Научная статья на тему 'Мотивационная сфера учащихся учреждений общего среднего образования к занятиям физической культурой и спортом'

Мотивационная сфера учащихся учреждений общего среднего образования к занятиям физической культурой и спортом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
270
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осипенко Евгений Владиславович

В статье приведены данные по изучению мотивационной сферы учащихся Гомельского региона (Беларусь) к занятиям физической культурой и спортом. Выполнен анализ ведущих мотивов занятий физическими упражнениями, уточнена структура мотивационной сферы учащихся в процессе занятий физической культурой и спортом. Анализ полученных результатов позволил выявить негативные тенденции, которые указывают на необходимость своевременной корректировки организации физического воспитания учащихся, а также физкультурно-спортивной работы в школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Осипенко Евгений Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivational sphere of students of institutions of secondary education to physical culture and sports

The article presents the data on the study of the motivational sphere of the students of the Gomel region (Belarus) to physical education and sports. The analysis of the leading motives to the physical exercises, the structure of the motivational sphere of the students in the process of physical culture and sports have all been conducted. Analysis of the obtained results allowed identifying the negative trends that indicate the need in timely adjustment of the organization of physical education of the students, physical and sports activities at schools.

Текст научной работы на тему «Мотивационная сфера учащихся учреждений общего среднего образования к занятиям физической культурой и спортом»

REFERENCES

1. Ezhova, A.V., Artemyeva, S.S. and Kryukova, O.N. (2017), "Pedagogical support of the effectiveness of the process of physical education in the university", Bulletin of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education, No. 3, pp. 37-39.

2. Ilicheva, O.V., Sirakovsky, Ya.V. and Ezhova, A.V. (2017), "Efficiency of techniques for the development of explosive strength of the muscles of the lower extremities and jumping in basketball players of 16-17 years with flat feet", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3(145), pp. 92-96.

3. Bugaev, G.V., Volkov, V.K., Popova, I.E., Savinkova, O.N. and Kozlov, V.I. (2016), "A constructive approach to the modernization of the system of physical education of the population of Russia," Culture physical and health, No. 4 (59), pp. 41-46.

4. Lenshina, M.V., Germanov, G.N., Andrianova, R.I. and Kuzmina, O.I. (2015), "Designing of jumping tasks for the education of speed-strength abilities of young basketball players of 14-15 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11(129), pp. 133-140.

Контактная информация: gonav@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.03.2018

УДК 796.011:316.628

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Евгений Владиславович Осипенко, кандидат педагогических наук, доцент, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины (УО «ГГУ им. Ф. Скорины»), Гомель, Беларусь

Аннотация

В статье приведены данные по изучению мотивационной сферы учащихся Гомельского региона (Беларусь) к занятиям физической культурой и спортом. Выполнен анализ ведущих мотивов занятий физическими упражнениями, уточнена структура мотивационной сферы учащихся в процессе занятий физической культурой и спортом. Анализ полученных результатов позволил выявить негативные тенденции, которые указывают на необходимость своевременной корректировки организации физического воспитания учащихся, а также физкультурно-спортивной работы в школах.

Ключевые слова: мотивационная сфера, физическая культура и спорта, физические упражнения.

MOTIVATIONAL SPHERE OF STUDENTS OF INSTITUTIONS OF SECONDARY EDUCATION TO PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Evgeny Vladislavovich Osipenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Educational Establishment "Francisk Skorinа Gomel State University", Gomel, Belarus

Annotation

The article presents the data on the study of the motivational sphere of the students of the Gomel region (Belarus) to physical education and sports. The analysis of the leading motives to the physical exercises, the structure of the motivational sphere of the students in the process of physical culture and sports have all been conducted. Analysis of the obtained results allowed identifying the negative trends that indicate the need in timely adjustment of the organization of physical education of the students, physical and sports activities at schools.

Keywords: motivational sphere, physical culture and sports, physical exercises.

ВВЕДЕНИЕ

Современные преобразования нашего общества предъявляют новые требования к социально ориентированному воспитанию личности школьников, инновационным подходам и методам решения социально-педагогических задач. Проблемы физического воспитания школьников являются актуальными, так как в этом возрасте закладываются основы личностной физической культуры, фундамент здоровья и здорового образа жизни людей [2].

Эффективное формирование личностной физической культуры учащихся не представляется возможным без формирования ее важнейшего элемента - мотивационной сферы, что явилось основанием для проведения социологического исследования по обсуждаемой проблеме.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В социологическом исследовании принимали участие школьники 1-11 классов учреждений общего среднего образования г. Гомеля и области в количестве 629 человек (из них - 309 лиц мужского пола (49,1%) и 320 лиц женского пола (50,9%)).

