Научная статья на тему 'Мотивационно-потребностная сфера несовершеннолетних осужденных на разных этапах отбывания наказания'

Мотивационно-потребностная сфера несовершеннолетних осужденных на разных этапах отбывания наказания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
447
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ЭТАПЫ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / PSYCHOLOGY OF MINORS' CRIMINAL BEHAVIOR / MOTIVATION-NEED SPHERE / DELINQUENT BEHAVIOR / STAGES OF SERVICE OF SENTENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леус Эльвира Викторовна, Насекин Вячеслав Вячеславович, Соловьев Андрей Горгоньевич

Установлены особенности мотивационно-потребностной сферы личности несовершеннолетних осужденных, находящихся на разных этапах отбывания наказания в воспитательной колонии: на этапе адаптации (первые полгода лишения свободы) - ориентация на собственную личность и преобладание потребностей, позволяющих уйти от негативных влияний действительности; на основном этапе (после полугода) - ориентация на общение и потребность во взаимодействии; на этапе, предшествующем освобождению (за 2-3 месяца до окончания срока отбывания наказания) - вся совокупность ведущих мотивов и ориентированность на будущее после освобождения; доминирующими в системе ценностных ориентаций для всех групп подростков являются психическое и физическое здоровье и этические ценности. Обоснована необходимость учета особенностей мотивационно-потребностной сферы личности несовершеннолетних осужденных при определении реабилитационных мероприятий в условиях воспитательно-исправительного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Леус Эльвира Викторовна, Насекин Вячеслав Вячеславович, Соловьев Андрей Горгоньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation-need sphere of convicted minors at different stages of service of sentence

There have been established peculiarities of motivation-need personality sphere of convicted minors at different stages of service of sentence in a juvenile correctional facility: at the stage of adaptation (first half-year of imprisonment) orientation to their own personality and prevalence of needs allowing to escape from negative effects of the reality; at the main stage (after a half-year) orientation to communication and the need in interaction; at the stage preceding a release (2-3 months before a release) all aggregate of leading motives and orientation to the future after a release; mental and physical health and ethical values are dominating in the value system of adolescents groups. The necessity of consideration of peculiarities of the motivation-need sphere of convicted minors' personality during determination of rehabilitation measures in conditions of a correctional facility

Текст научной работы на тему «Мотивационно-потребностная сфера несовершеннолетних осужденных на разных этапах отбывания наказания»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

УДК 159.922.2 - 058.56

Э.В. Леус*, В. В. Насекин**, А.Г. Соловьев***

Мотивационно-потребностная сфера несовершеннолетних осужденных на разных этапах отбывания наказания

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ и Администрации Архангельской области по проекту

№ 11-16-29001 а/С «Психологические адаптационные технологии сопровождения ресоциализации

несовершеннолетних правонарушителей на разных этапах отбывания наказания»

Установлены особенности мотивационно-потребностной сферы личности несовершеннолетних осужденных, находящихся на разных этапах отбывания наказания в воспитательной колонии: на этапе адаптации (первые полгода лишения свободы) — ориентация на собственную личность и преобладание потребностей, позволяющих уйти от негативных влияний действительности; на основном этапе (после полугода) — ориентация на общение и потребность во взаимодействии; на этапе, предшествующем освобождению (за 2-3 месяца до окончания срока отбывания наказания) — вся совокупность ведущих мотивов и ориентированность на будущее после освобождения; доминирующими в системе ценностных ориентаций для всех групп подростков являются психическое и физическое здоровье и этические ценности. Обоснована необходимость учета особенностей мотивационно-потребностной сферы личности несовершеннолетних осужденных при определении реабилитационных мероприятий в условиях воспитательно-исправительного учреждения.

Ключевые слова: мотивационно-потребностная сфера, делинквентное поведение, психология преступного поведения несовершеннолетних, этапы отбывания наказания

E.V. Leus*, V.V. Nasekin**, A.G. Soloviev***. Motivation-need sphere of convicted minors at different stages of service of sentence. There have been established peculiarities of motivation-need personality sphere of convicted minors at different stages of service of sentence in a juvenile correctional facility: at the stage of adaptation (first half-year of imprisonment) — orientation to their own personality and prevalence of needs allowing to escape from negative effects of the reality; at the main stage (after a half-year)

— orientation to communication and the need in interaction; at the stage preceding a release (2-3 months before a release) — all aggregate of leading motives and orientation to the future after a release; mental and physical health and ethical values are dominating in the value system of adolescents groups. The necessity of consideration of peculiarities of the motivation-need sphere of convicted minors’ personality during determination of rehabilitation measures in conditions of a correctional facility.

