Научная статья на тему 'МОШЕННИЧЕСТВО ПРИ НЕОБОСНОВАННОМ ВОЗМЕЩЕНИИ НАЛОГОВ ИЗ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

МОШЕННИЧЕСТВО ПРИ НЕОБОСНОВАННОМ ВОЗМЕЩЕНИИ НАЛОГОВ ИЗ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / НЕЗАКОННОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ НАЛОГОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫМ МОШЕННИЧЕСТВАМ / ORGANIZATION / SOLVING CRIMES / CRIMES OF ECONOMIC ORIENTATION / FRAUDULENT TAX REFUND / TAX FRAUD PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Файзеев Руслан Тахирович

В статье рассматриваются актуальные вопросы выявления преступлений экономической направленности, связанных с мошенничеством при необоснованном возмещении налогов из бюджета Российской Федерации. В статье проводится анализ влияния подписанного в 2018 г. Протокола № 3 к Соглашению о взаимодействии между МВД России и ФНС России от 13.10.2010 № 1/8656/ММВ-27-4/11. Автор приводит аргументированные выводы о своевременности его подписания, вместе с тем указывает на сохранившиеся нерешенные вопросы, которые требуют своего правового и организационного разрешения в области противодействия мошенничествам в налоговой сфере подразделениями органов внутренних дел и налоговыми органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Файзеев Руслан Тахирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fraud in unreasonable reimbursement of taxes from the budget of the Russian Federation: problems of opposition and ways to solve them

The article examines the topical issues of identifying economic crimes related to fraud with unreasonable reimbursement of taxes from the budget of the Russian Federation. The article analyzes the impact of Protocol 3 signed in 2018 to the Agreement on Interaction between the Russian Interior Ministry and the Russian Federal Reserve on 13.10.2010 No. 1/8656/MMV-27-4/11. The author gives reasoned conclusions about the timeliness of its signing, but points to the outstanding issues that require their legal and organizational permission in the field of countering tax fraud internal affairs and tax authorities.

Текст научной работы на тему «МОШЕННИЧЕСТВО ПРИ НЕОБОСНОВАННОМ ВОЗМЕЩЕНИИ НАЛОГОВ ИЗ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

МОШЕННИЧЕСТВО ПРИ НЕОБОСНОВАННОМ ВОЗМЕЩЕНИИ НАЛОГОВ ИЗ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

ФАЙЗЕЕВ Руслан Тахирович, 115

старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела по борьбе с налоговыми правонарушениями Управление «Ф» (по борьбе с правонарушениями в сфере финансовой деятельности) Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. E-mail: rfajzeev@mvd.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы выявления преступлений экономической направленности, связанных с мошенничеством при необоснованном возмещении налогов из бюджета Российской Федерации. В статье проводится анализ влияния подписанного в 2018 г. Протокола № 3 к Соглашению о взаимодействии между МВД России и ФНС России от 13.10.2010 № 1/8656/ММВ-27-4/11. Автор приводит аргументированные выводы о своевременности его подписания, вместе с тем указывает на сохранившиеся нерешенные вопросы, которые требуют своего правового и организационного разрешения в области противодействия мошенничествам в налоговой сфере подразделениями органов внутренних дел и налоговыми органами.

Abstract: The article examines the topical issues of identifying economic crimes related to fraud with unreasonable reimbursement of taxes from the budget of the Russian Federation. The article analyzes the impact of Protocol 3 signed in 2018 to the Agreement on Interaction between the Russian Interior Ministry and the Russian Federal Reserve on 13.10.2010 No. 1/8656/MMV-27-4/11. The author gives reasoned conclusions about the timeliness of its signing, but points to the outstanding issues that require their legal and organizational permission in the field of countering tax fraud internal affairs and tax authorities.

Ключевые слова: организация, выявление преступлений, преступления экономической направленности, незаконное возмещение налогов, противодействие налоговым мошенничествам.

Keywords: Organization, solving crimes, crimes of economic orientation, fraudulent tax refund, tax fraud prevention.

