УДК 342.41
DOI 10.21685/2072-3016-2018-2-6
Д. И. Артёмова
МОТИВАЦИОННЫЕ И ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩИЕ ОСНОВЫ ПРЕАМБУЛЫ УСТАВА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация.
Актуальность и цели. В статье рассмотрено особое значение преамбулы Устава Пензенской области, в которой отражены причины и цели принятия акта. Такая вводная, вступительная часть системно организует весь дальнейший текст. У преамбулы Устава Пензенской области есть предназначение -дать правовую защиту идеологии Пензенской области как субъекта Российской Федерации. Автор в настоящей статье указывает мотивационную и целе-полагающую основу преамбулы Устава Пензенской области.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута путем анализа законодательных актов Российской Федерации и Пензенской области. Проанализированы нормативные акты субъектов Российской Федерации - Пензенской области, Республики Татарстан. В работе были использованы научные статьи известных ученых-юристов и практиков.
Результаты. Доказано, что преамбула является основой, позиционирующей область в числе других субъектов РФ, обозначающей главные принципы регионального строительства и общественного развития.
Выводы. Преамбула - это правовое выражение общечеловеческих интересов с учетом интересов господствующих в обществе социальных сил, признаваемое большинством членов общества и закрепленное в самом общем и кратком виде. Преамбула Устава Пензенской области обязательно должна иметь концептуально-идеологическую нагрузку. Это связано с тем фактом, что любой акт должен опираться на прочные идеологические и правовые основания, которые на практике находятся в сфере общечеловеческих ценностей.
Ключевые слова: уставное законодательство, власть, конституционный строй, гражданское общество, правовая норма, устав.
D. I. Artemova
MOTIVATIONAL AND OBJECTIVE BASES OF THE CONSTITUTION PREAMBLE OF THE PENZA REGION
Abstract.
Background. Of particular importance is considered in the article of the preamble of the Charter of the Penza region, which reflects the purpose of the adoption Act. This introduction, introductory part systematically organizes all further text. From the preamble of the Charter of the Penza region is intended to give legal protection to the ideology of the Penza region, as a subject of the Russian Federation. The author of this article specifies the motivational and region.
Materials and methods. Realization of research goals had been achieved through the analysis of legislative acts of the Russian Federation and the Penza region.
© 2018 Артёмова Д. И. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
Analysed normative acts of the constituent entities of the Russian Federation, Penza oblast, Republic of Tatarstan. In the work of scientific articles have been used by well-known legal scholars and practitioners.
Results. It is proved that the preamble is the basis, pozicionirujushhej region, among other subjects of the Russian Federation. designating the main principles of regional construction and social development.
Conclusions. The preamble is a legal expression of universal interests, taking into account the interests of dominant societal forces recognized by the majority of the members of the society and enshrined in the most general and summary form. The preamble to the Charter of the Penza region must have the conceptual and ideological burden. This is due to the fact that any act should be based on strong ideological and legal grounds, which are in practice in the sphere of common values.
Ключевые слова: statutory legislation, power, constitutional order, civil society, legal norm, charter.
Почти каждый нормативный документ, договор или соглашение имеет вводную часть, отражающую реальную ситуацию, побудительные мотивы и цель его издания. Не исключением являются и акты, входящие в состав уставного законодательства Пензенской области.
Здесь стоит отметить, что характерной чертой современного уставного законодательства Пензенской области является, во-первых, закрепление правовыми нормами главенства федеральных законов и следование их положениям; во-вторых, количественно-качественное преобладание нормативных актов, укрепляющих государственность, при сдержанном представительстве в них правовых условий развития институтов гражданского общества и нор-моприменительных механизмов их реализации.
Данная диспропорция правовых норм, сложившаяся в последние десятилетия в ходе решения задачи по повышению эффективности управления и выстраиванию единой вертикали власти и имевшая свои положительные результаты, в настоящий момент несет в себе, в принципе, положительные тенденции для дальнейшего демократического общественного развития, но есть и установления, требующие дальнейшей доработки и осмысления.
С одной стороны, это все более усиливающееся государственное регулирование всех сфер общественной жизни, увеличивающийся объем полномочий и влияние должностных лиц на все основные сферы общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни региона.
С другой стороны, при частичном вакууме в законодательстве субъекта РФ условий для обеспечения становления и развития институтов гражданского общества, при нехватке гарантий и механизмов, законодательно закрепляющих множественность, плюрализм, гласность, альтернативность (выборность), открытость, независимость СМИ, свободу и ответственность слова и дела, не определены и не декларированы равные конкурентные возможности различных форм собственности.
Во исполнение федерального законодательства для консолидации всех сложившихся правовых норм в регионе, для урегулирования отношений в социальной, политической, экономической сферах общества в 1996 г. был принят Устав Пензенской области. Он имеет классическую структуру, присущую большинству актов такого рода. Открывает Устав вводная часть -преамбула.