Keywords: motivation-need sphere, delinquent behavior, psychology of minors’ criminal behavior, stages of service of sentence.

Мотивационно-потребностная сфера (МПС) включает в себя мотивацию, мотивы и потребности и является важным структурно-психологическим образованием личности. В несовершеннолетнем и особенно в подростковом возрасте при определенных обстоятельствах эта сфера наряду с психическими состояниями может существенно деформироваться. Условия пребывания подростка в воспитательной колонии (ВК) на протяжении периода отбывания наказания способствуют вариации качественного содержания данной сферы личности. Предупредить рецидивную преступность несовершеннолетних, которым еще до поступления в условия изоляции присущи гипертрофированные примитивные потребности, отсутствие или слабость нравственных мотивов, возможно, однако для этого необходимо знание МПС осужденных и внесение в нее соответствующих положительных коррективов. В настоящее время в большинстве исследований личности несовершеннолетних осужденных рассматриваются более устойчивые характеристики — акцентуации, характер, однако в практическом плане работа психологов с данным контингентом должна учитывать и динамическую сторону личности.

Наиболее существенные изменения в качественном содержании психики несовершеннолетних осужденных можно наблюдать при отбывании ими наказания в ВК на определенных этапах. Выделяют три основных этапа отбывания наказания в ВК [1, с. 82]:

* Леус, Эльвира Викторовна, доцент кафедры психологии, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, кандидат биологических наук, доцент. 163002 г. Архангельск, пр. Ломоносова, 4. E-mail: e.leus@mail.ru.

** Насекин, Вячеслав Вячеславович, начальник федерального бюджетного учреждения «Архангельская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области». 163530, Архангельская область, Приморский район, п. Талаги. E-mail: guavk@yandex.ru.

*** Соловьев, Андрей Горгоньевич, профессор института ментальной медицины, Северный государственный медицинский университет, доктор медицинских наук, профессор. 163061, г. Архангельск, пр. Троицкий, 51. E-mail: ASoloviev@nsmu.ru.

* Leus, Elvira Viktorovna, assistant professor department of psychology, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. lomonosov, candidate of biological sciences. 163002 Arkhangelsk, Lomonosova Ave., 4. E-mail: e.leus@mail.ru.

** Nasekin, Vyacheslav Vyacheslavovitch, head Federal Budgetary Institution «Arkhangelsk Juvenile Correctional Facility of Federal Penitentiary Service in Arkhangelsk Region». 163530, Arkhangelsk region, Primorsky Districe, settl. Talagi. E-mail: guavk@yandex.ru.

*** Soloviev, Andrey Gorgonyevitch, professor of Institute of Mental Medicine, Northern State Medical University, doctor of medical sciences, professor. 163061, Arkhangelsk, Troitsky Ave., 51. E-mail: ASoloviev@nsmu.ru.

© Леус Э.В., Насекин В.В., Соловьев А.Г., 2012

— этап адаптации к лишению свободы (первые полгода);

— основной этап (после полугода пребывания в ВК);

— этап, предшествующий освобождению (2—3 месяца до окончания срока отбывания наказания).

Целью работы явилось изучение МПС несовершеннолетних осужденных на разных этапах

отбывания наказания.

Исследование проводилось на базе ВК для несовершеннолетних в Архангельской области. В данном учреждении отбывают наказание осужденные мужского пола, достигшие на момент совершения преступления возраста 14, но до 18 лет. Нами обследовано 60 несовершеннолетних осужденных на разных этапах отбывания наказания, разделенных на три группы в соответствии с выделенными этапами отбывания наказания. В первую группу вошли 20 осужденных, поступивших в карантинное отделение ВК, где они находились в течение 1—2 недель до момента обследования (этап адаптации). Вторую группу составили осужденные, находящиеся на основном этапе отбывания наказания в отрядах (20 человек). В третью группу вошли 20 осужденных, находящихся на этапе, предшествующем освобождению из ВК; данную выборку составили несовершеннолетние, освобождающиеся условнодосрочно (УДО) и заканчивающие срок установленного судом наказания в виде лишения свободы.

