Научная статья на тему 'Моряки и речники в битве за Кавказ'

Моряки и речники в битве за Кавказ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
299
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ИСТОРИЯ РОССИИ 20 В. / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / РЕЧНОЙ ФЛОТ / МОРСКОЙ ФЛОТ / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / БИТВА ЗА КАВКАЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селюнина Наталья Владимировна

За истекшие 65 лет в исследовательской литературе уделялось мало внимания анализу сражений за Кавказ, продолжавшихся с первых месяцев Великой Отечественной войны по октябрь 1943 года. В данной статье делается попытка проанализировать деятельность торговых моряков и речников южно-российского региона по выполнению задач фронта и тыла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моряки и речники в битве за Кавказ»

26. ПСЗРИ. СПб.: Типография 2 Отделения Собственной ЕИВ Канцелярии, 1874. Собр. II. Т. ХЬУ. Отд. I. От № 47862 - 48529. 896 с.

27. ПСЗРИ. СПб.: Типография 2 Отделения Собственной ЕИВ Канцелярии, 1874. Собр. II. Т. ХЬУ. Отд. II. От № 48530 - 49097. 746 с. разд. паг.

28. ПСЗРИ. СПб.: Типография 2 Отделения Собственной ЕИВ Канцелярии, 1874. Собр. II. Т. ХЬУ. Отд. III. Приложения. 906 с. разд. паг., 49 л. ил., нот.

29. Российское законодательство Х - ХХ веков. Т. 6. Законодательство первой половины XIX века. М.: Юрид. лит., 1988. 422 с.

30. Филиппов А.Н. К вопросу о составе Первого Полного Собрания законов Российской империи. Речь на торжественном собрании Императорского Московского университета 12-го января 1916 г. М.: Печатня А. Снегиревой, 1916. 138 с.

31. Филиппов А.Н. Учебник истории русского права. 4-е изд. 4. Юрьев: тип. К. Маттисена, 1912. Ч. I. 796 с.

32. Шебанов А.Ф. Полное Собрание законов Российской империи (из истории систематизации законодательства в России) // Труды Всесоюзного юридического заочного института. Проблемы истории государства и права. М., 1970. Т. ХЬУ. С. 277-304.

Н.В. Селюнина

МОРЯКИ И РЕЧНИКИ В БИТВЕ ЗА КАВКАЗ

За истекшие 65 лет в исследовательской литературе уделялось мало внимания анализу сражений за Кавказ, продолжавшихся с первых месяцев Великой Отечественной войны по октябрь 1943 года. В данной статье делается попытка проанализировать деятельность торговых моряков и речников южнороссийского региона по выполнению задач фронта и тыла.

Ключевые слова: история, история России 20 в., Великая Отечественная война, речной флот, морской флот, водный транспорт, битва за Кавказ

За истекшие 65 лет в исследовательской литературе уделялось мало внимания анализу сражений за Кавказ, продолжавшихся с первых месяцев Великой Отечественной войны по октябрь 1943 года. Лишь в начале XXI века эта важная знаковая битва стала предметом специального внимания С.В. Януша, опубликовавшего ряд содержательных работ и защитившего по этой проблеме докторскую диссертацию. Однако его публикации нацелены, прежде всего, на изучение сущности сухопутных войсковых операций [1]. В данной статье делается попытка проанализировать деятельность торговых моряков и речников южнороссийского региона по выполнению задач фронта и тыла.

Основным содержанием фронтовых заданий, выполнявшихся водниками, была транспортировка из зоны боевых действий в тыл мирного населения, раненых, материальных ценностей, промышленного оборудования и многого другого, доставка к линии боёв резервных воинских частей, горючего, боевой техники, вооружения, боеприпасов, продовольствия и т.д.

По приказу военного командования руководство Сочинского пассажирского пароходства создал в первые дни войны специальный отряд санитарных кораблей для эвакуации раненых из черноморских портов. Медперсонал, корабельные команды размещали раненых в каютах, трюмах, даже на палубах. Судьба пассажиров оказывалась полностью в руках судовых команд, от работы которых зависело успешное завершение рейсов и благополучное прибытие эвакуируемых в пункты назначения.

