Вестник АПК
Ставрополья
№ 4(16), 2014
УДК: 619:616.993.16-036.22:636.592(470.630)
Безрукова И. В. Михайленко В. В. Луцук С. Н., Водянов А. А.
Bezrukovo I. V., Mikhailenko V. V.. Lucuk S. N., Vodiynov A. A.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИ ЭЙМЕРИОЗЕ КРОЛИКОВ MORPHOLOGI CALCHANGES IN EJMERIOZE RABBITS
Приведены патологоморфологические изменения во This article discusses the patologomorfologiceskie chang-внутренних органах кроликов при разных формах эйме- es in the internal organs of rabbits at different forms of ejme-риоза. rioza.
Ключевые слова: эймериоз, кролики, печень, гепато- Key words: Conservation Commission, rabbits, liver hepa-циты, желчные протоки, лимфоциты, макрофаги. tocytes, bile ducts, lymphocytes, macrophages.
Безрукова Ирина Владимировна -
гоискатель, врач-прозектор кафедры паразитологии, ветсанэкспертизы, анатомии и патанатомии Ставропольский государственный аграрный университет г. Ставрополь Тел.: 8-928-326-64-39 E-mail:ibezruckova2012@yandex.ru
Михайленко Виктор Васильевич -
кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры паразитологии, ветсанэкспертизы, анатомии и патанатомии
Ставропольский государственный аграрный университет
г. Ставрополь
Тел.: 8-962-451-55-33
E-mail: mihaylenko@live.ru
Луцук Светлана Николаевна -
доктор ветеринарных наук, профессор, заведующая кафедрой паразитологии, ветсанэкспертизы, анатомии и патанатомии
Ставропольский государственный аграрный университет
г. Ставрополь
Тел.: 8-918-745-53-37
Е-mail: s.lucuk@mail.ru
Водянов Анатолий Александрович -
доктор ветеринарных наук, профессор кафедры паразитологии, ветсанэкспертизы, анатомии и патанатомии
Ставропольский государственный аграрный университет г. Ставрополь Тел.: 8(8652) 28-67-43 Е-mail: fvm-fvm@yandex.ru
Bezrukov, Irina Vladimirovna -
The applicant, a Professor of Parasitology, veterinary inspection Prosector of Anatomy and patanatomy Stavropol State Agrarian University Stavropol
Tel.: 8-928-326-64-39
E-mail: ibezruckova2012@yandex.ru
Mikhailenko Victor Vasilevich -
Doctor of Veterinary Sciences, Associate Professor, Department of Parasitology, veterinary inspection of Anatomy and patanatomy Stavropol State Agrarian University Stavropol
Tel.: 8-962-451-55-33 E-mail: mihaylenko@live.ru
Svetlana Nikolaevna Lucuk -
doctor of Veterinary Sciences, Professor, head of the Department of Parasitology, veterinary inspection of Anatomy and patanatomy Stavropol State Agrarian University Stavropol
Tel.: 8-918-745-53-37 E-mail: s.lucuk@mail.ru
Vodianov Anatolii Aleksandrovich -
Doctor of Veterinary Science, professor of department of parasitology and vet. sanitary examination, anatomy and pathological anatomy Stavropol State Agrarian University Stavropol
Tel.: 8 (8652) 28-67-43 Е-mail: fvm-fvm@yandex.ru
Кролиководство - одна из самых прибыльных отраслей животноводства, отличающихся плодовитостью, скороспелостью, хорошей оплатой кормов и высокими диетическими качествами кроличьего мяса. Но этому препятствуют инфекционные и инвазионные заболевания, среди которых особое место занимает эй-мериоз. Проблема эймериоза кроликов актуальна как в теоретическом, так и в практическом аспектах ветеринарной медицины. Это связано с широким распространением и большими потерями, состоящими из падежа, снижения прироста массы тела и дополнительных затрат корма на единицу продукции [1, 2, 8].
