Научная статья на тему 'МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО И ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА'

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО И ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОМЕТРИЯ / КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ТЕЛА / ОЖИРЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПРОФИЛИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мальцев В.П., Говорухина А.А., Мальков О.А., Гондарева Л.Н.

Цель исследования - провести оценку физического развития и компонентного состава тела студентов ХМАО-Югры спортивного и гуманитарно-педагогического профилей обучения. Методика и организация исследования. Для оценки физического развития и компонентного состава тела обследованы студенты спортивного (девушки, n=77; юноши, n=78) и гуманитарно-педагогического (девушки, n=174; юноши, n=20) профиля обучения Сургутского государственного педагогического университета и Югорского государственного университета, в возрасте 17-19 лет. Регистрировали антропометрические показатели длины и массы тела, проводили расчет индекса массы тела. С помощью весов-анализаторов состава тела Tanita BC-610 определяли компонентный состав тела. Результаты исследования и выводы. Установлены различия в компонентном составе студентов разных профилей обучения (у юношей на уровне тенденции, у девушек достоверно). Студенты спортивных профилей обучения имели меньшие показатели жировой массы тела и большие показатели водного компонента, обусловленные как меньшим числом зарегистрированных лиц с избытком жировой ткани, так и меньшими среднегрупповыми показателями. Объективные показатели соматического здоровья обучающейся молодежи могут выступать объективным инструментом контроля и основой для построения здоровьесберегающего образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мальцев В.П., Говорухина А.А., Мальков О.А., Гондарева Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORPHOLOGICAL FEATURES OF STUDENTS OF SPORTS AND HUMANITARIAN PEDAGOGICAL PROFILES OF TRAINING IN THE CONDITIONS OF THE NORTHERN REGION

Objective of the study was to assess the physical development and component composition of the body of students of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra of sports and humanitarian-pedagogical profiles of education. Methods and structure of the study. To assess the physical development and component composition of the body, students (girls, n=77; boys, n=78) of the sports and (girls, n=174; boys, n=20) humanitarian and pedagogical profile of education of Surgut State Pedagogical University and Yugra State University, aged 17-19 years. Anthropometric indicators of body length and weight were recorded, and the body mass index was calculated. Body composition was determined using Tanita BC-610 body composition analyzers. Results and conclusions. Differences in the composition of students of different profiles of education were established (for boys at the level of a trend, for girls it was significant). Students of sports training profiles had lower indicators of body fat mass and higher indicators of the water component, due to both a smaller number of registered persons with excess adipose tissue, and lower average group indicators. Objective indicators of the somatic health of young people studying can be an objective control tool and the basis for building a health-saving educational space.

Текст научной работы на тему «МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО И ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА»

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО И ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА

УДК/UDC 572.087 + 613.96

Поступила в редакцию 19.04.2022 г.

Информация для связи с автором: mal585@mail.ru

Кандидат биологических наук, доцент В.П. Мальцев1 Доктор биологических наук, доцент А.А. Говорухина1 Доктор медицинских наук, доцент О.А. Мальков1 Доктор биологических наук, профессор Л.Н. Гондарева2

1Сургутский государственный педагогический университет, Сургут ^Ульяновский государственный университет, Ульяновск

MORPHOLOGICAL FEATURES OF STUDENTS OF SPORTS AND HUMANiTARiAN PEDAGOGICAL PROFILES OF TRAINING IN THE CONDITIONS OF THE NORTHERN REGiON

PhD, Associate Professor V.P. Maltsev1 Dr. Biol., Associate Professor A.A. Govorukhina1 Dr. Med., Associate Professor O.A. Malkov1 Dr. Biol., Professor L.N. Gondareva2

1 Surgut State Pedagogical University, Surgut

2 Ulyanovsk State University, Ulyanovsk

Аннотация

Цель исследования - провести оценку физического развития и компонентного состава тела студентов ХМАО-Югры спортивного и гуманитарно-педагогического профилей обучения.

Методика и организация исследования. Для оценки физического развития и компонентного состава тела обследованы студенты спортивного (девушки, п=77; юноши, п=78) и гуманитарно-педагогического (девушки, п=174; юноши, п=20) профиля обучения Сургутского государственного педагогического университета и Югорского государственного университета, в возрасте 17-19 лет. Регистрировали антропометрические показатели длины и массы тела, проводили расчет индекса массы тела. С помощью весов-анализаторов состава тела ТапКа ВС-610 определяли компонентный состав тела. Результаты исследования и выводы. Установлены различия в компонентном составе студентов разных профилей обучения (у юношей на уровне тенденции, у девушек достоверно). Студенты спортивных профилей обучения имели меньшие показатели жировой массы тела и большие показатели водного компонента, обусловленные как меньшим числом зарегистрированных лиц с избытком жировой ткани, так и меньшими среднегрупповыми показателями. Объективные показатели соматического здоровья обучающейся молодежи могут выступать объективным инструментом контроля и основой для построения здоровьесберегающего образовательного пространства.

