1. Бабийчук Л. А. Новые перспективы в криоконсервировании ядросодержащих клеток кордовой крови / Л. А. Бабийчук, О. В. Кудокоцева, В. В. Рязанцев // Гематологія і переливання крові. - 2008. - № 34. -С. 17-21.
2. Калюжная Л., Дзюбак В. Старение кожи: патогенетические и лечебные аспекты / Л. Калюжная,
В. Дзюбак // Укр. мед. часопис. - 2002. - № 2 (28). - С. 68-72.
3. Кандрор В. Физиологические эффекты тиреоидных гормонов и механизм их действия // Руководство по клинической эндокринологии: статья / В. Кандрор. - Питер, 1996. - С. 120-124.
4. Лакин Г. Ф. Биометрия / Лакин Г. Ф.- М. : Высш. школа, 1990. - 352 с.
5. Легач Е. И. Ретроградный способ тиреоидэктомии крыс как адекватная модель гипотиреоза / Е.
И. Легач // Трансплантологія. - 2005. - Т. 8, № 2. - С. 92-94.
6. Меркулов Г. А. Курс патологогистологической техники / Меркулов Г. А. - Ленинград, 1961. - 340 с.
7. Озерская О. Экспериментальные подходы к обоснованию применения клеточных композиций на основе фибробластов в дерматокосметологии/ О. Озерская, В. Щеголев // Клеточная трансплантология и тканевая инженерия. - 2008. - Т. 3, № 2. - С. 66-67.
8. Применение препаратов кордовой крови и общей экстремальной аэрокриотерапии для восстановления нарушений дермы, вызванных хроническим гипотиреозом / В. Ю. Пурышева, И.
И. Ломакин, О. В. Кудокоцева [и др.] // Трансплантологія. - 2008. - Т. 10, № 1. - С. 100-103.
9. Стволовые клетки. Биология и потенциальное клиническое использование / Н. Я. Спивак, Г. Т. Сухих, В. В. Малайцев [ и др.] // Трансплантологія. - 2005. - Т.8, №3. - С. 6-14.
10. Scott D. W. Miller and Kirk’s small animal dermatology / Scott D. W., Miller W. H., Griffin C. E. - 5th
ed. - Philadelphia etc.: W/B/Saunders Company, 1995. - 1213 p.
ВЛИЯНИЕ КЛЕТОЧНЫХ ПРЕПАРАТОВ КОРДОВОЙ КРОВИ НА МОРФОЛОГИЮ КОЖИ КРЫС Пурышева В.Ю., Волина В.В., Кудокоцева О.В., Бабийчук Л.А.
В роботі вивчали характер впливу кріоконсервованих ядровмісних клітин кордової крові на морфологію шкіри в різні строки культивування in vitro та характер впливу стовбурових клітин на морфофункціональний стан дерми в умовах експериментального гіпотіреоза in vivo. Показано перспективність застосування стволових клітин кордової крові у якості терапевтичного впливу на процеси регенерації дерми.
Ключові слова: кордова кров, шкіра щурів.
INFLUENCE OF CELLULAR PREPARATIONS OF CORD BLOOD ON MORPHOLOGY OF SKIN OF RATS Purysheva V.Yu., Volina V.V., Kudokoceva O.V., Babiychuk l.A.
In work studied character of the influence of the cryopreserved nucleated cells of cord blood on the skin morphology was investigated on the different stages of skin cultivation in vitro and character of the influence stem cells of cord blood on morphofunctinal condition of a derma in conditions of an experimental hypothyroidism in vivo. The application of cord blood stem cells is perspectives as therapeutic treatment of derma.
Key words: cord blood, skin of the rats.
УДК 546.815/89:591.481.2 591.147.6 591.463.2:615.099.083
МОРФОЛОГИЯ АДЕНОГИПОФИЗА И КОРЫ НАДПОЧЕЧНИКОВ ПРИ СВИНЦОВОЙ
ИНТОКСИКАЦИИ И ЕЁ КОРРЕКЦИИ
*&№¥///////////////;
В Украине в последние годы проблема охраны здоровья населения стоит особо остро, что связано с высоким уровнем заболеваемости, тенденцией к снижению продолжительности жизни. Антропогенное загрязнение окружающей природной среды во многом связано с микроэлементами из группы тяжелых металлов, среди которых ведущими загрязнителями являются соединения свинца. Они отличаются высокой токсичностью, способностью проникать в организм с пищей, водой, воздухом и накапливаться, оказывая политропное действие. Характерно, что заболевания принимают длительный и вялотекущий характер, а иногда и хроническую форму. В настоящее время выделен отдельный класс
заболеваний связанный с техногенным загрязнением окружающей среды -микроэлементозы. А отдельные авторы даже выделяют хронические экогенные интоксикации кумулирующими веществами [1].
