Научная статья на тему 'Морской разбой у берегов Китая в 1918–1929 годах'

Морской разбой у берегов Китая в 1918–1929 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
309
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ПИРАТЫ / РАЗБОЙ / ПОХИЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ / УБИЙСТВА / CHINA / PIRATES / ROBBERY / KIDNAPPING / MURDERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рагунштейн А. Г.

Данная статья посвящена проблеме роста пиратства у берегов Китая после окончания Первой мировой войны. В связи с революцией и началом гражданской войны в Китае увеличилось количество разбойных нападений на торговые и пассажирские суда. Нападения осуществлялись организованными преступными группировками, обосновавшимися в районе Кантона. Целью китайских пиратов было завладение имуществом пассажиров и получение выкупа за похищенных торговцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEA ROBBERY OFF THE COAST OF CHINA IN THE 1918-1929s

This article is devoted to the problem of piracy growth off the coast of China after the end of World War I. Due to the Revolution and the beginning of the Civil War in China, the number of assaults on the trade and passenger vessels increased. Attacks were carried out by organized criminal gangs located in the Canton area. Taking the passengers’ property and receiving ransom for the kidnapped were the purposes of the Chinese pirates.

Текст научной работы на тему «Морской разбой у берегов Китая в 1918–1929 годах»

А.Г. Рагунштейн* МОРСКОЙ РАЗБОЙ У БЕРЕГОВ КИТАЯ В 1918-1929 ГОДАХ

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме роста пиратства у берегов Китая после окончания Первой мировой войны. В связи с революцией и началом гражданской войны в Китае увеличилось количество разбойных нападений на торговые и пассажирские суда. Нападения осуществлялись организованными преступными группировками, обосновавшимися в районе Кантона. Целью китайских пиратов было завладение имуществом пассажиров и получение выкупа за похищенных торговцев.

Ключевые слова: Китай, пираты, разбой, похищение людей, убийства.

Одна из наиболее актуальных проблем современного морского права -это борьба с морским разбоем в мировом океане. В настоящее время воды Восточной Азии представляют собой один из главных очагов пиратства, наряду с побережьем восточной и Западной Африки и Юго-восточной Азией. Пиратство у берегов Китая имеет давнюю историю. Однако с наибольшей очевидностью опасность морского разбоя для мировой торговли стала осознаваться мировыми державами с начала ХХ в.

Конец XIX - начало XX в. для Китая были временем больших испытаний. Поражение в японо-китайской войне 1894-1895 гг. и интервенция иностранных государств, вызванная Боксёрским восстанием 1900 г., показали всю отсталость и некомпетентность правительства страны. В сочетании с другими политическими и социально-экономическими факторами это привело в 1911 г. к революции и свержению монархии. Ослабление центрального правительства привело к хаосу внутри страны. С 1912 г. власть на местах переходит в руки военных, которые узурпируют власть в провинциях. Каждый из военных диктаторов, руководствуясь личными политическими амбициями, стремился расширить сферу своего влияния, что приводило к многочисленным военным столкновениям. В ходе этих конфликтов существенно увеличились армии военных дикторов. В 1916 г. китайская армия состояла из 500 тыс. человек, а в 1917 г. в ней числилось уже 700 тыс. К 1922 г. под ружьём уже находилось 1,2 млн человек. Огромные людские ресурсы и отсутствие контроля центральных властей за генералами в провинциях привели к бесконечным боевым столкновениям между ними. В период между 1912 и 1933 гг. отмечено около 700 отдельных военных конфликтов на территории Китая1.

Ослабление центральных властей также самым пагубным образом отразилось на состоянии дел, связанным с морским разбоем в прибрежных и внутренних водах Китая. До окончания Первой мировой войны 19141918 гг. в Тихом океане сохранялось присутствие большого количества

@ Рагунштейн Арсений Григорьевич, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Курского государственного университета, кандидат исторических наук, arseniyalfaUmail.ru

1 Jowett P. Chinese Warlord Armies 1911-30. Oxford, 2010. P. 3.

военных кораблей Великих держав, что сдерживало рост пиратства. Ситуация начала стремительно меняться после окончания войны. Фактически, в этот период времени росту пиратства способствовали несколько факторов. Во-первых, в связи с окончанием военных действий сократилось число военных кораблей европейских государств в Тихом океане, что существенно напрямую отразилось на безопасности морских и речных перевозок. Во-вторых, под воздействием русской революции 1917 г. в Китай стали проникать коммунистические идеи, завоевавшие немалое число последователей, особенно на юге страны. Сторонник союза с коммунистами Сунь Ятсен сформировал в сентябре 1917 г. в Кантоне собственное правительство, приготовившись к завоеванию власти во всём Китае. Свою роль здесь сыграла и Гражданская война в России, поскольку в 1918-1922 гг. территорию Китая пересекали как сторонники большевиков, так и остатки белых армий, переходившие на службу к китайским милитаристам. В-третьих, с начала 1920 г. начинается открытая война между милитаристами юга и севера Китая, которая переросла в затяжную гражданскую войну без постоянных участников и линии фронта.

