Научная статья на тему 'МОТИВ ДОРОГИ И ДОРОЖНАЯ СИМВОЛИКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. Г. КОРОЛЕНКО «АТ-ДАВАН», «ФЕОДАЛЫ» И А. И. ГОНЧАРОВА «ФРЕГАТ «ПАЛЛАДА»'

МОТИВ ДОРОГИ И ДОРОЖНАЯ СИМВОЛИКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. Г. КОРОЛЕНКО «АТ-ДАВАН», «ФЕОДАЛЫ» И А. И. ГОНЧАРОВА «ФРЕГАТ «ПАЛЛАДА» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
630
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНАЯ СИМВОЛИКА / В. Г. КОРОЛЕНКО / А. И. ГОНЧАРОВ / ЯКУТИЯ / КОНЦЕПТ / ТРОЙКА / ЯМЩИК / КОЛОКОЛЬЧИК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузьмина Лена Январична, Петрова Елена Владимировна

В статье дается обзор мотива дороги и дорожной символики в фольклоре и произведениях русских писателей 19 века, для которых символика дороги была константой русской души и национального характера. Делается попытка анализа произведений В. Г. Короленко и А. И. Гончарова в аспекте дорожной символики. Наибольший интерес уделяется особенностям восприятия символов дороги в главе «Обратный путь через Сибирь» из книги очерков «Фрегат Паллада» И. А. Гончарова, рассказов «Ат-Даван» и «Феодалы» из цикла «Сибирские рассказы и очерки» В. Г. Короленко. Творчество В. Г. Короленко широко изучается в школах Якутии, предоставляя современным читателям культуроведческий и краеведческий материал о якутской действительности 10 века, увиденный глазами ссыльного писателя в период с 1881-84 г. Дорожная символика произведений (ямщик, колокольчик, тройка) являются традиционными концептами русской литературы и культуры. Знакомство с ними школьников билингвальной школы в произведениях русской литературы служит формированию метапредметных результатов, отвечающих требованиям нового ФГОС в условиях современной образовательной парадигмы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOTIV OF THE ROAD AND ROAD SYMBOLS IN THE WORKS OF V. G. KOROLENKO «ATAV-DAVAN», «FEUDAL LORDS» AND A. I. GONCHAROV «FRIGATE PALLAS»

The article provides an overview of the road motif and road symbols in folklore and the works of Russian writers of the 19th century, for whom the road symbolism was a constant of the Russian soul and national character. The attempt is made to analyze the works of V. G. Korolenko and A. I. Goncharov in the aspect of road symbols. The greatest interest is paid to the peculiarities of the perception of road symbols in the chapter «The Way Back Through Siberia» from the book of essays «The Frigate Pallada» by I. A. Goncharov, the stories «At-Davan» and «Feudal Lords» from the cycle «Siberian Stories and Essay» by V. G. Korolenko. Creativity of V. G. Korolenko is widely studied in schools in Yakutia, providing modern readers with cultural and local history material about the Yakut reality of the 10th century, seen through the eyes of an exiled writer in the period from 1881-84. The road symbols of works («the driver», «the bell», «the troika») are traditional concepts of Russian literature and culture. The introduction of bilingual school students to them in the works of Russian literature serves to form meta-subject results that meet the requirements of the new Federal State Educational Standard in the conditions of the modern educational paradigm.

Текст научной работы на тему «МОТИВ ДОРОГИ И ДОРОЖНАЯ СИМВОЛИКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. Г. КОРОЛЕНКО «АТ-ДАВАН», «ФЕОДАЛЫ» И А. И. ГОНЧАРОВА «ФРЕГАТ «ПАЛЛАДА»»

Мотив дороги и дорожная символика в произведениях В.Г. Короленко «Ат-Даван», «Феодалы» и А.И. Гончарова «Фрегат «Паллада»

Кузьмина Лена Январична,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Методика преподавания русского языка и литературы», ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: kuzminaly@mail.ru

