Научная статья на тему 'МОРФОМЕТРИЯ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ'

МОРФОМЕТРИЯ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
8
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — В. Сеффнер, Х.-И. Добберкау

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОРФОМЕТРИЯ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ»

За рубежом

УДК 616.441-02:613.31:615.9]-07

В. Сеффнер, Х.-И. Добберкау

МОРФОМЕТРИЯ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ

НИИ гигиены и микробиологии, Бад Эльстер (ГДР)

При воздействии на организм ксенобиотиков наблюдается выраженная реакция со стороны эндокринной системы, в первую очередь — щитовидной железы.

Функцию щитовидной железы угнетают соединения лития, перхлорат, гидрантоны, параамино-салициловая кислота, пиразолон и др.

Особый интерес представляет изучение нитратов, замедляющих поступление йода из кроВи в" щитовидную железу, изотиоцианатов и их производных, а также аналогичных веществ, содержащихся в растениях и пищевых продуктах.

В основе механизма регуляции функции щитовидной железы лежит принцип многоступенчатой обратной связи. Уменьшение содержания в крови гормона щитовидной железы приводит к выделению гипоталамусом тиреотропин-фактора (ТНИ), стимулирующего секрецию гипофизом тиреотроп-ного гормона — тиреотропина. Активация выделения последнего в свою очередь стимулирует активность фолликулярнвго эпителия щитовидной железы. Морфологические проявления этого процесса — увеличение размеров и позднее пролиферация клеток эпителия фолликулов.

Таким образом, морфологическое исследование щитовидной железы лабораторных животных является чувствительным методом оценки ее функциональной активности. При определенных условиях морфологические нарушения состояния щитовидной железы в условиях интоксикации организма опережают изменения со стороны крови.

Целыо данной работы являлось гистологическое и гистометрическое исследование фолликулярного эпителия щитовидной железы белых крыс при потреблении в течение 90 сут питьевой воды, содержащей 40, 200, 400, 1250 или 2000 мг нит£|та_в 1 л, что соответствова-ло ежедневному приему его в дозах 4, 2, 40, 12 или 20 мг/кг.

При гистологическом исследовании учитывали форму и размер фолликулов на срезах, взятых с аналогичных участков желез подопытных и контрольных животных. В зависимости от степени выраженности проводили их полуколичественную оценку или морфологический анализ. При значительных изменениях размера и формы фолликулов подопытных животных по сравнению с контролем достаточен полуколичественный способ оценки в баллах (по четырехбалльной шка-

ле). При отсутствии ярко выраженных с-двигов измерены диаметр фолликулов у каждого животного контрольной и опытных групп (в 5 квадратах со стороной 0,33 мм и площадью 0,61 мм2 при увеличении в 300 раз после проекции микроскопической картины на матовое стекло).

Гистометрический анализ включал также определение высоты эпителиальных клеток и поверхности разреза их ядер — показателей, отражающих уровень функциональной нагрузки на щитовидную железу. Высоту эпнтелиоцитов подсчитывали для 100 случайно отобранных клеток одной железы, измеряя расстояние от базальной границы ядра до апикальной поверхности клетки при увеличении в 2000 раз. Точность измерений 0,5 мкм.

На поверхности разреза в 100 клетках от одного животного измеряли максимальный и минимальный диаметр ядер эпителиоцитов. Установлено, что два последних показателя имеют достоверную положительную корреляционную связь (г = 0,76), поэтому в дальнейших исследованиях можно ограничиться определением лишь одного из них.

На основании морфологических данных для каждого животного подсчитывали фолликулоэпи-телиальный индекс (ФЭИ)—отношение средней арифметической диаметра фолликулов к средней арифметической высоты их эпителиальных клеток. Поскольку увеличение высоты эпителия обычно происходит при одновременном уменьшении среднего диаметра фолликулов, ФЭИ часто оказывается более чувствительным, чем измерение высоты эпителия или диаметра фолликулов.

