УДК 378
МОТИВАЦИОННАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ УСПЕШНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Д.А. Джафар-заде, г. Москва.
Аннотация. В данной статье автор на основе экспериментального исследования показывает особую важность мотивационной составляющей успешности в современном профессиональном образовании. Сравнительный анализ выявил различия в мотивационной структуре личности между обследуемыми группами с разной степенью успешности, т.е., таким образом, мотивация может выступать фактором успешности в учебно-профессиональной деятельности, так как наиболее значимые показатели полимотивационных тенденций корреллирует с представленными критериями успешности у студентов колледжа. А полученные данные могут служить основанием для психолого-педагогического сопровождения профессионального образования, в том числе развития личности успешного выпускника современного колледжа.
Ключевые слова: профессиональное образование, успешность, мотивация.
Современные социально-экономические условия обусловили реформирование социальных институтов российского общества, в том числе профессионального образования. Это вызвано ужесточением требований на рынке труда к конкурентоспособности, профессиональной мобильности и уровню квалификации рабочих и специалистов, что в свою очередь предопределило качественные изменения характера и содержания как профессий, так и требований к подготовке специалистов иного типа, владеющих интегрированными знаниями, умениями и навыками, обладающих высокой мотивацией к успешности.
Известно, что «мотивация» значит «движение», а более точно это направление движения человека по жизни. То есть речь может идти о мотива-ционной обусловленности успешности развития личности в процессе получения профессионального образования.
Предполагается, что успешные студенты и, так называемые, неуспешные, или менее успешные, в структуре мотивационной сферы будут иметь различные мотивационные профили. В целях исследования данного предположения мы поставили задачу проанализировать взаимосвязь успешности и полимотивационных тенденций у студентов колледжа.
На первом этапе при участии кураторов колледжа была проведена оценка успешности обучения, состоящая из определения средних баллов успеваемости и изучения критериев успешности по специально составленной
нами анкете для кураторов. Подсчет средних баллов успеваемости осуществлялся путем нахождения среднего арифметического балла успеваемости по второму полугодию (февраль-июнь) 2014/2015 года обучения. Анкета содержала в себе вопросы согласно 5 критериям успешности:
• «успешность\неуспешность в учебно-профессиональной деятельности»;
• «мотивация успешности»;
• «ощущение успеха в учебно-профессиональной деятельности»;
• «влияние индивидуального стиля деятельности студента на успешность в учебно-профессиональной деятельности деятельности»;
• «стабильность успешности в учебно-профессиональной деятельности» (успех\ переменный успех\ неуспех).
Куратору предлагалось выбрать из двух (или более) вариантов ответов тот, который наиболее характерен для конкретного обучающегося.
Тем самым результаты, полученные в ходе анкетирования, дали представление об успешности исследуемой группы. Эти процедуры позволили нам сформировать репрезентативную выборку.
Анализ исследования критериев по предложенной анкете позволил также по полученным результатам разделить общую выборку в количестве 132 обучающихся колледжа на 3 группы: наиболее успешные (40чел.), менее успешные (40чел.) и обучающиеся, у которых средние показатели (52чел). Для дальнейшего прохождения обследования мы оставили две группы в количестве 80 студентов. Первая группа обозначена нами как группа «Успешных» в составе 40 человек; и, соответственно, вторая группа обозначена как группа «Неуспешных » в составе 40 человек.
Таблица 1.
Результаты исследования успешности/неуспешности.
Критерии успешности I группа II группа
Успешные Неуспешные
обучающиеся обучающиеся
Успешность(успеваемость) в учебно-профессиональной 78% 22%
деятельности.
Мотивация к успешности. 87% 13%
Ощущение успеха в учебно-профессиональной 61,2% 38,8%
деятельности
Влияние индивидуального стиля деятельности студента 72% 18%
на успешность в учебно-профессиональной
деятельности
Стабильность успешности в учебно-профессиональной 64,7% 35,3%
деятельности
Рис.1.
Анализ результатов исследования критериев успешности/неуспешности.
Представленные данные анализа по критериям успешности, показывает различия по всем показателям; наиболее значимые различия существует в наличии мотивации к успеху в двух обследуемых группах «Успешных» и «Неуспешных» 87% и 13% , соответственно.
На втором этапе мы исследовали психологические особенности мотивации в группах успешных и неуспешных студентов, через анализ полимоти-вационных тенденций личности обследуемых, дополнительно проведя также гендерный анализ.
Данное исследование используется для изучения мотивационной сферы личности, обусловленной их близостью к архетипическим образованиям психики и ментальным формам сознания, а также их образностью, понятностью, должным эмоциональным потенциалом. Это отражает мотивационную обусловленность успешности личности в определённый период жизни.
Итак, в ходе исследования полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности в группе «Успешных» студентов мы получили следующие результаты:
Табл. 2. Результаты исследования полимотивационных тенденций в «Успешной» группе студентов.
девушки юноши
акизитивная (материальная) 47% 35%
гедонистическая 0% 0%
оптимистическая 20% 20%
коммуникативная 14% 25%
познавательная 18% 70%
трудовая 36% 61%
нормативная 0% 0%
нравственная 0% 0%
губристическая 14% 25%
пугническая 7% 0%
губр. к превосходству 11% 0%
позитивного отношения 0% 0%
избегания неудач 0% 0%
индивидуализации 17% 10%
эгоцентрического 13% 19%
альтруистическая 15% 17%
Как видно из таблицы, в исследуемой «Успешной» группе обучающихся колледжа, в большей степени выражены познавательная, трудовая и материальные полимотивационные тенденции.