На протяжении многих лет не снижается внимание руководства Российской Федерации к проблемам противодействия налоговым преступлениям и вопросам организации работы правоохранительных органов в данном направлении. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.03.2018 указано на то, что нормы уголовного права должны жестко действовать в отношении преступлений против интересов граждан, общества, экономических свобод. Это посягательство на собственность и средства граждан, рейдерские захваты, нарушение конкуренции, уклонение от уплаты налогов и разворовывание бюджетных средств1. Вместе с тем, неоднократно отмечалась недостаточно эффективная деятельность правоохранительных и контролирующих органов в области организации предотвращения, выявления, документирования и расследования экономических преступлений. Так, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 20.02.2019 обращено внимание, что почти половина дел (45 процентов), возбужденных в отношении предпринимателей, прекращается, не доходя до суда2. Проблемам выявления и документирования мошенничеств, связанных с незаконным возмещением налогов из федерального бюджета, уделялось особое внимание на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов Российской Федерации в 2017 г., при этом отмечались низкие результаты выявления преступлений данного вида3.

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от

01.03.2018 [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «Консультант Плюс».

2 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от

20.02.2019 [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «Консультант Плюс».

3 Постановление № 2 от 26.09.2017 Координационного совещания руководителей

правоохранительных органов Российской Федерации «О результатах работы

правоохранительных органов по профилактике, выявлению, пресечению, рассле-

Необходимо отметить, что проблема борьбы с мошенничествами, связанными с незаконным возмещением налогов, неоднократно подвергались научному осмыслению с различных точек зрения. В частности, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и криминологические аспекты борьбы с мошенничествами налоговой направленности, освещали в своих работах Е.В. Милякина, Л.Л. Савина, Д.И. Кораблева, Р.Ю. Точилин, В.А. Тимошенко, Д.Г. Бачурин, Д.М. Белоусов, Дощицын A.M., Зяблина М.В. и другие ученые.4 Неоднократно исследовались проблемы совершенствования основных принципов организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел современными учеными, которые внесли значительный вклад в решении этой насущной проблемы (В.Д. Ларичевым, Орловой Е.А., А.Н. Панкратьевым, К.И. Гобрусенко, П.И. Ивановым, П.В. Викуловым, М.Д. Лобановым, А.А. Ребровым, Р.Ш. Шегабудиновым и другими учеными.5).

дованию преступлений в налоговой сфере и фактическому возмещению ущерба, причиненного данными преступлениями.

4 Милякина Е.В. Квалификация покушения на мошенничество при возмещении налога на добавленную стоимость // Российская юстиция. 2014. №11. С. 41.; Точилин Р.Ю. Экономико-правовые аспекты возмещения НДС из государственного бюджета/Р.Ю. Точилин// Законодательство и экономика. - 2004. - № 11. - С.60; Савина Л.Л., Кораблева Д.И. Проблемы незаконного возмещения налогов на добавленную стоимость в России // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 13 (95). С. 71-75; Тимошенко В.А. Совершенствование контроля за исчислением и уплатой НДС на базе «АСК НДС-2»// Право и экономика. 2017. № 11 С. 61.; Бачурин Д.Г. Особенности и классификация НДС-деликтов в Российской Федерации// Законодательство и экономика. 2016. № 5. С. 39; Белоусов Д.М. Расследование незаконного возмещения налога на добавленную стоимость из федерального бюджета // Законность. 2015. № 12. С. 39.; Дощицын A.M., Зяблина М.В. Проблемы выявления и расследования преступлений в налоговой сфере. // Налоги. 2017. № 5. С. 9.

5 Ларичев В.Д. Оперативно-розыскная характеристика экономических преступлений: вопросы теории и практики в современных условиях: Научный доклад.- М.: ВНИИ МВД России, 2008; Орлова Е.А. Теория и практика использования экономико-правового анализа в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел: Монография / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Ларичева В.Д.- М.: ВНИИ МВД России, 2004; Панкратьев А.Н. Тактические особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, причастных к созданию фирм-однодневок, применительно к документированию налоговых преступлений // Научный журнал ВНИИ МВД России Актуальные проблемы оперативно-розыскной и

В связи с тем, что современным сотрудникам оперативных подразделений приходится трудиться в условиях постоянно меняющегося законодательства, регламентирующего эту деятельность, необходимо рассмотреть проблему противодействия мошенничествам при необоснованном возмещении налогов из бюджета Российской Федерации сквозь призму современных реалий и необходимости применения системного подхода при изучении вопросов документирования действий лиц, совершивших мошенничества в налоговой сфере.

Наше исследование показало, что организации и тактике документирования мошенничеств в налоговой сфере уделено недостаточное внимание. Следствием этого является противоречивость теоретических и методических разработок по данной теме, которые не в полной мере отражают вопросы противодействия противоправным деяниям в современных условиях, что сказывается на эффективности деятельности органов внутренних дел.