Для изучения специфики МПС несовершеннолетних осужденных использовались следующие диагностические методики: «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана, «Шкала оценки мотивации одобрения» Д.Крауна и Д.Марлоу, ориентационная анкета «Определение направленности личности» (ОНЛ) Б.Басса, диагностическая методика выявления иерархии потребностей Б.М. Абушкина, методика «Ценностные ориентации» М.Рокича [2, с. 89; 3, с. 563, 635, 637.]. Обработка полученных результатов осуществлялась методами математической статистики и включала следующие виды статистического анализа [4, с. 40, 64, 181, 251]:

— первичная описательная статистика числовых характеристик распределения измеренного на выборке признака;

— Н-критерий Краскала-Уоллиса — для оценки различий между несколькими выборками по уровню какого-либо признака;

— корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции г—Пирсона — для изучения взаимосвязи двух метрических переменных, измеренных на одной выборке;

— факторный анализ с использованием модели главных компонент — для уменьшения размерности исходных данных с целью их экономного описания при условии минимальных потерь исходной информативности.

В результате полученных с помощью методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи» данных были выявлены статистически значимые различия между группами несовершеннолетних на разных этапах отбывания наказания. В I группе респондентов среднее значение мотивационной направленности составляло 8,1 ± 1,8 балла, что свидетельствует о наличии в выборке тенденции к избеганию неудачи. Данная тенденция на этапе адаптации прослеживалась у 50,0 % обследуемых, 15,0 % имели склонность к избеганию неудачи,

25.0 % — невыраженный мотивационный полюс, и только 5,0 % обладали мотивационной направленностью на достижение успеха. На этапе адаптации несовершеннолетний осужденный испытывает стрессовое состояние, избегает контактов со сверстниками, администрацией, до конца осознает меру возложенного на него судом наказания в виде лишения свободы. Чувство незащищенности, «потери жизненной опоры», негативные ожидания от будущего способствуют формированию неуверенности в себе, ситуативной тревожности, что приводит к тенденции избегания возможных неудач.

Во II группе респондентов средний показатель мотивационной направленности составлял 11,6 ± 3,1 балла, что значительно превышало таковой на этапе адаптации. При этом у 25,0 % осужденных прослеживалась мотивация к избеганию неудачи, 5,0 % обладали тенденцией к избеганию неудачи, 20,0 % не имели выраженного мотивационного полюса, 5,0 % были склонны к достижению успеха и 35,0 % показали выраженную мотивационную направленность на успех. Достаточно высокий процент от числа осужденных в данной выборке с мотивацией на успех можно объяснить адаптированностью воспитанников к условиям отбывания наказания в ВК, принятием окружающей действительности и нахождением в ней позитивных моментов. Такими моментами могли выступать как личные достижения в рамках образования, получаемого в пределах ВК, так и уверенное поведение во взаимоотношениях со сверстниками и администрацией.

В III группе респондентов уровень мотивационной направленности несовершеннолетних осужденных на достижение успеха значительно превышал таковой (р<0,01) на первых двух этапах (среднее значение по группе = 14,8 ± 3,5). Данная мотивация прослеживалась у 65,0 % осужденных, при этом 20,0 % имели тенденцию мотивации на успех, 5,0 % — невыраженный мотивационный полюс,

5.0 % — тенденцию к избеганию неудачи и 5,0 % — мотивацию избегания неудачи. Позитивная мотивация, характерная для большинства осужденных в данной выборке, может быть обусловлена уверенностью в собственных силах, целеустремленностью, оптимистичным взглядом на будущее после освобождения. Поскольку в выборку вошли осужденные, прошедшие комиссию на УДО, то формированию мотивации достижения успеха данных воспитанников могло способствовать повышение самооценки, «рост собственного престижа» в глазах остальных осужденных.

Таким образом, была выявлена тенденция формирования у воспитанников мотивации достижения успеха от этапа адаптации, где мотивационная направленность ближе к избеганию неудач, к этапу, предшествующему освобождению, где ярко выражена мотивация достижения успеха.

По данным «Шкалы оценки мотивации одобрения» были также выявлены значимые различия в уровнях мотивационной направленности на одобрение во всех выборках. В I группе респондентов среднее

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

значение мотивации одобрения составило 7,6 ± 1,7 балла, что говорило о маловыраженном стремлении несовершеннолетних осужденных заслужить одобрение со стороны окружающих. Низкий уровень мотивации одобрения наблюдался у 75,0 % лиц, а у 25,0 % — средний уровень. Такие показатели могли быть связаны с избеганием осужденными контактов друг с другом в адаптационном периоде, желанием «уйти от реальности происходящего», отстранить себя от давления режима. При этом внешне осужденные могут проявлять исполнительность и ответственность перед другими, получая за это одобрение, однако во внутреннем плане сохранять отстраненную позицию. Подобное поведение возможно в ситуации избегания неудач и мало связано с реальным желанием получить одобрение со стороны ближайшего окружения.

