Научная статья на тему 'МОРСКАЯ СТРАТЕГИЯ КИТАЯ'

МОРСКАЯ СТРАТЕГИЯ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
248
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / КНР / МОРСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ / ЭКОНОМИКА / ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мануйлова Юлия Владимировна

Цель. Выявить концептуальные основы современной морской стратегии Китая. Процедура и методы. В качестве методов исследования используются системный подход, сравнительный и исторический анализ. Результаты. Морская стратегия Китая на современном этапе является воплощением новой эры социализма Си Цзиньпина с китайской спецификой. Ускорение строительства морской державы, несомненно, будет способствовать региональному развитию Китая, что приблизит страну к центру мировой арены. Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённое исследование даёт представление о концептуальных основах морской стратегии Китая и её современном состоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA’S MARITIME STRATEGY

Aim. To reveal the conceptual foundations of China’s modern maritime strategy. Methodology. Systematic approach, comparative and historical analysis are used. Results. China’s maritime strategy at the present stage is the embodiment of a new age of Xi Jinping’s socialism with Chinese characteristics. Acceleration of the construction of a sea power will undoubtedly contribute to the regional development of China, which might bring the country closer to the center of the global arena. Research implications. The study provides an idea of the conceptual foundations of China’s maritime strategy and its current state.

Текст научной работы на тему «МОРСКАЯ СТРАТЕГИЯ КИТАЯ»

УДК 327

DOI: 10.18384/2310-676Х-2022-1-128-133

морская стратегия китая

Мануйлова Ю. В.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Выявить концептуальные основы современной морской стратегии Китая. Процедура и методы. В качестве методов исследования используются системный подход, сравнительный и исторический анализ.

Результаты. Морская стратегия Китая на современном этапе является воплощением новой эры социализма Си Цзиньпина с китайской спецификой. Ускорение строительства морской державы, несомненно, будет способствовать региональному развитию Китая, что приблизит страну к центру мировой арены.

Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённое исследование даёт представление о концептуальных основах морской стратегии Китая и её современном состоянии.

Ключевые слова: Китай, КНР, морская стратегия, военно-морской флот, экономика, торговля

china's maritime strategy

Yu. Manuylova

Lomonosov Moscow State University

Leninskie Gory 1, Moscow 119991, Russian Federation

Abstract

Aim. To reveal the conceptual foundations of China's modern maritime strategy. Methodology. Systematic approach, comparative and historical analysis are used. Results. China's maritime strategy at the present stage is the embodiment of a new age of Xi Jin-ping's socialism with Chinese characteristics. Acceleration of the construction of a sea power will undoubtedly contribute to the regional development of China, which might bring the country closer to the center of the global arena.

Research implications. The study provides an idea of the conceptual foundations of China's maritime strategy and its current state.

Keywords: China, PRC, maritime strategy, naval force, economy, trade

Введение

Мировой океан, занимающий сегодня более 70% поверхности Земли, с древних времен оказывал большое влияние на формирование государств, их экономическое и политическое развитие. С усилением экономической глобализации роль Мирового океана как связующего звена в международной торговле становится всё более очевидной - более 4/5 мировой торговли осуществляется морем.

Еще в 1899 г. американский историк Альфред Т. Мэхэн в своей работе «Влияние морской силы на историю в 1660-1783 гг. »' писал о влиянии моря на могущество

© CC BY Мануйлова Ю . В .

