Научная статья на тему 'Московская риторическая школа Ю. В. Рождественского: основатель и последователи'

Московская риторическая школа Ю. В. Рождественского: основатель и последователи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
807
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ю.В. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ / РИТОРИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ / YU.V. ROZHDESTVENSKY / RHETORIC / INFORMATION SOCIETY / EFFECTIVE COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Меньшенина Светлана Витальевна

В статье рассмотрены исследования московской риторической школы, прежде всего труды Ю.В. Рождественского, которому принадлежит роль восстановителя риторики в России. Он определяет речь как инструмент управления обществом и людьми и, опираясь на классические традиции, формулирует предмет, цели и задачи риторики в условиях информационного общества. Идеи риторики Ю.В. Рождественского получили дальнейшее развитие в работах его последователей А.А. Волкова, В.И. Ан-нушкина и других ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moscow Rhetorical School of Yu.V. Rozhdestvensky: founder and followers

Many schools of rhetoric, as well as independent scientists who create their direction in the field of rhetoric, are widespread currently in Russia. This article is devoted to the researchers of Moscow School of Rhetoric, united by the General and Comparative Historical Linguistics Department of Moscow State University. The 1970s are marked by the revival of rhetoric, when in spite of resistance in certain academic circles, the new Head of Department Yuri Vladimirovich Rozhdestvensky began a dynamic research on rhetoric and gave a variety of courses related to both the general and business rhetoric. Yu.V. Rozhdestvensky is rightly seen as a scholar who revived rhetoric in Russia and founded its modern theory. Basing on V.V. Vinogradov's philosophical and linguistic theory, he reintroduced classical rhetorical terms and presented a new approach to speech research in the modern society. In the period of mass media communication development Yu.V. Rozhdestvensky set the task for specialists in Russian philology to explore this powerful form of speech, and in real teaching practice he developed methods of teaching rhetoric. Rozhdestvensky defined rhetoric as a classical humanitarian discipline that studies speech and recommends rules of skilful, sensible and convincing speech. In our view it is critical to emphasize the scientific traditional component in the definition of rhetoric. Rozhdestvensky told about the new understanding of rhetoric: it includes prose speech in all spheres of life, as it was stated by Aristotle. In his keynote treatise Theory of Rhetoric Yu.V. Rozhdestvensky determined speech as an instrument of social management and control. He formulated several aims of rhetoric: 1) the ability to understand speech correctly and quickly; 2) the ability to invent ideas and actions expressing them in a proper verbal form. It means the ability to create a monologue, run and manage a dialogue, and manage the system of communication. Both aims should be based on the speech culture of the community. A good speaker should be able to persuade, agitate, promote. Rozhdestvensky made some valuable recommendations on the speaker's preparation, "self-making", which are given in the traditions of classical rhetoric. Ideas of Rozhdestvensky's treatise have further been developed by A.A. Volkov, V.I. Annushkin and other scholars of Moscow School of Rhetoric.

Текст научной работы на тему «Московская риторическая школа Ю. В. Рождественского: основатель и последователи»

Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. №1 (21)

ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

УДК 808

С.В. Меньшенина

МОСКОВСКАЯ РИТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА Ю.В. РОЖДЕСТВЕНСКОГО: ОСНОВАТЕЛЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

В статье рассмотрены исследования московской риторической школы, прежде всего труды Ю.В. Рождественского, которому принадлежит роль восстановителя риторики в России. Он определяет речь как инструмент управления обществом и людьми и, опираясь на классические традиции, формулирует предмет, цели и задачи риторики в условиях информационного общества. Идеи риторики Ю.В. Рождественского получили дальнейшее развитие в работах его последователей А.А. Волкова, В.И. Ан-нушкина и других ученых.

Ключевые слова: Ю.В. Рождественский, риторика, информационное общество, эффективное общение.

Охарактеризовать современные российские риторические школы как научно-педагогические направления непросто, ибо во многих регионах сложились не только коллективы ученых и педагогов, отстаивающие определенные взгляды на предмет риторики и речеведения в целом, но имеются и отдельные ученые, самостоятельно заявляющие о своем праве создавать оригинальные исследования или отдельные разработки. Настоящая статья посвящена целиком исследователям московской риторической школы, объединенным вокруг кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания МГУ им. М.В. Ломоносова. Семидесятые годы можно назвать временем возрождения риторики, когда, несмотря на сопротивление в определенных ученых кругах, новый заведующий кафедрой Ю.В. Рождественский (он принял кафедру в 1971 г.) начал проводить энергичные исследования по риторике и читать различные курсы, связанные как с общей риторикой, так и с риторикой деловой прозы.