На бортах всех судов были нарисованы крупные красные кресты, видные и с моря и с воздуха. Организаторы отряда надеялись, что фашисты не посмеют нарушить Лондонскую морскую конвенцию о безопасности санитарных перевозок, подписанную ими ещё в ноябре 1936 г. Однако агрессоры разрушили эти иллюзии. Один за другим гибли госпитальные суда. Подобная участь постигла экипаж парохода «Армения» транспортировавший из Севастополя Главный черноморский госпиталь со всеми его лабораториями, запасами лекарств, больными. В районе Ялты корабль настигли румынские торпедные катера и в упор расстреляли, не обращая внимания на красные кресты. В морской пучине погибли весь экипаж, главный врач, одиннадцать начальников отделений, восемь лечащих врачей, около 40 медицинских сестёр, более 100 раненых. Спустя некоторое время вражеские бомбардировщики потопили госпитальное судно «Сванетия». Чудом удалось спастись лишь пяти человекам. В начале 1943 г. в строю осталась только плавбаза «Львов», за которой фашистские пираты охотились днём и ночью. Под руководством

капитана В. Ушакова экипаж прошёл 18 тысяч огненных миль, вывез из фронтовой полосы 24 тысячи раненых. В судовом журнале зафиксировано, что за период битвы за Кавказ враг сбросил на судно 728 бомб, выпустил по нему 57 торпед. Судно не раз выходило из строя, но продолжало жить. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 г. транспорт «Львов» был награждён орденом боевого Красного Знамени. Из отряда санитарных кораблей до победы он дошёл в одиночестве. Гибель в солёных водах нескольких тысяч раненых, гражданских моряков, эвакуируемых женщин и детей, медицинских работников стала кровавым злодеянием гитлеровцев, одной из страшных трагедий Чёрного моря в ХХ веке.

Обострение фронтовой обстановки в Крыму и трагические события в районе Харькова заставили транспортников увеличить объём фронтовых перевозок. По приказу военного командования руководители Черноморско-Азовского и Доно-Кубанского пароходств выделили для эвакуации Керченской войсковой группировки 17 транспортных кораблей, большое количество рыболовецких и речных судов. В операции участвовали и корабли военно-морского флота. В сложнейших боевых условиях водники вывезли из-под огня более 60 тыс. солдат и офицеров, многих из них экипажи подобрали в воде [2]. Воины были доставлены через Керченский пролив на Таманский полуостров, где создавались оборонительные рубежи.

В Крыму продолжал защищаться город русской воинской славы Севастополь, полностью блокированный врагом с суши. Основные ценности этой главной военно-морской базы на Юге России были вывезены моряками ещё осенью 1941 г., но в течение 250 - дневного о периода обороны города экипажи черноморских судов «А. Серов» (капитан Орлов), «Чапаев» (капитан Степанов) «Восток» (капитан Баца-ценко) и других доставляли туда нефтепродукты, свежие воинские части, военную технику, продовольствие, боеприпасы, вывозили в тыл раненых. Благодаря слаженным действиям военных и гражданских моряков, несгибаемому мужеству защитников удалось сковать в районе Севастополя значительные силы врага и нанести ему большой урон.

Драматические события разворачивались на территории Ростовской области и Краснодарского края летом 1942 года. Работники Доно-Кубанского пароходства уже имели эвакуационный опыт. Демонтаж судоремонтных предприятий «Красный моряк», «Красный Дон», «Красный Флот», оборудования пристаней Дона и Кубани вёлся круглосуточно. Только 23-24 июля 1942 г. под огнём противника речники вывезли из Ростова около 10 тысяч человек, большое количество различных грузов. Азовские моряки сумели вывести через Керченский пролив в Чёрное море 16 судов и спасти большое количество гражданского населения, оборудование азовских портов Краснодарского края.

