УДК 572:796.912.012:793. 3
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЮНЫХ ТАНЦОРОВ НА
ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Алексей Юрьевич Бредихин, соискатель,
Павел Константинович Лысов, доктор медицинских наук, профессор, Московская государственная академия физической культуры, Москва
Аннотация
В статье представлены морфофункциональные особенности танцоров 8 лет на этапе начальной подготовки. Морфофункциональные характеристики юных танцоров получены в результате сравнения их данных с контрольной группой школьников того же возраста, не занимающихся спортивными танцами и имеющими досуговую двигательную деятельность по интересам два-три раза в неделю. С использованием соматометрических методов определены тотальные и обхватные размеры тела, диаметры плеча и бедра, кожно-жировые складки, показатели жизненной емкости легких, кистевой динамометрии, экскурсии грудной клетки, относительной кистевой динамометрии, весоростового коэффициента, индекса массы тела, способности к дифференциации мышечных усилий. По тесту Н.А. Бондаревского и пробе А.И. Яроцкого исследованы функции равновесия и уровень вестибулярной устойчивости. По методике Хит-Картера определен сомато-тип юных танцоров и школьников, проведен сравнительный анализ и оценка соматотипа обследованных детей по показателям эндоморфии, мезоморфии и эктоморфии. Выявлены взаимосвязи между соматотипом юных танцоров и их морфофункциональными данными. Предлагается при построении тренировочного процесса юных танцоров учитывать их индивидуальнотипологические особенности, в частности, показатели физического развития и соматотипа.
Ключевые слова: антропометрия, соматотип, физическое развитие, танцевальный спорт, младший школьный возраст, спортивная подготовка, индивидуально-типологический подход.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p43-47
MORPHOFUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF THE YOUNG DANCERS AT THE
STAGE OF INITIAL TRAINING
Alexey Yurevich Bredikhin, the competitor,
Pavel Konstantinovich Lysov, the doctor of medical sciences, professor,
Moscow State Academy of Physical Education, Moscow
Annotation
Morphofunctional characteristics of the young dancers (8-years old) at the stage of initial training have been described. Morphological and functional characteristics of the young dancers were obtained by comparing their data with the control group of school students of the same age who are not engaged in sports dances, having the recreational motor activity of interest two or three times a week. By using the somatometric methods the total and girth body size, diameters of shoulder and femur, thigh skinfold, vital lung capacity, carpal dynamometry, chest excursion, relative carpal dynamometry, height-weight ratio, body mass index, muscle capacity to differentiate effort have been defined. By using the test N.A. Bondarevsky and A.I. Yarotsky trial the equilibrium, functions and level of vestibular stability have been investigated. Following the procedure of Heath-Carter the somatotype of the young dancers and school students have been determined, comparative analysis and evaluation of the somatotype of children have been surveyed by the endomorph, mesomorph and ectomorph indicators. Correlations between soma-totype of the young dancers and their morphofunctional characteristics have been revealed. It is necessary to consider the individual and typological characteristics of the young dancers in the training process, in particular, indicators of physical development and somatotype.
Keywords: anthropometry, somatotype, physical development, dance sport, young school-aged athletes, sports training, individual and typological approach.
ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст, соответствующий периоду второго детства, является одним из сенситивных периодов онтогенеза, в котором происходит формирование регу-
ляторных и адаптационных механизмов организма ребенка. Объективной морфофункциональной характеристикой, отражающей биологическую индивидуальность организма, обусловленную реализуемой в онтогенезе его генетической программой, является конституция человека [2]. Конституциональный подход особенно важен при исследовании детского организма. Необходимость регулярного контроля за морфофункциональным состоянием организма и уровнем физической подготовленности в соответствии с возрастными нормами должно быть неотъемлемой частью физического воспитания и спортивной тренировки детей [1, 4]. Каждый конституциональный тип имеет свои специфические структурно-функциональные особенности, которые определяют состояние здоровья и функциональные резервы развивающегося организма. Изучение таких особенностей у детей имеет большое значение для проведения спортивной ориентации и отбора [3], а также рационального построения тренировочного процесса. Таким образом, изучение морфофункциональных особенностей и соматотипа детей, занимающихся различными видами спорта, является весьма актуальным.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью выявления морфофункциональных особенностей и определения сомато-типа 8-летних танцоров (первая половина периода второго детства, в соответствии со схемой возрастной периодизации АПН СССР, 1965) проведено комплексное изучение морфофункциональных параметров физического развития детей-европеоидов 8 лет обоего пола (35 танцевальных пар) на этапе начальной подготовки, занимающихся второй год спортивными танцами в Центре культуры досуга и спорта «Истоки» (г. Москва), в студии спортивных бальных танцев «Лидия» ГОУ СОШ № 680 (г. Москва), в танцевальноспортивных клубах г. Москвы «Бис-Альянс», «Звездный вальс», «Олимп».
