СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
Научная статья УДК 343.3/.7
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-148-154 EDN: https://elibrary.ru/KIAYAL NIION: 2007-0083-3/23-316 MOSURED: 77/27-005-2023-03-516
Мошенничество в цифровую эпоху в связи с общественными изменениями
Ерлан Думанович Намысов
Карагандинская академия МВД Республики Казахстан имени Б. Бейсенова, Караганда, Казахстан,
Аннотация. Рассматривается мошенничество в цифровую эпоху и его связь с развитием общества. Цель настоящего исследования - систематизировать и проанализировать данные о мошенничестве в цифровую эпоху и выявить основные переменные, влияющие на это явление в современном обществе. На основе анализа научных исследований, нормативных правовых актов и опыта правоохранительных органов определено, что современные преступные элементы активно используют цифровые технологии для совершения преступлений, в том числе и интернет-мошенничества. Автор рассматривает ряд вопросов, связанных с этой проблемой, в том числе влияние социальных, экономических и политических переменных на рост киберпреступности. Также рассматриваются методы предотвращения и противодействия этим преступлениям, такие как совершенствование информационной безопасности и взаимодействие правоохранительных органов.
Ключевые слова: Республика Казахстан, мошенничество, цифровизация, общество, правоохранительная деятельность, противодействие, Интернет
Для цитирования: Намысов Е. Д. Мошенничество в цифровую эпоху в связи с общественными изменениями // Криминологический журнал. 2023. № 3. С. 148-154. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-148-154.
Original article
Fraud in the digital age in relation to societal change
Yerlan D. Namysov
Karaganda Academy of the Ministry of Internal Affairs of Republic of Kazakhstan named after B. Beisenov, Karaganda, Kazakhstan, [email protected]
Abstract. Fraud in the digital age and its relationship to societal development is examined. The purpose of this study is to systematize and analyze the data on fraud in the digital age and identify the main variables affecting this phenomenon in modern society. Based on the analysis of scientific research, regulatory legal acts and experience of law enforcement agencies, it is determined that modern criminal elements actively use digital technologies to commit crimes, including Internet fraud. The author examines a number of issues related to this problem, including the impact of social, economic and political variables on the growth of cybercrime. Methods of preventing and countering these crimes, such as improving information security and law enforcement cooperation, are also discussed.
Keywords: Republic of Kazakhstan, fraud, digitalization, society, law enforcement, counteraction, Internet For citation: Namysov Y. D. Fraud in the digital age in relation to societal change. Criminological Journal. 2023;(3):148-154.(In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-148-154.
Компьютеры, Интернет, социальные сети - все эти существенные улучшения в современной жизни стали возможны благодаря научно-техническому прогрессу. С появлением социальных сетей общение из реальной жизни стало переходить в интернет-пространство. Этот процесс оказывает еще более сильное, чем
прежде, влияние на эволюцию человека и общества, затрагивая общественные отношения и образ жизни. В связи с широким внедрением информационных технологий во все сферы жизни человека увеличилось количество преступлений, связанных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
© Намысов Е. Д., 2023
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
мю
Дополнительный импульс преступность в сети Интернет получает в результате очередного витка экономической нестабильности. Как следствие, в последние годы неуклонно растет число киберпреступлений, совершаемых через сеть Интернет.
По нашему мнению, предпосылкой возникновения такого негативного явления в обществе является, с одной стороны, всеобщая цифровизация, а с другой стороны - низкий уровень компьютерной и финансовой грамотности. Кроме того, на рост числа преступлений влияют социальные изменения, такие как экономические кризисы, пандемия или политические перемены. Как следствие, без понимания сути развития цифрового общества нет возможности эффективно ставить и решать многие задачи.
