Научная статья на тему 'Мотив смерти в философии Ф. Ницше'

Мотив смерти в философии Ф. Ницше Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2912
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф. НИЦШЕ / СМЕРТЬ / ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ / ВОЛЯ К ВЛАСТИ / F. NIETZSCHE / DEATH / ETERNAL RETURN / WILL TO THE POWER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цветухина Екатерина Андреевна

В статье предпринимается попытка объяснить основные категории философии Ф. Ницше из жизни самого философа. Автор статьи показывает, что основным источником философствования великого мыслителя был его страх перед собственной смертью. Все концепты философии Ф. Ницше созданы им, чтобы «снять» страх перед смертью и, в конце концов, преодолеть смерть. Фиксируя возможность собственной смерти, философ экстраполирует ее на культуру, которая также как и сам философ стоит у «той самой черты». Прибегая к аналогии, автор приходит к выводу, что новая культура, именуемая интеллектуалами постмодерном, это попытка преодоления модерном собственной смерти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motive of Death in F. Nietzsche''s Philosophy

In article an attempt to explain the main categories of philosophy of F. Nietzsche from life of the philosopher is made. The author of article shows that his fear of own death was the main source of philosophizing of the great thinker. All concepts of philosophy of F. Nietzsche are created by it "to remove" fear of death and, eventually, to overcome death. Fixing possibility of own death, the philosopher extrapolates it on culture which also as well as the philosopher costs at "that line". Resorting to analogy, the author comes to a conclusion that the new culture called by intellectuals a postmodern is overcoming attempt by a modernist style of own death.

Текст научной работы на тему «Мотив смерти в философии Ф. Ницше»

Цветухина Е.А. Мотив смерти в философии Ф. Ницше // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. - Спецвыпуск №5. - URL http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2018/S05/00555.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 141.2

Цветухина Екатерина Андреевна

Кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Философия и социальные

коммуникации»

ФГБОУВО ОмГТУ, г. Омск

kat .kalach@mail.ru

Мотив смерти в философии Ф. Ницше

Аннотация: В статье предпринимается попытка объяснить основные категории философии Ф. Ницше из жизни самого философа. Автор статьи показывает, что основным источником философствования великого мыслителя был его страх перед собственной смертью. Все концепты философии Ф. Ницше созданы им, чтобы «снять» страх перед смертью и, в конце концов, преодолеть смерть. Фиксируя возможность собственной смерти, философ экстраполирует ее на культуру, которая также как и сам философ стоит у «той самой черты». Прибегая к аналогии, автор приходит к выводу, что новая культура, именуемая интеллектуалами постмодерном, это попытка преодоления модерном собственной смерти.

Ключевые слова: Ф. Ницше, смерть, вечное возвращение, воля к власти.

Люди делятся на два типа: те, кто утверждает, что читать Ф. Ницше легко - его можно открыть в любом месте, и поймёшь написанное непосредственно. Удовлетворенные тем, что в нескольких афоризмах они познали суть философии Ф. Ницше, они остаются довольные этим впечатлением и идут заниматься своими делами. Другой тип людей тоже проходит эту первоначальную стадию чтения Ф. Ницше, однако, столкнувшись с тем, что увлечённость изначально привлекательным философом сменяется неприятием бессвязного на вид разнообразия его идей, так что читать его становится совершенно невыносимо, они понимают, что это первая стадия - лишь знакомство, приглашающее к длительной работе. Мы причисляем себя все же ко второму типу людей, желающему все-таки постичь гений этого великого мыслителя.

В связи со сказанным, хотелось бы попытаться найти ответ на вопрос: а существует ли одна ключевая идея философии Ф. Ницше? Кажется, что каждое высказывание его отменяется другими высказываниями. Самопротиворечие есть основная черта мысли Ф. Ницше. У него почти всегда на то или иное суждение найдётся ему противоположное. Возникает впечатление, что он обо всём имел по два мнения.

В Веселой науке Ницше критикует какую бы то ни было мораль в целом: «В сущности мне противны все морали, которые гласят: «Не делай этого! Отрекись! Преодолей себя!» [1]. При этом он и не думает заметить, что сам проповедует собственную мораль, в которой различие между добром и злом имеет место лишь в их тождестве: «хорошие поступки суть утонченные дурные; дурные поступки суть те же хорошие поступки в более грубом и глупом виде» [1].

Здесь же он замечает, что «...убеждения суть более опасные враги истины, чем ложь». «Что же такое, в конце концов, человеческие истины? Это неопровержимые человеческие заблуждения» [2]. Нетрудно представить и можно ожидать, что несколько страниц спустя

Ницше станет утверждать обратное: «Вопрос, нужна ли истина, должен быть не только заведомо решен в утвердительном смысле, но и утвержден в такой степени, чтобы в нем нашли свое выражение тезис, вера, убеждение: нет ничего более необходимого, чем истина, и в сравнении с нею все прочее имеет лишь второстепенное значение» [1].