Петрова Елена Владимировна,

магистрант, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: epetr5@mail.ru

В статье дается обзор мотива дороги и дорожной символики в фольклоре и произведениях русских писателей 19 века, для которых символика дороги была константой русской души и национального характера. Делается попытка анализа произведений В.Г. Короленко и А.И. Гончарова в аспекте дорожной символики. Наибольший интерес уделяется особенностям восприятия символов дороги в главе «Обратный путь через Сибирь» из книги очерков «Фрегат Паллада» И.А. Гончарова, рассказов «Ат-Даван» и «Феодалы» из цикла «Сибирские рассказы и очерки» В.Г. Короленко. Творчество В.Г. Короленко широко изучается в школах Якутии, предоставляя современным читателям культуроведческий и краеведческий материал о якутской действительности 10 века, увиденный глазами ссыльного писателя в период с 1881-84 г. Дорожная символика произведений (ямщик, колокольчик, тройка) являются традиционными концептами русской литературы и культуры. Знакомство с ними школьников билингвальной школы в произведениях русской литературы служит формированию ме-тапредметных результатов, отвечающих требованиям нового ФГОС в условиях современной образовательной парадигмы

Ключевые слова: дорожная символика, В.Г. Короленко, А.И. Гончаров, Якутия, концепт, тройка, ямщик, колокольчик.

В каждой национальной литературе можно найти традиционные образы, мотивы и символы. В русской литературе одним из часто встречающихся мотивов является дорога.

Русские дороги - это утомительные, бесконечные, длинные, которые могут вызвать чувство тоски, тревоги, нестерпимой спешки, ожидание радости от встречи и множество разных значений.

Свое начало мотив дороги берет с фольклора. Образ дороги можно найти в русских пословицах и поговорках, песнях, сказках, былинах.

Пословицы и поговорки: «Всякому своя дорога», «Где дорога там и путь», «Едешь на день, а хлеба бери на неделю!»

Песня «Сормовская дорога»: «Ах, сормовска больша дорожка... Она слезами улита Она слезами улита, да, По ней ходили рекрута»

В сказках мотив дороги встречается в следующих случаях: когда герои нарушают запрет и дорога выступает как наказание («Колобок», «Гуси-лебеди») или герой отправляется на поиски кого-то или чего-то («Царевна - лягушка»)

Образ, мотив, символы дороги часто встречаются в произведениях русских писателей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова и многих других.

Мотив дороги у А.С. Пушкина проходит красной нитью через все его творчество. В стихотворениях «Зимняя дорога» (1826), «Приметы» (1829), «Бесы» (1830), «Таврида» (1822), в повести «Метель» (1830), в романе в стихах «Евгений Онегин» (1833), в романе «Капитанская дочка» (1836).

В стихотворении «Зимняя дорога» лирический герой находится в грустном настроении. Дорога кажется ему монотонной, скучной («По дороге зимней, скучной», «Колокольчик однозвучный утомительно гремит.»). Все знают предысторию написания данного стихотворения. Нина из стихотворения является прообразом Софьи Пушкиной, которая отказалась выйти замуж за А.С. Пушкина в 1826 году. Описываемая дорога в стихотворении является описанием настоящего визита А.С. Пушкиным к Софье Пушкиной. Дорога в этом произведении символизирует жизненный путь самого поэта, которому его жизнь кажется скучной, тоскливой. Предчувствие отказа подтолкнуло поэта написать столь грустное стихотворение.

В романе «Евгений Онегин» дорога показывает широту, пространство романа. Место действий: Петербург, Москва, Псковская губерния, поездка Онегина (Москва, Нижний Новгород, Астрахань,

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

минеральные источники, Крым, Одесса, Петербург).

Не только в лирике дорога предстает как символ жизни, но и в прозе, роман «Капитанская дочка» тому подтверждение. В романе дорога - это путь жизни, в котором встречные могут помочь в будущем, таким образом, мотив дороги как продолжение жизни героев реализован через прием преодоления трудностей при помощи героя-антипода.

В повести «Метель» дорога окутана мистикой, таинственностью, высшими силами, дорога как бы становится основным лейтмотивом повести.

