Научная статья на тему 'Алгоритм консультативной работы с матерями со стилем родительского отношения «Строгость санкций»'

Алгоритм консультативной работы с матерями со стилем родительского отношения «Строгость санкций» Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
56
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стиль родительского отношения / рефлексия / рефлексивный портрет личности / parental attitude style / reflection / reflexive portrait of personality

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Морозюк Светлана Николаевна, Морозюк Юрий Витальевич, Кузнецова Елена Сергеевна

Актуальность тематики статьи. В статье рассмотрены характерные особенности стиля родительского отношения «Строгость санкций» (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.). На основе полученных эмпирических данных по методикам Ю.М. Орлова, С.Н. Морозюк, В.Д. Шадрикова, Д.А. Леонтьева, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса, анализируется понятие «рефлексивный портрет личности». Выявлено, что от качества рефлексии зависит стиль родительского отношения к ребенку. Рефлексивные защиты в свою очередь проявляют себя в поведенческих формах реагирования и закрепляются как опыт в стилях родительского отношения. Также авторами был составлен рефлексивный портрет матери с данным стилем родительского отношения, согласно которому четко видны рефлексивные стратегии и тактики поведения матери при общении с ребенком. Также представлена ментальная карта и алгоритм консультативной работы с матерью. Цель. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи стиля родительского отношения «Строгость санкций» с особенностями рефлексии матери. На примере данного стиля родительского отношения к ребенку показаны причины, препятствующие формированию психологического благополучия ребенка. Описание хода исследования. Эмпирическое исследование проводилось с матерями, воспитывающими дошкольников. В исследовании приняли участие 236 человек – матери дошкольников. Респонденты имеют высшее образование (67%), состоят в браке (51%), работают (70%) и имеют более одного ребенка (45%). Использовался коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена и непараметрический статистический метод обработки данных для независимых выборок U-критерий Манна-Уитни. Эмпирические результаты были подвергнуты статистической обработке с использованием статистических программ «STATISTIKA 7.0». Заключение. Чем более выражены показатели защитной (патогенной) рефлексии матери, тем более представлен неконструктивный стиль родительского отношения к ребенку, тем менее она компетентна в воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Морозюк Светлана Николаевна, Морозюк Юрий Витальевич, Кузнецова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The algorithm of consultative work with mothers with the style of parental attitude “Severity of sanctions”

The relevance of the topic of the article. The article discusses the characteristic features of the style of parental attitude “Severity of sanctions” (Eidemiller E.G., Justickis V.V.). It is revealed that the style of parental attitude to the child depends on the quality of reflection. Reflexive defenses, in turn, manifest themselves in behavioral forms of reaction and are fixed as an experience in the styles of parental attitude. The authors also compiled a reflexive portrait of the mother with this style of parental attitude, according to which the reflexive strategies and tactics of the mother’s behavior when communicating with the child are clearly visible. A mental map and an algorithm for consulting work with the mother are also presented. The aim of the study. The results of an empirical study of the relationship of the style of parental attitude “Severity of sanctions” with the peculiarities of the mother’s reflection are presented. On the example of this style of parental attitude to the child, the reasons preventing the formation of the psychological well-being of the child are shown. Description of the research progress. An empirical study was conducted with mothers raising preschoolers. The study involved 236 dyads of mothers with children. Respondents have higher education (67%), are married (51%), work (70%) and have more than one child (45%). Conclusion. The more pronounced the indicators of the protective (pathogenic) reflection of the mother, the more the unconstructive style of parental attitude towards the child is presented, the less competent she is in educational activities.

Текст научной работы на тему «Алгоритм консультативной работы с матерями со стилем родительского отношения «Строгость санкций»»

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

��� 159.99 DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-62-68

������� �.�., ������� �.�., ��������� �.�.

�������� ���������������

������ � �������� �� ������

������������� ���������

���������� ��������

������� �������� ����������*1, ������� ���� ����������1,

��������� ����� ���������2

1 ���������� �������������� ��������������� ����������� (������, ������)

2 ��� �� ������ ���������� ����� � �������� �������� (������� �����, ������)

������������ �������� ������. � ������ ����������� ����������� ����������� ����� ������������� ��������� ���������� �������� (���������� �.�., �������� �.�.). �� ������ ���������� ������������ ������ �� ��������� �.�. ������, �.�. �������, �.�. ���������, �.�. ���������,

�.�. �����������, �.�. ���������, ������������� ������� ������������� ������� ���������.

