Научная статья на тему 'Мотивационная сфера младших школьников, воспитывающихся родителями с разной направленностью личности'

Мотивационная сфера младших школьников, воспитывающихся родителями с разной направленностью личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
260
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивационная сфера младших школьников, воспитывающихся родителями с разной направленностью личности»

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

ное, чуткое отношение ко всему живому, не только к людям и животным, но и бережное отношение к природе, о чем свидетельствуют русские национальные обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Причем не закон, а милосердие, милость, сострадание, любовь совесть (“Не по закону, а по совести”), как отмечает СВ. Лурье, является важнейшим способом действия в системе русской ментальности, ведущим к победе добра над злом. Эти идеи находит свое отражение в мифах, пословицах и поговорках, памятниках культуры и искусства.

, -тельно определяют этнодифференцирующие характеристики: язык, ценности, нормы, религия, национальный характер, народное искусство и т.д.

В процессе межэтнического познания возрастает важность знания культурных детерминант другого народа.

УДК 37.015.3

Е.В. Голубева

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ РОДИТЕЛЯМИ С РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ

Современное общество характеризуется динамикой своих ценностных ориентиров, которая обуславливает динамику ценностных ориентиров личности. Изменение системы мотивов характерно, прежде всего, для таких личностей, у которых она еще не сложилась, т.е. для детей и подростков. В связи с этим представляется актуальным изучение мотивационной сферы младших школьников в современ-- .

Особенности формирования мотивационной сферы ребенка связаны с направленностью личности его родителей, ведущими мотивами их жизни и деятель.

прагматическую направленность личности. Гуманистическая направленность характеризуется преобладанием мотивов духовной удовлетворенности, положительным отношением как к себе, так и к обществу. Прагматическая направленность характеризуется преобладанием мотивов личного благополучия, личной выгоды, .

Целью нашей работы явилось изучение сферы мотивационных предпочтений детей 8-9 лет, воспитывающихся родителями с разной направленностью личности. Гипотеза исследования состояла в предположении, что преобладающие сферы предпочтений и направленность мотивов будут отличаться у детей, воспитывающихся родителями с разной направленностью личности.

108 .

Для выявления особенностей мотивационной сферы детей использовалась “методика мотивационных предпочтений” (Л.И. Божович, И. Шванцара). Для изучения направленности личности родителей использовался “Морфологический тест жизненных ценностей” В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной (МТЖЦ).

Исследование мотивационной сферы детей показало, что у современных младших школьников наблюдается доминирование мотивов обладания материальными благами «для себя».

Секция психологии и безопасности жизнедеятельности

Выявление направленности личности родителей с помощью МТЖЦ по, -

ется противоречивой, т.е. в их мотивационной структуре одинаково ярко выражены две тенденции - гуманистическая и прагматическая.

Опрошенные дети были сгруппированы в 4 подвыборки согласно направленности личности их родителей: гуманистической, прагматической, неопределенной . -тений и направленности мотивов позволило выявить следующие особенности их .

Во всех 4 группах наиболее широко представлена сфера «Обладание материальными благами». В группе детей, воспитывающихся родителями с прагматической направленностью личности, эта сфера заметно доминирует над остальными.

4 « ».

, -стью личности, желания, ориентированные на благо других людей, и широкие общечеловеческие желания представлены шире, чем в других группах.

Характеристика мотивационная сферы детей, воспитывающихся родителями с неопределенной и противоречивой направленностью личности, совпадает с характеристикой мотивационной сферы по выборке в целом, т.е. у них наблюдает-

« ». -

ченный результат может быть связан с неопределенностью или противоречивостью целей воспитания детей этих групп, что приводит снижению роли воспитательных воздействий родителей в развитии ребенка.

УДК 316.37

..

ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ КАК ПУТИ РАЗВЕРТКИ СМЫСЛОВ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ СОЗНАНИИ

«Смысл есть элементарная частица материи психической реальности» - основной тезис исследований российского исследователя Агафонова А.Ю. Это понимание сознания, как состоящего из смыслов и смыслам тождественное, отражается во многих философских (Платон, Плотин, Лейбниц, Гуссерль) и психологиче-

( . ., . ., . ., . .) . -нание представляется не как одна из функций мозга, а как носитель смыслов, строящихся из объектов материального мира (внешние объекты-образы-значения-) ( - - - ).

, ( -).

, 63 ,

предварительную тренировку в работе с каждым из этапов исследуемого процесса. Мы выделили 5 основных (качественно различных) стратегий работы со смыслами: ассоциативную, метафорическую, когнитивную, эмоциональную и стратегию, , « ». -дущих модальности восприятия информации (Дилтс Р.) и преобладающих психических функций (Юнг КТ.) у испытуемых, с целью нахождения психологических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.