Научная статья на тему 'Морские пути — новый «Шелковый путь» Китая'

Морские пути — новый «Шелковый путь» Китая Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1299
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / ЯПОНИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / БИОРЕСУРСЫ / АКВАКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Курмазов Александр Анатольевич, Сеславинский Владимир Вадимович

В статье рассматривается одно из важнейших направлений внешнеэкономической деятельности Китая — развитие рыбохозяйственных связей со странами Латинской Америки, Африки и Южно-Тихоокеанского форума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Морские пути — новый «Шелковый путь» Китая»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

А.А. КУРМАЗОВ, В.В. СЕСЛАВИНСКИЙ

Морские пути — новый «шелковый путь» Китая

В статье рассматривается одно из важнейших направлений внешнеэкономической деятельности Китая — развитие рыбохозяйственных связей со странами Латинской Америки, Африки и Южно-Тихоокеанского форума.

Ключевые слова: Китай, Латинская Америка, Япония, международная торговля, биоресурсы, аквакультура.

Торговля всегда была неотъемлемым элементом человеческой цивилизации и межнационального общения, а во многом и движителем прогресса. Первая система международной торговли сложилась в виде такого явления, как Великий шелковый путь.

Китай был главным полюсом первого глобального экономического рынка, который проходил по этому пути. Вокруг Китая вращалась международная торговля, формировались торгово-финансовые отношения. Китай вывел на мировые рынки множество товаров, которые впоследствии стали товарами массового потребления, основными из которых являлись шелк и фарфоровые изделия [13].

Закат Великого шелкового пути связывают, прежде всего, с развитием торгового мореплавания вдоль побережий Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. В XIV-XV вв. морская торговля стала привлекательнее ставших опасными сухопутных караванных путей. Вдвое сократилось время доставки грузов: одно судно могло перевезти столько же, сколько очень большой караван.

Интересы торговли и получения прибыли в Средние века на некоторое время превратили Китай в могучую морскую державу. Международный характер торговой деятельности подтолкнул развитие в Китае эпохи Мин мор-

КУРМАЗОВ Александр Анатольевич — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории обоснования новых проектов и программ, ФГУП «ТИНРО-Центр», г. Владивосток.

СЕСЛАВИНСКИЙ Владимир Вадимович — инженер 2-й категории Отдела международного научно-технического сотрудничества, ФГУП «ТИНРО-Центр», г. Владивосток.

ского флота, который стал самым мощным в мире [14]. Китай первым из тихоокеанских стран встал на путь использования морского потенциала, в особенности морских транспортных возможностей с целью ведения торговли и получения дани. Известны поразительные по масштабам, целям и оснащению знаменитые экспедиции средневекового китайского флотоводца Чжэнь Хэ. В первой половине XV в. Чжэнь Хэ совершил семь морских экспедиций вдоль берегов Индокитая, Малайского архипелага, Цейлона, побережья Индии, Ирана, Аравийского полуострова и даже берегов Cеверо-Восточной Африки и вынудил большинство стран Малайзии и Индонезии платить дань китайскому императору [1, 10].

В последующие века наступило время колониальных завоеваний европейскими странами, сделавшими ставку на развитие флота и морской торговли. К ним относятся Португалия, Испания, Голландия, Англия, США. Влияние Китая как центра мировой торговли ослабло.

В настоящее время мы наблюдаем возрождение Китая как ведущей морской державы. Оно проявляется в разных направлениях: в наращивании военно-морских сил, развитии судостроения и морского рыболовства, увеличении масштабов добычи минерального и углеводородного сырья в море и, наконец, расширении международной торговли, используя для этого морские пути. Наибольших успехов эта страна добилась в области рыболовства и международной торговли рыбной продукцией. Сейчас глобальная рыболовная экспансия Китая, пожалуй, не имеет достойных конкурентов не только в Азии, но и в мире. Яркий пример — освоение рыбных ресурсов Западной Африки [4].

Потребности страны с огромным населением в продуктах питания, включая продукты морского промысла, поистине безграничны. Удовлетворить их только за счет собственного промысла невозможно, поэтому Китай делает ставку на международную торговлю продукцией рыболовства и аквакуль-туры. Развивается как импорт, так и экспорт, география которых охватывает все континенты.

