 76,5% студентов полностью уверены, что их трудоустройство гарантировано [26]. Оптимизм в отношении работы демонстрируют и школьники. М.В. Прохорова, А.В. Савичева пишут: «Представители поколения Z учитывают на своем карьерном пути возможность возникновения нестабильных ситуаций, но не придают им особого значения. События такого плана, как потеря работы, получили невысокий ранг» [32, с. 356].

В нашем исследовании 78% ответов респондентов, касающихся нежелательных событий в трудовой деятельности, описывают психологическую неудовлетворенность работой и отношениями в коллективе. Студенты опасаются скучной и рутинной работы, выгорания, невозможности профессионально реализоваться (см. табл. 3). Подобный подход молодежи к работе отмечают и зарубежные авторы [34; 35]. Таким образом, выпускники считают, что работа должна быть психологически комфортной, приносить удовольствие, но это не противоречит их стремлению работать и строить карьеру в организациях.

Благосостояние. Наши результаты показывают, что мотивационный приоритет «благосостояние» занимает особую позицию. Респонденты стремятся к благосостоянию, но не боятся финансовых проблем и не придают вопросу благосостояния высокой значимости (таблица 5). Стремление молодежи к высоким доходам и благосостоянию отмечают многие исследователи. В наших исследованиях 2017 и 2019 года мотив «обеспечить себе материальное благополучие в будущем устойчиво занимал первую позицию у студентов как первого, так и четвертого курсов [31; 33]. Д.А. Севастьянов и А.Р. Гайнанова показали, что цели, связанные с получением высоких заработков, покупкой недвижимости и автомобилей ставят перед собой в совокупности более половины студентов [27]. Материальный достаток и высокооплачиваемую работу в качестве значимых ценностей в их будущем указали более 90 % респондентов в исследовании О.О. Мартыненко и О.А. Коротиной [26]. С другой стороны, есть исследования, которые утверждают, что деньги для представителей поколения Z не главное. Это лишь способ, с помощью которого они могут получать удовольствие [6]. Полученные результаты можно объяснить, если предположить, что благосостояние для студентов, представляется необходимым условием достижения других желаемых событий.

Самореализация. Мотив самореализации в нашем исследовании занимает срединную позицию среди мотивационных приоритетов студентов. По данным Г.И. Са-ганенко и А.Э Гегер популярность ценности самореализации у студентов за десять лет (с 2005 по 2015 годы) выросла на 41% [14]. Стоит отметить, что понятие «самореализация» по-разному интерпретируется как исследователями, так и респондентами [34]. В нашем исследовании высказывания студентов, отнесенные нами к мотивационному приоритету «самореализация» (см. табл. 1), наполовину касались стремления создать собственный бизнес. В исследовании Т.К Ростовской и З.Х Сара-

лиевой цель создать собственный бизнес назвали 21% студентов [13]. Д.А. Севастьянов и А.Р. Гайнанова указывают несколько более высокие цифры: 24,4% девушек и 33,1% юношей стремятся к приобретению и развитию собственного бизнеса [27]. В международном исследовании, проведенном нами совместно с коллегами из Португалии, Омана, Польши и Литвы показано, что уровень привлекательности предпринимательства и наличие предпринимательских намерений у студентов всех пяти стран близки [37]. Если добавить к стремлению самореализоваться в предпринимательстве мотивацию работы и карьеры в организациях, то можно утверждать, что трудовая деятельность занимает важную позицию в системе мотивационных приоритетов выпускников вузов. Бытующий миф о нежелании молодежи трудиться не относится к данной категории молодежи.

Обучение и развитие. Мотивационный приоритет "Обучение и развитие" по частоте упоминаний существенно уступает "самореализации". Это представляется естественным для студентов выпускного курса, оканчивающих вузовское обучение и стоящих на пороге взрослой жизни и трудоустройства. То, что обучение и развитие сохранили свою высокую значимость для выпускников, с нашей точки зрения, отрадный факт. Это свидетельство в пользу того, что новое поколение действительно собирается учиться и развиваться в течение всей жизни, и находится в соответствии с результатами других авторов. Например, по данным Д.А. Севостьянова и А.Р. Гайнановой желание продолжить своё образование в магистратуре, либо получить второе высшее образование демонстрируют около 30% студентов старших курсов [27]. В нашем исследовании 2017 года у выпускников был зафиксирован рост значимости мотива повышения общекультурного уровня на 23,1% (по сравнению с первокурсниками) [33].

