Научная статья на тему 'МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭРИТРОЦИТОВ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ТОКСИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ'

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭРИТРОЦИТОВ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ТОКСИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — И.А. Грибова, И.А. Гусейнов, Н.П. Павлюченко, Н.С. Сорокина, В.В. Соколов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭРИТРОЦИТОВ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ТОКСИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ»

ЛИТЕРАТУРА

Ахмедов Н. А. Санитарно-бактериологическое значение' находок Streptococcus faecälis (энтерококка) в воде. Автореф. дне. канд. Ташкент, 1958. Калина Г. Г. Санитарно-показательное значение различных видов энтерококков при оценке качества воды. Автореф. дис. канд. М., 1973. Микробное население мирового океана./Крисс А. Е., Мишустина' И. Е.( Мицкевич И. Н. и др. М., 1964.

Крисс А■ Е. Микробиологическая океанография. М., 1976.

Левина Р. И. — Гиг. и сан., № 10, 1968, с. 103—104. Унифицированные методы анализа вод. Под ред.

Ю. Ю. Лурье. М., 1971. Anson А. Е„ Ware С. С. — Water Res., 1975, v. 9, p. 895—899.

Поступил» 28/VI 1979 л

УДК 612.111.4

Канд. мед. наук И. А. Грибова, канд. биол. наук И. А. Гусейнов, И. П. Павмоченко, канд. мед. наук И. С. Сорокина, проф. В. В. Соколов

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭРИТРОЦИТОВ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ТОКСИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

Научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР,

Москва

В настоящее время при токсиколого-гигиенических исследованиях возрастает интерес к изучению эритроцитов. Это связано с имеющимися данными о большой чувствительности ик к * воздействию токсичных веществ (И. И. Гительзон; Я. Г. Ужанский; Е. И. Долидзе и соавт.; Hasan, и др.), а также с появлением в последнее годы указаний о том, что контакт со многими химическими веществами различного действия в небольших концентрациях обусловливает тенденцию к снижению показателей красной крови или развитию умеренной анемии (Л. Н. Архангельская и А. А. Каспаров; Л. А. Даниелянц и соавт.; Я. Г. Двоскин и соавт.; Е. Д. Дорофеева; Н. И. Иванова; В. В. Соколов и соавт.; Pod и соавт.; Kociba и соавт., и др.).

В связи с указанным представлялось важным изучить некоторые показатели морфофункционального состояния эритроцитов у практически здоровых рабочих, подвергающихся воздействию как отдельных токсичных веществ, так и их комплекса в концентрациях, не вызывающих клинических проявлений интоксикации.

Обследованы 2 группы рабочих —51 аппаратчик цеха получения синтетического левомицетина (20 "Мужчин и 31 женщина) и 27 печатников цеха глубокой печати (мужчин). Аппаратчики в течение 3—10 лет подвергались комплексному воздействию ряда токсичных веществ: стирола, метанола, дихлорэтана, изопропилового спирта, брома, «оксиметильного соединения», dj-теамина, формальдегида в концентрациях, превышающих санитарные нормы в среднем в 2—5 раз (Н. И. Мачюлнте). Печатники длительное время (7 до 10 лет, 20 от 10 до 20 лет) имели контакт с толуолом, концентрации которого а воздухе колебались от 20 до 500 мг/м3, превышая ПДК в среднем в 2—4 раза. Подавляющее большинство обследованных было в возрасте от 20 до 49 лет. При ретроспективном анализе результатов периодических медицинских осмотров и углубленном обследовании не выявлено признаков интоксикации ни у рабочих цеха производства левомицетина, ни у печатников. В отдельных случаях диагностированы заболевания сердечно-сосуднстой системы (гипертоническая болезнь, вегетативно-сосудистая дистопия) и органов пищеварения (хронический холецистит, диски-незия желчных путей), т. е. такие, которые не могли оказать существенного влияния на состояние эритропоэза.