В 2022 г. зарегистрировано почти 20,5 тыс. (20 444) фактов интернет-мошенничества. Это несколько ниже показателя 2021 г., составлявшего 21 275 преступлений (снижение 3,9 %) [11]. В результате действий мошенников гражданам причинен ущерб на сумму более 20 млрд тенге. Самым распространенным способом является онлайн-торговля. Этот способ обмана использовался в 7 200 случаях. Мошенники часто размещают рекламу на веб-сайтах и в социальных сетях с указанием заниженной стоимости товара или услуги, с просьбой о полной оплате или предоплате [16]. После получения денежных средств преступники перестают выходить на связь.
Для определения роли мошенничества в цифровой эпохе необходимо определиться с понятийными аспектами в данной области. По мнению О. А. Шут, киберпреступностью следует считать любое противоправное деяние, совершенное с использованием компьютеров, компьютерных сетей и других информационно-коммуникационных технологий. Автор выделяет виды киберпреступлений, совершаемых в настоящее время, среди которых атаки на персональные компьютеры, создание и распространение программ-вымогателей, интернет-мошенничество, кража и распространение персональной информации [20, с. 123].
В основном данные преступления совершаются из корыстных побуждений. Эти преступления ориентированы на получение материальной выгоды, но иногда они совершаются против компьютеров и информационных систем, с целью вывода их из строя. Кроме того, киберпреступники часто используют Интернет для распространения вредоносных программ, таких как компьютерные черви, вирусы, шпионские программы и т. д. Резолюция десятого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями гласит, что киберпреступность можно определить как любое преступление, совершенное в электронной среде [13]. В свою очередь В. А. Номоконов рассматривает Интернет в двух зависящих друг от друга аспектах, во-первых, как инструмент для совершения преступлений, во-вторых, как
разновидность платформы (место) для осуществления этого противоправного поведения [8, с. 187].
Как явление мошенничество, совершаемое в сети Интернет, А. А. Комаров, рассматривает через совокупность правонарушений, объединенных общностью способов их совершения (применение коммуникационных и технологических способов информационно-телекоммуникационных систем, подключенных к глобальной сети Интернет, для обмана жертвы или «обхода» компьютерной системы), а также корыстной заинтересованностью преступной активности [4, с. 9]. О. А. Старостенко отмечает, что основной мотивацией 1Т-мошенничества является корысть и осознанное желание извлечь выгоду для себя. В других ситуациях к этому приводит зависть и потребность самоутвердиться. Достигая корыстные цели, киберпреступники удовлетворяют собственные интересы [17, с. 1073].
Проведенный анализ данных дефиниций позволяет резюмировать, что киберпреступность в современную эпоху включает в себя мошенничество, основанное на использовании информационно-коммуникационных технологий. К ней относятся многочисленные виды противоправного поведения. Это и кибер-атаки на компьютерные системы, и распространение вредоносных программ, и разработка программ-вымогателей и другие. Такие преступления совершаются в основном из корыстных побуждений. В результате их совершения может быть нанесен серьезный ущерб как физическим, так и юридическим лицам, а также государственным органам. Важно понимать, что борьба с интернет-мошенничеством требует комплексной стратегии. Наряду с активным участием правоохранительных органов, специалистов по кибербезопасности и общества в целом, она включает в себя технологические, правовые и криминологические методики.
При определении роли мошенничества в цифровой эпохе в связи с общественными изменениями следует обратить внимание на проблему социального и цифрового неравенства [1, с. 82]. С момента своего зарождения в XIX в. теория криминологии выделяет неравенство как одну из основных причин преступности. Термин «неравенство» с начала XXI в. часто встречается на первых полосах газет и экранах телевидения. Основной проблемой современного общества считается экономическое неравенство. Цифровое неравенство, или информационное неравенство, также является проблемой современного общества, поскольку представители уязвимых социально-экономических групп зачастую имеют ограниченный доступ к современным средствам коммуникации или не имеют его вообще.