Возможность свободного перемещения по миру. В исследованиях, проводящихся с использованием традиционных методик, заключающихся в выборе или ранжировании предлагаемого набора феноменов, этот мотив вообще не фиксируется. В нашем исследовании при использовании методики рефлексивного типа, позволяющей студентам самостоятельно и на собственном языке формулировать свои желания и страхи, значимость мотивации свободного перемещения по миру и стране была эмпирически подтверждена. Большинство высказываний касались именно желания путешествовать. Сложившийся стереотип о стремящейся эмигрировать молодежи наши результаты не подтверждают. Только 10% ответов из этой категории отмечали как желаемое событие переезд в другую страну на постоянное проживание. Наши данные в целом близки результатам исследования целеполагания студентов Д.А. Севостьянова и А.Р. Гайнановой, которое также было проведено рефлексивным методом [27, с. 48]. Возможно, мотивационный приоритет свободы перемещения по миру в нашем исследовании был усилен в связи с «ковидными» ограничениями на поездки, но само его наличие и важность для молодежи отрицать нельзя.

Заключение

Основные мотивационные приоритеты современных выпускников бакалавриата являются: частная жизнь и личные отношение; работа и карьера в организациях; благосостояние; самореализация; обучение и развитие; свобода перемещения по стране и миру. Мотивационный приоритет частной жизни и личных отношений является наиболее значимым для студентов - выпускников бакалавриата. Преподавателям необ-

ходимо использовать все возможности в рамках учебной и внеучебной работы, чтобы связать в сознании студентов результаты обучения с удовлетворением их потребностей и запросов.

Акцентировать внимание студентов на том, какие возможности появляются у них по мере освоения знаний, формирования тех или иных компетенций, как это расширяет их возможности выбора интересной и высокооплачиваемой работы, повышает шанс на успешную карьеру, влияет на их социальный статус, расширяет возможности самореализации.

Рефлексивные методы исследования и применения ситуационного подхода позволяют адекватно выявить мотивационные приоритеты молодежи. Результаты нашего исследования в целом находятся в соответствии с результатами исследований последних лет. Используемая методика позволила эмпирически установить или подтвердить факты, которые либо не отмечаются исследователями, либо находятся на периферии их внимания, либо являются спорными. Например, установлено наличие мотивации свободного перемещения по стране и миру и отсутствие мотивации здорового образа жизни, подтверждена значимость для современных выпускников вуза трудовой деятельности и карьеры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шишлова Е.Э. Обновление содержания высшего образования в контексте современных социокультурных трендов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 70-79. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-70-79

2. Стародубцев В.А. Практико-центрированное обучение в высшей школе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 75-87. DOI: 10.31992/0869-3617- 2021-30-5-75-87

3. Хангельдиева И.Г. Эдьютейнмент как единство сознательного и бессознательного // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 3. С. 47-59.

4. García-Peñalvo, F.J. Avoiding the Dark Side of Digital Transformation in Teaching. An Institutional Reference Framework for eLearning in Higher Education // Sustainability, 2021, 13, 2023. DOI: 10.3390/su13042023

5. Bond, M., Marín, V.I., Dolch, C. et al. Digital transformation in German higher education: student and teacher perceptions and usage of digital media // International Journal of Educational Technology in Higher Education, 15, 48 (2018). DOI: 10.1186/s41239-018-0130-1

6. 30 фактов о современной молодежи: исследование Сбербанка и Validata // Янгспейс. 2017. № 11. Режим доступа: http://youngspace.ru/faq/sberbank-issledovanie-molodezhi

7. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). DOI: 10.15838/tdi.2018.2.42.6

8. Kyndt E., Coertjens L., Van Daal T., Donche V., Gijbels D., Van Petegem P. The development of students' motivation in the transition from secondary to higher education: A longitudinal study // Learning and Individual Differences. 2015. Vol. 39, pp. 114-123.

9. Ratelle, C. F., Guay, F., Larose, S., & Senécal, C. (2004). Family correlates of trajectories of academic motivation during a school transition: A semiparametric group-based approach // Journal of Educational Psychology, 96, 743-754. DOI: 10.1037/0022-0663.96.4.743

10. Теплов Б.М. Психология. М. 1951. 264 с.

11. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности. Избранные труды. М.: «Институт психологии РАН». 2006. 622 с.

12. Даниленко О.И., Ли Ц., Сюй И. Ценности современных китайских и российских студентов: сравнительный анализ приоритетов // Вопросы психологии. 2017. № 3. С. 50-60.

13. Ростовская Т.К., Саралиева З.Х. Жизненные приоритеты и ценностные компоненты молодежи Нижнего Новгорода // Муниципалитет: экономика и управление. 2018. № 2 (23). С. 80-87.

