Научная статья на тему 'Мотив оборванного детства в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди»'

Мотив оборванного детства в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2217
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ / ЭПИСТОЛЯРНЫЙ РОМАН / «БЕДНЫЕ ЛЮДИ» / МОТИВ ОБОРВАННОГО ДЕТСТВА / СЕМАНТИКА ОБРАЗА РЕБЁНКА / F. DOSTOEVSKY / «POOR FOLK» / EPISTOLARY NOVEL / MOTIVE OF THE INTERRUPTED CHILDHOOD / AN EXPLANATION OF THE IMAGE OF THE CHILD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сергеева И. С.

В статье предпринят анализ мотива оборванного детства в эпистолярном романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди» (1846). Устанавливается типичность трагических судеб детей, независимо от их социального статуса и происхождения, что вписывается в общую картину социального неблагополучия и несправедливости, воссоздаваемую в романе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The motive of the interrupted childhood in F. Dostoevsky''s novel «Poor Folk»

The article analyzes the motive of the interrupted childhood in F. Dostoevsky''s epistolary novel «Poor Folk» (1846). We set the typicality of the tragic fates of children regardless of their social status and origin. This fact fits into the big picture of social disadvantage and injustice, which is recreated in the novel.

Текст научной работы на тему «Мотив оборванного детства в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди»»

Русская классика: динамика художественных систем

ОБРАЗ - МОТИВ - СЮЖЕТ

И.С. СЕРГЕЕВА

(Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)

УДК 821.161.1.3(Достоевский Ф.М.)

ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,44

МОТИВ ОБОРВАННОГО ДЕТСТВА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БЕДНЫЕ ЛЮДИ»

Аннотация. В статье предпринят анализ мотива оборванного детства в эпистолярном романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди» (1846). Устанавливается типичность трагических судеб детей, независимо от их социального статуса и происхождения, что вписывается в общую картину социального не-благополуч я несправедл вост , воссоздаваемую в романе.

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, эпистолярный роман, «Бедные люди», мотив оборванного детства, семанти ка образа ребёнка.

...Иожесточается сердце ребёнка, и дрожит напрасно на холоде бедненький. словно птенчик, из разбитого гнёздыгшка вытавший.

Ф.М. Достоевский

«Бедные люди», названные В.Г. Белинским «первой попыткой у нас социального романа»1, - произведение, ознаменовавшее начало литературной деятельности Ф.М. Достоевского.

Исследуя особенности воплощения образа ребёнка в «Бедных людях», необходимо учитывать жанровую специфику произведения. «Бедные люди» - эпистолярный роман, в котором субъектная органи-зац я несет на себе основную «тяжесть» жанровой конструкц 2. Всё зображаемое в эп столярном романе даётся в свете сознан я п шу -щих героев. «Людей и события внешнего мира, - справедливо утверждает Г.М. Фридлендер, - автор заставляет проходить перед умствен-

1 См.: АнненковП.В. Литературные воспоминания. М. : ГИХЛ, 1960. С. 282.

2 См. об этом: Шер Е.Ю. «Последний Колонна» В.К. Кюхельбекера: реализация замысла романа в письмах : авторе—. дис. ... канд. филол. наук / Урал .гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. С. 9; Третьякова О.В. Феномен «роман в письмах» в русской литературе конца XVIII - первой трети XIX веков : авторе—. дис. ... канд. филол. наук / Урал.гос. пед. ун-т. Екатер нбург, 2012. С. 8.

Русская классика: динамика художественных систем

ным взором своих героев, раскрывая те разнообразные оттенки, которыми эти люди и события окрашиваются в их сознании в различные минуты душевной жизни Макара Алексеевича и Вареньки »3.

