Научная статья на тему 'Мотив сна в повестях и рассказах И. С. Тургенева'

Мотив сна в повестях и рассказах И. С. Тургенева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
243
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дедюхина Ольга Владимировна

Рассматривается мотив сна в повестях и рассказах И.С. Тургенева, наиболее репрезентативных с точки зрения избранной темы, выявляются различные модификации мотива, особенности его функционирования и значение в поэтике писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотив сна в повестях и рассказах И. С. Тургенева»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2006, №3

УДК 82 (091) (4/10)

Другие миры: традиции и типология жанра фэнтези

С.А. Гоголева

Подняты теоретические проблемы классификации и типологии фэнтези, определения ее места в мировой литературе. Также рассматривается история становления и развития фэнтези как жанра.

In this article are examined the theoretical issues of classification and typology of fantasy and its place in the world literature. Also the article covers the history of appearing development of fantasy as the genre.

Современная наука о литературе не может претендовать на полное описание мира поэтического искусства без включения в сферу своего внимания таких динамично и быстро развивающихся жанров, как научная фантастика (НФ) и фэнтези.

Авторы НФ и фэнтези увлекают читателей в мир за пределами привычного образа жизни и реалий современной культуры. Они предлагают заглянуть в будущее, очутиться на другом конце вселенной и стать свидетелем межгалактических войн или же обратиться в прошлое, попасть в параллельные миры, окутанные дымкой мифов и легенд.

В последнее время стоит особо отметить рост интереса к произведениям фэнтези, которая является молодым жанром по сравнению с научной фантастикой, но к данному моменту сравнялась с НФ по числу авторов, почитателей, а соответственно, по величине воздействия на современную читательскую аудиторию. В современном литературоведении фэнтези также завоевывает всё больше сторонников. В этом плане зарубежная литературная критика оказалась несколько впереди отечественной, обратившей серьезное внимание на данный жанр лишь в пределах последнего десятилетия.

Становление фэнтези как жанра происходило непросто. До сих пор существуют разногласия по поводу многих ключевых вопросов, таких как формулировка, возникновение, соотношение с другими жанрами, особенно со смежным жанром НФ. Впрочем, определенно можно отметить несколько моментов.

Главными источниками жанра можно считать скандинавский и кельтский фольклор, также фэнтези впитала в себя старые литературные

ГОГОЛЕВА Сайара Анатольевна - ст. преподаватель факультета иностранных языков ЯГУ.

традиции - героического эпоса, волшебной сказки, рыцарского и готического романа, исторического и авантюрного жанра, не исключая и традиции романтизма. Характерным для фэнтези, особенно для ранней его стадии, является борьба сил Зла с силами Добра. В действие могут быть вовлечены божественные силы и привлечены дополнительные условия, например, магия.

По поводу формулировки и определения жанра существует множество мнений, не всегда схожих друг с другом. К примеру, многие критики не признают этот жанр, считая его разновидностью научной фантастики.

Американский критик Питер Николе, под чьей редакцией уже несколькими изданиями выпущена «Энциклопедия научной фантастики», метафорично заметил, что «фэнтези и научная фантастика неразделимы как рыбы и чипсы». Абсолютно полярной точки зрения придерживается югославский фантастолог Дарко Сувин. По его мнению, научная фантастика является лишь малой частью фэнтези [2].

Данные мнения, не лишенные здравого смысла, все же представляют собой ограниченное суждение, взгляд под одним углом. Несомненной можно признать тесную связь между научной фантастикой и фэнтези, но эта схожесть лишь поверхностная. Жанры имеют различную основу, фэнтези уходит корнями в более древние времена греческих мифов и средневековых романов, к тому же в отличие от фантастики отрицает научную парадигму и, напротив, выражает тягу человека к истокам, природе, таинственному, воплощая мечту человека о мире личной свободы. Фэнтези является довольно демократичным жанром, не утруждающим себя причинно-следственными связями с настоящим, не пророча фантастическое будущее, в большинстве случаев повествует о давно минувших славных днях.

ГОГОЛЕВА

Так, Т. Чернышева называет фэнтези «аде-терминированной моделью действительности, повествованием сказочного типа со многими посылками», игровой фантастикой [6]. Один из известных «фантастических» критиков В. Гончаров отмечает, что фэнтези, «в отличие от материалистической научной фантастики, описывает мироздание с позиций объективного идеализма» [4]. Г. Гуревич относит фэнтези к «ненаучной фантастике», в противовес научной, объединяя, таким образом, в одном определении различные жанры и направления [5].