Преамбула Устава Пензенской области принята в развитие уставного законодательства Пензенской области, а также всего законодательства РФ. Она устанавливает правовые основы государственно-властных отношений, возникающих в процессе становления гражданского общества путем осуществления органами региональной власти своих прав и обязанностей.
Устав Пензенской области начинается словами: «Настоящий Устав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом мнения населения Пензенской области, его истории, культуры и традиций определяет статус Пензенской области как равноправного субъекта Российской Федерации и создает правовые основы для ее всестороннего развития».
Преамбула - это правовое выражение общечеловеческих интересов с учетом интересов господствующих в обществе социальных сил, признаваемое большинством членов общества и закрепленное в самом общем и кратком виде [1, с. 233]. Преамбула Устава Пензенской области первостепенно должна нести в себе символ веры народа в принципы законности и демократизации всего государства в целом. Это связано с тем фактом, что в основе каждого акта должны быть стабильные, надлежащим образом закрепленные гуманные человеческие ценности.
Преамбула не просто декларация определенных норм, она является неотъемлемой составной частью акта. Поэтому при ее толковании все положения Устава должны исходить из содержания и мотивов, изложенных во вступительной части. Преамбула имеет существенное значение для понимания смысла Устава, исторических предпосылок и целей принятия.
Устав Пензенской области [2] за 21 год своего существования претерпел 33 изменения, но именно преамбула сохранилась в своем первозданном виде, что говорит о постоянстве и правильно выбранной цели, которой следует вышеуказанный акт субъекта РФ.
Предшествуя основному тексту, преамбула не содержит в «чистом» виде правовых норм, но имеет существенное значение для понимания смысла Устава, целей его принятия и исторических предпосылок этого решения.
Преамбула Устава Пензенской области, прежде всего, констатирует «Настоящий Устав», который «определяет статус» региона и «создает правовые основы», - есть нормативно-правовой акт учредительной направленности.
Утверждая себя (в соответствии с положениями ч. 2 ст. 5 Конституции РФ) основным законом субъекта Федерации, Устав Пензенской области, следуя тексту преамбулы Конституции РФ, предлагает смотреть на него как на юридическую форму фиксации познанных обществом закономерностей социально-экономического и общественно-политического развития России. Слова вводной части «в соответствии с Конституцией Российской Федерации» (в данном случае: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, сознавая себя частью мирового сообщества») «и с учетом мнения населения Пензенской области, его истории, культуры и традиций» - прямое тому подтверждение. В этой фразе указан принимающий субъект. Аналогичное положение содержит, например, преамбула Конституции Республики Татарстан: «... выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа.» (Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992) [3, с. 298].
Явив себя в виде исторических предпосылок, оснований и обстоятельств, предшествующих изданию Конституции РФ и конституционно-уставных региональных законодательств, означенные выше закономерности (будучи декларированы положениями Конституции РФ как основы конституционного строя) в силу своего конституционного утверждения становятся принципами демократического конституционного строя. Трансформировавшись в общепризнанные принципы конституционализма, объективные закономерности социально-экономического развития общества предстают перед нами в новом обличии: в облике юридической основы и способов, в виде правоустанавливающих и правообязывающих норм Конституции РФ и конституционно-уставного законодательства, которые должны внедриться и закрепиться в повседневной жизни общества, поведении граждан, стать естественными нормами деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений и т.п. и быть достаточными и способными к обеспечению естественно-исторической эволюции общества и оформляющего его государства. Причем «обеспечение естественно-исторической эволюции общества» - главная цель реализации конституционного и уставного законодательств. А слова «быть достаточными и способными к обеспечению» в понимании содержательной наполненности принципов конституционного права и норм, их утверждающих и закрепляющих, являются ключевыми, что подтверждается торжественным заявлением преамбулы Конституции РФ «стремясь обеспечить благополучие и процветание» и констатацией вводной частью Устава Пензенской области: «настоящий Устав... создает правовые основы для ее (Пензенской области) всестороннего развития».
Утвердив впервые в истории России законодательно главенство и защиту личной, частной, экономической и политической свободы развития всех сфер жизнедеятельности людей и складывающихся между ними отношений, Конституция РФ со своей первой задачей, стоящей у нее на пути движения к прогрессивному саморегулированному и саморазвивающемуся обществу, достойно справилась. Зафиксированные ею принципы конституционного строя (юридические основы и способы), ставшие предпосылками к тому, чтобы процессы демократизации общества стали необратимыми, есть высшее на данном этапе конституционное достижение. Но для достижения означенной главной цели этого недостаточно.
Наиболее важно адекватно (в строгом соответствии с принципами конституционализма) определить и утвердить экономическую, политическую, социальную и духовную организацию общества, должных и способных обеспечить последовательное его модернизационное развитие. Для решения этой задачи (которая была определена Конституцией РФ: «возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России») Устав Пензенской области «определяет статус Пензенской области как равноправного субъекта Российской Федерации и создает правовые основы».