14. Саганенко Г.И., Гегер А.Э. Сравнение ценностных ориентаций студентов на интервале в 10 лет: вопросы методологии и результаты // Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 22-33.

15. Саганенко Г.И., Гегер А.Э., Степанова Е.И. Потенциал рефлексивных методов в выявлении релевантны^ ценностей // Социология: Методология, методы, математическое моделирование. 2011. № 32. С.75-103.

16. Kember D. Understanding the nature of motivation and motivating students through teaching and learning in higher education. Springer Science+Business Media, 2016. 153 р.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2т. Т. II. М.: Педагогика, ШЙЙЁШШШ

18. Попова Р.Р. Проблема определения понятия "событие" в психологии // Филология и культура. 2011. №3(25).' С. 287-293.

19. Ахмеров Р.А Событие как элемент субъективной картины жизненного пути // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) - Modern Research of Social Problems. 2013. № 10(30). DOI: 10.12731/2218-7405-2013-10-34

20. Гришина Н. В. Жизненное событие: сила обстоятельств и авторство личности // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020. № 4. URL: www.evestnik-mgou.ru.

21. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 2. С. 3-18.

22. Журавлев А.Л., Харламенкова Н.Е. Динамический подход к исследованию психологии личности // Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 1. С. 5-23.

23. Гришина Н. В. Процессуальный подход в психологии личности // Психология личности: Пребывание в изменении / под ред. Н. В. Гришиной. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. С. 117-153.

24. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер. 2003. 352 с.

25. Ганзен В. А., Хорошилов Б. М. Проблема системного описания качественных изменений психологических объектов // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер.: Экономика, философия, право. Л., 1984.

26. Мартыненко О.О., Коротина О.А. Ценностные ориентации студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2016. № 8-9. С. 22-29.

27. Севостьянов Д.А., Гайнанова А.Р. Целеполагание современных студентов: инверсивный анализ // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 43-53. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-43-53

28. Степанова В.В. Слепцов Е.П. Ценности городской и сельской молодежи Республики Саха (Якутия) // Modern science. 2020. № 6-1. С. 518-523.

29. Алексеенко С.Н., Авдеева М.Г., Дробот Е.В. Ценностно-мотивационные приоритеты студентов медицинского вуза в отношении здорового образа жизни // Фундаментальные исследования. 2013. № 2-1. С. 16-19

30. Лаврикова И.Н. Молодежь: отношение к смерти // Социологические исследования. 2001. № 4. С. 134-136.

31. Крушельницкая О.И., Полевая М.В., Третьякова А.Н. Мотивация к получению высшего образования и ее структура // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т.11. № 2. С. 43-57.

32. Прохорова М.В. Савичева А.В. Особенности профессионального становления поколения z в эпоху цифровых технологий // Психология труда, организации и управления в условиях цифровой трансформации общества: коллективная монография / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.А. Жалагиной, А.Н. Занковского, Н.Н. Демиденко. Тверь: Издательство Тверского государственного университета, 2021. 434 с.

33. Крушельницкая О.И, Третьякова А.Н. Мотивация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курса (сравнительный анализ) // Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 70-77.

34. Kirchmayer Z., Fratricova J. What Motivates Generation Z at Work? In sights in to Motivation Drivers of Business Students in Slovakia // Innovation Management and Education Excellence through Vision, 2018. P. 6019- 6030.

35. Leslie B., Anderson C., Bickham C., Horman J., Overly A., Gentry C., King J. Generation Z Perceptions of a Positive Workplace Environment // Employee Responsibilities and Rights Journal, 2021, V. 33 (3). P. 171-187.

36. Крушельницкая О.И., Полевая М.В. Самореализация в понимании российских студентов // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8. №1 (28). С.79-90.

37. Диас Ф., Атеф Т., Космакшевска Д., Третьякова А.Н., Навикине Р. Особенности предпринимательских намерений российских студентов в сравнении с намерениями студентов Португалии, Польши, Литвы и Омана // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 9. С. 68-73.

REFERENCES

1. Shishlova E.E. Updating the content of higher education in the context of modern socio-cultural trends. Higher Education in Russia, 2021, vol. 30, no. 6, pp. 70-79. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-70-79 (in Russ.)

2. Starodubtsev V.A. Practice-centered learning in higher education. Vysshee Obrazovanie v Rossii, 2021, vol. 30, no. 5, pp. 75-87. DOI: 10.31992/0869-3617- 2021-30-5-75-87 (in Russ.)