��������, ��� �� �������� ��������� ������� ����� ������������� ��������� � �������. ������������

������ � ���� ������� ��������� ���� � ������������� ������ ������������ � ������������ ���

���� � ������ ������������� ���������. ����� �������� ��� ��������� ������������ ������� ������ � ������ ������ ������������� ���������, �������� �������� ����� ����� ������������ ��������� � ������� ��������� ������ ��� ������� � ��������. ����� ������������ ���������� �����

� �������� ��������������� ������ � �������.

����. ������������ ���������� ������������� ������������ ����������� ����� ������������� ��������� ���������� �������� � ������������� ��������� ������. �� ������� ������� ����� ������������� ��������� � ������� �������� �������, �������������� ������������ ����������������

������������ �������.

�������� ���� ������������. ������������ ������������ ����������� � ��������, �������������� ������������. � ������������ ������� ������� 236 ������� � ������ ������������.

����������� ����� ������ ����������� (67%), ������� � ����� (51%), �������� (70%) � ����� �����

������ ������� (45%). ������������� ����������� �������� ���������� r-�������� � ����������������� �������������� ����� ��������� ������ ��� ����������� ������� U-�������� �����-�����.

������������ ���������� ���� ����������� �������������� ��������� � �������������� �������������� �������� �STATISTIKA 7.0�.

����������. ��� ����� �������� ���������� �������� (����������) ��������� ������, ��� �����

����������� ���������������� ����� ������������� ��������� � �������, ��� ����� ��� ����������� � �������������� ������������.

�������� �����: ����� ������������� ���������, ���������, ������������ ������� ��������.

��� �����������: ������� �.�., ������� �.�., ��������� �.�. �������� ��������������� ������

� �������� �� ������ ������������� ��������� ���������� �������� // ����������� ����������

�����������. � 2022. � �4(112). � �. 62�68. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-62-68

��������� ������ �������� 8.06.2022.

* ��������: 7085963@mail.ru

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

UDC 159.99 DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-62-68

The Algorithm of Consultative Work with Mothers with the Style

of Parental Attitude �Severity of Sanctions�

Svetlana N. Morozyuk*1, Yury V. Morozyuk1, Elena S. Kuznetsova2

1 Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia

2 MBU DO Palace of Creativity of Children and Youth �Istoki�, Sergiev Posad, Russia

The relevance of the topic of the article. The article discusses the characteristic features of the

style of parental attitude �Severity of sanctions� (Eidemiller E.G., Justickis V.V.). It is revealed that

the style of parental attitude to the child depends on the quality of reflection. Reflexive defenses, in

turn, manifest themselves in behavioral forms of reaction and are fixed as an experience in the styles

of parental attitude. The authors also compiled a reflexive portrait of the mother with this style of

parental attitude, according to which the reflexive strategies and tactics of the mother�s behavior

when communicating with the child are clearly visible. A mental map and an algorithm for consulting

work with the mother are also presented.

The aim of the study. The results of an empirical study of the relationship of the style of parental

attitude �Severity of sanctions� with the peculiarities of the mother�s reflection are presented. On

the example of this style of parental attitude to the child, the reasons preventing the formation of the

psychological well-being of the child are shown.

Description of the research progress. An empirical study was conducted with mothers raising

preschoolers. The study involved 236 dyads of mothers with children. Respondents have higher

education (67%), are married (51%), work (70%) and have more than one child (45%).

Conclusion. The more pronounced the indicators of the protective (pathogenic) reflection of the

mother, the more the unconstructive style of parental attitude towards the child is presented, the less

competent she is in educational activities.

Keywords: parental attitude style, reflection, reflexive portrait of personality.

For citation: Morozyuk S.N., Morozyuk Yu.V., Kuznetsova E.S. (2022). The algorithm of consultative

work with mothers with the style of parental attitude �Severity of sanctions�. Preschool Education

Today. 4:16, 62�68 (in Russian). DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-62-68

Original manuscript received 8.06.2022.

* Contacts: 7085963@mail.ru

��������

������������ ������������ �����������

���, ��� �� ����������� ���� �������� ������������������������������������������� ������� ������ ������������� (�������,

�������, 2011. �. 186). ����������� ������������ ��������� ��������� �� ����������� �������� ������� ������������ � �������

����������� �.�., �������� �.�., ��������

�.�., ����������� �.�. �������� ���� ��

������� ���������� � ���������� ������� ��������� �������� ���������� � �����

(������� �.�., ������� �., ���������� �.�.).