На возможности ущемленной группы влияют отсутствие или ограниченный доступ телевидению, Интернету, телефонной связи (мобильной и стационар-
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
им
ной), радио. Все это ограничивает возможности этой группы в поиске работы, налаживании социальных связей, культурном обмене и может негативно влиять на экономическую эффективность, развитие и сохранение культуры, уровень образования. Удовлетворение общественных устремлений и обеспечение криминологической безопасности будет становиться все более сложной задачей в условиях неясных перспектив экономического развития. Финансовые ограничения, усиление политической поляризации, растущий разрыв между технологической динамикой и правилами (стандартами), поддерживающими государственную власть, будут препятствовать этому.
Цифровая преступность часто подпитывается социально-политическими и экономическими переменными, которые взаимосвязаны между собой. На социально-экономические взаимодействия может оказывать существенное влияние политическая нестабильность, которая характеризуется изменениями в политической ситуации страны. В свою очередь, эти политические процессы могут снижать уровень жизни населения, вызывать социальные и правовые проблемы среди населения. Такие обстоятельства могут способствовать росту числа киберпреступлений.
Изучение причин цифровой преступности показывает, что решающее значение в этой ситуации имеют социально-правовые факторы. Сегодня развитие цифровых технологий находится на этапе своего становления. Однако их рост влечет за собой и построение должной правовой базы, причем не только для использования цифровых технологий, но и для защиты личности, общества и государства в целом. Для противодействия криминальным проявлениям, связанным с использованием цифровых технологий, необходимо создавать и внедрять административные нормы и правила для специалистов, работающих в областях, где цифровые технологии играют важную роль. Это касается таких сфер, как электронная коммерция, «умные» города и дома, цифровое управление, цифровая логистика и цифровая медицина. Введение такого рода норм не только снизит возможную криминальную опасность, но и позволит более эффективно использовать цифровые технологии в интересах общества. Важно отметить, что в настоящее время возникает необходимость проведения ревизии нормативной регламентации, отвечающей за безопасность в информационно-телекоммуникационном пространстве [3, с. 51-52].
Определение приоритетов в профилактической работе, взаимодействие с другими структурами, оснащение правоохранительных органов современными цифровыми технологиями, повышение криминологической грамотности, обучение населения основам цифровой безопасности - вот лишь некоторые организационно-технические аспекты борьбы с ки-
берпреступностью. Данные меры крайне важны для предупреждения и борьбы с киберпреступностью, поскольку они улучшают организацию работы в этой области и повышают уровень понимания населением норм и законов, действующих в настоящее время. Характеризуя причинный комплекс цифровой преступности, важно иметь в виду, что под его влиянием находятся и другие социально-правовые формы. Они состоят из явлений, процессов и элементов, формирующих антисоциальные установки, диспозиции и поведение, которые лежат в их основе, а также непосредственно способствуют достижению желаемого результата, а иногда даже помогают преступной деятельности.
Преступления, совершаемые в сети Интернет, напрямую влияют на экономическую составляющую государства. Так, М. А. Простосердов определил основные детерминанты экономической киберпреступ-ности:
• возможность получения значительной финансовой выгоды при небольших затратах и низком риске в киберпространстве;
• отсутствие должного уровня информированности пользователей в области информационной безопасности в сфере интернет-банкинга и онлайн-кошельков представляет серьезную угрозу;
• находясь в интернет-пространстве, пользователи имеют возможность оставаться анонимными;
• многие экономически значимые информационные системы, подключенные к глобальной сети Интернет, в той или иной степени содержат уязвимости в программном обеспечении [15, с. 10-11].
В свою очередь, зарубежные криминологи, A. Banerjee, D. Barman, M. Faloutsos, в своих научных исследованиях выделяют следующие основные элементы IT-мошенничества:
• ограниченность финансовых возможностей;
• возможность скрыть электронные следы мошеннических действий;
• анонимность в сети;
• сложная процедура привлечения к ответственности [21, с. 1943].
Проведенный анализ научных изысканий ученых позволяет прийти к выводу о том, что всемирную сеть Интернет можно сравнить с инструментом, который может использоваться как в законных, так и в незаконных целях. Но проблема заключается в том, что Интернет подвергает общество серьезному риску, поскольку может использоваться в преступных целях. Данные преступления становятся более доступными и часто остаются безнаказанными.
