Научная статья на тему 'Мотив денег в романе Ф. М. Достоевского «Игрок»'

Мотив денег в романе Ф. М. Достоевского «Игрок» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1512
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ / ИГРОК / ДЕНЬГИ / МОТИВ / ЛЕЙТМОТИВ / РОМАН / ПЕРСОНАЖ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / СОБЫТИЙНЫЙ УРОВЕНЬ / СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО / РОК / F. M. DOSTOYEVSKY / "THE GAMBLER" / MONEY / MOTIF / MAIN IDEA / NOVEL / PERSONAGE / PSYCHOLOGICAL LEVEL / EVENT LEVEL / LINK / FATE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шлапакова Екатерина Владимиров- На

Статья посвящена рассмотрению мотива денег в романе Ф. М. Достоевского Игрок. Благодаря последовательному художественному развитию данного мотива выделяются основные его проявления: мотив денег характеризует персонажей, предопределяет события в романе, является связующим звеном среди других мотивов и тем самым организует все произведение на событийном и психологическом уровнях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Motif of Money in F. M. Dostoyevskys Novel The Gambler

The article is devoted to the motif of money in F. M. Dostoyevskys novel The Gambler. Due to the consistent development of this motif, its main functions are singled out, i.e.: the motif of money characterizes the characters, predetermines the events in the novel, links other motifs, and thus organizes the novel on the event and psychological levels

Текст научной работы на тему «Мотив денег в романе Ф. М. Достоевского «Игрок»»

МОТИВ ДЕНЕГ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ИГРОК»

Е. В. Шлапакова

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению мотива денег в романе Ф. М. Достоевского «Игрок». Благодаря последовательному художественному развитию данного мотива выделяются основные его проявления: мотив денег характеризует персонажей, предопределяет события в романе, является связующим звеном среди других мотивов и тем самым организует все произведение на событийном и психологическом уровнях.

Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, «Игрок», деньги, мотив, лейтмотив, роман, персонаж, психологический уровень, событийный уровень, связующее звено, рок.

Summary. The article is devoted to the motif of money in F. M. Dostoyevsky's novel "The Gambler". Due to the consistent development of this motif, its main functions are singled out, i.e.: the motif of money characterizes the characters, predetermines the events in the novel, links other motifs, and thus organizes the novel on the event and psychological levels.

Keywords: F. M. Dostoyevsky, "The Gambler", money, motif main idea, novel, personage, psychological level, event level, link, fate.

Для более глубокого понимания художественного произведения, необходимо подробно проанализировать его, условно разлагая на мельчайшие компоненты. Простейшей единицей сюжетного развития в литературе является мотив, значимость которого зависит от его роли в художественной конструкции.

Классические представления о мотиве как смысловом ядре, выполняющем определенную функцию в тексте, были сформированы трудами В. Я. Проппа,

A. Н. Веселовского, Б. В. Томашевского,

B. Б. Шкловского, А. П. Скафтымова, Г В. Краснова и др.

А. Н. Веселовским было выделено одно из ключевых определений моти-

ва как простейшей неразложимой содержательной единицы сказочного повествования: «Под мотивом я разумею простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения» и «Признак мотива - его образный одночленный схематизм; таковы неразлагаемые далее элементы низшей мифологии и сказки» [1, с. 303, 305]. Таким образом, главным свойством мотива, по Веселовскому, явилась неразложимость, основанная на семантической целостности мотива.

Многие исследователи определяют мотив через базовые понятия события и повествования. О базовой

365

366

связи мотива и события писали в своих работах А. Л. Бем, А. И. Белецкий, В. Я. Пропп, О. М. Фрейденберг, Е. М. Мелетинский, Н. Г. Черняева, Н. Д. Тамарченко, Ю. В. Шатин. По мнению Мелетинского, структура мотива может быть уподоблена структуре предложения (суждения), он предлагает рассматривать мотив как одноактный микросюжет, основой которого является действие.

Таким образом, мотив, являясь средством развертывания фабулы произведения, играет роль «движущей силы» сюжета. Мотив, тем самым, является своеобразным «аккумулятором действия», будучи наделенным функцией привносить новую информацию в художественный мир произведения.

Выделение в художественном произведении одного мотива, в данном случае мотива денег, обращает наше пристальное внимание на его роль в художественном целом и является одним из возможных способов анализа, позволяющим увидеть хорошо известные произведения в ином свете.

Мотив денег способствует развитию многих литературных классических сюжетов. Даже в фольклоре тема денег затрагивалась не раз, где золотые предметы являлись сакральными и оказывали самое непосредственное влияние на судьбы людей.

Исследованию значения мотива денег посвящены многие работы литературоведов. В литературе «деньги говорят» и тем самым являются одним из активных субъектов авторского слова.