Поэтому из Ницше можно приводить любые цитаты, подтверждая именно то, что хочешь. В зависимости от обстоятельств на Ф. Ницше в разное время могли ссылаться большинство из существующих партий: атеисты и верующие, консерваторы и революционеры, социалисты и индивидуалисты, методичные учёные и мечтатели, люди интересующиеся политикой и аполитичные, вольнодумцы и фанатики.

Отмеченный когнитивный диссонанс, возникающий при чтении Ф. Ницше - это следствие нашей привычки предпочтения одной из двух взаимоисключающих возможностей. Оказывается ошибочным упрощением бытия. Противоречия в философии Ф. Ницше - иллюстрация абсурдности рациональной бивалентной логики, демонстрация отказа от истины и идеала.

Чтобы облегчить понимание Ницше, порой упрощают дело и спрашивают о его главной идее, о том, какие из его сочинений более важны. Все правы друг относительно друга и никто не прав сам по себе.

К. Ясперс, описывая картину творчества Ницше, прибегал к сравнению: «дело выглядит так, будто в горах взорвали утёс; камни, уже более или менее обработанные, указывают на существование цельного замысла. Но сооружение, ради которого был, по-видимому, осуществлён взрыв, не возведено. Творчество - это груда строительного материала. Распознать замысел возможно, имея в виду идею сооружения в целом. Но и таковое сооружение, в свою очередь, безусловно не является единственно возможным: по-видимому, существуют различным образом пересекающиеся возможности множества построек; иногда берёт сомнение: фрагмент в данной форме неудачен или относится к идее другого сооружения. Видимо, задача состоит в том, чтобы стремиться увидеть за этими обломками здание, пусть оно и не откроется никому как единое, последовательно выстроенное, завершённое целое» [3].

Непозволительно по своему разумению вырывать из философии Ф. Ницше что-либо и вкладывать нечто другое; напротив, каждое слово следует воспринимать серьёзно. Сама интерпретация осуществляется путём соотнесения друг с другом центральных тезисов. За счёт этого образуется некое универсально-ориентирующее ядро, которое в процессе дальнейшей интерпретации может сохраняться или изменяться.

Ни для кого не секрет, что Ф. Ницше всю жизнь страдал от мигреней и других, заставляющих его неимоверно страдать, болезней. Во время приступов в беспамятстве Ф. Ницше преследуют видения, в которых отец приходит за ним и уносит в могилу с собой. В бодрствовании его не отпускает мысль о том, что он умрет. Постоянные оговорки, по заметкам современников из разряда: «У меня новая идея. Видимо придется пожить еще пару лет».

Дыхание смерти обнажает ужас перед Ничто. Классическая рациональность, столкнувшись с Ничто, в свое время вытеснила его в трансцендентную запредельность, символически выраженную в фигуре Бога и первопричины. Страх перед собственной конечностью в этом случае снимался через соединение с идеалом, запечатленным в образе вечного райского покоя и блаженства.

Но Ф. Ницше был образованнейшим человеком своего времени. Об этом говорит тот немалый факт, что в свои двадцать четыре года он уже был приглашен на должность профессора в университет. Для такого человека был очевиден упадок культуры в ее отношении к ценностям человеческого существования, которые после эпохи немецкой классики превратились в свод ригоризмов и лицемерных проповедей, не имеющих ничего общего с реальным существованием человека, его духовной жизнью. Эти мысли совершенно последовательно вылились в идею смерти Бога.

Итак, смерть Бога - это отправная точка философствования Ф. Ницше. Поскольку Бог мертв, то соприкоснувшись со смертью, человек предстаёт перед Ничто во всей его полноте, что означает для него то, что за границей наличного ничего нет, есть только смерть. Однако даже ее

пережить и ощутить после смерти недоступно. Поэтому смерть открывается через нарушение запрета, через разрушительную силу Дионисия.

Крах истины, ломка стереотипов, низвержение идолов, вылившиеся в идею переоценки ценностей - это не акт хулиганства в истории философии и культуры и не модный для того времени тренд - это единственная возможность подступиться к феномену смерти и преодолеть страх перед нею.

Стремлением к разрушению как переживанию смерти объясняется выход Ницше к идее инстинкта. Самым мощным источником и краеугольным камнем морали во все времена оставался половой инстинкт. Поэтому, неудивительно, что этот животный инстинкт стал основой для мироощущения Ницше, стремившегося снять через нарушение запрета на инстинкт страх перед смертью. Действительно, человек, являясь изначально самой природой, придумывает условные ограничения для того, чтобы обрести себя? Ведь достаточно просто не уходить от себя, достаточно принять себя во всей своей сути.

Но сам Ф. Ницше понял это не сразу. В первый этап своей жизни (1844-1879), связанный с учебой в университете и вплоть до разногласий с Вагнером Ницше являл собой воплощение немецкой усердности, педантичности и долженствования «верблюда». Разрыв с Вагнером и ухудшающееся здоровье знаменует собой начало нового периода жизни Ницше, в котором он, подобно льву, бросает вызов себе и культуре. Развивающиеся отношения с Лу Соломе и мощная поддержка в ее лице, вдохновляют его на создание, как он сам замечал, самой восхитительной своей идеи. Исходя из того, что жалкое существование верблюда можно волочить изо дня в день и смерть в таком случае оказывается лучшим финалом. Но парадокс в том, что при том, что его преследует ощущение приближающейся смерти, Ф. Ницше не хотел умирать. Что если предположить, что мы живем не единственную жизнь, что если, этот кошмар и тлен вернется ко мне снова и снова? Такая постановка вопроса заставляет по-новому оценить свое существование. Результатом этих размышлений стала идея вечного возвращения (1881).