Поскольку среди обследованных были как мужчины, так и женщины, подобраны две адекватные по возрасту и состоянию здоровья контрольные группы, состоявшие из 30 женщин и 22 мужчин.

Для характеристики эритроцитов использовали цито-метрнческие данные, осмотическую резистентность эритроцитов, а также некоторые показатели состояния гемоглобина. Диаметр эритроцитов определяли винтовым оку-ляр-микрометром, показатель гематокрита — с помощью

микроцентрифуги МГЦ-8, средний объем толщину, индекс сферичности и площадь поверхности — расчетным путем. Для изучения осмотической резистентности эритроцитов применяли унифицированный метод. Состояние гемоглобина оценивали по результатам общего количества его в крови (гемоглобинцианидным методом), среднего содержания и средней концентрации в одном эритроците (расчетным путем). Помимо этого, спектрофотометрически (по М. С. Кушаковскому) измеряли процентное содержание в крови метгемоглобина. Для характеристики суммарного содержания неактивных дериватов гемоглобина исполь-Ре.» X Ю~2

зовали соотношение -ñ-, где Del0 — оптиче-

640 "V-

ская плотность 1% раствора крови; D640 — оптическая! плотность того же раствора после добавления цианистого^ калия и красной кровяной соли. Известно, что продукты окислительной деструкции гемоглобина поглощают свет в красной области спентра более резко, чем гемоглобин с максимальной разницей при 610 нм. DsiB соответствует общему содержанию гемоглобина. Количество билирубина в плазме определяли спектрофотометрическим методом Schinowara и Walters. Судя по результатам, полученным у лиц контрольных групп, у мужчин и женщин наряду с различиями общего количества эритроцитов и гемоглобина были неодинаковы и другие изученные показатели состояния гемоглобина. Половых различий эритроцито-метрических характеристик эритроцитов и кх осмотической резистентности не выявлено, что согласуется с данными литературы (Г. Д. Левина; Л. М. Фридман, и др.). Эти данные позволили рассматривать результаты эритро-цитометрии и осмотическую резистентность эритроцитов независимо от пола.

У лиц, занятых на производстве левомицетина, а также у рабочих цехов глубокой печати число эритроцитов в крови находилось в пределах физиологических колебаний нормы. Однако при статистической обработке выявлена склонность к их снижению по сравнению с контролем. Так, у женщин контрольной группы число эритроцитов в среднем было 4 104 000+38 100 в I мкл, а у сотрудниц цеха производства левомицетина — 3 926 000+38 600 (Р<0,05). У мужчин того же цеха в 1 мкл крови их содержалось 4 505 000+64 500, а у печатников — 4 506 000+30 000, в то время как у мужчин контрольной группы этот показатель был достоверно выше (4 699 000 +38 800, Я <0,05).

При воздействии токсичных факторов выявлено также изменение геометрических параметров эритроцич^р (табл. 1). У лиц обеих групп был повышен средний объем и диаметр эритроцитов, причем толщина клеток и степень их сферичности существенно не изменялись, а площадь поверхности увеличивалась.

Таблица 1

I Цитометрические характеристики эритроцитов у обследованных (М ±т)

Группа обследованных

Показатель контрольная работники цеха работники цеха

лсоомицетина глубокой печати

Объем, мкм3 97,21 ±0,82 103,50+0,97* 103,60+1,47*

Диаметр,

мкм 7,71 ±0,040 7,97 ±0,038* 7,95±0,050*

Толщина,

мкм 2,09±0,019 2,08 ±0,029 2,14 ±0,072

Индекс сфе-

ричности 3,73±0,056 3,90±0,076 3,74 ±0,107

Площадь по-

верхности,

мкм4 119,49±1,7 127,25± 1,23* 125,90+1,24*

Физиологи-

ческий ани-

зоцитоз 3,54 ±0,064 3,51 ±0,071 3,45±0,093

* Здесь и в табл. 2 —данные, достоверно отличающиеся от контроля (Р<0,05).

