Научная статья на тему 'МОРСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В БЛИЖАЙШЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ'

МОРСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В БЛИЖАЙШЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
95
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Ключевые слова
АРКТИКА / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЕС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Снятков Андрей Алексеевич

В данной работе проведен анализ влияния современных политических вызовов на ситуацию в Арктическом регионе Российской Федерации, предопределяющих формирования правовой защиты и стабильности на территории Российской Федерации. Авторами была рассмотрена Морская Доктрина Российской Федерации как фундаментальная основа формирования Арктической политики на ближайшую перспективу. В ходе исследования предпринята попытка обозначения важности стратегического планирования вопросов развития северных территорий Российской Федерации. В данной статье обозначено, что различные подходы к определению правового режима Арктики приводят к необходимости решения различного спектра вопросов в силу того, что в Арктическом регионе пересекаются вопросы национального суверенитета и безопасности, огромные территории с особым климатом, экологическая ситуация в которых влияет на климат всей планеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MARITIME DOCTRINE OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A FUNDAMENTAL BASIS FOR THE FORMATION OF ARCTIC POLICY IN THE NEAR FUTURE

This paper analyzes the impact of modern political challenges on the situation in the Arctic region of the Russian Federation, which predetermine the formation of legal protection and stability on the territory of the Russian Federation. The authors considered the Maritime Doctrine of the Russian Federation as a fundamental basis for the formation of Arctic policy in the near future. In the course of the study, an attempt was made to indicate the importance of strategic planning for the development of the northern territories of the Russian Federation. This article indicates that different approaches to the definition of the legal regime of the Arctic lead to the need to address a different range of issues due to the fact that the Arctic region intersects issues of national sovereignty and security, vast territories with a special climate, the ecological situation in which affects the climate of the entire planet.

Текст научной работы на тему «МОРСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В БЛИЖАЙШЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 341

МОРСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В БЛИЖАЙШЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Снятков Андрей Алексеевич

Студент 2-го курса магистратуры

Федеральное Государственное Автономное Образовательное учреждение высшего образования «Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет) Министерства Иностранных Дел Российской

Федерации

THE MARITIME DOCTRINE OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A FUNDAMENTAL BASIS FOR THE FORMATION OF ARCTIC POLICY IN THE NEAR FUTURE

Snyatkov Andrey Alekseevich

Аннотация: В данной работе проведен анализ влияния современных политических вызовов на ситуацию в Арктическом регионе Российской Федерации, предопределяющих формирования правовой защиты и стабильности на территории Российской Федерации. Авторами была рассмотрена Морская Доктрина Российской Федерации как фундаментальная основа формирования Арктической политики на ближайшую перспективу. В ходе исследования предпринята попытка обозначения важности стратегического планирования вопросов развития северных территорий Российской Федерации. В данной статье обозначено, что различные подходы к определению правового режима Арктики приводят к необходимости решения различного спектра вопросов в силу того, что в Арктическом регионе пересекаются вопросы национального суверенитета и безопасности, огромные территории с особым климатом, экологическая ситуация в которых влияет на климат всей планеты.

Abstract: This paper analyzes the impact of modern political challenges on the situation in the Arctic region of the Russian Federation, which predetermine the formation of legal protection and stability on the territory of the Russian Federation. The authors considered the Maritime Doctrine of the Russian Federation as a fundamental basis for the formation of Arctic policy in the near future. In the course of the study, an attempt was made to indicate the importance of strategic planning for the development of the northern territories of the Russian Federation. This article indicates that different approaches to the definition of the legal regime of the Arctic lead to the need to address a different range of issues due to the fact that the Arctic region intersects issues of national sovereignty and security, vast territories with a special climate, the ecological situation in which affects the climate of the entire planet.

Ключевые слова: Арктика, Арктическая зона, Арктический регион, Северный морской путь, новые технологии, ЕС.

Keywords: Arctic, Arctic zone, Arctic region, Northern Sea Route, new technologies, EU.