Это не голословный вывод. Подтверждением его являются результаты анализа эффективности указанной деятельности подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России, по иным субъектам Российской Федерации в части выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия экономических преступлений, связанных с мошенничеством в налоговой сфере.

Проведенный анализ статистических данных показал, что суммы одобренных возмещений из бюджета НДС ежегодно растут. Так в 2015 г. из бюджета возмещено 1 945 млрд руб., в 2016 г. возмещено 2 141,1 млрд руб., в 2017 г. возмещено 2 340 млрд руб., в 2018 г. возмещено 2 525 млрд руб1. При этом налоговые органы ежегодно отказывают в возмещении налога на добавленную стоимость в среднем по 20 тыс. обращений налогоплательщиков. Примерно в каждом седьмом случае налоговыми органами устанавливаются признаки необоснованного возмещения налога на добавленную стоимость2. Однако количество выявленных преступлений, связанных с незаконным возмещением НДС, ежегодно уменьшается: в 2015 г. выявлено 729 преступлений, в 2016 году - 639, в 2017 году - 652, в 2018 году - 5693.

административной деятельности органов внутренних дел. - 2013. - № 2.- 0,35 п.л.; Иванов П.И., Викулов П.В., Лобанов М.Д., Ребров А.А., Шегабудинов Р.Ш. Налоговая и коррупционная преступность и меры борьбы с ними (вопросы теории и практики): монография // под ред. П.И. Иванова. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

1 По сведениям ФНС России сайт nalog.ru // Итоги деятельности ФНС России 2015-2018. [Электронный ресурс]

2 Постановление № 2 от 26.09.2017 Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации «О результатах работы правоохранительных органов по профилактике, выявлению, пресечению, расследованию преступлений в налоговой сфере и фактическому возмещению ущерба, причиненного данными преступлениями.

3 Статистическая форма ФКУ «ГИАЦ МВД России» № 5-БЭП за 2015, 2016, 2017,

2018 гг.

Совершение мошенничеств в налоговой сфере, как правило, предполагает взаимосвязанные последовательные действия нескольких лиц, направленные на незаконное возмещение сумм налогов из бюджета Российской Федерации, в связи с чем, подобная противоправная деятельность часто носит организованный характер с участием сотрудников налоговых органов.

В 2015-2018 гг. произошло снижение выявленных преступлений данного вида, совершенных организованной группой либо преступным сообществом: в 2015 г. - 31, в

2016 г. - 45, в 2017 г. - 39, в 2018 г. - 254.

Поэтому можно сделать вывод о высокой латент-ности преступлений данного вида.

Кроме того, в 2017-2018 гг. предметом посягательства стал не только налог на добавленную стоимость, который незаконно возмещался из бюджета Российской Федерации, но и налог на доходы физических лиц. Так например, в

2017 г. УЭБиПК ГУ МВД России по Краснодарскому краю задокументирована деятельность группы лиц, осуществлявших мошенническую деятельность, связанную с незаконным возмещением НДФЛ. В ходе проведения ОРМ установлено, что группа лиц организовала преступную схему хищения бюджетных денежных средств НДФЛ. С этой целью от имени подставных физических лиц в налоговый орган предоставлялись подложные документы о приобретенном гражданами имуществе, поддельные справки по форме 2 НДФЛ, декларации по форме 3НДФЛ, а также заявления о возврате НДФЛ.

При содействии сотрудников налоговых органов заявления о возврате налога без проведения надлежащей проверки одобрялись. После поступления денежных средств на банковские карты подставных лиц деньги похищались участниками группы. Согласно имеющимся сведениям, участниками преступной группы было изготовлено более 50 комплектов таких документов. В результате чего из бюджета похищены денежные средства в сумме, превышающей 11 млн. рублей. По указанным фактам возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 159 УК РФ.

Аналогичная схема выявлена сотрудниками УЭБиПК ГУ МВД России по Московской области. В результате проведенных мероприятий зафиксирована деятельность группы лиц, в которую входили работники Межрайонной налоговой инспекции, отвечавшие за проведение камеральных проверок. Что характерно, участники группы фальсифицировали не только документы о покупке недвижимости, но также документы о якобы заключенных договорах ипотеки и уплаченных процентах, что позволяло им возме-

4 Статистическая форма ФКУ «ГИАЦ МВД России» № 5-БЭП за 2015, 2016, 2017, 2018 гг.

щать от имени одного подставного лица суммы более 1 млн. рублей. Всего ими было совершено более 60 эпизодов преступлений, предусмотренных ч.3, ч. 4 ст. 159 УК РФ1.