Данные анализа эритроцитометрических кривых указывают на сохранение правильного характера вариационного распределения эритроцитов по диаметру. Увеличение среднего размера клеток происходило за счет равномер-. ного сдвига всей вариационной кривой вправо. Повышение анизоцитоза при этом не наблюдалось, смещение эритро-цитометрической кривой осуществлялось в пределах нормального разброса размеров эритроцитов.

Осмотическая резистентность эритроцитов у обследо-{ ванных оказалось несколько выше, чем в контроле, г Определенные сдвиги выявлены в состоянии гемоглобина (табл. 2). У лиц производственных групп среднее количество гемоглобина в крови было несколько ниже контрольного, хотя индивидуальные показатели не выходили за пределы нижних границ соответствующих нормативов. Среднее содержание гемоглобина в 1 эритроците (ССГЭ) не изменялось, вместе с тем концентрация его (СКГЭ) была меньше, чем в контроле. Отмечено также накопление неактивных дериватов гемоглобина, в том числе метгемоглобина. Количество билирубина в плазме, характеризующее активность распада гемоглобина, в производственных и контрольных группах не различалось.

Таким образом, в 2 профессиональных группах, одна из которых имела контакт с одним толуолом, другая — с большим комплексом токсичных веществ в концентра-

циях, не вызывающих клинических проявлений интоксикации, наряду со склонностью к снижению числа эритроцитов обнаружены однотипные морфофункциональные изменения этих клеток. Морфологические сдвиги выражались в повышении размеров эритроцитов. Следует обратить внимание на то, что увеличение объема эритроцитов описано при ряде токсических воздействий, а также при патологических состояниях, сопровождающихся интоксикацией или гипоксией (М. А. Гарина; Н. В. Ревнова; И. И.Соколова и соавт.; А. В. Щеглова; Рау1о\й6-Кеп1ега и соавт., и др.). Это дает основание рассматривать развитие макро-цитоза как неспецифнческую реакцию эритроцитов на воздействие токсичных агентов. В настоящее время трудно высказать окончательное суждение о механизме указанной реакции. Определенное значение может иметь некоторое омоложение популяции эритроцитов, подтверждением чего является отмеченный как у рабочих цеха левомицети-на, так и у печатников незначительный ретикулоцитоз (10,2+0,98 и 10,5+0,78°/оо соответственно при 7,1 + +0,694/00 в контроле; /><0,05). Однако против ведущего значения этого фактора говорит отсутствие планоцитоза, свойственного молодым формам эритроцитов, а также сохранение симметричного характера эритроцитометрических кривых. Против осмотического набухания как причины макроцитоза свидетельствует отсутствие сферуляции клеток и повышение показателей их осмотической резистентности. Нам представляется, что основная причина увеличения размеров эритроцитов при токсических воздействиях — изменения в мембранах эритроцитов, возникающие под влиянием непосредственного воздействия токсичных веществ и их метаболитов, циркулирующих в крови. Это тем более вероятно, если учесть, что эритроциты активно участвуют в транспорте и обезвреживании токсичных веществ, причем большую роль в этом процессе играет оболочка эритроцитов, являющаяся универсальным адсорбентом (И. И. Гительзон;" Т. С. Истаманова; Е. И. Долидзе и соавт., и др.).

Обнаруженное' у обследованных снижение общего содержания гемоглобина в крови наряду с увеличением количества неактивных фракций кровяного пигмента может быть причиной некоторого снижения кислородтранспорт-ной функции клеток крови. Повышение размеров эритроцитов в этих условиях имеет компенсаторное значение, так как оно сопровождается увеличением площади поверхности эритроцитов и снижением концентрации гемоглобина — явлениями, способствующими реакции связывания и освобождения кислорода гемоглобином (Н. Н. Высоцкий и соавт.; И. И. Лихницкая; С. А. Троицкий, и др.').

