18. Сакс Д., Леви С. Тест «Завершение предложений» // Проективная психология. - М.: 2000. -С. 236-237.
19. Собчик Л. Н. МЦВ - Метод цветовых выборов, Модифицированный восьмицветовой тест Люшера: Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2002. -112 с.
20. Тепеницына Т. И. О психологической структуре резонерства // Вопросы экспериментальной патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. - М., 1965. - С. 68-80.
21. Тихомиров О. К. Психология мышления. М., МГУ, 1984.
22. Фанталова Е. Б. Аннотированный указатель методов психологической диагностики: Учебно-методическое пособие. - М.: Союз, 1997. - 55 с.
23. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. - Минск: Харвест, 2003. - 480 с.
24. Фричкова Е. Эмоциональные искажения в понимании субъектом переносного смысла пословиц. Дипломная работа. МГУ, факультет психологии, 2005 г.
25. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1, 2. М., Педагогика, 1986 г.
26. Яншин П. В. Практикум по клинической психологии: Методы исследования личности. - СПб.: Питер, 2004. - 336 с.
Мотивационные и волевые ресурсы преодоления стресса
Ключевые слова: уровень стрессоус-тойчивости личности, ресурсы преодоления стресса, стрессогенные ситуации, мотивация достижения успеха/избегания неудачи, локализация субъективного контроля.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности мотивационной и волевой сфер личности, значимо влияющие на уровень стрессоустойчивости; приводятся данные эмпирического исследования уровня стрессоустойчивости курсантов психологического факультета Академии ФСИН Рссии.
Проблема психологического стресса является одной из самых актуальных в современной психологии. Деятельность сотрудников ФСИН характеризуется возникновением экстремальных ситуаций, поэтому изучение ресурсов в преодолении и регуляции стресса имеет большое значение в профессиональной деятельности психолога-практика ФСИН.
Н. А. Харина, И. Н. Гайнанова
Традиционно принято выделять следующие уровни стрессоустойчивости: физиологический, психологический и социально-психологический. В нашем исследовании сделан акцент на моти-вационных и волевых ресурсах (психологический и социально-психологический уровни). Так, экспериментально подтверждено, что с увеличением стрес-согенности ситуации возрастает роль мотивационных и волевых компонентов личности в регуляции деятельности [1]. Ряд ученых подчеркивает, что мотиваци-онная сфера занимает одну из ведущих позиций в системе стрессоустойчивости личности. Это связано с тем, что ведущие мотивы выступают в качестве побудительной силы, направляющей и организующей деятельность, активность личности [5]. Но следует выделить ряд мотивационных феноменов, играющих в системе стрессоустойчивости личности особую роль.
Так, экспериментально доказано, что на поведение в стрессогенных ситуаци-
ях весьма значимое влияние оказывает выраженность мотивации успеха или мотивации боязни неудачи [4]. Рассмотрим особенности подобного влияния.
Мотивация достижения успеха относится к позитивной мотивации. В основе активности личности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такой личности свойственны активность, инициативность, продуктивность деятельности, настойчивость в достижении цели, склонность планировать свое будущее на длительные временные интервалы. В значительной степени(более значительной, чем у мотивированных на неудачу) выражен эффект Зейгарник, а при выполнении заданий проблемного характера и в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Как подчеркивается рядом ученых, в случае неудачи при выполнении какого-либо задания для личности с выраженной мотивацией на достижение успеха привлекательность данного задания, скорее всего, возрастает. Привлекательность задания особенно возрастает, если оно выбрано самим субъектом, а не просто предъявлено субъекту кем-то. Уровень стрессоустойчивости личности такого типа значительно выше, чем у личности противоположного типа [6].
Личности, мотивированные на неудачу, в деятельности менее инициативны. При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени, как правило, результативность деятельности у них ухудшается. Такие личности отличаются меньшей настойчивостью в достижении цели, при выполнении ответственных заданий ищут причины отказа от них. В случае неудачи при выполнении какого-либо зада-
ния его притягательность, как правило, снижается. Причем, притягательность задания будет снижаться независимо от того, «навязано» это задание извне или выбрано самим субъектом. Склонны планировать свое будущее на менее отдаленные промежутки времени. Уровень стрессоустойчивости таких людей не отличается высокими показателями.
