Научная статья на тему 'Мотивационно-ценностный компонент в экологической культуре студентов вуза'

Мотивационно-ценностный компонент в экологической культуре студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1010
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТ-НЫЙ КОМПОНЕНТ / MOTIVE'S AND VALUE'S PARTS / ECOLOGICAL CULTURE / VALUES / MOTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Несговорова Наталья Павловна, Савельев Василий Григорьевич

В структуре экологической культуры личности и общества основными компонентами являются ценности и мотивация деятельности и поведения в окружающем мире. Её формирование непрерывный процесс, включающий профессиональное образование, в том числе в вузе. Уровень экологической культуры отражается на жизнедеятельности и может быть фактором, влияющим на выбор будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Несговорова Наталья Павловна, Савельев Василий Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation and valuable component in ecological culture of university students

In the structure of ecological culture of personality or society the principal components are values and motives of activity and behavior in the environment. This formation is continuous process, including the professional education in the university or college. The level of ecological culture is reflected on ones life and may be the index of influenced in the choice of the future profession.

Текст научной работы на тему «Мотивационно-ценностный компонент в экологической культуре студентов вуза»

На становление гражданственности будущего специалиста особое внимание оказывает воспитание у студента личной ответственности за все происходящее в вузе, активное участие его в системе студенческого самоуправления и соуправления.

Необходимость воспитания гражданственности приводит к активному поиску новых форм и методов обучения студентов, что также тесно связано с повышением роли общечеловеческих и национальных ценностей. Соответственно, возникает необходимость формирования гражданина-специалиста, занимающего активную гражданскую позицию, обладающего высоким профессионализмом и духовностью, инициативой, самостоятельностью, коммуникабельностью, гуманистически ориентированного и способного к саморазвитию является категорическим императивом нашего времени.

Библиографический список

1. http://www.ped.vslovar.ru/483.html

2. Педагогическая энциклопедия http://www.otrok.ru/teach/ enc/index.php?n = 4&f = 91

3. Ананьев Б.Г. Проблемы комплексного изучения интеллекта и личности // Человек и общество: Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1973. - Вып. XIII. - С. 3-7.

4. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1974. — Вып. 2. — С. 3-15.

5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М. : Молодая гвардия, 1971. — 336 с.

ПУЗИКОВ Владимир Георгиевич, доктор философских наук, профессор кафедры инженерной педагогики.

ЖИГАДЛО Александр Петрович, кандидат технических наук, доцент, декан факультета автомобильного транспорта, заведующий кафедрой инженерной педагогики.

Статья поступила в редакцию 07.04.2009 г.

© В. Г. Пузиков, А. П. Жигадло

УДК 378.016:504(7) Н. П. НЕСГОВОРОВА

В. Г. САВЕЛЬЕВ

Курганский государственный университет

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА________________________

В структуре экологической культуры личности и общества основными компонентами являются ценности и мотивация деятельности и поведения в окружающем мире. Её формирование — непрерывный процесс, включающий профессиональное образование, в том числе в вузе. Уровень экологической культуры отражается на жизнедеятельности и может быть фактором, влияющим на выбор будущей профессии.

Ключевые слова: экологическая культура, ценности, мотивация, мотивационно-ценностный компонент.

В понятийном аппарате философии и педагогики встречается достаточно большое разнообразие толкований термина «образование». Свою интерпретацию образованию высказывает Г. В. Сериков, отталкиваясь сразу от нескольких позиций[1]. Наиболее отражающее основную сущность определение образования дает Е. С. Рапацевич, который считает, что «образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней» [2].

Определяя значение образования в жизни индивида, Н. Ф. Талызина отмечает, что человек не приносит на свет никаких готовых процессов, его развитие идет путем усвоения опыта, накопленного предыдущими поколениями. Учебная деятельность обеспечивает усвоение человеком общественного исторического опыта в виде знаний, общественных способов действия, без чего невозможно ни воспроизводство,

ни приумножение ценностей. По своей сущности образование — это процесс движения от целей к результату, процесс субъектно-объектного и субъектносубъектного взаимодействия педагогов с учащимися. В этом движении учащийся, студент, слушатель по мере все более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания превращается из достаточно пассивного объекта деятельности педагога в полноправного соучастника, иными словами, в субъект педагогической взаимодеятельности. Деятельность определяет направленность личности, ее кардинального качества — сплав мотивов и форм поведения.

Если допустить, что учение является одним из видов деятельности, то есть практики, тогда практика с точки зрения философии — это материальная, целеполагающая, чувственно-предметная деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

развития человеческого общества и познания [3]. Основываясь на философско-психологических подходах к определению деятельности, мы интерпретируем экологическую деятельность как специфическую человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное его изменение и преобразование. Современная практика есть результат всемирной истории, выражающий бесконечно многообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного производства. Гармоничные взаимоотношения между природой и человеком — один из показателей сформированности экологической культуры.