Обнаружено, что развитию патологического процесса предшествует функционирование систем с повышением гомеостатических возможностей организма, и связано это в большинстве случаев с нарушением функции нейроэндокринной интегрирующей системы. Известно, что гипофиз и надпочечные железы являются морфологическим субстратом стресс-реализующих систем организма, обеспечивая развитие компенсаторно-приспособительных процессов в ответ на экстремальное воздействие [2]. Учитывая тот факт, что ведущим патогенетическим механизмом действия соединений свинца на организм является усиление процессов перекисного окисления липидов, для фармакологического корригирования нами был выбран наиболее сильный природный антиоксидант альфа-токоферол [3].
Целью работы было установить динамику морфофункциональных изменений и направленность репаративных процессов в аденогипофизе и надпочечных железах животных второго поколения при кумуляции соединений свинца и в условиях фармакологического корригирования альфа-токоферолом.
Материал и методы исследования. Учитывая способность свинца проникать через плацентарный барьер и накапливаться в организме, эксперимент проведен на 2 поколении мышей-самцов линии BALB/c. Все животные составили 3 группы: животные 1 группы после прекращения грудного вскармливания ежедневно перорально получали водный раствор ацетата свинца. Животным 2 группы одновременно вводили альфа-токоферол. 3 группа служила контролем и получала дистиллированную воду в адекватном объеме.
Забор материала проводили через 3о суток и изучали методами световой, электронной микроскопии, морфометрии. Полутонкие срезы окрашивали толуидиновым синим. Ультратонкие срезы исследовали на электронных микроскопах ПЕМ-125 К (Україна), РЫШрэ (Японія). Методом морфометрии определяли площадь профильного поля паренхимы, сосудов, зон надпочечников; площадь поперечного сечения клеток, ядер, органелл с учетом их различного строения. На основании этих данных вычисляли паренхиматозно-сосудистый индекс (ПСИ), ядерно-клеточное и ядерно-цитоплазматическое соотношение, относительную площадь органелл (в %).
Результаты исследования и их обсуждение. 30-суточная свинцовая интоксикация (СИ) приводит к резким отечным изменениям стромально-сосудистого и паренхиматозного компонентов аденогипофиза и надпочечников. В гемокапиллярах наблюдаются отек эндотелиоцитов, резкое выбухание их в просвет сосудов, вакуолизиция цитоплазмы, деструкция органелл, частичное слущивание клеток. Базальная мембрана разрыхляется. В сосудах выявляются стазы и сладжи эритроцитов (рис. 1). В результате выраженной вазодилятации ПСИ в аденогипофизе снижен на 35,6 % по сравнению с контролем. В корковом веществе надпочечников на 54, 37 % увеличивается площадь поперечного сечения капилляров.
Кортикотропоциты подвергаются наиболее выраженным дистрофическим измене-ниям по сравнению с другими типами аденоцитов. Это обусловлено как непосредственным мембранотоксическим действием соединений свинца, так и большей функциональной нагрузкой на этот тип клеток в связи с реализацией общего адаптационного синдрома [2]. Клетки и их ядра резко набухают и просветляются. В ядрах почти не определяется гетерохроматин, ядрышки резко уменьшены в числе и величине, перинуклеарное пространство в ряде участков продолжается в вакуоли цитоплазмы. Наружная ядерная мембрана обеднена рибосомами. В цитоплазме выявляются остатки органелл: отдельные небольшие митохондрии с темным матриксом и частично разрушенными кристами занимают 4,37 % площади цитоплазмы, основная же их часть набухает и разрывается, участвуя в образовании вакуолей цитоплазмы. Общая площадь митохондрий снижается в 1,94 раза по сравнению с возрастным контролем. Гормонсодержащие гранулы одиночно распределены по цитоплазме, их общая площадь снижается в 4,8 раза. В ряде гранул сохраняется типичное строение - со светлым пояском между ядром гранулы и ограничивающей мембраной. Кроме клеток с дистрофическими изменениями с почти полным разрушением органелл, втречаются кортикотропоциты, переходящие в некроз с разрывом и деструкцией клеток этого типа (рис. 2).
Рис. 1. Фрагмент надпочечника мыши на 30-е сутки введения ацетата свинца. В сосуде явления сладжа эритроцитов. ТЭМ. Ув 5000.
Гх
Рис. 2. Некроз
кортикотропоцита с
формированием полулунных глыбок гетерохроматина
вдоль кариолеммы,
деструкцией органелл,
значительной вакуолизацией и разрывом плазмолеммы на 30е сутки СИ. ТЭМ. Ув. 9600.