Развитие новых технологий и изменение климата Арктики постепенно приводят к тому, что Арктический регион рассматривается специалистами, как территория опережающего развития. Толчком для такого развития является, в первую очередь, изменение климата, сокращение зоны вечной мерзлоты, уменьшение ледового покрова океана. Второй фактор - развитие новых технологий, вытекающий из активной научной деятельности, направленной на поиск новых способов добычи и освоения природных богатств Арктики. Коммерческое освоение Арктики находится в активной фазе. Все эти обстоятельства сделали регион объектом пристального внимания многих государств. Сегодня о своих интересах в Арктическом регионе заявляют не только арктические государства, но и страны, входящие в ЕС, а также такие территориально отдаленные от Арктики государства, как Аргентина, Индия и Китай, Япония и Южная Корея.

Многие страны проводят комплексную и достаточно наступательную арктическую политику.

В связи с ростом интереса к Арктике, регион все чаще становится предметом специальных научных исследований в области международных отношений.

Задача научного сообщества разных стран лежит в плоскости поиска правовых средств и условий, дающих право государствам претендовать на природные богатства Арктики, а арктическим странам защитить при этом свои национальные интересы.

Вопросы правового режима Арктики описаны в трудах А.Н. Вылегжанина, одного из ведущих специалистов в этой области, а также Д.О. Сивакова, А.А. Ковалева, Н.К. Харлампьева и М.Л. Лагутина. Оценка арктической политики входит в сферу научных интересов и нашла свое отражение в трудах

отечественных исследователей, таких как Е.С. Хотькова, Ю.А. Глущенко. Нормы международного обычного права оценивали С.А. Гуреева, Г.М. Мелкова, В.Н. Кулебякина.

Геополитические вопросы и защита национальных интересов России рассматривались В.Н. Конышевым, А.А. Сергуниным, Ю.Ф. Лукиным. Подробный анализ международных отношений в регионе дан в работах А.В. Загорского.

Среди зарубежных исследователей правового режима Арктики стоит обратить внимание на работы М. Байерса и Д. Ротвелла.

Арктика - это территория, где пересекаются вопросы национального суверенитета и безопасности, огромные территории с особым климатом, экологическая ситуация в которых влияет на климат всей планеты. Различные подходы к определению правового режима Арктики приводят к необходимости решения этих вопросов. В настоящее время произошло серьезное обострение международно-правовых проблем, в том числе связанных с разделом арктических пространств. С каждым днем поиск компромиссных вариантов разрешения споров осложняется. Противостоящие нам в регионе недружественные страны имеют не только необходимые правовые и финансовые, но и огромные человеческие ресурсы, без которых на пути освоения этих территорий могут возникнуть некоторые сложности. В этой непростой ситуации глобальных экономических и политических вызовов первоочередной задачей является не только сохранение позиций России в Арктике, но и расширение прав России в Арктической зоне, в том числе путем снижения рисков необоснованного вмешательства недружественных стран в вопросы развития региона.

Таким образом, утверждение алгоритма реализации многих вопросов, связанных с развитием региона, совершенно обоснованно нашло свое отражение в Морской доктрине Российской Федерации.1

Доктрина представляет собой документ, в котором в форме стратегического планирования сформулированы официальные взгляды на национальную морскую политику и деятельность Российской Федерации. В Доктрине дается характеристика современного этапа развития человечества и отмечается, что особенностью этого этапа является значительное повышение интенсивности освоения Мирового океана, в том числе путем расширения научной и экономической деятельности. Особенности этапа требуют от России принятия адекватных мер по защите своих национальных интересов на всей географической поверхности Мирового океана. Россия должна отстоять свой статус великой морской державы.

Согласно пункту 9 Доктрины к национальным интересами РФ в Арктической зоне отнесены: «развитие Арктической зоны Российской Федерации как стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование, включая полномасштабное освоение континентального шельфа Российской Федерации за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны Российской Федерации после закрепления его внешней границы в соответствии со статьей 76 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г., а также развитие Северного морского пути в качестве национальной транспортной коммуникации, конкурентоспособной на мировом рынке»2.

Попытки перекраивания норм международного права в регионе привели к тому, что в Доктрине обращено внимание на те действия, которые отнесены к категории основных рисков для морской деятельности.

