Научная статья на тему 'Московский экономический форум: основные идеи'

Московский экономический форум: основные идеи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
101
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Московский экономический форум: основные идеи»

Вестник Института экономики Российской академии наук

4/2014

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

И.Г. ТАТЕВОСЯН сотрудник Института экономики РАН

МОСКОВСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

26-27 марта 2014 г. в Ломоносовском корпусе МГУ состоялся второй Московский экономический форум. В числе сопредседателей МЭФ: ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, директор Института экономики РАН, член-корреспондент РАН Р.С. Гринберг, президент Промышленного Союза «Новое Содружество» К.А. Бабкин.

Организаторы мероприятия сохранили тот же, что и в прошлом году, формат: два дня работы, включающих в себя множество параллельных секций, что позволило поднять большое количество тем и высказаться значительному числу выступающий. Всего за эти два дня прошли четыре пленарные дискуссии, 34 круглых стола, 10 конференции. Главное, о чем говорили в нынешнее году, - «несырьевое будущее России», эта тема была вынесена в заголовок МЭФ-2014.

Московский экономический форум был задуман и во многом осуществлен как антипод Петербургского экономического форума, и в плане некоторой оппозиционности главенствующему неолиберальному экономическому курсу, и в плане демократичности участия.

Основные идеи, с которыми на Форум шли ключевые спикеры, были высказаны на открытии Форума и на первом пленарном заседании.

Руслан Гринберг, открывая работу Форума, отметил, что его участники вновь собрались при драматических для страны и мира обстоятельствах - МЭФ-2013 открылся в самом начале кипрских событий и II МЭФ совпал со сложной международной ситуацией в связи с украинскими событиями и присоединением к РФ Крыма. В то же время

Р.С. Гринберг отметил, что за прошедший год усилилась консолидация экспертного сообщества: на Форуме присутствуют профессора Московского государственного университета, академическое сообщество и, что особенно важно, представители реального сектора экономики. «В этом году мы решили остановиться на втором известном русском вопросе: в прошлом году мы обсуждали, кто виноват и что происходит, теперь пора обсудить, что делать. Мы несколько провокационно назвали нынешний форум «Несырьевое будущее России». И в этой связи получаем свою порцию критики: все-таки топливно-сырьевой комплекс является становым хребтом нашей экономики, и благодаря ему мы худо-бедно имеем определенную стабильность, экономическую и политическую. Ничего не имея против него, - наоборот, мы очень рады, что есть такие части российского научно-технического потенциала, которые приносят доход, - мы все-таки очень обеспокоены двумя проистекающими отсюда проблемами. Первая - это примитивизация индустриального ландшафта, недостойная нашей страны, ее традиций, ее величия. В этом смысле мы, оргкомитет Форума, думаем о путях реиндустриализации. Примерно 850 человек записалось на выступление по этой теме, причем со своими рецептами. Мы - за эволюционное изменение политики. В этот раз участникам будет предложена анкета, в которой можно будет записать пожелания по поводу законодательных актов, направленных на совершенствование экономической политики».

Константин Бабкин в своем приветственном слове сказал: «Мы знаем, что наша страна имеет большой потенциал динамичного и долгого развития: ресурсы, людей, которые хотят работать, обширные угодья для сельского хозяйства, есть все условия для экспансии на внешний рынок. Не хватает только разумной экономической политики для того, чтобы страна вновь начала двигаться вперед».

Евгений Примаков, академик РАН, председатель Правительства России (1998-1999 гг.), сказал: «ЕС и США благополучно вышли из мирового кризиса, миновав спад в экономике, который отмечался с его начала. Россия же не только не преодолела кризис, рост ее экономики отстает от роста США и европейских стран вдвое». И мешает этому в России, помимо коррупции и других традиционных проблем нашей экономики, слишком высокая ставка рефинансирования, а также отсутствие грамотной экономической политики. Относительно санкций к России со стороны Запада Е.М. Примаков считает, что они не окажут существенного негативного влияния на нашу страну, и хорошим выходом из складывающийся ситуации является переориентирование экспорта углеводородов на страны Дальнего Востока, в частности, на Китай.

Оксана Дмитриева, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам, вновь вернулась к тому, о чем говорила год назад: к теме преобладания виртуальной

И.Г. Татевосян

экономики над реальной. И это О.Г. Дмитриева считает главным тормозом российской экономики. Виртуальный сектор, по ее мнению, «уводит финансы из реальной экономики (науки, производства, образования, медицины), сдерживая таким образом развитие страны».

