Самойленко В.А.
Магистрант кафедры русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет
им. Н.П. Огарева»
МОТИВ ПУТЕШЕСВТИЯ КАК СЮЖЕТООБРАЗУЮЩЕЕ НАЧАЛО ЦИКЛА ПУТЕШЕСТВИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ЦИКЛА
О. НИКОЛАЕВОЙ «ВАРШАВА»
В статье рассматриваются пути и характер трансформации жанровых форм лирического цикла в современной отечественной поэзии. На примере поэтического текста О. Николаевой «Варшава» показано расширение содержательных и формальных признаков жанра.
Ключевые слова: лирический цикл, жанр, мотив, лирические скрепы Keywords: a lyrical cycle, a genre, a motive, lyrical braces.
В отечественном литературоведении «лирический цикл» как поэтологическое понятие возникает, по мнению исследователей, в 40 - 50-е годы XIX века. Становление его как устойчивой формы происходит лишь на рубеже XIX - XX веков и связано, в первую очередь, с творчеством поэтов Серебряного века [1; 2; 3].
Для современных исследователей главным является вопрос о специфике лирического цикла в жанровой системе и его собственном своеобразии. Исследователями выделяется ряд признаков, отличающих лирический цикл, с одной стороны, от тематической подборки стихотворений, а с другой стороны - от лирической поэмы [см: 1; 12].
И.В. Фоменко и Л.Е. Ляпина рассматривают лирический цикл как «специфическую жанровую форму стихового единства», которая возникает при объединении относительно самостоятельных лирических стихотворений в целостность более высокого порядка и характеризуется определенными
признаками [7, 165]. Среди важнейших жанровых особенностей лирического цикла Л.Е. Ляпина выделяет «авторскую заданность композиции», «самостоятельность входящих в лирический цикл стихотворений», «“одноцентренность”, центростремительность композиции лирического цикла», «лирический характер сцепления стихотворений в лирическом цикле», «лирический принцип изображения» [7, 165].
Не менее дискуссионным в современном литературоведении остается и вопрос о видовых разновидностях цикла. В работах одного из первых исследователей художественной циклизации М.Н. Дарвина мы встречаем деление цикла в зависимости от создателя на два основных типа: «авторский» (где «автор-создатель отдельно взятых произведений и автор-создатель всего цикла полностью совпадают») и «неавторский» циклы (где «автор-создатель отдельных произведений и автор-создатель всей циклической композиции не совпадают друг с другом») [6, 483].
Итак, в современном литературоведении поэтический цикл представляет собой «специфическую жанровую форму стихового единства» [7, 165], имеющую ряд признаков: поэтические тексты по определенным принципам и критериям (жанры, основной лирический мотив, хронотоп и т.п.) объединены автором; каждое из стихотворений в цикле обладает межтекстовыми связями, создающими новые смыслы целого, не выводимые из семантической структуры каждого отдельного стихотворения; наличие общего заглавия и устойчивость текста в нескольких изданиях [см: 1].
Особенно популярными в поэзии рубежа XX-XXI веков, на наш взгляд, становятся циклы путешествия, где важную роль играют впечатления путешественника. Среди поэтов рубежа XX-XXI веков, активно использующих жанровые возможности стихотворного цикла, следует выделить Е. Рейна, Т. Кибирова, О. Николаеву, О. Хлебникова и др.
С точки зрения Л.Е. Ляпиной, главным критерием в классификации циклов является сюжет. По её мнению, сюжетные циклы образовали
собственные жанровые традиции. Анализируя процессы циклизации,
происходящие в русской лирике XIX века, исследователь прослеживает жанровые традиции «сельских» лирических циклов, «сезонных», «циклов-путешествий», «любовных».
Современная поэзия обладает двумя парадигмами: «традиционной» и «авангардной» [4, 35]. В данной статье мы рассмотрим лирический цикл поэта, тяготеющего к эксперименту в рамках классической традиции, а именно поэтический цикл «Варшава» О.А. Николаевой.
Лирический цикл входит в сборник «Путешественник» и состоит из четырех самостоятельных стихотворений, подчиненных единой теме -Варшаве. Она представляется нам не каменным, бездушным местом, а живым, энергичным человеком («... всхлип и шип/ из уст доносится, смотри - язык прилип / к гортани...», «...жалок голос, он охрип, осип.», «Кому готовишь огненную сечь / и огоньки болотных страхов, / зачем ты снова затеваешь речь- /Речь Посполитую и распаляешь ляхов?» [8]).
Цикл предваряют два эпиграфа, задающие тематику всего произведения: Варшава и её исторический выбор, расцениваемый, с точки зрения лирической героини, как неверный и губительный для самой Варшавы. В каждой из частей она обращается к Варшаве, желая образумить «строптивую». Такие обращения являются лирическими скрепами, сохраняющими целостность произведения, которая разрушается под влиянием проходящего через весь цикл мотива исторического пути Варшавы.
