Научная статья на тему 'Мотив материализации души в ранней лирике Александра Кушнера'

Мотив материализации души в ранней лирике Александра Кушнера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
421
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ / MATERIALIZATION / ДУША / SOUL / ПРЕДМЕТНЫЙ МИР / OBJECTIVE WORLD / БЕССМЕРТИЕ / IMMORTALITY / РУССКАЯ ПОЭЗИЯ / РУССКИЕ ПОЭТЫ / RUSSIAN POETS / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / RUSSIAN PO-ETRY / POETIC CREATIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванова Валерия Игоревна

Статья посвящена исследованию мотива материализации души в ранней лирике Александра Кушнера. Анализ трех стихотворений показывает нетрадиционное представление поэта о душе, изображенной вне человеческого тела. Вместилищем души становятся предметы, символизирующие науку. Так в первом стихотворении душа предстает перед нами в виде колбочки с реактивами, что делает её доступной к восприятию и осмыслению. Во втором стихотворении магнитофон становится вместилищем души, он наделяет душу бессмертием. И уже в третьем стихотворении граммофонная пластинка заключает в себе душу, выраженную через голос. Благодаря этому предмету оживает фрагмент мира в воображении лирического героя. Все три стихотворения, представленные в работе, позволяют проследить мотив материализации души вне религиозного контекста, что говорит об интересе поэта к научным открытиям на раннем этапе творчества, характерном для поэтов шестидесятников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the category of “eternity” and “materiality”, presented in the second collection of poetry by Alexandr Kushner's “Night Watch”. Analysis of three poems shows how everyday objects of urban environment function as a guide in the space of eternity. Saltcellar in the first poem opens up a world of Derzhavin's life, where the lyrical hero is able to carry out the cultural dialogue with the poet predecessor and become immortal with him. Photo in the second poem becomes a repository of personal time. The result of this creative activity not only stops time, with the help of its specific properties, it provides immortality for the soul. The third poem, “The building of the Commanding staff” metaphorically objectified subject experiences into a paper roll, which becomes a symbol of eternity. Further-more, all three interpretations of the poems presented in the work, allow us to see the identity of the category of time and eternity in the poetic universe of A. Kushner. This journey through time allows getting closer to the timeless space.

Текст научной работы на тему «Мотив материализации души в ранней лирике Александра Кушнера»

Драфт: молодая наука

В.И. ИВАНОВА

(Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия)

УДК 811.161.1-14(Кушнер А.)

ББК Ш33(2Рос=Рус)6-8,445

МОТИВ МАТЕРИАЛИЗАЦИИ ДУШИ В РАННЕЙ ЛИРИКЕ АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА

Аннотация. Статья посвящена исследованию мотива материализации души в ранней лирике Александра Кушнера. Анализ трех стихотворений показывает нетрадиционное представление поэта о душе, изображенной вне человеческого тела. Вместилищем души становятся предметы, символизирующие науку. Так в первом стихотворении душа предстает перед нами в виде колбочки с реактивами, что делает её доступной к восприятию и осмыслению. Во втором стихотворении магнитофон становится вместилищем души, он наделяет душу бессмертием. И уже в третьем стихотворении граммофонная пластинка заключает в себе душу, выраженную через голос. Благодаря этому предмету оживает фрагмент мира в воображении лирического героя. Все три стихотворения, представленные в работе, позволяют проследить мотив материализации души вне религиозного контекста, что говорит об интересе поэта к научным открытиям на раннем этапе творчества, характерном для поэтов шестидесятников.

Ключевые слова: материализация, душа, предметный мир, бессмертие, русская поэзия, русские поэты, поэтическое творчество.

Предметный мир Александра Кушнера уже неоднократно привлекал внимание литературоведов, а предметность в лирике поэта интерпретировалась в различных аспектах. Так, в работе С. Ю. Сухановой и П. А. Цыпилевой [Суханова, Цыпилева 2011: 126-141] мотив опредмечивания эмоциональных состояний возводится к античной литературе, в частности работа отсылает к учению Гераклита. В монографии Д. Б. Пэна [Пэн 1992: 1-63] выделяется такая особенность лирики А. Кушнера как обытовление внешней среды. Об ощущении полноты жизни, достигаемой лирическим героем через вещность бытия говорит в своей статье Т. В. Алешка [Алешка 2002: 3-9]. Используя накопленную базу, рассмотрим в пределах поэтической реальности А. Кушнера функционирование мотива материализации души.

