Научная статья на тему 'Мотив покоя в раннем творчестве В. А. Жуковского'

Мотив покоя в раннем творчестве В. А. Жуковского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
637
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Поплавская Ирина Анатольевна

На материале творчества В.А. Жуковского в традиционном, бытовом и евангельском контекстах рассмотрена категория покоя, во многом объясняющая своеобразие жанрово-стнпевых поисков поэта и этапы его творческой эволюции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The motive of rest in the early works of V.A. Zhukovsry

The category of rest is shown on the material of Zhukovsky's creative work in traditional, every-day life and gospel contexts. The category explains the originality in search of genre and style, conducted by Zhukovsky, and the stages of poet's creative evolution.

Текст научной работы на тему «Мотив покоя в раннем творчестве В. А. Жуковского»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Том №268 ноябрь 1999

ФИЛОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

УДК 82.08; 82.015

И. А. Поплавская

МОТИВ ПОКОЯ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ В.А. ЖУКОВСКОГО

На материале творчества В.А. Жуковского в традиционном, бытовом и евангельском контекстах рассмотрена категория покоя, во многом объясняющая своеобразие жанрово-стнпевых поисков поэта и этапы его творческой эволюции.

Категория покоя получает в русской культуре как религиозно-онтологическое, так и художественное осмысление. Религиозно-онтологическая семантика покоя раскрывается в книгах Ветхого и Нового Завета. Покой воспринимается здесь и как завершение миротворения, и как «субботний» покой, и как «акт творчества в духе». Покой трактуется и как наличие высшего Божественного замысла о мире и человеке и его воплощение в совместной деятельности Бога и человека, как «примирение Бога и человека в акте творческой синэргии» [1]. Кроме того, в православной керигматике сама ситуация «вхождения в покой» осмысляется и как восстановление внутренней цельности человека, приближение его к абсолютной свободе, и как предчувствие воскресения.

Категория покоя в светской книжной культуре XVIII - начала XIX в. получает иное значение и развивается в основном в трех направлениях. Это высокая ораторская и одическая традиция, которая понимает покой прежде всего как общественное благо, как воплощение общественного согласия и гармонии. Другая линия - гораци-анско-эпикурейская - трактует покой одновременно как чувственное и интеллектуальное наслаждение, в котором личность обретает нравственную чистоту и внутреннюю цельность. Третья, сентименталистская, линия видит в покое гармоническое слияние «внутреннего человека» с миром природы и культуры, непосредственное переживание «невыразимого».

Уже в своем раннем творчестве В.А. Жуковский обращается к мотиву покоя, который становится одним из ведущих и значимых в его поэтике и эстетике. Впервые этот мотив возникает в элегическом контексте. В стихотворении «Сельское кладбище» (1802) мотив покоя выступает как один из эмоционально-семантических центров произведения. Он передает пейзажную динамику стихотворения и одновременно формирует его поэтический хронотоп [2. С. 15]:

Лишь дикая сова, таясь под древним сводом Той башни, сетует, внимаема луной, На возмутившего полуночным приходом Ее безмолвного владычества покой.

Покой выступает здесь и как внутренняя тема стихотворения, обеспечивающая переход от описательной к медитативной части, от изобразительного, предметного ряда к выразительному, личностному. Своеобразие решения проблемы «внутреннего человека» в этой элегии видится в том, что «субъект в ней вынесен за пределы текста <...> он опосредуется темой и лишь в ходе медитации может факультативно становиться предметом самоанализа» [3].

В другом произведении, в переводе «Опустевшей деревни» (1805) Голдсмита, образ покоя соотносится уже с состоянием души лирического героя, с его внутренней рефлексией. Мотив покоя наделяется здесь отчетливыми про-

странственно-временными характеристиками и предполагает прежде всего воссоединение героя с родиной, с природ-но-родовым началом, обретение утраченных и онтологически значимых дня него ценностей [2. С. 24]: Я сладкою себя надеждой обольщал Там кончить мирно век, где жизни дар приял! В стране моих отцов, под сенью древ знакомых, Исторгшись из толпы заботами гнетомых, Свой тусклый пламенник от траты сохранить И дни отшествия покоем озлатить!