Во II группе респондентов уровень мотивации одобрения составил 15,2 ± 2,1 балла, что значительно (р<0,01) превышало соответствующие показатели на этапе адаптации. Высокий уровень мотивации одобрения был характерен для 85,0 % осужденных, 5,0 % имели средний и 10,0 % — низкий уровень. Желание получить одобрение со стороны окружения могло быть связано с выраженной ведущей потребностью в общении, характерной для подросткового возраста, стремлением заслужить доверие и занять достойное место в коллективе осужденных.

В III группе преобладал средний уровень мотивации одобрения (10,0 ± 2,7 балла); он был характерен для 50,0 % осужденных, 25,0 % имели низкий уровень и 25,0 % — высокий. Такие показатели характеризуют ситуативное стремление осужденных к получению одобрения со стороны окружающих. Ожидая выпуска и эмоционально ориентируясь на будущее, несовершеннолетние осужденные становятся менее зависимыми от окружения в рамках колонии.

Следовательно, уровень мотивации одобрения определяется пребыванием несовершеннолетних осужденных на разных этапах отбывания наказания, зависит от характерных для данных этапов эмоциональных состояний, которые во многом обусловливают отношение к ближайшему окружению.

По данным «Диагностической методики выявления иерархии потребностей» на разных этапах отбывания наказания статистически значимые различия были выявлены в преобладании следующих потребностей: в отвержении, избегании, независимости, демонстративности, агрессии, аффилиациях, достижении, заботе, противодействии и уважении. При этом степени потребности в игре, чувствовании, помощи и доминировании статистически не различались в выборках.

По полученным средним рангам по каждой потребности в I группе и повторному ранжированию данных показателей была выстроена иерархия потребностей несовершеннолетних осужденных на этапе адаптации.

На первых позициях во внутригрупповой иерархии потребностей располагались:

— потребность в агрессии (средний ранг = 2,3 ± 0,8 у.е.);

— в отвержении (2,5 ± 1,2 у.е.);

— в противодействии (2,5 ± 1,2 у.е.).

К потребностям, находящимся на нижних ступенях внутригрупповой иерархии, относились потребности:

— в достижении (9,9 ± 2,6 у.е.);

— в уважении (9,9 ± 2,6 у.е.);

— в заботе (11,3 ± 2,6 у.е.).

В I группе 30,0 % осужденных имели преобладающую над другими потребность в противодействии (стремление к преодолению препятствий, достижению особо сложных целей), 30,0 % — в отвержении (отталкивание неприятного и нежелательного, стремление уйти от негативных сторон действительности и не воспринимать их), 20,0 % — в избегании (желание избежать вреда, физического ущерба), 15,0 % — в агрессии (стремление отыгрывать неприятные переживания с помощью физической силы), 5,0 % — потребность чувствовать (желание испытывать новые ощущения, стремление к разнообразию впечатлений).

Потребности, находящиеся на нижней ступени иерархии, распределялись в группе следующим образом: потребность в уважении (желание признавать превосходство, авторитет, восхищаться, иметь идеал) — у 45,0 %, в достижении (желание сделать что-то быстро и хорошо, достичь высшего уровня в каком-либо деле, быть последовательным и целеустремленным) — у 10,0 %, потребность доминировать (стремление оказывать влияние, направлять поведение, убеждать, лидировать, препятствовать) — 10,0 %, в помощи (желание получать непосредственную помощь от других в различных делах) — 10 %, потребность чувствовать — 10,0 %, в независимости (стремление к автономии, преобладание бегства от всякого ограничения, желание освободиться от опеки, режима, регламентации) — 5,0 %, в аффилиациях (стремление к общению, к теплым и открытым взаимоотношениям с людьми, желание дружбы, любви) — у 5,0 % осужденных. Такое распределение потребностей может объясняться негативным отношением к окружающей действительности на этапе адаптации, стремлением уйти от реальности происходящего, агрессивным отношением к условиям ВК и окружению.

Во II группе иерархия имела следующие доминирующие потребности:

— потребность в игре (средний ранг = 2,9 ± 1,9 у.е.);

— в аффилиациях (3,7 ± 2,6 у.е.);

— в демонстрации (4,7 ± 2,5 у.е.).