В письмах к Вареньке Макар Девушкин рассказывает историю семьи своего соседа - «чиновника без места» Горшкова («Бедны-то они, бедны - господи, бог мой!» - 424). Условия, в которых живут герои , поражают крайним неблагополучием: «Ну, в какую же я трущобу попал, Варвара Алексеевна! - пишет Макар Девушкин, - Ну, уж квартира! Прежде... у меня, бывало, муха летит, так и муху слышно. А здесь шум, крик, гвалт!» [33]. Духота, «гнилой остро-услащённый запах», соотносимый с запахом мертвечины, лестничные площадки с грязной посудой поломанной мебелью, выб тые окна - всё это угнетающе действует на сознан е человека, тем более ребёнка.

Семья Г оршковых состоит и з отца, матери и троих детей: мальчик «Петенька» («лет девят »), девочка («лет шест с небольш м») «грудной» ребёнок. Дет так замучены заб ты, что даже не хотят грать: «Всегда у н х в комнате т хо см рно, словно не ж вёт н -кто. Даже детей не слышно. И не бывает этого, чтобы когда-нибудь порезвились, поиграли дети, а уж это худой знак» [42]. Говоря о «худом знаке», Макар Алексеев ч словно предугадывает горе, которое вскоре постигнет семью Г оршковых: умирает старший мальчик Петя, «весь в отца, тоже такой чахлый» [42]. Девушки н пишет о горе семьи бедного ч новн ка с глубок м сочувств ем, о чём св детельствует использование им слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «У них уж и гробик стоит - простенький, но довольно хорошенький гробик; готовый купили, мальчик-то был лет девяти; надежды, говорят, подавал. А жалость смотреть на них, Варенька!» [74].

Для младшей сестрёнк смерть брата оказывается настоящ м потрясен ем: «Маленькая девочка, дочка, сто т пр слон вш сь к гробу, да такая, бедняжка, скучная, задумчивая!» [74]. Выражением потря-сённост станов тся недетская задумч вость девочк , даже какое-то оцепенен е, её полное равнодуш е к грам редк м в этой бедной семье сладостям: «Кукла какая-то из тряпок на полу возле неё лежит, -не играет; на губах пальчик держит; стоит себе - не пошевелится. Ей хозяйка конфетку дала; взяла, а не ела. Грустно, Варенька - а?» [75].

3 Фридлендер Г.М. «Бедные люд и» // История русского романа : в 2 т. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1962. Т. 1. С. 408.

4 Здесь и далее цит. по: Достоевский Ф.М. Собр. соч. : в 15 т. Л. : Наука, 1988. Т. 1 (с указанием страницы в тексте стать и). Здесь и далее курсив в цитатах наш. - И.С.

Русская классика: динамика художественных систем

Реакция родителей на смерть сына («Мать не плачет, но такая грустная, бедная. <...> Отец сидит в старом, засаленном фраке, на изломанном стуле. Слёзыг текут у него, да, может быть, и не от горести, а так, по привычке, глаза гноятся», [74]) отражает их душевную опустошённость бесс л е перед соц альным обстоятельствам . Возможно, смерть ребёнка даже нач нает воспр н маться взрослым как част чное збавлен е от непос льной для н х нош : «Им, может быть, - размышляет Макар Девушкин, - и легче, что вот уж один с плеч долой; а у них ещё двое осталось, грудной да девочка маленькая» (74). Трагически безысходно звучат слова Девушкина о том, что «между тем н с того н с сего, совершенно некстати, ребёнок родился, -ну, вот издержки; сын заболел - издержки, умер - издержки» [123]. Выход т, род вш йся на свет ребёнок оказывается л шн м, станов т-ся тяжк м бременем, с которым связаны непос льные для семь бедного ч новн ка « здержк ». Так, в раннем творчестве Ф.М. Достоевского возн кает траг ческ й мот в ненужност детской ж зн , мот в нежеланного ребёнка в услов ях неблагополучной соц -альной среды, ребёнка как обузы, а не как дарованного свыше счастья.

Смерть Горшкова окончательно лишает семью кормильца, и дети (шестилетняя девочка и грудной ребёнок) остаются сиротами. Находясь на пороге между ж знью смертью, Горшков «долго глад л по головке ребёнка» [133], прощаясь словно благословляя дочку: отец понимает, какие суровые испытания ждут сироту в будущем.