Мир денег в литературе во многом определяет окружающий и внутренний мир персонажа, начиная от одежды и предметов интерьера и заканчи-

вая его личным отношением к деньгам. Положение в обществе, социальный статус, предметы роскоши, а также четко названные суммы - все это указывает на мотив денег в литературе, который зачастую передает общую атмосферу эпохи.

В творчестве Ф. М. Достоевского мотив денег является одним из самых значительных. Его роль определяется тем, что он, переплетаясь с другими мотивами, несет на себе важную тематическую нагрузку. В ранних повестях писателя мотив денег является в основном побочным, в романах же он становится одним из центральных, то есть выполняет важную сюжетную и композиционную функции, характеризует персонажей, мотивируя отчасти их действия.

В романе Ф. М. Достоевского «Игрок» мотив денег, наследства, определяет главную интригу романа. Интересно то, как автор прописывает отношение каждого из персонажей к деньгам. В соответствии с этим, система персонажей романа делится на два лагеря. Отрицательные персонажи корыстны, жадны, лживы и глупы (генерал Загорянский, мадемуазель Бланш, процентщик Де-Грие). Положительные - честны, умны и образованны (Алексей, Полина, мистер Астлей). Таким образом, герои романа характеризуются через их отношение к деньгам, что отражает их нравственную суть.

Расчетливость в разной мере свойственна каждому из этих персонажей, каждый из них ожидает от денег исполнения своих определенных желаний и планов. В зависимости от намеченных целей по использованию денег, герои проявляют свое особое к ним отношение.

Так, генерал Загорянский, оказавшийся жертвой искренней слепой любви, представляет полученные в наследство деньги как возможность заполучить любовь молодой француженки Бланш, погасить долги и вернуть имение: «Бедный генерал, он погиб окончательно! Влюбиться в пятьдесят пять лет, с такою силою страсти, - конечно, несчастие. Прибавьте к тому его вдовство, его детей, совершенно разоренное имение, долги и, наконец, женщину, в которую ему пришлось влюбиться» (гл. III); «Вообще все зависит теперь от нашего состояния, то есть от того, много ли может генерал показать им денег» (гл. III).

Генерала Загорянского, как и Пи-скарева из «Белых ночей», можно отнести к типу мечтателей, которые, не видя подлости в ситуации, где она есть, тем самым делают себя виноватыми. «Достоевский показывает не только то, как иллюзии оправдывают зло, но и как они сами при известных условиях могут превратиться в зло» [2, с. 46].

Мадемуазель Бланш с нетерпением ожидает, когда генерал получит наследство, мечтает распоряжаться его миллионами и стать генеральшей: «она согласилась выйти только за деньги» (гл. VIII). Интересно заметить, что мадмуазель Бланш, в свою очередь, было хорошо известно о несчастном положении генерала и его семьи, но в то же время она не собиралась обратиться с проявлением сочувствия даже по отношению к неповинным генеральским детям. Ожидание богатства и легкая нажива становились ее фанатичной целью. Это говорит о том, что деньги руководят поведением Бланш и среди всех персонажей, попавших под их негативное влияние, она занимает одну из самых низших ступеней: «Трудно представить

себе что-нибудь на свете расчетливее, скупее и скалдырнее разряда существ, подобных m-lle Blanche» (гл. XVI).

Француз Де-Грие ждет наследства генерала, надеясь вступить во владение его имуществом: «француз действительно выручил прошлого года генерала и дал ему тридцать тысяч для пополнения недостающего в казенной сумме при сдаче должности. И уж разумеется, генерал у него в тисках» (гл. III). Основной целью для Де-Грие является женитьба на Полине, падчерице генерала, которая тоже имеет право на часть наследства. Получая такую невесту, Де-Грие надеется на укрепление своего финансового положения.

Полина также находится в ожидании наследства, но тем не менее деньги для нее не представляют особого интереса, а являются лишь средством для удовлетворения собственной гордыни. Между Полиной и Де-Грие была связь, и теперь Полина одержима желанием бросить деньги, добытые влюбленным Алексеем, в «подлое лицо» француза, который без бабушкиного наследства отказался на ней жениться: «Мне во что бы ни стало нужны деньги, - сказала она, - и их надо добыть; иначе я просто погибла» (гл. I).

Англичанин мистер Астлей также не попадает под негативное влияние денег. Будучи в несколько раз знатнее и богаче француза, он в то же время остается в тени романа, выступая в роли друга Полины и Алексея. Астлей не одержим страстью к деньгам, потому что сам является богатым человеком: «У него есть какой-то chateau (замок фр.). Мне еще вчера генерал говорил об этом решительно» (гл. I); «Француз красивее, но он подлее; а англичанин, сверх того что честен, еще в десять раз богаче» (гл. I); «маркиз вчера прогово-

367

368

рился: он вдруг сказал в общем разговоре, не помню по какому поводу, что мистер Астлей колоссально богат» (гл. III); «мистер Астлей - племянник лорда, настоящего лорда, это известно всем, лорда Пиброка» (гл. VII).