Особого рассмотрения требует обнаруженное увеличение процентного содержания метгемоглобина, которое свидетельствует о некотором снижении активности антиокислительной системы эритроцитов и сопровождающей его интенсификации перекисного окисления липидов мембран. Вместе с тем имеются данные (М. С. Кушаковский; Г. А. Алексеев и Г. Б. Берлинер; ВеиМег, и др.), что при-

Таблица 2

Показатели состояния гемоглобина у обследованных (М±т)

Мужчины Женщины

Показатель контроль цех леношшетнна цех глубокой печати контроль цех лсвомицетииа

Количество гемоглобина в крови, г% ССГЭ, пг скгэ, % Количество метгемоглобина, % ы Оою „,п . У р. X10 : количество билирубина, мг% 15,5+0,11 33,0+0,17 33,8±0,33 1,61+0,19 5,25 ±0,25 0,75±0,10 14,6+0,21* 32,4+0,25 31,9±0,50* 3,10+0,51* 7,94 ±0,30* 0,81 ±0,09 14,9+0,11* 33,2+0,22 32,1 ±0,27* 2,21+0,20* 6,14+0,29* 0,69 ±0,03 13,1+0,13 31,9+0,30 33,0±0,30 1,00+0,05 3,53+0,10 0,61 ±0,04 12,6+0,14* 32,1+0,08 30,8 ±0.27* 2,61+0,16* 7,35 ±0,40* 0,59±0,04

сутствие в крови небольших количеств метгемоглобина может играть защитную роль, так как он обладает способностью связывать и обезвреживать ряд токсичных веществ, а также выступать в роли пероксидазы при разрушении перекиси водорода. В последние годы появились указания на небольшое увеличение количества метгемоглобина в крови при разнообразных токсических и других повреждающих воздействиях на организм (Д. Д. Александров; И. Д. Волкова; Г. П. Герусова; А. Г. Марачев, и др.).

Однотипность изменений эритроцитов в разных профессиональных группах, а также имеющиеся в литературе указания на наличие аналогичных сдвигов при воздействии

ЛИТЕР

Александров Д. Д. Гигиеническая оценка химического фактора в производстве синтетического рибофлавина. Автореф. дне. канд. М., 1978.

Алексеев Г. А., Берлинер Г. Б. Гемоглобин}®ни. М., 1972.

Архангельская Л- Н., Каспаров А. А. — В кн.: Токсикология новых химических веществ, внедряемых в резиновую и шинную промышленность. М., 1968, с. 7—22.

Владимиров Г. Е. — Вопр. мед. химии, 1957, № 5, с. 332-339.

Волкова И. Д. Изменение морфологических и цитохимических показателей крови у работающих в контакте с тол^илендиизоцианатом. Автореф. дне. канд. М., 1978,

Высоцкий Н. И., Шустов С. С., Щеглов А. Ю. — В кн.: Современные проблемы биохимии дыхания и клиника. Иваново, 1970, т. 1, с. 391—395.

Гарина М. А. — Тер. арх., 1976, № 5, с. 120—122.

Герусова Г. П.—Труды Волгоград, мед. ин-та, 1975, т. 26, вып. 4, с. 38—42.

Гительэон И. И. Состав красной крови в норме и патологии. Автореф. дис. докт. Красноярск, 1960.

Даниелянц Л. А., Файзиева М., Даниелянц Г. Б. — В кн.: Всесоюзный симпозиум по клинике, диагностике и лечению заболеваний химической этиологии. 2-й. Тезисы докладов. Киев, 1977, с. 41—42.

Двоскин Я■ Г., Сандрицкая С. Э., Рахманина Н. А. и др. — Гиг. труда, 1973, X? 11, с. 15—18.

Долидэе Е. И., Джапаридзе И. Н., Суладзе И. Д. —Сообщения АН ГССР, 1973, т. 69, № 3, с. 729—732.