Многое таится и в фигуре главного героя, совершенно отличной от героя НФ - ученого, изобретателя, исследователя. Кто бы он ни был -маг, воин, эльф или обычный человек, именно в нём заключена суть противопоставления миров фэнтези и научной фантастики.

Само время возникновения фэнтези можно назвать переломным для фантастики в целом. В первой половине XX в. научная фантастика уже полностью утвердилась как жанр, возникший на ростках века Просвещения и вследствие научно-технического прогресса. К этому времени отношение к НФ, вначале называвшейся «научным романом» с легкой руки Жюля Верна, несколько изменилось. Большие ожидания от наступившего века великих научных свершений обернулись разочарованием вследствие многочисленных войн, катастроф, испытаний оружия массового поражения, тем самым подготовив почву для возникновения нового жанра.

Отдельные произведения, прямо или косвенно относящиеся к данному жанру, стали появляться в 1920-30 гг. Таким образом, можно определить, что фэнтези начала формироваться на рубеже XIX - XX вв. Среди предшественников, оказавших влияние на становление жанра, можно назвать таких авторов, как X. Уолпол, У. Моррис, Дж. Б. Кибелл и Э. Блеквуд.

В дальнейшем развитии фэнтези можно выявить несколько течений и групп, основываясь на некоторых положениях как отечественных, так и зарубежных исследователей. Основателями фэнтези считаются две группы авторов, которые представляют американскую и британскую школы.

К американской группе принято относить таких мастеров жанра, как Роберт Ирвин Говард, Кларк Эштон Смит и Говард Ирвин Лавкрафт.

Самой значимой фигурой среди них является Р.И. Говард - создатель одного из самых известных героев, бесстрашного Конана-варвара. Таким образом, Говард стал основателем целого направления, так называемой героической фэнтези,

имевшей немало последователей, к примеру, таких как Майкл Муркок и др. Славу и популярность Говарду принесли произведения, посвященные вымышленной истории легендарных миров - Атлантиды, Лемурии, Киммерии. Также он написал несколько циклов рассказов и повестей о последнем атланте короле Кулле, вожде пиктов МакМорне и др. Конан-киммериец стал подлинным идолом огромной армии поклонников, и после смерти автора пережил второе рождение спустя двадцать лет, в середине 50-х. В настоящий момент издано более 100 романов и повестей о Конане, авторами которых являются десятки американских, английских, канадских и даже восточноевропейских писателей.

Другой представитель американской школы -К.Э. Смит написал не так много, несколько десятков рассказов, посвященных Атлантиде, Зо-тику, Аверонии и другим таинственным мирам, тем не менее, по свидетельствам критиков, он был наиболее одаренным писателем, его работы отличал сочный метафоричный язык.

В отличие от вышеупомянутых писателей, Г.И. Лавкравт в своем творчестве опирался на мрачноватые произведения Эдгара По. Герои Лавкрафта вступают в беспощадную борьбу с ужасными порождениями мрака. Крупнейшее произведение Лавкрафта - «Миры Стульху» -стало краеугольным камнем целого субжанра -хорор ('horror'), вдохновив многих последователей, признавших писателя своим учителем.

В британскую группу основоположников фэнтези также входят трое писателей, тесно связанных дружескими и духовными узами - это Клайв Стейплз Льюис, Чарльз Уильяме и Джон Рональд Руэл Толкин.

Льюис вошел в историю прежде всего как создатель детской фэнтези, написав знаменитый цикл «Хроники Нарнии», произведение, выдержанное в духе традиционной английской сказки. Он создал волшебный мир, в который попадают дети из современной Англии и переживают серию удивительных приключений.

Романы Уильямса насыщены философскими и религиозными мотивами и в основном посвящены борьбе людей за обладание некими магическими предметами, способными решить судьбу мира, таких, как чаша Святого Грааля, корона царя Соломона или священные карты Tapo.