Изучение патологоморфологических изменений при эймериозе (кокцидиозе) кроликов проводили на базе 12 фермерских хозяйств Ставропольского края, расположенных в разных природно-климатических зонах (г. Благодарный, с. Александровское, с. Грачевка, г. Ставрополь, г. Михайловск, г. Пятигорск). Больные животные подвергались клиническому осмотру с исследованием температуры, пульса, дыхания. Для изучения патологоанатомических изменений проводились вскрытия трупов кроликов из каждого хозяйства. Всего вскрыто 114 трупов кроликов в возрасте от 29 дней до 6 месяцев. Для гистологического исследования нами был отобран материал от павших и убитых с диагностической целью кроликов в количестве
Ежеквартальный
научно-практический
журнал
по 5 голов из каждого хозяйства. Патологоа-натомические вскрытия проводили в секционном зале кафедры паразитологии, ветсанэк-спертизы, анатомии и патанатомии ФГБОУ ВПО «Ставропольский госагроуниверситет». Для гистологических исследований отбирали кусочки печени, почек, сердца, тимуса, легких, лимфатических узлов, желудка, тонкого и толстого отделов кишечника, которые фиксировали в 8,0 % водном нейтральном растворе формалина. Отобранный патматериал фиксировали в течение 5-7 дней, после чего его промывали в проточной воде в течение 24 часов, обезвоживали в спиртах восходящих концентраций от 70 до 100 %. В дальнейшем обезвоженные кусочки органов заливали в парафин по общепринятой методике. После заливки в парафин кусочки наклеивали на деревянные блоки и при помощи санного микротома изготовляли гистологические срезы толщиной 5-7 мкм, которые окрашивали гематоксилином и эозином и по методе Ван-Гизона на соединительнотканные волокна.
Клинические исследования больных эйме-риозом кроликов, проведенные в различных климатических зонах, показали, что в основном клиническое проявление болезни было одинаково не зависимо от климатической зоны.
По данным многих авторов [4, 6, 7] клиническое проявление болезни обнаруживались у молодняка кроликов в возрасте от 25 дней до 3-4 месяцев. В первые дни болезни у крольчат наблюдается вялость, угнетение, снижение аппетита, увеличивается в размерах брюшка, бледность наружных слизистых оболочек. Наблюдается диарея, нередко с примесью крови, полиурия. Больные животные отстают в развитии, худеют. При длительном течении появляется желтушность слизистых оболочек. Могут наблюдаться параличи конечностей, судороги, появление которых наблюдается чаще всего перед смертью животных.
Согласно проведенным нами клиническим исследованиям в основном такие клинические проявления заболевания регистрировались при относительно длительном течении заболевания в течение 5-7 дней. В 60 % случаях у молодняка в возрасте 1,5-2 месяцев при эй-мериозе нами были обнаружены клинические проявления болезни, при которых у больных кроликов не наблюдались признаки диареи. Упитанность у этих кроликов в 50 % случаев была средней, отмечалась быстро прогрессирующая вялость, отказ от корма, анемия наружных слизистых оболочек, вздутие живота. Смерть больного животного наблюдали в течение 24 часов после начала проявления клинических признаков заболевания.
При вскрытии павших от эймериоза кроликов в возрасте до 2 месяцев наблюдалось острое течение заболевания. Патологические изменения обнаруживались в основном в желудочно-кишечном тракте. У большинства павших кроликов регистрировали слизисто-катаральное, а в некоторых случаях катарально-язвенное воспа-
ление желудка (рис. 1), слизисто-катаральный энтерит. Воспалительные изменения в толстом отделе кишечника преимущественно носили очаговый характер, а у 50 % от исследованных воспалительные изменения в толстом отделе кишечника не наблюдались. У всех павших кроликов в возрасте до 2 месяцев обнаруживали признаки вздутия толстого отдела кишечника, наиболее часто вздутие отмечалось в слепой кишке. Из изменений в других органах постоянно отмечались: белковая дистрофия и застойная гиперемия печени, застойный отек легких, застойный отек головного мозга, серозный лимфаденит мезентериальных лимфатических узлов, атрофию тимуса, у животных с клиническими признаками диареи атрофию скелетных мышц, отсутствие жира на сальнике, подкожной клетчатке.
Рисунок 1 - Катарально-язвенный гастрит у кролика 1,5-месячного возраста
В подострых случаях преимущественно у кроликов 3-4 месяцев отмечали: истощение, катаральный гастроэнтерит, очаговый катаральный колит, преимущественно воспаление наблюдали в ободочной кишке, белковую дистрофию печени, застойный отек легких и головного мозга. Вздутия толстого отдела кишечника у кроликов этой возрастной группы не наблюдалось. Кроме этого, в печени по ходу желчных протоков обнаруживали беловато-серые, плотные, однородные узелки величиной 1-2 мм.
В хронических случаях (у кроликов 5-7-месячного возраста) гибель отмечалась в редких случаях. При вскрытии наблюдали истощение, атрофию скелетных мышц, атрофию тимуса, по-дострый катаральный гастроэнтерит, очаговый катаральный колит, застойный отек легких и головного мозга. В печени обнаруживали узелки по 2-3 мм, в некоторых случаях узелки до 4 мм более плотной консистенции (в 3 из 10 случаев) и внутри заполнены крошковатой твердой белой массой (обызвествление), а в 30 % случаев гипертрофический цирроз печени.
