Исмагил ГИБАДУЛЛИН
МОРТАЗА МОТАХХАРИ И ИДЕОЛОГИЯ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ИРАНЕ
В статье дается краткая политическая биография и характеристика идей известного деятеля Исламской революции 1978-1979 гг. в Иране - аятоллы Мортазы Мотаххари (1920-1979), анализ которых позволяет осмыслить роль религиозноидеологического фактора в этой революции.
The short political biography and characteristic of ideas of Ayatullah Mortaza Motahhari (1920-1979) - one of the famous leaders of Islamic revolution of 1978-79 in Iran, are given in the article. Analysis of this question helps to understand the role of religious ideology in formation of the revolution.
Ключевые слова:
Исламская революция, Мортаза Мотаххари, Иран, идеология, исламизм; Islamic revolution, Mortaza Motahhari, Iran, ideology, Islamism.
Исламская революция 1978—1979 гг. в Иране стала одним из самых знаменательных событий второй половины XX в. Эта революция и по сей день остается парадоксом, не получившим должного осмысления в посвященных ей научных исследованиях. Предлагаются различные точки зрения по этому поводу, большая часть которых исходит из представления о том, что приход к власти клерикальных сил носил почти случайный характер и не был предрешен логикой предреволюционного развития иранского общества. Исламский характер иранской революции всегда казался большинству исследователей некой аберрацией, отклонением от нормы. Между тем, в лоне иранской религиозной традиции сформировалась новая революционная идеология, которая основывалась на традиционных для иранцев шиитских ценностях. Иранский мыслитель аятолла Мортаза Мотаххари (1920—1979) был одним из главных выразителей этой идеологии.
Обращение к идеологии Исламской революции, а именно к интеллектуальному наследию Мотаххари, позволяет выявить наиболее глубинные духовно-мировоззренческие истоки этой революции, осознать взаимосвязь между идеологией Исламской революции и цивилизационными основами иранского общества и отойти от поверхностных и однобоких трактовок Исламской революции, основанных на преимущественном внимании к ее политическим и экономическим аспектам. Это особенно важно для понимания сегодняшнего состояния Ирана, развивающегося в соответствии с теми идеологическими ориентирами, которые он получил во время Исламской революции.
К сожалению, рассматриваемая нами проблема не получила должного осмысления в исследовательской литературе как в самом Иране, так и за его пределами. Отечественная и зарубежная иранистика в значительной мере дистанцировалась от изучения религиозно-идеологических аспектов Исламской революции. По этой причине идейное наследие Мотаххари остается малоизученным в отечественной иранистике. Несмотря на его роль в формировании идеологии Исламской революции, жизнь и труды этого деятеля практически не становились объектом систематического изучения отечественными и зарубежными исследователями-иранистами.
Аятолла Мортаза Мотаххари родился 3 февраля 1920 г. в маленьком городке Фариман провинции Хорасан в семье видного представителя духовенства. Пора его юности совпала с годами наиболее ожесточенной борьбы шахского режима с шиитским духовенством, подвергавшимся политическим репрессиям. Тем не менее в 1938 г. он направ-
ГИБАДУЛЛИН Исмагил Рустамович — аспиранм кафедры новой и новейшей истории Казанского государственного университета ismagil4@yahoo.com
ляется в Кум, превратившийся в то время в основной центр религиозных наук в Иране. В Куме он проводит около 15 лет своей жизни, пройдя полный цикл богословской подготовки и достигнув степени моджтахи-да. В годы обучения в богословской семинарии сформировался интерес Мотаххари к политике, т.к. 40-е гг. в истории Ирана, полные неопределенности и новых надежд, были периодом роста политической активности иранцев, в т.ч. освободившегося от гнета Реза-шаха Пехлеви духовенства. С образованием в 1946 г. радикальной организации «Федаян-е эслам» Мотаххари, как и многие его товарищи, поддерживает с ней регулярные отношения.
В 1953 г. Мотаххари переезжает в Тегеран, где первоначально преподает в медресе «Марви», а с 1955 г. читает лекции на факультете богословия и исламских наук Тегеранского университета. В 1955 г. он открывает заседание Исламского студенческого общества, а 1960 г. становится главным лектором Исламского общества врачей (до 1972 г.). Уже в это время он приобретает известность как прекрасный оратор и полемист. Вокруг него вырастает кружок преданных учеников, многие из которых впоследствии станут революционными деятелями. В 1963 г. он принимает участие в оппозиционных выступлениях духовенства, возглавляемых Хомейни и известных как события «пятнадцатого хор-дада», после чего его арестовывают на 43 дня. Начиная с этого времени Мотаххари становится активным участником анти-шахского движения.
В 1968 г. он в числе других видных улемов учреждает Хосейнийе эршад — специальное учебное заведение для религиозного просвещения светской молодежи, в которое был приглашен также и главный идеолог светского исламизма в Иране Али Шариати. Но уже в 1971 г. Мотаххари уходит из Хосейнийе эршад из-за разногласий с А. Шариати относительно идеологических вопросов и читает циклы лекций по исламским наукам в мечети Аль-Джавад до тех пор, пока в 1973 г. ее не закрывают власти. Лекции Мотаххари собирают массовые аудитории, состоящие из студентов, преподавателей, молодежи. В 1975 г. Мотаххари лишен права официального чтения проповедей в мечетях, что дает ему возможность сосредоточиться на исследовательской работе, а в 1977 г. он вынужден уйти и из Тегеранского универ-
ситета. Вместе с аятоллами Али Хаменеи, Бехешти, Рафсанджани создает Общество борющегося духовенства Тегерана, переросшее со временем в общеиранскую организацию. В 1977—78 гг. он дважды ездит к Хомейни, сначала в иракский город Ан-Наджаф, а затем в Париж, куда тот перебирается накануне своего возвращения в Иран. Вместе с Хомейни они обсуждают текущие вопросы революционной борьбы, на Мотаххари возлагается ответственность за формирование Исламского революционного совета — координирующего органа всего революционного дви-жения1. 1 мая 1979 г., поздно вечером, при выходе из здания Исламского революционного совета после затянувшегося заседания Мортаза Мотаххари был застрелен боевиками вооруженной группировки «Форкан», стоящей на «исламско-марксистских» позициях.
Биография Мотаххари свидетельствует о разностороннем характере его деятельности, которую затруднительно отнести к какой-то определенной сфере. Аятолла Мортаза Мотаххари сыграл колоссальную роль в разработке основного комплекса идей, лежащих у истоков Исламской революции. Мотаххари сумел синтезировать эти идеи в единую и цельную идеологическую систему, которую он назвал «исламской (тоухидной) идеологией»2. Он пытался объединить потенциалы традиционного шиитского богословия и светского интеллектуализма3.
Идейное наследие Мотаххари является одним из источников формирования официальной идеологии Исламской Республики Иран, а сегодня служит инструментом легитимации политики, проводимой исламским режимом, и дополнительным ресурсом власти правящей теократической элиты Ирана. Образ Мотаххари в определенной степени мифологизируется, идеализируется и наполняется содержанием, соответствующим актуальным задачам текущей политики государства и различных политических групп.
1 Зендегинаме-йе Шахид Остад Мотаххари // www.motahhari.com
2 Мотаххари М. Пейрамун-е энгелаб-е эсла-ми. - Тегеран, 1972.
3 Mutahhari, Ayatullah Murtada. Guiding the Youth of the New Generation. World Federation of Shia Ithna-Asheri Muslim Communities, UK // http://al-islam.org/guiding_the_youth