Рис. 3. Добавочный надпочечник при коррекции свинцовой интоксикации альфа-токоферолом. Полутонкий срез. Окраска толуидиновым синим. Ув. 200.
Общая ширина коры надпочечников сужена преимущественно за счет клубочковой (на 20,10 %) и пучковой (на 21,89 %) зон. Количество светлых кортикоцитов возрастает в клубочковой - на 26,75 %, в пучковой зоне - на 25,64 %, и в сетчатой - на 11,95 %. Темные клетки располагаются не группами, а отдельно, придавая «мозаичный вид» строения корковому веществу. Кортикоциты пучковой зоны теряют свойственное им радиальное расположение, образуя местами скопление клеток неправильной формы. Преимущественно
в светлых кортикоцитах формируются гигантские электроннопрозрачные вакуоли, которые ограничены мембранами митохондрий, цистернами АЭПС, содержат обрывки органелл и миелиноподобные структуры. Значительное количество светлых кортикоцитов подвергается баллонной дистрофии и некрозу. Для темных кортикоцитов характерна лучшая сохранность ультраструктуры, однако в них также формируются вакуоли и миелиноподобные структуры.
Применение альфа-токоферола оказывает корригирующий эффект как на паренхиму, так и на сосудисто-стромальные элементы аденогипофиза и коркового вещества надпочечников. Морфологические признаки нарушения гемодинамики менее выражены, хотя сохраняются явления стаза и сладжа эритроцитов, умеренная дилатация сосудов подкапсульной области и сетчатой зоны надпочечников. В корковом веществе величина площади поперечного сечения и периметра сосудистого русла имеет тенденцию к увеличению по сравнению с контролем. В аденогипофизе ПСИ достоверно не отличается от данных контроля.
Несмотря на лучшую сохранность структур ядра и цитоплазмы кортикотропоцитов при коррекции СИ альфа-токоферолом, в них обнаруживается значительная вакуолизация цитоплазмы (в 6,2 раза больше, чем в контроле). Гормонсодержащие гранулы, сохраняя типичное строение и расположение, снижаются по величине общей площади сечения (в 1,53 раза) по сравнению с данными контроля. Однако по сравнению с данными при СИ их общая площадь возрастает в 2,07 раза. Несмотря на значительное набухание митохондрий, общая площадь цитоплазмы, которую они занимают, достоверно не отличается от контроля, но эта величина существенно выше (в 2,2 раза), чем при СИ без корригирования.
Общая ширина коры надпочечников значительно увеличивается по сравнению с первой экспериментальной группой и достоверно не отличается от данных контроля. Во всех зонах сохраняется типичное расположение кортикоцитов. На отдельных участках наружная капсула неравномерно утолщена. В подкапсульной области между клубочками выявляются скопления мелких уплощенных клеток с начальными признаками дифференцировки кортикоцитов. В пучковой зоне тяжи кортикоцитов сохраняют правильный радиальный ход. Соотношение числа темных и светлых кортикоцитов приближается к норме, возрастает число мелких молодых кортикоцитов. В ядрах кортикоцитов всех зон нарастает как число, так и величина ядрышек, а в цитоплазме возрастает число полисом, выявляется лучшая сохранность митохондрий и увеличение в них числа крист. В кортикоцитах наблюдаются умеренные признаки гидропии. Увеличивается количество липосом, они равномерно распределены по всему объему цитоплазмы, но иногда сливаются между собой и образуют крупные липидные капли.
На 30-е сутки свинцовой интоксикации и одновременном использовании альфа-токоферола нами выявлены добавочные надпочечники (рис. 3). Это отражает активацию гетеротопической регенерации и подтверждает общую стимуляцию репаративных процессов при длительном функциональном напряжении эндокриноцитов коры [4].
У ^ У / / У / / У / / У / / У / / У / / У / / У / / У / / У / / У / / У / / У / / У / / У / / У / / У / _|
1. На 30-е сутки СИ в кортикотропоцитах и кортикоцитах пучковой зоны надпочечников обнаружены наиболее значительные изменения, сопровождающиеся признаками средневакуолярной гидропической дистрофии с последующей деструкцией мембранных органелл и резким снижением площади митохондрий. Одиночные эндокриноциты подвергаются некротическим изменениям. Темные клетки имеют существенно меньшую степень поражения всех органелл.
2. Введение альфа-токоферола при СИ существенно уменьшает повреждение паренхимы и сосудистого русла аденогипофиза и надпочечников. В кортикотропоцитах это проявляется лучшей сохранностью всех компонентов белок-синтезирующего аппарата клеток, митохондрий, а также большим накоплением гормонсодержащих гранул. В кортикоцитах увеличивается количество липосом, полисом, нарастает число и величина ядрышек; выявляются добавочные надпочечники.