В кругозор Макара Девушк на входят не только бытовые сцены из жизни обитателей петербургского доходного дома (семья Горшковых), но сцены ж зн городской бедноты. Макар Девушк н сталк -вается с больной соц альной проблемой большого стол чного города - проблемой детского попрошайничества: это мальчики и девочки «с зап сочкам », нап санным от л ца «ум рающей» матер , которой нечем корм ть сво х детей. «Сред этнограф ческ х реал й, вошед-ш х в роман на правах художественного матер ала, - п шет в этой связи В.П. Владимирцев, - есть и редкостные, например обычай соби -рать подаяние по “записке”, представляющей собой один из видов го-

5

родского народного краснореч я» .

В «Бедных людях» появляется образ десятилетнего мальчика с «записочкой», которого замечает Макар Девушкин: мальчик «был бы хорошенький, да на вид больной такой, чахленький... в одной рубашонке да ещё в чем-то чуть ли не босой...» [119]. Подчёркиваются нездо-

5 Владимирцев В.П. Опыт фольклорно-этнографического комментария к роману «Бедные люди» // Достоевский. Материалы и исследования. Л. : Наука, 1983. Т. 5. С. 76-77.

Русская классика: динамика художественных систем

ровье ребёнка («чахленький»), его видимая бедность («в одной рубашонке», «чуть ли не босой»). Увлечённый игрой шарманщика, мальчик забывает на время о своих страданиях: «... разиня рот музыку слушает - детский возраст! загляделся, как у немца куклы танцуют, а у самого и руки и ноги окоченели, дрожит да кончик рукава грыгзёт» [119]. Когда прохожий бросил монету шарманщику, мальчик подумал, что деньг дал Девушк н, направ лся к нему прос ть м лостыню: «Подбежал он ко мне, ручонки дрожат у него, голосёнок дрожит, протянул он ко мне бумажку и говорит: записка!» [119]. Девушкин проч тал прежалостную мольбу в зап ске, но у него не было денег.

Чувствуя свою вину перед ребёнком из-за невозможности дать деньг , в д мо, желая её заглуш ть, Девушк н нач нает резонёрствовать: «Но только то дурно, что зачем эт гадк е матер детей не берегут и полуголых с записками на такой холод посышают. <...> Ну, да всё обрат ться бы, куда следует; а впрочем, может быть, просто мошенн ца, нарочно голодного чахлого ребёнка обманывать народ посылает, на болезнь наводит» [119-120]. С одной стороны, собирать м лостыню детей менно «посылал » взрослые, то есть попрошайн -чество являлось своеобразной формой эксплуатац детского труда. Но, с другой стороны, по всему в дно, что мальч к действ тельно нуждается в помощ : «Мальч к бедненький, посинелый от холода, может быть и голодный, и не врёт...» [119]. Рассуждая о таком промысле, к которому ребёнок пр общён с детства, Девушк н указывает на его последств я - развращен е детской душ : «И чему науч тся бедный мальчик с этими записками? Только сердце его ожесточается; ходит он, бегает, просит. <...> “Прочь! убирайся! шалишь!” Вот что слыш т он от всех, ожесточается сердце ребёнка, дрожит напрасно на холоде бедненький, запуганный мальчик, словно птенчик, из разбитого гнёздышка выпавший» [120]. От мальчика «с записочкой» тянется н ть к герою позднего рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» (1876), в котором тема детского беспри -зорничества раскрыта с большой силой и глуби ной.

В романе «Бедные люди» есть и примеры счастливого, как будто бы, детства. В первую очередь это история девочки Машеньки, внучки бывшей хозяйки Макара Девушкина, рассказанная в письме от «Апреля 8»: «Внучка у ней Маша была - ребёнком ещё помню её - лет тр -надцати теперь будет девочка. Такая шалунья была, весёленькая, всё нас смеш ла... » [38].