Мотив покоя осложнятся в этом произведении и мотивом странствия героя. Взятые вместе, оба мотива осмысляются как своеобразный пролог к последующей концепции двоемирия, судьбы и счастья в лирике Жуковского. В этой связи интересно замечание В.Н. Топорова о том, что заключительные строки этого перевода «послужили в дальнейшем основой для поэтической мифологемы благбго, счастливого исхода странствия - увенчания, блаженства, конечного и окончательного приюта здесь ...» [4].

Следующий этап в освоении этого мотива относится к лирике Жуковского 1806 года. Уже само заглавие элегии «Вечер», которая является программным произведением этого периода, актуализирует рассмотрение проблемы времени как важнейшей этико-философской и эстетической категории в раннем творчестве поэта Значимым оказывается мотив воды, водной стихии как символа вечного движения и изменчивости в природе, окружающем мире и человеческой душе. И не случайно в черновой редакции эта элегия первоначально называлась «Ручей».

Сознание лирического героя, организующее сюжетное и эмоциональное движение стихотворения, через пространственные (гора, поля, град, холмы, башни) и пространственно-временные образы (ручей, река, поток, солнце, луч зари) фиксирует переходные состояния в природе. Образ покоя как бы синтезирует в себе внешнее и внутреннее, природное и психологическое течение времени, жизни, их взаимовлияние и взаимоотражение [2. С. 28]:

Все тихо: рощи спят, в окрестности покой; Простершись на траве под ивой наклоненной, Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой, Поток, кустами осеенный.

Одновременно мотив покоя передает и хрупкое состояние равновесия, гармонии в мире, за которым последует преображение природы (появление луны) и рефлексия, откровение, прозрение лирического героя. Преображение природы и мира осознается в этой элегии как творческое состояние. Оно соотносится с поэзией, с образом «Музы благодатной», с внутренним предназначением лирического героя. Образ творческого покоя-преображения оказывается органически связанным и с мотивом отражения в воде [2. С.27-28]:

Как солнца за горой пленителен закат — Когда поля в тени, а рощи отдаленны; И в зеркале воды колеблющийся град Багряным блеском озарены. Но что?.. Какой вдали мелькнул волшебный луч? Восточных облаков хребты воспламенились Осыпан искрами во тьме журчащий ключ; В реке дубравы отразились.

Этот мотив метафорически фокусирует в себе саму сущность поэзии, процесс художественного творчества в эстетике Жуковского 1806-1808 гг. Он подразумевает естественное восприятие мира в его целостности; совпадение видимой преображенной авторским сознанием картины действительности, балансирование на грани этих двух миров; отражение небесного в земном и земного в небесном; выявление динамики в природе и в сфере человеческих чувств, раскрытие их сложного единства и взаимовлияния.

В лирике Жуковского 1806 г. этот мотив встречается довольно часто. Он получает психологическую конкретизацию и наполненность, соотносясь с неповторимыми характерами-судьбами поэтических персонажей и с особыми обстоятельствами их жизни. Так, в «Послании Элоизы к Абеляру» мотив покоя воспринимается:

- как внутреннее созерцание, приближающее человека к Богу, к вечности [2. С. 24]:

В сих мрачных келиях обители святой, Где вечно царствует задумчивый покой, ...Что сердце мирныя весталки возмутило?

- как напоминание об утраченной полноте мироощущения в «Идиллии» [2. С. 27]:

Теперь... теперь прости, души моей покой! Алина горда* столицы украшенье...

- как отдохновение, как воссоединение с героическим прошлым в «Песне барда» [2. С. 43]:

Герой, одряхший под венком...

Усталый ждет конца — и смерть ему покой...

В этой связи обращает на себя внимание известная эпиграмма Жуковского [2. С.38]:

Сей камень над моей возлюбленной женой. Ей там, мне здесь покой! В ней образ покоя является смысловым ключом ко всему произведению. Игра, основанная на столкновении противоположных значений этого образа-мотива, воспринимается как источник комического начала в эпиграмме. В поэтическом сознании героя сближаются мир потусторонний и земной, «там» и «здесь» и раскрываются многочисленные оттенки понятия: покой как успокоение, согласие с самим собой, как внутреннее равновесие, гармония и покой как знак вечности, как загробный покой, как покой-смерть. Можно сказать, что эта эпиграмма как бы синтезирует почти всю использованную раннее автором художественную семантику этого мотива. Так формируются в лирике Жуковского особые родовые (лирические, лиро-эпические) и жанровые контексты, в которых мотив покоя обретает эстетическую и художественную значимость