К потребностям, находящимся на нижних ступенях внутригрупповой иерархии, были отнесены потребности:

— в агрессии (9,6 ± 2,8 у.е.);

— в противодействии (9,9 ± 3,2 у.е.);

— в доминировании (10,4 ± 2,8 у.е.).

Во II группе 25,0 % осужденных имели преобладающую над другими потребность в игре (стремление к игре, бесцельному поведению с целью расслабления и получения приятных ощущений),

25,0 % — в аффилиации, 20,0 % — в независимости (стремление к автономии, преобладание бегства от всякого ограничения, желание освободиться от опеки, режима, порядка, регламентации), 10,0 % — в уважении, 10,0 % — в демонстрации (стремление проявляться, показывать себя, привлекать к себе внимание), 5,0 % — потребность чувствовать и 5,0 % — потребность в отвержении.

Потребности, находящиеся на нижней ступени иерархии, распределялись в группе следующим образом: потребность в уважении занимала нижнюю ступень у 25,0 % осужденных, потребность доминировать — 20,0 %, в отвержении — 15,0 %, в противодействии — 10,0 %, в агрессии — 5,0 %, в независимости — 5,0 %, в заботе — 5,0 %, в достижении — 5,0 %.

Из полученных данных видно, что на основном этапе отбывания наказания преобладающие потребности были направлены главным образом на установление взаимоотношений в коллективе. Это может объясняться выраженным стремлением занять определенное место среди осужденных, заслужить авторитет. Кроме того, стрессовое состояние, свойственное осужденным на этапе адаптации, в связи длительностью пребывания в ВК заметно снижается, что приводит к нормализации свойственной всем подросткам ведущей потребности в общении.

В III группе иерархия имела следующие доминирующие потребности:

— потребность в помощи (средний ранг = 2,4 ± 1,1 у.е.);

— заботиться (2,5 ± 1,2 у.е.);

— чувствовать (2,9 ± 1,1 у.е.).

К потребностям, находящимся на нижних ступенях внутригрупповой иерархии, отнесены потребности:

— в игре (10 ± 2,4 у.е.);

— доминировать (10,1 ± 2,8 у.е.);

— в агрессии (11,3 ± 2,5 у.е.).

В III группе 35,0 % осужденных имели преобладающую над другими потребность заботиться (помогать другим, заботиться об окружающих), 25,0 % — чувствовать, 25,0 % - в помощи (желание получать от других помощь в различных делах), 15,0 % - в достижении (стремление к успеху, желание сделать что-то быстро и хорошо, достичь высшего уровня в каком-либо деле, быть последовательным и целеустремленным).

Потребности, находящиеся на нижней ступени иерархии, распределялись следующим образом: потребность в агрессии занимала нижнюю ступень у 30,0 %, потребность играть — 15,0 %, в уважении

— 10,0 %, доминировать — 10,0 %, в отвержении — 10,0 %, демонстрации — 10,0 %, независимости — 5,0 %, аффилиациях — 5,0 %, избегании — 5,0 %.

Данные показатели в группе респондентов, находящихся на этапе, предшествующем освобождению из ВК, могут свидетельствовать об ориентированности в будущее на свободе. Синдром ожидания, присущий несовершеннолетним осужденным на данном этапе, имеет двойственную основу. С одной стороны, это растерянность и страх перед будущим, что усиливает потребность в помощи со стороны окружающих, с другой — радость освобождения, которая ставит на первый план потребность в достижении и потребность чувствовать (желание поскорей разнообразить свои впечатления). Потребность заботиться, возможно, связана с желанием помочь близким, ожидающим несовершеннолетнего на свободе. Следовательно, на этапе адаптации иерархия потребностей выстраивается соответственно стремлению уйти от негативных сторон действительности, на основном этапе — стремлению к общению и взаимодействию, на этапе, предшествующем освобождению — ориентированности на будущее после освобождения.

Статистически значимые различия между выборками были выявлены по показателям личностной направленности на общение и «на себя». По показателям личностной направленности «на дело» между группами статистически значимых различий не выявлено. В I группе средний показатель направленности на общение был равен 24,1 ± 6,4, «на себя» — 33,45 ± 7,8, «на дело» — 23,5 ± 5,5 баллов. При этом 65,0 % осужденных от общего числа выборки были личностно направлены «на себя», 20,0 % — на общение и 15,0 % — «на дело». На этапе адаптации несовершеннолетние осужденные в большей мере были нацелены на собственную личность, имели ориентацию на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно окружающих и делового интереса, были агрессивны в достижении статуса, властны, склонны к соперничеству, раздражительны, тревожны, интровертированны.