Люб мым занят ем Маш было слушать бабушк ны сказк во время зимних вечерних посиделок: «А дитя-то, шалунья-то наша, призадумается; подопрёт ручонкой розовую щёчку, ротик свой раскроет

Русская классика: динамика художественных систем

хорошеньк й , чуть страшная сказка, так жмётся, жмётся к старушке» [38]. Задумчивость резвушки Машеньки и ного рода, чем задумчивость дочк бедного ч новн ка Горшкова, потрясённой смертью брат ка. Это реакция эмоционально чуткого, живого ребёнка, впервые соприкасающегося с миром народного поэтического творчества. И для самого Макара Девушк на эт воспом нан я, которые «оч щаются от дурного» («Странное дело - тяжело, а воспоминания как будто приятные»), вызывают светлые, добрые чувства.

Именно в это время, о котором теперь вспоминает Макар Девушкин, у него было что-то похожее на семью («Огонь-то мы с нею [хозяйкой - бабушкой Машеньки - И.С.] вместе держали, так за одним столом и работали», «вот мы втроём так и жили»). И главной радостью этого маленького «семейного» м рка был ребёнок - Машенька. Но что случ лось с девочкой после смерт горячо люб вшей её ба-бушк , которой «лет тр надцать теперь будет», как слож лась ж знь с роты (в воспом нан ях Макара Девушк на нет упом нан я о её род телях), - об этом н чего не говор тся в романе. И это внос т тревожную ноту в воспом нан я героя, прон занные тёплым светлым чувством. Т ак, в роман вводится тема оборванного детства: кончается счастливая пора, и ребёнок оказывается одиноким и беззащитным в холодном жестоком м ре.

Сходной была судьба Вареньк Доброселовой. Детство, о котором геро ня рассказывает сама (в сво х «зап сках», посылаемых Макару Алексеевичу вместе с письмом от «Июня 1»), «было самым счастливым временем» её ж зн : «Началось оно не здесь, но далеко отсюда, в прови нции, в глуши» [46]. В отличие от жизни «в углу» семь Горшковых «маленькой такой кварт рк », где ж л прежде Макар Девушк н со старушкой-хозяйкой ее внучкой, пространство сельской ж зн в воспом нан ях Вареньк Доброселовой - это открытый д лл ческ й м р, наполненный радостью. Сама фам л я «Доброселова» связана с сельской местностью понят ем добра, доброты. Беззаботная деревенская ж знь в кругу семь , любовь род те-лей, общение с природой формируют открытый, импульсивный характер Вареньк .

Большую роль в восп тан Вареньк , как Машеньк , сыграл народные сказк . Осенью, когда завершаются все сельск е работы, нач нал сь домашн е пос делк , во время которых няня Ульяна сказывала сказки: «Сырые дрова трещат в печи... старая няня Ульяна рассказывает про старое время л страшные сказк про колдунов мертвецов. Мы, дет , жмёмся подружка к подружке, а улыбка у всех на губах. Вот вдруг замолчим разом... чу! шум! как будто кто-то сту-

Русская классика: динамика художественных систем

чит! Ничего не бывало; это гудит самопрялка у старой Фроловны; сколько смеху бывало!» [115-116].

Весёлое, радостное детство Вареньки наполнено солнечным светом предметно-бытовым образам домашнего уюта очага: «Солнце светит кругом яркими лучами, и лучи разбивают, как стекло, тонкий лёд. Светло, ярко, весело! В печке опять трещит огонь; подсядем все к самовару, а в окна посматр вает продрогшая ночью чёрная наша собака Полкан и приветливо махает хвостом. Мужичок проедет мимо окон на бодрой лошадке в лес за дровами. Все так довольны, так веселы!.. Ах, какое золотое было детство моё!..» [116]. Таким образом, в раннем творчестве Ф.М. Достоевского детство, в нормальном его вари -анте, осмысляется как счастл вая пора, куда человек хочет возврат ться, пон мая невозможность этого.