Все эти факторы сформировали обстановку анархии в прибрежных районах Китая и стали прекрасной основой для быстрого роста пиратских банд, особенно на юге Китая.

Несмотря на политический беспорядок в стране, морская торговля по-прежнему процветала в Гонконге, Шанхае и других портах. Китайские пираты вновь освоились в лабиринте многочисленных островов и заливов. Чиновники самопровозглашённых правительств были слишком слабы и коррумпированы, чтобы серьёзно бороться с этой проблемой, а иностранные державы не слишком торопились предпринимать активные действия из-за спорной ситуации с легитимностью существующих властей.

Между двумя мировыми войнами зафиксирован 51 случай пиратства против европейских морских судов, большинство из которых ходили под флагом Великобритании. Пик активности пришёлся на 1922, 1927 и 1929 гг., когда известны 5, 6 и 8 нападений соответственно1. Большинство нападений произошли в районе залива Биас, где обосновались пиратские бригады. Для местных жителей, которые населяли дельту Жемчужной реки (Чжуцзян), это был своеобразный отхожий промысел, позволявший им находить средства к существованию, в то время как для их предводителей, в основном профессиональных преступников, это был главный способ заработка.

Для захвата пассажирских судов пираты использовали нехитрую тактику. Под видом простых пассажиров они путешествовали на пароходах и изучали систему безопасности своей жертвы. В решающий момент пираты, используя пронесённое на борт оружие, начинали штурм

1 Antony R.J. Piracy on the South China Coast through Modern Times // Piracy and Maritime Crime. Historical and Modern Case Studies / ed. by B.A. Elleman, A. Forbes, and D. Rosenberg. Newport, 2010. P. 45.

корабля, захватывая капитанский мостик и машинное отделение. После этого пассажиры изолировались и начиналась их сортировка. Тех, кто был беден, грабили на месте, а богачи, из числа китайцев, а иногда и европейцев, брались в заложники для получения выкупа. Их переправляли на берег, где и держали под стражей в ожидании выкупа1. К сожалению, довольно сложно подсчитать общие убытки от пиратской деятельности, поскольку отсутствует статистика нападений на китайские торговые суда, а без этих сведений картина не может быть полной.

Пираты были отлично организованы. Ими управляли «бизнесмены» из Макао и Гонконга, которые руководили преступными синдикатами, контролировавшими проституцию, азартные игры, отмывание денег, незаконное ростовщичество и контрабанду наркотиков.

В Гонконге действовали особые клубы, в которых судовладельцы передавали значительные суммы денег главарям пиратских банд за безопасность своих судов. Если сумма была достаточной, то корабль судовладельца не подвергался нападениям в течение определённого срока времени. Тот, кто разглашал информацию о заключённых соглашениях, подвергался наказанию - погибал. Размеры выплачиваемых сумм были довольно внушительными для тех времён. Например, один из судовладельцев выплачивал ежегодно по 2000 гонконгских долларов (около 250 фунтов стерлингов) за безопасность каждого из своих кораблей. Платёж вносился раз в полгода по особым спискам2.

Интересен тот факт, что некоторыми преступными синдикатами управляли женщины. Одна из них Лай Чой Сан (Лай Кэйшен) более известная как «Королева пиратов Макао». Она унаследовала этот бизнес от своего отца, который получил от властей города прощение в обмен на защиту рыболовных флотилий от преступных посягательств других пиратов. К моменту его смерти он владел семью вооружёнными джонками и контролировал практически весь рыбный бизнес. Дочь продолжила дело отца и отличилась крайней жестокостью и хитростью. Благодаря связям среди чиновников города и большому состоянию, она получила должность «инспектора», что узаконило её положение в Макао и позволило практически легально взимать плату с рыбаков. Тот, кто оплачивал услуги Лай Чой Сан, получал защиту от конкурирующих пиратских бригад, те же, кто отказывался платить, как правило, лишались имущества или даже жизни3.

Череда пиратских нападений началась после окончания Первой мировой войны. Типичным примером разбойного нападения того времени является атака в ноябре 1922 г. пиратов на британский пароход «Суи Ан» (1245 тонн), следовавший из Макао в Гонконг. В этот момент на борту находилось около 400 пассажиров, включая 60 европейцев. Шестьдесят

1 Ibid. P. 45.

2 «Hush» Money For Chinese pirates // The Sydney Morning Herald. 1929. 13 September. P. 12.