Исходя из международно-правовой ситуации в регионе, к стратегической цели морской политики в п.п. 14 п. 28 Доктрины отнесено: «закрепление в Комиссии по границам континентального шельфа в соответствии со статьей 76 Конвенции ООН по морскому праву внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Арктике за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны Российской Федерации»3 ССЫЛКА.

В силу объемности документа остановимся лишь на некоторых, на наш взгляд, наиболее значимых из сформулированных направлений деятельности в регионе.

Самостоятельного отражение вопросы Арктики нашли в некоторых из пяти функциональных направлений морской деятельности, сформулированных в Доктрине, таких как развитие морского транспорта, освоение и сохранение ресурсов Мирового океана.

Так, в целях развития морского транспорта: планируется создать условия для развития Северного морского пути в качестве национальной транспортной коммуникации Российской Федерации с учетом возможности его международного использования, обеспечить его конкурентоспособность на мировом рынке, в том числе по качеству транспортных услуг и безопасности мореплавания.

В решении вопросов освоения и сохранения ресурсов Мирового океана планируется увеличить объемы геолого-разведочных работ и добычи углеводородных ресурсов на континентальном шельфе

1 Морская доктрина Российской Федерации URL: http://www.scrf.gov.ru/securitv/militarv/document34/ (дата обращения: 09.09.2022

2 Морская доктрина Российской Федерации URL: http://www.scrf.gov.ru/securitv/militarv/document34/ (дата обращения: 09.09.2022

3 Морская доктрина Российской Федерации URL: http://www.scrf.gov.ru/securitv/militarv/document34/ (дата обращения: 09.09.2022

Российской Федерации, в том числе в Арктической зоне Российской Федерации. Не оставлены без внимания и морские научные исследования, которые должны быть направлены на увеличение объема комплексных фундаментальных и прикладных научных исследований (особенно экспедиционных), включая исследования палеоклимата, осадочных пород, морских льдов и островов в Арктической зоне Российской Федерации, побережья и континентального шельфа Российской Федерации.

Более подробно вопросы отражены в разделе V Доктрины, где в качестве регионального направления национальной морской политики самостоятельно выделено - Арктическое.

Важность направления определяется наличием значительных минеральных и углеводородных ресурсов, возрастающим значением СМП для мировых перевозок грузов, необходимостью создания условий для военной защиты национальных интересов РФ.

Для реализации арктической политики планируется упорядочить лидирующие позиций Российской Федерации в изучении и освоении морских пространств Арктики, принять меры по обеспечению всестороннее развитие СМП, сохранив неизменность исторически сложившегося международно-правового режима внутренних морских вод в арктических проливах СМП и обеспечив формирование флотов в составе, необходимом и достаточном для обеспечения безопасного, круглогодичного и экономически выгодного судоходства в акватории СМП. Отдельное внимание уделено вопросам экологии, развития инфраструктуры побережья, а также международного сотрудничества в регионе. В сложившейся ситуации нарастания внешних угроз национальной безопасности РФ много задач сформулировано в вопросах военной защиты указанных территорий. Не оставлены без внимания и актуальные вопросы диверсификации и активизации морской деятельности на архипелагах Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля и острове Врангеля.

Таким образом, Доктрина носит более глобалистский и наступательный характер, а ее формулировки стали конкретнее и точнее. Россия в документе обозначена, как великая морская держава, в сферу интересов которой входит весь Мировой океан, в нем же значительное внимание уделено вопросам Арктики.

Подводя итог проведенного исследования, можно констатировать, что в Доктрине в достаточной мере сформулированы цели и задачи, реализация которых в ближайшей перспективе позволит активизировать научно-исследовательскую деятельность в регионе, обеспечит поступательное развитие экономики Арктической зоны, создаст условия для защиты национальных интересов в регионе.

Такие жесткие формулировки в Доктрине неслучайны, наступательность России в Арктике актуальна и обусловлена сильным внешнеполитическим давлением.

В контексте раскрываемой темы обратимся к некоторым зарубежным работам по вопросам Арктического региона.