Эвакуацию Новороссийского порта осуществляли 25 гражданских и несколько военных кораблей. Многие из них совершили в Новороссийск по 3 -4 рейса, вывозя людей и грузы в тыловые порты Сухуми, Поти, Батуми. В процессе транспортировки максимально использовались возможности ледокола «Торос». Команда этого уникального корабля под обстрелом противника взяла на буксир 6000 -тонный док и вывела его из Цемесской бухты [3]. С 1 августа по 6 сентября 1942 г. портовики отправили на судах 25603 т. разных грузов, из них 12658 т. принадлежало военным, 2592 т. являлись заводским оборудованием, 6923 т - зерном и т.п. [4].

Вывоз материальных ценностей из Новороссийска продолжался даже в первые дни после занятия города фашистами. Под покровом ночи команда парохода «Дельфин» (капитан С.И. Шведов) сумела взять на буксир груженую нефтеналивную баржу и вывести её из бухты. Спустя сутки этот же экипаж вновь удивил оккупантов своей смелостью - 40-тонный подъёмный кран был у них украден и доставлен в Туапсе.

После захвата Новороссийска противник создал непосредственную угрозу Туапсе со стороны Ха-дыженска. В течение августа-сентября 1942 г. в порту прозвучало 229 сигналов воздушной тревоги, иногда враг совершал до 17 налётов в сутки. Линия обороны пролегала в 20 км от города, ставшего центром снабжения советских войск, оборонявших побережье. Только в августе 1942 г. из порта в тыл было отправлено на кораблях 26642 т. грузов. Со второй половины сентября 1942 г. весь уцелевший черноморский флот перебазировался в порты Сухуми, Поти, Батуми и оттуда совершал рейсы к линии фронта.

В период обороны Юга России интенсивно работали портовики Махачкалы и Красноводска, обеспечивавшие скоростную обработку воинских грузов и перевозку воинских контингентов на морских судах к местам формирования фронтовых соединений. Эти порты играли важную транспортную роль в накапливании сил Красной Армии для изгнания оккупантов с территории Северного Кавказа. Из экипа-

жей каспийских судов особенно отличился в период битвы за Кавказ коллектив теплохода «ВЛКСМ», буксировавший за один рейс по три баржи с 13 тысячами военнослужащих на борту. Всего за 1942 год каспийские моряки перевезли 739,5 тыс. человек [5].

С осени 1942 г. черноморцы тоже активно включились в процесс подготовки контрнаступления войск Северо-Кавказского фронта. К этому времени военное командование накопило достаточно весомый опыт руководства работой водно-транспортного конвейера, а аппаратные работники единственного оставшегося работоспособным в бассейне Черноморского пароходства (начальник И. Сырых) научились успешно действовать в экстремальных условиях.

В ходе военного противоборства черноморцы несли большие потери. На 1 января 1943 г. в бассейне осталось 67 судов общей грузоподъёмностью 129.468 т., многие из них получили серьёзные повреждения и находились в ремонте [6]. Усилия управленцев нацеливались на максимальное использование годных к эксплуатации судов для выполнения транспортно - снабженческих функций в районах ожесточённых боёв. Грузы перевозили на пассажирских пароходах, в трюмах и на палубах танкеров нередко размещали людей, военное снаряжение и технику, домашних животных. Только в ноябре 1942 г. экипажи судов перевезли к линии фронта 10.419 т. воинских грузов, 5277 солдат и офицеров, 277 лошадей и эвакуировали в тыл 2583 раненых [7]. В это число входили и перевозки для порта Туапсе, защитники которого остановили в районе гор Индюк и Семашко до 10 вражеских дивизий. Воины 18 -й десантной армии и отряды народного ополчения почти три месяца с огромным трудом сдерживали попытки врага овладеть портом. Бои пошли на убыль в декабре 1942 г., когда вермахт, опасаясь окружения своих войск, начал спешно отступать на Таманский полуостров и в район Новороссийска.

