Научная статья на тему 'Мотивационная сфера молодежного вандализма'

Мотивационная сфера молодежного вандализма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
233
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / ВАНДАЛИЗМ / ПРОГРАММА ПОВЕДЕНИЯ / ПРИЧИНЫ ВАНДАЛИЗМА / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ЖЕСТОКОСТЬ / АГРЕССИЯ. / VIOLENCE AND AGGRESSION. / CRIME / VANDALISM / AND PROGRAM BEHAVIOR / THE CAUSES OF VANDALISM / MOTIVATIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванов Геннадий Павлович, Шишкина Елена Александровна

в статье рассматриваются основные причины вандализма молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванов Геннадий Павлович, Шишкина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article examines the main causes of vandalism youth.

Текст научной работы на тему «Мотивационная сфера молодежного вандализма»

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА МОЛОДЕЖНОГО ВАНДАЛИЗМА

Аннотация: в статье рассматриваются основные причины вандализма молодежи.

Ключевые слова: преступность, вандализм, программа поведения, причины вандализма, мотивационная сфера, жестокость, агрессия.

The summary: the article examines the main causes of vandalism youth.

Keywords: crime, vandalism, and program behavior, the causes of vandalism, motivational sphere, violence and aggression.

В настоящее время, в век внедрения инновационных технологий в политической, экономической, социальной, культурной и образовательной сферах, открытым остается вопрос выбора наиболее эффективных средств борьбы с человеческой жестокостью. Интерес к данной проблеме выражается в форме рассуждений о тотальной агрессивности, охватившей не только взрослый мир, но и мир детей, который поражает нас количественным и качественным размахом насилия, разнообразными формами вандализма, брутальных отношений между подростками, ритуалами жертвоприношений в сектах, жестокостью сексуальных контактов несовершеннолетних. В России растет число детей, находящихся в неблагоприятных условиях социализации в период взросления и личностного самоопределения. Подрастающее поколение мгновенно усваивает дух прагматизма, методически навязываемого россиянам в качестве магистральной жизненной позиции. Мощный

Г. П. Иванов, Е. А. Шишкина

прессинг агрессивных стандартов несет в себе современная поп-культура. В итоге у многих детей создается устойчивое представление, что насилие является наиболее легким и быстрым способом достижения социального успеха. Проблема детско-подростковой агрессии вызывает беспокойство и озабоченность со стороны воспитателей и родителей. Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 28 декабря 2010 г. № 427-ФЗ), несовершеннолетними признаются лица, не достигшие возраста 18 лет. Традиционно в отечественной психолого-педагогической литературе в эту группу включают детей (до 11 лет) и подростков (от 11 до 17 лет).

В последние годы в нашей стране заметно увеличилось количество актов молодежного вандализма. Эта разновидность «вульгарной» преступности может проявляться самостоятельно, но чаще сопровождает такие преступления, как разбои, погромы, грабежи и др. Не все вандалы привлекаются к уголовной ответственности, хотя с 1997 г. в Уголовном кодексе РФ действует соответствующая статья 214 [1]. Это объясняется многими причинами. В большинстве случаев сказывается безразличие окружающих или нежелание представителей администрации сообщать в милицию о внутренних недоразумениях, чтобы не потерять свое лицо, должность, престиж учебного заведения или организации. Часто акты вандализма расценивают-

ся как результат игры, забавы, и им не придают серьезного значения. Кроме того, многие пострадавшие боятся мести со стороны вандалов, поэтому не предпринимают мер по пресечению их действий.

Согласно сводкам МВД РФ, за последние три года вандальных преступлений стало на 40 % больше, а их раскрываемость снизилась на 30 %. Это свидетельствует о том, что действия подростков стали более изощренными.

Вандализм обладает такими особенностями, как групповой характер, высокая латентность, внезапность, непредсказуемость, быстрота действий, комплексность, криминальная направленность мотивации. Борьба с ним затруднена, так как эта проблема недостаточно изучена и предпринимаемые меры чаще всего направлены на искоренение последствий, а не причин.

