МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ОЦЕНКИ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА ЛЕЧЕНИЯ КОРОВ,
БОЛЬНЫХ НЕКРОБАКТЕРИОЗОМ
К.В. Мельникова, В.Н. Карайченцев
Аннотация. Работа посвящена изучению патомор-фологических изменений при некробактериозе коров до и после лечения, а также проведению научных опытов по изысканию эффективных лекарственных средств.
Ключевые слова: некробактериоз, коровы, цинка сульфат, фурацилин, формалин.
В 2009 - 2012 гг. была изучена степень распространения болезней копытец у коров сразу или через некоторое время после отела в ООО «Белгородские органические фермы». В процессе диспансеризации коров, содержащихся на привязи, обращали внимание на наличие и характер поражения копытец. Всего с поражением копытец было выделено 67 (22,3%) из 300 коров. При этом, с острым течением болезни выделено -18 (6%) коров, с хроническим - 23 (7,6%) и с различными осложнениями -26 (8,7%) коров. Острое течение проявлялось припухлостью мягких тканей, наличием изъязвлений в разных участках каймы и мякиша копытца болезненностью, наличием ихорозного экссудата. Усугублению патологического процесса способствовало отсутствие каких - либо лечебно-профилактических мероприятий, повышенная влажность в стойлах, скармливание животным большого количества кислых и концентрированных кормов.
Наша работа посвящена изучению морфологических изменений, происходящих в тканях больных копытец у коров без лечения, под действием санирующих, противовоспалительных и вяжущих средств.
Материал и методы. Опыт проведен в зимне-весенний период на 18 естественно инфицированных некробактериозом коровах, с первой и второй степенью поражения. Животных по принципу аналогов разделили на четыре группы и поместили в сухое помещение на глубокой подстилке. Диагноз ставили на основании клинико-эпизоотологических данных, результатов па-томорфологических и микробиологических исследований.
Из больных животных сформировали две подопытные (по 6 коров) и две контрольные группы (по 3 коровы). Животных первой подопытной группы после расчистки и обрезки копытец лечили на 1-й и 3-й день мазью, содержащей фурацилин и тетрациклин с наложением санирующей повязки. На 2-й и 4-й день на пораженную конечность с помощью шпателя или руки в перчатке наносили цинковую мазь с последующим наложением санирующей повязки. В качестве санирующего средства применяли формалинсодержащий препарат. Вторую подопытную группу четырехкратно обрабатывали только мазями, животных первой контрольной группы лечили только путем наложения санирующей повязки. Животных, не подвергавшихся лечению -не леченый контроль с аналогичными поражениями дистального отдела конечностей после расчистки и обрезки содержали в аналогичных условиях, в которых были животные других групп
Результаты учитывали через 14 дней после последней обработки по клиническим признакам и наличию возбудителя в измененных тканях.
Отбор проб патологического материала проводили до - и после лечения путем биопсии с помощью специально изготовленного биотома. Биотом представляет стальную трубку, один конец которой остро заточен, а к другому концу припаяна поперечная трубка для упо-
ра. Длина трубки 10 см, ширина 6 мм. Полученный биоматериал фиксировали, обезвоживали, заливали в парафин по стандартной схеме. Полученные срезы окрашивали гематоксилин - эозином. Мазки-отпечатки окрашивали по Граму. Мазки готовили до лечения и после применения препаратов.
В результате проведенных патологоанатомических исследований у всех 18 животных до начала опыта установили средней тяжести острую форму некробак-териоза (воспалительный отек, болезненность, повышение местной температуры дистального отдела конечности, изъязвления в различных участках кожи межкопытцевой щели и каймы, хромоту первой степени опирающейся конечности. В трех случаях, кроме вышеописанных признаков, на дорсальной поверхности межкопытцевой щели наблюдали повышенную раздражимость кожи, проявляющуюся в разрастании тканей в виде цветной капусты, у одной коровы - вертикальный дефект копытного рога. У пяти животных процесс сопровождался болезненным припуханием и покраснением кожи каймы копыта.
Бактериоскопически в мазках-отпечатках, приготовленных из открытых язвенных поражений, обнаружены длинные нити и клубки грамотрицательных палочек РшоЪаСегшш песгорИогиш с зернистыми включениями, стрептококки и стафилококки, крупные грам-положительные палочки. Причем грамположительная микрофлора обнаруживалась в поверхностных слоях язв. На границе здоровых и пораженных тканей проникновение ее не отмечено.
Проведенные исследования по изучению чувствительности РиБоЬаСегшш песгорИогиш к лекарственным препаратам методом серийных разведений на среде Китт-Тароцци показали, что из применяемых средств РшоЪайегшш песгорИогиш оказался чувствительным к тетрациклину и формалину, менее чувствительным к фурацилину и слабочувствительным к сернокислому цинку. В результате лечения шести коров формалинсо-держащим препаратом в комбинации с фурацилино-тетрациклиновой и цинковой мазями у пяти животных (83,3%) отмечали полное выздоровление через 10-12 дней. Кожа в этих участках без видимых изменений, заживление проходило по вторичному натяжению.