Перспективы дальнейших разработок в данном направлении. Полученные в ходе работы результаты позволят выявить динамику и направленность компенсаторно-приспособительных, адаптационных и репаративных процессов при длительных
сроках интоксикации, явятся морфологическим обоснованием для разработки других методов коррекции.
1. Посохин В. В. К вопросу о влиянии неблагоприятных экологических и вредных факторов на нервную систему / Посохин В. В. // Экология человека. - 2005. - №5. - С. 32-37.
2. Пшенникова М. Г. Феномен стресса. Эмоциональный стресс и его роль в патологии / Пшенникова М. Г. // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. - 2000. - № 2. - С. 24-31.
3. Azzi A. Specific cellular responses to alpha- tocopherol / Azzi A., Breyer I., Feher M. // J. Nutr. - 2000. -V. 130, N. 7. - P. 1649-1652.
4. Каширина Н. К. Добавочные надпочечные железы как гетеротипическая регенерация коркового вещества / Каширина Н. К. // Буковинський медичний вюник. - 2002. - Т. 6, № 1. - С. 163-164.
/////////////////////////////////////////////////
МОРФОЛОГІЯ АДЕНОГІПОФІЗУ ТА НАДНИРОК ПІД ВПЛИВОМ СВИНЦЕВОЇ ІНТОКСИКАЦІЇ ТА ЇЇ КОРЕКЦІЇ Рогозіна О.В., Озерова Н.Ю., Каширіна Н.К.
За допомогою комплексного морфологічного дослідження встановлено, що хронічна свинцева інтоксикація викликає як дистрофічні та деструктивні зміни аденогіпо-фізу, наднирок, так і репаративні процеси. На основі отриманих даних, виявлені кількісні показники, які характеризують ушкодження і відповідні адаптаційні реакції, забезпечують фазність реагування ендокриноцитів. Встановлено, що введення альфа-токоферолу значно зменшує деструктивні зміни при дії ацетату свинцю.
Ключові слова: аденогіпофіз, наднирки, морфологія, свинець, альфа-токоферол.
MORPHOLOGY OF ADENOHYPOPHYSIS AHD SUPRARENAL CORTEX UNDER THE LEAD INTOXICATION AND AFTER CORRECTION Rogozina O.V., Ozerova N.Yu., Kashirina N.K.
Using the complex investigation (light and electron microscopy, morphometry) were established that the chronic lead intoxication results in dystrophic and necrotic changes of parenchyme cells, disturbance of the hemodynamic. The degree of expressiveness of this changes is determined by the duration of administration of this metal to the organism. It has been determined qualitative and quantitative indeces characterizing alteration and compensation processes in adenohypophysis and adrenal gland. Diminishing of destructive changes due to administration of alpha-tocopherol was proved.
Key words: adenohypophysis, adrenal
gland, morphology, lead, alpha-tocopherol.
УДК 577.73/.577.86:612.13:575.191
КОРЕЛЯЦІЙНІ ЗВ’ЯЗКИ ПОКАЗНИКІВ ЦЕНТРАЛЬНОЇ ГЕМОДИНАМІКИ З АНТРОПОМЕТРИЧНИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ У ДІВЧАТ З ЕНДОМОРФНИМ, МЕЗОМОРФНИМ І ЕКТОМОРФНИМ СОМАТОТИПАМИ
Не зважаючи на різностороннє обґрунтування етно-територіального та статево-вікового підходу в нормуванні різних параметрів, важливого значення набуває індивідуальний підхід до кожної конкретної людини, у тому числі й у плані встановлення певних нормативних параметрів як організму в цілому, так і його окремих органів та систем. У зв’язку з цим, особливої актуальності набуває розвиток ідей інтегративної біомедичної антропології, одна з основних задач якої полягає в тому, щоб “з урахуванням цілісності, багатоієрархічності та індивідуальності кожної людини, з’ясувати рівні її здоров’я та їх мінливість, персоніфікувати діагностичні та лікувальні заходи, враховувати роль конституціональних й екологічних факторів ризику та благополуччя в етіології та патогенезі захворювань” [8].
Проблема визначення нормативних показників в розробці концептуально-теоретичного базису антропометрії визначаються фундаментальним характером норми як властивості живого організму. З нею пов’язані усі інші властивості, які визначають оптимальний стан його функціонування в різні життєві періоди (спокій, активність тощо), теоретичне осмислення яких неможливе без з’ясування феномену норми та специфіки її форм, проявів та механізмів забезпечення. Взаємозв’язок між особливостями будови тіла та реактивністю організму, обміном