Интересна в этой связи работа Р.Шаффарта, А.Распотника и А. Стемпена «Наша общая Арктика? Более устойчивая связь между ЕС и Арктикой в свете европейской "зеленой сделки"», опубликованная в The Polar Journal 22.10.20214. По мнению авторов статьи, Европейский союз (ЕС) является уникальной заинтересованной стороной в делах Арктики. ЕС связан с Арктикой, на него влияют региональные изменения и события, что приводит к многомерной взаимосвязи влияний, воздействий и пересекающихся повесток дня и заинтересованных сторон. Как глобальная многоуровневая сила и крупный сторонник концепции устойчивого развития, ЕС также может быть лидером в установлении стандартов для более устойчивого взаимодействия между крупной экономикой и Арктическим регионом. В этой статье анализируется способность ЕС быть глобальным регулятором и устанавливать внутренние экологические стандарты при внешнем воздействии на Арктику. В частности, этот документ посвящен тому, в какой степени экологическая политика и законодательство ЕС могут рассматриваться как способствующие устойчивому развитию в Арктике с анализом комплекса энергетической и климатической политики ЕС.

Авторы прямо указывают: «Сложные изменения в Арктике также оказывают волнообразное воздействие на Европейский союз (ЕС), будь то повышение уровня моря, затопление прибрежных районов или изменение погодных условий. ЕС, в свою очередь, оказывает глубокое влияние на то, что происходит в Арктике, в частности, в качестве регулирующего органа. Сложное присутствие ЕС в Арктике, а также взаимное влияние, воздействие и пересекающиеся повестки дня, и заинтересованные стороны описываются через "связь ЕС-Арктика", взаимозависимость, присутствие и взаимодействие, которые выходят за рамки простых связей»5 . По мнению авторов статьи, ЕС может сыграть важную роль в управлении Арктикой, выступая в качестве уникального лидера в области управления окружающей средой в Арктике, используя юридически обязательные инструменты, не относящиеся к

4 Romain Chuffart, Andreas Raspotnik & Adam St^pien (2021) Our common arctic? A more sustainable EU-arctic nexus in light of the European green deal, The Polar Journal, 11:2, 284-302, DOI: 10.1080/2154896X.2021.1978757

5 Romain Chuffart, Andreas Raspotnik & Adam St^pien (2021) Our common arctic? A more sustainable EU-arctic nexus in light of the European green deal, The Polar Journal, 11:2, 284-302, DOI: 10.1080/2154896X.2021.1978757

Арктике. ЕС может сыграть определенную роль в разработке и поощрении развития международного права, имеющего отношение к Арктике.

За последнее десятилетие устойчивое развитие также стало идеализированной целью ЕС в его многоплановых отношениях с Арктикой. Защита биоразнообразия и культуры Арктики, а также внесение вклада в экономическое и социальное развитие региона в итоге преследуют единственную цель - помочь самому ЕС извлечь выгоду из изменений, происходящих в регионе.

В чем же видят авторы статьи основные приоритеты ЕС в Арктике.

Р. Шаффарт, А. Распотник и А. Стемпень делают вывод и констатируют в свой работе, что ЕС занимает уникальную позицию в арктических делах; ЕС может воздействовать на Арктику и подвергаться ее влиянию, и по существу является частью региона и связан с ним. Очевидно, что ЕС является арктическим игроком. Хотя лишь три его государства-члена считаются арктическими (Дания, Финляндия и Швеция), ЕС также имеет сильное, многоаспектное региональное присутствие. Это включает, среди прочего, роль одного из регуляторов человеческой деятельности в европейской Арктике, вклад ЕС в арктические исследования и его участие в региональных режимах, таких как Арктический совет. Экономика и население ЕС также влияют на регион через воздействие на окружающую среду и климат наряду с его влиянием на рынок, существенно способствуя спросу на арктические ресурсы. Такой широкий охват арктической политики ЕС отчасти объясняется тем, что связь между ЕС и Арктикой состоит из европейского арктического и циркумполярного арктических измерений. Политическое пространство Европейской Арктики характеризуется прямым применением законов и политики ЕС или действием трансграничных и внутрирегиональных программ ЕС.

Циркумполярное арктическое измерение во многом связано с внешними действиями ЕС, включая участие ЕС в Арктическом совете в качестве фактического наблюдателя и участие в имеющих отношение к Арктике международных процессах, таких как инструменты для стойких органических загрязнителей или арктическое судоходство.