3 Antony R.J. Piracy on the South China ... P. 46.

пять пиратов, которые выдавали себя за пассажиров, напали на экипаж, когда пароход находился в нескольких милях от Макао. Капитан судна Бирс получил пулю в спину и сильный удар рукояткой револьвера по голове. Один из пассажиров по фамилии Хоуторнс, попытавшийся оказать сопротивление нападавшим, также был ранен. Среди других случайных жертв оказался священник, также получивший ранение. Двое охранников-индийцев, пытавшихся оказать сопротивление пиратам, были убиты, а их тела сброшены в море.

Подавив сопротивление, пираты изменили курс. В течение тринадцати часов они грабили судно, после чего сгрузили всё ценное, что смогли обнаружить, на подошедшую к «Суи Ан» джонку и скрылись в неизвестном направлении1.

13 мая 1923 г. пираты, путешествовавшие под видом пассажиров, атаковали пароход «Тайшун» (водоизмещение 1952 тонны), следовавший из Гонконга в Шанхай. Экипаж и пассажиры были ограблены. Сумма убытков составила 6000 долларов2.

В полночь, в субботу 21 январе 1924 г. китайские пираты напали на пассажирский пароход «Таи Ли», следовавший из Гонконга в Конгмуни имевший на борту около 300 пассажиров. Нападение произошло в полночь. В ходе схватки капитан Виллокс и один из индусов-охранников были смертельно ранены и впоследствии скончались. Ещё двое индусов-охранников получили серьёзные ранения, но смогли выжить. Подавив сопротивление охраны, пираты разграбили пароход. Несколько пассажиров из числа китайских граждан (от 15 до 80 человек) были похищены для получения выкупа.

Несмотря на то что британский военный корабль «Робин» немедленно отправился на поиски налётчиков, успеха он так и не добился, хотя и обнаружил одну из спасательных лодок с «Таи Ли», на которой сбежали пираты. Но она была пуста3.

Пиратские нападения заставили судовладельцев принимать адекватные меры защиты. С начала 1924 г. пароходные компании, стремясь не допустить подобных атак, стали разделять пассажиров разных классов железными решётками. Аналогичные заграждения были поставлены на капитанском мостике и в машинном отделении. Все офицеры и члены команды получили оружие, а в различных частях судна дежурили охранники-индусы. Кроме того, речные пароходы отныне ходили не в одиночку, а конвоями. Причем на одном из пароходов

1 Chinese pirates. Seize British steamer // The Sydney Morning Herald. 1922. 22 November. P. 13; Chinese pirates. British ship boarded // The Argus (Melbourne) 1922. 22 November. P. 19; Chinese pirates Raid on a British Vessel // The Daily News (Perth). 1923. 4 January. P.1

2 Chinese Pirate Attack Ship's Crew // The Argus (Melbourne). 1923. 16 May. P. 19

3 Chinese pirates // The Sydney Morning Herald.1924. 24 January. P. 9; Chinese pirates // The Argus (Melbourne). 1924. 23 January. P. 19.

располагался усиленный отряд охраны, готовый в случае атаки оказать помощь жертвам пиратов1.

Принятые меры изначально дали положительный эффект. 12 апреля 1924 г. пираты снова напали на пароход «Тай Ли», следовавший из Конгмуна в Гонконг. Скрываясь среди пассажиров, они внезапно атаковали машинное отделение. Однако экипаж оказался начеку и подал сигнал бедствия, на который откликнулся пароход «Сан Нинг». Находившаяся на «Таи Ли» охрана в составе сержанта полиции из числа европейцев и четырёх специальных охранников, а также четыре охранника-индуса оказали нападавшим активное сопротивление. В результате, понимая, что захватить судно не получится, пираты бросились за борт и поплыли к ближайшему берегу. Трое пиратов в ходе перестрелки были убиты. Из находившихся на борту «Сан Нинг» пассажиров одна женщина была убита шальной пулей2.

Однако далеко не всегда эта методика срабатывала. 29 апреля 1924 г. китайские пираты напали на речной пароход, следовавший из Кантона в Конгмун. В ходе нападения они застрелили португальского капитана, возглавлявшего охрану судна. После этого пираты взяли в заложники 40 пассажиров и разграбили судно3.

Летом 1924 г. пираты предприняли невероятную по своей дерзости акцию. В воскресенье 22 июня 1924 г. они атаковали китайский военный крейсер «Хаичи», стоявший на якоре у Че Фу. Пираты воспользовались тем, что в этот момент большая часть экипажа находилась на берегу в отпуске. Отряд преступников из 33 пиратов на захваченном ранее пароходе подошел к Чу Фу и заставил экипаж пришвартоваться к борту крейсера, после чего высадился на его борт. К счастью, моряки оказались настороже и подняли тревогу, что заставило нападающих отказаться от своих намерений. Пираты спешно покинули крейсер и скрылись на берегу. Тем не менее, благодаря активному поиску, предпринятому военными и полицией, девять пиратов были схвачены. Однако среди них не оказалось лидера, который благополучно скрылся от преследования4.

