Научная статья на тему 'Мотив путешествия как сюжетообразующее начало цикла путешествия (на материале цикла О. Николаевой «Варшава»)'

Мотив путешествия как сюжетообразующее начало цикла путешествия (на материале цикла О. Николаевой «Варшава») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
71
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / ЖАНР / МОТИВ / ЛИРИЧЕСКИЕ СКРЕПЫ / LYRICAL CYCLE / GENRE / MOTIVE / LYRICAL BRACES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Самойленко В.А.

В статье рассматриваются пути и характер трансформации жанровых форм лирического цикла в современной отечественной поэзии. На примере поэтического текста О. Николаевой «Варшава» показано расширение содержательных и формальных признаков жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотив путешествия как сюжетообразующее начало цикла путешествия (на материале цикла О. Николаевой «Варшава»)»

Самойленко В.А.

Магистрант кафедры русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет

им. Н.П. Огарева»

МОТИВ ПУТЕШЕСВТИЯ КАК СЮЖЕТООБРАЗУЮЩЕЕ НАЧАЛО ЦИКЛА ПУТЕШЕСТВИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ЦИКЛА

О. НИКОЛАЕВОЙ «ВАРШАВА»

В статье рассматриваются пути и характер трансформации жанровых форм лирического цикла в современной отечественной поэзии. На примере поэтического текста О. Николаевой «Варшава» показано расширение содержательных и формальных признаков жанра.

Ключевые слова: лирический цикл, жанр, мотив, лирические скрепы Keywords: a lyrical cycle, a genre, a motive, lyrical braces.

В отечественном литературоведении «лирический цикл» как поэтологическое понятие возникает, по мнению исследователей, в 40 - 50-е годы XIX века. Становление его как устойчивой формы происходит лишь на рубеже XIX - XX веков и связано, в первую очередь, с творчеством поэтов Серебряного века [1; 2; 3].

Для современных исследователей главным является вопрос о специфике лирического цикла в жанровой системе и его собственном своеобразии. Исследователями выделяется ряд признаков, отличающих лирический цикл, с одной стороны, от тематической подборки стихотворений, а с другой стороны - от лирической поэмы [см: 1; 12].

И.В. Фоменко и Л.Е. Ляпина рассматривают лирический цикл как «специфическую жанровую форму стихового единства», которая возникает при объединении относительно самостоятельных лирических стихотворений в целостность более высокого порядка и характеризуется определенными

признаками [7, 165]. Среди важнейших жанровых особенностей лирического цикла Л.Е. Ляпина выделяет «авторскую заданность композиции», «самостоятельность входящих в лирический цикл стихотворений», «“одноцентренность”, центростремительность композиции лирического цикла», «лирический характер сцепления стихотворений в лирическом цикле», «лирический принцип изображения» [7, 165].

Не менее дискуссионным в современном литературоведении остается и вопрос о видовых разновидностях цикла. В работах одного из первых исследователей художественной циклизации М.Н. Дарвина мы встречаем деление цикла в зависимости от создателя на два основных типа: «авторский» (где «автор-создатель отдельно взятых произведений и автор-создатель всего цикла полностью совпадают») и «неавторский» циклы (где «автор-создатель отдельных произведений и автор-создатель всей циклической композиции не совпадают друг с другом») [6, 483].

Итак, в современном литературоведении поэтический цикл представляет собой «специфическую жанровую форму стихового единства» [7, 165], имеющую ряд признаков: поэтические тексты по определенным принципам и критериям (жанры, основной лирический мотив, хронотоп и т.п.) объединены автором; каждое из стихотворений в цикле обладает межтекстовыми связями, создающими новые смыслы целого, не выводимые из семантической структуры каждого отдельного стихотворения; наличие общего заглавия и устойчивость текста в нескольких изданиях [см: 1].

Особенно популярными в поэзии рубежа XX-XXI веков, на наш взгляд, становятся циклы путешествия, где важную роль играют впечатления путешественника. Среди поэтов рубежа XX-XXI веков, активно использующих жанровые возможности стихотворного цикла, следует выделить Е. Рейна, Т. Кибирова, О. Николаеву, О. Хлебникова и др.

С точки зрения Л.Е. Ляпиной, главным критерием в классификации циклов является сюжет. По её мнению, сюжетные циклы образовали

собственные жанровые традиции. Анализируя процессы циклизации,

происходящие в русской лирике XIX века, исследователь прослеживает жанровые традиции «сельских» лирических циклов, «сезонных», «циклов-путешествий», «любовных».

Современная поэзия обладает двумя парадигмами: «традиционной» и «авангардной» [4, 35]. В данной статье мы рассмотрим лирический цикл поэта, тяготеющего к эксперименту в рамках классической традиции, а именно поэтический цикл «Варшава» О.А. Николаевой.

Лирический цикл входит в сборник «Путешественник» и состоит из четырех самостоятельных стихотворений, подчиненных единой теме -Варшаве. Она представляется нам не каменным, бездушным местом, а живым, энергичным человеком («... всхлип и шип/ из уст доносится, смотри - язык прилип / к гортани...», «...жалок голос, он охрип, осип.», «Кому готовишь огненную сечь / и огоньки болотных страхов, / зачем ты снова затеваешь речь- /Речь Посполитую и распаляешь ляхов?» [8]).

Цикл предваряют два эпиграфа, задающие тематику всего произведения: Варшава и её исторический выбор, расцениваемый, с точки зрения лирической героини, как неверный и губительный для самой Варшавы. В каждой из частей она обращается к Варшаве, желая образумить «строптивую». Такие обращения являются лирическими скрепами, сохраняющими целостность произведения, которая разрушается под влиянием проходящего через весь цикл мотива исторического пути Варшавы.