Весьма важными в контексте исследуемой проблемы являются выводы ряда западных и отечественных ученых относительно отличия уровня стрессоус-тойчивости у лиц с интернальной и экс-тернальной локализацией контроля над происходящими в жизни событиями [ 1]. Многие исследователи данной характеристики подчеркивают большую стрес-соустойчивость лиц с внутренним локу-сом контроля. Об интернальном локусе контроля говорят, если человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями. Существует положительная корреляция между интернальностью и наличием смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в жизни зависит от его собственных усилий и способностей, тем в большей мере находит он в жизни смысл и цели. Интерналы более уверены в себе, более спокойны, благожелательны, более популярны [6]. Именно у интерналов отмечается, в частности, более высокий уровень волевой регуляции поведения и деятельности [8].
Об экстернальном локусе контроля говорят, если человек склонен приписывать ответственность за все внешним факторам: другим людям, судьбе или случайности, окружающей среде. Их отличает повышенная тревожность,
обеспокоенность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, конформность, меньшая популярность. Уровень волевой регуляции таких людей, как правило, низкий.
Следует отметить, что проблема мо-тивационных и волевых ресурсов личности в преодолении стресса является весьма актуальной и перспективной в современной психологии как в теоретическом, так и в прикладном аспекте. Данная проблема в отношении курсантов вузов ФСИН России (будущих сотрудников ФСИН) должным образом не исследована. Важной представляется работа по систематизации и обобщению уже накопленного опыта, разработка дальнейших перспектив исследования, а также проведение специализированных комплексных исследований в указанной области.
Целью нашего исследования являлось определение уровня развития мо-тивационных и волевых ресурсов в преодолении стресса у будущих сотрудников ФСИН (курсанты психологического факультета Академии ФСИН России). В ходе исследования были решены следующие задачи: 1) рассмотрена значимость волевых и мотивационных ресурсов в преодолении стресса; 2) разработан комплекс психодиагностических методик по выявлению уровня развития мотивационных и волевых ресурсов в преодолении стресса; 3) проведено эмпирическое исследование по выявлению уровня развития мотивационных и волевых ресурсов в преодолении стресса у курсантов (будущих психологов-практиков ФСИН); 4) определены перспективы исследований в указанной области.
Была выдвинута следующая основная гипотеза: у курсантов психологичес-
кого факультета Академии ФСИН России высокий уровень развития волевых и мотивационных компонентов в преодолении стресса.
В качестве основного определения стрессоустойчивости мы выделяем следующее: стрессоустойчивость - качество личности и психическое состояние, обеспечивающее целесообразное поведение в экстремальных ситуациях; способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности [1]. В современной психологической литературе подчеркивается, как правило, интегративный характер указанного психологического феномена, представление его как функционального взаимодействия эмоциональных, волевых, мотиваци-онных, интеллектуальных компонентов психической деятельности, обеспечивающих оптимально успешное достижение цели деятельности в сложной эмоциогенной обстановке [3].
С целью определения уровня стрес-соустойчивости курсантов психологического факультета мы использовали тестовую методику «Инвентаризация симптомов стресса» [2], с помощью которой предполагалось выделение трех групп испытуемых: с низким, средним и высоким уровнем подверженности стрессу. С целью исследования мотива-ционных ресурсов использовались: тест «Мотивация к успеху» [4], с помощью которого представляется возможным выделение групп испытуемых с низкой, средней и высокой мотивацией достижения; тест «Локус контроля» [4], позволяющий выделить тип локализации субъективного контроля личности (ин-тернальный, экстернальный).
Существенные ресурсы преодоления стресса, обусловленные уровнем развития волевой регуляции личности, мы исследовали с помощью теста «Волевой самоконтроль личности» (ВСК) [5].
В качестве испытуемых выступили курсанты 1-3 курсов психологического факультета Академии ФСИН России (76 чел.: из них - юноши - 52 чел., девушки - 24 чел.; ср. возраст испытуемых - 18,5 лет).