Ключевые слова: антропометрия, компонентный состав тела, ожирение, студенты, профили обучения.

Abstract

Objective of the study was to assess the physical development and component composition of the body of students of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra of sports and humanitarian-pedagogical profiles of education. Methods and structure of the study. To assess the physical development and component composition of the body, students (girls, n=77; boys, n=78) of the sports and (girls, n=174; boys, n=20) humanitarian and pedagogical profile of education of Surgut State Pedagogical University and Yugra State University, aged 17-19 years. Anthropometric indicators of body length and weight were recorded, and the body mass index was calculated. Body composition was determined using Tanita BC-610 body composition analyzers. Results and conclusions. Differences in the composition of students of different profiles of education were established (for boys at the level of a trend, for girls it was significant). Students of sports training profiles had lower indicators of body fat mass and higher indicators of the water component, due to both a smaller number of registered persons with excess adipose tissue, and lower average group indicators. Objective indicators of the somatic health of young people studying can be an objective control tool and the basis for building a health-saving educational space.

Keywords: anthropometry, body component composition, obesity, students, learning profiles.

Введение. Экспертные оценки ВОЗ, опубликованные в международном издании «Ланцет» [3], отмечают, что в динамике последних десятилетий констатируется тенденция глобального распространения избыточной массы тела и ожирения. Популяционные исследования констатируют, что более трети современного (совокупный показатель взрослой и детской популяции) населения планеты имеет высокие показатели расчетного индекса массы тела. Исследования доказывают, что избыточные показатели индекса массы тела

(ИМТ) и ожирение выступают основными маркерами метаболического неблагополучия [4, 5], факторами риска многочисленных заболеваний: сахарного диабета, сердечно-сосудистых болезней, онкологии.

Изучение обозначенных выше показателей представляет особый интерес в когорте обучающихся высшей школы -группы, склонной к формированию дисфункций и хронической патологии здоровья. Среди критериев здоровья наиболее доступными и в то же время информативными для

объективной оценки [1] являются показатели морфологического развития и соматической организации организма обучающихся.

Цель исследования - провести оценку физического развития и компонентного состава тела студентов ХМАО-Югры спортивного и гуманитарно-педагогического профилей обучения.

Методика и организация исследования. Проведено ко-гортальное исследование студентов 17-19 лет Сургутского государственного педагогического университета и Югорского государственного университета, на добровольной основе, в начале учебного года после периода срочной адаптации (октябрь). Всего обследовано 349 студентов. Общая выборка дифференцирована на четыре группы: А (п=174) и В (п=20) -девушки и юноши гуманитарно-педагогического профиля обучения, С (п=77) и Д (п=78) - девушки и юноши спортивного профиля обучения.

Измерение основных антропометрических показателей длины (ДТ) и массы тела (МТ) произведено по стандартизированным методам, с использованием медицинских ростомера и весов. Компонентный состав тела определялся на основе биоимпедансметрии с помощью весов-анализаторов состава тела Тап^а ВС-610 (Япония), оценивающего содержание жировой (ЖМ), мышечной (ММ) и костной массы (КМ) тела, воды и висцерального жира (висц. Ж) в организме.

Статистический анализ полученных результатов проведен в среде Statistica V. 8.0. Ввиду отсутствия нормальности распределения некоторых показателей (тест Шапиро-Уилка) производили расчеты описательных статистических параметров медианы (Ме) и интерквартиного размаха 25, 75 процен-тилей ^25; Q75). Анализ межгрупповых различий проводили с помощью непараметрического Н-критерия Краскала-Уол-лиса. Сопоставление эмпирических частотных значений проводили с помощью критерия однородности распределения признака х2 критерий Пирсона. Статистически значимыми считали различия при р<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно полученных данных обнаружены статистически достоверно большие (при р<0,001) показатели антропометрии и компонентного состава тела у лиц мужского пола по сравнению с девушками, вне зависимости от профиля обучения, что согласуется с общепопуляционной закономерностью (см. таблицу).

Средние показатели длины тела юношей больше аналогичных показателей девушек на 6-8 %, а показатели массы тела - на 20 %. Медиальные значения основных антропометрических показателей и расчетного критерия ИМТ обследованной когорты студентов укладываются в диапазон возрастно-половых нормативных региональных значений. Вариативность показателей массы тела и соответственно ИМТ в группах студентов спортивного профиля обучения менее выражена, по сравнению со сверстниками гуманитарно-педагогичсекого профиля (коэффициент вариации МТ юношей гр. В=23%, гр. Д=14 %; девушек - гр. А=21 %, гр. С=18 %; ИМТ - 20 %, 14 %, 21 %, 11 % соответственно), что отражает большую вариативность росто-весовых показателей последних.