Ю.В. Рождественскому справедливо принадлежит роль восстановителя риторики в России и основателя ее современной теории. Опираясь на фило-софско-лингвистическое учение В.В. Виноградова, он возродил классические риторические понятия, отразил новый взгляд на речь в современных условиях развития общества, а именно в период развития массовой коммуникации как нового рода словесности, поставил перед русистами задачу изучать этот влиятельный вид речи и, что особенно важно, в реальной педагогической практике разрабатывал методику преподавания риторики.

Риторика начала вписываться в широкий контекст общей филологии (в 1978 г. вышла до сих пор, полагаем, мало оцененная коллегами его книга «Введение в общую филологию»), становясь необходимой частью современной русистики, «центральной дисциплиной» для новой философии языка.

Надо отметить, что по сей день в теоретическом осмыслении современной отечественной риторики многим исследователям, на наш взгляд, не хватает глубины понимания ее интегрирующей роли.

Остановимся на основных положениях риторики Ю.В. Рождественского, в которых отражены взгляды ученого на эту науку. Прежде всего, как в работах определяется понятие риторики, ее предмет и задачи? Ю.В. Рождественский писал: «Риторика - одна из классических гуманитарных дисциплин. Эта дисциплина изучает речь и рекомендует правила искусной, целесообразной и убедительной речи. Таким образом, у риторики две части: одна - исследовательская, научная, другая - практическая, дидактическая» [1. С. 12].

Важным является выделение в определении риторики ее научной составляющей, опора на классические традиции, поскольку многие исследователи, вульгаризируя ее сущность, представляют риторику всего лишь как некую технологию, совокупность практических рекомендаций. В другой работе, в статье «Риторика публичной лекции» (1989), ученый говорит о новом (по сравнению с существующим тогда) понимании области риторики, обращаясь к возникшим общественным реалиям, формам и видам речи. В этом смысле принципиально важным стало его обращение к прозаической речи во всех сферах жизни, что было отражением аристотелевского представления о риторике, когда дар речи применяется в самых разных областях - от житейских до ситуаций государственной важности.

Другими словами, Ю.В. Рождественский, следуя классической традиции, видел область риторики много шире, нежели только искусство публичного монолога, как принято было понимать риторику в Античности или как её упрощённо понимают некоторые современные ученые. В этом отношении закономерным стало его совершенно справедливое утверждение о необходимости изучения не только текстов художественной литературы, но и всех родов речи: и деловой прозы, и научной, и разговорно-бытовой, и журнальной, и текстов массовой коммуникации, поскольку именно прозаические речи являются определяющими в общественной практике современного человека. Это, в свою очередь, обозначило задачу исследования частных риторик, для того чтобы обеспечить эффективное общение в разных сферах речевого общения.

В своем основном научном труде «Теория риторики» Ю.В. Рождественский пишет: «История риторики есть история стилей жизни. Информационное общество несет новый стиль жизни и требует новой риторики. Стилевая задача новой риторики состоит в понимании и пользовании всеми видами слова, а не только публичной устной речью» [2. С. 3].

По словам ученого, отсутствие эффективной и целесообразной речи, обеспечивающей стилевые движения общества, приводит к стагнации.

Ю. В. Рождественский высказывает справедливую мысль о речи как орудии управления обществом и людьми. Вслед за Аристотелем ученый пишет о том, что «общественное государственное устройство есть прежде всего речевая организация общества» [2. С. 11]. Важным стало положение о социальном характере производства речи и индивидуальном характере ее освоения.

Вот как ученым сформулированы задачи риторики: «Первая задача риторики состоит в умении быстро воспринимать речь во всех видах слова и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений, не давать себя