Алексей Иванович, молодой учитель в семье генерала, изначально также принадлежит к числу положительных героев романа. Своим поведением он не проявляет особого интереса к деньгам, презирает накопительство и не мечтает о заоблачных суммах, так как не считает себя каким-то особенным для того, чтобы ими обладать: «А я лучше захочу всю жизнь прокочевать в киргизской палатке, - вскричал я, - чем поклоняться немецкому идолу» (немецкому способу накопления богатств), (гл. IV); «Не хочу я быть Гоппе и Комп. чрез пять поколений. Мне деньги нужны для меня самого, а я не считаю всего себя чем-то необходимым и придаточным к капиталу» (гл. IV).

В начале романа Алексей выступает как носитель высоких моральных ценностей, духовно развитая личность, свободная ото всех пороков. Деньги для него не имели особенного смысла, разве только когда затрагивались его честь и самолюбие. «Нет, не деньги мне были дороги!» (гл. XVII). «В антропологии Достоевского человек, духовно живущий, стоит высоко. Мысль, направленная на широкое осознание жизни и себя в ней, для него необходимое условие прекрасного, истинно человеческого существования» [3, с. 218]. К концу романа образ Алексея эволюционирует с точностью до наоборот, могущество денег губит его душу.

Иной тип героя представлен в лице Антониды Васильевны Тарасевичевой. Антонида Васильевна - богатейшая особа, нажившая свой собственный ка-

питал. Тарасевичева связывает свое отношение к деньгам исключительно с лицемерной обходительностью ее родственников по отношению к ней. По приезду Тарасевичева сразу же отказывает генералу в деньгах за его отношение к себе. И это неудивительно, ведь налицо факт «наигранного» поведения генерала, француженки и маркиза Де-Грие. Они начинают бесстыдно заискивать перед пожилой женщиной, чтобы наследство не обошло их стороной: «Но бабушке, уж неизвестно почему, отвели такое богатое помещение, что даже пересолили: четыре великолепно убранные комнаты, с ванной, помещениями для прислуги, особой комнатой для камеристки и прочее, и прочее» (гл. ХХ); «Не знаю, за кого они все приняли бабушку, но, кажется, за чрезвычайно важную и, главное, богатейшую особу. В книгу внесли тотчас: «Генеральша княгиня Тарасевичева», хотя бабушка никогда не была княгиней» (гл. ХХ); «M-lle Blanche смеялась, была скромно весела и даже весьма любезно заигрывала иногда с бабушкой, так что та ее наконец похвалила» (гл. ХХ).

Ввиду неискренности таких действий в Тарасевичевой просыпается чувство возмездия, которое подсказывает ей наказать своих близких за их жеманство, оставив без денег: «Но бабушка уже произнесла давеча роковую фразу: «Денег я тебе не дам».

Власть денег в романе Ф. М. Достоевского «Игрок» вездесуща. Деньги, меняя свой облик, проходят различными лейтмотивами через весь текст. Один эпизод, связанный с деньгами предопределяет следующий. Мотив денег, словно звенья, нанизывает на себя другие мотивы - долга (долг генерала и Полины перед маркизом Де-Грие), расточительности (растрата «на показ»

генеральских денег), расчетливости (замужество по расчету француженки Бланш), бездумности (влюбленный генерал, промотавший все деньги на любовницу); подлости (властный и корыстолюбивый Де-Грие), попрошайничества (попрошайки, подкарауливающие героев около игорного дома) и т.д.

Через отношение героев к деньгам, через проявление их характера, мотив денег в романе вводится в темы гордости (Полина), грехопадения (Алексей), возмездия (помещица); сребролюбия (Бланш), чести (Астлей) и бесчестия (Де-Грие).

Погоня за деньгами в романе перерастает в надежду на завещание, перетекающее в ожидание наследства, которое ускользает и меняет поведение и планы героев. Мотив денег предопределяет последующие события романа, выполняя смыслопорождающие и сюжетовыстраивающие функции.

Вся сюжетная линия «Игрока» оттенена мотивом денег, выступает из него и снова погружается. Среди множества эпизодов и картин, связанных с деньгами, деньги становятся связующим звеном всех событий и судеб в романе.