����������� ������� ������������ �������������� (������ �.�., ������������ �.�.,

�������� �.�., ������� �.�., ������ �.�.,

�������� �.�.). �������������� ����������� ��������� ��������������� ���������

�������� ����������� ������-������������

��������� (�������� �.�., ���������� �.�.,

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

������ �.�., ������� �., ������� �., �������

�.�.). ��.�. ��������� � ������ �������� ������-������������� �������������� �� ������������ ������������� (���������, 2009. �. 78)

������������, ��� ���������� ������ ����

������������� ���������, �� �� ������� ����������� ���� �� ��� ��� �������� ��������������� �������, ������� ���������� �����

��������� � �����. �� ��������, ��� �����

�������� �������� ������ �������� ��������� �������. (�������, ��������, 2014; �����,

�������, 2009; �����, 2006).

������

������� ������ ��������� ��� �����������

������������� ��� ������������ (�����������) ���������. ����� ��������, ����� ������� �������, �����������, ��� ��������������

����������� ����� ����������� ������������� � �����.

� ���������� ����������� ������� ������������������������,�������������������������� ����������� ����� � ����������, ���������� �������� ������� ����������� ����

� ����������� ��������, ������� ��������

�������� �������� �������� �������� ����������� � ��������� � ��������� ��������� ����� ��������.

�� ������ ������������ ������������

���������������������������������������

��������, ������� �������� ������������ �������������� � ���������� ��� ���������� ��������� ��� ������������ ���������������

(������������ ��������������� ������������; ������, �������, 1993).

�.�. ������� � �.�. ��������� � ����������� (���������, 2020. �. 102) ������������,

���������������������� ������������������������ ��������� �������� (�� ��� ���������� ��������� � ������������, � ���������, �

���������, ��������� ������ �������) � ������������ ������ (����������� ���������� ������������, ������������� � ������� ������������ � ������� ���������� ���������).

� ������ ������������ �������� ��������� ����� ������������� ��������� ����������

��������. ������������ ������������� ����� ������������� ��������� ������ � �������

���������� �������� (�+) �� �.�. �����������

�������� �������� ��������� ������ � ��������. ���� ��������� ��������� �� �������������� ��������� � ��������� �������. ���

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�������, ��� ������������ ��������� �������

��� ������� (����������, 2000).

�������� ������

������������ ��������� � 2014�2020 ��.

� ��������, �������������� ������������,

�� ���� ��� �� ������ ���������� �����

� �������� ��������, �� ������������� �

��������������� ������ �������� �. �������

����� � ���� �������� ���-����� �7�

�.�������������������������.236������� �

������ ������������ ������� �������. � ������������ ������ ����������� (67%), �������

� ����� (51%), �������� (70%) � ����� �����

������ ������� (45%).

��� �������� �������������� �������� ������ �� ������ ��������� � �������

���������� ������锻 (���������, 2020) ��

������������ ��������� ���������������

��������: 1) ����������� ����������-��������� ���� (���) (�����, �������, 1999);

2) ���� ��������� ������������ (��������

�.�., �������� �.�., ��������� �.�.); 3) �������� ����������������� ��� ���������� (�������� �.�., ������� �.�., ���� �.�.);

4) ����-�������� ������������� ���������

(���) (����� �.�, ������ �.�.) (����������,

2000. �. 234).

�������� ����������

�� ����������, ��� ������� ��������,

������������ ����� ������������� ��������� � �������, �������� ���������� (��������)

��������� ������, ������������ �� �� ������� ������� � ����������, � �� ������ �� ���.

����������������������������������(����������������) �������� �.�. ������, �����

��������� ���� �������� (��������) � ������� ����� � ������ � �������� ���� �� ������������� �����������.

����������������������������(�������1).

�.�. ���������� � ����������� (���������,

2020. �. 112�113) ���� ����������� ������������� ���������� ������� ����� ���������� � ����������� �������� ���������

������� �� �������� (r = -0,18) � ��������

����� ���������� ��������� ������������ ������ ��������������� ������ �������������

� ������ ������ ��������� ���������� �������� (r = -0,16*).

�� ��������, ��� ����� ������� � ��� ����,

����������������������������������������� � ������� ���������� �����. ��� �� �����������, ������ ��� ����� �����, ��� �� ��������� �� ���������� ��������� �����. � ������,

����� ������� �������� ����� ���� �� ���, ���

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

����� ����, ��� ����������� � ��� ������������� ��������. ������ ����� ������� �� ���������� ��������� � ���� ������� ������

��������� ���, ��� � ��� ������, � �� �� ������� �� ���������. ����� �� ������� ���������

�����������������, ��� ����������� �������,

� � ������� ��������� ����� ��������� ��������� � ������ ��������� (���������, 2020).