Высота эпителия, поверхность разреза ядер эпителиоцитов и ФЭИ изменялись уже при воздействии минимальной из изученных концентраций нитрата (40 мг/л), тогда как средний диаметр фолликулов уменьшался только после действия высоких концентраций. Характер распределения высоты эпителиальных клеток фолликулов после воздействия нитратов в концентрациях 40 и 200 мг/л мало изменялся по сравнению с контролем, однако кривые распределения поверхности разреза ядер эпителиоцитов у подопытных животных имеют иной характер, чем у контрольных.

Изменения, выявленные в щитовидной железе подопытных животных, были направлены на компенсацию замедленного под влиянием нитратов поступления в нее йода. Они носили функциональный характер и в связи с этим с трудом или вообще не определялись с помощью других

тестов. Морфометрическое исследование щитовидной железы является наиболее чувствительным и информативным методом определения воздействия на этот орган внешних факторов в экспериментальных условиях.

Поступила 05.08.85

Дискуссии и отклики читателей

УДК 614.3/.<1:3<1(049.2)

Н. В. Шестопалов, А. М. Гантман (Минск)

ЗАМЕЧАНИЯ К СТАТЬЕ В. Г. ЧМУТОВА «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ ОРГАНАМИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ»'

Статья В. Г. Чмутова актуальна в связи с принятием «Основ законодательства Союза СССР об административных правонарушениях» и соответствующих кодексов союзных республик, а также необходимостью ознакомления с этими документами работников санитарно-эпидемиологической службы.

Автор, к сожалению, допустил ряд неточностей, в том числе в толковании отдельных статей «Кодекса РСФСР об административных правонарушениях». По его мнению, перед составлением протокола об административном нарушении в процессе административного расследования необходимо исключить уголовную ответственность за правонарушение, определить виновность лица, которое должно нести административную ответственность, и дать оценку доказательствам. С этим нельзя согласиться по следующим причинам. Во-первых, не определены пределы, после которых административное правонарушение (в области охраны труда, охраны атмосферного воздуха и др.) переходит в уголовное. Санитарному врачу или его помощнику, выявившему при обследовании объекта нарушение тех или иных правил, практически невозможно определить, к какой ответственности — административной или уголовной — следует привлекать виновных. Во-вторых, виновность и необходимость передачи материалов в прокуратуру для проведения предварительного следствия или дознания и оценку доказательств осуществляют главные государственные санитарные врачи при рассмотрении дела (статьи 232, 233, 259), к тому же протокол о санитарном нарушении является одним из доказательств (статья 231).

Приведенный в статье пример отмены народным судом штрафа, наложенного на директора завода за сброс в реку неочищенных сточных вод,

1 Гигиена и санитария, 1985, № 2, с. 31—34.

представляется не совсем удачным. Если следовать логике автора, то в каждом случае нарушения санитарных норм и правил можно найти бригадира, мастера или начальника цеха, виновного в правонарушении, а директор предприятия, передавший этим должностным лицам часть своих' полномочий и обязанностей, всегда будет невиновным. Согласиться с такой позицией нельзя, так как в соответствии с положениями «О производственном объединении (комбинате)» и «О социалистическом государственном производственном предприятии» принадлежащие объединению (предприятию) права и (возложенные на него обязанности, связанные с деятельностью, осуществляются генеральным директором (директором). Из этого следует, что директор в приведенном автором примере обязан был принять все необходимые меры по предотвращению сброса неочищенных стоков в реку.

Должностные лица санитарно-эпидемиологической службы, понимая большой объем и сложность работы директоров предприятий, многообразие и сложность их обязанностей и решаемых задач, как правило, применяют административные меры к этим руководителям только при крайней необходимости, когда их противоправные действия (или бездействие) очевидны, поэтому отмену штрафа, наложенного на директора, народным судом из-за того, что на заводе есть другие лица, отвечающие за проведение природоохранных мероприятий, нельзя признать оправданной.

Подтверждением этого могут служить многочисленные публикации в периодической печати, в которых сообщается о привлечении руководителей предприятий не только к административной, но и к уголовной ответственности за невыполнение природоохранных мероприятий.

Нельзя признать правильным утверждение автора об ограничении взыскания штрафа трех-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.