Не менее интересным для целей настоящего исследования является доклад А.Стемпеля и А.Распотника, опубликованный в октябре 2021 года на сайте TheArcticInstitute.org «Целостность с большой уверенностью. Обновление арктической политики Европейского союза на 2021 год»6

В докладе дается оценка Совместного сообщения о более активном участии ЕС в мирной, устойчивой и процветающей Арктике (European Commission and High Representative, "A Stronger EU Engagement for a Peaceful, Sustainable and Prosperous Arctic), опубликованное 13 октября 2021 года7. По мнению авторов доклада, ЕС позиционирует себя как более уверенный в себе субъект в Арктике, оценивающий экономические и экологические последствия своего присутствия в регионе, сохраняя при этом прежнее определение сферы своего участия в Арктике. Это включает климат и окружающую среду, вопросы развития в Европейской Арктике, а также международное сотрудничество внутри региона. В то же время, одной из ключевых целей нового политического заявления, по мнению авторов, является позиционирование участия ЕС в Арктике в контексте Европейского "зеленого курса" (EDG) и вновь обретенного представления о ЕС как о геополитическом акторе.

Авторы говорят об обновлении арктической политики на 2021 год, отмечая при этом, что многие комментаторы, а также исследователи склонны преувеличивать или неправильно понимать роль и значение заявлений ЕС об арктической политике.

Пять лет назад Европейская комиссия объявила, что она приняла комплексный подход к Арктике, предположительно объединяющий различные направления влияния и деятельности ЕС согласованным образом. Как и в 2016 году, а также в 2021 году, Арктическая политика остается в первую очередь задачей Комиссии и Европейской службы внешних действий. По мнению авторов, она представляет собой в большей своей части лишь размышления о том, какие виды деятельности и политики имеют отношение к Арктике и как они соотносятся с текущей ситуацией и вызовами во всем регионе. В последнем документе было объявлено лишь о нескольких новых действиях, и те, которые присутствуют, в основном имеют второстепенное значение. Перечисление различных действий в одном документе и объединение их под одним географическим зонтиком — это не то же самое, что сделать их согласованными или разработать комплексный подход; задача, которая, по существу, выходит за рамки роли арктической политики в рамках общей довольно сложной политики. Арктические документы ЕС всегда были сильны в демонстрации финансируемых ЕС арктических исследований (и, таким образом, поддержки регионального исследовательского сотрудничества), спутниковых программ и полномочий в области регионального развития.

6CONTINUITY WITH GREAT CONFIDENCE THE EUROPEAN UNION'S 2021 ARCTIC POLICY UPDATE, |OCTOBER 2021| ADAM ST^PIEN & ANDREAS RASPOTNIK https://www.thearcticinstitute.org/wp-content/uploads/2021/10/Continuitv-with-Greater-Confidence-The-EUs-Arctic-Policy-Update-2021.pdf

7 European Commission and High Representative, "A Stronger EU Engagement for a Peaceful, Sustainable and Prosperous Arctic (JOIN(2021) 27 Final), Brussels, 13.10.2021, URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip 21 5214 (дата обращения: 05.05.2022)

В докладе отмечается, что в целом, Совместное сообщение 2021 года, по-видимому, является документом, который становится все более регулярным элементом политического оборота ЕС. С точки зрения общей расстановки приоритетов с 2016 года мало что изменилось. Ключевые темы изменения климата и окружающей среды, устойчивого развития и международного сотрудничества остаются прежними. Они достаточно абстрактны и расплывчаты, чтобы можно было удобно подогнать любой аспект или проблему. Приверженность тесному сотрудничеству с коренными народами Арктики продолжает оставаться одной из особенностей участия ЕС в Арктике - это продолжение настолько очевидно, что новый документ фактически ничего не добавил к предыдущим заявлениям ЕС, хотя, безусловно, использует все правильные ключевые слова, включая традиционные знания, последствия изменения климата, участие в принятие решений и подчеркивание приверженности международным рамкам прав коренных народов. Очевидно, что ЕС ценит и поддерживает международное сотрудничество в Арктике и тот факт, что это сотрудничество продолжает избегать затопления политической напряженностью, исходящей из-за пределов региона. Хотя многие вещи кажутся неизменными, в Совместном сообщении 2021 года действительно есть новые акценты: принятие (нового) геополитического подхода, четкое признание роли ЕС в управлении его экономическим и экологическим воздействием в Арктике, пропаганда эффективного запрета на новые арктические углеводородные проекты, а также более сильный, чем когда-либо, акцент на критические полезные ископаемые.

