Февраль №2 (203) знисо
29
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕХНОГЕННО-ТОКСИЧЕСКУЮ И РАДИОАКТИВНУЮ ЗАГРЯЗНЕННОСТЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В.В. Королик, В.П. Михалев, А.В. Корсаков, А.М. Цыгановский, М.Б. Булацева
MORPHOFUNCTIONAL REACTIONS OF THE OF CHILDREN AND TEENAGERS TO ANTHROPOGENCAL-TOXIC AND RADIOACTIVE ENVIRONMENTAL POLLUTION
V.V. Korolik, V.P. Mikhalev, A.V. Korsakov, A.M. Tsyganovskij, M.B. Bulazeva
Российский государственный медицинский университет, Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского2, Брянский государственный технический университет
В районах изолированного воздействия радиоактивной среды нами были выявлены у детей реакции мощного стимула процессов роста и формирования с сохранением гармоничности физического развития, но аналогичные реакции при внесении в среду токсико-химических компонентов техногенного происхождения резко деформированы.
In the territory with high radio pollution ,we found speed up of growth processes among children in that area, but in the same time we found that the indexes of the growth and development are hormonal. In anther territory with toxic chemical pollution as a techno-genic (technical) sources, we found a deformation of the growth and development indexes among the children in this area/.
Введение. Проблема оценки влияния типовых техногенных токсико-химических загрязнителей среды на состояние здоровья и морфофункциональные характеристики детей и подростков, рост и развитие которых от момента зачатия проходило на территориях, загрязненных радионуклидами в результате аварии на ЧАЭС, является одной из нерешенных
в современной экологии и медицине. Фоновое техногенное загрязнение окружающей среды диоксидом серы, оксидом углерода и азота, углеводородами, летучими органическими соединениями и др. на территории Брянской области изменяется в чрезвычайно больших пределах в зависимости от мощностей эксплуатируемых производств в определенных
30
ЗНиСО Февраль №2 (203)
районах [1; 2]. Проведенное сопоставление географии распространения техногенного загрязнения окружающей среды в сочетании с радиоактивным загрязнением (после аварии на ЧАЭС) и последующим анализом морфо-функциональных реакций формирующегося в таких условиях детского и подросткового населения ранее не проводилось. Дифферен-цировка территорий и, соответственно, групп детского и подросткового населения области с учетом географии распределения загрязнений основными токсикантами и радионуклидами после аварии на ЧАЭС проводилась в единичных работах, не затрагивающих морфологических и функциональных реакций.
Ранее было установлено, что изменение процессов роста и физического развития детей и подростков Брянской области последовало за радиоактивным загрязнением среды уже в первых после аварии поколениях [1]. Какова интенсивность таких ключевых процессов и насколько велика их связь с загрязнением окружающей среды радионуклидами и техногенными токсикантами, остается актуальной проблемой и является основным содержанием настоящей статьи.
Материалы и методы исследования. Была проведена сравнительная оценка процессов роста и физического развития детей и подростков 12—15 лет (по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки), проживающих в «экологически благополучных», «радиационно-изолированных», «изолированно-токсических» и сочетанных «радиационно-токсических» районах Брянской области.
Статистический анализ результатов исследования проводился с использованием средств пакета программ Microsoft Excel-2003 по выборочным средним значениям, выборочным среднеквадратичным отклонениям (параллельно с отклонением от среднего значения вычислялось отклонение от физиологической нормы) и среднеквадратичной ошибке измерения [3]. Для проверки статистической гипотезы о значимости отклонения того или иного показателя применяли традиционный в медико-биологических исследованиях t-критерий Стьюдента.
Для определения типа и характера физического развития детей и подростков на различных территориях Брянской области по экологической обстановке использовались региональные таблицы оценок физического развития школьников Брянской области, утвержденные в Российском государственном
медицинском университете в соответствии с приказом Минздрава России от 15.03.2002 г. № 81 «О проведении всероссийской диспансеризации детей в 2002 году» [4]. Помимо величин роста исследовали его распределение (вариабельность) в обследованных группах. Кроме этого исследовали показатель физического развития, связанный с ростом (отношение массы тела к росту — избыток или дефицит показателя, дополняемый индексом Эрисмана, указывающим на тип телосложения), также с учетом его внутригруппового распределения.
Всего на протяжении семилетнего периода (2000-2006 гг.) обследовано 1180 детей и подростков в возрасте 12-15 лет, из них 610 мальчиков и 570 девочек.
Помимо антропометрических показателей проводились исследования функциональных реакций в трех районах области, с максимальным уровнем воздействия изучаемых факторов и их комбинацией. Измерение адаптации зрительного анализатора к темноте проводилось с помощью специального прибора — адаптометра (разработка В.А. Иноземцева) [5]. Было обследовано 1340 детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет, из них 665 мальчиков и 675 девочек.
Результаты исследования и их обсуждение. При разновременных (на протяжении 7 лет) неоднократных обследованиях случайных выборок детей и подростков из разных районов Брянской области и их последующей группировки в зависимости от спектра и мощности радиационного и техногенного факторов среды, выявлены однотипные факторзависи-мые группы реакций роста и физического развития.
В том случае, если среда (дочернобыль-ский период и настоящее время) характеризуется малым техногенным и радиационным фоном и может быть отнесена к относительно благополучной, то рост детей и подростков во всех возрастных и половых группах превышает среднеобластные стандарты на 2—3 см при ее крайне незначительной вариабельности относительно средних значений. Физическое развитие во всех возрастных группах здесь можно характеризовать как гармоничное, а интенсивность роста косвенно указывает на отсутствие напряженности эндокринной системы.