Учащиеся I ступени образования (1-4 классы) составили 122 человека от общего объёма выборки (56 мальчиков и 66 девочек), учащиеся II ступени образования (5-9 классы) - 435 человек (221 мальчик и 214 девочек), учащиеся III ступени образования (1011 классы) - 72 человека (32 юноши и 40 девушек).

Целью исследования являлось теоретическое обоснование основ мотивационной сферы школьников в процессе занятий физической культурой и спортом.

Задачами исследования являлся анализ ведущих мотивов занятий физическими упражнениями, уточнение структуры мотивационной сферы учащихся в процессе занятий физической культурой и спортом. Для решения поставленных задач нами использовалась анкета, предлагаемая педагогическим сообществом «Урок.РФ» [1]. Анкета состоит из 29 утверждений с пятью ранговыми ответами: не согласен; мне безразлично; согласен частично; скорее да, чем нет; согласен полностью.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенное анкетирование позволило выявить индивидуальные и групповые ведущие мотивы занятий физическими упражнениями: самосохранение здоровья, самосовершенствование, двигательная активность, долженствование (внутренний мотив долга), оценка окружающих (внешняя стимуляция), приобретение практических навыков, общение, доминирование, физкультурно-спортивные интересы, соперничество, удовольствие от движений, игры и развлечения, подражание, привычка, положительные эмоции.

Изучение мотива «самосохранение здоровья респондентами» показало, что 63,8% респондентов (214 лиц мужского пола 3 и 187 лиц женского пола 9) положительно высказались на утверждение «Я всегда с нетерпением жду уроков физической культуры и здоровья, поскольку они укрепляют моё здоровье», 20,3% (57 3 и 71 9) - указали на частичное согласие, 11,6% (29 3 и 44 9) - отметили своё безразличие, 4,3% (9 3 и 18 9) -не согласились.

Для исследования такого мотива, как «самосовершенствование», респондентам было предложено утверждение «Я всегда нахожу возможность заниматься физкультурой, потому что движение доставляет мне радость». При этом 57,6% (179 3 и 183 9) респондентов поддержали утверждение, 23,8% (71 3 и 79 9) респондентов согласились частично, 11,6% (39 3 и 34 9) - указали на безразличие, 7,0% (20 3 и 24 9) - не поддержали данное утверждение. Анализируя двигательную активность респондентов, необходимо отметить, что лишь 28,3% (99 3 и 79 9) указали на стремление регулярно заниматься физическими упражнениями в любых обстоятельствах, 21,5% (64 3 и 71 9) - скорее занимаются, чем нет, 28,6 % - занимаются время от времени, 11,1 % (80 3 и 100 9) - безразличны, 10,5% (29 3 и 37 9) - не занимаются вообще. 43,4% (142 3 и 131 9) респондентов указали, что им нравится много двигаться и заниматься физическими упражнениями на каникулах, 20% (56 3 и 70 9) респондентов отметили скорее да, чем нет, 17,6% (54 3 и 57 9) - указали на частичное желание заниматься, 10,3% (34 3 и 31 9) - безразличны к этому, а 8,6% (23 3 и 31 9) - не занимаются. При этом заставляют себя заниматься даже на каникулах - 36,4% респондентов (131 3 и 98 9), 22,7% (63 3 и 80 9) - скорее да, чем нет, 21,0% (63 3 и 69 9) - частично согласились, 8,7% (17 3 и 38 9) - безразлично высказались, 11,1 % (35 3 и

35 9) - не заставляют себя заниматься на каникулах.

На наличие педагогического контроля во время занятий физическими упражнениями на каникулах указали лишь 22,6% респондентов (83 3 и 59 9), 17,2% респондентов (50 3 и 58 9) склонялись к мнению - скорее да, чем нет, 21,8% (71 3 и 66 9) частично согласились с необходимостью педагогического контроля, 12,2% (33 3 и 44 9) указали на безразличие, а 26,2% (72 3 и 93 9 ) - не нуждаются в контроле на каникулах или не занимаются вообще.

На утверждение «На занятиях физическими упражнениями и спортом я воспитываю в себе смелость, решительность и самодисциплину» мы получили схожую динамику распределения ответов респондентов: 64,4% респондентов (203 3 и 202 9) согласились с данным утверждением, 17,6% (55 3 и 56 9) - частично согласились, 11,4% (30 3 и 42 9) -отметили безразличие, а 6,5% (21 3 и 20 9) - не согласились.

Анализ внутреннего мотива долга респондентов (долженствование) показал, что 59,3% респондентов (194 3 и 179 9) посещают уроки физической культуры и здоровья для получения оценки, 31,2% респондентов (88 3 и 108 9) - с этим не согласились, а 9,5% респондентов (27 3 и 33 9) оказались безразличны к этому.