В основе вандализма лежит комплекс факторов: психологических, социально-психологических, социально-экономических, культурных, педагогических. Он может быть связан с нарушениями в следующих сферах: эмоциональной (неоправданные эмоции — злость, ненависть, гнев), мотивационной (мотивы подражания, протеста), волевой (неустойчивость характера или стремление к ложному самоутверждению), нравственной (деформация характера, аномальные отклонения психики). Организаторами преступлений данного вида нередко являются молодые люди в возрасте от 23 до 27 лет, исполнителями — подростки от 11до 18 лет, «осведомителями» — дети от 8 до 10 лет [2]. Государство затрачивает колоссальные средства на ликвидацию последствий молодежного вандализма: восстанов-

ление памятников культуры, остекление окон в различных видах транспортных средств и средних учебных заведениях, замену почтовых ящиков и лифтов, школьного инвентаря и т. п. Однако настоящую борьбу с этим негативным явлением необходимо начать с профилактической работы. В связи с этим нами была предпринята попытка на основе изучения разновидностей молодежного вандализма проанализировать его причины, мотивацию правонарушителей и их личностно-психологические особенности.

Молодежный вандализм подразделяется по возрасту участников преступления, их принадлежности к той или иной категории населения, количеству действующих лиц, конечной цели и содержанию. Политический вандализм сопровождается разрушением материальных ценностей и погромами в процессе проведения митингов, демонстраций экстремистскими группировками, нанимающими для этой цели подростков; экономический — порчей оборудования, готовой продукции, поджогом складов; экологический — повреждением зеленых насаждений, загрязнением водоемов, засорением лесов во время походов. Антикультурный вандализм приводит к разрушению и уничтожению культурных ценностей (памятников, строений, предметов живописи, музейных экспонатов); антирелигиозный — к разграблению храмов, нанесению вреда священнослужителям, верующим. Националистический вандализм основывается на национальной нетерпимости; сельскохозяйственный выражается в порче посевов, уничтожении сельскохозяйственной продукции, забое скота; кладбищенский характе-

ризуется разрушением и порчей надгробий и памятников на кладбище, разрыванием могил с целью извлечения драгоценных украшений, зубных коронок и др. Основным признаком криминального вандализма является сокрытие преступлений. Лидирующее место в настоящее время стал занимать компьютерный вандализм, проявляющийся в хищении баз данных (часто секретных), закладывании «логических бомб», приводящих к потере информации [3]. Побуждения компьютерных вандалов колеблются в диапазоне от добывания денег до забавы, от решения интеллектуальных головоломок до действий по принципу «а почему бы не...».

Вместе с тем события на Манежной площади в г. Москве во время Чемпионата мира по футболу, наряду с недавними событиями по делу об убийстве болельщика «Спартака», свидетельствуют о внедрении этого феномена во все сферы жизни и глубине данной проблемы.

Согласно мнению специалистов, заложенная в нас биологическая программа поведения не достаточна для того, чтобы мы были людьми. Она дополняется программой, записанной в знаках культуры. Именно ее мы и должны осваивать. Этому подчинена в том числе идея Л.С. Выготского о культурологическом подходе в развитии личности.

Отрицательное развитие конфликта, приводящее к вандализму, обусловливают: 1) особенности семейного воспитания; 2) окружение, влияющее на ситуацию развития; 3) индивидуально-личностные особенности подростков. В связи с этим целесообразно рассмотреть влияние на процесс социализации институтов социализации: семьи, школы, референтных групп.

В настоящее время в России формирование личности подростка происходит в период перехода к рыночной экономике, реформирования (при этом не всегда в социально приемлемой форме).

Специалисты, рассматривая основные причины вандализма молодежи, выделяют:

1. Социально-экономические факторы:

• один из родителей подростков-вандалов, стоящих на учете в милиции, не работает — 30 % семей;

• материальный достаток ниже среднего — 21 %;

• невозможность оплаты за продолжение обучения в вузе — 31 %;

• один родитель не работает—30 %;

• материальный достаток ниже среднего — 21 %;

• родители работают на двух работах — 24 %;

• нежелание подростков идти по стопам родителей из-за низкой оплаты труда — 56 %.