1 Mahan A . T. The Influence of Sea Power upon History. 1660-1783. Boston, 1890. 644 p .

страны. По Мэхэну, главный фактор определения силы и влияния государства в мире заключается в использовании моря и контроле над ним. Для А. Т. Мэ-хэна морская цивилизация, по сути, приравнивается к торговой

Сегодня мы можем с уверенностью заявить, что Китайская Народная Республика (КНР) - морская держава, которая обладает всеми перечисленными выше факторами. Площадь морской территории, находящейся под юрисдикцией Китая, составляет около 3 млн км1, а протяженность береговой линии - 18 тыс . км . Побережье КНР омывают Бохайское море с выходом в Жёлтое море, а также Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря. Это определило обширные стратегические интересы Китая в Мировом океане

Эволюция морской стратегии Нового Китая

Центральный Комитет Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) и правительство страны всегда придавали большое значение освоению океана

Председатель Мао Цзэдун особое место в морской стратегии Китая уделял созданию мощного военно-морского флота, развитию стратегических сил сдерживания (прежде всего, атомным подводным лодкам), защите национального суверенитета территориальных вод и борьбе с иностранной агрессией. Необходимо отметить, что в то время большее внимание уделялось военному и политическому аспектам развития и освоения Мирового океана, нежели экономическому

В 1951 г. председатель КНР предложил идею строительства «Великой морской стены» (Ш^^М) [5] Нового Китая, целью которой является сдерживание империализма и гегемонизма, угрожающего Китаю на море Великая морская стена представляла собой совокупность трёх сил государства - армии (основная сила сопротивления при высадке вражеских войск), флота (основная сила в борьбе с агрессией на море) и авиации (основная

сила при сражении с противником в воздушном пространстве и поддержке с воздуха наземных и морских операций)1. В 1958 г. Мао Цзэдун выдвинул идею строительства «Морской железной дороги» (^Ü^SS) [6], которая должна была соединить Китай с миром по морю . Строительство «Великой морской стены» и «Морской железной дороги» должно было гарантировать целостность национального суверенитета и неприкосновенность морских прав и интересов КНР.

В 70-е годы XX в . в международной среде произошли серьёзные изменения, начался период разрядки международной напряжённости В соответствии с изменениями международной среды стратегия Китая, в т ч морская, подверглась соответствующим коррективам. В 1978 г. на 3-м пленуме ЦК 11-го созыва КПК было принято решение встать на путь социалистического развития и модернизации; были сформулированы задачи реформ и открытости2. По мере реализации реформ были сделаны большие прорывы -создание особых экономических зон дало новую идею открытости для внешнего мира, которая заключалась в открытии КНр миру через океан Проблема территориальных споров также находилась в фокусе внимания внешней политики КНР. В 1979 г. Дэн Сяопин предложил новую модель мирного решения конфликтов в море - «отложить споры и заниматься совместным освоением» (»S ^iÄi^S)3 • Данная модель стала основой политики при решении территориальных споров в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях [3].

1 fx*. йм^жФяякштш! // фи

Ä^^MBR : [сайт]. URL: http://cpc . people .com. cn/GB/64162/64172/85037/85038/6827983. html (дата обращения: 12.04.2021) .

2 ШАШ =

Mttffl // Ф^АеЛдаЯФААейда: [сайт]. URL: http://www. gov. cn/18da/content_2247075.htm (дата обращения: 10 04 2021)

3 "»s^iÄiiffS" // Ф^лелдая^х

^ : [сайт]. URL: https://www.fmprc.gov.cn/web/ ziliao_674904/wjs_674919/2159_674923/t8958. shtml (дата обращения: 10 04 2021)

В отличие от практического взгляда Мао Цзэдуна на Мировой океан, Дэн Сяопин рассматривал океан с точки зрения реформ, открытости и экономического роста. По мнению Дэн Сяопина, океан - это транспортная магистраль, связывающая страны по всему миру в целях содействия мировому экономическому развитию [4].

Вектор развития, заданный Дэн Сяопином, когда с верфей начали сходить прежде всего контейнеровозы, необходимые для транспортировки экспортных товаров, с успехом реализуется и в настоящее время Модернизировались порты, строились новые современные судоверфи, грузоперевалочные причалы, наращивались с каждым годом темпы и объёмы строительства. В конце прошлого века, после применения передового опыта Южной Кореи и Японии, пальма судостроительного первенства перешла к Китаю Правительство КНР, расширив инвестиционную политику, создало предпосылки для бурного развития военного и гражданского флотов и морской инфраструктуры, благодаря которой сегодня более 45% кораблей всех классов в мире, включая многотоннажные контейнеровозы, танкеры и пассажирские лайнеры, строятся в Китае Военно-морская доктрина также реализуется строительством кораблей всех классов, включая авианесущие корабли и стратегические атомные подводные лодки

Значение морской стратегии во

внешней политике Китая в XXI в.