Для проведения сравнительного анализа обследованы дети того же возраста средних общеобразовательных школ № 680 и № 1450 г. Москвы (всего 60 чел., по 30 мальчиков и девочек), которые не занимались спортивными танцами, посещали уроки физической культуры в школе и имели досуговую двигательную деятельность по интересам до трех раз в неделю. Для определения соматотипа измеряли 10 соматометрических показателей: длину и массу тела, кожно-жировые складки на задней поверхности плеча, на голени, под лопаткой, в верхнеподвздошной области (измеряли на правой стороне тела ка-липером с унифицированным давлением 10 г/мм2 с точностью до 0,5 мм); дистальных диаметров плеча и бедра с точностью до 0,5 мм; обхватов плеча и голени с точностью до
0,1 см. Определяли показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ), кистевой динамометрии и способность к дифференциации мышечных усилий. Соматотипирование проводили по схеме Б.Х. Хит и Дж.Е.Л. Картер [5].
Исследование уровня вестибулярной устойчивости и функции равновесия проводили с использованием теста Н.А. Бондаревского и пробы А.И. Яроцкого в двух вариациях. При проведении сравнительного анализа выявлено, что танцоры по ряду морфофункциональных показателей отличались от обследованных школьников (табл. 1).
При практически равных показателях длины тела обследуемых мальчиков (танцоров и школьников), различия выявлены по таким показателям, как масса тела (р<0,01), окружность (р<0,01) и экскурсия (р<0,05) грудной клетки, диаметры бедра и плеча (р<0,01), кжс голени, в верхнеподвздошной области и под лопаткой (р<0,01), относительная динамометрия левой кисти (р<0,05), жизненная емкость легких, весоростовой коэффициент, способность к дифференциации мышечных усилий, индекс массы тела (ИМТ) (р<0,01). У мальчиков и девочек группы обследованных школьников масса тела оказалась выше в среднем на 2,3 кг (7,9%) и 3,6 кг (12,7%), соответственно, по сравнению с танцорами; окружность грудной клетки - на 2,8 см (4,6%) и 2,7 см (4,3%), соответственно. Экскурсия грудной клетки у мальчиков и девочек группы обследованных школьников была меньше на 11,3% и 16,1%, соответственно, в сравнении с танцорами;
ЖЕЛ - на 4,6% (мальчики) и 5,0% (девочки). Показатель способности к дифференциации мышечных усилий у мальчиков группы школьников был хуже на 66% в сравнении с мальчиками-танцорами, у девочек - на 76,3%.
Таблица 1
Морфофункциональные показатели танцоров и школьников 8 лет (Хср.±а), п=130
Показатели Танцоры, п=70 Школьники, п=60
мальчики, п=35 девочки, п=35 мальчики, п=30 девочки, п=30
Масса тела, кг 29,2±2,6** 28,4±1,7 31,5±2,5 32,02±3,8
Длина тела, см 134,03±3,1 135,0±3,5 134,65±3,7 134,9±3,6
Окружность грудной клетки (спок.), см 60,5±2,7** 62,6±2,2 63,3±2,9 65,3±2,7
Экскурсия грудной клетки, см 6,2±1,1* 6,2±0,8 5,5±1,0 5,2±0,8
Диаметр плеча, мм 41,13±2,6** 35,93±2,17 44,25±2,89 37,93±3,05
Диаметр бедра, мм 73,64±2,44** 65,87±1,86 75,67±2,79 67,33±2,40
Обхват плеча, см 21,97±2,08 22,05±2,49 22,94±2,71 23,38±2,17
Обхват голени, см 31,05±2,12 28,03±1,25 31,69±2,29 29,79±2,85
Кжс голени, мм 10,94±2,08 11,46±2,07 13,13±2,78 12,75±2,36
Кжс в верхнеподвздошной области, мм 6,79±1,54 7,5±1,79 10,25±1,97 10,00±2,26
Кжс под лопаткой, мм 6,74±1,44 7,66±1,51 9,35±1,49 9,53±1,84
Кжс плеча сзади, мм 9,79±1,53 10,37±1,8 10,35±1,45 10,80±2,07
Кистевая динамометрия (правая), % 47,9±7,3 41,89±6,2 44,43±7,1 38,49±6,65
Кистевая динамометрия (левая), % 43,7±7,35* 36,98±6,4 39,96±6,4 33,73±6,52
Жизненная емкость легких, мл 1658,3±97** 1557±85 1581±110 1479±114
Весоростовой коэффициент, г/см 217,4±15,2 210,4±10,0 233,6±15,3 236,99±23,6
Способность к дифференциации мышечных усилий, кг 2,06±0,67 1,73±0,48 3,42±0,83 3,05±0,99
Индекс массы тела, балл 16,2±0,9** 15,6±0,8 17,35±1,08 17,55±1,5
Условные обозначения: Хср. - среднее значение показателя; а - стандартное отклонение; кжс -кожно-жировая складка; * - р<0,05; ** - р<0,01.