Китай занимает первое место в мире по экспорту и шестое — по импорту рыбной продукции. При этом импорт часто служит источником сырья для последующей переработки, после чего готовая продукция опять экспортируется. Таким образом, общий подход к внешней торговле со времен трансконтинентальных караванов шелкового пути не изменился: производится вывоз промышленных товаров и ввоз ценных видов сырья, переработка которого дает возможность получить максимум добавленной стоимости.

В 2009 г. стоимость экспорта рыбной продукции Китаем достигла рекордной цифры — 10,7 млрд долл. США, или на 1 % больше, чем в 2008 г. По информации Министерства сельского хозяйства, данный успех стал возможен в результате совместных усилий правительства и деловых кругов КНР: были приняты меры по снижению таможенных платежей, улучшены качество и безопасность рыбных продуктов, выполнен ряд других рыночных усло-

вий [9]. При этом морской транспорт получил особые преференции китайского правительства.

Основными рынками сбыта китайской рыбной продукции являются Япония, США, Европейский союз и Южная Корея, в последние годы наблюдается увеличение экспорта в страны АСЕАН и на Тайвань, а также активизировалось рыбохозяйственное сотрудничество Китая со странами Латинской Америки и островными государствами южной части Тихого океана [5]. Это сравнительно новое направление китайской рыболовной экспансии, которое надо учитывать России при расширении своих связей по рыболовству [2].

Для современного Китая становятся привлекательными не только страны с развитым рыболовством и емкими рынками потребления, но все большее значение приобретают связи с карликовыми государствами Тихого океана — странами Южно-Тихоокеанского форума (ЮТФ). Китай привлекают 200-мильные исключительные экономические зоны (ИЭЗ) этих государств, в водах которых обитают значительные запасы ценных видов рыб [3], в первую очередь тунцовых, а на шельфе находятся месторождения углеводородов. В этом районе Тихого океана традиционно сильно влияние США и Японии. Полноценная конкуренция Китая с Соединенными Штатами в Тихом океане пока невозможна, хотя первая заявка на этот счет военно-морскими силами КНР уже сделана: китайцами было предложено разделить с США Тихий океан на сферы влияния [11].

А вот китайско-японская конкуренция за распространение влияния на островные государства Тихого океана уже имеет определенную историю. Япония регулярно проводит саммит Тихоокеанских островных государств и собирает для этого в своей столице лидеров таких стран ЮТФ, как Фиджи, Тонга и др. Изначальная цель действий Японии по укреплению отношений с островными государствами заключалась в обеспечении импорта тунца из стран ЮТФ, а также в возможности использования морского коридора, пролегающего через воды этих государств, для морских перевозок железной руды и угля из Австралии. Кроме того, для Японии дружеские отношения со странами ЮТФ — это возможность получить дополнительные голоса в поддержку ее вступления постоянным членом в Совет безопасности ООН. С этими целями и проводятся в Японии саммиты, начиная с 1997 г. В течение пяти лет после 2001 г. Япония для укрепления отношений с островными государствами ежегодно из средств фонда Официальной помощи развитию оказывала каждому государству финансовую помощь в среднем около 10,5 млрд иен (около 900 млн долл. США).

Китай в противовес действиям Японии провел в 2006 г. свой островной саммит (Форум сотрудничества по экономическому развитию Китая и Тихоокеанских островных государств), пригласив для этого на Фиджи глав шести из 12 островных государств, с которыми он установил дипломатические отношения. Китай намеревался предоставить в течение трех лет этим государствам заем в размере 3 млрд юаней (около 380 млн долл. США). Цель

Китая двоякая. С одной стороны, КНР выступает против вступления Японии постоянным членом в Совет безопасности ООН и пытается отколоть от Японии часть поддерживающих ее островных стран тихоокеанского форума. С другой стороны, это сдерживание расширения влияния Тайваня, который, обладая крупнейшим тунцеловным флотом, также имеет виды на расширение использования природно-ресурсного потенциала акваторий ЮТФ и пользуется определенной поддержкой Японии. Следует отметить попытки Китая освоить ресурсы антарктического криля и расширить торговлю рыбной продукцией с Новой Зеландией, которая экспортирует в Китай рыбу с целью первичной переработки и повторного ввоза для снабжения своего потребительского рынка. Кроме того, возрастает интерес Китая к ресурсам прилегающих вод Западной Африки и открытых вод южной части Тихого океана. Китайское проникновение в Африку подробно описано В.М. Качинским [4]. Можно только добавить, что в 2010 г. число стран партнеров Китая по рыболовству в Африке значительно увеличилось.