В настоящее время не существует идеального реше-
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
мю
ния этой проблемы, не помогут даже самые радикальные меры. В прошлом правительства применяли меры для блокировки анонимных компьютерных сетей.
Проанализируем опыт мировой юридической защиты права на анонимность, включая анонимные высказывания в сети Интернет. Мировое сообщество не имеет единого мнения относительно того, следует ли рассматривать анонимность как позитивное явление или как негативное, требующее ограничений. Примером может служить ситуация в Бразилии, где Конституцией страны установлен запрет на анонимные высказывания (п. 5 ст. 5) [23]. В ст. 57 Конституции Венесуэлы (Боливарианская Республика) имеется аналогичный конституционный запрет [22].
Кроме того, во Вьетнаме в 2013 г. было запрещено использование вымышленных имен. Авторы комментариев на сайтах в Эквадоре по закону обязаны регистрироваться под своими фактическими именами. Все это направлено на то, чтобы правоохранительные органы должны были иметь возможность идентифицировать пользователей Интернета и получать доступ к методам шифрования, используемым онлайн-серви-сами. Например, в ряде стран владельцы SIM-карт и пользователи публичных точек доступа в Интернет, в том числе интернет-кафе, обязаны проходить обязательную идентификацию. В Российской Федерации идентификация пользователя является обязательной для всех подключений к Интернету, в том числе с использованием открытых точек доступа WI-FI [9]. Важно также помнить, что использование так называемых «анонимайзеров», таких как Tor и VPN, скрывающих реальный IP-адрес пользователя, является незаконным и наказуемым в ряде стран, включая Китай, Иран, Эфиопию и другие [7, с. 43].
Однако многие правозащитники критикуют эти действия [6; 10; 19]. Они утверждают, что запрет на использование анонимайзеров в Интернете может противоречить свободе слова и неприкосновенности частной жизни. 22 мая 2015 г. на 29-й сессии Совета ООН по правам человека был предпринят первый шаг к официальному международному признанию права на анонимность в онлайн-среде. Специальный эксперт по вопросам обеспечения и защиты права на свободу мнений и высказываний Дэвид Кайе представил на этой сессии свой доклад. Содержание доклада свидетельствует об изучении автором международных и национальных стандартов, а также судебной практики, из которых следует, что анонимность в Интернете позволяет людям пользоваться своими правами на свободу мысли и самовыражения, особенно в «цифровую» эру [2]. Резолюция, принятая Советом по правам человека 23 марта 2017 г., закрепляет, что права, которыми обладает человек в обычной жизни, должны также защищаться и онлайн [12].
Соответственно, право на обеспечение аноним-
ности в Интернете и использование средств шифрования гарантируется на основании тех же прав, которые были изложены до массового распространения Интернета в соответствующих документах о правах человека, таких как Всеобщая декларация прав человека.
Мы считаем, что единственным способом равной борьбы с киберпреступниками является создание информационно-коммуникационных технологий для правоохранительных организаций. Кроме того, государства должны совместно разрабатывать планы межгосударственного сотрудничества и поддерживать друг друга в преследовании киберпреступников.
Так, в частности, использование национального законодательства для защиты компьютерных данных не всегда приводит к желаемому результату. Опыт показывает, что для предотвращения киберпресту-плений наряду с национальными усилиями необходимо международное сотрудничество. В этой связи значительную роль в развитии глобального законодательства в области информационной безопасности играет Европейская конвенция о компьютерных преступлениях. В соответствии с Конвенцией, провайдеры должны быть обязаны собирать, записывать и перехватывать соответствующую информацию с использованием доступных в настоящее время технических средств и сотрудничать с правоохранительными органами в этом направлении. Рекомендуется обязать провайдеров хранить любую информацию о таком сотрудничестве в полной тайне [5]. Мы считаем, что Казахстан также должен подписать эту Конвенцию, поскольку преступления в сфере компьютерной информации часто совершаются на нашей территории из других государств, и сотрудничество в этой области будет способствовать эффективной борьбе с преступлениями такого рода.