Исходя из данных в таб. 2, полученных в ходе исследования, можно выделить доминирующие тенденции отдельно у юношей и девушек.
Рис. 2.
Результаты исследования полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности»у обучающихся колледжа в «Успешной» группе.
У девушек нет ярко выраженной тенденции, но наибольший результат приходится на материальную мотивацию - 47%. При этом заслуживают внимания низкие результаты по познавательной (всего 18%) и трудовой мотивации (36%, тогда как у юношей 61%). Вообще, интересно, что познавательная и трудовая тенденции среди юношей больше, чем у девушек, и составляет 70% и 61%, соответственно. Доминирование познавательной мотивации свидетельствует о том, что испытуемые в данный период жизни уделяют немаловажное внимание содержанию деятельности, знаниям по получаемой профессии и т.д. Доминирование трудовой мотивации констатирует направленность на деятельность профессиональную, ориентацию на выполнение поставленной задачи, на труд в целом. У девушек же выявлено, по сравнению с мальчиками, больше материальной или акизитивной мотивации, что отражает отношение к материальному благополучию в жизни, к деньгам, определяет значимость для индивида материальной стороны жизни, вытекает из общей ориентации на благополучие.
Для подтверждения достоверности, в полученных в ходе исследования данных, был использован Критерий Фишера: вначале оценена достоверность некоторых характеристик, а затем использованы величины по трудовой и по-
знавательной тенденций, так как здесь выбор у юношей и у девушек имеет наибольшие различия.
По данным познавательной тенденции получены следующие результаты: угловое преобразование ф критерия Фишера по исследованию полимоти-вационных тенденций в «Я-концепции» личности», при ф* кр. = 1,64 (р< 0,05), 2,31 (р<0, 01).
По данным познавательной тенденции получены следующие результаты: угловое преобразование ф критерия Фишера по исследованию полимоти-вационных тенденций в «Я-концепции» личности», при ф* кр. = 1,64 (р< 0,05), 2,31 (р<0, 01).
ф*эмп = 3.048
Рис. 3. Ось значимости
Как видно на рис. 3, полученное эмпирическое значение ф находится в зоне значимости. Таким образом, различия достоверны.
По данным трудовой тенденции получены следующие результаты: угловое преобразование ф критерия Фишера по исследованию полимотиваци-онных тенденций в «Я-концепции» личности», при ф* кр. = 1,64 (р< 0,05), 2,31 (р<0, 01).
1.64 2.31
ф*эмп = 1.509 Рис. 4. Ось значимости
Как видно на рис. 4, полученное эмпирическое значение ф находится в зоне значимости. Таким образом, статистически значимых различий нет.
По результатам исследования полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности в «Неуспешной» группе студентов мы получили следующие результаты:
Табл. 5. Результаты исследования полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности».
девушки юноши
Материальная 71% 27%
гедонистическая 10% 10%
оптимистическая 10% 0%
коммуникативная 21% 9%
познавательная 0% 19%
трудовая 40% 85%
нормативная 0% 10%
нравственная 10% 10%
губристическая 10% 7%
пугническая 0% 0%
губр. к превосходству 12% 0%
позитивного отношения 0% 0%
избегания неудач 0% 0%
индивидуализации 10% 7%
эгоцентрического 0% 10%
альтруистическая 25% 33%
Рис. 5.
Результаты исследования полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности» у обучающихся колледжа в «Неуспешной « группе.
В Таблице 6 показаны результаты доминирующих тенденций в двух группах обследуемых обучающихся колледжа, полученные в ходе исследования. При этом достаточно отчётливо выделяются также гендерные различия в полимоти-вационных данных: так у девушек ярко выражена материальная мотивация, а у юношей выделяется трудовая мотивация.
Табл.6.
Сравнительный анализ доминирующих полимотивационных тенденций в «Успешной» и «Неуспешной» группах обучающихся колледжа (в том числе
среди юношей и девушек).
Группы. Полимотивационные тенденции
материальная познавательная (кол-во %) трудовая
(кол-во %) (кол-во %)
«Успешная» девушки 47 18 36
юноши 35 70 61
«Неуспешная» девушки 71 0 40
юноши 47 19 85
Исследование полимотивационных тенденций личности в современных социальных условиях в процессе получения профессионального образования , позволило нам выделить тот факт, что ярко выражена трудовая тенденция как среди группы «Успешных» студентов, так и среди группы «Неуспешных», но в группе «Неуспешных» данная тенденция очевидней. Также интересен тот факт , что в обоих группах у девушек выражена материальная мотивация. Однако в группе «Неуспешных» у девушек она ещё выше, а у юношей наоборот ниже. Что касается познавательной тенденции мотивации, то здесь абсолютные различия в показателях, т.к. в группе «Неуспешных» студентов у юношей всего 19%, а у девушек вообще 0%.
Таким образом, сделан сравнительный анализ полученных результатов и выявлены различия в мотивационной структуре личности между обследуемыми группами с разной степенью успешности, что подтверждает наше предположение, о том, что мотивация выступает фактором успешности учебно-профессиональной деятельности, так как наиболее значимые показатели тенденций в мотивации корреллирует с представленными критериями успешности. А это, в свою очередь, может свидетельствовать о мотивационной обусловленности успешности личности в современных социальных условиях в процессе получения профессионального образования.
Библиографический список
1. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии - 490 с., 2002 г.