Патологоанатомические и патогистологические изменения, обнаруженные в области каймы, дорсальной и медиальной стенок межкопытцевой щели при остром течении более выраженными оказались как со стороны эпидермиса, так и со стороны дермы. На фоне нарушения целостности эпидермиса, в его толще накапливался экссудат в виде микрокист с более или менее выраженными реактивными краями из уплотненных клеток шиповатого слоя эпидермиса и единичных гематогенных клеток. Палочковидная форма возбудителя в пораженных тканях отсутствовала, но была инфильтрация межклеточного пространства шаровидной формы структурами, по внешнему виду и величине, напоминающими зернистость возбудителя.
Гистологически в коже пораженных участков после положительного лечения регенерирующий эпителий формировал довольно толстый слой клеток. Клетки герминативного ряда высокие, шиповатого слоя - дифференцированы, границы их хорошо выражены. В рядах клеток эпидермиса заметен переход от базального слоя к роговому слою, с образованием на поверхности 2-3 рядов зернистых клеток.
После четырех аппликаций только формалинсо-держащим препаратом у четырех коров (66,6%) визуально отмечали подсыхание поверхности и сближение краев раны, а в области венчика появлялась холодная припухлость, свидетельствующая о прогрессировании процесса. Однако возбудитель ни в одном случае не был установлен.
Рисунок 1 - Копытца, пораженные некробактериозом
Рисунок 2 - Острый воспалительный процесс. Инфильтрация тканей клетками крови, микрокисты с реактивными краями. Кровенаполнение сосудов
Рисунок 3 - Поверхностные слои эпидермиса разрушены. Сосочки оголены. Дерма пропитана экссудатом, рыхлая
Рисунок 4 - Кожа плантарной части копытца после успешного лечения. Роговой слой эпидермиса кожи значительный. Остальные слои образуют несколько пластов, что свидетельствует о выраженной регенерации. Сосочковый слой функционально активен. Сетчатый слой уплотненный
У трех животных (50%), которых лечили только средствами патогенетической терапии и у трех коров, которых вовсе не лечили, за указанный период площадь некротического поражения кожи увеличилась в 1,5-2 раза, с накоплением возбудителя в поверхностных тканях.
Заключение.
Известно, что патоморфологические изменения у крупного рогатого скота при копытной форме некро-бактериоза разнообразны как по характеру поражения тканей дистального отдела конечностей, так и по гистологическим формам [1, 2, 3]. Однако в ветеринарной практике бывает необходимо определить влияние на состояние пораженных тканей пальцев различных препаратов, применяемых при лечении некробактериоза [4]. Полезным тут может быть патологоанатомические исследования. Патогистологические исследования, проведенные в наших опытах, подтвердили высокий лечебный эффект предлагаемых препаратов и их безвредность для животного.
Снижение количества больных некробактериозом коров в хозяйстве более эффективно в начале энзоотии на ранних стадиях развития заболевания и при применении комплексного лечения. При спонтанном некро-бактериозе, с интенсивной бактериальной агрессией, наиболее эффективно сочетанное применение этио-тропного препарата (формалина), антисептических средств (фурацилино-тетрациклиновой мази), противовоспалительного препарата (цинковой мази). Эффективность лечения, направленная только на подавление микрофлоры, или только на снижение воспалительного процесса, в значительной степени уменьшается. Кроме того, комплексное лечение безвредно для организма, хорошо санирует поверхность раны и способствует ее регенерации.
С целью недопущения дальнейшего развития энзоотии, помимо лечебно-профилактических мероприятий, необходимо отрегулировать технологические процессы (содержать животных в сухих, чистых помещениях, уменьшить в рационе доли кислых и концентратных кормов, повысить содержание грубых кормов и таким образом укрепить общую сопротивляемость организма).
Список использованных источников
1 Александров Н.Н, Гишранов В.В., Шакирова Г.Р.Ультраструктура гнойно-некротических процессов в области пальцев у крупного рогатого скота / Науч. тр. Ульян.
СХИ// Нарушение обмена веществ и дерматиты животных.-Уфа, 1990.
2 Шокуров М.Ш., Шоркина О.И.Заболеваемость гол-штинского скота гнойно-некротическими процессами пальцев: тез. докл. Республ. научно-произв. конфер. - Казань, 1995.- С.90-93.
3 Taussant R.E. Een specifieke besmettelyke tussenklauwerid biy het rund.- Tijdschrift Diergenesk, 1969, d 94, at 2.- P. 190-208.
4 Greenough P.R. Pododermatitis circumscrepta (ulceratium of the sole) in cattle. // Agric. Pract. - 1987.- 8.-7.- P. 17-22.
Информация об авторах
Мельникова Клара Васильевна, доктор ветеринарных наук, профессор ФГБОУ ВПО «Белгородская ГСХА». Контактные телефоны: (4722) 38-15-64 служ., 8-910-220-51-94 моб.
Карайченцев Виктор Николаевич, доктор ветеринарных наук, профессор ФГБОУ ВПО «Белгородская ГСХА», тел. (4722) 38-15-73.