Научная статья на тему 'МОСКВИН В.П. РИТМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА: ФИГУРЫ И СТИЛИ'

МОСКВИН В.П. РИТМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА: ФИГУРЫ И СТИЛИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1549
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИХОВЕДЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ / РИТМ / КОЛОН / ВЕРЛИБР / ВЕРСЕТ / УДАРЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОСКВИН В.П. РИТМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА: ФИГУРЫ И СТИЛИ»

Москвин В.П.

РИТМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА: ФИГУРЫ И СТИЛИ. -Москва : Флинта, 2020. - 560 с.

(Реферат)

Ключевые слова: стиховедческие термины; ритм; колон; верлибр;версет; ударение.

Работа состоит из введения, пяти глав (глава 1 «Колометри-ческий ритм: понятийный аппарат и терминология», глава 2 «Сфера действия колометрического ритма», глава 3 «Жанровый потенциал колометрической ритмовки. Верлибр и версет», глава 4 «О понятии 'стиховой интерес'», глава 5 «О понятии 'ударение'. Ударение лексическое и метрическое)» и заключения.

В монографии рассмотрены типы речевого ритма. Особое внимание уделено анализу колометрического, или синтаксического, ритма - феномена, который до сих пор не привлекал активного исследовательского внимания специалистов. Систематизированы и описаны понятия, составляющие его категориальный аппарат, выявлен ряд приемов и стилей колометрической, в частности периодической ритмизации, на этой основе уточнены описания отдельных речевых жанров, прежде всего верлибра и версета. Охарактеризовано соотношение различных типов ритма, скорректированы описания и определения целого ряда понятий, в частности стихового переноса и стихового членения, цезурного наращения и цезурного усечения и др. Проанализирован ряд спорных проблем, при рассмотрении дискуссионных понятий освещена историческая ретроспектива вопроса, даны аналитические комментарии.

Отмечается, что понятие ритма в научной литературе сводится к одному его типу - стопному; данный подход восходит к

Античности, в частности к работам Аристотеля. В действительности ритмическая парадигма языка включает два типа: а) стопный ритм как определенную последовательность метрически ударных и безударных слогов; б) колометрический ритм. Понятие коломет-рического ритма, представленное в исследовании, является развитием античного учения о периоде, который, согласно данному учению, образуется в результате членения предложения на относительно краткие, соизмеримые по слоговому объему части - колоны. Особенности формы периода обусловлены установкой на ясность речи; следует полагать, что периодический стиль способен реализовать такую установку в силу того, что подразделение речи на краткие "порции" способствует лучшему ее восприятию и усвоению адресатом.

Поскольку ритм представляет собой результат членения речи на ряд сегментов, как минимум двух, необходимо полагать, что количественный минимум любой, в том числе колометрической ритмовки, а значит, и количественный минимум периода образуют две единицы. Данная закономерность дает объяснение тому отмеченному еще античными учеными факту, что отдельно взятый моноколон не в состоянии служить источником ритма.

Источником колометрического ритма является не только период различных количественных типов (диколон, триколон, тетра-колон и др.), но и моноколон, взаимодействующий с соразмерными ему единицами: а) с другим моноколоном или их рядом; б) с колонами одного или ряда периодов. В связи с этим следует:

а) полагать, что колонритм может существовать и вне периода;

б) дополнить понятие периода понятием ритмической парадигмы, под которой необходимо понимать ряд взаимодействующих колонов и / или моноколонов; в) считать период видом ритмической парадигмы, а периодический ритм - видом колометрического ритма.

По слоговому объему колоны членятся на три типа: а) краткие - коммы (от 1 до 6 слогов); б) средние (от 7 до 11 слогов); в) длинные (от 12 до 17-22 слогов). Языковую реальность данной шкалы подтверждает ее стилистическая релевантность: преимущественное использование кратких колонов, лежащее в основе рубленного стиля (composition соттайса), способствует снижению стилевого регистра, преимущественное же использование длинных, лежащее в основе монументального стиля, способ-

ствует повышению стилевого регистра речи. Единицей измерения объема колонов целесообразно считать не слово, а слог, поскольку из одного слова вполне может состоять и краткий, и средний, и длинный колон.

