Научная статья на тему 'Мотивационные модели болгарских наиме нований одежды'

Мотивационные модели болгарских наиме нований одежды Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
61
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивационные модели болгарских наиме нований одежды»

Якимова А.П.

Институт славяноведения РАН, Москва

Мотивационные модели болгарских наименований одежды

Одежда - важнейшая часть предметного кода культуры. Ее символические функции достаточно широки, они подробно рассмотрены в работах русских, болгарских и европейских ученых. В меньшей степени изучена в этнолингвистическом плане терминология одежды. Термин позволяет обнаружить связь вещи и ментальных представлений тех, кто создал предмет и назвал его. Номинация - это во многом актуализация наиболее существенного, культурно-релевантного признака предмета. Причина выбора конкретного признака для номинации предмета имеет прямое отношение к картине мира этноса.

Предлагаемый доклад посвящен мотивационным моделям наименований предметов одежды в болгарском языке.

Терминология народной одежды болгар отражает исторический путь этого народа - имеется большое количество заимствований из турецкого языка, есть термины романского происхождения и, конечно, славянского. Основные признаки, отраженные в наименованиях предметов одежды, это - цвет, длина, особенности изготовления, ткань и способ украшения, принадлежность. У разных лексико-семантических групп -наименований поясной одежды, женской одежды второго слоя и мужской одежды второго слоя, головных уборов и др. - обнаруживаются некоторые различия в способах номинации и актуальности мотивационных признаков. Так, для женской поясной одежды или фартука (болг. престилка, пещемал, хута, фота) - характерен аналитический способ образования терминов, с актуализацией внешних признаков изделия: б'ала хута от 'белый фартук' (Разградский р-он), чатмалийа хута - от чатма 'квадратный орнамент' (сев.-вост. Болгария); клинска престилка 'фартук с клиновидным орнаментом' (Луковит). Это во многом объясняется важным художественным значением фартука для композиции женского костюма. Одежда второго слоя в женском и мужском костюмах, как правило, именуется соответсвенно способу изготовления и украшению. Например, названия сукмана (одежды типа сарафана) сърмосник, бял сърмен, пулова сърма (Сакар) - происходят от сърма 'канитель, золотая или серебряная нить' - товара, появление которого в конце 30-х годов XX века позволило разнообразить украшение сукмана, в то время как в

прошлом сукманы «бяха по-прости» и «само с гайтань» ('были проще' и 'только со шнуром'). Для верхней одежды, чей символический смысл заключается в выражении реализованного жизненного потенциала члена социума, характерны наименования с актуализацией признака длины: дълга дреха 'длинная одежда' (Ловеч, Добруджа, Северозападная Болгария), бой кожух - 'кожух в рост' (Добруджа), късаче от болг. къс -'короткий' (Софийский р-он и др).

Поскольку признак - это, по выражению С.М. Толстой, тот «инструмент, с помощью которого человек идентифицирует и сравнивает объекты», именно совокупность культурно-релевантных признаков одежды, отраженных в терминологии, позволяет через восприятие костюма и его частей делать выводы об отношениях людей внутри социума.

Яхонтова Я.Б.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва

Весенние календарные обряды греческих деревень Эммануил Папас и Агио Пневма, кипрской деревни Алона

«Противопоставление «весна - зима» (понимаемое как противопоставление времени, начинающегося с зимнего солнцеворота и кончающегося сбором урожая, сезону умирания природы и сокращения земледельческих работ), полнее всего отражается непосредственно в ритуалах, а также в текстах, связанных с сезонными циклами» [Иванов, Топоров 1965: 120].

Кафедрой византийской и новогреческой филологии МГУ им. М.В. Ломоносова были организованы экспедиции в греческие деревни Эммануил Папас (29.09.2015 — 08.10.2015) и Агио Пневма (16.08.2016 — 26.09.2016), в кипрскую деревню Алона (22.06.2016 — 06.07.2016). В докладе рассматриваются материалы, собранные в результате данных экспедиций. В частности, нами будут рассмотрены такие обряды, как «Кошаы» и «Патрон»:

• Койсас1 (Эммануил Папас)< акоше есто 'послушай-ка'. Особый обряд, совершаемый в масленичный период. Вечером юноши и девушки собираются на площади за большим костром (около 3 м в высоту). При этом присутствуют старики, которые заявляют, кто с кем может составить пару. Для этого используется специальная формула:

Коиоаы-коиоаы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.