Дорофеева Е. Д. — Гиг. труда, 1976, № 8, с. 31—35.

Иванова Н. И. — Там же, № 5, с. 55—56.

Истаманова Т. С. Очерки функциональной гематологии. Л., 1963.

Кушаковский М. С. Клинические формы повреждения гемоглобина. Л., 1968.

Левина Г. Д. — В кн.: Вопросы теоретической к клинической гематологии. Томск, 1967, с. 118—125.

разнообразных токсических факторов, при эндогенных интоксикациях, гипоксии дают основание считать, что эти сдвиги — проявление неспецифических перестроек структуры и функции эритроцитов в процессе реакции эритрона на вредные воздействия. Как говорилось выше, ряд проявлений этой реакции имеет компенсаторное или защитное значение. Обнаружение морфофункциональных изменений эритроцитов при воздействии токсичных факторов в дозах, не вызывающих клинических проявлений интоксикации, подтверждает большую чувствительность этих клеток и указывает на перспективность их дальнейшего изучения.

ТУРА

Лихницкая И. И. Изменение кислородосвязывающнх свойств крови в эмбриональном периоде. М., 1950.

Марачев А. Г. — Физиология человека, 1977, № 6, с. 1036—1049.

Мачюлите Н. И. — Sveikatos apsanga, 1978, № 6, с. 20—

23.

Ревнова Н. В. В кн.: Проблема адаптации в гигиене труда. Л., 1973, с. 61-67.

Соколов В. В., Кончаловская H. М., Зорина Л. А. и др.— В кн.: Всесоюзный симпозиум по клинике, диагностике и лечению заболеваний химической этиологии. 2-й. Тезисы докладов. Киев, 1977, с. 13—14.

Соколова И. И., Кочеткова М. К., Трубникова Е. Н. — Лабор. дело, № 7, 1976, с. 430—432.

Троицкий С. А. — Труды Горьк. НИИ гиг. труда и проф. болезней, 1962, т. 9, с. 125—135.

Ужанский Я■ Г. Физиологические механизмы регенерации крови. М., 1968.

Фридман Л. М. Осмотическая и механическая резистентность эритроцитов при анемических состояниях. Тбилиси, 1963.

Щеглова А. В. — Пробл. гематол., 1962, № 6, с. 35—37,,

Beutler Е. — Blood, 1966, v. 28, p. 558—562.

Hasan J. — In: International Congress of Occupational Health. Proceedings. Amsterdam, 1964, v. 4, p. E — 29 (89).

Kociba R., Kuler P., Park C. et al. — Toxicol, appl. Pharmacol., 1976, v. 35, p. 553—574.

Pavlovii — Kentera V., Bogdanovic M., Miladinovic D. et al. — Respiration, 1977, v. 34, p. 213—219.

Pod L., Munteamu V., Dinca C. — Igiena, 1974, v. 23, p. 273—279.

Schinowara, Walters. Цнт. Кушаковский M. С. Клинические формы повреждения гемоглобина. Л., 1968.

Поступила 6/VII 1979 г.

УДК 614.777:66.062.612

Кандидаты мед. наук М. В. Богданов, А. А. Королев, А. С. Кинзирский и Ю. А. Рахманин, доктор биол. наук Р. В. Меркурьева, канд. мед. наук

Т. А. Солохина

. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ДИМЕТИЛАЦЕТАМИДА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова; Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Диметилацетамид (ДМАА) — Ы-диметилированный амид уксусной кислоты [СН3СОМ(СН3)]г — бесцветная жидкость со слабым запахом, удельной массой 0,9434, температурой кипения 165 °С, хорошо растворимый в воде.

ДММА относится к высоко эффективным растворителям, широко применяемым в различных отраслях промышленности, и со сточными водами производств пластмасс, термостойких, волокон, эмалей и пленок может поступать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.