Кроме того, - и это впервые - ЕС характеризует себя как геополитическую державу, имеющую стратегический и повседневный интерес к региону. Европейский союз все больше уделяет внимания меняющейся геополитической динамике региона и необходимости учитывать их в свете меняющихся соображений региональной и глобальной безопасности — это признание тающего международного порядка, более многополярного и менее многостороннего мира. Поскольку экологические проблемы и изменение климата все чаще воспринимаются как влияющие на соображения безопасности и обороны, возможная напряженность в Арктике может также угрожать собственным региональным интересам ЕС и соображениям общей безопасности. Таким образом, ЕС стремится не только усилить свое стратегическое видение рисков безопасности в Арктике, но и усилить свою заметность в Арктике, например, путем создания офиса Комиссии в Гренландии. В новом Совместном сообщении четко признается ответственность ЕС за экологические и экономические изменения, происходящие в регионе.

Сдержанная оценка дается авторами новой углеводородной политике ЕС. По их мнению, ЕС, похоже, все смелее использует рыночную власть ЕС в арктическом контексте, надеясь препятствовать некоторым разработкам (углеводороды), одновременно поощряя другие (добыча важнейших полезных ископаемых, возобновляемые источники энергии, инновации).Таким образом, предложение о запрете новых арктических углеводородных проектов быстро стало наиболее обсуждаемым аспектом новой политики. Решительная манера, в которой была сформулирована эта новая позиция, на самом деле является одним из самых удивительных элементов политического заявления. В прошлом в арктических документах Союза подчеркивалась необходимость смягчения последствий изменения климата и признавалось, что добыча углеводородов является проблемой. Были также высказаны опасения в отношении воздействия на окружающую среду добывающей деятельности, осуществляемой в уязвимой арктической среде. Однако в этих заявлениях также упоминалось, что арктические ресурсы важны для собственной энергетической структуры Союза. Официальные лица ЕС также старались всегда подчеркивать, что арктические государства и сообщества должны сами принимать решения о путях регионального развития, особенно принимая во внимание особенности Норвегии. Отчасти это было связано с идеей о том, что Арктику, и особенно морскую Арктику, не следует рассматривать как область, где разработка на основе углеводородов запрещена, в то время как в других частях мира подобных ограничений на ресурсы нет. Однако Совместное сообщение 2021 года противоречит попыткам найти такой дипломатический баланс. Оно призывает сохранить как можно больше нефти, угля и газа в недрах и взять на себя обязательство - как в ЕС, так и, возможно, на многосторонней основе - договориться о том, чтобы не закупать новые арктические углеводороды. Однако такое позиционирование в отношении арктических углеводородов далеко не беспроблемно, и еще предстоит выяснить, как Совет (27 государств-членов) относится к этому вопросу и, следовательно, станет ли это официальной политикой ЕС или останется выражением амбиций Комиссии. И все же, это смелое предложение сопряжено с некоторыми ключевыми проблемами. Во-первых, глобальный сценарий отказа от новой добычи, по существу, зависит от различных надежд на европейский и глобальный путь к углеродной нейтральности, что далеко не однозначно. Во-вторых, в Совместном сообщении не проводится различия между добычей на шельфе и на суше. В прошлом озабоченность вызывала главным образом эксплуатация, происходящая в арктических водах. Теперь все арктические углеводороды становятся проблематичными. Далее авторы отмечают, что в отличие от подхода к арктическим углеводородам, ЕС, похоже, стремится использовать другие арктические полезные ископаемые, учитывая впечатляющий объем дискурсивного пространства в новом арктическом заявлении. И предлагаемый запрет на углеводороды, и интерес к добыче арктических металлических полезных ископаемых имеют один и тот же источник: цель перехода к низкоуглеродной экономике - Европейское зеленое соглашение. Таким образом, арктические регионы рассматриваются как важные области для будущей добычи полезных ископаемых, критически важных

для технологий, необходимых для углеродной нейтральности, включая возобновляемые источники энергии, аккумуляторы, интеллектуальные сети, энергоэффективные инфраструктуры.