В последние годы повысилась активность китайского рыбохозяйствен-ного комплекса в латиноамериканском направлении и открытых районов Тихого океана. Именно сюда направлена «стратегия роста» известной трансазиатской компании «Пацифик Андес», головной офис которой находится в Гонконге. Этот крупнейший мировой производитель и экспортер рыбного филе настроен на долгосрочный доступ к регулируемым ресурсам рыболовства, поскольку спрос на рыбные продукты растет, а возможности обеспечения ими ограничены [16]. Помимо доступа к ресурсам открытых вод южной части Тихого океана, «Пацифик Андес» стремится к удержанию позиций в 200-мильной исключительной зоне России на Дальнем Востоке, где компания контролирует весьма заметную часть добычи минтая [6]. Кроме того, в 2008 г. «Пацифик Андес» получила в собственность 10 рыбопромышленных компаний Перу с целью получения квот на вылов анчоуса в ИЭЗ этой страны. В результате гонконгская компания получила права на 5 % индивидуальных передаваемых квот из перуанского Общего допустимого улова (ОДУ).

В этом же году «Пацифик Андес» купила у Перу права на эксплуатацию восьми заводов по производству рыбной муки, потребление которой в Китае постоянно растет. Мощность этих производств составляет 655 т/час, это 7,4 % суммарного производства рыбной муки в Перу [16]. В 2010 г. перуанские активы гонконгской компании еще более увеличились. Были выкуплены 100 % акций перуанских компаний «Pesquera Alexandra» и «Deep Sea Fishing» на общую сумму 113 млн долл. США. Теперь «Пацифик Андес» занимает шестое место в Перу по производству рыбной муки.

Сильные позиции у этой компании также в зоне другого, соседнего с Перу латиноамериканского государства — Чили. Здесь работает значительное число промысловых судов гонконгской компании. Недавно было принято решение о сокращении числа судов «Пацифик Андес» в зоне Чили — с 39 до 20 единиц [15], возможно, по причине усиленного проникновения в перуан-

скую экономику. Однако присутствие Китая в зоне Чили остается значительным.

Не менее важно для Перу обсуждение вопросов сотрудничества в области морского рыболовства и с материковым Китаем, в частности, решение проблемы экспорта в Китай кальмара Гумбольдта gigas) из перуанской экономической зоны. Предусматривается также создание перуано-китайских совместных предприятий по производству полуфабрикатов из кальмара, что даст перуанцам возможность получить технологии, решить проблемы с занятостью и увеличить стоимость экспорта. В обмен Китай может получить предложение вести промысел кальмара, тунца и ставриды в 200-мильной зоне Перу.

Межправительственное соглашение по рыболовству Китай готовится подписать и с Аргентиной. Оно предполагает развитие сотрудничества в области рыболовства и аквакультуры, переработки уловов, строительства и ремонта промысловых судов, производства промыслового снаряжения, контроля и сохранения рыбных ресурсов, а также создание совместных предприятий в соответствующих областях. Аргентина готова разрешить вход промысловых судов Китая в свои порты для ремонта, выгрузки и перевалки рыбной продукции, пополнения запасов воды и продовольствия. В соответствии с готовящимся в настоящее время соглашением будет легализован китайский джиггерный промысел кальмара в водах Патагонского шельфа аргентинской ИЭЗ.

У южного побережья Аргентины возможный вылов промысловых рыб (красного пагра, кудрепера и анчоуса) составляет 100 тыс. т, но аргентинским флотом осваивается только 20 тыс. т [12]. Китайский промысловый флот может получить право на эксплуатацию неиспользуемого запаса, сдавая часть улова в аргентинские порты. Аргентина надеется, что это может активизировать деловую активность портов, значительная часть мощностей которых простаивает из-за высокой конкуренции с портами других латиноамериканских стран.