Также отмечены различия по показателю ИМТ: у мальчиков обследованной группы школьников в среднем он был выше на 7,0% в сравнении с танцорами, у девочек - на 12,5%. При этом в исследуемых группах выявлены различия распределения детей в зависимости от оценки показателя ИМТ (в баллах по данным ВОЗ). В группе мальчиков-танцоров наибольший процент обследованных имел оценку ИМТ 5 баллов (60%), в группе школьников на 5 баллов оценен ИМТ у 30% мальчиков. У девочек-танцоров больше всего (60%) выявлено обследованных с оценкой ИМТ -4 балла, т.е. с легким уменьшением массы тела, в группе девочек-школьниц - с оценкой ИМТ+4 балла (63,3%). Среди мальчиков-танцоров выявлено 28,6% с легким и умеренным уменьшением массы тела по показателю ИМТ, среди девочек-танцоров 77,1% - с легким, умеренным и выраженным уменьшением массы тела по показателю ИМТ, т.е. для юных танцоров характерной морфологической особенностью является сниженные показатели массы тела.
По методике Хит-Картер [5] различные соматотипы можно объединить в 4 крупные категории, по которым обследованные танцоры и дети-школьники распределились следующим образом:
1 категория - средний сбалансированный («центральный») тип, где ни один компонент не отличается от двух других, более чем на один балл; в данную категорию вошли 62,8% мальчиков-танцоров, 23,3% мальчиков-школьников, 11,4% девочек-танцоров и 13,4% девочек-школьниц;
2 категория - эндоморфный тип, где эндоморфия доминирует, мезоморфия и эктоморфия более чем на 0,5 балла ниже; в данную категорию вошли 23,3% мальчиков-школьников, 22,9% девочек-танцоров и 66,6% девочек-школьниц;
3 категория - мезоморфный тип, где мезоморфия доминирует, эндоморфия и эктоморфия более чем на 0,5 балла ниже; в данную категорию вошли 25,7% мальчиков-танцоров, 50% мальчиков-школьников и 13,4% девочек-школьниц;
4 категория - эктоморфный тип, где эктоморфия доминирует, эндоморфия и мезоморфия более чем на 0,5 балла ниже; в данную категорию вошли 11,5% мальчиков-танцоров, 3,4% мальчиков-школьников, 65,7% девочек-танцоров и 6,6% девочек-школьниц.
Согласно методике Хит-Картер возможно проводить оценку соматотипа по показателям эндоморфии, мезоморфии и эктоморфии, выделяя четыре уровня их развития: низкий, средний, высокий и очень высокий. По показателю эндоморфии, характеризующей степень тучности, мальчики и девочки танцоры имели либо низкий уровень жироотложения (40% мальчиков и 25,7% девочек), либо средний уровень жироотложения (60% мальчиков и 93,3% девочек). В группе обследованных школьников, по сравнению с танцорами, показатели эндоморфии были выше: низкий уровень жироотложения имели 6,7% мальчиков и 10% девочек, средний уровень - 93,3% мальчиков и 86,7% девочек, также 3,3% девочек имели высокий уровень жироотложения.
По показателю мезоморфии, характеризующему относительное развитие мышц и скелета, в целом по группе мальчики имели более высокие значения по сравнению с девочками. При этом большинство мальчиков-танцоров, а также мальчиков и девочек школьников (88,5, 76,7 и 60%, соответственно) имели средний уровень показателя мезо-морфии, а девочки-танцоры - низкий (77,1%).