3. Khangeldieva I.G. Edutainment as the unity of conscious and unconscious. Scientific Proceedings of the Moscow Humanitarian University, 2018, no. 3, pp. 47-59. (in Russ.)

4. García-Peñalvo, F.J. Avoiding the Dark Side of Digital Transformation in Teaching. An Institutional Reference Framework for eLearning in Higher Education. Sustainability, 2021, vol. 13, 2023. DOI: 10.3390/su13042023.

5. Bond, M., Marín, V.I., Dolch, C. et al. Digital transformation in German higher education: student and teacher perceptions and usage of digital media. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 2018, vol. 48, no. 15. DOI: 10.1186/s41239-018-0130-1

6. 30 facts about modern youth: a study of Sberbank and Validata. Youngspace, 2017, no. 11. Access mode: http:// youngspace.ru/faq/sberbank-issledovanie-molodezhi (in Russ.)

7. Kulakova A.B. Generation Z: theoretical aspect. Voprosy territorial'nogo razvitiya, 2018, no. 2 (42). DOI: 10.15838/ tdi.2018.2.42.6 (in Russ.)

8. Kyndt E., Coertjens L., Van Daal T., Donche V., Gijbels D., Van Petegem P. The development of students' motivation in

the transition from secondary to higher education: A longitudinal study. Learning and Individual DiferencSp2u15, vol. 39, pp. 114-123.

9. Ratelle, C. F., Guay, F., Larose, S., & Senecal, C. Family correlates of trajectories of academic motivation during a school transition: A semiparametric group-based approach. Journal of Educational Psychology, 2004, vol. 96, pp. 743-754. DOI: 10.1037/0022-0663.96.4.743

10. Teplov B.M. Psychology. Moscow, 1951. 264 p. (in Russ.)

11. Lomov B.F. Mental Regulation of Activity. Selected writings. Moscow, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2006. 622 p. (in Russ.)

12. Danilenko O. I., Li C., Xu Y. Values of modern Chinese and Russian students: a comparative analysis of priorities. Voprosy psychologii, 2017, no. 3, pp. 50-60. (in Russ.)

13. Rostovskaya T.K., Saralieva Z.Kh. Life priorities and value components of the youth of Nizhny Novgorod. Municipality: Economics and Management, 2018, no. 2 (23), pp. 80-87. (in Russ.)

14. Saganenko G.I., Geger A.E. Comparison of value orientations of students at the interval of 10 years: issues of methodology and results. Higher Education in Russia, 2016, no. 12, pp. 22-33. (in Russ.)

15. Saganenko G.I., Geger A.E., Stepanova E.I. The Potential of Reflexive Methods in Revealing Relevant Values. Sociology: Methodology, Methods, Mathematical Modeling, 2011, no. 32, pp. 75-103. (in Russ.)

16. Kember D. Understanding the nature of motivation and motivating students through teaching and learning in higher education. Springer Science+Business Media, 2016. 153 p.

17. Rubinstein S.L. Fundamentals of general psychology: in two volumes. Vol. II. Moscow, Pedagogics Publ., 1989. 328 p. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Popova R.R. The problem of defining the concept of "event" in psychology. Philology and Culture, 2011, no. 3 (25), pp. 287-293. (in Russ.)

19. Akhmerov R.A. Event as an element of the subjective picture of the way of life. Modern Research of Social Problems (electronic scientific journal) - Modern Research of Social Problems, 2013, no. 10(30). DOI: 10.12731/2218-74052013-10-34 (in Russ.)

20. Grishina N. V. V. Life event: the force of circumstances and the authorship of personality. Bulletin of the Moscow State Regional University (electronicjournal), 2020, no. 4. Available at: www.evestnik-mgou.ru. (in Russ.)

21. Leontiev D.A. The concept of motive in A.N. Leontiev and the problem of the quality of motivation. Bulletin of Moscow State University. Series 14: Psychology, 2016, no. 2, pp. 3-18. (in Russ.)

22. Zhuravlev A.L., Kharlamenkova N.E. Dynamic approach to the study of personality psychology. Institute of Psychology RAS. Social and economic psychology, 2017, vol. 2, no. 1, pp. 5-23. (in Russ.)

23. Grishina N. V. Processual approach in personality psychology. Psychology of personality: Staying in change / edited by N. V. Grishina. Saint-Petersburg, SBBU Publ., 2019, pp. 117-153. (in Russ.)