Если трактовать экологическую культуру как производное от общей культуры, культуры мышления, культуры поведения, сознания и деятельности личности, являющейся ее носителем, то ее основными характеристиками являются совокупность ценностей, потребностей и мотивов [4]. К высшим мотивам деятельности, с позиции экологической культуры, по нашему мнению, следует отнести: познавательные, группу эстетических, гражданских, гуманистических, гигиенических мотивов. Познание природы и взаимоотношения с ней, окружающим миром, в том числе и миром людей, осуществляются на трех уровнях: локальном (личностно значимом для каждого человека), региональном (имеющем общественный уровень значимости, распространяющийся на место жительства группы людей, общности), глобальном (значимом для всего человечества, имеющем планетарный уровень). При этом познавательные мотивы направлены на познание природы с целью более гармоничного включения своей деятельности в природные процессы. Гражданские мотивы отражают уровень общественной направленности на отношение к окружающему миру, уровень морально-нравственных отношений, в том числе и к природе; утилитарные показывают степень значимости таких устремлений человека, как комфортность жизни, безопасные условия существования, сохранение своего здоровья и другие.

Всю совокупность мотивов, отражающих основные потребности человека, в конечном счете являющихся основным двигателем и направляющим вектором его деятельности, в том числе и по отношению к окружающему миру совершенно правомерно считать мотивацией экологически направленной деятельности. Ее закладка, становление и развитие происходит в период детства, отрочества, юности, то есть во время учебной деятельности в школе. Закономерно считать, что ведущая роль в формировании соответствующей мотивации деятельности в этот период становления личности должна быть отведена семье и педагогам, работающим с детьми. Основными внешними по отношению к личности развивающегося ребенка факторами, оказывающими значимое влияние не только на процесс воспитания, но и предопределяющими результат данной деятельности являются система организации образовательного процесса, готовность педагогов к выполнению профессиональных функций[5].

Другим значимым компонентом экологической культуры личности являются ценностные установки, ориентации, отношения. Ценность, как обозначено в новейшем философском словаре, представляет собой термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений. Данный термин отсылает к миру должного, целевого, к смысловому основанию [6]. Ценности задают неко-

торые возможные предельные рамки социокультурной активности человека, они имеют внеличностный, надличноснтый, в некоторых случаях, общечеловеческий внеисторический характер. Ценности представляют порождаемые культурой и задаваемые трансцедентно содержания, вылетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инвариант, позволяющие связывать временные модусы (прошлое, настоящее, будущее); синтезировать пространства человеческой жизни; наделяя все элементы в нем аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; строить сложные многоуровневые системы ориентации в мире; обосновать смыслы.

Ценностные ориентации — это элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом человека в ходе процессов социализации и социальной адаптации. Ценностные ориентации разграничивают значимое для человека от незначимого. Осуществляют они это через принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве предметных смыслов и основополагающих целей жизни. Они и определяют приемлемые средства их реализации.

Ценностные ориентации обеспечивают целостность и устойчивость личности, ее структуру сознания, программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу. Ценностные ориентации — это, прежде всего, предпочтения и установки вести себя в соответствии с ними, которые задают общую направленность интересам и устремлениям личности, иерархию индивидуальных предпочтений, целевую и мотивационную программы деятельности, определяют уровень притязаний и через волевые компоненты — меру готовности и решимости жизненного проекта. Они проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, через умение структурировать жизненные ситуации и принимать решения в проблемных ситуациях через выбираемые линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях, через умения задавать и применять доминанты собственной деятельности.

При переходе общества в устойчиво развивающееся состояние (по определению ЮНЕСКО), мотивы деятельности, действий должны быть изменены, на первом этапе прагматичность необходимо «уравновесить» с мотивами непрагматическими, в основе которых лежат принципы гуманизма и демократии, а в дальнейшем будут преобладать ценности экологического характера.

В качестве ценностных ориентаций в данном случае выделяются ценности, определяющие экологически обоснованное с позиций экологической этики поведение человека. К ним нельзя отнести «материальное благополучие превыше всего», так как материальные потребности, имеющие тенденцию беспредметного роста, не могут быть удовлетворены ограниченными и конечными возможностями биосферы. Идеи соперничества также не приемлемы, как не приемлемы агрессивность и потребительство.

В обществе, устойчиво развивающемся, действуют принципы ненасильственного развития, построенные на идеях единства истины, добра и красоты античной философии, индийской культуры, нравственного гуманизма Конфуция, творческого гуманизма Возрождения. Здесь имеет место и возрождение идей Л.Толстого и М.Ганди, распространявших ненасилие не только на человеческое общество, но и на природу.