Но поистине настоящим бумом обернулась публикация в середине 50-х гг. романа «Властелин колец», самого знаменитого произведения в жанре фэнтези, ставшего настоящей Библией всех поклонников жанра. Автором шедевра явля-

ДРУГИЕ МИРЫ

ется профессор англосаксонской литературы Оксфордского университета Дж.Р.Р. Толкин. Его сага - это эпическое повествование о столкновении сил Света и Тьмы, основанное на кельтских, скандинавских и древнегерманских мифах. Решающую роль в ней сыграл трогательный, забавный хоббит - маленький человечек, олицетворяющий собой образ «маленького» человека, несущий на своих плечах груз ответственности за судьбу мира.

Беря за основу другой метод классификации жанра, следует отметить деление фэнтези на различные течения и поджанры.

«Высокая» эпическая фэнтези ('high fantasy') является наиболее востребованной и читаемой, отличается вниманием к психологической достоверности поступков и характеров героев; его авторы скрупулезно создают свой мир, стараясь дополнить его дополнительными атрибутами: картами, родословными, историей и т.д. К этому течению (не считая эпопеи Толкина) можно отнести Урсулу Jle Гуин с её увлекательным романом «Волшебник Земноморья»; Терри Брукса, автора бестселлера «Меч Шаннары» и «Хроник Заземелья»; Тэда Уильямса и его трилогию «Память, горе и тернии»; Дэвида Эдингса и его роман «Белгариад», а также другие бестселлеры; Роберта Джордана, чей цикл «Колесо времени» -самое популярное фантастическое произведение в Америке 90-х гг.

Героическая фэнтези не изобилует психологическими характерами и коллизиями, её сюжетная линия довольна проста. Кроме многочисленных повествований о Конане-варваре, следует отметить упомянутого ранее Майкла Муркока -автора гигантского цикла «Вечный победитель», включающего в себя несколько десятков романов и повестей, приключения воина-колдуна Кейна, работы Карла Эдварда Вагнера, а также подвиги могучего северянина Брака, персонажа Джона Джейкса.

Так называемая детская фэнтези отличается особым сказочно-назидательным оттенком. Самым известным автором является Эллис Мэри Нортон, известная под псевдонимом Андре Нортон, наибольшей популярностью пользуется её цикл «Мир ведьм». Из современных авторов популярны Патриция Маккилип (трилогия «Загадка звезд»), Джейн Иолен, написавшая более 100 романов и повестей, а также Ллойд Алексан-дер («Хроники Прайдена»),

Философская фэнтези близка к традициям литературной сказки-притчи, наиболее заметными авторами являются Мервин Пик (трилогия «Гор-

менгаст»), Роберт Холдсток («Лес Мифаго»), Джон Краули («Маленький, большой»), Джеймс Блэйлок, Питер Бигль («Последний единорог»).

Очень многолика историческая фэнтези, сюжет произведений основан на реальных исторических событиях и сопровождается невероятными волшебными происшествиями, к примеру, роман Тима Пауэрса «Врата Анубиса» и цикл «Хроники графа Сен-Жермена» Челси К. Ярбро. В некоторых романах действие происходит в альтернативных мирах, где историческое развитие пошло иным путем, например, цикл Орсона С. Кард «Хроники Эльвина» и трилогия Гарри Гаррисона «Молот и крест». В других случаях берется какое-либо реальное событие или личность (например, король Артур) и повествование ведется по аналогу жанра исторического романа с незначительными магическими элементами. К таким произведениям можно отнести пентало-гию «Хроники Мерлина» Мэри Стюарт, а также роман Мэрион Брэдли «Туманы Авалона». Иногда создается тщательно стилизованная псевдоистория, как в эпопее «Хроники Дерини» Кэтрин Кертц.

Одним из популярнейших ответвлений жанра в последнее время стала юмористическая фэнтези, родоначальником которой был Л. Спрег де Камп, написавший в 40-х гг. совместно с Ф. Прэттом трилогию «Недипломированный чародей», иронически повествующую о чародее-самоучке. Второе рождение жанра произошло в 70-х гг., когда появились произведения Пирса Энтони, Роберта Асприна и Терри Пратчетта, чей цикл «Плоский мир» сделал автора культовой фигурой в мире фэнтези.

Некоторые произведения можно отнести к «научной фэнтези», как бы парадоксально это ни звучало, в них волшебные события разворачиваются на фоне, имеют реальное объяснение или же не являются магией, хоть и выглядят таковой. Этот поджанр можно назвать гибридом, неким смешением жанра фэнтези с научной фантастикой. К его авторам можно отнести довольно большое количество писателей, смело вводящих элементы волшебства в научно-фантастическое повествование, таких как Энн Маккэфри, Мэрсе-дэс Лаки, Джулиан Мэй, Кристофера Сташеффа, Джон Кэпэбэл и др.

