Научная статья на тему 'Морская техника и технологии для исследования мирового океана'

Морская техника и технологии для исследования мирового океана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1746
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МОРСКАЯ ТЕХНИКА / НАУЧНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ / ИССЛЕДОВАНИЯ / МОРСКИЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Радионовская Татьяна Ивановна, Лета Степан Николаевич

В статье рассмотрены особенности научных и исследовательских морских судов. Используя современную технику, инженеры проводят глубоководные исследования мирового океана с целью решения задач экологического, экономического, энергетического, а также арктического значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Радионовская Татьяна Ивановна, Лета Степан Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Морская техника и технологии для исследования мирового океана»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 2410-700Х

преднамеренным электромагнитным деструктивным воздействиям (ПЭДВ), чем МУРЗ. Если использовать принцип шунтирования чувствительных входов (не токовых) МУРЗ нормально замкнутыми герконами пускового органа, то это может предотвратить проникновение высоковольтных импульсов на эти входы МУРЗ и его повреждение ПЭДВом. Включение других герконов этого пускового органа последовательно с контактами выходных реле МУРЗ предотвратит несанкционированные действия релейной защиты под воздействием кибернетического вмешательства извне. Таким образом, без активации током и/или напряжением такого пускового органа, МУРЗ не сможет воздействовать на режим работы энергосистемы, даже будучи активированным посредством кибернетической атаки или будучи подвергнутым воздействию ПЭДВ или просто мощной электромагнитной помехи. Если же пусковой орган был активирован, то ничего не мешает использованию особых характеристик и широких функциональных возможностей МУРЗ. При этом излишние срабатывания самого пускового органа никак не влияют на работу релейной защиты и поэтому никаких особых требований к точности срабатывания пускового органа не предъявляется. Важно лишь, чтобы он срабатывал всегда до МУРЗ, то есть имел меньшие уставки срабатывания по контролируемому параметру [2].

Список использованной литературы:

1 Гуревич В. И. Технический прогресс в релейной защите. Опасные тенденции развития РЗА. - Новости электротехники, 2011, № 5, с. 38 - 40.

2 Гуревич В. И. Микропроцессорные реле защиты. Устройство, проблемы, перспективы - Инфра-Инженерия, Москва, 2011, 336 с.

© Проценко П.П., Гриневич А.А., 2016

УДК 629

Радионовская Татьяна Ивановна

зав. учебными мастерскими ФГБОУ ВПО «МГТУ», г. Мурманск Лета Степан Николаевич студент 2 курса, Морской институт ФГБОУ ВПО «МГТУ», г. Мурманск

МОРСКАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МИРОВОГО ОКЕАНА

Аннотация

В статье рассмотрены особенности научных и исследовательских морских судов. Используя современную технику, инженеры проводят глубоководные исследования мирового океана с целью решения задач экологического, экономического, энергетического, а также арктического значения.

Ключевые слова

Морская техника, научные лаборатории, исследования, морские ресурсы.

Три четверти океанов имеют глубину более 800 метров. Здесь начинается царство бесконечных морских глубин за пределами нашей досягаемости. Неведомый мир составляет 90 процентов обитаемого пространства планеты. Нам известно больше о поверхности Луны, чем о морском дне. В этой вечной темноте обитают странные формы жизни. Лишь несколько десятилетий назад считалось, что жизнь на таких глубинах невозможна, а уже сегодня ученые полагают, что первая жизнь появилась на дне океана. Энергия, ресурсы, пища и даже климат находится под влиянием океанов.[1]

Лишь с помощью новейшей техники можно постичь тайны морских глубин. Глубоководные исследования длительны и дороги, поэтому так медленно ученые проливают свет в темноту. Дорогостоящие

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

экспедиции на современнейших судах бороздят моря в поисках ответов. Недавно был запущен один из самых масштабных мировых проектов по исследованию океана, который получил название АРГО. Армии из более 3 тысяч роботизированных буев доставляют данные ученым из семи морей, доступные им по щелчку мыши. Международное научное сообщество, наконец, получило доступ к обширной базовой информации во всех сферах морских исследований.