Анализ мотива приобретения практических навыков респондентами показал, что важным уроком физической культуры и здоровья в плане формирования необходимых знаний, умений и навыков и возможности их использования в будущем считают лишь 45,6% респондентов (161 3 и 126 9), 14,9% (43 3 и 51 9) - выразили скорее положительную позицию, чем нет, 22,1 % респондентов (63 3 и 76 9) отметили частичное согласие, а 17,3% (42 3 и 67 9) респондентов высказали безразличие и отрицание. Это может свидетельствовать о недостаточной работе по формированию необходимых физкультурных знаний у учащихся.

Анализ мотива «доминирование» показал, что при участии в физкультурно-спор-тивных мероприятиях и соревнованиях стремятся стать победителями 50,2% респондентов (168 3 и 148 9), 18,0% (46 3 и 67 9) - скорее да, чем нет, 13,4% (34 3 и 50 9) - частично согласились, 18,4% (61 3 и 55 9) указали на безразличие и отрицание этого.

Анализ мотива физкультурно-спортивных интересов у респондентов выявил, что 35,0% респондентов (126 3 и 94 9 ) всегда интересуются физкультурно-спортивной работой и принимают в ней участие, в то время как 43,9% респондентов (128 3 и 148 9) частично с этим согласились, а 21,2% респондентов (55 3 и 78 9) безразличны к этому.

Анализ мотива «соперничество» позволяет констатировать, что 32,9% респондентов (138 3 и 69 9) нравятся физкультурно-спортивные праздники и соревнования, связанные с борьбой и соперничеством, 34,5 % респондентов (86 3 и 131 9) согласились с этим частично, а 32,6 % респондентов (85 3 и 120 9) указали на безразличие.

При этом на утверждение «Мне нравится, что на уроках физической культуры и здоровья присутствует элемент соперничества» 34,5% респондентов (133 3 и 84 9) полностью согласились с этим, 40,3% (115 3 и 141 9) респондентов указали на частичное соответствие этому, а 25,1 % (63 3 и 95 9) - выразили безразличие.

На утверждение «Я участвую в спортивных соревнованиях только в том случае, если в них участвуют мои знакомые и друзья» 25,4% (91 3 и 69 9) респондентов согласились полностью, 39,0% (110 3 и 135 9) респондентов - согласились частично, 35,6% (108 3 и 116 9) респондентов - не согласны с этим. Анализ гендерных различий в данном утверждении выявил, что лица женского пола в меньшей степени принимают участие в спортивных соревнованиях в сравнении с лицами мужского пола.

Анализ мотива «привычка» позволяет констатировать, что самостоятельно занимаются физическими упражнениями лишь 31,3% (114 3 и 83 9) респондентов, в то время как время от времени занимаются 45,9% (136 3 и 153 9) респондентов, а 22,7% (59 3 и 84 9) - не занимаются. При этом 39,6% (134 3 и 115 9) респондентов указали, что активный отдых в выходные дни, прогулки и подвижные игры стали их привычкой, у 42,1% (125 3

и 140 9) респондентов - время от времени, а 18,3% (50 б и 65 9) - безразличны к этому.

Анализ мотива «Положительные эмоции» показал, что 40,7% (143 б и 113 9) респондентов считают занятиям физическими упражнениями положительными, способствующими улучшению настроения и самочувствия, 42,1% (117 б и 148 9) респондентов согласны с этим частично, а 17,2 % (49 б и 59 9) - безразличны. При этом 49,1% (168 б и 141 9) респондентов отмечают, что занятия физической культурой и спортом помогают оставаться радостным, бодрым и веселым постоянно, 37,5% (100 б и 136 9) - с этим согласны частично, а 13,3% (41 б и 43 9) - безразличны.

Анализ мотива «удовольствие от движений» позволяет констатировать, что 45,2% респондентов (164 б и 120 9) получает удовольствие от уроков физической культуры и здоровья, 22,1 % (55 б и 84 9) скорее да, чем нет, 19,4% (54 б и 68 9) - частично получает, 8,7% (28 б и 27 9) - безразличны, 4,6% (8 б и 21 9) - не получает. В тоже время на утверждение «Мне хочется заниматься физическими упражнениями, чтобы научиться красиво двигаться, иметь стройную фигуру и сильные мышцы» ответы респондентов распределились следующим образом: 50,9% (155 б и 165 9) - согласны полностью, 19,4% (56 б и 66 9) - скорее да, чем нет, 17,0% (57 б и 50 9) - согласились частично, 12,7 % (41 б и 39 9)

- высказали безразличие. Анализ мотива «Игры и развлечение» показал, что 44,0% респондентов (143 б и 134 9) уроки физической культуры и здоровья привлекают своими играми и развлечениями, 21,9% (65 б и 73 9) - скорее да, чем нет, 17,8 % (56б и 56 9) - привлекают частично, 16,2% (45 б и 57 9) респондентов указали, что уроки не привлекают их играми и развлечениями. Анализ мотива «Подражание» показал, что заниматься физическими упражнениями, так как это модно и престижно высказались 27,2% (99 б и 72 9) респондентов, в то время как 40,4% (118 б и 136 9) респондентов согласились частично с этим, а 32,4% (92 б и 112 9) респондентов - не согласились с этим.