В институциональном и законодательном корпусе ЕС Арктика относится к сфере "мягкой политики" - не прописана в Договорах, не имеет четкой бюджетной статьи, не имеет свода правил о том, как защищать или развивать Арктику, и поэтому всегда является выражением преобладающего политического мышления тех, кто разрабатывает такие соглашения. Кроме того, заявления Союза об арктической политике никогда не следует характеризовать как стратегию.

В итоге, в докладе сформулирован ряд выводов. По сравнению со своим предшественником 201б года, новое заявление ЕС об арктической политике содержит больше новых аспектов, чем ожидалось, хотя многое зависит от акцента, а не от содержания. ЕС все яснее осознает свое экологическое и экономическое влияние в Арктике и, похоже, все больше осознает, что способен устранить с помощью внутренних действий по крайней мере некоторые из этих воздействий.

Таким образом, новая арктическая политика, возможно, могла бы стать примером или моделью для Европейского союза в международных делах. В основе такого имиджа ЕС лежит определение смягчения последствий изменения климата в качестве одной из ключевых тем глобальной (гео) Арктики. Арктика является комфортным (без конфликтов) пространством для ЕС, поскольку она остается частью мира с относительно низким уровнем напряженности и хорошо функционирующей структурой международного сотрудничества.

Аспекты, заслуживающие внимания, изложены и в статье старшего научного сотрудника Отдела исследований международной безопасности SWP, доктора Майкла Пола «Новая арктическая стратегия ЕС» (A New Arctic Strategy for the EU), опубликованной на сайте Stiftung Wissenschaft und Politik, German Institute for Stiftung Wissenschaft International and Security Affairs 03.03.2021.8

Европейский Союз, характеризуется автором, как арктический игрок. Время присутствия ЕС в регионе значительное, интересна и история этого присутствия. В статье указывается, что приоритетными областями, влияющими на всю политику в регионе для ЕС, являются: изменение климата, защита экологии, устойчивое развитие и международное сотрудничество. Важным элементом настоящей публикации является оценка вопросов безопасности. По мнению автора, несомненно, все государства региона хотят сохранить Арктику в качестве региона мира, но в настоящее время существует вероятность эскалации конфликта в приполярных районах.

Главный акцент ЕС должен сделать на вопросах развития арктической инфраструктуры, так как по оценкам большинства специалистов в регионе имеются все признаки ее серьезного дефицита, а поддержка ЕС в этом направлении, особенно в области международного судоходства, принесет несомненную пользу. Кроме того, вызывают интерес европейские климатические и экологические стандарты, их внедрение безусловно положительно повлияет не только на устойчивое развитие региона, но и обеспечит защиту окружающей среды.

Таким образом, даже выборочный анализ лишь нескольких работ иностранных авторов свидетельствуют об устойчивой тенденции все более широкого вмешательства в дела Арктического региона, вне зависимости от наличия либо отсутствия юридических прав на такое участие, при этом практически во всех источниках постоянно делается акцент на деструктивную позицию Российской Федерации в регионе.

В таком информационном поле и в складывающейся внешнеполитической ситуации, лишь своевременные и адекватные решения Российской Федерации позволят сохранить наши позиции в Арктической зоне. К таким мерам следует отнести утверждение Морской доктрины Российской Федерации.

Библиографический список:

1. Международное публичное право : учеб. I Л. П. Ануфриева,М43 Д. К. Бекяшев, К. А. Бекяшев, В. В. Устинов [и др.]; отв. ред.К. А. Бекяшев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби,Изд-во Проспект, 2005.

2. Морская доктрина Российской Федерации URL: http://www.scrf. gov. ru/security/military/document3 4/

3. Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) URL: https://bazanpa.ru/oon-konventsiia-ot10121982-h1748996/.