������� 1. ����� ������� ��������� ������ �� ������ ������������� ���������

���������� ������ �� ��������� ����������

��������� (�+)

���������� ��� ������

���������

�������

����� �������� ��������� ��

������ �������

-0,08

����� �������� ��������� ��

������� ����

0,04

����� �������� ��������� ��

������� �����

0,06

����� �������� ��������� ��

������� �����

0,01

�������� ������ ������ -0,08

�������� ������ ���� 0,04

�������������� �������������

�������

0,06

��������������

����������������

-0,02

�������� �� ������ 0,06

������ �� ������� ���� 0,02

������ �� ������� ����� 0,01

������ �� ������� ������� 0,03

������ �� ������� 0,18**

������ �� ����� 0,04

���� �� �������� 0,1

�������������� �ߔ 0,07

����������� ���� � ������ -0,04

���������� �������� -0,05

�������������� ��������� ������ ���������

-0,05

������������ �������� -0,07

�������� �����������: ** � �� ������ p<0,01

������������ ��������� ������ � ��������� �� ������������ ���������� ����� ��������� ����������.

������������������� �����������������,

����������������������,����������������������� ������ ���� ���������, ����������

� ������������� (���������, 2020).

���������� � ����������

�� ��������� ��������������� ������������� ������� � �������� ���� ��� ���������

�������� ��������������� ������ � ��������

����������������������������������������

�������� (���������, 2020. �. 179�181).

�������� ���������� ������

���� ������ � �������� � ������ ����������� ������� ����� �� ��������� � �������

� ������ �������, �������, ������� ����.

������ ������:

1. ������ �������� ������ �� ������������ ����� ������������� ���������

� �������

2. ������� ���� ���������������� ��������� � ��� ������������ � �������������

������.

��������� ��������� � ��������� ������� ���������������� ���� ��������������� ������������ �� �� ��� ���� �������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�������. ��������� ���������������� � ������� � ������������ � ��� ���������������

� ����������� �������������.

����� �������, ���� � ������ �������� ��������� � ������ ������������ ��������� � ������� ������ � �������� �������

� �������� �� ������ ������������� ��������� ���������������� ����������-���������

� ��������� ���������� ����� � ��������������� ���������� ������� ���������� ������,

����� ���������� �������� ���������������

������ �������.

����������

�� ����������, ��� ����� �������������

��������� ���������� �������� ����� ��������������, �������� �������� �� ������������� ����������� �����, ����, ������ �������

� �������. ������ ������� �� �� ���������� ������������� �������� ����� ������� ����� ������������� ��������� � �����������

����������� ���������. ��� ����� ��������

���������� �������� (����������) ���������

������, ��� ����� ����������� ���������������� ����� ������������� ��������� � �������, ��� ����� ��� ����������� � �������������� ������������.

������ ���������� ����� �������� ����������� ������������ ������ ��������� � �����

��������� ������-������������ ���������.

������ �������� �������� � ����: ��������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

��� ����������� ����, ������������ �����,

������������� �� ��������� �����, ��������������� ������������ � ������������� ������ ������, ������������ � ���������������

������ ��� �����.

����� �������, ���� ������������ ��������� ����������, ��� ��������� �������������� ��������� � ��������� ������

� �������� ����������� ���������� ��������� ��������� ������������� � ��������������� ������������ ������� ��� ����������

��� ���������� ��� ����������� ����������.

������ ��� �������� ���� ����� ����������������� ��������.

���������� ��������� � �������� ������������ ����� ��������� ����������� ������������ ������ � ���������� �� ���� ���������� ��������. ��� ������� � ����������

�����, ��������� �� ���, �� �����, �� ��������� �� ���.

