Научная статья на тему 'Морфоконституциональные особенности и самооценка у детей и подростков'

Морфоконституциональные особенности и самооценка у детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
196
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС / САМООЦЕНКА / ВОСПРИЯТИЕ ВНЕШНОСТИ / ШКАЛА ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН / THE SOMATIC STATUS / A SELF-ESTEEM / PERCEPTION OF APPEARANCE / A SCALE OF DEMBO-RUBINSHTEJN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ступина Ксения Сергеевна, Бахолдина Варвара Юрьевна

Изучение связи между особенностями конституции и психики человека традиционно представляет собой одно из главных направлений антропологических исследований. В настоящей работе предпринимается попытка выявления связи между морфоконституциональными особенностями и самооценкой у детей и подростков. Подобная связь установлена для некоторых исследованных возрастных категорий. Полученные результаты должны стать основой дальнейших исследований в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ступина Ксения Сергеевна, Бахолдина Варвара Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORPHO-CONSTITUTIONAL FEATURES AND A SELF-ESTIMATION AT CHILDREN AND TEENAGERS

Studying of communication between features of the constitution and mentality of the person traditionally represents one of mainstreams of researches in anthropology. And in our research we have decided to try to reveal communication between morpho-constitutional features and a level of a self-estimation at children and teenagers. The received results have revealed some age laws of interrelation of morphology and a self-estimation of pupils and were base for the further researches.

Текст научной работы на тему «Морфоконституциональные особенности и самооценка у детей и подростков»

ФИЗИОЛОГИЯ

УДК 572

МОРФОКОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И САМООЦЕНКА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

К.С. Ступина, В.Ю. Бахолдина

(кафедра антропологии; e-mail: vyu@sumail.ru)

Изучение связи между особенностями конституции и психики человека традиционно представляет собой одно из главных направлений антропологических исследований. В настоящей работе предпринимается попытка выявления связи между морфоконституциональ-ными особенностями и самооценкой у детей и подростков.

Подобная связь установлена для некоторых исследованных возрастных категорий. Полученные результаты должны стать основой дальнейших исследований в этом направлении.

Ключевые слова: соматический статус, самооценка, восприятие внешности, шкала Дембо—Рубинштейн.

Изучение связи между особенностями конституции и психики человека традиционно представляет собой одно из главных направлений исследований в антропологии. Эти исследования берут свое начало в работах Э. Кречмера [1] и успешно продолжаются и развиваются в работах современных антропологов и ауксологов [2].

Одной из центральных проблем современной ауксологии является изучение самооценки детей и подростков и тех факторов, которые оказывают влияние на ее формирование [3]. Актуальность исследований в этом направлении диктуется сложностью социальной и культурной среды, в которой происходит рост и развитие современных детей, и необходимостью изучения механизмов сопротивления стрессам, неизбежным в условиях жизни в большом городе [4, 5].

Значимым аспектом самооценки детей и подростков является оценка ими их собственной внешности [6]. Связь между внешностью человека и его самооценкой до сих пор изучена недостаточно. Эта проблема может изучаться по двум основным направлениям. Во-первых, рассматривается место и роль оценки собственной внешности в самооценке человека в целом. В этом направлении работают возрастные и социальные психологи [7, 8]. Во-вторых, предметом изучения может стать связь между самооценкой человека и его реальным морфологическим статусом. Для изучения такой связи необходимы данные, полученные профессиональными антропологами и в достаточной мере обоснованные статистически. Необходимостью получения подобных данных определяется актуальность настоящего исследования, основанного как на традиционной антропометрической методике современной антропологии, так и на признанных в отечествен-

ной психологии методах определения самооценки и ее структуры.

Материал и методы

Материал для работы был собран в специализированных школах города Москвы в 2006 г. Было обследовано 346 школьников в возрасте от 6 до 15 лет (190 девочек и 156 мальчиков). Материал делился на 6 половозрастных групп:

• девочки в возрасте 6—10 лет (82 человека);

• мальчики в возрасте 6—10 лет (60 человек);

• девочки в возрасте 11—12 лет (30 человек);

• мальчики в возрасте 11—13 лет (61 человек);

• девочки в возрасте 13—15 лет (78 человек);

• мальчики в возрасте 14—15 лет (35 человек).