Интересующая нас проблема получает продолжение и в круге чтения поэта 1803-1806 гг. Ситуация обретения покоя личностью оказывается внутренне связанной с формирующейся у Жуковского философией счастья. Это подтверждают прежде всего записи, сделанные им при чтении трактата Цицерона «Об обязанностях» и философских замечаний к нему Христиана Гарве. Специально выделяя в книге Гарве проблему «внутреннего человека», Жуковский пишет на полях: «Человеческое совершенствование почитаемо счастием», «Искать счастия в самом себе», «Человеческое счастие есть продолжающееся или почти всегда приятное

ощущение бытия своего. Такое счастие - в нем самом, а не в предметах» [5. С. 24]. Сама концепция счастья неотделима в сознании поэта от общественной природы человека и его обязанностей по отношению к обществу и осмысляется как момент «бесконечного движения личности к идеалу», как непрерывное саморазвитие, связанное «с умственной деятельностью, никогда не знающей покоя» [5. С. 27].

Образ счастья актуализирует и проблему связи этического и эстетического в мировоззрении поэта. Это подтверждают и записи Жуковского на одной из страниц книги Шефтсбери: «Что такое счастие? Мыслить, чувствовать, действовать и быть во всех трех случаях довольным собою - вот счастие. Первые два = я сам; последнее = я + другие» [5. С. 30]. Концепция счастья дополняется здесь представлением об изначальной внутренней целостности личности, о взаимосвязи внешней и внутренней жизни человека, о высшей нравственности как проявлении истинно прекрасного.

В письмах Жуковского 1805-1806 гг. проблема становления личности также связана с его пониманием счастья и своего особого предназначения. Такая своего рода внутренняя программа автора предполагает «образование души своей», возможность «сделать все, что могу для других», приготовление к высшему существованию, которое «неразлучно с бытием Бога!» [6. С. 7].

Понятие счастья дополняется в письмах и дневниках Жуковского этого периода и формирующейся эстетикой дружбы, дружеского общения. Дружба воспринимается как процесс непрерывного взаимного совершенствования и одушевления, преображение человека; дружба выступает и как воплощенная философия практической деятельности, как «живая» эстетика творческого общения; дружба осознается и как процесс конструирования целостного бытия личности, как сфера соединения общего и частного, внешнего и внутреннего в человеке; дружба осмысляется и как осуществление бессмертия здесь, в земной жизни; дружба - это и момент самосознания автора, момент объективации себя в другом. Ср.: «...надобно только увериться, что мы не простые друзья <...> но такие, <...> на которых дружба имеет то же влияние, которое должна иметь религия на всякую благородную душу, то есть самое благодетельное, святое, оживляющее, ободрительное. ...Дружба есть добродетель, есть все, только не в одном человеке, а в двух...»; «...Оставляю до другой почты то, что я хотел сказать о самом себе, то есть о своем характере, о моей цели в жизни, вообще о моей частной жизни отдельно от нашей общей, которую должна нам дать дружба.»; «Ты должен быть со-гревателем моей души, должен поддерживать во мне чувство бессмертия. Если оно укоренится в душе нашей, то жизнь наша пройдет недаром. <...> Кто дал себе высокие чувства, тот дал себе все» [6. С. 7-18].

Своеобразным итогом развития этой темы в раннем творчестве Жуковского является послание «К Фи-лалету» (1808-1809). Как известно, это произведение в первых трех пожизненных собраниях стихотворений поэта печаталось с посвящением Ал. Ив. Тургеневу. Посвящение реальному лицу ни в коей мере не снимает значимости и условного адресата стихотворения - Фи-лалета (от греч. «любитель истины»). Напротив, двойной адресат послания позволяет рассматривать это произведение как в условно-поэтическом, так и в реально-биографическом контексте, точнее, на пересечении этих двух художественных традиций, что, по-видимому, соответствовало и эстетическим установкам автора.