Исследование в области противодействия налоговым мошенничествам показало, что широкое внедрение процессов информатизации в ФНС России привело к исчезновению бумажного документа, как классического носителя следов совершения налогового преступления. Естественным образом это отражается и на способе совершения преступления, влияет на квалификацию лиц, его совершающих, формирует новые формы преступной кооперации и распределение ролей членов преступных групп и сообществ.

Введение ФНС России системы электронного документооборота, в частности формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной фор-ме2, привело к необходимости изменения тактики действий правоохранительных органов в части выявления и фиксации следов указанного преступления. Это диктует объективную необходимость изменения методики документирования, выработки и внедрения новых тактических приемов документирования.

Как известно, в МВД России с 2011 г. упразднены управления по налоговым преступлениям, так как противодействие налоговым преступлениям являлось не приоритетным направлением деятельности. Фактически только с 2015 г. в ГУЭБиПК МВД России создан отдел по противодействию налоговым правонарушениям, возобновлён линейный принцип работы по преступлениям налоговой направленности. Кроме того, несмотря на схожесть применяемых методов оперативно-розыскной деятельности при документировании преступной деятельности мошенничества, связанные с незаконным возмещением налогов, относятся к преступлениям против собственности и к налоговым преступлениям в сфере экономической деятельности могут быть отнесены только при соблюдении требований межведомственных нормативно-правовых актов 3. Это влечет за собой определенные особенности документирования указанного вида преступлений, отличающегося от оперативно-розыскных мероприятий, проводимых при других видах мошенничества, и требует дополнительного исследования организации деятельности подразделений органов внутренних дел.

Изложенное может свидетельствовать о необходимости комплексного подхода к решению указанных про-

1 Обзор «Об организации работы по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых преступлений за 2017 год» ГУЭБиПК МВД России № 1/6263 от 06.06.2018.

2 См. Приказ ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ в ред. Приказа ФНС РФ от 20.12.2016 № ММВ -7-3/696@

3 Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 12 июля 2019 г. № 487/11/1 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».

блем, в том числе, с применением оперативно-розыскных сил, средств и методов, что обусловливает необходимость исследования вопросов, связанных с совершенствованием организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в этом направлении.

Снижением выявления данного вида преступлений могла стать адаптация организованных групп, квалифицирующихся на налоговых мошенничествах, к механизмам противодействия и профилактики, установленным в данной сфере. Так, с 2013 г. успешно работает АСК НДС - автоматизированная система контроля за возмещением налога на добавленную стоимость. В 2016 г. ФНС России внедрило систему управления рисками «СУР АСК НДС-2» - это программное обеспечение, которое в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков - юридических лиц, представивших декларации по налогу на добавленную стоимость, на основании имеющихся у налогового органа сведений о деятельности налогоплательщиков на 3 группы налогового риска: высокий, средний, низкий. Так, под налогоплательщиком с низким налоговым риском понимается налогоплательщик, который ведет реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняет свои налоговые обязательства перед бюджетом. Налогоплательщик данной категории обладает соответствующими ресурсами (активами), а его деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем.

Соответственно, под налогоплательщиком с высоким налоговым риском понимается налогоплательщик, обладающий признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе, третьими лицами. Налогоплательщик данной категории не обладает достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства (исполняет в минимальном размере). К среднему налоговому риску относятся налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском.

Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в виде цветовых индикаторов в программном комплексе «АСК НДС-2» в разделах «Окно оперативной работы» и «Дерево связей».

Опыт работы показывает, что результаты оценки «СУР АСК НДС-2» используются при определении налоговых деклараций по НДС к возмещению, требующих проведения своевременного полного комплекса мероприятий налогового контроля с целью не допустить возмещение НДС недобросовестным налогоплательщикам, в отношении которых невозможно в дальнейшем провести результативную выездную налоговую проверку (неплатежеспособность, лик-

видация после получения возмещения)1. ФНС России планирует совместить информационные базы данных таможенной службы, Росфинмониторинга и Центрального Банка Российской Федерации для того, чтобы в «АСК НДС-3» автоматически заносились сведения об операциях физических лиц и организаций, выстраивались цепочки движения денежных средств и уплаты некоторых видов налогов.

Несмотря на высокое качество информационно-аналитических систем ФНС России, их основным назначением является повышение собираемости налогов и снижение налоговых рисков, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью добросовестных налогоплательщиков. В связи с этим сведения, получаемые из «АСК НДС - 2», не могут приобщаться к материалам уголовного дела и требуют дополнительной проверки.