Человечество слепо в глубинах океана без техники. Новый вопрос требует новое оборудование. Исследования часто терпят неудачу из-за прерывания связи. Однако изобретательность не знает границ. Ученые, инженеры, механики и моряки входят в международные команды пытающиеся извлечь тайны из морских глубин. Бесчисленное множество специальных устройств и аппаратов опускается на морское дно в поисках ответов[1].

Первенцем научного флота стало судно «Академик Курчатов» названое в честь известного академика, и было построено на верфи «Mathias Thesen Werft» в немецком городе Висмар. Водоизмещение в 6800 тонн свободно позволило на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» разместить 26 лабораторий, облик которых был близок к лабораториям береговых институтов. Их площадь была равна площади З6-квартирного двухэтажного дома, и составляла 980 кв. м. Кроме того, на судне находились мастерские, агрегатные, различного рода кладовые. В кормовой части располагались установки для запуска метеорологических ракет. На мачтах научно-исследовательского судна были смонтированы антенны радиостанций, радиолокаторов и радиопеленгования. На шлюпочной палубе находились спасательные и рабочие катера и шлюпки. На кормовой площадке - вертолет[2].

Одно из самых современных устройств, предназначенное для морских исследований - Глубоководный робот ROV KIEL 6000, созданный институтом морских наук имени Лейбница. Данный дистанционно управляемый аппарат может опускаться на глубину до 6 тысяч метров. Он управляется и контролируется с помощью кабеля. Дистанционно управляемые аппараты пользуются огромным спросом у морских исследователей. [1]. Дистанционно управляемая система камер это глаза ученого, а манипуляторы это его руки. Вдобавок к ним множество измерительных приборов и сенсоров. Большая часть информации может быть немедленно передана на борт для анализа с помощью 6-километрового кабеля.

Исследовательские суда являются базой всех проектов по изучению морских глубин. Одним из них является «FS Poseidon». На его борту ученые всего мира недавно начали проверку автономного подводного аппарата SEAL 5000. В отличие от дистанционных аппаратов он абсолютно независим, не соединен кабелем, и может создавать очень точные карты морского дна. Задачей аппарата SEAL 5000 и является создания точных топографических карт, которые нужны исследователям морских глубин, открывая экспертам удивительные тайны. С помощью таких карт геологи могут найти различные минеральные отложения. Потребность человека в новых ресурсах бесконечна, поэтому исследование морских глубин приобретает все более важное экономическое значение. С помощью таких подробных карт геологи также находят следы гидротермальных источников. Среди прочих веществ они выбрасывают соединение металлов, которые откладываются вблизи. Уже были найдены отложения различных металлов от меди до золота, но когда речь идет о морских сокровищах основное внимание уделяется веществу, которое могло бы разом решить энергетические проблемы всего человечества[1].

Немногочисленные морские суда в исследовании морских глубин оказывают непосредственную помощь. Но это не просто суда, а плавучие обсерватории, причем всегда заняты. В мире имеется всего несколько сотен больших исследовательских судов. Палубы исследовательских судов похожи на научные лаборатории. Исследователи всего мира, используя разнообразное оборудование, теснятся на маленьком пространстве. Они работают по сменам круглые сутки. Но одно устройство найдется на каждом научном судне. Прибор для взятия проб воды, измеряющий электропроводность, температуру и глубину. Изюминкой научного судна «G. O. SARS» является подводный беспилотный аппарат «Argus». Он оснащен клешнями, с помощью которых собирает образцы со дна моря, а также камерами с высоким разрешением, через которые оператор направляет аппарат. На подводном аппарате установлено 12 электрических моторов общей мощностью 550 Вт, поэтому модуль обладает хорошей маневренностью[3].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