Также в настоящее время создан Специальный комитет при ООН по разработке всеобъемлющей международной Конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях. Кража данных, финансовое мошенничество и другие преступления, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий, - все это будет входить в сферу действия Конвенции, которая ориентирована на создание единой правовой базы для борьбы с этими явлениями. Законодательство различных стран будет унифицировано, что облегчит взаимодействие правоохранительных органов в борьбе с киберпреступно-стью на международном уровне [14].
По нашему мнению, также действенными мерами борьбы с киберпреступностью является превенция, О. А. Старостенко и Н. И. Старостенко выделяют традиционные (технические) и криминологические способов противодействия.
Технологическая стратегия предусматривает це-
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
„¿¿¡Мм*» им
лый ряд мер по обеспечению безопасности информационных систем, в том числе:
• регулярное обновление программного обеспечения для устранения уязвимостей и защиты от новых угроз;
• применение в обязательном порядке брандмауэров и систем выявления вторжений, цель которых мониторинг и фильтрация трафика сети, а также обнаружения несанкционированных доступов и вторжений.
Криминологический подход, напротив, сосредоточен на изучении криминальных мотивов и элементов 1Т-мошенничества:
• выявление, ослабление и нейтрализация факторов, приводящих к 1Т-мошенничеству, и, следовательно, предотвращение совершения преступлений;
• изучение факторов преступного поведения может помочь понять и предотвратить подобное поведение;
• определить тех, кто имеет большую опасность стать преступником, и принять меры по пресечению их противоправного поведения [18, с. 112].
В целом эти методы представляют собой комплексную и многоплановую стратегию противодействия киберпреступности. Они направлены на предотвращение преступлений, обнаружение и ликвидацию их источников, а также на снижение вероятности последующих случаев. Постоянное развитие киберпреступности требует от правоохранительных органов и специалистов по кибербезопасности постоянного совершенствования тактики и методов борьбы с ней. Эти предложения являются важным шагом на пути создания надежного механизма борьбы с кибер-преступностью. Для решения этой проблемы необходимо взаимодействие правоохранительных органов, 1Т-специалистов и широкой общественности. Сотрудничество между правоохранительными органами, 1Т-специалистами и общественностью имеет решающее значение для решения этой проблемы, для защиты информационной среды и прекращения ущерба, наносимого киберпреступностью обществу и экономике.
Таким образом, в цифровую эпоху мошенничество представляет серьезную опасность для общества и экономики, что требует принятия согласованных мер по пресечению и выявлению подобных правонарушений. Для борьбы с ним необходимы регулярное обновление программного обеспечения, использование средств киберзащиты, распознавание и устранение движущих сил киберпреступности. Для повышения осведомленности общественности о практике и опасностях, связанных с мошенничеством, необходимо также сосредоточить усилия на профилактике и просвещении общества. Наконец, поскольку киберпре-
ступления зачастую носят транснациональный характер, в борьбе с ними крайне важны международное сотрудничество и гармонизация законодательства.
Список источников
1. Алауханов Е. О. Криминологические проблемы предупреждения корыстно-насильственных преступлений / под науч. ред. Е. И. Каиржанов СПб. : Юрид. центр Пресс, 2005.
2. Доклад Специального докладчика по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение Дэвида Кайе A/HRC/29/32, 22 мая 2015 г. // URL://https:// documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ G15/095/87/PDF/G1509587.pdf?OpenElement.
3. Ищук Я. Г., Пинкевич Т. В., Смольянинов Е. С. Цифровая криминология: учебное пособие. М. : Академия управления МВД России, 2021.
4. Комаров А. А. Криминологические аспекты мошенничества в глобальной сети интернет: авто-реф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011.
5. Конвенция Совета Европы о компьютерных преступлениях от 23 ноября 2001 г. // URL:// http://conventions.coe.int.