В этом послании ситуация разлуки воспринимается как универсальное поэтическое состояние души, природы, мира, объединяющее автора, лирического героя

и адресата стихотворения, скрепляющее условный и биографический планы повествования. Образ разлуки раскрывает прежде всего психологическое переживание лирическим героем времени и пространства как важнейших эмоционально-содержательных категорий; разлука выступает здесь и как сладостное предчувствие смерти, «души покой» [2. С. 59]: Как часто о часах минувших я мечтаю! Но чаще с сладостью конец воображаю,

Конец всему - души покой, Конец желаниям, конец воспоминаньям, Конец борению и с жизнью и с собой... Разлука - это и «судьба неодолима», это испытание героя, это утраченная дружба и любовь и, что особенно важно, путь самопознания и самоопределения лирического героя [2. С. 60]:

Когда б всех благ земных, всей жизни

приношеньем Я мог - о сладкий сон! - той счастье искупить, С кем жребий не судил мне жизнь мою делить!.. ...Тогда б, мой друг, я рай в сем мире находил, И дня, как дара, ждал, к страданью пробуждаясь.

Именно высшее самопожертвование, путь искупления, страдания за тех, «кем жизнь для нас священна», составляют основу концепции жизни и счастья лирического героя, основу его личностного предназначения. В этом смысле мотив покоя в лирике Жуковского начинает восприниматься в евангельском контексте как путь испытания, путь самопожертвования и нравственного преображения, воскресения лирического героя. Этот мотив раскрывает совпадение высшего, небесного предназначения личности и ее земного воплощения, осознается как движение Бога и человека навстречу друг другу. Все это выступает как обязательное условие самореализации, самоосуществления личности, как обретение ею мирного и надмирного покоя.

Одновременно со стихотворным посланием «К Фи-лалету» Жуковский печатает в «Вестнике Европы» переводную критическую статью из И.-Я. Энгеля «О нравственной пользе поэзии» (Письмо к Филалету. 1809). Несомненно, существует внутренняя связь между этим посланием и критической статьей поэта. Говоря в статье о специфике эстетического, об его синтезирующей природе, Жуковский, вслед за Энгелем, считает нравственное чувство необходимым источником прекрасного в жизни и в искусстве. Постоянное совершенствование эстетических и нравственных представлений рассматривается автором как одно из непременных условий человеческого счастья. Жуковский пишет по этому поводу: «Счастье человека заключено в совершенстве его натуры, а натура его не что иное, как сумма тех дел, которыми одарил его верховный создатель, и тот, кто возвышает в нем ту или другую силу <...> тот, без сомнения, действует для его блага, ускоряет его стремление к совершенству» [7. С. 177]. Автор статьи актуализирует здесь важнейшую эстетическую проблему взаимосвязи автора, художественного текста и читателя. Эта проблема оказывается предельно значимой и для послания «К Филалету», и для формирующейся романтической эстетики и поэтики Жуковского. Не случайно в комментариях послание «К Филалету» рассматривается как «своеобразный постскриптум» к этой статье Жуковского, в нем «имя адресата, общий пафос размышлений о судьбе человека намечают продолжение разговора о нравственной пользе поэзии» [7. С. 388].

Послание «К Филалету» явилось одним из программных. произведений Жуковского. Оно открывало новый

этап в творческом развитии поэта. Своеобразие формирующейся концепции мира, необычное решение проблемы автора и героя, жанрово-стилевые искания, мелодика стиха - все это свидетельствовало о возникновении новой поэтической традиции в русской лирике начала XIX в. И не случайно это произведение очень активно входило в культурное сознание современников. Например, цитаты из послания часто использовались в дружеской переписке. Так, в письме А. И. Тургенева к Жуковскому и Воейкову (март 1814 г.) читаем: «Любите меня, я в вашей любви счастлив буду столько, сколько можно быть счастливым одною дружбой, ибо в любви по сю пору находил я одну мечту, «... тоску без разделенья И невозвратное надежд уничтоженье» [8].

Высокую оценку посланию дал H.A. Полевой в статье «Баллады и повести В. А. Жуковского» (1832). Он рассматривает это произведение как характерней-шее выражение типологических особенностей романтизма поэта: «Стихи «К Филалету» <...> я не отдам <...> за две трети всего, что потом написал Жуковский <...> Подобные создания, где воображение слито с сердцем и душою, не пишутся - нет! они сами собою изливаются из бытия человеческого» [9]. Об особой значимости этого произведения в поэтической системе Жуковского говорил и В.Г. Белинский. Во второй статье цикла «Сочинения Александра Пушкина» критик, процитировав фрагмент из послания «К Филалету», пишет: «Эти прекрасные стихи вдвойне замечательны: они исполнены глубокого чувства; в них слышится вопль души, - и они доказывают фактически, что не Пушкин, а Жуковский первый на Руси выговорил элегическим языком жалобы человека на жизнь» [10].