© Иванова В. И., 2017

44

Драфт: молодая наука

В критике уже сложилась традиция выделять первые два сборника «Первое впечатление» (1962) и «Ночной дозор» (1966) как ранний период творчества поэта. Такое деление творчества Кушнера имеет признание не у всех литературоведов и критиков. Но мы считаем правомерным рассмотреть стихотворения 1962-1966 годов как самостоятельный период творчества, согласившись с мнением А. Урбана [Урбан 1986: 152] и Д. Пэна, Г. Красухина [Краснухин 1970: 254], М. Пьяных [Пьяных 1985: 194]. В данных работах основным критерием деления на этапы творчества становится связь вещного мира и человеческой души.

Само понятие «душа» как метафизическое явление появляется далеко не сразу. А. Ф. Лосев [Лосев 1957: 24- 41] в книге «Античная мифология и ее историческое развитие» показывает изменение во взглядах греков на феномен души как вместилища жизненных сил. Наиболее древним было отождествление души с птицами, которые мечутся в страхе по воздуху, как души над телом. Позднее сформировался взгляд на душу, как на порхающие тени и бессильные сновидения, но душа здесь мыслится бестелесной. А. Ф. Лосев также описывает представления древних о переселении человеческих душ в животных. Одним из излюбленных символов души многих народов была бабочка. В античности именно она вылетает из погребального костра, то летает над покойником, то отправляется в Аид. Греческое слово -psyche - обозначает и «бабочку» и «душу». Несомненно, и сам человек некогда представлялся вполне фетишистски. Душевная жизнь человека осмысливалась функциями тела и всем человеческим организмом. Органы человека в виде сердца, почек, глаз, волос, крови и слюны первоначально представлялись самой душой, а уже позднее стали мыслиться как ее носители (диафрагма стала седалищем души). И не случайно, само значение слова «душа» во многих языках (латинский, греческий и т. д.) имеет значение «дыхания». В мировой литературе еще со времен античности сложилась традиция изображения души, ее жизни и движения посредством ощущений, перцепций, подчеркивающих неразрывность в живом человеке телесного восприятия и души.

В стихотворении А. Кушнера «Душа - таинственный предмет», которое входит в сборник «Первое впечатление», с первой строки мы видим, как лирический субъект отходит от традиционного мифологического представления души. Здесь душа - это не та самая бабочка (psyche), о которой говорилось выше: «Она не с крылышками, нет!» [Кушнер 1963: 94]. Душа мыслится в совершенно новом обличии, она - таинственный предмет и изображается вне человеческого тела, полу-

Драфт: молодая наука

чает собственное феноменологическое бытие, но при этом она материально воплощена. Для выражения мысли о феноменологии души как таковой, вне зависимости от телесных перцепций, душа помещается в колбочку с реактивами.

Выбор предмета необычен, ведь в привычном понимании, колбочка является символом науки и интеллекта, что само по себе противоречит понятию «душа». Но, употребление уменьшительно -ласкательной формы слов «крылышки» и «колбочка», свидетельствуют об особом отношении лирического «Я» к предмету. Ведь именно она - колбочка становится образом одного из управляющих центров человеческого организма.

С помощью олицетворений и парного соединения однородных членов «Сжимаясь ночью от обид,/ Она весь день в огне проводит. / В ней вечно что-нибудь кипит, /И булькает, и происходит: / Взрывается и гаснет вновь, / Откладывается на стенки» [Кушнер 1963: 94] мы видим процессы, происходящие в колбочке, которые отражают реакции, происходящие в душе. А результат химических реакций -«...получается любовь, / И боль, и радость, и оттенки». Усиленное восприятие внепредметного явления в материальном теле создается благодаря использованию в стихотворении синтаксических выразительных средств. Синтаксический параллелизм в третьей и четвертой строке: «Она не с крылышками, нет! / Она на колбочку похожа» [Кушнер 1963: 94], показывает противоречивую связь души и предмета. Восклицание в третьей строке утверждает мысль субъекта о том, что есть душа. В восьмой и девятой строке параллелизм усиливает нарастание интонации, что создает ощущение интенсивности реакций в предмете. Этому способствует и анафора в последних двух строках, и многосоюзие в последней строке. Ощущение противоречия создается сочетанием ритмического и синтаксического уровня. Ритмический рисунок показывает присущий кушнеровскому стилю спокойный тон, выраженный использованием четырехстопного ямба с перекрестной рифмовкой с чередованием женской (в четных строках) и мужской (в нечетных) рифмы, которая по совпадению звучания всегда точная. Оставаясь спокойным, лирический герой Кушнера через реалии понимает феноменологию переживания человеческого я. Опредметив духовное, нематериальное, психоэмоциональное, соотнеся колбочку с эссенцией, он показал жизнь души с помощью предмета, ведь отсутствие перцепций позволяют сконцентрироваться на феноменологии души как таковой. Поместив ее в трехмерное измерение - вещный

2017 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 5 Драфт: молодая наука

мир, поэт делает душу возможной для восприятия, переживания и осмысления.