Мотив дороги в произведениях А.С. Пушкина может быть разным. Дорога может быть дорогой жизни, может показать широту произведения, даже может выступать как таинственный герой произведения.

Иная дорога у М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени». Дорога для героя это куски событий из своей жизни и из жизни встречных ему людей, мотивом становится воспоминание.

Одним из писателей, в творчестве которого мотив дороги встречается часто, является Н.А. Некрасов. «В дороге» (1845), «Тройка» (1847), «Железная дорога» (1864), «Кому на Руси жить хорошо» (1877) и другие.

«В дороге» в диалог вступают ямщик и лирический герой. Ямщик рассказывает историю из своей жизни, дорога здесь выступает не просто как место действия, но и показывает изменение состояния души крестьянина.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» дорога выступает как связующая часть, показывающая жизненный путь человека (выбор Гриши Добро-склонова между двумя путями в жизни).

Можно найти в творчестве Некрасова много произведений где используется мотив дороги-путешествия, который часто встречается у других русских писателей (А.Н. Радищев, Н.С. Лесков, Н.В. Гоголь, В.Г. Короленко, Н. Гумилев...).

И в фольклоре, и в литературе дорога может иметь разные смыслы, трактовки, разные символики. Но, обычно, в сознании русского народа дорога связана с горькой долей, душевными коллизиями, особенностями русского мировосприятия. Так как по дороге нес крестьянин свое последнее, через длинную дорогу пролежал путь в ссылку, дорога сулила расставание [5].

Непросто Г. Гачев сказал: «модель русского движения - дорога. Это основной организующий образ русской литературы» [1].

Ведь мотив дороги объединяет целый ряд образов (путешественник, скиталец, ссыльный).

Мотив дороги можно разделить на несколько групп по тому, в каком виде они присутствуют в произведении:

- в автобиографии писателя. Это может быть воспоминания, письма, очерки писателей (трилогия М. Горького);

- в произведении жанра «путешествие», где герои произведений путешествуют или отправ-

ляются в путь (Н.М. Карамзина «Письма русского путешественника», А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», Н.В. Гоголь «Мертвые души»); - герой произведения «приезжий», «путешественник», «странник» приходит на место действия произведения (А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума» начинается после приезда Чацкого).

Символы дороги могут быть разными, часто выступают как сны - предвестники через определенный образ (подкова, цыганка, обувь, вокзал). Некоторые из этих символов встречаются и в литературе, но основными русскими национальными символами являются ямщик, колокольчик, тройка.

Тройка вошла в русский быт всего в начале XIX века. До этого обычно запрягали парами, по четверо или по шестеро. Это даже отразилось в поэзии того времени. В «Возращение в отечество любезного моего брата.» С.А. Ширинскогой-Шихматова написано:

«Но кто там мчится в колеснице На резвой двоице коней?..» Затем начали запрягать три лошади в один экипаж для удобства езды по русским дорогам. Тройка была чисто русским изобретением. Одним из первых это слово применил Батюшков К.Н. в стихотворении 1809 года «Отъезд» («На тройке в Питер улечу»).

Далее стал употреблять слово тройка А.С. Пушкин, но в ранних стихах тройка означало просто тройку, и не несла в себе никакую смысловую нагрузку. В «Евгении Онегине»:

«Евгений ждет: вот едет Ленский На тройке чалых лошадей.» В этих строках смысл переложен на образы чалых лошадей, а слово тройка несет количественное определение.

Только со временем тройка стала дорожной символикой.

Колокольчик. Как и тройка, колокольчик вошел в обиход позже. До колокольчика использовали под дугой рожок, и обычно предвещало о приезде почты. Но в «Капитанской дочке» есть такая деталь - «пугачевский колокольчик». Но первый колокольчик датируется 1802 годом, значит, во времена пугачевского восстания не было еще колокольчиков. Таким образом, данная деталь выдумана А.С. Пушкиным, но не просто так, во времена Пушкина колокольчик имели лишь помещики.