4. Барсегов Ю.Г., Корзун В.А. Арктика: интересы России и международные условия их реализации II Правовая инициатива .2017. № 2.С.28

5. Филимонов Ю. В. Международно-правовой и национальный статус Арктики II Gaudeamus Igitur. 2015. № 2. С. 41.

6. Romain Chuffart, Andreas Raspotnik & Adam Stçpien (2021) Our common arctic? A more sustainable EU-arctic nexus in light of the European green deal, The Polar Journal, 11:2, 284-302, DOI: 10.1080/2154896X.2021.1978757

8 A New Arctic Strategy for the EU, Dr. Michael Paul, SWP Comment 2021/C 17, 03.03.2021, 4 Pages doi:10.18449/2021C17

7. A New Arctic Strategy for the EU, Dr. Michael Paul, SWP Comment 2021/C 17, 03.03.2021, 4 Pages doi:10.18449/2021C17

8. CONTINUITY WITH GREAT CONFIDENCE THE EUROPEAN UNION'S 2021 ARCTIC POLICY UPDATE, |OCTOBER 2021| ADAM ST^PIEN & ANDREAS RASPOTNIK

9. European Commission and High Representative, "A Stronger EU Engagement for a Peaceful, Sustainable and Prosperous Arctic (JOIN(2021) 27 Final), Brussels, 13.10.2021

УДК 338.22.021.1

КОНТРОЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Шаврина Юлия Олеговна Shavrina Yulia Olegovna

к.э.н., доцент

Candidate of Economics, Associate Professor Оренбургский государственный университет Orenburg State University Оренбург, Россия Orenburg, Russia

THE CONTROL DIRECTION OF ENSURING THE FINANCIAL STABILITY OF COMMERCIAL

ENTERPRISES

Аннотация: в статье представлены методические подходы к выполнению контрольного направления обеспечения финансовой устойчивости коммерческих предприятий, обозначена роль внутреннего контроля в обеспечении финансовой устойчивости, определены контрольные процедуры для этапов выполнения операционного бизнес-процесса. Данные процедуры направлены на обеспечивают финансовую устойчивость за счет оперативного принятия управленческих решений по ее стабилизации.

Abstract: the article presents methodological approaches to the implementation of the control direction of ensuring the financial stability of commercial enterprises, identifies the role of internal control in ensuring financial stability, defines control procedures for the stages of the operational business process. These procedures are aimed at ensuring financial stability through operational management decisions on its stabilization.

Ключевые слова: внутренний контроль, финансовая устойчивость, бизнес-процесс.

Keywords: internal control, financial stability, business process.

В современных условиях внутренний контроль является направлением обеспечения финансовой устойчивости, предусмотренный для предотвращения отклонений плановых и фактических значений показателей.

В своих исследованиях О.Е. Орлова рассматривает внутренний контроль в качестве вида деятельности, направленной на достижение заданных показателей эффективности и результативности основного производства и прочих хозяйственных операций.

С.Р. Концевая выделяет внутренний контроль, как инструментарий в получении достоверной информации, необходимой для принятия соответствующих управленческих решений.

М.У. Базарова определяет внутренний контроль финансовой устойчивости, как возможность превентивного воздействия на коммерческое предприятие. Осуществление функции контроля имеет целью предупреждение возникновения отклонений от заданного состояния объекта. Оценка законности и целесообразности хозяйственных операций на стадии их зарождения позволяет предотвратить те процессы, которые противоречат требованиям нормативных документов или не согласуются с целями деятельности предприятия. В этом своем значении контроль представляется нам средством превентивного регулирования хозяйственных операций, вызывающих позитивные или нежелательные изменения в объектах управления.

Используя плановые данные, нормы и нормативы, сведения оперативного учета, контроль своевременно влияет на финансовую устойчивость коммерческих предприятий, тем самым активно участвует в формировании конечных результатов производства. Этим и определяется значение его в системе управления.

На сегодняшний день особую актуальность приобретает процессное управление предприятием. Его отличительной особенностью является горизонтальная схема управления, основанная на разделении функций между бизнес-единицами, но обеспечивающая выполнение заданных бизнес-моделью единых целей. Направления внутреннего контроля при процессном управлении предприятием также имеют свои особенности: контроль осуществляется на всех стадиях операционного бизнес-процесса. Формирование,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.