В 1942 г. экипажи Черноморско-Азовского пароходства перевезли более 1,5 млн. тонн грузов, 500 тыс. пассажиров, свыше 100 тыс. раненых. За проявленное мужество и героизм правительство отметило орденами и медалями 443 черноморцев. Среди них награды получили 51 капитан, 33 помполита, 31 штурман, 56 механиков, 44 матроса [8]. Моряки черноморского флота и воины 18-й армии не позволили ни одному фашистскому кораблю войти в порт и сорвали попытки гитлеровцев превратить его в базу снабжения своих сухопутных и морских сил на побережье. В районе цементных заводов враг так и не смог преодолеть наши оборонительные рубежи, хотя предпринимал к этому отчаянные усилия.

Стремясь оказать помощь войскам 47-й армии в освобождении Новороссийска, командование Северо-Кавказским фронтом (И.В. Петров) и Черноморским флотом (Л.А. Владимирский) решили с одобрения Ставки провести крупную десантную операцию в районе Южной Озерейки и на Суджукской косе - на западном берегу Цемесской бухты.

Высадка десанта осуществлялась в ночь на 4 февраля 1943 г. Вместе с десантными кораблями в ней участвовали и низкобортные суда и катера черноморского пароходства. В районе Южной Озерейки десантные корабли попали под сильный огонь береговой артиллерии врага и были вынуждены вернуться в Геленджик. Сумели высадиться на берег только штурмовые отряды первого эшелона, в которых имелось до 1500 десантников и 16 танков. Но эта группа не смогла удержать захваченный клочок берега и была частично уничтожена врагом и частично эвакуирована. Одновременно в районе посёлка Станичка высадился десантный отряд под командованием майора Ц. Куникова, состоявший из 800 человек. Штурм береговых укреплений вызвал в стане врага большую панику и морякам удалось довольно быстро захватить плацдарм до 4-х километров по фронту и 2,5 км в глубину.

Противник предпринял серию контрударов по десантникам, но в последующие ночи на Суджук-скую косу водники доставили 225-ю Краснознаменную бригаду морской пехоты под руководством полковника А.С. Потапова, 83-ю бригаду морской пехоты Д.В. Красникова, 165-ю стрелковую бригаду, отдельный авиадесантный полк и части усиления. С 15 февраля начались семимесячные бои на Малой Земле - плацдарме площадью около 30 квадратных километров. И все это время экипажи судов Черноморского пароходства доставляли защитникам свежие пополнения, вооружение, боеприпасы, обмундирование, строительные материалы, продовольствие, вывозили в тыл раненых и больных.

Регулярно совершал рейсы из Геленджика на Малую землю экипаж парохода «Тракторист», состоявший из 44 человек, среди которых была военная команда артиллеристов и пулемётчиков. За время боёв «Тракторист», ведомый капитаном Н.Ф. Фомичёвым, совершил 36 рейсов. Неоднократно в корпус судна попадали вражеские снаряды и мины, но повреждения устранялись экипажем и пароход вновь и вновь устремлялся в огненное пекло.

Мужественными людьми, не терявшими самообладания в труднейших ситуациях, показали себя помощник капитана Н.А. Ковалёв, старшина комендоров И.В. Кулинич, матрос И.В. Сычёвой и другие члены экипажа.

Экипаж «Тракториста» перевёз для защитников Малой земли более 10 тыс. тонн военных грузов, свыше 20 тыс. бойцов и командиров, эвакуировал в тыл не меньше 6 тыс. раненых. За добросовестный труд во время фронтовых операций коллектив парохода неоднократно получал вымпелы и премии наркомата и ГКО СССР. В зоне боёв успешно действовали экипажи пароходов «Симеиз» (капитан И. Вечный), «Стахановец» (капитан В. Собко), малотоннажных судов «Кибальчич», «Рица», «Вест» и многих других. За июль - первую половину сентября 1943 г. суда совершили на Малую Землю 71 рейс, доставив туда 1546 т. разных грузов. Командование фронтом неоднократно благодарило начальника пароходства и часто награждало героев [9].