Несмотря на то что пираты более не предпринимали подобных безумных акций, сам инцидент весьма показателен, как пример весьма возросшей активности китайских пиратов, осознавших свою силу.

18 декабря 1925 г. пароход «Тангчоу» «Китайской навигационной компании» водоизмещением 2108 тонн, следовавший из Шанхая в Тяньцзин, был ограблен китайскими пиратами, которые скрывались среди пассажиров в 200 милях от порта Вэйхавей. После небольшой схватки, в которой был ранен капитан судна, пираты заперли пассажиров и заставили экипаж отвезти судно в залив Биас. В течение четырёх дней лайнер шёл

1 Chinese River Pirates // The Argus (Melbourne). 1925. 31 March. P. 9.

2 Chinese pirates. Disguised as Passengers // The Argus (Melbourne). 1924. 14 April. P. 9; Pirates Foiled // The Register (Adelaide). 1924. 14 April. P. 7.

3 Chinese pirates crime // The Sydney Morning Herald. 1924. 6 May. P. 9.

4 Daring Chinese pirates // The Sydney Morning Herald. 1924. 24 June. P. 9.

вдоль побережья в направлении базы пиратов. Пока продолжалось путешествие, пираты преспокойно обосновались в салоне корабля, обыскивая богатых пассажиров. После того как они сняли с судна всё ценное, грабители оставили экипаж и пассажиров и высадились на берег. Освободившись от пиратов, экипаж взял курс на Гонконг, известив местные власти о случившемся1.

Бурный всплеск пиратской активности произошёл в 1926 г. В июле пираты захватили китайский торговый пароход «Квангли», который направлялся из Шанхая в Кантон. Шестеро пиратов, двое из которых являлись квартирмейстерами корабля, напали на капитанскую рубку, захватив капитана Толлефена и остальных офицеров из числа европейцев. После этого они направили судно в залив Биас, где пираты выгрузили с него грузов на 200 000 долларов, а также взяли в заложники шестерых пассажиров-китайцев для дальнейшего получения выкупа. После этого пираты освободили судно, которое благополучно достигло Кантона2.

19 августа 1926 г. пираты атаковали речной пароход «Мансинг», который следовал из Малочоу в округ Санин. Около 10 часов утра примерно 20 пиратов, скрывавшихся среди пассажиров, вытащили револьверы и захватили судно, имевшее на борту около 100 человек пассажиров и членов экипажа. Охрана судна не оказала сопротивления. После того как пираты сгрузили всё ценное имущество и ограбили пассажиров, они покинули «Мансинг», который продолжил свой путь3.

Одной из немногих попыток китайских властей решить проблему пиратства стал рейд, предпринятый в декабре 1926 г. Китайские военные в Кантоне провели военную операцию против пиратов, обосновавшихся в заливе Биас. В результате, были захвачены 18 пиратов, которые были немедленно обезглавлены4.

Аналогичную акцию в заливе Биас предпринял в сентябре 1927 г. и британский военный флот в ответ на нападение на английский пароход «Ятахинг», который был разграблен, а также похищен квартирмейстер судна. Британские военные корабли подошли к берегу и начали обстрел прибрежных селений, после чего был высажен десант, зачистивший местность. В конечном итоге, база пиратов была разрушена5.

Понимая, что пираты смогут довольно быстро восстановить лёгкие строения на берегу, английское командование приняло решение сохранять своё присутствие в районе залива. Расчёт британцев оказался верен. Буквально через месяц после карательной акции произошло настоящее

1 Steamer seized by Chinese pirates // The Sydney Morning Herald. 1925. 24 December. P. 9; Pirates Thrilling Seizure British Steamer // The Sydney Morning Herald. 1926. 29 January. P. 12.

2 Chinese pirates. Steamer looted // The Sydney Morning Herald. 1926. 19 July. P. 11; Chinese pirates. Seizure of Steamer // The Argus (Melbourne). 1926. 19 July. P. 11.

3 Chinese pirates attack river steamer // The Sydney Morning Herald. 1926. 24 August. P. 9.

4 Chinese pirates captured // The Sydney Morning Herald.1926. 31 December. P. 8.

5 Chinese Pirate Punished by British Force // The Argus (Melbourne). 1927. 5 September. P. 19.

сражение между пиратами и британскими военно-морскими силами. Ночью 20 октября 1927 г. британская подводная лодка L4 патрулировала залив Биас, когда заметила лайнер «Ирен», который ранее был захвачен пиратами. Этот пароход водоизмещением 1342 тонны принадлежал «Китайской торговой навигационной компании». Он направлялся из Шанхая в Амой, когда пираты, скрывавшиеся среди пассажиров, захватили его.