Можно заметить, что колокольчики различались: «почтовые», «дилижансные» и «фельдъегерские». Каждый из них нес себе разную смысловую нагрузку. Если звуки почтовых колокольчиков предвещали вести, новые впечатления, то звуки фельдъегерских колокольчиков - неприятности. Некоторые колокольчики имели свой собственный звон: «Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за нами» (VIII, 354), «Чу! колокольчик, слава Богу, это исправник» (VIII, 218).

Но при разнообразии колокольчиков, обычно использовали характеристику как «колокольчик

однозвучный» (А.С. Пушкин в «Зимней дороге» и Вяземский в «Дорожных думах»), но это не мешало для разнообразия восприятия колокольчика.

Ямщики появились с появлением почты, т.е. с XV века. Раньше почта называлась ямом, а почтовые службы - ямской гоньбой. Ямщиков набирали с крепостных. Обычно в пути они раздумывались о русской подневольной жизни. Поэтому их песни заунывные, грустные, а иногда и лихие, но за ее лихостью все равно скрывается трагедия и отчаяние. Существует огромное количество ямщицких песен («Однозвучно гремит колокольчик», «Тройка мчится, тройка скачет», «Ямщик, не гони лошадей» и много других.).

Рассмотрим особенности дорожной символики в «Сибирских рассказах и очерках» В.Г. Короленко.

В книгу «Сибирские рассказы и очерки» вошли произведения, в основу которых легли впечатления писателя от ссылки в Якутии, где В.Г. Короленко пробыл с ноября 1881 по сентябрь 1884 года. Л.П. Якимова отмечает, что, обращаясь к инонациональной действительности, русский писатель испытывал на себе влияние не только особенностей психологии, быта и нравов изображаемого народа, но и его образа мышления, его эстетических вкусов, и это рождало совершенно особое художественное качество, как в творческом почерке писателя, так и в истории литературы. [2]. В сборник вошли следующие произведения: «Соколи-нец», «Федор Бесприютный», «Черкес», «Искушение», «Ат-Даван», «Государевы ямщики», «Феодалы», «Адъютант его превосходительства», «Станочники», «Омоллон», «Обрывок».

Особенность данных рассказов и очерков заключается в восприятии якутских реалий жизни писателем и художественно-публицистическом описании этих впечатлений.

В.Г. Короленко интересовался якутским фольклором: песнями, олонхо. Именно через эпос он достиг понимания сознания якутского народа, тому пример рассказ «Сон Макара», в котором сформировался мифологизм сознания писателя. Устное народное творчество якутов с большим количеством анафор, так же, повлияло на писателя, так же любимым приемом писателя стала антитеза. Исследователи считают, что на это повлиял резко континентальный климат Якутии, а также на антропологическое мировоззрение В.Г. Короленко могла повлиять природа Якутии, отношение якутов к природе [3].

Каким образом представлена дорожная символика в произведениях «Ат-Даван» и «Феодалы», какое влияние оказала на писателя Якутия и на его восприятие дороги и их символов. Образы тройки, колокольчика, ямщика встречаются в рассказах, но в большинство случаев они не несут в себе никакую смысловую нагрузку.

Описание в рассказе «Ат-Даван» проезда Арабын-тойона носит иной характер: «две тройки мчались, как птицы, с смертельным ужасом в глазах, ямщик походил на мертвеца, застыв-

шего на облучке с вожжами в руках; седок стоял, сверкал глазами и размахивал флагом.» [4]. Птица в творчеестве Короленко всегда ассоциировалась с образом свободы. В произведениях «Соколинец» (1885) образ бродяги сопоставлен с соколом, как символом свободы, «Птицы небесные» (1889) главный герой умирает на берегу реки подобно птице, в повести «Без языка» (1895) Матвей Лозинский представляет себя чайкой. Таким образом, представим, что тройка здесь становится символом свободы. А свобода для человека, находящегося в ссылке - это мечта, стремление, но в то же время это страх и ужас, что ее опять могут отнять. Поэтому свобода «мчится», боясь быть пойманной, нор свобода в данном описании носит устрашающий характер, связанный с образом бесчеловечного повелителя дикого края Арабын-тойона, от которого зависит жизнь маленьких людей почтовой станции Ат-Даван, перевод которого звучит как Ат-лошадь, Даван-Дабан-стремление, желание).