Показатели компонентного состава тела обследованной когорты студентов имеют согласованное распределение с данными антропометрии. Так, средние значения мышечной, костной массы тела и водного компонента статистически больше у юношей, а показатели жировой массы тела закономерно больше у девушек (р<0,001). При этом средние показатели висцерального жира были больше у юношей. Среди показателей компонентного состава тела наиболее вариативным являются показатели жировой массы (коэффициент вариации изменяется в диапазоне 29-41 %).

Результаты исследования констатировали статистически значимо меньшие показатели массы тела девушек спортивного профиля обучения, обусловленные достоверно меньшим содержанием жировой массы тела и большим водным компонентом тела по сравнению со сверстницами гумани-

80%

60%

40%

20%

0%

I

I

п

I

гр. А гр. В гр. С гр. Д

■ низкое ■ норма □ высокое □ ожирение

Распределение обследованных групп студентов по уровню содержания жировой массы в организме, %

Показатели антропометрии и компонентного состава тела студентов гуманитарно-педагогического и спортивного профилей обучения, Mе (Q25; Q75)

Показатели Гр. А (п=174) Гр. В (п=20) Гр. С (п=77) Гр. Д (п=78)

ДТ, см 165,0 (162,0-170,0) 180,0А (178,5-182,5) 167,0 (163,0-170,0) 178,5 ▲ (175,0-184,0)

МТ, кг 61,3 (52,8-69,0) 75,9 ▲ (65,5-88,8) 59,0^ (52,7-63,2) 73,9 ▲ (67,1-80,5)

ИМТ, кг/м2 22,0 (19,8-25,2) 22,9 (20,0-26,9) 21,1 (19,6-23,1) 24,0 ▲ (21,2-25,5)

ЖМ, % 28,6 (22,8-34,5) 16,1 ▲ (14,4-24,1) 22,9^ (19,1-27,1) 13,9 ▲ (11,1-18,0)

ММ, кг 41,2 (38,7-44,4) 58,8А (52,6-62,8) 42,5 (39,8-45,3) 59,9 ▲ (55,2-64,0)

КМ, кг 2,2 (2,1-2,4) 3,1 ▲ (2,8-3,3) 2,3 (2,1-2,4) 3,1А (2,9-3,3)

Вода, % 52,9 (48,9-57,0) 62,8А (55,9-64,7) 57,1^ (53,7-60,0) 63,5 ▲ (60,1-66,8)

Висц. Ж, усл. ед 1,0 (1,0-3,0) 1,5А (1,0-4,5) 1,0 (1,0-2,0) 1,0А (1,0-3,0)

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Примечание: ▲ - достоверный уровень межполовых различий (гр. А-В и С-Д; при р<0,001); ■ - достоверный уровень различий в группах разного профиля обучения (гр. А-С, В-Д; при р<0,001).

88

http://www.teoriya.ru

№8^ 2022 Август | August

тарно-педагогического профиля обучения. В группе юношей при отсутствии достоверных различий выявлена тенденция изменений показателей компонентного состава тела, аналогичная группам девушек.

Как отмечает Драпкина О. М. с соавт. [2], высокие показатели ИМТ (25-35 у. е.) без учета компонентного состава не являются высокозначимым фактором риска смертности. В связи с чем нами проведена дифференциация обследованных в пределах исследуемых групп с учетом содержания жировой массы в организме. Данные обобщены на рисунке.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что при относительно равных показателях ИМТ в группе девушек неспортивного профиля отмечено статистически значимо большее число обследованных с высоким и избыточным содержанием жировой массы тела (х2=20,13; р=0,002). Среди юношей спортивного профиля отсутствуют обследованные с признаками ожирения, в то время как в группе В четверть обследованных имели признаки ожирения. Различия в группах статистически значимы (х2=22,04; р<0,001).

Полученные результаты компонентного состава тела обследованной когорты указывают на важность оценки не только обобщенных антропометрических показателей соматического компонента здоровья (в частности ИМТ), но и отдельных компонентов состава тела. Выявление групп риска по избыточной массе тела должно в обязательном порядке учитывать количественное содержание и соотношение жировой массы тела и содержание воды. Водный компонент состава тела обратно пропорционально связан с жировой массой, в том числе и висцеральным ожирением (в нашем исследовании г=-0,95; р<0,001 и г=-0,62; р<0,001 соответственно). Нарушения водно-солевого баланса в организме приводят к нарушению выведения токсинов из организма и дисфункции в интегративных системах жизнеобеспечения.

Выводы. Средние показатели антропометрии отражают оптимальное физическое развитие большинства обследованных студентов обоего пола. Констатированы статистически большие показатели антропометрии, мышечного и водного компонента состава тела у юношей и жирового у девушек.