По степени соизмеримости принято различать колоны двух типов: а) симметричные, т.е. равные по слоговому объему; б) свободные, асимметричные или неэквивалентные - диспропорциональные по слоговому объему. Прием членения речи на равные по слоговому объему отрезки известен как изоколон, противоположная ему фигура не получила наименования; прием членения речи на диспропорциональные отрезки целесообразно обозначить как гетероколон.

Автор подчеркивает, что колометрический ритм образуется в результате членения речи на относительно краткие, силлабически обозримые отрезки (колоны) путем применения разделительных сигналов, отмечающих колометрические границы. По характеру такой границы все колоны следует подразделить на следующие два типа: 1) колоны, в которых колометрические границы соответствуют: а) грамматическим паузам; б) знакам препинания, позиционно коррелирующим в письменной речи с такими паузами; 2) колоны, в которых колометрические границы не совпадают: а) с грамматическими паузами; б) со знаками препинания. Колоны и периоды, возникающие в результате членения типа (1), логично считать естественными, в результате членения типа (2) -искусственными. Языковую основу естественного периода составляют сложноподчиненное, сложносочиненное и осложненное простое предложение, основу искусственного - простое неосложнен-ное. С учетом данного факта трудно принять типовую трактовку периода как сложного, в частности сложноподчиненного предложения, ведущую к отождествлению колона с составными частями такого предложения; такая трактовка делает понятие периода избыточным.

Далее в работе указывается, что разделительные сигналы способны: 1) маркировать края колонов, с этой целью используются: а) грамматические паузы и интонационные средства, а также позиционно коррелирующие с ними в письменной речи пунктуационные знаки; б) претерминальное удлинение; в) удлиненные пробелы; г) повторы, в частности рифма и различные виды парал-

лелизма; 2) и маркировать края колонов, и отдалять колоны друг от друга: а) во времени; в речи устной (при декламации, чтении вслух) и внутренней (при чтении про себя); б) в графическом пространстве письменной речи, придавая им в тексте автономный статус. Такой способностью обладает только облигаторная терминальная пауза, в письменной речи закрепленная посредством колометрической записи. Указанная функциональная способность придает данному приему особую колометрическую силу, способную приблизить звучание ритмической парадигмы, произведенной с его помощью, к звучанию стихов.

Колоны, членящиеся на ряд сегментов, следует рассматривать как составные; симметрично устроенные составные колоны являются источником внутреннего ритма, членение таких колонов изоморфно стиховой цензуре.

Отмечается, что колометрическая сегментация речи не совпадает ни с синтаксической ни с синтагматической, в силу чего понятие колона нельзя связывать с понятием синтаксической единицы: а) синтаксемы члена предложения либо его группы, а также фразы; б) синтагмы. Ни одно из данных понятий не может претендовать на статус идентификатора в дефиниции колона, в связи с чем нельзя принять трактовки колона, привязывающие его; а) к синтаксической единице; б) к анализу по непосредственно составляющим; в) к синтагме.

Сфера действия колометрического ритма охватывает не только прозаическую, но и стихотворную речь, следовательно, в обеих формах речи должны проявляться, пусть даже с разной степенью активности, одни и те же колометрические закономерности. Ритмические парадигмы стихотворной речи изоморфны ритмическим парадигмам прозаической речи. В роли компонента ритмической парадигмы как в прозе, так и в стихах могут выступить: 1) моноколон; 2) колон: а) естественный; б) искусственный; 3) составной колон, в частности: а) колон, синтаксическое строение которого дисгармонирует с устройством всех остальных компонентов ритмической парадигмы, а потому не являющийся источником внутреннего колометрического ритма; б) колон, синтаксическое строение которого симметрично синтаксическому устройству всех близлежащих компонентов ритмической парадигмы. Такая симметрия, во-первых, выступает источником внутреннего ритма, во-

вторых, придает сегментам, из которых состоит данный компонент ритмической парадигмы, статус колонов.