Феномен материализации души раскрывается у Кушнера и в стихотворении «Магнитофон», входящем в сборник «Первое впечатление» 1962 года. Здесь душа, заключенная в магнитофонную ленту, становится бессмертной, и потому лирический герой видит «Будущее - за магнитофоном» [Кушнер 1997: 14], несмотря на то, что слова могут быть зафиксированы на бумаге, именно голос вызывает ассоциацию с поэтическим произведением.

Смерть поэта неминуема как смерть его физического тела, но душа поэта в виде голоса, отделившегося от тела, с помощью магнитофона может ожить «хотя б на полчаса» [Кушнер 1997: 14]. И сам магнитофон, с помощью олицетворения «под глазком его зеленым», как бы помещая в себя душу в виде голоса, оживает.

В восьмой строке лирический герой с помощью обращения просит не жалеть ленты, потому что только с ней в предстоящем веке могут зазвучать голоса, как в жизни. Усиливается эмоциональное восприятие строки с помощью восклицания. А перифраз «Точно нам не опускали веки» [Кушнер 1997: 14] образно характеризует дух того, кто уйдет из земной жизни. Используя снова перифраз «ближних» в девятой строке, субъект высказывания обращается к будущему поколению с просьбой оставить их опредмеченные души в материальном мире и не стирать их «ради джаза». В десятой строке лирический субъект поторапливает катушку магнитофона, для того, чтобы она скорее записала голос, душу на пленку и сделала ее бессмертной. Оживление души показано в стихотворении с помощью олицетворений «проныра» и «пролаза». Олицетворения «Техника спасает наши души / И берет к себе на небеса» [Кушнер 1997: 14] снова говорят о том, что магнитофон запечатлевает голос, который с помощью предмета обретает специфическую телесность. Так, магнитофон становится вместилищем души, как пушкинский нерукотворный памятник. Кушнеровский герой, как и пушкинский, говорит: «Нет, весь я не умру - душа в заветной лире / Мой прах переживет и тленья убежит». И рукотворная магнитофонная лента здесь - артефакт, который сохраняет нерукотворный голос.

Композиция стихотворения, не предполагающая строфическую организацию, создает ощущение крутящейся катушки магнитофона посредством отсутствия деления на строфы, как событийных завершений. Так, подобно катушке, которая крутится и торопится, лирический субъект торопится оставить голос на катушке, успеть свою душу наде-

Драфт: молодая наука

лить бессмертием. Но субъект высказывания все-таки делает паузы, с помощью перенесения окончания предложения из 11 -й стихотворной строки в другую, следующую за ней. Такой перенос создает в стихе ритмическую паузу, тем самым выделяя основные лирические центры стихотворения - «Голос мой, / проныра и пролаза» [Кушнер 1997: 14]. Такой же перенос наблюдается и в 16-й строке. Субъект намеренно делает паузу, потому что для него важно, что не нужно ругать науку, не нужно разум противопоставлять душе, ведь научный тип мировосприятия не означает отсутствие душевности и способности видеть мир одухотворенным, поэтому лучше просто послушать «Как звучат на ленте голоса». Так, метафизическое в стихотворении «Магнитофон» становится физически опредмеченным и позволяет говорить о возможности душе оставаться в земном мире после смерти телесной оболочки.