Также расширяется рыбохозяйственное сотрудничество Китая с Бразилией, Гайаной и Венесуэлой. Бразилия стала важным рынком сбыта продукции аквакультуры для 24 китайских компаний. В Гайане китайские предприниматели в рамках совместных предприятий развивают культивирование ряда объектов, в частности, креветки, продукция которой является важной статьей гайанского экспорта. Совместный проект по разведению креветки в Венесуэле в 2009 г. обсуждался лидерами двух стран. Интерес Китая заключается в получении дополнительного источника ценного сырья для последующей переработки с целью реэкспорта готовой продукции [6].

Таким образом, рыбопромышленный капитал Китая проник (и продолжает это делать) не только в близлежащие воды стран северной части Тихого океана (России, Японии, государств Корейского полуострова [7]). В последние

Направления и характер рыбохозяйственного сотрудничества Китая со странами Латинской Америки и южной части Тихого океана: 1, 2 — страны Южно-Тихоокеанского форума, промысел тунца; 3 — Венесуэла, совместное культивирование креветки, импорт выращенной креветки для производства готовой продукции и ее экспорта; 4 — Бразилия, реализация китайской продукции аквакультуры; 5 — Перу, выкуп мощностей по

производству рыбной муки, получение квот на промысел анчоуса в ИЭЗ Перу; 6 — Чили, промысел в ИЭЗ китайскими судами; 7 — Аргентина, промысел в ИЭЗ китайскими судами, заходы в порты для снабжения и судоремонта, производство

продукции аквакультуры и пр.

годы он все сильнее стремится в страны Латинской Америки, обладающие широкими морскими побережьями и прилегающими акваториями (см. рисунок). Цели проникновения различны: от получения доступа к водным биоресурсам в водах этих стран до совместных проектов по развитию аквакультуры. Китай также привлекают порты базирования и рынки сбыта этих стран. Иначе говоря, одно из щупалец китайского «рыбопромышленного спрута» основательно протянулось к югу Американского континента, и его влияние в виде торгового «шелкового пути» морского характера становится все более заметным.

Список литературы

1. Бокщанин А.А. Волшебный свет на мачтах: Заморские экспедиции Чжэн Хэ / А.А. Бокщанин, О.Е. Непомнин // Лики Срединного царства: занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая. М.: Вост. лит., 2002. 430 с.

2. Глубоков А.И. Новые условия рыболовства в южной части Тихого океана / А.И. Глубоков, М.К. Глубоковский // Рыбное хозяйство. 2010. № 2. С. 33-37.

3. Деловой Китай. М. : Российско-китайский центр торгово-экономического сотрудничества, 2002. 247 с.

4. Качинский В. М. Экспансия КНР в воды Западной Африки // Рыбные ресурсы. 2009. № 4. С. 17-19.

5. Китай наращивает объемы экспорта рыбы. URL: http://www.fishnews. ru/news/11301

6. Курмазов А.А. Китай в мировой торговле рыбной продукцией: Тенденции развития // Рыбное хозяйство. 2009. № 6. С. 22-27.

7. Курмазов А.А. Морская ресурсная политика государств Корейского полуострова // Рыбное хозяйство (в печати).

8. Предложение Китая о раздельном контроле Тихого океана: [пер. с яп.] // Санкэй симбун. 2008. 13 марта.

9. Рекордный экспорт морепродуктов Китаем в 2009 г.: [пер. с яп.] // Минато симбун. 2010. 26 февр.

10. Свет Я. М. За кормой — сто тысяч ли. М.: Географгиз, 1960. 189 с.

11. Соперничество Японии и Китая на «островных саммитах»: [пер. с яп.] // Хоккайдо симбун. 2006. 9 апр.

12. Argentina: Positive assessment of trade mission to China. Merco Press. URL: http:// www.en.mercopress.com/2010/04/05/argentina-positive-assessment-of-trade-mission-to-china

13. Frank A. Re-Orient: Global Economy in the Asian Age. Univ. of California Press, 2002. 416 p.

14. Levathes L. When China Ruled the Seas // The Treasure Fleet of the Dragon. Throne 1405-1433. USA: Oxford University Press, 1997. 256 p.

15. Loubet M. Pacific Andes posts slight profit // [email protected]. August 26.

2009.

16. Pacific Andes International Holdings Limited. Overseas Regulatory Announcement. March 31. 2008. 13 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.