24. Maslow A. Motivation and personality. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2003. 352 p. (in Russ.)

25. Ganzen V. A., Khoroshilov B. M. The Problem of System Description of Qualitative Changes in Psychological Objects. Sen: Economics, Philosophy, Law, 1984. (in Russ.)

26. Martynenko O.O., Korotina O.A. Value orientations of student youth. Higher education in Russia, 2016, no. 8-9, pp. 22-29. (in Russ.)

27. Sevostyanov D.A., Gainanova A.R. Goal-setting of modern students: inverse analysis. Higher Education in Russia, 2019, vol. 28, no. 7, pp. 43-53. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-43-53 (in Russ.)

28. Stepanova V.V. Sleptsov E.P. Values of urban and rural youth of the Republic of Sakha (Yakutia). Modern science, 2020, no. 6-1, pp. 518-523. (in Russ.)

29. Alekseenko S.N., Avdeeva M.G., Drobot E.V. Value-motivational priorities of medical students in relation to a healthy lifestyle. Fundamental research, 2013, no. 2-1, pp. 16-19 (in Russ.)

30. Lavrikova I.N. Youth: attitude to death. Sociological Studies, 2001, no. 4, pp. 134-136. (in Russ.)

31. Krushelnitskaya O.I., Polevaya M.V., Tretyakova A.N. Motivation for higher education and its structure. Psychological and Pedagogical Research, 2019, vol. 11, no. 2, pp. 43-57. (in Russ.)

32. Prokhorova M.V. Savicheva A.V. Features of professional formation of generation z in the era of digital technology. Psychology of work, organization and management in the digital transformation of society: a collective monograph / Ed. by A.L. Zhuravlev, T.A. Zhalagina, A.N. Zankovsky, N.N. Demidenko. Tver, Tver State University Press, 2021. 434 p. (in Russ.)

33. Krushelnitskaya O.I., Tretyakova A.N. Motivation of higher education among first-year and final-year students (comparative analysis). Higher Education in Russia, 2017, no. 2, pp. 70-77. (in Russ.)

34. Kirchmayer Z., Fratricova J. What Motivates Generation Z at Work? In sights in to Motivation Drivers of Business Students in Slovakia. Innovation Management and Education Excellence through Vision, 2018, pp. 6019-6030.

35. Leslie B., Anderson C., Bickham C., Horman J., Overly A., Gentry C., King J. Generation Z Perceptions of a Positive Workplace Environment. Employee Responsibilities and Rights Journal, 2021, vol. 33 (3), pp. 171-187.

36. Krushelnitskaya O.I., Polevaya M.V. Self-actualization in the understanding of Russian students. Personality in the changing world: health, adaptation, development, 2020, vol. 8, no. 1 (28), pp. 79-90. (in Russ.)

37. Diaz F., Atef T., Kosmakshevska D., Tretyakova A.N., Navikine R. Features of entrepreneurial intentions of Russian students in comparison with the intentions of students in Portugal, Poland, Lithuania and Oman. Alma mater (Bulletin of Higher Education),2Q16, no. 9, pp. 68-73. (in Russ.)

Информация об авторах Крушельницкая Ольга Игоревна

(Россия, Москва) Доцент, кандидат психологических наук, доцент Департамента психологии и развития человеческого капитала

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: okrush@gmail.com ORCID ID: 0000-0002-2773-9839

Третьякова Антонина Николаевна

(Россия, Москва) Доцент, кандидат психологических наук, доцент Департамента психологии и развития человеческого капитала

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: antoninat@list.ru ORCID ID: 0000-0002-6041-5705

Полевая Марина Владимировна

(Россия, Москва) Доцент, доктор экономических наук, кандидат психологических наук, руководитель Департамента психологии и развития человеческого капитала Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: m-v-p@list.ru ORCID ID: 0000-0002-6161-3703 Scopus Author ID: 15766271200

Information about the authors Olga I. Krushelnitskaya

(Russia, Moscow) Associate Professor, Cand. Sci. (Psychol.), Associate Professor of Psychology and Human Capital Development Department Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: okrush@gmail.com ORCID ID: 0000-0002-2773-9839

Antonina N. Tretyakova

(Russia, Moscow) Assistant Professor, Cand. Sci. (Psychol.), Associate Professor of Psychology and Human Capital Development Department Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: antoninat@list.ru ORCID ID: 0000-0002-6041-5705

Marina V. Polevaya

(Russia, Moscow) Associate Professor, Dr. Sci. (Econ.), Cand. Sci. (Psychol.), Head of the Department of Psychology and Human

Capital Development Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: m-v-p@list.ru ORCID ID: 0000-0002-6161-3703 Scopus Author ID: 15766271200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.