Профессор Аскар Акаев, первый президент Киргизии, высказал мнение, что вывести российскую экономику из кризиса могут только высокие технологии: «Если Россия пропустит следующий виток технологического прогресса, она на долгие десятилетия будет обречена оставаться сырьевым придатком».

Гжегож Колодко, профессор Козминского университета, министр финансов Польши (1994-1997, 2002-2003 гг.) высказал точку зрения, что для успешного развития нашей страны необходим рост ВВП не менее 5%, сейчас он составляет всего 1-3%. Он также отметил важность развития образования в России.

Тему важности образования и бедственного положения в этой сфере продолжил и развил Олег Смолин, первый заместитель председателя комитета ГД РФ по образованию. По его мнению, резкий спад образования после распада СССР стал приговором нашей экономике, и пока не будет восстановлена система образования, Россия так и будет оставаться страной третьего мира.

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, повторил за коллегами, что главными сдерживающими факторами нашей экономики считает коррупцию и спад образования, и что Россия сможет переориентировать рынок углеводородов с Запада на страны Дальнего Востока в случае применения санкций к РФ.

Одной из важнейших в рамках Форума можно назвать конференцию «Новая индустриализация: барьеры, механизмы, возможности» (не зря она была заявлена под номером «один». Участниками дискуссии стали директора крупных промышленных предприятий машиностроительного комплекса. Модерировали дискуссию Константин Бабкин, президент Промышленного Союза «Новое Содружество», совладелец завода «Ростсельмаш» и директор ЗАО «Петербургский тракторный завод» Сергей Серебряков - люди, из личного опыта знающие, что мешает производству в России. По мнению Константина Бабкина, это неверная налоговая политика, высокие процентные ставки по кредитам, отсутствие поддержки модернизации производства, коррупция.

«Возьмите любую отрасль машиностроения и вы увидите, что все в упадническом настроении и состоянии», - констатировал в своем выступлении Борис Спектор, председатель Ассоциации компрессорных заводов. «Объединили министерство промышленности и торговли... Зачем?» По мнению Спектора, последние события на Украине показали, что нельзя ставить в зависимость от импорта стратегические отрасли промышленности. «Мы не отчаиваемся, боремся за жизнь,

хотя у нас из 5-ти институтов остался один. Но мы не остановили производство и делаем компрессора. Надо Газпрому и другим госкомпаниям запретить беспредельный импорт! И здесь необходимо государственное решение, а именно: машиностроению нужен закон о промышленности. Нужно восстановление планирования, нужен объединительный центр, чтобы противостоять импортной атаке», - отметил эксперт. Борис Спектор также обратил внимание на проблему потери инженеров и специалистов.

«Что же все-таки делать для развития производства в России?», -поставил вопрос Сергей Серебряков, директор ЗАО «Петербургский тракторный завод». Первое, что необходимо сделать, это выстроить межотраслевые балансы, цели. Также, по его мнению, нужно менять кредитно-финансовую сферу, вводить госпланирование, пересматривать систему науки и образования.

Сергей Туболев, директор завода «Колнаг», также предложил конкретные пути развития несырьевого сектора. По его мнению, необходимо освоить современный уровень конструирования и производства. Это можно сделать путем организации совместных производств. Также необходимо освоить многообразие комплектующих, чтобы «все не закупать на Западе». Поддержка НИОКР - также одна из первостепенных задач. Пора «включать мозги», - заключил эксперт.

Владимир Боглаев, директор Череповецкого литейно-механиче-ского завода, призвал добиваться целей несырьевого будущего России. Как? Эксперт предложил «пирамиду действий». Нужно расширять сегмент «Знаний, инноваций и науки», также сегмент «Управления» и ряд других сегментов. «На нашем предприятии продукция меняется на 80% каждые 5 лет. Мы решили сделать экспериментальную технологию, научить студентов создавать самим себе рабочие места. Это кластер индустрии образования, где будут приниматься решения», - рассказал Боглаев. То есть молодых людей научат следить за ростом направлений производства, чтобы впоследствии расширять именно этот сектор.

На вопрос «Почему буксует развитие производства?» ответил в своем выступлении Михаил Ненашев, руководитель Движения в поддержку флота. По мнению эксперта, ответ виден на поверхности, если посмотреть на российских чиновников, которые «больше заняты перекладыванием бумажек, чем принятием стратегических решений».

«Нужно ли стране машиностроение? Я часто слышу, что машиностроение должно умереть», - отметила в своем выступлении Любовь Друзьяк, гендиректор Ивантеевского Элеватормельмаша. Эксперт уверена, что нужно усилить вектор участия государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.