Морфологические исследования проводились по методике В.В. Бунака [9], включающей 28 размеров тела. Конституциональная диагностика проводилась по методике В.Г. Штефко и А.Д. Островского [10]. Для выявления уровня самооценки использовался подход Дембо—Рубинштейн, основанный на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств [11]. Шкала Дембо—Рубинштейн была изменена и дополнена в соответствии с целью и задачами данного исследования. Поскольку предметом изучения была значимость самооценки внешности для общей самооценки человека, основное внимание было уделено именно этому показателю. Для выявления уровня значимости внешности на фоне других качеств использовался также тест, основанный на опросе испытуемых. Статистическая обработка результатов проводилась на ПК с использованием стандартного пакета статистических программ ВТаИБИса 6.0.

2 ВМУ, биология. №3

В данной работе был применен модуль Factor Analysis программы Statistica 6.0. В качестве метода извлечения факторов использовался метод главных компонент в нормированной варимакс-ротации [12].

Результаты и обсуждение

На первом этапе исследования была рассмотрена связь между реальным морфологическим статусом детей и подростков и их самооценкой.

Анализ данных о распределении конституциональных типов у школьников (табл. 1) показал, что среди изученных детей и подростков наблюдается преобладание торакального конституционального типа, но при этом также довольно высок процент школьников с дигестивным типом телосложения.

Таблица I

Распределение конституциональных типов в изученной выборке, %

Конституциональный тип Мальчики Девочки

6—10 лет 11 — 15 лет 6—10 лет 11 — 15 лет

Астеноидный 0 6,25 18,30 8,33

Торакальный 66,67 34,37 73,20 59,26

Мышечный 13,33 17,70 7,30 2,77

Дигестивный 20 41,67 1,20 29,64

Проведенный факторный анализ позволил выявить взаимосвязь между соматическим статусом индивида и его самооценкой для мальчиков 6—10 лет. Наблюдается явная положительная связь между высокой оценкой собственной внешности, общей самооценкой мальчиков этого возраста и показателями мезоморфии (табл. 2).

Таблица 2

Результаты факторного анализа для мальчиков 6—10 лет (значения нагрузок на третий фактор)

Признаки Факторные нагрузки

Обхват кисти 0,896468

Обхват бедра 0,654607

Обхват голени 0,916632

Общая мезоморфия 0,841059

Оценка собственной внешности 0,814074

Общая самооценка 0,652775

В остальных половозрастных группах можно говорить о существовании тенденции взаимосвязей морфологических признаков и параметров самооценки.

При сравнении закономерностей распределения значений самооценки по конституциональным ти-

/ \

84 - / \

/ \

82 - / \

80- 6а / \

Ч \

78 " 76 -74 -72 -70 -68 " 66 -64 -62 - в

Рис. [.Динамика самооценки по возрастам: 1 — предпубертатный возраст (6—10 лет), 2 — ранний пубертатный возраст (11 — 12 лет девочки, 11 —13 лет мальчики), 3 — зрелый пубертатный возраст (13—15 лет девочки, 14—15 лет мальчики); а — девочки, торакальный тип, о — мальчики, торакальный тип, в — девочки, дигестивный тип

пам в различных возрастных группах у детей и подростков выявляются две тенденции в распределении показателей. Первая, свойственная девочкам с астеническим и торакальным телосложением, заключается в том, что показатели самооценки минимальны в младшем школьном возрасте и максимальны в возрасте 11—12 лет (рис. 1).

Вторая тенденция, свойственная детям с мышечным телосложением, а также мальчикам торакального и дигестивного типа, заключается в том, что показатели самооценки максимальны в младшем школьном возрасте и минимальны в подростковом. Особо выделяются девочки дигестивного типа, у которых показатели самооценки минимальны в младшем школьном возрасте и максимальны в подростковом (рис. 1). Возможно, для этого типа в наибольшей степени актуальны компенсаторные психологические механизмы, в частности, как показал опрос, для девочек этого типа свойственна высокая оценка своих умственных способностей.

При сравнении гендерных закономерностей распределения значений самооценки по конституциональным типам у детей и подростков выявлено, что среди мальчиков в младшем возрасте общая самооценка выше для всех конституциональных типов. У девочек общая самооценка выше в раннем и зрелом пубертатном возрасте. Возможно, в этой динамике проявляется большая адаптивность, свойственная женскому полу в целом.

