Научная статья на тему 'Московской системе дошкольного образования - признание и поддержка от ЮНЕСКО'

Московской системе дошкольного образования - признание и поддержка от ЮНЕСКО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЕСКО / МОСКОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ МЛАДЕНЧЕСТВА ДО ШКОЛЫ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Маргарита Владимировна

Совместный пилотный проект Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы». Именно качество и инновации являются основными компонентами столичного дошкольного образования. Инициативы соответствуют формируемым ЮНЕСКО базовым положениям об исключительной важности раннего воспитания и образования детей, с целью устойчивого социально-культурного и экономического развития современного общества. Проект «Московское образование: от младенчества до школы» является составляющей частью всемирного движения педагогической общественности ОДВ (образование для всех). Этот проект ЮНЕСКО будет реализован в 2015 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Маргарита Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Московской системе дошкольного образования - признание и поддержка от ЮНЕСКО»

М. В. Воробьева

Московской системе дошкольного образования - признание и поддержка от ЮНЕСКО

Совместный пилотный проект

Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы»

16 ноября 2007 года в Париже были подписаны два документа:

• Меморандум о сотрудничестве между городом Москвой и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

• Соглашение о совместном пилотном проекте в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» между городом Москвой и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Эти документы определили правовую основу, дали старт проекту «Московское образование: от младенчества до школы», обозначили сроки реализации проекта -с 2008 по 2012 гг.

Воробьева Маргарита Владимировна - кандидат педагогических наук, руководитель Учебно-исследовательского центра воспитания и образования детей младшего возраста НИИ СО МГПУ.

Впервые в истории ЮНЕСКО высокое доверие было оказано Москве в подписании «прямого» соглашения. Обычно ЮНЕСКО сотрудничает по вопросам ОДВ (образование для всех) в целом с какой-либо страной, а не с отдельно взятым городом или регионом.

Почему именно Москва? Ответ на этот вопрос позволяет в очередной раз испытать гордость за дошкольное образование столицы.

Как отмечают эксперты в области образования детей раннего возраста и представители ЮНЕСКО, основанием для заключения Соглашения стала международная значимость качественной и во многом инновационной работы московской системы.

Именно качество и инновации являются основными компонентами столичного дошкольного образования. Инициативы соответствуют формируемым ЮНЕСКО базовым положениям об исключительной важности раннего воспитания и образования детей, с целью устойчивого социально-культурного и экономического развития современного общества.

Проект «Московское образование: от младенчества до школы» является составляющей частью всемирного движения педагогической общественности ОДВ (образование для всех). Этот проект ЮНЕСКО будет реализован в 2015 году.

ВОДМ (воспитание и образование детей младшего возраста) выступает основой образования и воспитания детей младшего возраста.

Важным мероприятием в рамках проекта «Московское образование: от младенчества до школы» будет проведение в сентябре 2010 года в Москве совместной Всемирной конференции по ВОДМ.

Московское образование, предоставляя свои услуги в распространении накопленного опыта, помогает улучшению благосостояния детей младшего возраста особенно в развивающихся странах мира, где в 4 случаях из 10 дошкольник живет в условиях нищеты и не имеет возможности получать раннее образование. «Прочная основа» - это девиз воспитания и образования детей младшего возраста во всем мире.

В рамках проекта, начиная с января 2008 года, в дошкольных учреждениях Москвы разрабатываются различные модели и формы воспитания и образования маленьких москвичей. Эти модели рассчитаны на детей с разными потребностями и условиями жизни в мегаполисе и будут представлены на Всемирной конференции по ВОДМ.

Во многих странах мира продвижение программ ВОДМ, в особенности для детей от 3 до 6 лет, чаще всего осуществляется через работу научно-практических центров. Такая форма принята для того, чтобы работа адаптировалась и соответствовала возрасту и культурной среде ребенка.

Для успешного продвижения проекта «Московское образование: от младенчества до школы» Департаментом образования города Москвы совместно с Бюро ЮНЕСКО в городе Москве были определены основные направления образования и воспитания детей младшего возраста и те дошкольные учреждения, на базе которых открылись 17 ресурсных центров:

• оптимальные условия развития и воспитания детей в возрасте от 6 месяцев до 3-х лет -ресурсный центр «Все лучшее - детям»;

• инклюзивное дошкольное образование для детей с 2 месяцев до 7 лет - ресурсный центр «Детский сад для всех»;

• создание условий для первого положительного опыта социализации ребенка - ресурсный центр «Я и мир»;

• укрепление здоровья и совершенствование физического развития детей - ресурсный центр «Здоровый ребенок»;

• воспитание ценностных ориентиров: толерантность, культура мира и ненасилия, любовь к Родине, способность к межкультурному диалогу, взаимопониманию и уважению - ресурсный центр «Центр по воспитанию ценностных ориентиров»;

• интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста - ресурсный центр «Маленькие гении»;

• раннее экологическое образование - ресурсный центр «Мы и природа»;

• разработка технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи - ресурсный центр «Девочки и мальчики»;

• педагогические технологии и программы эстетического воспитания и художественного

развития детей - ресурсный центр «В таланты с малых лет»;

• культура и дошкольное образование -ресурсный центр «Культура и дошкольное образование»;

• современная стратегия раннего языкового образования - ресурсный центр «Знаю много языков» (прогимназия № 1882 ЮВОУО);

• организация дошкольного воспитания детей в условиях дву- и многоязычия - ресурсный центр «Двуязычный ребенок - диалог языков и культур»;

• «Московская семья - компетентные родители» - сотрудничество детского сада и семьи - ресурсный центр «Московская семья -компетентные родители»;

• система психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения, - ресурсный центр «Мой садик дома»;

• негосударственные формы дошкольного образования НОУ «Солнечный круг» - ресурсный центр «Негосударственный детский сад»;

• отработка моделей функционирования новых форм дошкольного образования - ресурсный центр «Детский сад -открытая система»;

• преемственность дошкольного и начального общего образования - ресурсный центр «Детский сад и школа - преемственность и образование».

Ресурсные центры активно реализуют направления проекта во всех административных округах города Москвы. Они аккумулируют и систематизируют передовой опыт дошколь-н ых образовательных уч режден ий, апробиру ют с целью повышения качества дошкольного образования новые педагогические технологии развития детей дошкольного возраста.

С сентября 2009 года в рамках проекта проводятся научные исследования, конференции и обмен передовым опытом. В 2010 году начала работу электронная библиотека. Пользователи будут постепенно обеспечиваться новыми материалами, иметь широкий доступ к публикациям по вопросам развития дошкольного образования, возможность оперативно обмениваться педагогическими инновациями. Эта инициатива Департамента образования города Москвы поддержана всем столичным педагогическим сообществом. В создании и развитии электронной библиотеки активное участие принимают ученые, педагоги и психологи. С материалами электронной библиотеки могут

знакомиться все регионы России и быть ее участниками.

В рамках проекта города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» работают также и 17 дошкольных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Общее количество ДОУ, участвующих в проекте, - 34.

Проблемами интеллектуального развития детей успешно занимаются:

• центр развития ребенка - детский сад № 2336 ориентирован на решение вопросов в «Организации проектно-исследовательской деятельности с детьми в возрасте с 2 до 7 лет»;

• центр развития ребенка - детский сад № 1777 организует детско-родительское сотрудничество и взаимодействие через совместные проектные работы, активно помогает родителям через тренинги лучше познавать своих детей;

• центр развития ребенка - детский сад № 1511 исследует процесс развития способностей и одаренности дошкольников с разным уровнем развития.

Интересные наработки представлены в проекте «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей»:

• разрабатываются и апробируются программы и социокультурные технологии по формированию ценностей русской культуры в процессе взаимодействия семьи и детского сада в центре развития ребенка - детском саду № 2374 «Родничок»;

• сотрудничество с семьей, направленное на воспитание у родителей навыков формирования позитивных и партнерских отношений со своими детьми, а также с педагогами детского сада - в детском саду с этнокультурным (русским) компонентом образования № 2177 «Росток», детском саду комбинированного вида № 1851 и центре развития ребенка - детском саду № 1352 .

Современные подходы к оздоровлению детей с ограниченными возможностями разрабатываются в детском саду компенсирующего вида № 2399.

Эмоциональное благополучие ребенка, использование индивидуального подхода в его развитии интересуют педагогов в детском саду № 2461 и центре развития ребенка - детском саду № 577.

Исследованиями, связанными с учетом ген-дерных особенностей детей дошкольного возраста, занимается центр развития ребенка -детский сад № 867.

В проекте «Московское образование: от младенчества до школы» научное руководство ресурсными центрами осуществляют 7 докторов и 10 кандидатов наук из Московского городского педагогического университета, Московского городского психолого-педагогического университета, Московского института открытого образования, Московского гуманитарного педагогического института, Федерального института развития образования и Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца.

Сотрудничество ученых и практиков вывели дошкольные образовательные учреждения экспериментальной площадки и ресурсные центры на качественно новые позиции в содержании дошкольного образования. Коллективы ДОУ выступают командой единомышленников, соучастниками и сотворцами новых педагогических технологий.

Методологические и практические семинары, мастер-классы, круглые столы, Интернет-конференции, выставки, научно-практические конференции являются площадками для продвижения и презентации дошкольных учреждений, повышения рейтинга дошкольного образования столицы.