6. Кузнецова С. С. Право на анонимность в сети интернет: актуальные вопросы реализации и защиты // Российское право: образование, практика, наука. 2020. № 5. С. 33-41.
7. Мылтыкбаев М. Ж. Право на анонимность в сети интернет: вопросы международно-правовой защиты // Юридическая наука. 2019. № 4. С. 42-45.
8. Номоков В. А. Интернет и преступность: криминологические и правовые аспекты взаимосвязи // Организованный терроризм и организованная преступность. М. : Рос. криминолог. ассоц., 2002. С. 185-195.
9. Федеральный закон от 5 мая 2014 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Оганесян Т. Д. Право на защиту персональных данных: исторический аспект и современная концептуализация в эпоху Big Data // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. № 2. С. 48-63.
11. Основные показатели органов уголовного преследования: аналитический обзор. Официальный сайт Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республи-
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
ки Казахстан // URL://https://www.qamqor.gov.kz/
12. Право на неприкосновенность частной жизни в цифровой век: принята резолюцией Совета по правам человека от 23 марта 2017 г. // URL://https://documents-dds-ny.un.org/doc/ UNDOC/GEN/G17/086/35/PDF/G1708635. pdf?OpenElement.
13. Преступления, связанные с использованием компьютерной сети: десятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (A/CONF.187/10) // URL://http://lawlibrary.ru/izdanie43466.html.
14. Проект Конвенции Организации Объединенных Наций о противодействии использованию информационно -коммуникационных техноло -гий в преступных целях // URL://https://www. unodc.org.
15. Простосердов М. В. Экономические преступления, совершаемые в киберпространстве, и меры противодействия им: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016.
16. Противодействие киберпреступности: официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Казахстан // URL://https://www. gov.kz/memleket/entities/qriim?lang=ru.
17. Старостенко О. А. Анализ схем IT-мошенничества: классификация и противодействие // Вестник Удмуртского университета. 2021. Т. 31. Вып. 6. С. 1072-1077.
18. Старостенко О. А., Старостенко Н. И. Система криминологических и правовых мер противодействия мошенничеству в сети интернет // Проблемы правовой и технической защиты информации. 2020. № 8. С. 111-113.
19. Стремоухов А. В. Правовая защита человека. М. : Норма, 2006.
20. Шут О. А. Криминализация интернет-пространства и преступная деятельность террористических группировок в социальных сетях // Вестник Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева. 2022. № 4 (56). С. 121-128.
21. Banerjee A., Barman D., Faloutsos M. Cyber-fraud is one typo away / Перевод: Кибермошен-ничество - одна опечатка // IEEE INFOCOM 2008-The 27th Conference on Computer Communications. IEEE, 2008. Р. 1939-1947.
22. Constitución de la República Bolivariana de Venezuela. 30 декабря 1999 / Перевод: Конституция Боливарианской Республики Венесуэла // URL://https://www.wipo.int/wipolex/ru/ legislation/details/3981.
23. Constitui?ao da República Federativa do Brasil. 5 октября 1998 / Перевод: Конституция Федера-
тивной Республики Бразилии // URL://https:// studfile.net/preview/16816501/
References
1. Alaukhanov E. O. Criminological problems of prevention of mercenary-violent crimes / under the scientific editorship of Kairzhanov E. I. SPb. : Juridical Center Press, 2005.
2. Report of the Special Rapporteur on the promotion and protection of the right to freedom of opinion and expression, David Kaye A/HRC/29/32, May 22, 2015 // URL://https://documents-dds-ny. un.org/doc/UND0C/GEN/G15/095/87/PDF/ G1509587.pdf?0penElement.
3. Ischuk Y. G., Pinkevich T. V., Smolyaninov E. S. Digital criminology: textbook. M. : Academy of management of the Ministry of internal affairs of Russia, 2021.
4. Komarov A. A. Criminological aspects of fraud in the global network of the Internet: dissertation abstract of the candidate of legal sciences. Saratov, 2011.