Закрепляя своим актом за собой не просто политико-правовую самостоятельность и собственные правотворческие полномочия, но и некую учредительную власть (в соответствии со ст. 5, 66 Конституции РФ), Устав Пензенской области заявляет о себе как о первом конституционном основополагающем законодательном акте субъекта Российской Федерации, обязатель-
ном к исполнению и соблюдению, закрепляющем основы конституционного строя, обладающем юридической силой и имеющем на своей территории прямое действие» [4, с. 12].
Утверждая свою законодательную власть, преамбула Устава Пензенской области хочет сказать, что его учредительная власть вправе принимать и изменять свой Устав, определять в Уставе, текущем законодательстве собственный статус (соответствующий статусу равноправного и подчиненного статусу государства Российской Федерации субъекта РФ).
При этом следует отметить, что высшая юридическая сила Устава Пензенской области определяется только по отношению к законам и иным нормативным правовым актам Пензенской области. В системе же российского законодательства Устав Пензенской области занимает подчиненное место и должен соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству. Здесь его юридическая сила относительна [5, с. 24].
Устав Пензенской области - это не «основной закон» [6, с. 114] региона, такого указания нормативный акт не содержит. В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации (Республика Алтай, Ставропольский край, Саратовская область, Тульская область и др.) термин «основной закон» используется в названии законодательного акта высшей юридической силы наряду с термином «устав» как имя собственное. Таким образом, на практике многие регионы России уже последовали по второму пути обозначения наименований региональных законов наивысшей юридической силы [7, с. 34].
С вышеуказанным утверждением можно согласиться, ведь для конкретного региона, для конкретного субъекта РФ именно устав или конституция является важнейшим актом, поддерживающим верховенство в правовой системе, являющимся отправной точкой для создания и принятия новых нормативных актов или приведения в соответствие уже существующих. Ведь не зря же с этой целью Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» [8] рекомендованы к созданию конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Библиографический список
1. Баймаханов, Р. Т. Конституция Республики Казахстан. Научно-практический комментарий / Р. Т. Баймаханов. - Алматы : Раритет, 2010. - 400 с.
2. Устав Пензенской области от 10.09.1996 // Официальный интернет-портал правовой информации. - иКЬ: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.09.2017).
3. Авакьян, С. А. Конституционное право : энциклопедический словарь / С. А. Авакьян. - М., 2014. - 581 с.
4. Артемова, Д. И. Становление законодательства о местном самоуправлении и органов управления Пензенской области: от города до субъекта / Д. И. Артемова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. - 2004. -№ 1 (10).
5. Гошуляк, В. В. Уставное законодательство Пензенской области : учеб. пособие / В. В. Гошуляк. - Пенза : Изд-во Пензенского государственного ун-та, 2009. -228 с.
6. Бархатова, Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Е. Ю. Бархатова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2015. -321 с.
7. Ишеков, К. А. Содержание конституционного (уставного) законодательства в условиях федеративного устройства современной России / К. А. Ишеков // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 7. - С. 33-36.
8. О судебной системе Российской Федерации : Федер. конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) // Собрание законодательства РФ. -1997. - № 1. - Ст. 1.
References
1. Baymakhanov R. T. Konstitutsiya Respubliki Kazakhstan. Nauchno-prakticheskiy kom-mentariy [Constitution of the Republic of Kazakhstan. Scientific and practical commentary]. Almaty: Raritet, 2010, 400 p.
2. Ofitsial'nyy internet-portal pravovoy informatsii [Official internet-portal of law information]. Available at: http://www.pravo.gov.ru (accessed Sept. 11, 2017).
3. Avak'yan S. A. Konstitutsionnoe pravo: entsiklopedicheskiy slovar' [Constitutional law: encyclopedic dictionary]. Moscow, 2014, 581 p.
4. Artemova D. I. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region [University proceedings. Volga region]. 2004, no. 1 (10).
5. Goshulyak V. V. Ustavnoe zakonodatel'stvo Penzenskoy oblasti: ucheb. posobie [Statutory legislation of Penza region: tutorial]. Penza: Izd-vo Penzenskogo gosudarstvennogo un-ta, 2009, 228 p.
6. Barkhatova E. Yu. Kommentariy k Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii (postateynyy) [Comments to the Constitution of the Russian Federation]. 2nd ed., rev. and updated. Moscow: Prospekt, 2015, 321 p.
7. Ishekov K. A. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo [Constitutional and municipal law]. 2016, no. 7, pp. 33-36.
8. Sobranie zakonodatel'stva RF [Legislation Assembly of the Russian Federation]. 1997, no. 1, art. 1.
Артёмова Дарья Игоревна
кандидат юридических наук, доцент, кафедра правосудия, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Artemova Dar'ya Igorevna Candidate of juridical sciences, associate professor, department of justice, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 342.41 Артёмова, Д. И.
Мотивационные и целеполагающие основы преамбулы Устава Пензенской области / Д. И. Артёмова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2018. - № 2 (46). -С. 44-49. - БОТ 10.21685/2072-3016-2018-2-6.