Пока «Ирен» шла в направлении залива Биас, им встретились несколько судов, в том числе один британский военный корабль, однако, не подозревая о захвате судна, они не оказали пленникам никакой помощи.

Достигнув залива, пираты спустили несколько лодок, приготовившись к доставке награбленного имущества на берег. В этот момент появилась L4, которая, осветив пароход прожектором, потребовала идентифицировать себя. В ответ пираты открыли огонь по субмарине. Британцы ответили выстрелами из артиллерийских орудий. Пароход получил многочисленные повреждения и загорелся.

К месту боя подошли крейсер «Дели» и шлюп «Магнолия», а затем к ним присоединился эсминец «Шторм Клауд». Совместно они начали проведение спасательной операции. L4 подобрала из воды 120 выживших, включая троих британских морских офицеров, ещё троих офицеров других национальностей с «Ирен».

Всего в ходе операции были спасены 234 из 260 пассажиров и членов экипажа парохода. Само судно, получив многочисленные пробоины, затонуло1.

В то же время судовладельцы пытались обезопасить от пиратов внутренние речные пути, где также орудовали пираты. Введение вооружённой охраны на речных пароходах, а также патрулирование речной акватории силами канонерских лодок стали приносить свои плоды.

27 октября 1927 г. произошла драматическая схватка пиратов с охраной французского лайнера «Кианг-Кинг», следовавшего по реке Янцзы. Этот пароход перевозил на борту до 200 тонн груза, около 200 местных пассажиров и 16 европейцев. Экипаж парохода также был смешанным и состоял из офицеров-европейцев и матросов-китайцев2.

Через два часа после отхода от пристани около тридцати пиратов, замаскированных под пассажиров, напали на команду. Около часа продолжалась схватка с нападавшими, пока охрана парохода не сдалась. В ходе схватке были убиты или ранены около 60 человек из числа пассажиров, членов команды судна и пиратов. После захвата судна пираты быстро ограбили пассажиров, забрав у них самые ценные вещи, и высадились на берег3.

1 Pirates Attacked by British Submarine // The Sydney Morning Herald. 1927. 27 October. P. 11.

2 Chinese pirates. Attack on steamer guard // The Sydney Morning Herald. 1927. 2 November.

P. 12.

3 декабря 1927 г. около тридцати пиратов на шести сампанах атаковали британский пароход «Сиангтан» водоизмещением 1195 тонн, принадлежавший «Китайской навигационной компании», который стоял на якоре на реке Янцзы в 16 милях от Ичанга. Они убили второго инженера, квартирмейстера и одного из членов экипажа. Капитан судна Лэлор был захвачен. Командир британского военного судна «Афис» договорился о совместной атаке на бандитов с китайским генералом Янг Сеном. Вскоре к месту действия подошли канонерские лодки «Гнат» и «Би» под флагом английского адмирала Твиди1.

Британские канонерские лодки обстреляли из орудий пиратские сампаны. Пираты спешно покинули пароход и попытались скрыться. В результате погони военные моряки захватили одно пиратское судно, однако остальные разбойники скрылись на берегу2.

В 1928 г. снова активизировались пираты, действовавшие на морском побережье Китая.

В январе 1928 г. они атаковали недалеко от Кантона небольшой пароход водоизмещением 700 тонн «Сан Намхой», следовавший в Гонконг. Около 30 налётчиков скрывались среди обычных пассажиров. Нападение было стремительным. Пираты ранили старшего инженера парохода, однако тот успел закрыть бронированные двери, что позволило капитану Спарксу вести судно прежним курсом. В течение 20 минут офицеры и охрана парохода отстреливались от налётчиков.

В ходе схватки с пиратами старший офицер Д. Конвей и два индуса-охранника получили смертельные ранения, от которых вскоре скончались. Ещё два члена экипажа также были ранены. Экипаж парохода сообщил, что уничтожил 11 пиратов. Осознав, что они не смогут захватить судно, пока не контролируют мостик и машинное отделение, пираты бросились к

3

ожидавшим их лодкам и скрылись с места преступления .