Выходом из данной ситуации является использование данных сведений в рамках Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ при проверке информации о признаках противоправного деяния, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Проведенным интервьюированием государственных служащих налоговых органов и сотрудников оперативных подразделений по борьбе с налоговыми правонарушениями установлено, что лицам, осуществляющим противоправные деяния, удавалось путем подачи уточненных налоговых деклараций, внесения изменений в уставные и финансовые документы организаций с признаками фиктивности деятельности менять их уровень риска, отражающийся в «СУР АСК НДС-2», и пользуясь пробелами во взаимодействии ФНС России и МВД России в области совместного проведения камеральных проверок, избегать уголовного преследования.

С учетом данных проведенного анализа, в 2018 г. был подписан межведомственный Протокол (далее - Про-токол)2, которым закреплена обязанность налогового органа направлять в органы внутренних дел материалы о выявленных признаках предполагаемого мошенничества в налоговой сфере в течение 10 суток с момента выявления.

Примечательно, что срок предоставления исчисляется не с момента вынесения решения об отказе в возмещении налога, а с момента выявления признаков мошеннических действий.

Кроме того, налоговые органы должны направлять такие материалы только с формулировкой «для при-

1 Письмо ФНС России от 03.07.2016 г. № ЕД-4-15-/9933@ «Об оценке признаков риска СУР» [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «Консультант Плюс».

Протокол № 3 к Соглашению о взаимодействии между МВД России и ФНС России от 13.10.2010 № 1/8656/ММВ-27-4/11 (протокол № 1/12490/ММВ-23-15/21 от 06.11.2018).

нятия мер, согласно Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (текст сопроводительного письма закреплен в протоколе).

Данное обстоятельство позволяет органам внутренних дел не проводить преждевременную проверку в порядке, предусмотренном ст. 144-145 УПК РФ, а проверить полученные сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, и осуществить сбор материалов, которые в дальнейшем могут послужить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с чем, при своевременном поступлении сведений появляется возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий до завершения камеральной налоговой проверки, когда наблюдается наибольшая активность недобросовестных налогоплательщиков в части возможной подготовки и предоставления заведомо ложных сведений в налоговый орган, а также подготовки уточняющих налоговых деклараций.

Кроме того, протоколом предусмотрена сверка направленных материалов из налоговых органов и принятых по ним решениям, что в дальнейшей перспективе поможет выработать практику применения указанного алгоритма, а также может способствовать развитию и усовершенствованию тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий по документированию мошенничеств в налоговой сфере.

Дополнительно необходимо отметить, что ожидаемым положительным результатом работы в рамках Протокола является повышение уровня объективности рассмотрения первичной информации о данном виде преступного деяния и принятия по ним решений.

Подписание Протокола к Соглашению о взаимодействии между МВД России и ФНС России от 13.10.2010 № 1/8656/ММВ-27-4/11 (протокол № 1/12490/ММВ-23-15/21 от 06.11.2018) является существенным и своевременным шагом в борьбе с указанными преступлениями. Однако, несмотря на предпринятые меры по устранению недостатков во взаимодействии ФНС России с МВД России в области противодействия мошенничествам в налоговой сфере, в настоящее время остаются не разрешенными следующие вопросы:

1. Отсутствует комплексная система документирования противоправных деяний лиц, совершивших мошенничества в налоговой сфере, которая позволила бы усовершенствовать организационные и тактические основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по выявлению и раскрытию указанного вида мошенничества (на данную проблему в процессе анкетирования оператив-

ных работников указало более 75 % респондентов).

2. Представляется недостаточно изученной современная практическая деятельность органов внутренних дел по противодействию мошенничествам в налоговой сфере на этапе выявления и документирования подобных деяний (данный аспект отметили более 70 % опрошенных).

3. Отсутствует оперативно-розыскная характеристика мошенничеств в налоговой сфере, недостаточно систематизированы основные приемы их совершения и типология преступников, не установлены закономерные связи между ними и условия совершения данных преступлений, в связи с чем определить поисковые признаки, наиболее характерные для мошенничества в налоговой сфере, в настоящее время затруднительно (считают 80 % оперативных сотрудников).

4. Не определена сущность и содержание документирования мошенничеств в налоговой сфере, также имеется необходимость обобщить специфические приемы и методы выявления указанного вида преступлений, выявить особенности документирования и разработать научно-обоснованные рекомендации по активизации работы в этом направлении (отметило более 80 % опрошенных).