Однако переезд семь Доброселовых з деревн в Петербург, в надежде поправ ть ф нансовое положен е, пр вод т к тому, что счастливая жизнь Вареньки, которой на момент переезда было «ещё только двенадцать лет», сменяется тяжёлым городск м будням . По контрасту с образам деревн как некоего д лл ческого светлого рая в воспом нан ях Вареньк («Когда мы оставлял деревню, день был такой светлый, теплыш, яркий... все было так ясно и весело...») возни -кают в романе мрачные картины Петербурга («... при въезде нашем в город, дождь, гнилая осенняя изморозь, непогода, слякоть толпа новых, незнакомых л ц, негостеприимных, недовольных, сердитых!» -47). Два м ра - две резко прот вопоставленных друг другу стад ж зн геро н .

Вареньку отдают в панс он, к распорядку которого ей очень трудно было привыкать, всё казалось ей чужим. Девочка часто тоскует по родному дому: «Бывало, по вечерам все повторяют л учат урок ; я сижу себе... шевельнуться не смею, а сама всё думаю про домашний наш угол, про батюшку, про матушку, про мою старушку няню, про нянины сказки...» [47]. Так поддерживается уже возникший в «Бедных людях» мот в од ночества ребёнка, нас льно оторванного от семь , от родного дома: «Станет подход ть вечер, - п шет Варенька, -грусть нападёт смертельная, нужно в девять часов в панс он дт , а там всё чужое, холодное, строгое... пойдёшь в уголок и поплачешь од-на-одинёшенька... » [83]. Снова возн кает образ «угла»: с одной стороны, «домашн й угол» - с нон м дома, семь , очага, - в котором, пр малост его (в Петербурге), не тесно, в котором ребёнок продолжает ж ть в окружен бл зк х любящ х людей. С другой стороны, это «угол» («уголок»), куда заб вается об женный, од нок й ребёнок, чтобы выплакать своё горе. И всё-так в пору своей панс онской ж з-

Русская классика: динамика художественных систем

н Варенька ещё не так од нока ( звестно, что на выходные девочку заб рал домой).

После смерт отца Вареньку, которой в ту пору было четырнадцать лет, её мать берёт под опеку х дальняя родственн ца - Анна Фёдоровна. Во время нелёгкой жизни в доме Анны Фёдоровны отду-ш ной для Вареньк станов тся её первая любовь к бедному студенту Покровскому. В «зап сках» Вареньк зображён процесс возн кнове-н я ещё совсем детского чувства влюблённост в душе девочк -подростка (позднее этот опыт будет продолжен в оп сан чувств мальчика к мадемуазель М* в рассказе «Маленький герой»). После смерти Покровского и матушки, Варенька остаётся круглой сиротой. От покров тельства Анны Фёдоровны Варенька долго не сможет збав ться , в конечном счёте, пр её содейств она будет «продана» помещику Быкову. Подобная же судьба ожидает и двоюродную сестру Вареньки - Сашу, «сиротку, без отца и матери», очередную «воспитанницу» сводни Анны Фёдоровны.

Так м образом, стор я пров нц альной дворянской семь , выбитой из колеи жизни, и судьба ребенка-сироты предстают как ти -п чные в романе. Незав с мо от соц ального статуса про схожде-н я героев, х детство зображается Достоевск м как резко, внезапно оборванное, а знач т, оно воспр н мается автором романа как ненормальное, скалеченное.

Истор детей, х судьбы, переданные, благодаря эп столярной форме, с неподдельной скренностью правд востью, вп сываются в карт ну всеобщего неблагополуч я, которая воссоздается Ф.М. Достоевским в романе «Бедные люди». Анализ показывает, что в раскрыт темы детства в первом опубл кованном романе п сателя соц альный аспект зображен я является дом н рующ м. Именно судьба детей, как она зображена в «Бедных людях», является св де-тельством соц альной несправедл вост жестокост современного писателю мира. В дальнейшем будут усложняться и семантика образа ребенка, трактовка Достоевск м темы детства. Но уже в «Бедных людях» обнаруж вается его «глубокая боль о человеке» (Н.А. Добролюбов), которая будет определять в дальнейшем гумани -ст ческ й пафос творчества автора «вел кого пят кн ж я».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.