28 мая 1928 г. пароход «Теан», водоизмещением 2200 тонн, был атакован пиратами, скрывавшимися под видом пассажиров. Он принадлежал «Китайской навигационной компании» и следовал из Хайхоу в Гонконг. Захватив пароход, пираты направили его в залив Биас, однако у входа в бухту они заметили британский эсминец «Сомма», который патрулировал побережье. Опасаясь атаки со стороны британцев, пираты поставили «Таен» на якорь, после чего погрузились с награбленным имуществом на две лодки и скрылись на берегу, прихватив в качестве заложников двух британских офицеров из числа команды парохода и восемь китайских пассажиров. «Сомма» и появившийся вскоре китайский

3 Chinese pirates. Attack French steamer // The Sydney Morning Herald. 1927. 31 October. P. 11.

1 Chinese Pirates. Episode on Yangtze // The West Australian (Perth). 1927. 5 December. P. 13.

2 Chinese Pirates. Activity on Yangtze // The Argus (Melbourne). 1927. 23 December. P. 10.

3 Chinese Pirates. Steamer attacked // The Argus (Melbourne). 1928. 19 January. P. 15; Chinese Pirates. British Seamen Win // The Argus (Melbourne). 1928. 20 January. P. 11.

крейсер «Янгшинг» не стали вмешиваться в ситуацию, дабы не навредить заложникам. Достигнув берега, пираты скрылись, оставив заложников на берегу1.

20 сентября 1928 г. пираты атаковали британский пароход «Анкинг» (водоизмещением 3500 тонн), следовавший из Сингапура в Сватоу. Нападение на лайнер было неожиданным. Оно произошло в 19.00, во время обеда. Около 40 пиратов смешались с 1400 пассажирами и внезапно напали на экипаж. Атаковав капитанский мостик, где находился капитан, пираты открыли огонь. Были серьёзно ранен капитан С.С. Планкет-Кол и квартирмейстер-китаец. Одновременно пираты атаковали машинное отделение.

В ходе атаки пиратов были убиты старший помощник Дэвид Клиффорд Джонс и главный инженер Гарри Томпсон. Завладев судовым складом с огнестрельным оружием, пираты, сбросив тела убитых в море, направили судно к берегу. В течение 54 часов, под угрозой оружия, судно в указанную пиратами точку вёл второй помощника капитана Боннет. Пока судно шло вдоль побережья, пираты обыскивали пассажиров в поисках денег и ценностей.

Поскольку залив Биас постоянно патрулировался военными кораблями, пираты взяли курс на другое укромное место - залив Хонгхол. Здесь лайнер подвергся систематическому грабежу. Погрузив ценного имущества на 80 тыс. долларов в судовые шлюпки, пираты скрылись на берегу. Кроме того, пираты захватили с собой 7 пассажиров-китайцев, за которых они хотели получить выкуп2. Общие убытки от нападения пиратов составили 20000 фунтов стерлингов3.

Не стеснялись пираты грабить и пароходы, терпящие бедствие. 10 ноября 1928 г. пираты атаковали у китайского побережья пароход «Хшинчи» водоизмещением 1000 тонн, который в тумане напоролся на неотмеченную на картах скалу недалеко от Фуджоу. На следующий день к месту крушения подошли китайские джонки, которые высадили на борт парохода пиратов. Несколько сотен палубных пассажиров были ограблены. Из трюма грабители подняли наиболее ценные грузы, после чего подожгли судно. Ситуация усугубилась тем обстоятельством, что многие спасательные шлюпки были повреждены. На палубе царила паника и хаос, который команда не могла предотвратить. Многие пассажиры, пытавшиеся спастись вплавь, утонули. Китайский доктор, один из пассажиров парохода, на рыбацкой джонке проплыл девять миль до берега, чтобы вызвать полицию.

Подоспевшая на помощь терпящим бедствие людям канонерская лодка отогнала пиратские джонки. Две пиратские джонки с награбленным

1 Chinese pirates. Prisoners recaptured // The Sydney Morning Herald. 1928. 31 May. P 11.

2 Steamer looted by Chinese pirates // The Sydney Morning Herald. 1928. 1 October. P. 9; Chinese Pirate. British Officers killed // The Argus (Melbourne) 1927. 1 October. P. 9.

3 Там же. 2 October. P. 7

имуществом были через день захвачены моряками с британского военного корабля «Серафис», а их экипажи переданы китайским властям1.

Интересен тот факт, что пираты, ранее нападавшие в основном на европейские пароходы, с 1928 г. начинают нападение на суда под японским флагом, которых становится всё больше у берегов Китая. В январе 1928 г. японская флотилия из 14 эсминцев получила просьбу о помощи с борта японского судна «Кинко Мару», который сел на мель в Тайваньском проливе. Прибыв в указанное место, японские моряки застали около 100 пиратских джонок, которые окружили судно. Чтобы отогнать пиратов военным морякам пришлось открыть огонь из пулеметов. Выяснилось, что китайцы разграбили всё, что было на судне, включая запасы угля. К счастью, экипаж «Кинко Маару» не пострадал и был спасён2.