5. Convention of the Council of Europe on computer crimes from November 23, 2001 // URL://http:// conventions.coe.int.
6. Kuznetsova S. S. The right to anonymity on the Internet: current issues of realization and protection // Russian law: education, practice, science. 2020. № 5. Р. 33-41.
7. Myltykbaev M. J. The right to anonymity on the Internet: issues of international legal protection // Juridicheskaya nauka. 2019. № 4. Р. 42-45.
8. Nomokov V. A. Internet and crime: criminological and legal aspects of the relationship // Organized terrorism and organized crime. M. : Ros. criminolog. assoc., 2002. Р. 185-195.
9. Federal Law ofMay 5, 2014 № 97-FZ «On Amending the Federal Law «On Information, Information Technologies and Information Protection» and some legislative acts of the Russian Federation on the issues of streamlining the exchange of information using information and telecommunications networks» // LRS «ConsultantPlus».
10. Oganesyan T. D. The right to protection of personal data: historical aspect and modern conceptualization in the era of Big Data // Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. 2020. № 2. Р. 48-63.
11. Main indicators of criminal prosecution bodies: analytical review. Official website of the Committee on Legal Statistics and Special Records of the General Prosecutor's Office of the Republic of Kazakhstan // URL://https://www. qamqor.gov.kz/
12. The right to privacy in the digital age: adopted by
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
Human Rights Council resolution of March 23, 2017 // URL://https://documents-dds-ny.un.org/ doc/UNDOC/GEN/G17/086/35/PDF/G1708635. pdf?OpenElement.
13. Offenses involving the use of a computer network: tenth United Nations Congress on the Prevention of Crime and the Treatment of Offenders (A/ CONF.187/10) // URL://http://lawlibrary.ru/ izdanie43466.ht
14. Draft United Nations Convention on Countering the Use of Information and Communication Technologies for Criminal Purposes // URL:// https://www.unodc.org.
15. Prostoserdov M. V. Economic crimes committed in cyberspace and measures to counteract them: dissertation abstract of the candidate of legal sciences. M., 2016.
16. Countering Cybercrime: official website of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan // URL://https://www.gov.kz/ memleket/entities/qriim?lang=ru.
17. Starostenko O. A. Analysis of IT fraud schemes: classification and counteraction // Vestnik of
Udmurt University. 2021. T. 31. Vol. 6. P. 1072-1077.
18. Starostenko O. A., Starostenko N. I. System of criminological and legal measures to counteract fraud in the Internet // Problems of legal and technical protection of information. 2020. № 8. P. 111-113.
19. Stremoukhov A. V. Legal protection of a person. M. : Norma, 2006.
20. Shut O. A. Criminalization of Internet space and criminal activity of terrorist groups in social networks // Bulletin of the North-Kazakhstan University named after M. Kozybaev. 2022. № 4 (56). P. 121-128.
21. Banerjee A., Barman D., Faloutsos M. Cyber-fraud is one typo away // IEEE INFOCOM 2008-The 27th Conference on Computer Communications. IEEE, 2008. P. 1939-1947.
22. Constitution of the Bolivarian Republic of Venezuela. December 30, 1999 // URL://https:// www.wipo.int/wipolex/ru/legislation/details/3981.
23. Constitution of the Federative Republic of Brazil. October 5, 1998 // URL://https://studfile.net/ preview/16816501/
Информация об авторе
Е. Д. Намысов - заместитель начальника Карагандинской академии МВД Республики Казахстан имени Б. Бейсенова.
Information about the author
Ye. D. Namysov - Deputy Head of the Karaganda Academy of the Ministry of Internal Affairs of Republic of Kazakhstan named after B. Beisenov.
Статья поступила в редакцию 08.09.2023; одобрена после рецензирования 22.09.2023; принята к публикации 29.09.2023.
The article was submitted 08.09.2023; approved after reviewing 22.09.2023; accepted for publication 29.09.2023.