Основной конфликт в романе связан с противоречием материальных интересов и духовных (отношения Полины и Алексея), что в свою очередь говорит о кульминационной функции мотива денег. Полина знает цену деньгам из отношений с французом Де-Грие. Ей известна страшная тайна о том, что в этом мире все продается и покупается, даже любовь. Де-Грие отказывается жениться на Полине, пока она не получит наследства, а Полина не желает быть с тем, для кого на первом месте деньги, а не любовь.

Обратившись к Алексею с просьбой заработать для нее денег, Полина

переступила через свою гордыню. Он же покидает ее в критический момент, воспринимая ее приход как божественный знак, толкающтй его к могуществу. «В своих отношениях с Полиной Алексей стремится подтвердить свою романтическую, благородную, дворянскую идентичность. Однако в основе его стремления к аристократической личности лежит жажда денег, несовместимая с истинным «дворянством» [4, с. 252]. Выигрыш денег приносит герою ощущение власти, но Полина отказывается быть вещью, которую можно купить или продать: «не возьму ваших денег, - проговорила она презрительно»; «Я даром денег не беру» (гл. XV). «Клянусь, мне было жаль Полину, - говорит ему Алексей, - но <...> с <...> той минуты, как я дотронулся вчера до игорного стола и стал загребать пачки денег, - моя любовь отступила как бы на второй план» (гл. XV).

Уже после, отбывая вместе с Бланш в Париж, Алексей еще до конца не осознавал своего нравственного падения, ему казалось, что он еще успеет подняться и нормализовать свое положение: «Жизнь переламывалась надвое, но со вчерашнего дня я уж привык все ставить на карту. Может быть, и действительно правда, что я не вынес денег и закружился. Может быть, только этого мне и надо было. Мне казалось, что на время - но только на время -переменяются декорации» (гл. IX).

Мотив денег предопределяет особую линию авантюрного поведения в «Игроке», связанную с деятельностью аферистов де Грие и мадемуазель Бланш. Эти двое сосредоточены только лишь на желании поживиться за чужой счет в обход искренних чувств, с расчетом на человеческую глупость. Мошенники извлекают деньги из чу-

369

370

жой доверчивости и больного самолюбия. Мотив денег переплетается здесь с лейтмотивами мошенничества, обмана и аферы.

В романе «Игрок» мотив денег является связующим между двумя планами композиции романа: событийным и психологическим. Событийный план держит интригу на том, что показательно выстраивает отношения персонажей к деньгам. У Алексея это отношение выливается изначально в безразличие, затем в азарт; у Полины - в жажду восстановления обиженного самолюбия; у тетушки - в желание возмездия за лицемерие; у генерала - в надежду заполучить любовь; у Бланш - в фанатичное желание разбогатеть любыми способами.

Психологический план композиции романа строится на отражении внутреннего процесса изменения души героев на протяжении всего сюжета. Алексей из интеллигентного учителя превращается в пропащего игрока; Полина из гордой и недоступной превращается в роковую женщину; тетушка вместо остервенелой, надменной и властной особы становится доброй, все понимающей и всем сочувствующей.

Мотив денег выстраивает композицию романа зигзагообразно. Деньги в романе то внезапно появляются у героев, то также внезапно исчезают. За время действия романа Алексей из обычного учителя превращается в миллионера и снова становится нищим. Наследство то маячит надеждой перед генералом, то ускользает и снова возвращается к нему после смерти помещицы. Помещица из миллионер-

ши проигрывается до копейки и снова возвращается в Москву, где у нее имеется богатый дом. Полина нуждается в деньгах, но когда получает их, швыряет ими в лицо Алексею и сбегает от него жить к богатому мистеру Астлею. Мадмуазель Бланш живет в ожидании генеральских денег, но, не получая их, переключается на учителя, растрачивает его деньги и снова возвращается к генералу, переписывает генеральские деньги, полученные им в наследство, на себя.

Итак, благодаря последовательному художественному развитию данного мотива, деньги в романе предстают в виде сокрушительной силы, власть которых катастрофична и выступает в роли рока. Мотив денег предстает показателем искренности человеческих взаимоотношений, предопределяет события в романе, характеризует персонажей, является связующим звеном для других лейтмотивов и тем самым организует все произведение на событийном и психологическом уровне.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веселовский А. Н. Поэтика сюжетов // Историческая поэтика. - М., 1989.

2. Одиноков В. Г. Типология образов в системе Достоевского. - М.: Наука, 1990.

3. Кашина Н. В. Человек в творчестве Ф. М. Достоевского. - М., 1986.

4. Бузина Т. В. Достоевский. Динамика судьбы и свободы. - М., 2011.

5. Романова Г. И. Мотив денег в русской литературе Х1Х века // Русская классическая литература. М.: Наука, 2006.

6. Одиноков В. Г. Типология образов в системе Достоевского. - М.: Наука, 1990. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.