В XXI в. начинается период стратегических возможностей развития Китая в морской среде. Правительство КНР подготовило серию программных актов по развитию морской среды. Одним из первых подобных документов на рубеже XX-XXI вв . была опубликованная в 1996 г. Государственным океанологическим управлением «Повестка дня Китая по морям и океанам на XXI век» (ФНШ которая сегодня исполь-

1 ФЯШ#21ШЕШе // [сайт].

URL: http://www. npc. gov. cn/zgrdw/huiyi/lfzt/

зуется в качестве политического руководства для устойчивого развития Мирового океана В повестке была сформулирована стратегия развития морского хозяйства Китая, которая нацелена на защиту морских прав и интересов страны, рациональное освоение, использование и охрану Мирового океана и ресурсов . Также важным аспектом повестки КНР является заявление об активном участии в международном сотрудничестве в морской сфере, поддержании нового международного морского порядка, содействии международному и региональному миру и безопасности

Важно отметить, что основным источником, определяющим стратегию КНР по различным ключевым вопросам как внутренней, так и внешней политики в долгосрочной перспективе, является так называемая Белая книга (ЙЖ^). Так, в мае 1998 г. Государственный совет КНР опубликовал Белую книгу под названием «Развитие морского хозяйства в Китае»

в которой отражены основные задачи стратегии долгосрочного развития морского хозяйства и управления им: защита морских прав и интересов страны, рациональное использование и освоение морских ресурсов, охрана морской среды, а также расширение международного сотрудничества в морской сфере

С 1996 по 2010 гг. с интервалом в 2 или 4 года было опубликовано 8 Белых книг по национальной обороне Китая (ФНЙ^ Ш), в которых лейтмотивом проходит необходимость защиты безопасности, суверенитета над территориальным морем, морских прав и интересов государства, морских границ . В Белой книге от 20 023,

hdbhf/2009-10/31/content_1525058. htm (дата обращения: 06.04.2021) .

2 //

ЙЙЙ: [сайт]. URL: http://www. gov. cn/zhengce/ 2005-05/26/content_2615749.htm (дата обращения: 30.03 . 2021) .

3 2002^ФЯЙЯК // Ф^лелданФААйй

да: [сайт]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2005-05/ 26/content_2615722.htm (дата обращения: 01.04.2021) .

20041 и 2010 гг.2 приоритетное направление отдаётся модернизации вооружённых сил КНР, в т. ч . военно-морских (ВМС), главной задачей которых считается отражение агрессии на море, а также обеспечение национальной безопасности КНР и безопасности судоходства. Белая книга от 2010 г. отмечает появление новых угроз безопасности, например, в морской сфере, где всё более заметным становится пиратство . Также актуальным является решение территориальных и морских споров в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях и Тайваньском проливе

На XVIII съезде Коммунистической партии Китая в 2012 г. председатель КНР Ху Цзиньтао выступил с отчётным докладом съезду, в котором отметил, что КНР «предстоит повышать возможности в освоении морских ресурсов, развивать морское хозяйство, охранять морскую экосферу, твёрдо оберегать морские права и интересы, создавать морскую державу»3 . Таким образом, Ху Цзиньтао предложил стратегический план по созданию морской державы, что подняло развитие морской индустрии на более высокий стратегический уровень

В 2013 г. Си Цзиньпин возглавил пятое поколение руководителей Китая, что ознаменовало начало новой эпохи в китайской дипломатии. Генеральный секретарь КНР Си Цзиньпин неоднократно подчёркивал в своих выступлениях, что создание морской державы является важной составляющей социализма с китайской спецификой4, т к это имеет большое

1 2004^ФЯЙЯ№ // Ф^АйЛдаНФА

АЙЙЙ: [сайт]. URL: http://www.gov.cn/ zhengce/2005-05/27/content_2615731.htm (дата обращения: 30.03 . 2021).