В дополнение к предложенным вариантам классификации можно добавить ещё одну теорию разделения жанра фэнтези на мужскую и женскую.

Данное деление основывается на том факте, что в этом жанре много заметных авторов-

ГОГОЛЕВА

женщин, особенно в сравнении с научной фантастикой. Основываясь на библиографических сведениях, как утверждает критик М.С. Галина, женщины составляют примерно 13% от числа общего количества фантастов XX в., но писательниц, написавших хотя бы одно произведение в жанре фэнтези, уже 23%, то есть почти четверть. Иначе говоря, если в жанре фэнтези работал каждый третий из мужчин-фантастов, то среди женщин - каждая вторая [1]. Среди них такие фигуры, как У. Ле Гуин, А. Нортон, М. Стюарт, Э. Мак-кефри, П. Маккилип, Э. Мун, М. Брэдли и многие др. Возможно, этот факт неслучаен, так как для женщины характерна роль хранительницы преданий, кроме того «женский» вариант фэнтези несколько отличается от «мужского».

Произведения фэнтези в исполнении авторов-мужчин отличаются большей структурированностью, иерархичностью, как у Толкина, или же агрессивностью, прямолинейностью, как у Говарда. В работах, написанных женщинами, нет структурированной властной системы, а возможности героя не беспредельны, здесь герой чаще маг и гуманист, как у У.Ле Гуин или М. Стюарт. Несмотря на то, что данное деление весьма условно и не может подходить в ста процентах случаев, его несомненно следует брать во внимание и учитывать для наиболее полного восприятия жанра.

К данному моменту жанры фэнтези и научной фантастики, пройдя период становления, продолжают развиваться, претерпевая удивительные метаморфозы, но не теряя, впрочем, своего колорита. Такой интенсивный рост и развитие обусловлены высокой востребованностью у массового читателя.

Следует отметить и некоторые отрицательные моменты, мешающие объективному восприятию творчества писателей-фантастов. Огромная популярность имеет и обратную сторону: массовая увлеченность многими объясняется сугубо развлекательной сущностью, определяя данный жанр по разряду «бульварного чтива». Нельзя

назвать эти обвинения беспочвенными, так как любой успех преследуется различного рода спекуляциями и «штамповкой» однообразного материала. В итоге некоторые произведения фантастов, следуя современным веяниям, стараются угодить вкусам массового читателя.

Тем не менее, несмотря на это есть масса тех, кто пишет иначе, не боясь обвинений в инфантилизме и творческой несостоятельности, защищает свое доброе имя и реабилитирует фантастику.

Литература

1. Галина М.С. Авторская интерпретация современного мифа // ОНС. - 1998. - №6. - С. 176-186.

2. Геворкян Э. Фантастика 1997: что показало вскрытие // Литературное обозрение. - 1998. - №1. С. 91-98.

3. Гончаров В. Русская фэнтези — выбор пути // Если.- 1998.-С. 216.

4. Гуревич Г. Что такое фантастика и как ее понимать? // Литературная учеба. - 1981.

5. Чернышева Т. Природа фантастики. - Иркутск, 1984.

6. Пропп В. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1998.

7. Балабуха А. Восстание Магов, или Этюды в темных тонах // Перумов Н. Земля без радости. -С. 503-521.

8. Зарубежные писатели. Библиографический словарь. В 2 ч. 4.1. А-Л. / Под. ред. Н.П. Михальской. -М.: Учеб. лит., 1997. 476 е.; 4.2. М-Я. М.: Учеб. лит., 1997.

9. Мифология. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. - М., 1998. - 4-е изд-е.

10. Науменко Н. Будем жить - будет и фантастика! //Если. - 1999.-№ 9.

11. Carpenter Н. Tolkien J.R.R. A Biography. - L„ 1995.-P. 137-138.

12. Heck P. Doors to other worlds: Trends in Science fiction and fantasy // Science Fiction and Fantasy Writer's Sourcebook. - N-Y., 1996. - P. 4-15.

13. Schlobin R.C. / In the looking glasses: The popular and cultural fantasy response // The cultural matrix for fantasy. - N-Y., 1989. - P. 3-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.