В начале февраля 1928 г. китайские пираты осуществили неудачную попытку захвата японского парохода «Зуихо Мару» водоизмещением 2000 тонн, который вышел в море из Циндао к берегам Японии. В Жёлтом море пароход долго преследовал китайский пиратский корабль, который стремился сблизиться с японским пароходом. Только благодаря удачному маневрированию японским морякам удалось уйти от погони. Чтобы пресечь дальнейшие попытки, японское правительство отдало приказ военно-морским силам в Циндао направить в море боевые корабли, найти

3

и покарать пиратов .

16 февраля 1928 г. китайские военные освободили четырёх японских моряков, которых пираты захватили 13 февраля 1928 г. на борту парохода «Каитсу Мару». Но сами похитители скрылись4.

22 сентября 1929 г. пираты атаковали пароход «Дели Мару» (2171 тонны) между портами Амой и Гонконг. В ходе нападения трое охранников-индусов были ранены. Пираты похитили у пассажиров денег и драгоценностей на 2000 фунтов стерлингов5.

В 1929 г. китайские пираты снова предприняли ряд успешных налётов на торговые суда. В марте они разграбили германский пароход «Гисбен», который потерпел крушение в тумане на реке Янцзы. Китайская канонерская лодка и вооруженный буксир, вышедшие из Шанхая 16 марта, отогнали от затопленного парохода многочисленные пиратские лодки, грабившие судно6.

1 Chinese Pirates. Stranded ship looted // The Argus (Melbourne). 1928. 14 November. P. 7; Chinese Pirates. A steamer looted // Chronicle (Adelaide). 1928. 17 November. P. 48.

2 Chinese Pirates. 100 ship loot wreck // The Argus (Melbourne). 1928. 1 March. P. 15.

3 Chinese Pirates. Chase Japanese Steamer // The Argus (Melbourne). 1928. 13 February. P. 10.

4 Chinese Pirates. Release of Japanese Prisoners // The Brisbane Courier. 1928. 18 February. P. 15.

5 Chinese Pirates. Led by Woman // The Argus (Melbourne). 1928. 23 September. P. 7.

6 Wrecked Steamer Swarmed by Chinese Pirates // The Brisbane Courier. 1929. 18 March. P. 20.

9 ноября 1929 г. пираты напали на пароход «Квангчи» (1000 тонн), направлявшийся из Венчоу в Шанхай. Нападение произошло через несколько часов после выхода из порта. Как обычно, пираты замаскировались под пассажиров, после чего захватили мостик и радиорубку. Экипаж и пассажиры были заперты, а судно направлено к пустынному берегу. Два дня разбойники безнаказанно грабили груз и пассажиров. Сняв всё самое ценное, пираты оставили пароход на полпути между Венчоу и Шанхаем. Находившиеся поблизости китайские военные корабли попытались настигнуть пиратов, но не смогли этого сделать. В результате нападения пароход получил небольшие повреждения, несколько пассажиров получили ранения1.

Ранним утром 9 декабря 1929 г. между Сватоу и Гонконгом пираты атаковали 2000-тонный лайнер «Хайчинг». Команда парохода оказала активное сопротивление нападавшим, застрелив и взяв в плен нескольких из них. Однако в схватке был убит третий помощник К.А. Вудвард, а старший помощник Р.П. Пери был ранен. Среди убитых оказался также квартирмейстер-малаец, два охранника-индийца и один китаец.

Не добившись успеха, пираты попытались поджечь судно. Только быстрые действия экипажа позволили не допустить трагедии, и пламя было потушено. На поиски пиратов из Гонконга были немедленно высланы два эсминца. Тем временем повреждённый «Хайчинг» был взят на буксир и доставлен в порт. При буксировке произошло вторичное возгорание, которое также было вскоре ликвидировано2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на все усилия как китайских, так и европейских властей, им не удалось сдержать существенно возросший с начала 20-х гг. XX в. морской разбой в китайских водах. В условиях гражданской войны в Китае, коррумпированности чиновников и наличия преступных организаций, профессионально занимающихся пиратским промыслом, оказалось невозможным решить эту злободневную проблему. Карательные операции китайского, английского и японского флотов, система конвоев на реках, наличие вооружённой охраны на борту пассажирских пароходов и многие другие меры давали лишь временный результат и не всегда гарантировали безопасность членов экипажей и пассажиров атакуемых судов. К концу 20-х гг. стало вполне очевидно, что решить проблемы пиратства в китайских водах можно, лишь устранив первопричины этого появления противоправного явления.

Библиографический список

1 Chinese pirates disguised as passengers. Steamer looted and abandoned // The Sydney Morning Herald. 1929. 11 November. P. 11.