2 2010^ФНЙНК // Ф^АйЛдаНФ^Ай

Ш.Ш : [сайт]. URL: http://www.gov. cn/zhengce/ 2011-03/31/content_2618567.htm (дата обращения: 10.04.2021) .

// Ф^АелданФ^Аййда :

[сайт]. URL: http://www.gov.cn/ldhd/2012-11/17/ content_2268826.htm (дата обращения: 10.04.2021) .

// Ф^АелданФ^Аййда :

значение для содействия устойчивому экономическому развитию, защиты национального суверенитета, безопасности и интересов страны, а также для реализации «китайской мечты» - великого возрождения китайской нации Всё это, несомненно, продвинет Китай из региональной державы в глобальную, поможет приблизиться к центру мировой арены

Практической формой идей си Цзиньпина о создании морской державы стала реализация инициативы «Один пояс - один путь» (ОПОП), которая подразумевает строительство 2 проектов - Экономический пояс Шёлкового пути (ЭПШП) и Морской Шёлковый путь XXI в . (МШП). Даная инициатива была впервые предложена председателем в сентябре 2013 г. во время его официальных визитов в страны Центральной и Юго-Восточной Азии и сразу нашла отклик в мировом сообществе ОПОП напрямую связана с реализацией интересов Китая в рамках политики открытости внешнему миру, в число которых входит укрепление всеобъемлющего и взаимовыгодного экономического сотрудничества, расширение сфер регионального партнерства и взаимодействия со странами Азии, Европы и Африки, в т ч на море - от прибрежных портов Китая через Южно-Китайское море до Индийского океана и до южной части Тихого океана Тем самым проект направлен на объединение торговых путей Евразии на суше и на море с Востока на Запад и содействует взаимосвязанности промышленности и инфраструктуры, свободному передвижению капитала и товаров Так, благодаря ОПОП создаётся новое мощное поле в мировой экономике и политике

В 2015 г была опубликована Белая книга «Военная стратегия Китая» (ФШ ЙЙ^^^Й5), в которой подчёркивает-

[сайт] URL: http://www gov cn/ldhd/2013-07/31/ content_2459009. htm (дата обращения: 12.04.2021).

// Ф^АелданФ^Аййда:

[сайт] URL: http://www gov cn/zhengce/2015-05/26/ content_2868988. htm (дата обращения: 04.04.2021).

ся необходимость управления морским океаном для сохранения и расширения морской мощи страны, а также для её долгосрочного стабильного и устойчивого развития. В документе также описаны шаги по строительству морской державы:

1. создание и развитие современных военно-морских сил;

2. защита суверенитета и законных морских прав и интересов, в т ч за рубежом;

3 . защита стратегических транзитных путей;

4. активное участие в международном морском сотрудничестве

В начале строительства морской державы, объявленной Си Цзиньпином в 2015 г. , в составе ВМС Китая было 255 боевых кораблей1. Сегодня же КНР имеет самый большой в мире флот, строит современные надводные боевые корабли, подводные лодки, авианосцы, палубные истребители В военно-морских силах Китая сегодня числится 350 кораблей и подводных лодок, что почти в 1,5 раза превышает предыдущий показатель, а также 130 надводных кораблей2 . Более того, по мнению американских военно-морских экспертов, при сохранении устойчивого роста строительства ВМС у Китая в ближайшие годы будет насчитываться 400 военных кораблей3 . Если говорить о гражданском судостроении КНР, то на 2015 г. численность его флота составляла 3 941 судов, а в 2020 г. - 6 869, т. е . тоннаж построенных судов почти в

2 раза превышает результат пятилетней давности [1; 2]. Становится очевидным, что глобальные экономические интере-

1 тшт^-.^штт^лоошшя ШШМР

// ШЩШ: [сайт]. URL: http://www.xinhuanet. com/mil/2021 -04/07/c_1211100989.htm (дата обращения: 07.04.2021).