Проведение полного и системного исследования указанных вопросов поможет выявить общую для мошен-

ничеств в налоговой сфере систему объективных процессов и явлений, оказывающих влияние на характерные черты преступного поведения. В результате, это позволит разработать классификацию приемов совершения мошенничества в налоговой сфере, а также выделить и определить поисковые признаки, характерные для данного преступления.

Определение закономерностей в типологии субъектов, совершающих указанный вид мошенничества, и используемых ими преступных схем, позволит разработать тактические приемы по документированию противоправных деяний лиц с учетом сложившейся оперативно-тактической ситуации.

Положительное решение проблем выявления преступлений, связанных с мошенничеством при необоснованном возмещении налогов из бюджета Российской Федерации, поможет устранить пробелы и противоречия в теоретической разработке тактических и организационных вопросов решения оперативно-розыскных и криминалистических задач борьбы с указанными преступлениями. Данные обстоятельства будут способствовать повышению эффективности организации и тактики деятельности правоохранительных и контролирующих органов, осуществляющих функции по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию мошенничеств в налоговой сфере.

Библиография:

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.03.2018 [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «Консультант Плюс».

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.03.2018 [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «Консультант Плюс».

3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».

4. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности»

5. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 14.11.2017).

6. По сведениям ФНС России сайт nalog.ru // Итоги деятельности ФНС России 2015-2018. [Электронный ресурс]

7. Статистическая форма ФКУ «ГИАЦ МВД России» № 5-БЭП за 2015, 2016, 2017, 2018 гг.

8. Обзор «Об организации работы по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых преступлений за 2017 год» ГУЭБиПК МВД России № 1/6263 от 06.06.2018.

9. Приказ ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ в ред. Приказа ФНС РФ от 20.12.2016 № ММВ -7-3/696@.

10. Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 1 февраля 2016 г. № 65/11/1 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».

11. Письмо ФНС России от 03.07.2016 г. № ЕД-4-15-/9933@ «Об оценке признаков риска СУР» [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «Консультант Плюс».

12. Протокол № 3 к Соглашению о взаимодействии между МВД России и ФНС России от 13.10.2010 № 1/8656/ММВ-27-4/11 (протокол № 1/12490/ММВ-23-15/21 от 06.11.2018).

13. Милякина Е.В. Квалификация покушения на мошенничество при возмещении налога на добавленную стоимость // Российская юстиция. 2014. № 11. С. 41.;

14. Точилин Р.Ю. Экономико-правовые аспекты возмещения НДС из государственного бюджета// Законодательство и экономика. - 2004. - № 11. - С.60;

15. Савина Л.Л., Кораблева Д.И. Проблемы незаконного возмещения налогов на добавленную стоимость в России // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 13 (95). С. 71-75.

16. Тимошенко В.А. Совершенствование контроля за исчислением и уплатой НДС на базе «АСК НДС-2»// Право и экономика. 2017. № 11 С. 61.

17. Бачурин Д.Г. Особенности и классификация НДС-деликтов в Российской Федерации// Законодательство и экономика. 2016. № 5. С. 39.

18. Белоусов Д.М. Расследование незаконного возмещения налога на добавленную стоимость из федерального бюджета // Законность. 2015. № 12. С. 39.

19. Дощицын А.М., Зяблина М.В. Проблемы выявления и расследования преступлений в налоговой сфере. // Налоги. 2017. № 5. С. 9.

20. Ларичев В.Д. Оперативно-розыскная характеристика экономических преступлений: вопросы теории и практики в современных условиях: Научный доклад.-М.: ВНИИ МВД России, 2008.

21. Орлова Е.А. Теория и практика использования экономико-правового анализа в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел: Монография / Под ред. Ларичева В.Д.- М.: ВНИИ МВД России, 2004;

22. Панкратьев А.Н. Тактические особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, причастных к созданию фирм-однодневок, применительно к документированию налоговых преступлений // Научный журнал ВНИИ МВД России Актуальные проблемы оперативно-розыскной и административной деятельности органов внутренних дел. - 2013. - № 2.- 0,35 п.л.

23. Иванов П.И., Викулов П.В., Лобанов М.Д., Ребров А.А., Шегабудинов Р.Ш. Налоговая и коррупционная преступность и меры борьбы с ними (вопросы теории и практики): монография // под ред. П.И. Иванова. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

24. Постановление № 2 от 26.09.2017 Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации «О результатах работы правоохранительных органов по профилактике, выявлению, пресечению, расследованию преступлений в налоговой сфере и фактическому возмещению ущерба, причиненного данными преступлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.