В «золотое правило этики» — «относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе», Толстой внес дополнение, относящееся к природе: «Не только людям не надо делать того, чего не хочешь, чтобы тебе делали, также и животным» [7].

Если золотое правило экологии гласит: «Относись ко всей природе так, как хочешь, чтобы относились к тебе», следовательно, формирование ценностных ориентаций определенной смысловой и деятельностной направленности, необходимых в условиях развивающегося нового общества, представляет актуальную проблему не только теории, но и прикладных наук социального характера.

В процессе организации исследования, проводимого нами с целью выявления основных факторов формирования экологической культуры в личности студентов вуза, нами выделены несколько групп, составляющих ее базис ценностей. К ним мы относим такие как: ценности «золотой экологической этики», общечеловеческие ценности, в рамках которых можно выделить абстрактные ценности, имеющие глобальное значение, конкретные (значимые для общества в данных условиях и в данный момент) ценности, личностно значимые ценности.

Ориентируясь на один из основных принципов экологического образования — «Мысли глобально, действуй локально», — предполагаем, что в основание экологической культуры должны быть положены все обозначенные выше группы ценностей.

В результате взаимодействия внутренних факторов, заложенных и развивающихся в самой личности обучаемых, и выше перечисленных внешних факторов происходит формирование экологической культуры личности, общества в целом.

В течение учебного года мы вели наблюдение за динамикой мотивационно-ценностного компонента экологической культуры студентов Курганского университета. В нашем эксперименте приняли участие студенты первого и четвертого курсов специальности экология, первого курса математики и физики, четвертого курса биологи и будущие учителя биологии, химики третьего курса. На некоторых результатах наших наблюдений мы и остановимся.

Изучение мотивационно-ценностного компонента экодеятельности первокурсников позволило подтвердить наше предположение о том, что уровень направленности сознания будет существенно различаться в зависимости от того, из какой школы, от какого педагога пришли будущие студенты. На его формирование оказывает существенное влияние направленность мотивации деятельности и совокупность ценностных ориентаций, сформированных в процессе комплексного действия учебно-воспитательного процесса в семье и школе. В результате обработки данных, полученных при изучении познавательных, гражданских, утилитарных мотивов в структуре мотивации экологически направленной деятельности студентов нами сделаны следующие выводы.

Познавательные мотивы экодеятельности выражены у всех студентов, не только у экологов, им интересно изучать окружающую природу на всех уровнях взаимодействия: локальном, региональном и глобальном. В то же время средние показатели коэффициентов значимости показывают, что деятельность, связанная с познанием окружающего мира, имеет наибольшее значение для студентов-экологов, по сравнению с физиками и тем более математиками.

В структуре мотивации преобладают мотивы изучения окружающего мира, его проблем на глобальном уровне, возможно, это связано с тем, что глобальные

весовой

показа

тель

1 23456789

уровни, группы студентов

Рис. 1. Распределение познавательного компонента мотивации экодеятельности.

Условные обозначения: нечетные столбцы — мотивация «сверху»; четные столбцы — мотивация «снизу»;

1—3 — математики, 4—6 — физики; 7—9 — экологи; уровни мотивации: локальный, региональный, глобальный

экологические проблемы уже в период изучения в школе им более знакомы, чем региональные и локальные (рис. 1).

В целом студенты 1 курса, еще будучи школьниками, достаточно высоко замотивированы на взаимодействие с окружающим миром. Однако у многих из них мотивация «сверху» (определяемая желанием создать хорошее впечатление о себе либо под влиянием других внешних факторов) имеет высокую значимость. Это наталкивает на мысль о том, что складывающаяся картина является лишь внешним проявлением, фасадом, за которым могут быть скрыты истинные мотивы («мотивы снизу», продиктованные внутренними потребностями), задающие настоящие цели участия в том или ином виде деятельности по изучению окружающего мира.

Полученные данные натолкнули нас на следующие рассуждения. Высокие показатели познавательных мотивов на всех трех уровнях у студентов-экологов первого курса, возможно, действительно связаны с тем, что именно они наиболее осознанно выбирали объект предстоящей деятельности, поэтому более знакомы с ним и желают заниматься различной исследовательской и познавательной деятельностью в адрес окружающего нас мира, в том числе природы.

Познавательные интересы, направленные на взаимодействие с природой, у студентов других курсов распределились по убывающей следующим образом: экологи четвертого курса, биологи, химики, учителя биологии.

Вопрос, почему у группы учителей биологии самые низкие показатели познавательных мотивов, кажется непонятным. Студенты специальности учитель, по крайней мере, по уровню познавательных мотивов должны находиться рядом со студентами, занимающимися экологическим образованием. Однако следует отметить, что у будущих учителей биологии самое низкое значение показателя ложности познавательных мотивов. Следовательно, им неинтересно изучать окружающую нас природу. Сможет ли такой специалист заниматься активизацией познавательной деятельности школьников, экологическим образованием? Это вопрос, на который сейчас, трудно дать ответ.