С помощью методики «Инвентаризация симптомов стресса» мы выявили три группы испытуемых: 1) лица, мало подверженные стрессу - 13 чел. (17,1% от общей выборки испытуемых); 2) средний уровень подверженности стрессу - 53 чел. (69,7%); 3) лица с высоким уровнем подверженности стрессу - 10 чел. (13,2%). Последняя группа испытуемых является проблемной в плане эффективности деятельности в экстремальной обстановке, требует проведения психопрофилактической и психокоррекцион-ной работы по развитию уровня стрес-соустойчивости. В данной «проблемной» группе 67% испытуемых имеют выраженный экстернальный локус контроля, 78% испытуемых имеют низкий уровень волевого самоконтроля, для 87% из них характерен низкий уровень развития мотивации к успеху. Испытуемые, обладающие низким уровнем стрессоустойчи-вости, в индивидуальном порядке были ознакомлены с тестовыми данными и выводами по ним.
Группа испытуемых, мало подверженных стрессу, имеет следующие показатели: 82% испытуемых имеют высокий уровень волевого самоконтроля; 91% обладают высокой степенью развития мотивации достижения; 100% из них обладают интернальным локусом
контроля. Лица, принадлежащие к указанной группе, обладают возможностью оптимально эффективно действовать в стрессогенных ситуациях.
Самая многочисленная группа испытуемых - это лица со средним уровнем подверженности стрессу. У них соответственно выявлены: в целом - преобладание интернального локуса контроля, средние показатели по уровню развития мотивационных и волевых показателей.
Гипотеза относительно того, что курсанты психологического факультета Академии ФСИН России имеют высокий уровень развития волевых и мотивационных компонентов в преодолении стресса не подтвердилась: доминируют, как было указано выше, средние значения по данным показателям. Полученные тестовые данные подтверждают необходимость коррекционной и развивающей работы по повышению уровня развития волевых и мотивационных компонентов преодоления стресса у будущих сотрудников ФСИН.
Специально проведенный опрос (анкетирование) позволил определить мнение самих испытуемых относительно обобщенных данных проведенного исследования: 94% из них хотели бы больше узнать о своих личностных ресурсах в преодолении стресса; 78% - хотели бы принять участие в специально организованной профилактической и коррекцион-ной работе по развитию различных личностных ресурсов преодоления стресса; 42% - высказали желание расширить, углубить свои знания (теоретические и практические) по проблеме стрессоус-тойчивости личности.
Считаем важным подчеркнуть, что уже в ходе учебного процесса в вузе бу-
дущие психологи-практики ФСИН должны осваивать приемы, методы и средства развития, коррекции, профилактики различных ресурсов преодоления стресса. Среди таких приемов и методов можно отметить следующие: приемы формирования начальных навыков самоконтроля, управления мышечным тонусом и ритмом дыхания; аутогенная тренировка; приемы медитации; приемы дисен-сибилизации; когнитивное реконструирование; метод биологически обратной связи и другие [1].
Высока значимость коррекционных и развивающих воздействий на волевую сферу личности будущих сотрудников ФСИН. Изучение теоретических и практических проблем волевой регуляции личности - основа профессиональной подготовки психологов-практиков в ходе обучения в вузе. Большое значение в психологии воли уделяется разработке эмоционально-волевой тренировки [7]. В основу подобной тренировки положена система упражнений, направленная на развитие как активизирующей, так и тормозящей функций воли. При этом использование в данной работе психотехнических упражнений и игр определяется индивидуальными особенностями личности. При проведении эмоционально-волевого тренинга используются специальные формулы-команды самостимуляции, направленные на развитие воли. Подобные занятия способствуют улучшению общего самочувствия испытуемых, положительно влияют на
волевую готовность личности, способствуют развитию интернального типа ло-куса контроля, ориентируют личность на мотивацию достижения.
Перспективными исследованиями в рассматриваемой области являются, на наш взгляд, следующие: расширение выборки испытуемых (исследование ресурсов преодоления стресса у курсантов других факультетов и вузов); изучение мотивационно-смысловой сферы испытуемых как значимого ресурса в преодолении стресса; исследование уровня стрессоустойчивости различных категорий сотрудников ФСИН; выявление различных стресс-факторов, возникающих в профессиональной деятельности сотрудников ФСИН и осужденных.
Литература
1. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕРСЭ, 2006.
2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб: Питер, 2005.
3. Зильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора. М., 1974.
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2004.
5. Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Психологический практикум» для слушателей курсов подготовки психологов. Рязань: РВШ МВД РФ, 1993.
6. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб: Еврознак, 2008.
7. Ушатиков А. И., Ковалев О. Г., Семенов В. А. Психологическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях. Рязань, 1997.
8. Ильин Е. П. Психология воли. СПб: Питер, 2004.