При резком увеличении воздействия радиационного фактора, но сохранении экологической чистоты среды по ее токсико-химическим параметрам, ионизирующее излу-
Февраль №2 (203) знисо
31
чение вызывает стимуляцию процессов роста и физического развития детей и подростков (дети и подростки с низким ростом и ростом ниже среднего не выявляются). Так, только по средним величинам, рост детей и подростков увеличивается здесь на 3-10 см, при явном смещении в сторону выше среднего и высокого на 20—40 %. Количество детей и подростков с дисгармоничным развитием здесь незначительно — всего 10—20 %.
В случае сохранения достаточно мощного и стабильного (дочернобыльского) техногенного загрязнения среды, но при крайне незначительном действии радиационного фактора, процессы роста и физического развития детей и подростков явно отстают от возрастных норм практически во всех возрастных группах, в особенности у детей 12—13 лет. Количество детей и подростков с низким ростом и ростом ниже среднего составляет здесь 10—30 %, а с дисгармоничным развитием — 15—20 %.
Противоположные тенденции в процессе роста и развития проявляются при сочетанных радиационных и токсических воздействиях. Радиационный фактор здесь, несмотря на его сниженную, по санитарным критериям, интенсивность, превалирует над токсикологическими и ведет к характерным радиогенным стимулирующим эффектам. Достоверное увеличение роста здесь больше среднеобластных значений на 5—6 см. Тем не менее, эффекты от воздействия токсикантов выражаются здесь в явных изменениях процессов роста и физического развития детей и подростков. В отличие от изолированных радиационных воздействий, в группах детей и подростков низкий и ниже среднего рост выявлен у 5—10 %. Значительная доля детей и подростков (39,4 % детей и подростков 12—13 лет и 32,7 % 14—15 лет) отличается дисгармоничным развитием. Следует отметить, что описанные закономерности характерны для всех возрастных групп, в т. ч. и для групп подростков 14—15-летнего возраста.
Сравнительный анализ реакций подтверждается и оценкой процессов формирования телосложений по индексу Эрисмана. Наиболее близок этот показатель к астеническому типу телосложений в группе популяций, испытывающих токсические и радиационно-токсические факторы среды. При изолированных радиационных воздействиях (и максимальном росте и гармоничности физического развития в этой популяции) индекс Эрисмана наиболее близок к величинам нормостениче-ского типа.
В «радиационно-изолированных» районах процесс адаптации зрительного анализатора протекает с наибольшей скоростью во всех возрастных группах детей (от 20,8 с — у подростков до 39,2 — у детей), что указывает на биостимулирующую (гормезисную) функцию аварийного радиационного фактора. Реакции детей и подростков в радиационно-токсических районах противоположны: время адаптации здесь (скорость миграции сигнала) резко затянуто (от 30,4 с — у подростков до 68,5 — у детей), указывая на агрессивность со-четанных радиационно-токсических факторов окружающей среды.
Выводы. Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:
1. Загрязнение окружающей среды радионуклидами в результате аварии на ЧАЭС повлекло за собой адаптационные реакции в первых поколениях детского и подросткового населения, проявляющиеся в резком ускорении роста и физического развития (гормезис-ный тип реакций).
2. Наиболее выраженный и благоприятный характер таких реакций прослеживается на территориях, мало загрязненных техногенными реагентами, но с резким повышением радиационного фона (Красногорский, Горде-евский и Климовский районы).
3. На территориях, загрязненных радионуклидами, но неблагополучных по избыточному содержанию диоксида серы, оксидов углерода и азота, углеводородов, летучих органических соединений и др., аналогичные процессы роста и формирования часто имеют патологический характер, указывая на нарушения функциональной достаточности адаптационных систем (до 40 %) (Новозыбковский, Клинцов-ский и Злынковский районы).
4. Дети и подростки, проживающие на территориях с высоким уровнем техногенного токсико-химического загрязнения (характерного для большинства промышленных городов России) и не подверженные влиянию аварийного радиационного фактора, отличаются явным подавлением процессов роста и физического развития (Брянский, Выгонич-ский, Карачевский, Навлинский, Брасовский, Дятьковский, Жуковский, Унечский районы).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Корсаков А.В. Особенности физического развития и функционального состояния детского и подросткового населения Брянской области на территориях с резкими
32
ЗНиСО ФШШ №2 (203)
экосистемными изменениями состава среды: автор. дис. канд. биол. наук / А.В. Корсаков. Брянск. 2006. 24 с.
2. О состоянии окружающей природной среды по Брянской области в 2006 г.: доклад / Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Брянской области; гл. ред. И.А. Балясников. Брянск. 2007. 319 с.
3. Долженков В.А.. Microsoft Exel-2003 / В.А. Долженков, Ю.В. Колесников. СПб. БХВ-Петербург. 2004. 318 с.
4. Булацева М.Б. Таблицы для оценки физического развития школьников Брянской области / М.Б. Булацева, В.В. Королик, В.П. Михалев. М.: ГОУ ВПО РГМУ. 2004. 20 с.
5. Иноземцев В.А. Модификация темновой адаптометрии при массовых обследованиях детей экологически неблагополучных территорий / В.А. Иноземцев, В.П. Михалев, А.В. Корсаков //Чернобыль — 20 лет спустя. Социально-экономические проблемы и перспективы развития пострадавших территорий: Материалы Международной научно-практической конференции (Брянск, 7—8 декабря 2005 г.) / Под. ред. проф. А.В. Матвеева. Брянск. 2005. С. 157—159.
6. Михалев В.П. Роль фоновых техногенных компонентов среды в формировании реакций населения на воздействие аварийного радиационного фактора: дисер. док. мед. наук / В.П. Михалев. М. 2001. 41 с.