Студенты-химики и биологи третьего курса по уровню показателя мотивации познавательной деятельности в адрес природы занимают промежуточное положение. У них по сравнению с невысокими показателями познавательных мотивов довольно высокий показатель ложности (мотивации, направляемой извне).

Что касается распределения гражданского компонента мотивации экодеятельности первокурсников,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

„ 6 весовой

показа 4

И

і

і

10

весовой показатель

ШдЩ

123456789 уровни, группы студентов

Рис. 2. Распределение гражданского компонента мотивации экодеятельности.

Условные обозначения: нечетные столбцы — мотивация «сверху»; четные столбцы — мотивация «снизу»;

1—3 — математики, 4—6 — физики; 7—9 — экологи; уровни мотивации: локальный, региональный, глобальный

123456789 уровни, группы студентов

Рис. 4. Распределение ценностного компонента экологической культуры Условные обозначения:

1 ряд — нечетные столбцы — абстрактные ценности; 2 ряд — четные столбцы — личностно значимые; 1—3 — математики, 4—6 — физики; 7—9 — экологи; общекультурные ценности (1, 4, 7), ценности экологической этики (2, 5, 8), ценности устойчивого развития (3, 6, 9)

8

8

весовой ,

4

показатель 2

0

1 23456789

уровни, групы

Рис. 3. Распределение утилитарного компонента мотивации экодеятельности.

Условные обозначения:

1 ряд — нечетные столбцы — мотивация «сверху»;

2 ряд — четные столбцы — мотивация «снизу»;

1—3 — математики, 4—6 — физики; 7—9 — экологи; уровни мотивации: локальный, региональный, глобальный

то наиболее низкие показатели у физиков, достаточно высокие у математиков и экологов. У математиков высок уровень внешней мотивации, а вот истинные мотивы гражданственности наиболее развиты у экологов, хотя и у них высока значимость внешней мотивации, идущей, возможно, из средств массовой информации, уст педагогов (рис. 2).

Интересные результаты получены в процессе изучения степени значимости утилитарных мотивов экодеятельности.

Утилитарный подход к деятельности в адрес окружающего мира характерен для всех первокурсников, наиболее выражен у экологов. Однако, если судить по уровню ложности, наиболее значимым он является у математиков и физиков на локальном, личностно значимом уровне (рис. 3).

Анализ результатов наблюдений позволил выявить особенности компоновки ценностного компонента экологической культуры у студентов-перво-курсников. Так, у студентов первого курса специальности «Экология» на первом месте по степени значимости выделяются ценности устойчивого развития, хотя в процессе детализации выясняется, что преобладают все же конкретизируемые, личностно

значимые ценности, а ценности экологической этики находятся далеко не на первом месте. Аналогичное явление прослеживается и среди студентов старших курсов, не экологов (биологи и учителя биологии). Сходная, однако несколько иная, тенденция просматривается при изучении шкалы ценностей у студентов, получивших более глубокое образование в области экологических наук (четвертый курс специальности «Экология»). У них наряду с личностно значимыми ценностями конкретного характера явно выражены общечеловеческие ценности, ценности экологической этики, устойчивого развития (рис. 4).

Таким образом, данное исследование позволяет предположить, что формирование мотивационноценностного ряда в структуре личности не заканчивается за порогом школы, а продолжается в течение жизни, и этому способствуют факторы различного характера.

Библиографический список

1. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. — Курган : Изд-во Зауралье, 1997. — 464 с.

2. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. — Мн. : «Современ. слово», 2005. — 720 с.

3. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Мн. : Изд. В.М. Скакун, 1998. — 896 с.

4. Несговорова Н.П. Формирование готовности педагогов-экологов. Вопросы теории и практики / Н.П.Несговорова. — Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. — 228 с.

НЕСГОВОРОВА Наталья Павловна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана факультета естественных наук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

САВЕЛЬЕВ Василий Григорьевич, аспирант кафедры педагогики, ассистент кафедры экологии.

Статья поступила в редакцию 20.11.2008 г.

© Н. П. Несговорова, В. Г. Савельев

:] Де М

Книжная полка

Непорожняя, Г. В. Взаимодействие высших и средних учебных заведений в формировании профессионально-нравственной культуры будущих педагогов системы дошкольного воспитания [Текст] / Г. В. Непорожняя // Инновационные процессы в образовании : материалы Междунар. конф. (XXVII науч.- метод. конф. КемГУ) (г. Кемерово, 1-2 февр. 2006 г.) : [сб. ст.]. — Кемерово : Куз-бассвузиздат, 2006. — С. 413-418 . — ISBN 5-8353-0469-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.