Автор гармонично совмещает в соседствующих строках образ Варшавы с исторической картиной развития её и в целом всей Польши: «Варшава ушлая, шальная, широка / ты Вислой выспренной, в запястьях же узка, / в ладонях жадная, нежна твоя рука, / зато легка пощечина, звонка, / да вот щека - щетиниста, шершава, / Варшава!.. / <...> / тебя

причесывали, делали пробор, / плели косу, вели на царский двор, / где пруд серебряный, и видно до сих пор, / как отражалась ты на зависть рыбам. /

Но ты ушла, надменная, и дверь / вслед за собой захлопнула с надрывом, / за что ж ты платы требуешь теперь, /размахивая векселем фальшивым?» [8]

Такой синтез демонстрирует читателю размытие тематического цикла путешествия и проявление в нем черт социально-политического характера. С одной стороны, перед нами предстаёт образ «шалой, с шипами», «ушлой, шальной», «шумной» Варшавы, а с другой - негодование и печаль лирической героини из-за отделения «щетинистой» от своих истоков («Варшава шустрая - до моды, сватовства / охочая - ты жаждешь сватовства / с Парижем женственным и Лондоном лукавым. / Когда суха земля, зыбка листва, / ты корни рвешь славянского родства») [8].

Следует отметить, что чувства лирической героини передаются не только за счет олицетворения и ярких эпитетов («строптивая», «надменная», «щетинистая», «ушлая»), но и благодаря красочному сравнению в

заключительной части поэтического цикла: «Мне вдруг напомнила - здесь, в ледяном краю, / ты Леокадью - польскую мою / прабабку - в немощи, в тряпье, желая страстно / сломать ход времени, она, швырнув очки, / сжимала крошечные злые кулачки, /лупя одним другой: «Холера ясна!» / Но прадеду была верна во всем - / крестясь по-нашему, молилась Матке Боске, / блюла родство и бледным жглась огнем...» [8].

Сопоставление польской столицы с прабабкой, желавшей «страстно сломать ход времени», но продолжавшей, «крестясь по-нашему», молиться «Матке Боске» усиливает негодование лирической героини из-за исторического пути, выбранного Польшей. Также этот прием позволяет выявить еще один сквозной мотив - мотив политического конфликта. Обозначенный в самом начале («Варшава гневная! С тобой мы не в ладу. / ...швыряешь нам счета, / мифически взывая к правосудью?» [8]), он проявляется и в конце цикла, что делает его более четким и равнозначным другим мотивам цикла.

Тем не менее, несмотря на проникновение в единую структуру цикла разрушающих её лирических мотивов, цикл остается целостным благодаря единому названию, эпиграфам, задающим тон произведению, и лирическим скрепам, из стихотворения в стихотворение обозначающим главную тему цикла.

Таким образом, в современной отечественной поэзии такая жанрововидовая разновидность лирического цикла как цикл путешествия приобретает новые элементы, которые делают его многомерным и неоднородным. Мы можем наблюдать отход от четкого следования теме реального путешествия, на место которой приходит путешествие по воспоминаниям, взятым из личной и исторической памяти. Достигается это благодаря введению дополнительных лирических мотивов, то отдаляющих, то вновь возвращающих к главной проблеме цикла.

Литература

1. Гудкова С.П. Крупные жанровые формы в русской поэзии второй половины 1980-2000-х годов: автореф. дис... д-ра филологических наук. - Саранск, 2011. - 41 с.

2. Гудкова С.П. Особенности жанровых трансформаций в современной поэзии (на примере балладного цикла М. Степановой «Песни северных южан”) // Гуманитарные науки и образование. 2013. - №1 - С. 102-106.

3. Гудкова С.П. Современная русская поэзия (проблематика, поэтика, судьбы крупных жанровых форм). - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - 300 с.

4. Гудкова С.П. «Традиционная» и «авангардная» парадигмы в

современном поэтическом пространстве: теоретико- и историколитературные аспекты, проблемы // Вестник Пятигорского

государственного лингвистического университета. - 2009. - № 4. -С. 210-213.

5. Гудкова С.П., Дубровская С.А., Шаронова Е.А. Система персонажей романа Захара Прилепина «Патологии» сквозь призму карнавализации // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2013. - № 4. - С. 191-195.

6. Дарвин М.Н. Художественная циклизация лирики // Теория литературы: в 4-х т. - Т. III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). - М.: ИМЛИ РАН, 2003. - С. 467-493.

7. Ляпина Л. Е. Циклизация в русской литературе XIX века. - Спб: 1999.

8. Николаева О. Варшава. Путешественник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nikolaeva.poetpremium.ru/poetry/puteshestvennik.html#24

9. Осовский О.Е. Бахтин вчера, сегодня, завтра: к завершению издания собрания сочинений М.М. Бахтина // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 2 (14). - С. 101-106.

10. Осовский О.Е. И.Л. Попова. Книга М.М. Бахтина Франсуа Рабле и ее значение для теории литературы. М: ИМЛИ РАН, 2009. 464 с. // Известия Российской академии наук. Серия литтературы и языка. -2012. - Т. 71. - № 2- С. 76-80.

11. Осовский О.Е., Дубровская С.А. Разработка концепции «смехового слова» в трудах М.М. Бахтина 1930-1960-х гг. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 4-1 (34). - С. 163-167.

12. Федосеева Е.А. Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. -212 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.