В октябре 2008 года состоялся Международный педагогический форум «Воспитание и образование детей младшего возраста», в котором приняли участие представители из 35 стран мира и 14 регионов России, делегация и эксперты ЮНЕСКО, представители таких международных организаций, как Всемирный банк и ЮНИСЕФ. Эксперты из ряда стран Европейского Союза, государств-участников СНГ, стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Америки, представители национальных органов управления образованием, директора школ и детских садов, педагоги, ученые и общественные деятели из различных стран мира высоко оценили вклад московских педагогов в мировую педагогическую науку. Участникам форума удалось охватить в ходе дискуссий и круглых столов широкий круг проблем, которые стоят сегодня перед Москвой и регионами России, а также и перед другими странами мира в области воспитания и образования детей младшего возраста.

В ноябре 2008 года состоялась презентация проекта «Московское образование: от младенчества до школы» на выставке в рамках 48-й сессии Международной конференции по образованию «Инклюзивное образование: дорога в будущее» в Женеве.

В феврале 2009 года прошла городская научно-практическая конференция по теме «Современный ребенок: какой он?», которая была включена в план работы штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже.

Качественному продвижению проекта «Московское образование: от младенчества до школы» способствует развитие сетевого взаимодействия, которое предполагает создание определенной (корпоративной) сферы деятельности между педагогами внутри дошкольного учреждения, а также между ДОУ в округе и городе.

На основе образовательных циклов и моделей, которые создаются ресурсными центрами, любой детский сад сможет осуществить переход на работу по современным эффективным образовательным и воспитательным технологиям.

Сетевое взаимодействие способствует объединению педагогов, желающих присоединиться к проекту. В нем участвуют 249 учреждений города и имеется устойчивая тенденция к развитию и расширению участников сети.

Сетевое взаимодействие между педагогами можно представить как «локальное» педагогическое сообщество, которое через профессиональную деятельность, через взаимные педагогические интересы выстраивает или выделяет в своей работе определенную доминанту (направление) в исследованиях развития, воспитания и образования дошкольников. Педагоги, вовлеченные в сетевое взаимодействие, не только аккумулируют и накапливают опыт исследовательской деятельности по интересующей их проблеме в сфере дошкольного воспитания и образования, но транслируют свою работу в социальное пространство, расширяют сферу взаимодействия с педагогами, работающими в других направлениях. В сети происходит постоянный обмен ресурсами. Каждое дошкольное учреждение обладает определенным ресурсом: педагогами, педагогическими технологиями, методическим материалом, опытом работы.

В Москве от родителей детей дошкольного возраста постоянно имеется запрос на те или иные образовательные ресурсы. При сетевом взаимодействии каждый участник сети может использовать ресурсы по мере их необходимости в том или ином учреждении.

Сетевой ресурс предъявляется всем участниками взаимодействия, а затем используется в процессе реализации проекта.

В 2008-2009 учебном году ресурсные центры реализовывали программу «Ресурсные центры - дошкольному образованию столицы».

В 2009-2010 учебном году - «Вместе с ресурсными центрами - к качественному дошкольному образованию столицы».

Необходимо отметить важных участников проекта - родителей, им уделяется особое внимание.

Родители являются первыми педагогами для своих малышей. Все наши планы смогут реализоваться, если будут поддержаны, прежде всего, родителями. Они играют особую роль в жизни ребенка, особенно когда малыш входит в дошкольное учреждение. Для него открывается, вслед новый социум, появляются новые ориентиры. Но проблемы стоят не только перед ребенком, но и перед родителями. Именно они, современные родители, испытывают потребность в психолого-педагогической поддержке.

В 2007 году была создана программа «Московская семья - компетентные родители», которая выстроила технологии взаимодействия детского сада и родителей в ресурсном центре и сетевом взаимодействии. Появились совместные творческие проекты, родители стали активно участвовать в жизни детских садов.

У родителей дошкольников также развивается «сеть»: они получают возможность обмениваться опытом с родителями детей из других детских садов, могут почерпнуть опыт из практики детского сада по работе с семьей, по-новому организовать работу родительских комитетов, пообщаться на родительских форумах и конференциях и т. д.

Сейчас Департамент образования города Москвы совместно с ЮНЕСКО активно ведет подготовку к проведению Всемирной конференции по вопросам дошкольного образования, которая будет проходить в Москве в сентябре 2010 года, к приему гостей готовятся 82 дошкольных учреждения города Москвы.

В конференции будут принимать участие министры образования и делегаты из 150 государств, представители межправительственных организаций, фондов и других учреждений гражданского общества. На этой встрече государства-члены ЮНЕСКО определят, насколько они продвинулись к достижению целей развития образования для детей от рождения до 7 лет и скорректируют свою политику в области воспитания и образования детей младшего возраста на период до 2015 года. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.