Рассмотрение мотива покоя в раннем творчестве Жуковского позволяет углубить представление о художественной картине мира поэта. Мир в эстетическом сознании Жуковского воспринимается как творимый мир, как результат совместной созидательной деятельности Бога и человека, как сотворчество Высшего и земного разума, как слияние Бога и человека в едином процессе духовного преображения. Значимой для Жуковского оказывается и концепция счастья. Счастье в восприятии поэта соотносится с рефлексией, самосозерцанием, внутренним покоем и в качестве его наивысшего проявления предполагает совпадение Божественного замысла о мире и человеке и его живого воплощения в реальной земной действительности.

Мотив покоя в раннем творчестве Жуковского отражает и его понимание личности. Раскрывая в стихах предназначение лирического героя, его судьбу, прослеживая в письмах и дневниках процесс собственного становления, автор исследует типологию характера человека в жизни и в литературе. И важным оказывается тип «естественного человека» в элегиях «Сельское кладбище» и «Вечер», тип героя-странствователя в «Опустевшей деревне», тип созерцателя, избранника в дневниках и письмах поэта, следующего путем нравственного восхождения и духовного преображения, евангельский контекст в послании «К Филалету».

Мотив покоя в творчестве Жуковского реализуется в определенных контекстах: традиционно-поэтическом, бытовом, евангельском. Именно благодаря контексту этот мотив превращается в значимую «сюжетологиче-скую единицу», связывающую неповторимый жизненный и художественный тексты поэта. Отсюда актуальным становится детальное изучение разнообразных контекстов, в которых раскрывается данный мотив, поскольку, как верно отмечает современный исследо-

ватель, «тексты порождаются не столько <...> существующими системами художественных языков, сколько реально предсушествующими текстами» [11]. Одна из основных функций мотива покоя в творчестве Жуковского предполагает воссоединение человека в акте твор-

ческого созерцания с его внутренним «я», с природой, Родиной, национальной культурой, с мирозданием, с Богом. Эта функция во многом объясняет своеобразие жанрово-стилевых поисков поэта, особенности его художественного метода, этапы творческой эволюции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об этом см.: Котельников В. А. «Покой» в релитояно-философских и художественных контекстах // Русская литература. 1994. № 1. С. 3-41.

2. Жуковский В. А. Поли. собр. соч. В 12т./ Под ред. A.C. Архангельского. СПб., 1902. Т. 1.

3. Вацуро В. Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа». СПб., 1994. С. 64.

4. Топоров В. Н. Пушкин и Голдсмит в контексте русской Goldsmithiana'u (к постановке вопроса). Wien, 1992. С. 26.

5. Пит. по кн.: Янушкевич A.C. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. Томск, 1985.

6. Письма В. А. Жуковского к А. И. Тургеневу. М., 1985.

7. Жуковский В. А. Эстетика и критика / Вступ. статья Ф. 3. Кавуновой и А. С. Янушкевича; Сост. и примеч. Ф. 3. Кануновой, О. Б. Лебедевой

и А. С. Янушкевича. М., 1985 С. 177.

8. Цит. по кн.: Веселовский А. Н., В, А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения». Петроград, 1918. С. 146.

9. Полевой Н. А., Полевой Кс. А. Литературная критика. Статьи и рецензии. 1825-1842. Л.,1990. С. 213.

10. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина / Вступ. статья и примеч. К. Тюнькина. М., 1985. С. 114.

11 Шатин Ю В. Мотив и контекст// Роль традиции в литературной жизни эпохи. Сюжеты и мотивы. Новосибирск, 1994. С. 7.

Статья представлена кафедрой русской и зарубежной литературы филологического факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию 10 января 1999 года.

УДК 82.08; 82.015; 82.08:159.9

A.C. Янушкевич

К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА. Из статей в «Онегинскую энциклопедию»

Даются статьи «Онегинской энциклопедии», подготовленные к 200-летию со дня рождения A.C. Пушкина. В каждой статье представлены комментарии к общекультурным и литературным реалиям пушкинского романа.