В «Ат-Даване» описывается ситуация, где рассказчик уснул, а когда проснулся «не было слышно колокольчика» и «ямщик исчез». Это навевает тревогу и страх на рассказчика. Колокольчик и ямщик выступают как символ того, что все идет по плану, но, в то же время звуки колокольчиков сбивчивые, шумные, тревожные, неровные, отчаянные, судорожные, отражающие душевное состояние автора.

В рассказе «Ат-даван» описываются ямщики, расположившиеся возле камелька. Ямщик - якут запевает тягучую песню на родном языке. Писатель удивляется песне, слышит в ней стихийность импровизацию, дикую древность, одновременно находит в ней природную красоту. Сравнивает песню с плачем, с шумом ветра. Песня отражает душевное состояние горечи исполнителя, как и ямщики России, он поет о своей тяжелой жизни.

Можно обратить внимание на эпизод из рассказа «Феодалы», где рассказчик с ямщиками едут через горы. Ямщики рассказывают случаи, когда тройки срывались с утеса, иногда с людьми. Ямщик это главный проводник между жизнью и смертью, без его умений и знаний дороги в этих суровых краях не выжить, среди ледяных торосов и вечной мерзлоты.

Таким образом, в рассказах В.Г. Короленко дорожная символика отражает следующие концепты русского народа;

1. Тройка - символ унылой трудной дороги и свободы-несвободы.

2. Колокольчик - символ состояния души.

3. Ямщик - это представитель простого народа, а также проводник между свободой и неволей, жизнью и смертью.

Особенность восприятия мотива дороги в данных рассказах заключается в том, что дорога изображается не только как путь, а как испытание и наказание.

Рассмотрим дорожную символику в отрывке из книги очерков «Фрегат «Паллада»« А.И. Гон-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

чарова. С 1852-1855 годах А.И. Гончаров входил в личный состав фрегата секретарем главы морской экспедиции Е.В. Путятина. В это время он писал путевые заметки, которые затем в 1858 году опубликуются в журнале. С экспедицией писатель побывал в Англии, странах Африки, Китае, Японии, а вернулся писатель через Сибирь.

Таким образом, за тридцать лет до того как В.Г. Короленко отправят в ссылку в Амгинскую слободу, в Якутии был еще один замечательный писатель А.И. Гончаров. Отличительная черта его посещения - путешествие.

Из «Фрегата «Паллада» проанализируем дорожную символику из гл VII «Обратный путь через Сибирь».

Совсем иное описание поездки на тройках у Гончарова «я мчался так, что дух захватывало», «я подскакивал на двух тройках». Для писателя поездка на тройке связана с ощущением восторга, скорости.

Автор отмечает, что звук колокольчика редок в этих краях: «вдруг вперед от нас бросилось в испуге еще непривычное здесь к этим звукам стадо лошадей» [2]. Традиционный для русского народа звук колокольчика, как символа России, чужд слуху местного населения и вызывает испуг у лошадей.

Ямщики у писателя являются связующим звено между путниками, которые поехали вперед («Они, как я узнал от ямщиков, сделали одну станцию в телегах, а дальше поехали верхом»), путеводителем в незнакомом месте («"Где же это я? кто тут живет?" - спросил я своего ямщика. «Исправные якуты живут» (исправные - богатые), - отвечал он.») [2]. И.А. Гончаров подмечает ловкость конной езды ямщика-якута: «Оно довольно красиво: телега подпрыгивает, якут едет рысью там, где наш ямщик задумался бы проехать шагом» [2].

Мотив дороги у писателя - это путешествие, приключение, которое у него связано с открытием нового, неизведанного, а тоска по Родине проходит в ожидании эмоций радости, ведь он возвращается домой, полный от впечатлений путешествия.