Во II группе средний показатель направленности на общение был равен 32,9 ± 7,2, «на себя» — 24,6 ± 8,0, «на дело» — 23,5 ± 5,0 баллов. При этом 75,0 % осужденных от общего числа выборки личностно были направлены на общение, 15,0 % — «на себя» и 10,0 % - «на дело». На основном этапе превалировала личностная направленность на общение. Осужденным было свойственно стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентироваться на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям. Была выявлена ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

В III группе средний показатель направленности на общение был равен 29,7 ± 8,8, «на себя» — 27,5 ± 7,2, «на дело» — 23,8 ± 6,9 балла. При этом 40,0 % осужденных от общего числа выборки были личностно направлены «на себя», 35,0 % — «на общение» и 25,0 % — «на дело». На этапе, предшествующем освобождению, тенденции к определенной личностной направленности в выборке не были выявлены, что может говорить о разносторонности жизненных планов на будущее после освобождения.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Следовательно, совокупность ведущих мотивов (направленность личности) несовершеннолетних осужденных значительно отличается на разных этапах отбывания наказания. На этапе адаптации воспитанники ориентированы на собственную личность, что может выступать как следствие сопротивления окружающей действительности, в особенности режимному регулированию. На основном этапе осужденные личностно ориентированы на общение, т.к. поддержание отношений психологически значительно облегчает процесс отбывания наказания в отрядах колонии. Этап, предшествующий освобождению, характеризуется всей совокупностью ведущих мотивов: деловой направленностью, направленностью на общение и на собственную личность.

По степени выраженности в системе ценностных ориентаций между сравниваемыми группами осужденных наиболее различаются следующие терминальные ценности (ценности-цели): любовь, продуктивная жизнь, развитие, жизненная мудрость (рис. 1). Т ерминальные ценности, по которым выявлены различия в группах, можно объединить в индивидуалистические, относящиеся к сфере самореализации и личной жизни, что подтверждает результаты ранее проведенных исследований [5, с. 194—199].

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл) имеет высокий уровень в системе ценностных ориентаций на этапе адаптации. При этом выявлена тенденция к снижению значимости данной ценности в ходе всего периода отбывания наказания в ВК. Это может быть обусловлено окружающей действительностью в условиях лишения свободы, которой присуще однообразие повседневной жизни.

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) также уменьшает свое значение в системе ценностных ориентаций от этапа адаптации к этапу, предшествующему освобождению. Данная тенденция может являться следствием отсутствия представителей женского пола в коллективе осужденных, с которыми могла бы стать реальной духовная или физическая близость.

14

12

10

а 8

Ю 6

4

2

0

этап адаптации -и-основной этап —д— этап, предшествующий освобождению

Рис. 1. Сравнение терминальных ценностей подростков на этапах отбывания наказания (в баллах)

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) становится наиболее значимой в системе ценностных ориентаций на этапе, предшествующем освобождению (тенденция к усилению значимости ценности от этапа адаптации к освобождению). Это может быть связано с имеющимися в личности жизненными ресурсами, которые несовершеннолетние осужденные желают использовать в полной мере после освобождения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие (постоянное физическое и духовное совершенствование) также наиболее значимо на этапе, предшествующем освобождению. Осознание данной ценности и желание самосовершенствоваться может быть связано с наиболее отчетливыми жизненными планами на будущее после освобождения.

Инструментальные ценности, по которым выявлены различия в группах, связаны со сферой личностного становления (рис. 2). Независимость как свойство личности является наиболее предпочтительным для осужденных в любой ситуации на этапах адаптации и предшествующем освобождению. На основном этапе данная ценность снижает свою значимость, что объясняется зависимостью от коллектива, ярко выраженной потребностью в общении.

16

14

12

10

6 4 2 0

• этап адаптации основной этап -л-этап, предшествующий освобождению

Рис. 2. Сравнение инструментальных ценностей подростков на этапах отбывания наказания (в баллах)

Убеждение в том, что образованность является ценным средством для достижения значимых целей, в большей мере выражено на этапе адаптации и теряет свою силу к этапу, предшествующему

независимость обр аз ова нн ост ь самоконтроль

освобождению. На этапе адаптации несовершеннолетние осужденные переосмысляют криминальное прошлое, что может послужить основой для развитию данного убеждения, больше направленного на осознание прошлого, чем на будущее.