Автор гармонично совмещает в соседствующих строках образ Варшавы с исторической картиной развития её и в целом всей Польши: «Варшава ушлая, шальная, широка / ты Вислой выспренной, в запястьях же узка, / в ладонях жадная, нежна твоя рука, / зато легка пощечина, звонка, / да вот щека - щетиниста, шершава, / Варшава!.. / <...> / тебя
причесывали, делали пробор, / плели косу, вели на царский двор, / где пруд серебряный, и видно до сих пор, / как отражалась ты на зависть рыбам. /
Но ты ушла, надменная, и дверь / вслед за собой захлопнула с надрывом, / за что ж ты платы требуешь теперь, /размахивая векселем фальшивым?» [8]
Такой синтез демонстрирует читателю размытие тематического цикла путешествия и проявление в нем черт социально-политического характера. С одной стороны, перед нами предстаёт образ «шалой, с шипами», «ушлой, шальной», «шумной» Варшавы, а с другой - негодование и печаль лирической героини из-за отделения «щетинистой» от своих истоков («Варшава шустрая - до моды, сватовства / охочая - ты жаждешь сватовства / с Парижем женственным и Лондоном лукавым. / Когда суха земля, зыбка листва, / ты корни рвешь славянского родства») [8].
Следует отметить, что чувства лирической героини передаются не только за счет олицетворения и ярких эпитетов («строптивая», «надменная», «щетинистая», «ушлая»), но и благодаря красочному сравнению в
заключительной части поэтического цикла: «Мне вдруг напомнила - здесь, в ледяном краю, / ты Леокадью - польскую мою / прабабку - в немощи, в тряпье, желая страстно / сломать ход времени, она, швырнув очки, / сжимала крошечные злые кулачки, /лупя одним другой: «Холера ясна!» / Но прадеду была верна во всем - / крестясь по-нашему, молилась Матке Боске, / блюла родство и бледным жглась огнем...» [8].
Сопоставление польской столицы с прабабкой, желавшей «страстно сломать ход времени», но продолжавшей, «крестясь по-нашему», молиться «Матке Боске» усиливает негодование лирической героини из-за исторического пути, выбранного Польшей. Также этот прием позволяет выявить еще один сквозной мотив - мотив политического конфликта. Обозначенный в самом начале («Варшава гневная! С тобой мы не в ладу. / ...швыряешь нам счета, / мифически взывая к правосудью?» [8]), он проявляется и в конце цикла, что делает его более четким и равнозначным другим мотивам цикла.
Тем не менее, несмотря на проникновение в единую структуру цикла разрушающих её лирических мотивов, цикл остается целостным благодаря единому названию, эпиграфам, задающим тон произведению, и лирическим скрепам, из стихотворения в стихотворение обозначающим главную тему цикла.
Таким образом, в современной отечественной поэзии такая жанрововидовая разновидность лирического цикла как цикл путешествия приобретает новые элементы, которые делают его многомерным и неоднородным. Мы можем наблюдать отход от четкого следования теме реального путешествия, на место которой приходит путешествие по воспоминаниям, взятым из личной и исторической памяти. Достигается это благодаря введению дополнительных лирических мотивов, то отдаляющих, то вновь возвращающих к главной проблеме цикла.
Литература
1. Гудкова С.П. Крупные жанровые формы в русской поэзии второй половины 1980-2000-х годов: автореф. дис... д-ра филологических наук. - Саранск, 2011. - 41 с.
2. Гудкова С.П. Особенности жанровых трансформаций в современной поэзии (на примере балладного цикла М. Степановой «Песни северных южан”) // Гуманитарные науки и образование. 2013. - №1 - С. 102-106.
3. Гудкова С.П. Современная русская поэзия (проблематика, поэтика, судьбы крупных жанровых форм). - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - 300 с.
4. Гудкова С.П. «Традиционная» и «авангардная» парадигмы в
современном поэтическом пространстве: теоретико- и историколитературные аспекты, проблемы // Вестник Пятигорского
государственного лингвистического университета. - 2009. - № 4. -С. 210-213.
5. Гудкова С.П., Дубровская С.А., Шаронова Е.А. Система персонажей романа Захара Прилепина «Патологии» сквозь призму карнавализации // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2013. - № 4. - С. 191-195.
6. Дарвин М.Н. Художественная циклизация лирики // Теория литературы: в 4-х т. - Т. III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). - М.: ИМЛИ РАН, 2003. - С. 467-493.
7. Ляпина Л. Е. Циклизация в русской литературе XIX века. - Спб: 1999.
8. Николаева О. Варшава. Путешественник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nikolaeva.poetpremium.ru/poetry/puteshestvennik.html#24
9. Осовский О.Е. Бахтин вчера, сегодня, завтра: к завершению издания собрания сочинений М.М. Бахтина // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 2 (14). - С. 101-106.
10. Осовский О.Е. И.Л. Попова. Книга М.М. Бахтина Франсуа Рабле и ее значение для теории литературы. М: ИМЛИ РАН, 2009. 464 с. // Известия Российской академии наук. Серия литтературы и языка. -2012. - Т. 71. - № 2- С. 76-80.
11. Осовский О.Е., Дубровская С.А. Разработка концепции «смехового слова» в трудах М.М. Бахтина 1930-1960-х гг. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 4-1 (34). - С. 163-167.
12. Федосеева Е.А. Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. -212 с.