Таким образом, два русских писателя, побывавшие в Якутии при разных обстоятельствах, показали свое видение главных символов русского народа в условиях якутской действительности того времени.

Мотив дороги и дорожная символика имеет свойство меняться от эпохи, места, жизненных обстоятельств писателя или поэта. Дорожная символика - это пример умения трансформировать символ под определенные обстоятельства. Это еще раз доказывает, что язык - живое, развивающееся явление.

Литература

1. Гачев Г. Национальные образы мира: Космо-психо-логос/ Г. Гачев. - М.: Прогресс-Культура, 1995. - 479с.

2. Гончаров А.И. «Фрегат "Паллада"» // [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://e-libra.ru/read/333967-fregat-%C2%ABpallada%C2%BB.html (дата обращения: 20.05.17)

3. Иванова О.И. Влияние якутской действительности на эволюцию константных мотивов в творчестве В.Г. Короленко: монография / О.И. Иванова. - Якутск: Издательский дом СВ-ФУ, 2013. - 144 с.

4. Короленко В.Г. «Сибирские рассказы и очерки» // [электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: http://royallib.com/book/korolenko_vladimir/ sibirskie_rasskazi_i_ocherki.html (дата обращения: 20.05.17)

5. Мотив дороги в русской литературе. Тема скитаний и странствий. // [электронный ресурс] -Режим доступа. - URL: http://www.eduneed.ru/ ededs-95-1.html (дата обращения: 20.05.17)

THE MOTIV OF THE ROAD AND ROAD SYMBOLS IN THE WORKS OF V.G. KOROLENKO «ATAV-DAVAN», «FEUDAL LORDS» AND A.I. GONCHAROV «FRIGATE PALLAS»

Kuzmina L. Ya., Petrova E.V.

North -Eastern federal university named after M.K. Ammosov

The article provides an overview of the road motif and road symbols in folklore and the works of Russian writers of the 19th century, for whom the road symbolism was a constant of the Russian soul and national character. The attempt is made to analyze the works of V.G. Korolenko and A.I. Goncharov in the aspect of road symbols. The greatest interest is paid to the peculiarities of the perception of road symbols in the chapter «The Way Back Through Siberia» from the book of essays «The Frigate Pallada» by I.A. Goncharov, the stories «At-Davan» and «Feudal Lords» from the cycle «Siberian Stories and Essay» by V.G. Korolenko. Creativity of V.G. Korolenko is widely studied in schools in Yakutia, providing modern readers with cultural and local history material about the Yakut reality of the 10th century, seen through the eyes of an exiled writer in the period from 1881-84. The road symbols of works («the driver», «the bell», «the troika») are traditional concepts of Russian literature and culture. The introduction of bilingual school students to them in the works of Russian literature serves to form meta-subject results that meet the requirements of the new Federal State Educational Standard in the conditions of the modern educational paradigm.

Keywords: road symbols, V.G. Korolenko, A.I. Goncharov, Yakutia, concept, troika, coachman, bell.

References

1. Gachev G. National images of the world: Cosmo-psycho-logos/ G. Gachev. - M.: Progress-Culture, 1995. - 479s.

2. Goncharov A.I. «Frigate Pallada» // [electronic resource] -Access mode. - URL: http://e-libra.ru/read/333967-fre-gat-%C2%ABpallada%C2%BB.html (accessed: 05/20/17)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ivanova O.I. The influence of Yakut reality on the evolution of constant motives in the work of V.G. Korolenko: monograph / O.I. Ivanova. - Yakutsk: NEFU Publishing House, 2013. - 144 p.

4. Korolenko V.G. «Siberian stories and essays» // [electronic resource] - Access mode. - URL: http://royallib.com/book/koro-lenko_vladimir/sibirskie_rasskazi_i_ocherki.html (date of reference: 05/20/17)

5. The motive of the road in Russian literature. The theme of wandering and wandering. // [electronic resource] - Access mode. -URL: http://www.eduneed.ru/ededs-95-1.html (accessed: 05/20/17)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.