При гистологическом исследовании печени у кроликов до 2-месячного возраста наблюдалось преимущественно вакуольная дистрофия
:№ 4(16), 2014
гепатоцитов, расположенных ближе к желчным протокам. Желчные протоки избыточно наполнены однородной оксифильной массой. Эпителий в состоянии слизистой дистрофии. Часть клеток эпителия была слущена. Вокруг желчных протоков обширное скопление жидкости (рис. 2) и клеточных инфильтратов, состоящих преимущественно из лимфоцитов и макрофагов, а у кроликов 3-3,5-месячного возраста обнаруживались еще фибробласты и фиброциты.
щенную форму. Гепатоциты с нечеткими границами, в цитоплазме видны оксифильные зерна и вакуоли.
У кроликов старше 6 месяцев желчные протоки большей частью слабо изменены. В местах обнаружения узелков (обширных разрастаний) обнаружены ооцисты эймерий. Стенка желчных протоков утолщена за счет разрастания соединительной ткани и ближе к желчным протокам гепатоциты атрофированы за счет сдавливания соединительной ткани.
В хронических случаях разрастание соединительной ткани вокруг желчных протоков. В местах обнаружения узелков эпителий желчных протоков полностью отсутствовал. Вокруг желчных протоков - обширное разрастание соединительной ткани (рис. 3). Просвет желчных протоков расширен и заполнен большим количеством эймерий различной генерации (мерозоиты 1-й и 2-й генерации, шизонты, макрогаметы) (рис. 4). В некоторых участках обнаруживаются отложения солей кальция.
Рисунок 2 - Скопление жидкости вокруг желчного протока у кролика 1,5-месячного возраста. Окраска гематокситлином и эозином х 200
Артерии кровенаполнены, расширены, стенка утолщена, местами разволокнена, гомоге-незирована. Местами видна пролиферация эндотелия сосудов. Вокруг артерий скопление единичных лимфоцитов и макрофагов. Клетки желчных протоков в состоянии слизистой дистрофии. В просвете желчных протоков видна слизь со слущенными клетками эпителия. Вокруг желчных протоков скопление лимфоцитов и макрофагов. У больных эймериозом кроликов старше 3-3,5 месяцев в клеточном инфильтрате вокруг желчных протоков появляются фибро-бласты, фиброциты и соединительно-тканные волокна. В некоторых желчных протоках эпителий отсутствует, а в просвете видны ооцисты кокцидий различной генерации.
У кроликов старше 4-6 месяцев в печени дистрофические изменения обнаружили в меньшей степени. В большинстве желчных протоков - признаки хронического катарального холангита. В просвете желчных протоков - небольшое количество слизи и слущенные клетки эпителия. Вокруг желчных протоков - скопление небольшого количества жидкости. Вены и артерии умеренно кровенаполнены. Стенка артерий местами утолщена, и видна очаговая пролиферация клеток эндотелия сосудов. Вокруг желчных протоков - скопление лимфоцитов, макрофагов, фибробластов и фиброцитов. Гепатоциты, расположенные ближе к желчным протокам, уменьшены в объеме, имели упло-
Рисунок 3 - Разрастание соединительной ткани вокруг желчного протока у кролика
4-месячного возраста. Окраска гематоксилином и эозином х 400
Рисунок 4 - Скопление эймерий в просвете желчного протока у кролика 3-месячного возраста. Окраска гематоксилином и эозином х 400
Ежеквартальный
научно-практический
журнал
По данным исследований многих авторов, характерные патологические изменения в желудочно-кишечном тракте в основном отмечаются в толстом отделе кишечника (3, 5, 6, 9). При гистологических исследованиях различных отделов желудочно-кишечного тракта нами были обнаружены характерные патологические изменения в толстом и тонком отделах кишечника в виде обширных скоплений кокцидий в разных стадиях эндогенного развития в собственно слизистом слое (рис. 5). Железки кишечника в местах скоплений эймерий были сдавлены и подвергнуты атрофии. В железках, расположенных дальше от скопления эймерий, обнаруживается очаговая белковая дистрофия эпителия железок и частичная десквамация клетки эпителия.
Рисунок 5 - Скопление эймерий в собственно-слизистом слое тощей кишки. Окраска гематоксилином и эозином х 200
При гистологическом исследовании желудка у большинства из исследованных больных животных старше 2-месячного возраста обнаруживались патологоморфологические изменения, характерные для подострого катарального
Литература
1. Вейсов А. М. Материалы к изучению кокцидий кроликов в Азербайджанской ССР. Кишечные простейшие. Вильнюс : АН Литовской ССР, 1982. С. 30-35.