По показателю эктоморфии, характеризующему относительную вытянутость тела и его сегментов, танцоры отличались более высокими значениями. Так, большинство мальчиков и девочек танцоров имели средний уровень эктоморфии (91,4%), а мальчики и девочки группы школьников - 43,3% и 33,3 %, соответственно. В тоже время большинство детей-школьников имели низкий уровень вытянутости (56,7% мальчиков и 66,7% девочек). В группе девочек-танцоров зафиксированы значения высокого уровня эктоморфии (в 5,7%). Как показали наши исследования, более 70% юных танцоров имели эктоморфный и центральный соматотип. При этом наибольшее количество девочек-танцоров имели эктоморфный соматотип (65,7%), а мальчиков-танцоров - центральный (62,8%). По ряду показателей выявлены значимые взаимосвязи между соматотипом юных танцоров и их морфофункциональными данными (p<0,05). Мальчики эктоморфного соматотипа по сравнению с танцорами мезоморфного соматотипа имели более низкие показатели массы тела, окружности грудной клетки, абсолютной кистевой динамометрии, весоростового коэффициента, ИМТ. Девочки эктоморфного соматотипа уступали девочкам эндоморфного соматотипа по показателям массы тела, окружности грудной клетки, абсолютной кистевой динамометрии (правой), весоростового коэффициента, способности к дифференциации мышечных усилий, ИМТ. В тоже время у девочек-танцоров эндоморфного соматотипа значения большинства вышеназванных показателей были выше, чем у девочек центрального соматотипа.
Достоверные различия у мальчиков-танцоров и школьников выявлены по показателям функции равновесия (p<0,05) и вестибулярной устойчивости (p<0,01), у девочек также выявлены достоверные различия (p<0,01). В тесте Бондаревского показатели маль-чиков-школьников по сравнению с мальчиками-танцорами были ниже на 10,7%, у девочек - на 13,5%; в пробе Яроцкого-1: у мальчиков - на 32,2%, у девочек - на 22,2%; в пробе Яроцкого-2: у мальчиков - на 18,6%, у девочек - на 16,8%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате исследовании физического развития, соматотипов, функций равновесия и вестибулярной устойчивости детей первой половины периода второго детства (8 лет) можно заключить, что в этом возрасте выявляются значимые
морфофункциональные различия как между индивидуумами одного пола, так и между полами. Для юных танцоров характерно пониженное жироотложение, тонкокостность, вытянутость тела и его сегментов, высокие показатели равновесия и вестибулярной устойчивости. Применение индивидуально-типологического подхода, включающего определение и учет соматотипа, показателей равновесия и вестибулярной устойчивости целесообразно использовать при построении тренировочного процесса юных танцоров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайцев, А. А. Биологическое обоснование концепции развития компонентов подготовленности под влиянием соматотипоспецифических изменений растущего организма спортсменок командно-игровых видов : автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Зайцев А.А. - М., 2006. -46 с.
2. Лукьянова, Е.М. Медицинские и педагогические аспекты проблемы сохранения здоровья детей / Е. М. Лукьянова // Международный медицинский журнал. - 2003. - Т. 9. - № 3. -С. 6-9.
3. Лысов, П.К. Соматометрические критерии оценки спортивной перспективности фигуристов / П.К. Лысов, И.А. Лысова // Морфология. - 2006. - № 4. - С. 77.
4. Лысова, И.А. Повышение эффективности контроля физической подготовленности школьников / И.А. Лысова, Е.В. Мухина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 4. - С. 43-45.
5. Carter, J.E.L. The heath-carter anthropometric somatotype-instruction manual. San Diego, 2002 [Электронный ресурс] // URL : http://www.somatotype.org/Heath-CarterManual.pdf. - Дата обращения 22.12.2003.
REFERENCES
1. Zaytsev, A.A. (2006), Biological justification of the concept of development components of readiness under the influence of somatotipospetsifical changes of the growing organism of athletes in command-game types, dissertation, Moscow.
2. Lukyanova, E.M. (2003), “Medical and pedagogical aspects of the problem of preserving the health of children”, International Journal of Medicine, Vol. 9, No. 3, pp. 6-9.
3. Lysov, P.K and Lysova, I.A. (2006), “Somatometric criteria for evaluating the preparedness of sport skaters”, Morphology, Moscow, No 4, p. 77.
4. Lysova, I.A. and Mukhina E.V. (2005), “Efficiency increase of monitoring of the physical preparedness of students“, Physical culture: education, formation and training, Moscow, No 4, pp. 43-45.
5. Carter, J.E.L. (2002), The heath-carter anthropometric somatotype-instruction manual, San Diego, available at: http://www.somatotype.org/Heath-CarterManual.pdf (accessed 22 December 2013)
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.12.2013.
УДК 378/ 612.017.1/ 314: 330.12
ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИММУНИТЕТА СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Лариса Владимировна Бянкина, кандидат педагогических наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК); Виктория Михайловна Изотова, старший преподаватель, Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ); Наталья Петровна Кириллова, кандидат медицинских наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК); Святослав Васильевич Кириллов, кандидат медицинских наук, доцент, Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ), Хабаровск
Аннотация
В настоящее время в вузах России, в том числе, и в медицинских обучается достаточно большое количество студентов, относящихся по состоянию здоровья к специальной медицинской