2. Социально-психологические факторы:

• отчуждение подростков от трудовой деятельности — 73 %;

• бесконтрольность поведения — 98 %;

• безнаказанность актов вандализма — 95 %;

• незанятость свободного времени — 80 %;

• частые конфликты в семье — 90 %;

• употребление алкоголя родителями — 82 %;

• приучение подростков к алкоголю со стороны родителей — 15 %;

• вовлеченность в асоциальные группы — 63 %;

• отсутствие взаимопонимания в семье - 93 %;

• невовлеченность подростков в помощь по дому — 79 %;

• стрессы на почве алкоголизма родителей — 60 %;

• неустойчивость психики подростков — 80 %.

3. Культурные факторы:

• увлечение агрессивными западными фильмами — 80 %;

• увлечение агрессивными компьютерными играми — 40 %.

Для изучения феномена молодежного вандализма было проведено эмпирическое исследование. Первичные результаты тестирования были получены с помощью методик: опросник «Ваш индекс психоэнергетической опустошенности»; опросник диагностики психофизиологической дезадаптации О.Н. Родиной; методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова.

Первичные результаты тестирования респондентов 5, 15, 25, 32 и 48, количественно и качественно отличающихся полученными результатами опроса по 16-факторному опроснику Кеттелла, были обработаны с помощью ключа следующим образом:

• совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в 2 балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «в» — в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора;

• полученное значение факторов переводится в стены с помощью таблиц;

• значениям от 1 до 5,5 присваивается знак «-»;

• значениям от 5,5 до 10 присваивается знак «+».

Для обобщения и систематизации полученных данных по методикам: опросник «Ваш индекс психоэнергетической опустошенности»; методика определения доминирующего состояния Л.В. Куликова; опросник диагностики психофизиологической дезадаптации О.Н. Родиной; методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова, были проведены факторный и корреляционный анализы. Результаты свидетельствуют о том, что на личностную сферу подростков влияет один наиболее значимый фактор—F1 «Адаптация». Вес фактора: 6,12.

Факторизация первичных данных показала, что снижению мотивации девиантных подростков способствуют: выраженное аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения; психоэнергетическая опустошенность; низкая способность приспособления человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями, мотивами и интересами; низкий уровень нервно-психической адаптации, что находит отражение в соматовегетативных нарушениях, снижении общей активности, постоянном ощущении усталости, нарушенном социальном взаимодействии.

Проведение исследования с помощью 16 PF-опросника, предназначенного для измерения конституционных факторов, дало возможность сделать следующие выводы по результатам полученных данных респондентов 5, 15, 25, 32, 48:

- предпочтение присоединяться, небрежность, легкая приспосабливае-мость, доверчивость, склонность идти на поводу доминируют над обособленностью, отчужденностью, замкнутостью;

- несобранность, эмоциональная дезорганизация мышления превалируют над вербальной культурой и эрудицией;

- эмоциональная неустойчивость, невротические симптомы, утомляемость доминируют над «Силой Я»;

- враждебность, конфликтность, самоуверенность, напористость главенствуют над конформностью;

- беззаботность, небрежность, импульсивность, значимость социальных контактов, социальная смелость, аван-тюристичность, склонность к риску, непонимание опасности превалируют над сдержанностью и нерешительностью;

- несогласие с общепринятыми моральными нормами, стандартами, потворство своим желаниям, возможность антисоциального поведения отличает всех респондентов;

- доминантность «защиты» и внутреннего напряжения, эгоцентричности, свободомыслия и возбуждения, активности, несмотря на утомляемость, слабого чувства порядка.

Для изучения и сравнения ценностей у подростков с девиантным поведением (2-я группа) и обычных школьников (1-я группа) было проведено исследование по изучению ценностных ориен-таций. Объектом исследования выступили школьники и воспитанники колонии. Возраст респондентов — от 14 до 17 лет. Общее количество — 70 человек (школьников — 52, воспитанников колонии — 18). Для исследования была использована методика Рокича «Цен-

ностные ориентации», при помощи которой были выявлены наиболее значимые ценности [4].

Результаты проведенного исследования показали, что наиболее значимыми терминальными ценностями (ценностями цели) в жизни подростков 1-й группы являются здоровье, развитие, любовь, наличие хороших друзей. Они считают, что благополучной, счастливой их жизнь будет тогда, когда рядом будут находиться верные друзья, родные и близкие люди; когда будет крепким здоровье, а также будет возможность постоянно раскрывать и совершенствовать умственные и духовные способности. Именно к таким ценностям, по их мнению, стоит стремиться в жизни.