Вечное возвращение - стремление к развитию. Если все вернется еще раз и мне предстоит прожить ту же жизнь, то мне не хочется вернуться к себе слабому, такому. Я господин своей судьбы, своей этой и будущих жизней. Я вернусь к такому себе, которого сам пожелаю. Выбрать этот путь - это и есть та самая воля к власти, власти над собою.

«Я снова возвращусь с этим солнцем, с этой землею, с этим орлом, с этой змеею - не к новой жизни, не к лучшей жизни, не к жизни, похожей на прежнюю: я буду вечно возвращаться к той же самой жизни, в большом и малом, чтобы снова учить о вечном возвращении всех вещей, чтобы повторять слово о великом полдне земли и человека, чтобы опять возвещать людям о сверхчеловеке» [4].

Как мы видим из высказывания самого Ницше, идея вечного возвращения центрирована на другой мощной идее о сверхчеловеке. Так что одно без другого теряет силу. Перефразируя М. Хайдеггера, «Вечное возвращение» - мотив человека для построения нового сущего; «сверхчеловек» - название для существа человека, которое соответствует этому сущему.

Естественно, Ф. Ницше, будучи образованнейшим человеком своего времени и знатоком античной культуры понимал, что идея вечного возвращения не нова. Вечное возвращение в классическом ее понимании есть представление о возвращении подобного. Уникальность идеи Ф. Ницще состоит в том, что вечное возвращение должно элиминировать повторение, благодаря реализующейся в человеке воле к власти над собою.

Воля к власти у Ф. Ницше, таким образом, вовсе не являет собой частное проявление той беснующейся воли А. Шопенгауэра, полагаемое родство с которой стало основанием для представления Ф. Ницще последователем его философии. Воля к власти - способ жизни, осуществляющийся посредством переоценки ценностей и нарушением запрета на инстинкт.

Таким образом, перед нами выстраивается замысел всей философии Ф. Ницше как проекта будущего человека. При этом нам становится очевидно, что исходным пунктом этого проекта стала жизнь самого философа, а точнее - жизнь, противопоставляемая смерти. В статье мы показали, что все основные категории философии Ф. Ницше берут свое начало в идее смерти. Философия Ф. Ницше - это реакция на упадок культуры. Смерть культуры в данном случае не

преодолевается проектом Ф. Ницше. Философия Ф. Ницше зафиксировала становление новой культуры, которая только набирает свой «цвет».

Таблица 1

_Становление новой культуры в философии Ф. Ницше_

Категория Модерн Постмодерн

Причина Бог(первопричина) Смерть Бога

Цель Сверхсистема Сверхчеловек

Основа Разум Инстинкт

Мотив Истина Вечное возвращение

Субъект Человек-подобие Человек-оригинал

Метод Трансцендирование Трансгрессия

Способ Соответствие идеалу Воля к власти над собою

«Цветение» культуры будет зависеть от нас, когда бы мы сами двинулись путём подлинного Ф. Ницше. Но любая интерпретация Ф. Ницше не может однозначно выявить основную идею его философии. Но данный философ этого и не требует. Его тексты также как и его интерпретации способны лишь подготовить то, что каждый для себя сделает из Ф. Ницше. Никто не увидит в Ф. Ницше единства, кроме тех, кто сам его сотворит.

Ссылки на источники:

1. Ницше Ф. Веселая наука. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nietzsche.ru/works/main-works/svasian/ (дата обращения 12.03.2018)

2. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nietzsche.ru/works/main-works/human/var-human/ (дата обращения 12.03.2018)

3. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования - СПб.: Изд-во «В. Даль», 2003 - 629 с.

4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого [Электронный ресурс]. URL: http://www.nietzsche.ru/works/main-works/zaratustra/antonovsky/ (дата обращения 12.03.2018)

Ekaterina Tsvetukhina

PhD in Philosophical sciences, senior Lecturer of «Philosophy and Social Communications» chair Omsk state technical university

Motive of Death in F. Nietzsche's Philosophy

Abstract: In article an attempt to explain the main categories of philosophy of F. Nietzsche from life of the philosopher is made. The author of article shows that his fear of own death was the main source of philosophizing of the great thinker. All concepts of philosophy of F. Nietzsche are created by it "to remove" fear of death and, eventually, to overcome death. Fixing possibility of own death, the philosopher extrapolates it on culture which also as well as the philosopher costs at "that line". Resorting to analogy, the author comes to a conclusion that the new culture called by intellectuals a postmodern is overcoming attempt by a modernist style of own death. Keywords: F. Nietzsche, death, eternal return, will to the power

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.