Рис. 2. Оценка собственной внешности и общая самооценка Рис. 3. Оценка собственной внешности и общая самооценка у девочек: 1 — оценка собственной внешности, 2 — общая у мальчиков: 1 — оценка собственной внешности, 2 — общая

самооценка

самооценка

Было показано, что факторные нагрузки на оценку собственной внешности у девочек больше, чем у мальчиков, что статистически подтверждает известные данные относительно значимости фактора внешности в формировании самооценки у девочек (табл. 3).

Таблица 3

Нагрузки третьего фактора на показатели самооценки у мальчиков и девочек

Девочки 6—10 лет Девочки 11—15 лет Мальчики 6—10 лет Мальчики 11—15 лет

Оценка собственной внешности 0,784706 0,834558 0,814074 0,837116

Общая самооценка 0,912143 0,907323 0,652775 0,899939

Как у девочек, так и у мальчиков обнаруживается сходная динамика оценки собственной внешности и общей самооценки (рис. 2, 3).

Эти результаты подтверждают данные психологов о высокой зависимости самооценки детей и подростков от представлений о собственной внешности [13]. При этом оценка собственной внешности снижается к подростковому возрасту, и эта тенденция в наибольшей степени проявляется у девочек (рис. 2).

Для выборки в целом выявляется общая тенденция к достижению наиболее высокого уровня самооценки в возрасте 11—12 лет, в период раннего пубертаса.

Выводы

1. Существует реальная связь между соматическим статусом и самооценкой мальчиков 6—10 лет. В других половозрастных группах намечается тенденция такой связи.

2. Оценка собственной внешности является весомым фактором в формировании общей самооценки детей и подростков. Значимость этого показателя снижается в подростковом возрасте.

3. Для всех конституциональных типов, за исключением девочек дигестивного типа, наблюдается снижение самооценки в подростковый период.

4. У девочек астеноидного и торакального типа показатели самооценки максимальны в возрасте 11—12 лет, а у детей с мышечным типом телосложения и у мальчиков торакального и дигестивно-го типа самооценка максимальна в младшей возрастной группе.

5. В младшем возрасте для всех конституциональных типов самооценка выше у мальчиков, а в старшем возрасте самооценка выше у девочек.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: Эксмо-Пресс, 2000. 208 с.

2. Дерябин В.E.t Негашева М.А., Паристова A.B. Изучение связей между морфологическими психологически-

ми признаками на примере московских студенток // Вести, антропол. 2003. Вып. 10. С. 176—197.

3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. 287 с.

3 ВМУ, биология, № 3

4. Кон И.С. Мультидисциплинарные исследования. Ростов-н/Д: Феникс, 2006. 605 с.

5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 342 с.

6. Кон И.С. В поисках себя (личность и ее самосознание). М.: Политиздат, 1984. 335 с.

7. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах от подростков до престарелых. М.: Проект-Ф, 2001. 204 с.

8. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 988 с.

9. Бунак В.В. Антропометрия. М.: Учпедгиз, 1941. 368 с.

10. Хрисанфова E.H., Перевозчиков И.В. Антропология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. 400 с.

11. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М.: Апрель-Пресс, 2007. 224 с.

12. Дерябин В.Е. Биометрическая обработка антропологических данных с применением компьютерных программ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. 209 с.

13. Кон И.С. Психологи старшеклассника. М.: Просвещение, 2004. 192 с.

Поступила в редакцию 26.02.09

MORPHO-CONSTITUTIONAL FEATURES AND A SELF-ESTIMATION

AT CHILDREN AND TEENAGERS

KS. Stupina, V.Yu. Baholdina

Studying of communication between features of the constitution and mentality of the person traditionally represents one of mainstreams of researches in anthropology. And in our research we have decided to tiy to reveal communication between morpho-constitutional features and a level of a self-estimation at children and teenagers. The received results have revealed some age laws of interrelation of morphology and a self-estimation of pupils and were base for the further researches.

Key words: the somatic status, a self-esteem, perception of appearance, a scale of Dembo-Ru-binshtejn.

Сведения об авторах

Ступина Ксения Сергеевна — аспирантка кафедры антропологии биологического факультета МГУ. Тел. 8(926)5821889; e-mail: ksya_z@rambler.ru

Бахолдина Варвара Юрьевна — докт. биол. наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ. Тел. (495)939-27-08; e-mail: vyu@sumail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.