Московская риторическая школа Ю.В. Рождественского

увлечь, сбить на деятельность, невыгодную себе и обществу. Вторая задача риторики есть умение изобретать мысли и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам. Это значит уметь создавать монолог, вести диалог и управлять им, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции. Обе задачи должны опираться на культуру речи данного общества» [2. С. 3]. Риторические задачи состоят в том, чтобы убеждать, агитировать, пропагандировать [3. С. 10]. Ценными предложениями явились рекомендации Ю.В. Рождественского относительно подготовки, «самовоспитания» оратора, которые даются в ключе классической риторики и являются созвучными советам Цицерона и Квинтилиана. Прежде всего, по словам Ю.В. Рождественского, необходимо знание правил риторической деятельности. Кроме того, условием формирования оратора является талант - «особая языковая одаренность» [4. С. 48]. Избегая искусственных условий, поскольку так не может формироваться ритор, необходимо тренировать свои способности в реальной риторической практике, убедительно представляя в своей позиции собственную точку зрения: «.. .в обществе всякий интерес встречается с противоборствующим интересом. Поэтому всякое ораторское действие - это борьба за утверждение собственной точки зрения» [4. С. 48]. Таким образом, путь к ораторскому мастерству: от образца (устного и письменного) и его анализа - к риторической теории, далее - к регулярной собственной ораторской деятельности.

Идеи риторики Ю.В. Рождественского получили дальнейшее развитие в научных трудах А.А. Волкова, его последователя, заведующего кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания МГУ им. М.В. Ломоносова. В монографиях «Курс русской риторики» и «Основы русской риторики» наука рассмотрена в свете православных традиций отношения к слову, речи.

А.А. Волков, как и принято в классической традиции, определяет предмет риторики широко: «риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация» [5. С. 9]. Аргументация содержится и в научных, и в философских, и даже в художественных произведениях. Особенность риторики состоит в том, что изучение произведений слова для нее не самодовлеющая цель, но средство.

Риторика в отличие от других речеведческих дисциплин, которые исследуют продукт речевой деятельности, т.е. ее результат, изучает процесс порождения речи в зависимости от цели и условий общения. Это положение, на наш взгляд, является принципиально важным, ибо, как мы уже отмечали, риторика не должна сводиться лишь к внешней стороне: технике речи, отношениям оратора и аудитории, проблемам воздействия на слушателей и т.д. В конечном итоге такое представление изымает из риторики ее филологическую сущность, которая заключается в умении изобретать, располагать и словесно выражать мысли - создавать речь в реальной ситуации общения.

Московскую риторическую школу представляет В. И. Аннушкин, заведующий кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, которому принадлежат основополагающие научные труды, посвященные истории отечественной риторики: «Русская риторика. Исторический аспект», «История рус-

ской риторики. Хрестоматия». Обращенность в прошлое науки о речи позволяет избежать поверхностных ее определений, глубже понять сущность риторических категорий, оценить «подлинное своеобразие мыслительного богатства родной филологической культуры» [6. С. 160]. Теоретико-методологические основания риторики изложены автором в книге «Риторика. Вводный курс» (2006). Автор называет риторику фундаментальной наукой о речи, которая является основой всякой интеллектуальной профессии, наукой о мысли и речи, учением об убедительной, уместной и эффективной речи, учением о воспитании личности через речь. В.И. Аннушкин говорит об актуальности и сопоставимости классических определений риторики с современной речевой практикой. В пособии рассматриваются такие понятия, как образ ритора и совокупность речевых, этических, интеллектуальных и эстетических требований к нему. Учебное пособие «Риторика. Экспресс-курс» (2008) предназначено широкому кругу людей, стремящихся к овладению речевым мастерством. Автор, обладая богатым опытом проведения риторических тренингов, удачно сочетает теоретический материал с методическими рекомендациями, иллюстрациями и примерами из практики преподавания риторики. В пособии подробно описаны система изобретения идей с помощью топосов и методика работы по ним, что редко используется в практике обучения риторике, а между тем это является продуктивным способом распространения мысли, создания информативного текста.

Логично выстроенная система упражнений, поданная в увлекательной форме, помогает пошагово формировать риторические умения и навыки, работать над индивидуальным образом оратора.

В.И. Аннушкиным написано учебное пособие для старших классов «Риторика» (М., 2011), которое отличается от многих появившихся в последние годы школьных учебников теоретической глубиной, логичностью и систематизиро-ванностью построения материала. В основе курса лежит классический риторический канон, включающий все этапы создания и представления текста.

Фундаментальные правила для говорящего и слушающего формулируются с опорой на пословицы и поговорки о языке и речи, духовную литературу, которые дают школьникам представления о роли языка в воспитании и преображении личности и показывают, как с помощью слова можно гармонизировать человеческое общение.