Хрестоматийное определение В.Г. Белинского, назвавшего пушкинский роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», было ориентиром для всех последующих критиков и литературоведов. «... уже самое количество бытовых тем и материалов принципиально отличает пушкинский роман от предшествующей литературы. В «Евгении Онегине» перед читателем проходит серия бытовых явлений, нравоописательных деталей, вещей, одежд, цветов, обычаев...», - так конкретизировал этот тезис критика внимательный и чуткий читатель и исследователь романа [1. С. 140]. Разумеется, и для критика XIX в., и для исследователя XX в. энциклопедизм романа не сводился к максимальной полноте изображения бытовой и социальной жизни России, чего требовал от пушкинского произведения Д.И. Писарев.

Уже Белинский конкретизировал свое представление о природе пушкинского романа, назвав его «актом сознания для русского общества». В этом смысле энциклопедизм «Евгения Онегина» - это воссоздание жизни русского общества 1820-х гг. во всех проявлениях его духовной жизни. И бытовой материал «истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками, по-новому, реалистически, то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу» [ 1. С. 146].

Комментаторы романа (H.JI. Бродский, В.В. Набоков, Ю.М. Лотман и др.) выявили многообразие реалий русской жизни, получившей отражение в пушкинском романе, и обозначили широкое культурологическое поле «Евгения Онегина». Само заглавие статей, предвосхищающих реальный комментарий в книге Ю.М. Лотмана: «Хозяйство и имущественное положение», «Образование и служба дворян», «Интересы и занятия дворянской женщины», «Дворянское жилище и его окружение в городе и поместье», «День светского человека», «Развлечения», «Бал», «Дуэль», «Средство передвижения», «Дорога» [2], - определяет масштаб пушкинского романа как «романа культуры» и проясняет смысл авторского определения своего произведения как «собранья пестрых глав». Пушкинская «пестрота» - это органический синтез реалий, настроений, явлений литературной жизни и т.д., того, что можно назвать «духом времени».

Энциклопедическая природа романа, вызывающая в сознании читателя и исследователя вереницу откликов, отзвуков, ассоциаций с миром русского космоса (A.A. Ахматова образно назвала «Евгения Онегина» «воздушной громадой»), требует и новых подходов к его прочтению. По инициативе и под руководством заместителя директора по научной части Московского музея A.C. Пушкина, акад. Н.И. Михайловой была предпринята попытка создания «Онегинской энциклопедии», где по законам жанра мир пушкинского романа предстал в виде особых статей, посвященных той или иной реалии «Евгения Онегина». Предлагаемые словарные статьи дают представление о сути этого любопытного и беспрецедентного замысла.

Текст романа в статьях цитируется по изданию: Пушкин A.C. Полн. собр. соч.: В 17 т. Т. 6. М. — JI., 1937 - с указанием в скобках главы - римской, строфы и стихов - арабской цифрами. Название романа «Евгений Онегин» обозначается аббревиатурой ЕО, «Путешествие Онегина» - ПО; Ж1, Ж2 - критические статьи Пушкина, в 11 и 12 тт. указанного ПСС с указанием страницы и строки; Пс - письма с указанием тома и порядкового номера.

Лит.: 1. Гуковский Г А. Пушкин и проблемы реалистического стиля, 1957. 2. Лотман Ю.М. Роман A.C. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Изд. 2-е. Л., 1983.

ЖУКОВСКИЙ. В крупных лиро-эпических, этапных произведениях, предшествующих ЕО («Руслан и Людмила», «южные поэмы»), поэтическая традиция «побежденного учителя», соревнование с ним, элементы пародирования постоянны. Определенное значение для творческой истории трагедии «Борис Годунов» (первоначальное посвящение, замысел Жуковским драматической поэмы из времен «смутного времени» -С1М_: [1. С. 305-308]) также имела личность «первого русского романтика». Вряд ли стоит доказывать, что

творческая память Жуковского - важнейшая составная часть лирического наследия Пушкина. Послания Пушкина к Жуковскому, как и поэтическая надпись к его портрету, воссоздавали зримый образ «возвышенной души, «сладострастья высоких мыслей и стихов» поэта «для немногих», пророчили бессмертие его поэзии.

Отсутствие имени Жуковского в тексте романа, повествующего об эпохе, во многом связанной с поэтической славой «литературного Коломба Руси», кажется неожиданным. И это тем более странно, что на страницах ЕО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.