Они отвергают такие ценности, как общественное признание, развлечения, красота природы, творчество. Быть признанным в обществе, тратить много времени на развлечения, создавать какие-либо культурные и духовные ценности, восхищаться красотой природы — для них это маловажные ценности, к которым, на их взгляд, не следует стремиться.

Среди инструментальных ценностей (ценностей-средств) предпочтение отдается честности, независимости, воспитанности, образованности, жизнерадостности и ответственности. Они считают, что в любой жизненной ситуации необходимо: быть правдивым, добросовестным; не находиться в подчинении, не быть связанным в своих действиях, мыслях чужой волей, влиянием, нести ответственность за свои поступки, а также необходимо знать (и уметь), как вести себя в обществе в соответствии с принятыми нормами и ценностями [1]; иметь высокую общую культуру, опреде-

ленную широту знаний; быть радостными, бодрыми от полноты жизненных сил, не знать уныния, иметь чувство юмора, обладать чувством долга и уметь держать слово.

Наименее значимыми ценностями для них являются аккуратность, непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, исполнительность. Это означает, что, по их мнению, не обязательно быть дисциплинированным, быстро и точно исполнять возложенные поручения и обязанности, тщательным образом выполнять какие-либо действия. Они понимают, что недостатки есть у всех окружающих людей, и принимают их; высокие требования к жизни и высокие притязания ими отвергаются как ценности, не являющиеся первостепенными в жизни для достижения какой-либо цели.

Наиболее значимыми терминальными ценностями в жизни подростков 2-й группы являются жизненная мудрость, здоровье и любовь. Основное отличие воспитанников колонии состоит в зрелости суждений и здравом смысле, что отличает их от обычных сверстников. Выдвижение ценности «жизненная мудрость» на первое место говорит об их достаточно большом жизненном опыте, не свойственном ребятам данного возраста, то есть можно предположить несоответствие паспортного и физического возраста.

Счастье других и творчество являются для них наименее значимыми. Это объясняется тем, что благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом, возможность творческой деятельности для них не главное. Возможно, именно пренебрежение счастьем дру-

гих — одна из причин совершения ими различного рода преступлений (в данном случае кражи, разбоя, изнасилования, убийства).

Среди инструментальных ценностей предпочтение отдается аккуратности, воспитанности и жизнерадостности. Возможно это отпечаток их нынешнего положения, так как высоки предъявляемые требования: чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах, хорошие манеры. Чувство юмора помогает в данной ситуации. Наверняка, находясь в колонии: в условиях жесткой дисциплины и четкого следования установленному порядку, и осознавая свои ошибки, они научились ценить свою жизнь. В связи с этим радость жизни для них является одной из важных ценностей.

В качестве наименее важных выступают эффективность в делах и чуткость. Это указывает на то, что они не стремятся к продуктивности в работе, выработки таких качеств, как заботливость, сопереживание, понимание, проявление внимания к чужим проблемам и бедам. Раннее мы уже упоминали, что огромный отпечаток на формирование ценностей личности накладывает семья: царящие там взаимоотношения, как между супругами, так и между родителями и детьми, а также преобладающие ценности в семье (материальные либо духовные). На основании этого мы можем предположить, что семейное воспитательное воздействие, которое получили воспитанники колонии в детстве, было недостаточно направлено на развитие нравственных и альтруистических качеств личности, проявляющихся прежде всего в отношениях к людям: честности, отзывчивости, чуткости, эмпатии и др. [3]

Исследование ценностных ориента-ций подростков, обучающихся в воспитательной колонии, и учащихся общеобразовательных школ показало, что на типическом уровне оказались значимыми различия в предпочтении как терминальных, так и инструментальных ценностей. В связи с чем имеющая место ценностная девиация личности является одним из факторов девиантного поведения.