Традиции Ю. В. Рождественского продолжены в риторическом творчестве множества российских и иностранных коллег, которые преподают не только в вузах, но и в школах. Имена учеников Ю.В. Рождественского, исследующих самые разнообразные области риторики (как отдельные её разделы, так и национальные традиции в целом), многое скажут заинтересованному читателю, это:

- (русская риторика) А.П. Романенко, автор известных работ об образе ритора, исследователь особенностей советской риторики (чтобы не загромождать этот перечень ссылками, называем тематику исследований ученых. - С.М.); И.В. Пешков (диссертация об изобретении речи), автор множества книг о творчестве М.М. Бахтина, переводах «Риторики» Аристотеля, переводах «Гамлета», основатель издательства «Лабиринт»; Л.К. Салиева (диссертация о риторике художественной прозы, автор риторических разборов В. Набокова и других

Московская риторическая школа Ю.В. Рождественского

писателей); А.К. Соболева (диссертация о риторике судебной аргументации, автор книги о топике в судебной речи);

- (американская риторика) О.П. Брынская (автор, очевидно, первой диссертации по американской риторике, защищенной в МГУ им. М.В. Ломоносова в 1976 г.), В.Н. Радченко (автор диссертации по истории американского ораторского искусства и соответствующей книги (1986), Н.Н. Германова (автор диссертации и книг по американской художественной прозе), О.А. Сычев (автор диссертации и книг по американской риторике 80-90-х гг.);

- (французская риторика) Н.А. Безменова (автор диссертации по истории французской риторики и ряда книг о риторике, ставших инициирующими в риторических исследованиях начала 90-х гг.);

- (немецкая риторика) С.В. Гундорова (автор диссертации по истории немецкой риторики), и др.

Будучи по первоначальному образованию китаистом, Ю.В. Рождественский не только продолжал заниматься китаистикой, но оказал большое влияние на подготовку национальных кадров в Китае: до сих пор, по свидетельству его ныне активно работающих китайских учеников, советами Рождественского пользуются в Министерстве образования КНР. В настоящее время его ученики, прошедшие школу кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания МГУ им. М.В. Ломоносова, занимают ведущие посты в ряде китайских вузов: Ван Синьи - ныне декан факультета русского языка и культуры Пекинского университета, Чу Минь - профессор кафедры русского языка того же университета, автор замечательной работы о переводах лексики пушкинского времени на китайский язык; Чжан Дэхоа - профессор Гуаньджунского университета, автор диссертации и монографии о безэквивалентной лексике русского языка.

Автор первой научно-биографической книги о Ю.В. Рождественском, его ученик, декан факультета искусств МГУ им. М.В. Ломоносова А.П. Лобода-нов дает замечательную характеристику личности ученого (филолога и ритора) в заключении своего повествования: «Как никто, Юрий Владимирович был наделён даром научного изобретения и мог оживить любую мысль, хотя бы и вне своей специальности, озарить ее, переродить ее. И это в сочетании с редкостным уважением к чужому тексту, мысли и стилю! Будучи человеком синтеза, умевшим представить внутренним зрением пути развития и эволюции языка и культуры, Ю.В. Рождественский воспитывал в своих товарищах и учениках умение работать с предметами мысли для познания сущности явления, воспитывал понимание того, что филология - не совокупность дисциплин, не «брачный союз» лингвистики и литературоведения, а система знания; тем самым Юрий Владимирович сумел организовать своих воспитанников в поколение, имеющее лицо» [7. С. 159].

Творчество Ю.В. Рождественского свидетельствует о том, как много может сделать в науке человек, любящий трудиться, стремящийся к истине, много и продуктивно работающий сам и интенсивно взращивающий отеческой заботой и вниманием поколение своих последователей-учеников.

Литература

1. Рождественский Ю.В. Становление риторики: проблемы и перспективы // Вопросы лекционной пропаганды. М.: Знание, 1988. С. 12-34.

2. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М.: Добросвет, 1999.

3. Рождественский Ю.В. Проблемы влиятельности и эффективности средств массовой информации // Роль языка в средствах массовой коммуникации: сб. обзоров. М., 1986. С. 7-45.

4. Рождественский Ю.В. Риторика (или как избежать ошибок при общении). Грозный: Книга, 1992.

5. Волков А.А. Курс русской риторики. М.: Изд-во храма св. муч. Татианы, 2001.

6. Аннушкин В.И. Язык и жизнь: Книга о русском языке - слове - речи. М., 2009.

7. ЛободановА.П. Юрий Владимирович Рождественский: очерк творческой биографии. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.