Тот же мотив материализации души прослеживается и в стихотворении «Пластинка», вошедшем в сборник «Ночной дозор». Здесь, как и в «Магнитофоне», благодаря предмету - пластинке, душа обретает бессмертие. Лирический герой становится проводником от физического к метафизическому состоянию души, от пластинки к звуковому и визуальному образу: «Я слушаю тихое пенье, / Приставив ладони к лицу» [Кушнер 1997: 32]. Эпитет следующей строки «старой» содержит напоминание о смерти певца как физического организма и бессмертии его души, которая переместилась в старый предмет. Именно граммофонная запись создает отношения прошлого с настоящим, певца с субъектом высказывания. И эта встреча сопровождается шипением пластинки, которое «на руку» и певцу и его слушателю, ведь именно оно позволяет расширить образ, наполнить его компонентами. Эпитеты «далекий», «тихий», «глух», ощущение удаления образуют из звукового сравнения образно-визуальное: «Как будто в нелегкой дороге / Ворсинки пристали к нему» [Кушнер 1997: 32]. Шорохи пластинки, качество звука и голоса создают в воображении лирического субъекта образ дождя, который с помощью олицетворения «вкрадчивый» обретает новый уровень восприятия. В третьей строфе появляется и сам образ «осторожного» певца: «Пел в свитере, горло щадя» [Кушнер 1997: 32]. Использование синтаксического параллелизма «Как будто» в строфе, подчеркивает то, что перед нами не реальный человек, а его образ, его душа. И когда певец переводит дыхание, образуется пауза, она снова заполняется шуршанием, которое отсылает лирического героя в прошлое «Когда граммофонная запись / Так несовершенна была» [Кушнер 1997: 32]. Олицетворения «прибли-

Драфт: молодая наука

жаясь», «пятясь» показывают, как в стихотворении постепенно оживает все: голос певца, сам певец, природа, тот день, когда была сделана запись и вся комната, а благодаря анафоре в этой строфе, усиливается ощущение интенсивности появления образа предметов: «И вижу я столик дубовый / На крашеных ножках резных, / И записи оттиск готовый, / И несколько проб запасных» [Кушнер 1997: 32]. Воссоздание картинки завершается образом самого артиста: «И свитер суровый его / Он шутит: немножко нечисто, / Но страшного нет ничего» [Кушнер 1997: 32]. Между лирическим героем и объектом изображения появляется связь. Они оба понимают, что эта шероховатость и пение среди помех и есть высшая радость, потому что сама жизнь, в отличие от ее фильтрации в тексте, всегда несет в себе моменты шероховатости. И шорох на старой пластинке более убедителен и правдоподобен, чем чистейшая студийная запись, которая создает ощущение вакуума и безжизненности. Именно старая граммофонная пластинка заключает в себя голос - душу, встроенную в жизнь. И именно благодаря голосу певца и оживает фрагмент мира.

Ровный, спокойный тон стихотворения и использование четырехстопного ямба с перекрестной рифмовкой и чередованием женской (в нечетных строках) и мужской (в четных) рифмы, которая по совпадению звучания практически всегда точная, подчеркивает образ лирического героя, который тихо, прижав ладони к лицу воссоздает картинку с помощью песни на граммофонной пластинке. Он погружается в звук и его спокойный тон, позволяет ему все ближе и ближе увидеть картину жизни певца и самого певца.

Проанализированные стихотворения позволяют сделать вывод о том, что в ранней лирике Александра Кушнера прослеживается мотив материализации души. Метафизика души все всякого религиозного и мистического контекста у поэта не случайна. Во всех трех стихотворениях душа обретает бессмертие благодаря использованию тех возможностей и средств, которые появились в нашей жизни с помощью науки. Именно она становится формой опредмечивания мысли. Такая интерпретация научных открытий специфическим метафизическим образом у Кушнера говорит об интересе поэта к научным открытиям на раннем этапе творчества, характерном для поэтов шестидесятников. А восприятие предметной реальности позволяет представить духовную реальность как синтез эмоционально-волевого и мыслительного начал.

2017 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 5 Драфт: молодая наука

ЛИТЕРАТУРА

Алешка Т. В. Вещный мир поэзии А. Кушнера // Научные труды кафедры русской литературы БГУ. - 2002. - № 1. - С. 3-9.

Краснухин Г. И разговор у нас совсем иной пошел // Новый мир. -1970. - № 3. - С. 252-254

Кушнер А. Избранное. Стихотворения. - СПб.: Художественная литература, 1997. - 496 с.

Кушнер А. Первое впечатление. - М.; Л.: Сов. писатель, 1962. - 96

с.

Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. -М.: Учпедгиз, 1957. - 598 с.

Пьяных М. Ф. «Покой нам только снится...» // Русская советская поэзия 1965-1985 годов. - Л., 1985. - С. 192-203.

Пэн Д. Б. Мир в поэзии А. Кушнера: монография. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1992. - 63 с.

Суханова С. Ю., Цыпилева П. А. Функции античного претекста в лирике А. Кушнера // Вестник ТГУ: Филология. - 2011. - Вып. 2 (28). - С. 126-141.

Урбан А. А. Пятая стихия // Нева. - 1986. - № 9. - С. 151-160.

Науч. руководитель: Налегач Н. В., д.ф.н., проф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.