Самое современное исследовательское судно в мире - «Maria S. Merian». Оно спущено на воду в 2007 году, и является первым научным судном, построенным в Германии. На борту судна может работать 20 ученых. В их распоряжении лаборатория, оборудованная для самых разных исследовательских миссий. Это исследовательское судно может идти 48 часов, не загрязняя воды, благодаря технологии «чистый корабль». Данная технология означает, что сточные воды и нечистоты не сливаются в море. Все жидкие отходы отправляются в специальный танк, и хранятся там. Часть их может быть позже переработана, и снова использована на борту. Для науки это значит, что сточные воды не попадают ни в морскую воду, ни в образцы. Никаких посторонних примесей, только чистая морская вода. Различные измерители на борту исследовательского судна «Maria S. Merian» позволяют ученым следить за сложными экспериментами из центра управления, а чтобы не потерять из вида сложную технику, находящуюся под водой несколько лет, запускается робот-зонд или буй. Каждый буй передает собранные данные каждые 10 дней. Функциями уникального корабля является проведение арктических исследований, изучение морских и океанских течений, а также исследование мирового океана на глубинах до 10000 м. [4].

Проект АРГО это своего рода глобальная океаническая метеостанция, за работой и маршрутом каждого отдельного буя можно следить благодаря компьютерной анимации. Это очень мощный инструмент для изучения климатических изменений. С помощью 3 тысяч однотипных буев-измерителей АРГО собирает данные о состоянии всего мирового океана[1]. Эта информация очень важна для будущей деятельности в морских глубинах, ведь права на разработку ресурсов морских глубин скоро будут пересмотрены. Территория шириной 200 морских миль вокруг континентального шельфа будет принадлежать соответствующему государству, поэтому все прибрежные страны желают тщательно исследовать свою подводную территорию, надеясь расширить свой континентальный шельф и обеспечить себя ресурсами в будущем. Широко известен правовой спор по поводу Северного полюса. Пять стран соперничают за господство над морскими глубинами скованными льдами: Россия, Норвегия, Дания, США и Канада. Причина проста - ресурсы. В соответствии с исследованиями 90 миллиардов баррелей нефти и втрое больше природного газа, не говоря уже о минеральных отложениях, находятся подо льдами северного полюса. Но технологии подводной добычи пока мало используются. Впереди всех Норвегия. Компания StatoilHydro извлекает природный газ на глубине 1000 метров, где построена первая в мире фабрика по добыче природного газа с морского дна. Исследования пока находятся на ранней стадии[1].

Маленькими шагами, но с большими усилиями ученые приобретают важнейшие знания, но уже стало ясно, что морские глубины сильнее влияют на всю планету, чем когда-либо предполагалось. Огромный мировой океан изучен совсем немного, и его предстоит изучать все более углубленно. Большая загадка в том, какие нас ждут открытия в будущем, которая понемногу приоткрывается перед человечеством благодаря исследованию мирового океана.

Список использованных источников:

1. Исследование морских глубин [Электронный ресурс] : сайт. - Режим доступа: http://korabley.net/news/issledovanie_morskikh_glubin/2013-08-25-1524. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 30.04.2016

2. Научно-исследовательское судно «Академик Курчатов» - плавучий институт и флагман научного флота СССР [Электронный ресурс] : сайт. - Режим доступа: http://korabley.net/news/nauchno_issledovatelskoe_sudno_akademik_kurchatov_plavuchij_institut_i_flagman_nau chnogo_flota_sssr/2011-01-28-759. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 30.04.2016

3. Научное судно «G. O. SARS» [Электронный ресурс] : сайт. - Режим доступа:

http://korabley.net/news/nauchnoe_sudno_g_o_sars/2011-09-24-951 .- Загл. с экрана. - Данные соответствуют 30.04.2016

4. Самое современное германское научно-исследовательское судно «Maria S. Merian» [Электронный ресурс] : сайт. - Режим доступа: http://korabley.net/news/samoe_ sovremennoe_germanskoe_nauchno_ issledovatelskoe_sudno_maria_s_merian/2010-05-29-576. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 30.04.2016

© Радионовская Т.И. , Лета С.Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.