2 // АйлШЯШ: [сайт]. URL: https://www.epochtimes . com/gb/21/3/19/n12822699.htm (дата обращения: 07.04.2021).

3 тшт^.:^шш^400мщя тшшяп

// ШЩШ : [сайт]. URL: http://www.xinhua-

net.com/mil/2021-04/07/c_1211100989. htm (дата обращения: 07.04.2021) .

сы Китая, главным образом, в рамках ОПОП, подкрепляются и гарантируются его военной мощью, основу которой составляет военно-морской флот. Это подтвердил и XIX съезд Коммунистической партии Китая в 2017 г. , где председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что «важно продолжать осуществлять единое планирование экономического развития на суше и на море, форсировать создание морской державы»4 .

В 2019 г. была издана десятая по счёту Белая книга по национальной обороне Китая - «Национальная оборона Китая в новую эпоху» даШЙФЭЭ^5). В документе делается акцент на необходимости решительно реагировать на угрозы и нарушения безопасности на море, что является ответом на неоднократные нарушения суверенитета и территориальной целостности КНР в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, а также в Тайваньском проливе со стороны стран-соседей и активизацию морской деятельности Соединённых Штатов в Индо-Ти-хоокеанском регионе

Заключение

На основании проведённого анализа официальных документов по морской политике КНР можно выделить несколько основных направлений деятельности:

1. защиту морских прав и интересов, включающих экономическое развитие, суверенитета и территориальной целостности;

2 развитие и модернизацию военно-морских сил КНР для обеспечения национальной безопасности, сдерживания иностранной агрессии на море;

3. урегулирование территориальных споров в Тайваньском проливе и Южно-

4

Ша // А й й: [сайт]. URL: http://cpc .people .com. cn/n1/2017/1028/c64094-29613660 html (дата обращения: 03 04 2021)

5 ж-гей+ннк // Ф^АйлданФ^Айй

да: [сайт]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2019-07/ 24/content_5414325.htm (дата обращения: 03 04 2021)

Китайском и Восточно-Китайском морях посредством диалога и мирных переговоров во избежание военной эскалации конфликтов

Морская стратегия Китая на современном этапе является воплощением новой эры социализма си Цзиньпина с

китайской спецификой. Ускорение строительства морской державы, несомненно, будет способствовать региональному развитию Китая, что приблизит страну к центру мировой арены

Дата поступления в редакцию 27.04.2021

REFERENCES

1. Review of Maritime Transport 2015 . Available at: URL: https://unctad. org/system/files/official-document/rmt2015_en .pdf (accessed: 04.07.2021).

2 Review of Maritime Transport 2020 Available at: https://unctad org/system/files/official-document/ rmt2020_en.pdf (accessed: 04.07.2021).

3 . 1999 158-159

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. // Journal of Boundary and Ocean Studies, 2018,

no . 3, pp . 5-17 .

5 . • // (Forward Position), 2014, no. 7, pp. 7-10 .

6. № S H # M W » # ® H [M]. ft B # tti « tt, 2015.532 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Мануйлова Юлия Владимировна - аспирант кафедры глобалистики факультета глобальных процессов МГУ имени М. В . Ломоносова; e-mail: yuliamanuilova1@gmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Julia V. Manuylova - Postgraduate Student, Department of Globalistics, Faculty of Global Processes, Lomonosov Moscow State University; e-mail: yuliamanuilova1@gmail.com

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Мануйлова Ю . В . Морская стратегия Китая // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2022. № 1. С. 128-133. Э01: 10.18384/2310-676Х-2022-1-128-133

FOR CITATION

Manuylova Yu. V. China's maritime strategy. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences, 2022, no . 1, pp. 128-133. DOI: 10.18384/2310-676X-2022-1-128-133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.