Ответы респондентов в вопросе пользы для здоровья дополнительных занятий физическими упражнениями распределились следующим образом: 40,7% (130 б и 126 9) респондентов поддерживают, 21,1% (64 б и 69 9) - скорее да, чем нет, 19,1% (59 б и 61 9)

- согласны частично, 10,8% (35 б и 33 9) - безразличны, 8,3 % (21 б и 31 9) - не согласны.

ВЫВОДЫ

1. Установлено, что лишь 28,3% респондентов стремятся регулярно заниматься физическими упражнениями в любых обстоятельствах. При этом только 27,2% респондентов считают занятия физическими упражнениями модными и престижными.

2. Лишь 45,6% респондентов считают уроки физической культуры и здоровья важными для формирования практических навыков и возможности их использования в будущем, что может свидетельствовать о недостаточной работе по формированию необходимых физкультурных знаний у учащихся.

3. Самостоятельно занимаются физическими упражнениями лишь 31,3% респондентов. Причём нами констатировано, что лица женского пола в меньшей степени, чем лица мужского пола, любят присутствие духа борьбы и соперничества на уроках физической культуры и здоровья, как и их демонстрацию; в меньшей степени получают удовольствие и испытывают положительные эмоции от движений, участвуют в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортивных соревнованиях. Это необходимо учесть для внесения коррекции в организацию физического воспитания в учреждениях общего среднего образования.

4. Анализ внутреннего мотива долга респондентов (долженствование) показал, что 59,3% респондентов посещают уроки физической культуры и здоровья для получения оценки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ивонина, Г.Ф. Анкета. Мотивация учащихся к занятиям физической культурой [Электронный ресурс] // Педагогическое сообщество «Моё образование». - Режим доступа :

Ьйр8://урок.рф/11Ъгагу/апке1а_шо11уа1с1уа_исЬа8Ь1Ь8уа_к_7апуа11уаш_£171сЬе8ко]_ки_150538.Ь1ш1. -Дата доступа: 05.03.2018.

2. Осипенко, Е.В. Диагностика, формирование и коррекция потребностно-мотивационной и ценностной сферы физической культуры школьников / Е.В. Осипенко, В.Н. Старченко // Мир спорта. - 2013. - № 3. - С. 50-54.

REFERENCES

1. Pedagogical community "My education": Questionnaire. Motivation of students to employments by physical culture (2018), available at: Шр8://игок.г£/НЪгагу/апке1а_то11Уа1;Суа_исЬа8Ь-Ш8уа_к_7апуайуат_ГшсЬе8ко]_ки_150538.Ь1ш1 (accessed 5 March 2018).

2. Osipento, E.V. and Starchenko, V.N. (2013), "Diagnostics, formation and correction of requirement of motivational and axiological sphere of physical culture of students", Journal quarterly and scientific-theoretical "World of sport", Mins^ No. 3, pp. 50-54 (In Russian).

Контактная информация: eosipenko_2009@шai1.ru

Статья поступила в редакцию 06.03.2018

УДК 378.147:378.018.43

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПРИСУТСТВИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАУЧНОМ СООБЩЕСТВЕ

Ирина Павловна Пастухова, кандидат педагогических наук, доцент, Федеральный институт развития образования, г. Москва; Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Александрович Ковтун, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет,

г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработка метода, позволяющего диагностировать присутствие научно-педагогического коллектива в научном сообществе. Известно, что высшее учебное заведение - центр науки и образования, а преподаватель - научно-педагогический работник. В то же время, различные научно-педагогические коллективы характеризуются различной степенью присутствия в научном сообществе: научно-образовательная среда должна быть не пассивным потребителем ресурсов социума, а активно влиять на него. Отсюда со всей очевидностью возникает необходимость диагностики такой значимости. Анализ положительного опыта вебометрических измерений позволили авторам настоящей статьи выделить критерии присутствия научно-педагогических коллективов в научном сообществе. При выделении критериев авторы статьи учитывали такие тенденции развития общества, как информатизацию, повышение роли объективных измерений, усиление роли мониторинга в социальном управлении.

Ключевые слова: научное сообщество, научно-педагогический коллектив, присутствие, диагностика, метод.

MODERN ASSESSMENT METHODS OF SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL TEAM PRESENCE IN SCIENTIFIC COMMUNITY Irina Pavlovna Pastukhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Federal Institute of Education Development, Moscow; Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Alexandrovich Kovtun, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The aim of the research is to develop a method for diagnosing the presence of the scientific and pedagogical staff in the scientific commun^. It is bnown that the higher education institution is the center

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.