Речники Дона с начала третьей военной навигации приступили к транспортировке грузов и людских контингентов для войск Южного фронта, готовящихся к прорыву Миусской оборонительной линии, которую фашисты хвастливо считали неприступной. Напряжённым для речников Дона выдался август 1943 года. Фронтовое командование наращивало силы для решающего штурма вражеской обороны и требовало от речников максимального использования плавсредств в ходе переброски войск к местам дислокации. Через ростовскую пристань проследовало около 80 тыс. пассажиров. Команды пароходов перевезли в августе 34506 тонн грузов, большинство из которых предназначалось армии. Таганрог был освобождён от гитлеровцев 30 августа. Командование Южного фронта наградило 29 речников орденами и медалями за проявленное мужество в боевых условиях [10].

По указанию Ставки предпринял решительные наступательные действия и Северо-Кавказский фронт, который вместе с Черноморским флотом начал 10 сентября десантную операцию по овладению Новороссийском. Весь работоспособный флот был использован в этой операции. Команды крупнейших кораблей «Курск», «Димитров», «Пестель», «Ульянов», «Березина», «Шахтёр», «В. Кутюрье», «Кремль», «Адлер», различных малых судов приняли на борт войска, технику, вооружение, боеприпасы и обеспечили высадку десантов у станицы Благовещенской и озера Солёное. Враг неистово оборонялся, максимально использовал береговую артиллерию и авиационные соединения, но понеся большие потери, был вынужден оставить город 16 сентября 1943 г. Эта победа создала благоприятные условия для завершения битвы за Кавказ, за освобождение Таманского полуострова, а затем и Крыма.

После окончания боёв за Новороссийск водники принимали участие во всех операциях по освобождению Крыма и Причерноморья. Наряду с моряками в боях участвовали экипажи речных судов «Коммунар», «Троянский», «Ванда», «Краснофлотец», «Суворов» и семи барж. По неполным данным в боях за Крым погибли 180 азовских моряков [11].

Азовское морское агентство начало заниматься регулярной транспортной деятельностью в сентябре 1943 г, имея в наличии три трофейные сухогрузные баржи и катер. Поэтому Ростовский ГКО приказал речникам направить все буксирные суда, курсировавшие на Нижнем Дону, на прибрежные перевозки. Они повели несамоходные суда с воинскими грузами, продовольствием и топливом в азовские порты. Известный на Дону капитан парохода «Коммунар» М.Е. Князев отбуксировал в Мариуполь караван из трёх барж. Мастерство других судоводителей тоже было весьма высоким и помогало им преодолевать минные поля и осенние штормовые волны Таганрогского залива [12].

Итак, в период битвы за Кавказ речники и моряки региона самоотверженно трудились во фронтовых условиях и выполняли разнообразные приказы военного командования. Умение моряков и речников самостоятельно отражать атаки противника стало решающим фактором, способствовавшим выполнению военных задач. Труд водников помогал вооружённым силам решать важные военно-стратегические задачи. Все боевые операции по изгнанию оккупантов с Северного Кавказа, Придонья, Прикубанья и Крыма проводились при помощи моряков и речников. Вместе с регулярными воинскими частями они находились в эпицентре событий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Януш С.В. Войсковые операции Советской Армии в битве за Кавказ. Ставрополь, 2005; Януш С.В. Оборона Кавказа в годы Великой Отечественной войны. Ставрополь, 2002; Битва за Кавказ. Документы и мат-лы / сост. А.А. Аникеев, А.Ю. Безугольный, С.В. Януш, Ставрополь, 2003; Януш С.В. Битва за Кавказ: проблемы войсковых операций (1942-1943гг.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Ставрополь, 2006.

2. Архив Федерального агентства морского и речного транспорта (АФАМРТ), ф. 20, оп. 5, д. 40, л. 89.

3. Федерального агентства морского и речного транспорта (АФАМРТ), ф. 20, оп. 5, д. 40, л. 90.

4. РГАСПИ, ф. 473, оп. 1, д. 31, л. 346.

5. Ковалев И.В. Транспорт в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). М., 1981. С. 181.

6. Государственный архив Одесской области (ГАОО), ф. р. 1965, оп. 9, д. 1, л. 12.