Сдержанность и самодисциплина являются наиболее значимыми в системе ценностных ориентаций на основном этапе отбывания наказания и менее значимы на этапах адаптации и перед освобождением. Во многом такой результат объясняется особенностью эмоциональных состояний. Причиной этого может быть также желание иметь УДО, в большей степени актуальное на основном этапе.

Различия по минимальному количеству ценностей указывают на сходство системы ценностных ориентаций по трем группам в целом. Во всех группах наиболее значимой терминальной ценностью является здоровье. Частота встречаемости данного признака на первой позиции в системе ценностных ориентаций составила в I группе — 45,0 %, II — 30,0 %, III — 35,0 %. Инструментальные ценности, доминирующие в системе ценностных ориентаций, имели следующий рейтинг: аккуратность — I группа

— 35,0 %, II — 15,0 %, III — 25,0 %, и воспитанность — I группа — 30,0 %, II — 35,0 %, III — 15,0 %.

Таким образом, доминирующими в системе ценностных ориентаций во всех группах осужденных подростков являются психическое и физическое здоровье и этические ценности — аккуратность, воспитанность. Различия выявлены в сфере самореализации и личной жизни. Низкий уровень отличительных особенностей ценностных представлений на всех этапах может свидетельствовать об устойчивости данной системы личности.

Изучение особенностей МПС несовершеннолетних осужденных на разных этапах отбывания наказания было продолжено с применением метода факторного анализа между всеми показателями. В каждой группе были выделены основные факторы, в сумме описывающие более 50,0 %. Значимыми считались факторные веса от 0,7 и выше.

В I группе было выделено три фактора (52,4 % дисперсии): Б1 (19,3 %) — личностный рост, включающий в себя широту взглядов, рационализм, высокие запросы, интересную работу, Б2 (17,4 %) — потребность во взаимопомощи — потребность в аффилиациях, потребность заботиться, самоконтроль, Б3 (15,7 %) — эмоциональная зависимость — чуткость, здоровье, независимость, жизненная мудрость.

Во II группе выделено четыре фактора (51,4 % дисперсии): Б1 (16,3 %) — сопереживание — потребность чувствовать, заботиться, потребность в помощи, Б2 (14,3 %) — самоутверждение — потребности доминировать, смелость в отстаивании своего мнения, демонстративность, Б3 (11,3 %) — личностная незрелость — жизненная мудрость, развитие, потребность в отвержении, уверенность в себе, Б4 (8,9 %) — дефицит духовных потребностей — красота природы, любовь, развлечения.

В III группе было выявлено три фактора (56,3 % дисперсии): Б1 (29,4 %) — нравственные ценности

— воспитанность, образованность, непримиримость к недостаткам в себе и других, Б2 (16,2 %) — страх перед будущим — наличие верных друзей, потребность заботиться, уверенность в себе, свобода, Б3 (11,0 %) — эмоциональный контроль — рационализм, чуткость, агрессия.

В выявленных факторах по всем группам можно выделить три линии анализа:

— взаимосвязь этапа отбывания наказания и потребности в самореализации;

— взаимосвязь этапа с потребностью в общении, взаимодействии;

— эмоциональная взаимозависимость МПС на этапах.

У несовершеннолетних на этапе адаптации выделяется потребность в самореализации, однако в общей иерархии данная потребность подавляется эмоциональным состоянием — стрессом, депрессией, тревожностью; на основном этапе потребность в самореализации, развитии своей личности подавляется неуверенностью в собственных силах. На этапе, предшествующем освобождению, возрастает роль нравственных ценностей, которые непосредственно связаны со стремлением к самосовершенствованию.

Потребность в общении и взаимодействии на этапе адаптации в большей мере обусловлена чувством одиночества и незащищенности в новых для подростков условиях и направлена на взаимопомощь. На основном этапе личность достаточно адаптирована к условиям отбывания наказания, осужденные чувствуют себя уверенно во взаимоотношениях и не испытывают потребности в помощи так выраженно, как это происходит перед освобождением. Потребность в общении обусловлена здесь стремлением занимать лидерскую позицию в среде осужденных, иметь авторитет. Сложившиеся к этапу перед освобождением устойчивые межличностные отношения, уверенное поведение влекут за собой страх перед предстоящей жизнью на свободе, недостаточную уверенность в своих силах, потому актуальна потребность в помощи со стороны окружающих.