2 Chinese pirates. British steamer attacked. Officer killed // The Sydney Morning Herald. 1929. 9 December. P. 12.

1. «Hush» Money For Chinese pirates // The Sydney Morning Herald. 1929. 13 September. P. 12.

2. Antony R.J. Piracy on the South China Coast through Modern Times // Piracy and Maritime Crime. Historical and Modern Case Studies / ed. by B.A. Elleman, A. Forbes, and D. Rosenberg. Newport, 2010. P. 45, 46.

3. Chinese Pirate Attack Ship's Crew // The Argus (Melbourne). 1923. 16 May. P. 19

4. Chinese Pirate Punished by British Force // The Argus (Melbourne). 1927. 5 September. P. 19.

5. Chinese pirates disguised as passengers. Steamer looted and abandoned // The Sydney Morning Herald. 1929. 11 November. P. 11.

6. Chinese pirates // The Argus (Melbourne). 1924. 23 January. P. 19.

7. Chinese pirates // The Sydney Morning Herald.1924. 24 January. P. 9.

8. Chinese pirates attack river steamer // The Sydney Morning Herald. 1926. 24 August. P. 9.

9. Chinese pirates captured // The Sydney Morning Herald.1926. 31 December. P. 8.

10. Chinese pirates crime // The Sydney Morning Herald. 1924. 6 May. P. 9.

11. Chinese pirates Raid on a British Vessel // The Daily News (Perth). 1923. 4 January. P.1

12. Chinese Pirates. 100 ship loot wreck // The Argus (Melbourne). 1928. 1 March. P. 15.

13. Chinese Pirates. A steamer looted // Chronicle (Adelaide). 1928. 17 November. P. 48.

14. Chinese Pirates. Activity on Yangtze // The Argus (Melbourne). 1927. 23 December. P. 10.

15. Chinese pirates. Attack French steamer // The Sydney Morning Herald. 1927. 31 October. P. 11.

16. Chinese pirates. Attack on steamer guard // The Sydney Morning Herald. 1927. 2 November. P. 12.

17. Chinese pirates. British ship boarded // The Argus (Melbourne) 1922. 22 November. P. 19.

18. Chinese pirates. British steamer attacked. Officer killed // The Sydney Morning Herald. 1929. 9 December. P. 12.

19. Chinese Pirates. Chase Japanese Steamer // The Argus (Melbourne). 1928. 13 February. P. 10.

20. Chinese pirates. Disguised as Passengers // The Argus (Melbourne). 1924. 14 April. P. 9.

21. Chinese Pirates. Episode on Yangtze // The West Australian (Perth). 1927. 5 December. P. 13.

22. Chinese Pirates. Led by Woman // The Argus (Melbourne). 1928. 23 September. P. 7.

23. Chinese pirates. Prisoners recaptured // The Sydney Morning Herald. 1928. 31 May. P 11.

24. Chinese Pirates. Release of Japanese Prisoners // The Brisbane Courier. 1928. 18 February. P. 15.

25. Chinese pirates. Seize British steamer // The Sydney Morning Herald. 1922. 22 November. P. 13.

26. Chinese pirates. Seizure of Steamer // The Argus (Melbourne). 1926. 19 July. P. 11.

27. Chinese Pirates. Steamer attacked // The Argus (Melbourne). 1928. 19 January. P. 15; Chinese Pirates. British Seamen Win // The Argus (Melbourne). 1928. 20 January. P. 11.

28. Chinese pirates. Steamer looted // The Sydney Morning Herald. 1926. 19 July. P. 11.

29. Chinese Pirates. Stranded ship looted // The Argus (Melbourne). 1928. 14 November. P. 7.

30. Chinese River Pirates // The Argus (Melbourne). 1925. 31 March. P. 9.

31. Daring Chinese pirates // The Sydney Morning Herald. 1924. 24 June. P. 9.

32. Jowett P. Chinese Warlord Armies 1911-30. Oxford, 2010. P. 3.

33. Pirates Attacked by British Submarine // The Sydney Morning Herald. 1927. 27 October. P. 11.

34. Pirates Foiled // The Register (Adelaide). 1924. 14 April. P. 7.

35. Pirates Thrilling Seizure British Steamer // The Sydney Morning Herald. 1926. 29 January. P. 12.

36. Steamer looted by Chinese pirates // The Sydney Morning Herald. 1928. 1 October. P. 9; Chinese Pirate. British Officers killed // The Argus (Melbourne) 1927. 1 October. P. 9.

37. Steamer seized by Chinese pirates // The Sydney Morning Herald. 1925. 24 December. P. 9.

38. Wrecked Steamer Swarmed by Chinese Pirates // The Brisbane Courier. 1929. 18 March. P. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.