Противостояние прозы и поэзии заключается исключительно в степени выраженности и проявлении одних и тех же феноменов: как в прозаической, так и в стихотворной речи активно используются моноколон и естественный колон; и в первой, и во второй есть колон искусственный и составной, но последние два в стихотворной речи применяются более активно; и в прозаической, и в стихотворной речи используются ритмические парадигмы, но если последние составляют основу стихотворной речи, то в прозе они и реже встречаются, и реже принимают сквозной или ярко выраженный характер. Вместе с тем ритмическая парадигма представляет собой ту точку, в которой наблюдаем пересечение стихотворной речи с прозаической, а возможно, и точку, в которой стихотворная речь восходит к речи прозаической.

Речевые ритмы подразделяются на два типа: 1) чистые: а) колометрический; б) стопный, в частности изотонический; 2) комбинированные, возникающие в результате наложения стопного ритма на колометрический, в частности силлабический. Силлабо-тонический ритм представляет собой комбинацию силлабического и изотонического ритма. Изотонический ритм накладывается на силлабический в результате применения трех синтаксических трансформаций: а) ротации, т.е. перестановки синтаксем; б) распространения (роль распространителей играют втычки); в) субституции, т.е. замены элементов речевой цепи их метрически приемлемыми вариантами, в частности образованными посредством метаплазмов и переакцентовки. Поскольку все чистые и комбинированные ритмы встречаются не только в стихотворной речи, но и в прозе, необходимо заключить, что ритм прозы - категория так-сономически неоднородная, представленная в речи: а) колометри-ческим, в частности силлабическим ритмом; б) стопным, в частности изотоническим ритмом, лежащим в основе метрической прозы; в) различными комбинациями колометрического и стопного ритма.

Стихообразующим потенциалом обладает только облига-торная терминальная пауза, используемая в комбинации с одной из двух фигур колометрического членения, каковыми являются: а) изоколон; б) гетероколон. С этой точки зрения как стихотвор-

ную целесообразно определить речь, подразделенную на соизмеримые отрезки, которые в устной ее форме отделены друг от друга посредством облигаторных терминальных пауз, а в письменной -посредством колометрической записи.

Колометрический ритм сходен со стопным в том, что оба членят речь на меры, с этой точки зрения мерной, т.е. ритмической речью следует признать речь, расчлененную на относительно краткие соизмеримые отрезки меры, вне зависимости от того, в результате каких действий - колометрической сегментации или стопного членения - такие меры возникают.

Автор полагает, что понятия метрического и лексического ударений не всегда разводятся, в результате термин ударение применяется в расширительном понимании. Отсутствие строгой разделительной черты между данными понятиями влечет за собой неточности в метрическом анализе и в определении ряда терминов, что актуализирует необходимость выявления параметров, по которым противопоставлены понятия лексического и метрического ударений. При их разграничении следует учитывает два параметра: 1) функциональный; 2) позиционный.

В практике метрического анализа необходимо различать атонирование и приглушение. Объектом первого является компонент фонетического слова, при выявлении которого следует применять три критерия: 1) комбинаторный: объединяются полно-значная и неполнозначная единицы; 2) фонологические:

а) объединение обладает одним лексическим ударением;

б) потенциально ударный гласный в акцентно несамостоятельной единице подвергается редукции, т.е. утрате длительности (что релевантно для фонем /и/, /ы/, /у/) либо и длительности, и качества (для фонем /е/, /а/, /о/). Два полнозначных слова не могут составить фонетическое слово, поскольку ни одно из них не может утратить лексическое ударение, а значит, подвергнуться атониро-ванию. Соответственно, под атонированием следует понимать утрату лексического ударения одним из компонентов фонетического слова, под приглушением - не сопровождаемое качественной редукцией сокращение лексики ударного гласного в одной полно-значной единице при другой полнозначной. Как атонирование, так и приглушение выполняют кульминативную функцию.

Таким образом, наука о стихе находится сейчас на переходе к новому этапу своего развития. Традиционные ее четыре области -метрика, ритмика, рифма, строфика - разработаны очень хорошо. Однако есть еще много малоисследованных проблем: метрика и ритмика свободного стиха разных типов, звуковой состав неточной рифмы разных типов, переходные формы между стихом стопным и акцентным, равностопным и неравностопным, строфическим и нестрофическим и т.п.

Е.А. Казак,

Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.