7. РГАСПИ, ф. 473, оп. 3, д. 346, л. 8.

8. ГАОО, ф. р. 1965, оп. 9, д. 1, л. 10; РГАСПИ, ф. 473, оп. 1, д. 43, л. 87.

9. Народный подвиг в битве за Кавказ: сб. ст. М., 1981. С. 149; АФАМРТ, ф. 20, оп. 5, д. 40, л. 126.

10. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО), ф. 9, оп. 6, д. 51, л. 11-12; РГАСПИ, ф.

17, оп. 43, д. 1554, л. 52.

11. АФАМРТ, ф. 20, оп. 5, д. 40, л. 92; ЦДНИРО, ф. 9, оп. 6, д. 33, л. 18; ГАРФ, ф. 7913, оп. 13, д. 229, л. 33.

12. ЦДНИРО, ф. 9, оп. 6, д. 51, л. 10, 12.

С.П. Петренко

ГЕРМАНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ

В статье рассматриваются особенности формирования немецкой нации, что представляет собой достаточно длительный исторический процесс, начавшийся в третьей четверти XVIII столетия и завершившийся в 1870-е гг.

Ключевые слова: история, всемирная история, история Германии, нация, формирование нации, национальная символика, немецкая нация

Формирование немецкой нации, которую один современный германский автор назвал «запоздалой» («die verspätete Nation») [24, 13], - достаточно длительный исторический процесс, начавшийся в третьей четверти XVIII столетия и завершившийся в 1870-е гг. Решающий этап этого процесса пришелся на первую половину XIX века, точнее, на примерно 40-45-летний период между установлением наполеоновского господства в основной части Германии (1805-1807 гг.) и революцией 1848-1849 гг. Данный этап в свою очередь распадается на два неравных по продолжительности периода: короткая, но бурная эпоха наполеоновских войн (до 1815 г.) и так называемый предмартовский период (Vormärz), хронологическими рамками которого считаются Венский конгресс 1814-1815 гг. и мартовская революция 1848 г.

Наполеоновские войны внесли существенные коррективы в вялотекущий процесс этнокультурного сплочения населения различных областей Германии. С одной стороны, постреволюционная Франция освободила Германию от многих элементов Старого порядка: уничтожила феодализм, реформировала судебную систему и т.п. Наполеоном было сведено к минимуму и немецкое «мелкодержавие» - из более, чем 300 германских государств им было сохранено лишь около двадцати. Все это способствовало ускорению процесса формирования в Германии нации современного типа. С другой стороны, Германия оказалась униженной и порабощенной. Наполеон выкачивал из этой страны необходимые ему материальные ресурсы и заставлял немцев платить «налог кровью», используя в своих целях воинские контингенты подчиненных ему германских государств. Однако и эти негативные моменты имели положительные последствия для этнополитического развития немцев, поскольку пробуждали их национальные чувства. Патриотические настроения населения Германии достигли своего апогея во время Освободительной войны 1813 г. Хотя, по мнению О. Данна, «патриотизм, которым была отмечена эта война,... был в первую очередь земельным патриотизмом», война 1813 г. все же «стала важной вехой в деле образования немецкой нации, ибо наряду с переживанием неразрывной связи с одной из немецких стран, она позволила немцам по-новому ощутить свою связь с Германией в целом, увидеть в ней свое отечество» [5, 73]. Однако завершение наполеоновских войн на некоторое время прервало наметившуюся тенденцию и общественная атмосфера в первые годы после Венского конгресса была уже иной. Так как Венский конгресс на полвека вперед определил политическое устройство Германии, необходимо рассмотреть его решения, касающиеся этой страны.

Как известно, одной из основных задач, стоявших перед собравшимися в Вене представителями европейских держав, являлось преодоление социально-политических последствий революционных и наполеоновских войн. Провозглашенный на конгрессе принцип легитимизма предполагал восстановление ряда исчезнувших в наполеоновскую эпоху государств, их внутреннего политического устройства и внешних границ, а также повсеместную реставрацию прежних социальных порядков. Но полностью воз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.