2. Вершинин И. И. Кокцидиозы животных и их дифференциальная диагностика. Екатеринбург, 1996. С. 1-124.
3. Жаров А. В., Иванов И. В., Стрельников А. П. Вскрытие и патологическая диагностика болезней сельскохозяйственных животных : учеб. пособие для ВУЗов. М. : Колос, 2001.
4. Колабский Н. А., Манжос А. Ф. О патогенезе кокцидиоза и лечении кроликов // Ветеринария. 1976. № 4. С. 72-74.
5. Колабский Н. А., Пашкин П. И. Кокцидиозы сельскохозяйственных животных. Л. : Колос, 1974. 160 с.
6. Медведская Т. В. Эймериоз кроликов (возбудители, эпизоотология, патоге-
гастрита. У больных эймериозом кроликов моложе 2 месяцев в желудке кроме изменений, характерных для острого катарального гастрита, нами были обнаружены обширные скопления кокцидий в разных стадиях эндогенного развития в собственно слизистом слое. В основном разрастания эймерий обнаруживали в собственно слизистом слое (рис. 6).
Рисунок 6 - Скопление эймерий в собственно-слизистом слое желудка. Окраска гематоксилином и эозином х 200
На основании проведенных нами исследований можно заключить:
1. При эймериозе кроликов у всех больных наблюдается смешанная форма заболевания с развитием патологических изменений как печени, так и желудочно-кишечного тракта.
2. Размножение эймерий происходит в основном в толстом, реже в тонком отделах желудочно-кишечного тракта. У крольчат моложе 2 месяцев размножение эймерий может регистрироваться в собственно слизистом слое желудка.
References
1. Vejsov A. M. Materials for studying the coc-cidia of rabbits in the Azerbaijan SSR. Intestinal protozoa. Vilnius : Lithuanian SSR ACADEMY, 1982. P. 30-35.
2. Vershinin and Kokcidiozy animals and their differential diagnosis. Ekaterinburg, 1996. P. 1-124.
3. Zharov A. B., Ivanov I. V., Strelnikov A. P. Autopsy and pathological diagnosis of diseases of agricultural animals and others : student manual for high schools. M. : Kolos, 2001.
4. Kolabskij N. A., Manzhos A. f. on pathogenesis and treatment of coccidiosis of rabbits // Veterinary. 1976. N. 4. P. 72-74.
5. Kolabskij N. A., Pashkin P. I. farm animal Kokcidiozy. l : Kolos, 1974. 160 p.
8. Cammarota G. Unnuovoprodotto per la lotta alia coccidiosi // Unavicoltura. 1989. 1 25 (4). P. 16-17.
№ 4(16), 2014
нез, терапия и профилактика) : автореф. дис. ... канд. вет. наук. Минск, 1998. 19 с.
7. Ушакова Е. Л., Стрельчик В. А. Эпизоотология эймериоза и эймериозно-гельминтозной инвазии овец Омской области // Материалы Межрегион. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2002. С. 119-123.
8. Мартиненас А. А., Луцук С. Н., Дьяченко Ю. В. Лечениеиндеекприассоциативномтечении гистомоноза и эймериоза // Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 2 (6). С. 102-104.
9. Pond W., Yen J. Physiological effects of clinoptilolite and sintetic zeolite in animals. // Zeo-Agriculture. Boulder. Colorado. 1984. P. 127-142.
10. Sanyal P. К., Sharma S. C. Clinicopathology of hepatic coccidiosis in rabbits. Indian journal of animal science. 8. T. 60. Р. 924-928.
11. Мартиненас А. А., Луцук С. Н., Дьяченко Ю. В. Лечениеиндеекприассоциативномтечении гистомоноза и эймериоза // Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 2 (6). С. 102-104.
9. Pond W., Yen J. Physiological effects of clinoptilolite and sintetic zeolite in animals. // Zeo-Agriculture. Boulder. Colorado. 1984. P. 127-142.
10. Sanyal P. K., Sharma S. C. Clinicopathology of hepatic coccidiosis in rabbits. Indian journal of animal science. 8. T. 60. P. 924-928.
11. Martinenas A. A., Lutsuk S. N., Dyachenko Yu. V. Treatment of turkeys at associative flow gistomonoza and ehjmerioza // Agriculture Bulltin of Stavropol Region. 2012. № 2 (6). P. 102-104.