������� ����� �� ������� ����� ������

���������� �������� ��������� � ����� ������� ����� �������� ��������� ���������, ��������� ���� ���������, ��������� ���������,

���, ����� ���� ����������� �������������

����������� ����� � ��������� �������������. ������, ����������� � ������ �������

� � ������ ������.

n

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

���������� �� �������

������� �������� ����������, ������ ��������������� ����, ��������� ������� ����������

����������� ��������� ���������� � ����������,

���������� �������������� ��������������� ����������� (������, ������), ORCID: 0000-0002-49822115, 7085963@mail.ru

������� ���� ����������, ������ ��������������� ����, ��������� ������� ����������

����������� ��������� ���������� � ����������,

���������� �������������� ��������������� ����������� (������, ������), ORCID: 0000-0002-03870613, 7085963@mail.ru

��������� ����� ���������, �������� ��������������� ����, ������� ������ ���������������� ��������� ��� �� ������ ���������� �����

� �������� �������� (������� �����, ������),

ORCID: 0000-0002-7445-6524, ESKaip@yandex.ru

Information about authors

Svetlana N. Morozyuk, Doctor of Psychology,

Professor,DepartmentofEducationalPsychology,Institute

of Pedagogy and Psychology, Moscow State Pedagogical

University, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0002-49822115, 7085963@mail.ru

Yury V. Morozyuk, Doctor of Psychology, Professor,

Department of Educational Psychology, Institute of

Pedagogy and Psychology, Moscow State Pedagogical

University, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0002-03870613, 7085963@mail.ru

Elena S. Kuznetsova, PhD in Psychology, teacher of

the highest qualification category MBU DO Palace of

Creativity of Children and Youth �Istoki�, Sergiev Posad,

Russia, ORCID: 0000-0002-7445-6524, ESKaip@

yandex.ru

����������

1. ������� �.�. ��������������� ����������������� �������. � �., 2010. � 432 �.

2. ��������� �.�. ������������ �������� ������� � ���������� ������� ������������� ��������� ������ � �������: ���. ... ����. ������. ����:

19.00.07: �������� 21.09.2020: ���. 19.07.2020. �

�., 2020. � 254 �.

3. ������� �.�., �������� �.�.������������

�������� ��������� � ���������� �������������

���������: ����������. � �, 2014. � 248 �.

4. ������� �.�., ������� �.�. ������������������ ������� ��� ������������� �����

����������� ���������������� ��������������

������� // ������������� XXI ����. � 2011. � �2. �

�. 185�192.

5. ������������ ��������������� ������������. http://vocabulary.ru/.

6. ������ �.�., ������� �.�. ��������

������� �������� �����: 80 000 ���� � ���������������� ���������. � �., 1993. � 944 �.

7. ����� �.�., ������� �.�. ������������������� ����. � �., 1999. � 20 �.

8. ����� �.�. ���������� (���������������) ��������. � �., 2006. � 96 �.

9. ������� �.�. �������� ��������� ������ �

������ ���������������� �������������� ������� //

�������� ����. � 2010. � �3. � �. 82�87.

10. ��������� �.�. ������� ������-������������� �������������� �� ������������ ������������ //

������� ���. � 2009. � ���. 5 (73). � �. 173�180.

11. ���������� �.�. �������� ������������. �

�., 2000. � 400 �.

12. �������� �.�. ������������� �� �������

������������. ������� ��������� � ���������. �

�����������, 1994. � 324 �.

13. �������� �.�. ��������������� ��������

� ������� ��������. � �.; �������: ��� �����,

2001. � 417 �.

14. �������� �.�. ���������� ����������. � �.:

�������������� �������� ������, 2008. � 361 �.

15. Ainsworth M.D. Patterns of Attachment:

A Psychological Study of the Strange Situation / M.D.

Ainsworth, M. Blehar, �. Waters& Wall. Hillsdale, NJ:

Lawrence Erlbaum, 1978. 282 �.

16. Bowlby, J. A Secure Base: Clinical Applications

of Attachment Theory. Psychology Press, 1988. 196 p.

17. Bradburn, N.M. The structure of psychological

well-being. Chicago, Aldine, 1994. � P. 132-139.

18. Carstensen L.L. Emotion in second half of life

/ L.L. Carstensen, S.T. Charles. Current Directions in

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Psychological Science. 1998. Vol. 7. �5. 144�149.

19. Carstensen L.L. Socio emotional selectivity

theoryandtheregulationofemotioninthesecondhalfof

life / L.L. Carstensen, �. Fung, S.T. Charles // Motivation

and Emotion. 2003. 27. 103�123.

20. Deci E.L. Facilitating optimal motivation and

psychological well-being across life�s domains / E.L.

Deci, R.M. Ryan. Canadian Psychology. 2008. Vol. 49.

14�23.

21. Deci E.L. Hedonia, eudaimonia, and wellbeing: an introduction / E.L. Deci, R.M. Ryan. Journal of

Happiness Studies. 2008. Vol. 9 (1). 1�11.