Установлены различия в компонентном составе студентов разных профилей обучения (у юношей на уровне тенденции, у девушек достоверно). Студенты спортивных профилей обучения имели меньшие показатели жировой массы тела и большие показатели водного компонента, обусловленные как меньшим числом лиц с избытком жировой ткани, так и меньшими среднегрупповыми показателями.

Применение неинвазивного метода биоимпедансметрии в оценке компонентного состава тела выступает важным элементом объективного контроля соматического здоровья обучающейся молодежи на разных этапах вузовского обучения, необходимым в обеспечении здоровьесберегающего образовательного пространства.

Литература

1. Говорухина А.А., Муштай К.А., Коломиец С.В., Мальков О.А. Состояние регуляторных механизмов и компонентный состав тела студенток, занимающихся по программам спортизации // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 1. - С. 35-37.

2. Драпкина О.М., Самородская И.В., Старинская М.А., Ким О.Т., Неймарк А.Е. Ожирение: оценка и тактика ведения пациентов. Коллективная монография. М.: ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России; ООО «Силицея-Полиграф», 2021. - С. 174.

3. Abarca-Gómez L., Abdeen Z.A., Hamid Z.A., et al. Worldwide trends in body-mass index, underweight, overweight, and obesity from 1975 to 2016: a pooled analysis of 2416 population-based measurement studies in 128- 9 million children, adolescents, and adults // The Lancet. 2017. V. 390. Is. 10113. P. 2627-2642.

4. Aparecida S.E., Vaseghi G., de Carvalho Santos A.S., et al. Visceral Obesity and Its Shared Role in Cancer and Cardiovascular Disease: A Scoping Review of the Pathophysiology and Pharmacological Treatments // International Journal of Molecular Sciences. 2020. V. 21(23). P. 9042. doi:10.3390/ijms21239042.

5. Seo M. K., Yang-Hyun K., Han J. et al. Prevalence of Obesity and Incidence of Obesity-Related Comorbidities in Koreans Based on National Health Insurance Service Health Checkup Data 2006-2015 // Journal of Obesity and Metabolic Syndrome. 2018. V. 27. P. 46-52. 10.7570/jomes.2018.27.1.46.

References

1. Govorukhina A.A., Mushtay K.A., Kolomiets S.V., Malkov O.A. Sos-toyaniye regulyatornykh mekhanizmov i komponentnyy sostav tela studentok, zanimayushchikhsya po programmam sportizatsii [The state of regulatory mechanisms and the component composition of the body of female students involved in sportization programs]. Teo-riya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 1. pp. 35-37.

2. Drapkina O.M., Samorodskaya I.V., Starinskaya M.A., Kim O.T., Nei-mark A.E. Ozhireniye: otsenka i taktika vedeniya patsiyentov [Obesity: evaluation and management of patients]. Moscow: FGBU «NMITS TPM» Minzdrava Rossii; OOO «Silitseya-Poligraf» publ., 2021. p. 174.

3. Abarca-Gómez L., Abdeen Z.A., Hamid Z.A., et al. Worldwide trends in body-mass index, underweight, overweight, and obesity from 1975 to 2016: a pooled analysis of 2416 population-based measurement studies in 128- 9 million children, adolescents, and adults // The Lancet. 2017. V. 390. Is. 10113. P. 2627-2642.

4. Aparecida S.E., Vaseghi G., de Carvalho Santos A.S., et al. Visceral Obesity and Its Shared Role in Cancer and Cardiovascular Disease: A Scoping Review of the Pathophysiology and Pharmacological Treatments // International Journal of Molecular Sciences. 2020. Vol. 21(23). p. 9042. doi:10.3390/ijms21239042.

5. Seo M. K., Yang-Hyun K., Han J. et al. Prevalence of Obesity and Incidence of Obesity-Related Comorbidities in Koreans Based on National Health Insurance Service Health Checkup Data 2006-2015 // Journal of Obesity and Metabolic Syndrome. 2018. V. 27. P. 46-52. 10.7570/jomes.2018.27.1.46.

НОВЫЕ КНИГИ

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ С0ЧЕТАННЫЕ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА: МОНОГРАФИЯ / В.Б. МАНДРИКОВ, В.О. АРИСТАКЕСЯН, И.А. УШАКОВА, М.П. МИЦУЛИНА. - ВОЛГОГРАД : ВОЛГГМУ, 2021. - 312 С. - iSBN 978-5-9652-0623-0.

Монография посвящена особенностям форм, средств и методов физического воспитания студентов медицинского вуза, имеющих сочетанные нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Дано обоснование авторской методики физического воспитания. Издание предназначено для преподавателей физического воспитания, спортивных врачей, а также широкого круга читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.