Изменения, происходящие в МПС на этапах отбывания наказания, сопровождаются и во многом обусловливаются эмоциональными состояниями. Особенно сильно такое влияние проявляется на первом и последнем этапах. Во время адаптации подросток чутко относится к общему настроению сверстников, тем самым попадая под влияние негативного социально-психологического климата. С данным фактором вполне сочетается потребность в избегании — стремление уйти от психологического вреда, причиняемого в результате эмоциональной зависимости от группы. Перед освобождением осужденным свойственно сдерживать свои эмоции, чтобы не провоцировать конфликтные ситуации. Страх перед будущим и связанные с ним негативные эмоции фрустрируют МПС.

Таким образом, МПС подростков тесно взаимосвязана с компонентами системы ценностей и направленностью личности. Выявленные связи во многом обусловлены пребыванием несовершеннолетних на определенном этапе. Совокупность ведущих мотивов (направленность личности) несовершеннолетних осужденных значительно отличается на этапах отбывания наказания.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

На этапе адаптации воспитанники ориентированы на собственную личность, что может выступать как следствие сопротивления окружающей действительности, особенно режимному регулированию. На основном этапе осужденные личностно ориентированы на общение, т.к. поддержание отношений психологически значительно облегчает процесс отбывания наказания в отрядах колонии. Этап, предшествующий освобождению, характеризуется всей совокупностью ведущих мотивов: деловой направленностью, направленностью на общение и на собственную личность. На этапе адаптации иерархия потребностей выстраивается соответственно стремлению уйти от негативных сторон действительности, на основном этапе — стремлению к общению и взаимодействию, на этапе, предшествующем освобождению, — ориентированности на будущее после освобождения. Доминирующими в системе ценностных ориентаций во всех трех группах являются психическое и физическое здоровье и этические ценности: аккуратность, воспитанность. Различия выявлены в сфере самореализации и личной жизни. Низкий уровень отличительных особенностей ценностных представлений на этапах может свидетельствовать об устойчивости данной системы личности. Выявленные особенности МПС личности несовершеннолетних осужденных, находящихся на разных этапах отбывания наказания, необходимо учитывать как при определении направлений работы с ними в период адаптации к условиям воспитательно-исправительного учреждения, так и в течение всего срока пребывания для профилактики возможных поведенческих деликтов.

Список литературы

1. Зубков, А. И., Брезгин, Н. И., Зубков, А. А. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. — М., 2008.

2. Абушкин, Б. М., 'Романов, С. А. Экспериментальная психология : хрестоматия. — СПб., 2007.

3. Райгородский, А. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Самара, 2008.

4. Насяедов, А. А. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. — СПб., 2004.

5. Леус, Э. В., Сидоров, П. И., Соловьев, А. Г. Особенности личности несовершеннолетних преступников с корыстной и насильственной мотивацией // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2009. — № 1 (41). — С. 194—199.

УДК 1S9.9

Г. А. Федосеев*

Профессионально-психологическое консультирование как особенность психологического сопровождения деятельности сотрудников оперативных подразделений МВД России

В статье рассматриваются проблемы и пути развития психологического сопровождения в оперативных подразделениях органов внутренних дел. Предлагается использование психолога в качестве специалиста при обучении психологическим основам сотрудников оперативных подразделений, анализе динамики оперативно-розыскных ситуаций и поиске путей психологического воздействия на установки лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Ключевые слова: психология, консультирование, сопровождение, психологический отбор, адаптация, обучение, переподготовка, оценка кадров, психокоррекция, психопрофилактика, толерантность, статус, оперативность, объективность.

G.A. Fedoseev*. Vocational counseling psychological support as a feature of employees of the Ministry of the Interior of Russia. The article deals with the problems and the development of psychological support in the operational units of the Interior. It is proposed to use the psychologist as an expert in teaching the basics of psychological staff of operational units.

Keywords: psychology, counseling, maintenance, psychological selection, adaptation, training, retraining, assessment training, psycho-correction, psychoprophylaxis, tolerance, status, efficiency, objectivity.

В научную разработку вопросов, связанных с психологическим сопровождением деятельности органов внутренних дел, существенный вклад внесли В.В. Авдеев, Т.Ю. Базаров, В.Л. Васильев, М.Г. Дебольский,

* Федосеев Геннадий Алексеевич, преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского Университета МБД России. Санкт-Петербург, ул. Пилютова, дом 1.

* Fedoseev Gennadiy Alekseevich, lecturer in operational and investigative activities of law enforcement bodies of the St. Petersburg University, the Ministry of the Interior of Russia, Saint-Petersburg, ul. Pilyutova, 1.

© Федосеев Г.А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.