References

1. Ainsworth M.D. (1978).PatternsofAttachment:

A Psychological Study of the Strange Situation / M.D.

Ainsworth, M. Blehar, E. Waters& Wall. Hillsdale, NJ:

Lawrence Erlbaum. 282 r.

2. Bowlby, J. (1988). A Secure Base: Clinical

Applications of Attachment Theory. Psychology Pres.

196 p.

3. Bradburn, N.M. (1994). The structure of

psychological well-being. Chicago, Aldine. P. 132-139.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

4. Carstensen L.L. (1998). Emotion in second half

of life / L.L. Carstensen, S.T. Charles. Current Directions

in Psychological Science. Vol. 7. �5. 144�149.

5. Carstensen L.L. (2003). Socio emotional

selectivity theory and the regulation of emotion in the

second half of life / L.L. Carstensen, N. Fung, S.T. Charles

// Motivation and Emotion. 27. 103�123.

6. Deci E.L. (2008). Facilitating optimal

motivation and psychological well-being across life�s

domains / E.L. Deci, R.M. Ryan. Canadian Psychology.

Vol. 49. 14�23.

7. Deci E.L. (2008). Hedonia, eudaimonia, and

well-being: an introduction / E.L. Deci, R.M. Ryan.

Journal of Happiness Studies. Vol. 9 (1). 1�11.

8. Eidemiller E.G. (2000). Semeinaya

psikhoterapiya [Family psychotherapy]. Moscow. 400.

9. Einsvort M.D. (1994). Privyazannosti

za porogom mladenchestva. Detstvo ideal�noe i

nastoyashchee [Attachments beyond the threshold of

infancy. Childhood is perfect and real]. Novosibirsk.

324.

10. El�konin D.B. (2001). Psikhologicheskoe

razvitie v detskom vozraste [Psychological development

in childhood]. Moscow; Voronezh: NPO MODEK. 417.

11. El�konin D.B. (2008). Vozrastnaya psikhologiya

[Age-related psychology]. Moscow. Pedagogicheskoe

obshchestvo Rossii. 361.

12. Enikeev M.I. (2010). Psikhologicheskii

entsiklopedicheskii slovar� [Psychological encyclopedic

dictionary.]. Moscow. 432.

13. Kuznetsova E.S. (2020) Refleksivnye

portrety materei s razlichnymi stilyami roditel�skogo

otnosheniya materi k rebenku [Reflective portraits

of mothers with different styles of mother-to-child

parenting: di... cand. psychol]: di... kand. psikhol.

nauk: 19.00.07: zashchishchena 21.09.2020: utv.

19.07.2020. Moscow. 254 s.

14. Morozyuk S.N., Gasanova D.I. (2014).

Refleksivnye portrety pedagogov s razlichnymi

aktsentuatsiyami kharaktera: monografiya [Reflective

portraits of teachers with different character

accentuations: monograph]. Moscow. 248.

15. Morozyuk S.N., Smoleva T.O. (2011).

Detsko-roditel�skii trening kak integrativnyi metod

preodoleniya psikhologicheskogo neblagopoluchiya

rebenka [Parent-child training as an integrative

method for overcoming a child�s psychological

distress]. Prepodavatel� XXI veka [Teacher of the 21st

century]. 2. 185�192.

16. Natsional�naya psikhologicheskaya entsiklopediya [National Psychological Encyclopedia]. http://

vocabulary.ru/.

17. Orlov Yu.M. (2006). Sanogennoe

(ozdoravlivayushchee) myshlenie [Sanogenic (healing)

thinking]. Moscow. 96.

18. Orlov Yu.M., Morozyuk S.N. (1999).

Kognitivno-emotivnyi test [Cognitive-emotive test].

Moscow. 20.

19. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. (1993).

Tolkovyi slovar� russkogo yazyka: 80 000 slov i

frazeologicheskikh vyrazhenii [Explanatory dictionary

of the Russian language: 80,000 words and

phraseological expressions]. Moscow. 944.

20. Smoleva T.O. (2010). Zashchitnaya refleksiya

materi faktor psikhologicheskogo neblagopoluchiya

rebenka [Protective reflection of the mother is a factor in

the psychological distress of the child]. Izvestiya DGPU.

3. 82�87.

21. Smolyarchuk I.V. (2009). Vliyanie detskoroditel�skogo vzaimodeistviya na sotsializatsiyu

doshkol�nikov [The influence of parent-child interaction

on the socialization of preschoolers]. Vestnik TGU. Vyp.

5 (73). 173�180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.