В заключение хотелось бы описать некоторые выводы о причинах молодежного вандализма:

• вандализм связан с личностными нарушениями в ряде сфер: эмоционально-аффективной (эмоции злости, ненависти, гнева), мотивацион-ной (мотивы подражания, заражения, внушения, протест), волевой (неустойчивость характера или стремление к лидерству), нравственной (деформация ценностей, установок), когнитивной;

• на данный феномен влияют биогенетические факторы: наследственная отягощенность психическими заболеваниями, черепно-мозговые травмы, патология беременности и родов, частые соматические заболевания в детстве;

• жестокое воспитание в семье, безнадзорность, депривация потребностей, педагогическая запущенность провоцируют отклонения в поведении;

• невозможность самореализации молодежи по причинам неблагоприятного климата окружения, незаполненность свободного времени и пропаганда агрессии в фильмах, играх и т. д., является средой для становления вандальных форм поведения.

Акцентуации характера, наиболее часто встречающиеся у детей и подростков, подверженных вандализму:

1) психастенический тип—характеризуется повышенным самоанализом, самобичеванием, робостью, тревожностью, мнительностью, нерешительностью и навязчивыми состояниями страха;

2) возбудимый тип—ему свойственна импульсивность поступков (их совершение без предварительного обдумывания);

3) эпилептоидный тип—характери-зуется гневностью, жестокостью, сочетающейся с бережливостью и аккуратностью, стремлением к власти. Данные подростки склонны к алкогольному опьянению и садомазохизму;

4) неустойчивый тип — отличается легкой подчиняемостью, безынициативностью. Эти лица склонны попадать в сомнительные асоциальные компании, любят азартные игры, большую часть времени проводят в праздном безделье;

5) истероидный тип — характеризуется эгоцентризмом, демонстративностью поведения, «рисовкой» перед окружающими с целью привлечь к себе внимание. Его чувства не глубоки. Проявляется стремление к лидерству. Среди неустойчивых истероидов нередки случаи психофизического инфантилизма и задержки сексуального созревания.

Литература

1. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психол. журн. — 1966. — Т. 17. — № 6. — С. 30-37.

2. Ватова Л.С. Психология молодежного вандализма. — М., 2002.

3. Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. — Томск, 1994. — 310 с.

4. Диагностика здоровья: психол. практикум / под ред. Г.С. Никифорова. — СПб., 2007.

5. Иванов Г.П. Акмеологические аспекты профессионализации субъектов педагогического процесса. — Калуга, 2001.

6. Криминальная мотивация: сб. науч. тр. / под ред. В.Н. Кудрявцева. — М., 1986.

7. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи: Криминальная субкультура. — Тверь, 1994.

8. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. — Ч. 1. — М., 1998.

9. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста. — М., 1994.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРИЧИННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ КОНФЛИКТОВ

А. П. Детков

Аннотация: в статье рассматривается проблема причинности по отношению к возникновению пенитенциарных конфликтов. Автор анализирует основные подходы к пониманию данного феномена с позиции различных социогумани-тарных наук, подробно останавливается на описании ряда факторов, влияющих на природу причинности пенитенциарных конфликтов.

Ключевые слова: пенитенциарный конфликт, причинно-следственные связи, конфликтное поле, исполнение наказания в виде лишения свободы, личность осужденного, групповые эксцессы осужденных.

The summary: in article the causality problem in relation to occurrence of penitentiary conflicts is considered. The author analyzes the basic approaches to understanding of the given phenomenon from a position various social and the humanities, in detail stops on the description of some the factors influencing the nature of causality of penitentiary conflicts.

Keywords: a penitentiary conflict, the connection between cause and effect, conflict field, the execution of punishment in form of imprisonment, personality of a convict, group outrages of convicts.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы изучения причинности в обществе, объективной закономерности взаимосвязи социальных явлений природы причинно-следственной связи всегда были в центре внимания философии, социологии, физики, права и других социогуманитарных наук. Несмотря на то что высказано большое количество толкований причинности, представители различных отраслей знания единодушны в одном — причинность в социальной сфере характеризуется многогранностью, обусловленностью, огромным многообразием взаимосвязанных и не взаимосвязанных явлений, различными видами закономерной зависимости в виде детерминации.

Некоторые историки мысли утверждают, что древние греки конструировали понятие причинности по аналогии с идеями из области уголовного права и справедливого возмездия. Причина, по их представлению, влияет на нарушение равновесия и поэтому ответственна за зло и несправедливость в природе. Затем наступает возмездие и зло исправляется в соответствии с законом природы. Греческое слово «а1-Иа» — причина — означает одновременно и вину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.